Литература
1. Киссинджер Г. Дипломатия: Пер с англ. В.В. Львова / Послесл. Г.А. Арбатова. — М., Ладомир, 1997. — 734 с.
2. The Global Competitiveness index 2016-2017.
3. Киссинджер Г. Дипломатия: Пер с англ. В.В. Львова / Послесл. Г.А. Арбатова. — М., Ладомир, 1997. — С. 740-741.
4. Prof. dr hab. Mirostaw Sutek, Synthetic approach to Measurement of National Power [Электронный ресурс] // Institute of International Relations, University of Warsaw, 2010. URL: http://powermetrics.bplaced.net/22A00.doc
5. Следует напомнить, что согласно Системе Национальных Счетов ООН 2008 года, счет товаров и услуг характеризует общий объем ресурсов, складывающегося из валового выпуска продуктов и услуг и их импорта, использованного на потребление. Т.е. согласно системе консолидированных счетов валовый выпуск в основных ценах и импорт товаров и услуг относятся к ресурсам, а экспорт товаров и услуг, валовое накопление, расходы на конечное потребление и промежуточное потребление относятся к использованию.
6. Военная безопасность России: Словарь-справочник / Под общ. ред. В.Л. Манилова. — М.: «Пробел», 2000. — 389 с. — С.291.
7. Подробнее о геополитических и геоэкономических измерениях экономической безопасности России см. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. — 336 с., 36 илл. См. полный текст книги: http://www.m-economy.ru/misc/2016_Krotov_Muntiyan.pdf
8. Экономическая безопасность России. Общий курс [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. — 4-е изд. (эл.). — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 815 с. — С. 13, 70.
9. Экономическая безопасность России. Общий курс [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. — 4-е изд. (эл.). — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 815 с. — С. 13, 70.
10. Там же.
11. Рассчитано на базе: http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1604.pdf; http://www.globalfirepower.com/active-military-manpower. asp; http://data.worldbank.org/indicator/SP.P0P.T0TL?end=2015&name_desc=true&start=2011; http://data.worldbank.org/indicator/ AG.LND.TOTL.K2
12. Указ Президента от 15 мая 2017. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41921
13. Там же.
14. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. — 336 с., 36 илл.
15. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Антикризисная модель экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2. — С. 7-14; Кротов М.И., Мунтиян В.И. Об антикризисной монетарной стратегии экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 3. — С. 17-26; Кротов М.И., Мунтиян В.И., Слуцкий Л.Э. Антикризисные меры сквозь призму национальной безопасности // Проблемы современной экономики. — 2015. — №4. — С. 23-24.
16. См. http://www.kommersant.ru/doc/3303785
НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ РОССИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО И НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ*
М.Т. Романов,
главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук, профессор Дальневосточного федерального университета (г Владивосток), доктор географических наук
romanov@tig.dvo.ru
Т.П. Филичева,
доцент кафедры управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат географических наук Tatyana.Filicheva@vvsu.ru
В статье применен геополитический подход к оценке народонаселения России. Обосновывается необходимость взаимосвязанного и синхронного развития экономики и народонаселения, в этих целях проводится оценка тесноты корреляционной связи между этими двумя показателями. Проводится сравнительный анализ демографического и экономического потенциалов «десятки» крупнейших стран мира. Отмечается, что демографический и экономический потенциалы России, в сравнении с другими основными составляющими геополитического потенциала, являются наиболее «слабыми его звеньями», что неизбежно становится местом давления на государство извне. Обосновывается, что укрепление «слабых звеньев» в геополитическом потенциале для России началаXXI века заключается в оперативном и методичном наращивании его демографической и экономической составляющих, наряду с поддержанием на достаточном уровне оборонного потенциала. Резюмируется, что в складывающихся условиях недопустимо промедление с развитием экономики и народонаселения России.
Ключевые слова: демография, народонаселение и экономика, факторы развития, геополитический потенциал, конкурентные преимущества, корреляционная зависимость, стратегия долгосрочного развития
УДК 338:332 ББК 65.054
В условиях очередного обострения геополитической ситуации вокруг России, особо актуальным становится кардинальное решение наиболее масштабных и острых проблем
национальной безопасности. В современном мире важнейшим фактором международных отношений является геополитический потенциал и геополитические факторы, которые сегодня
* Исследование выполнено при поддержке Российского научного Фонда (РНФ) в рамках проекта №14-18-03185 «Факторы, механизмы и типы структурной трансформации и модернизации территориальных социально-экономических систем Тихоокеанской России» на 2014-2016 гг.
создают базовые предпосылки национальной безопасности и устойчивого развития стран. При этом важно значение не только совокупного (или интегрального) геополитического потенциала (ГПП) страны, но и каждого из основных его компонент. Наиболее «слабые звенья» ГПП, как правило, становятся местом давления на государство извне, и наоборот, чем более развитым оказывается каждый компонент совокупного потенциала, тем более устойчивой является его позиция в геополитических отношениях.
Сегодня уже для всех становится очевидным, что одним из наиболее «слабых звеньев» ГПП России является ее экономика. В последнее время стало появляться некоторое понимание, что экономика обусловливает не только социально-экономические условия и уровень жизни населения, но и безопасность страны.
Другим «слабым» и не менее важным звеном ГПП России, также нуждающимся в безотлагательном его укреплении, является демографический потенциал. Вопреки устоявшимся представлениям, эта проблема «сама собой» давно уже не решается. Малочисленность населения, учитывая многомиллионные потери в двух мировых и Гражданской войнах в течение одного столетия — это старая и масштабная для России проблема. Поэтому всегда следует помнить, что демографический потенциал — это важнейший фактор экономического развития и национальной безопасности России, одна из основных составляющих ее геополитического потенциала.
В последние годы в России предпринимается ряд мер по решению проблем народонаселения. Так, в 2007 г. была принята «Демографическая политика...». Однако, достигнутые в этой сфере результаты пока недостаточны и предпринимаемые меры явно неадекватны масштабам проблемы, в том числе и потому, что они недооцениваются и учеными, и властными структурами. В связи с этим необходимы дальнейшие исследования демографических проблем России, как фактора экономического развития и национальной безопасности, особенно в стратегически важных ее регионах.
В связи с вопросами экономического развития и национальной безопасности Президент РФ В.В. Путин в 2013 г. в ежегодном послании Федеральному собранию отметил, что качество и масштаб российской экономики должны соответствовать ее геополитической и исторической роли в мире. Действительно, без сильной экономики, сопоставимой с экономикой сверхдержав, сложно выполнять весомую геополитическую роль в современном мире и обеспечивать независимое устойчивое развитие собственной страны.
Однако Россия не сможет успешно выполнять свою геополитическую роль без должного развития другой — важной, напрямую связанной и высоко коррелируемой с экономикой, составляющей геополитического потенциала, — демографической. Как показывает мировой опыт последних десятилетий, наряду с США, лидерами в экономическом развитии стали, во многом неожиданно для остального мира, самые многолюдные страны — Китай и Индия. Китай, ВВП которого еще в 1978 г. составлял лишь 11% от СССР, к концу 2014 г. вышел на первое место в мире (по оценкам МВФ по ППС) [14]. На юге Евразии сегодня активно нарождается другой экономический полюс мира — Индия, которая, во многом также неожиданно, стала третьей экономической державой мира по абсолютным объемам ВВП, значительно обогнав «признанные» глобальные экономические центры: Японию (в 1,5 раза), Германию (в 2 раза) и т.д.
Несомненно, огромные возможности (природно-ресурсные, пространственные, научно-технические и пр.) повторения их успехов имеет и Россия. Но в динамичном ее движении важнейшим лимитирующим фактором, на наш взгляд, выступает малочисленность населения и недооценка управленческими структурами всех уровней этого фактора для развития экономики и национальной безопасности. Численность и плотность населения сегодня в России таковы, что стало сложно обеспечивать реализацию востребованных как собственной, так и мировой экономикой крупномасштабных бизнес-проектов и
даже выполнение текущих работ, без привлечения дополнительной рабочей силы из других стран. Наряду с проблемами для экономики, малочисленность населения создает сложности и в поддержании на высоком уровне национальной безопасности России, особенно с учетом ее намерения проводить независимую политику.
Народонаселение — один из четырех краеугольных камней (наряду с экономическим, военным и природно-ресурсным потенциалами, включая территорию) в фундаменте государства. Однако, предпринимаемые меры по решению демографических проблем не достаточно масштабны и эффективны. По показателю рождаемости она сегодня занимает лишь 147-е место в мире (по оценке ООН), с коэффициентом рождаемости k = 12,6 (при среднем его значении для стран мира k = 20,3) [15], а в 1990-е и первое десятилетие 2000-х годов даже находилась в зоне значительной убыли населения.
В этих условиях изучение демографического потенциала России как фактора устойчивого и независимого развития становится критически важным. Это имеет не только научный интерес, но и большое практическое значение, прежде всего, для оценки возможностей и перспектив развития страны.
Сегодня возникают новые аспекты в теоретических и методологических вопросах изучения народонаселения. Наряду с традиционными «внутриотраслевыми» аспектами, особо актуальным становится изучение его как важного компонента целостной геополитической системы.
Цель настоящего исследования заключается в оценке народонаселения России как важной составляющей ее геополитического потенциала и фактора устойчивого и независимого развития и безопасности.
Объектом исследования является народонаселение России со всем его комплексом «застарелых» и масштабных, но не решаемых проблем, промедление с разрешением которых неизбежно приведет к обострению геополитических проблем, а, возможно, и к серьезным конфликтным ситуациям. Обоснование масштабности и остроты демографических проблем в России и разработка предложений по их решению для предотвращения неустойчивого состояния системы в целом (геополитического потенциала) является предметом настоящего исследования.
Изложение подходов. Применен системный подход, при котором демографический потенциал России рассматривается не сам по себе, а как одна из основных составляющих (компонент) геополитического потенциала страны во взаимосвязи и целостности с другими основными его составляющими и как важнейший фактор экономического развития и безопасности. К настоящему времени в развитии основных составляющих геополитического потенциала отмечается существенный разрыв, что неизбежно ведет к неустойчивости системы. Для выявления наиболее «слабых звеньев» в геополитическом потенциале страны нами оцениваются как демографический потенциал России в сопоставлении с крупнейшими странами мира, так и другие основные составляющие, и геополитический потенциал в целом. Для обоснования необходимости взаимосвязанного и синхронного развития экономики и народонаселения проводится оценка тесноты корреляционной связи между этими двумя показателями крупнейших стран мира.
Методика оценки геополитического потенциала. Для количественной оценки геополитического потенциала России, в сравнении с крупнейшими мировыми «центрами силы», нами учитывались пять основных составляющих (или компонент), которые большей частью ГПП и формируют: численность населения, территория со всем вмещенным в нее природно-ре-сурсным потенциалом, валовой внутренний продукт (по ППС), военный бюджет и совокупный военный потенциал. (В силу особой значимости природно-ресурсного потенциала в отношениях стран, может быть оправданным его рассмотрение отдельным пунктом в ряду основных составляющих геополитического потенциала).
Каждая из этих составляющих ГПП (кроме совокупного военного потенциала, который в данной работе уже является
Таблица 1
Основные показатели геополитического потенциала крупнейших стран, 2015 г.
Страны Численность населения, млн чел. оценка на 01.03.2016* Территория, тыс. кв. км** оценка на 01.03.2016 ВВП по ППС, млрд долл. США*** (оценка МВФ на 01.04.2016) Военный бюджет, млрд долл. сша**** Совокупный военный потенциал, в баллах***** Интегральная оценка ГПП, в баллах
США 323 (2,3) 9 519 (5,6) 17 947 (9,2) 610 (10) 9,7 7,4
Китай 1 376 (10,0) 9 598 (5,6) 19 392 (10) 216 (3,5) 7,3 7,3
Россия 146 (1,1) 17 125 (10) 3 718 (1,9) 84,5 (1,4) 7,5 4,4
Индия 1 286 (9,3) 3 288 (1,9) 7 965 (4,1) 50,0 ( 0,8) 5,8 4,4
Япония 127 (0,9) 378 (0,2) 4 830 (2,5) 45,8 (0,8) 3,2 1,5
Германия 81 (0,6) 357 (0,2) 3841 ( 2,0) 46,5 (0,8) 3,6 1,4
Бразилия 205 (1,5) 8 515 (5,0) 3192 (1,6) 31,7 (0,5) 3,0 2,3
Индонезия 258 (1,9) 1 905 (1,1) 2842 (1,5) 7,8 (0,1) 2,2 1,4
Франция 64 (0,5) 547 (0,3) 2647 (1,4) 62,3 (1,0) 6,1 1.9
Великобритания 65 (0,5) 245 (0,1) 2679 (1,4) 60,5 (1,0) 5,8 1,8
Примечание: В скобках дана бальная оценка составляющих геополитического потенциала стран. Составлено по: *[13], **[11], ***[14],****[51, *****[1].
условной единицей, полученной из разноименных количественных показателей) имеют строгие количественные, но разноименные показатели. Для выполнения расчетных процедур с разноименными показателями строгие количественные значения основных составляющих ГПП каждой страны были переведены в баллы, в соответствии с их количественными значениями. Для этого по каждой составляющей количественное значение страны-лидера приравнивалось к 10 баллам. По остальным странам бальная оценка по соответствующей компоненте определялась, исходя из их соотношений по количественным значениям со страной-лидером. Следующим шагом было получение суммы баллов каждой сравниваемой страны по этим пяти основным компонентам ГПП. И далее — деление полученной суммы по каждой стране на пять (согласно числу составляющих) — для получения интегральной оценки их ГПП в бальной шкале.
Наиболее «сильными» составляющими геополитического потенциала России являются: 1) природно-ресурсный потенциал, включая и территорию как важнейший ресурс; 2) оборонный потенциал с его ракетно-ядерной составляющей; 3) научно-технический и образовательный потенциал (табл. 1).
По сути, эти три составляющие геополитического потенциала России являются ее основными «конкурентными» преимуществами, которые пока дают основание рассматривать ее в числе «тройки» крупнейших держав мира, наряду с США и Китаем.
В то же время, наряду с этими выдающимися составляющими геополитического потенциала России, экономическая и демографическая его составляющие не отличаются столь же
весомыми значениями. По размерам ВВП, например, Россия сегодня почти в 5 раз отстает от США и Китая, по численности населения отставание также весьма существенное.
В одном ряду с США и Китаем, во многом, правомерно рассматривать и Европейский союз (Евросоюз, ЕС). Это экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, с признаками международной организации (межгосударственности) и государства (надгосударственности), производит примерно такой же объем ВВП (19203 млрд долл. США — по данным ВБот 1 июля 2016 г.), как и США, и Китай [14]. В его пределах проживает 506 млн чел., что в 3,5 раза больше, чем в России (с учетом прочих стран Европы, не входящих в ЕС, — 584 млн чел.).
России, длительное время имеющей такого «активного» геополитического оппонента как США и НАТО, не избавиться от перманентного давления (в виде различного рода санкций, военных угроз, информационных войн и пр.) при сохранении нынешнего положения дел в экономической и демографической сферах. Поэтому, наряду с экономикой, России следует ускоренно развивать и другую важную составляющую геополитического потенциала — демографическую. При этом, как нам представляется, демографический и экономический потенциалы в сложившихся в России условиях следует развивать ускоренно, синхронно и взаимосвязано (как, например, в Китае или Индии) — при других подходах должного эффекта не будет.
Как показывают наши исследования, значения этих показателей взаимозависимы. Так, коэффициент ранговой корреляции (г,} Спирмена между ВВП Китая (в текущих ценах по данным Национального бюро статистики — НБС) и ростом его
Рис. 1. Динамика численности населения крупнейших стран мира в 1980-2015 гг., тыс. чел.
Составлено по: [6, 7, 8, 16].
Таблица 2
Рейтинги «десятки» крупнейших стран мира по основным показателям
«Десятка» стран по за- «десятка» стран по сово- «Десятка» стран по ВВП «Десятка» стран по числен-
нимаемой площади, купному военному потен- (МВФ, ППС), в млрд долл., ности населения, млн чел.,
млн км2 * циалу (рейтинг**) 2014 г. *** апр. 2015 г. ****
Наименование Рейтинг Наименование Рейтинг Наименование Рейтинг Наименование Рейтинг
страны страны страны страны
Россия 1 США 1 Китай 1 Китай 1
Канада 2 Россия 2 США 2 Индия 2
Китай 3 Китай 3 Индия 3 США 3
США 4 Франция 4 Япония 4 Индонезия 4
Бразилия 5 Индия 5 Германия 5 Бразилия 5
Австралия 6 Великобритания 6 Россия 6 Пакистан 6
Индия 7 Израиль 7 Бразилия 7 Нигерия 7
Аргентина 8 Пакистан 8 Индонезия 8 Бангладеш 8
Казахстан 9 Германия 9 Франция 9 Россия 9
Алжир 10 Юж. Корея 10 Великобритания 10 Япония 10
Составлено по: *[11]; **[1]; ***[14]; **** [13].
населения за последние 36 лет (за 1978-2014 гг.) составил: Г, = 1(!). Китай в этот период демонстрировал не только весьма динамичное развитие экономики, но и численность его населения также устойчиво росла-на 414 млн человек за 3,5 десятилетия [7; 13]. Расчет коэффициента ранговой корреляции (г5) между динамикой ВВП США (в постоянных ценах 1970 г.) и ростом его населения (Соединенные Штаты..., 2014) за этот же период также подтверждает значительную тесноту корреляционной связи между этими показателями: г5 = 0.827. Можно отметить, что экономики этих стран по народонаселению демонстрируют синхронное развитие. В России, где на этот период приходятся «горбачевская перестройка», «ельцинско-гай-даровские реформы» и чрезмерно затяжной выход из «эпохи перемен», значение коэффициента ранговой корреляции (г5), хотя и не так высок (г5 = 0,627), но в целом также подтверждает высокую взаимозависимость экономического и демографического потенциалов.
Демографический потенциал России, в сравнении с другими основными составляющими ГПП, является наиболее «слабым его звеном». По этому показателю она занимает лишь 9-ю позицию в мире, в то время как, даже по экономике — 6-ю (табл. 2).
Как видно из данных таблиц 1 и 2, в мировом рейтинге стран по совокупности пяти основных показателей, в значительном отрыве от стран второго эшелона лидируют США и Китай. Они оба занимают территории более 9 млн км2, производят валовой продукции на 18-19 трлн долл. США. По военному и демографическому потенциалам они также в «тройке» несомненных лидеров. Тем не менее, эти сверхдержавы и сегодня реально продолжают быстро увеличивать свой демографический потенциал.
Китай, весьма динамично развивавшийся в течение последних 36 лет и практически ставший к концу 2014 г. мировым лидером по экономическому потенциалу (оценка МВФ по ППС), за этот период масштабно увеличил и численность своего населения — на 414,6 млн чел. (!), или в 1,4 раза, в то время как все население России составляет лишь 146 млн чел.) (рис. 1). США за аналогичный период увеличили свой ВВП в 5,9 раза, а численность населения — на 90,6 млн чел., или, как и Китай, — в 1,4 раза.
В России же, которая всегда декларировала, что население — это основная производительная сила, в этот период для ее наращивания мало что предпринимали — за 36 лет демографический потенциал возрос всего в 1,06 раза, или на 5,8% (и то с учетом воссоединения Крыма). Для страны, претендующей на особую геополитическую и историческую роль в мире, это недопустимо мало. В результате, если еще в 1980 г. разница в численности населения России и ее основного геополитического оппонента — США составляла 90 млн чел., то в 2014 г. — уже 172,5 млн чел. То есть, разрыв в демографических потенциалах современных сверхдержав и России только увеличивается, и масштабно. При таком состоянии демографического потенциала нереально рассчитывать на эффективное выполнение весомой геополитической роли в мире, как
и обеспечить устойчивое развитие собственной экономики в длительной перспективе.
Россия сопоставима с США и Китаем, или даже несколько опережает их, по военному и ресурсному потенциалам, но, как видно из табл. 1 и 2, рис. 1, недопустимо отстает от них по не менее важным демографическому и экономическому потенциалам. По демографическому потенциалу Россия сегодня занимает лишь 9-е место в мире, уступая не только этим странам-лидерам, но и таким странам, как Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш [13]. Очень близка к России по численности населения даже в 45 раз меньшая по занимаемой площади соседняя Япония.
Даже по другой важнейшей и тоже недостаточно «благополучной» геополитической составляющей — ВВП — по данным МВФ Россия занимает более высокую — 6-ю — позицию (при оценке по паритету покупательной способности национальных валют — ППС). Хотя следует отметить, что и 6-е место в мире по такому важному показателю как ВВП — не та позиция для государства, желающего проводить независимую политику и выполнять особую геополитическую роль. Это становится очевидным сегодня — по изменениям геополитических и экономических отношений между странами Западного мира и Россией.
Таким образом, наиболее «слабым звеном» ГПП России остается ее демографическая составляющая — при всей ее важности как основной производительной силы и наиболее эффективного инструмента контроля над собственной территорией, что подтверждается всей многовековой мировой историей. Россия занимает лишь 147-е место в мире по уровню рождаемости [15]. По этому показателю её опережают и США, и трудоизбыточный Китай.
Нами ранее неоднократно отмечалось, что длительное сохранение или усиление различий, контрастов в геополитических потенциалах стран-соседей и их регионов неизбежно приводит к появлению геополитических проблем, а нередко и к серьезным конфликтным ситуациям, особенно в условиях обостренного соперничества [2, 3, 9, 10]. И, судя по настойчивому прессингу на Россию в последний период, Запад в лице стран НАТО не склонен дольше «терпеть» ее двойственное положение и предпринимает активные усилия по демонстрации своего экономического и геополитического превосходства. В этих целях настойчиво расширяется структура НАТО и усиливается его военное присутствие вблизи российских границ — в Восточной Европе, на Черном и Баренцевом морях. Здесь подогреваются военные конфликты, вводятся различные экономические санкции, делаются попытки экономической изоляции, и пр.
В этих условиях, если Россия не готова мириться с определенным Западом для нее местом в Новом мироустройстве, она должна укрепить основные «слабые звенья» в своем геополитическом потенциале. Укрепление «слабых звеньев» для России начала XXI века заключается в оперативном и методичном наращивании его демографической и экономической составляющих (наряду, конечно, с поддержанием на достаточном уровне и оборонного потенциала). Если выразить это количественно, то России в долгосрочной перспективе следует всемерно
Рис. 2. Общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в России в 1985-2014 гг.
Составлено по: [15].
наращивать свой демографический потенциал и в 3-4 раза увеличить ВВП, чтобы на равных войти в тройку сверхдержав. Это должно стать важнейшими элементами идеологической доктрины и стратегии долгосрочного развития России. При этом важно не только абсолютное увеличение экономического и демографического потенциалов России в целом, но и повышение их концентрации в стратегически наиболее важных на тот или иной период регионах.
Демографические проблемы для России не новы, они сверхактуальны для страны уже более сотни лет, особенно с учетом многомиллионных людских потерь в двух Мировых и Гражданской войнах. Однако в течение всего этого столетнего периода государство серьезных усилий по их решению и не предпринимало — видимо считали, что демографическая проблема сама собой решится. Но само собой, как известно, ничего не решается. В итоге, Россия, имевшая в 1913 г. 159-миллионное население [8], но растерявшая за эти годы и значительную часть территорий, и населения, в 2014 г. насчитывала лишь 146 млн чел. (с учетом воссоединения Крыма), в то время, как и США, и Китай, пришедшие к рубежу ХХ-ХХ1 веков сверхдержавами, за 100-летний период увеличили свое население в 3,4 раза.
Имея ежегодно практически миллионный (или 0,68-процентный) прирост населения, Россия в результате «горбачевской перестройки» и «ельцинско-гайдаровских реформ» 21 год (с 1992 по 2012 гг.) находилась в зоне его убыли и лишь в 2013 году незначительно выбралась из нее (рис. 2). Так, в 2013 г. прирост составил 24 013 чел. (или 0,016-процентный прирост), в 2014 г. — еще 33 688 чел. (или 0,023%).
Для государства с огромными природно-ресурсными и иными возможностями развития это недопустимо мало, особенно на фоне устойчивого демографического развития современных сверхдержав — США и Китая, которые и так имеют кратно и многократно большее население. Так, активный геополитический оппонент России — США — практически ежегодно поддерживает 1-процентный прирост населения (в 2013 и 2014 гг. — по 0,99% или 3,1 млн чел/год), Китай в эти годы сохранял примерно 0,50-процентный прирост населения, или 6,7 млн чел./год.
Россия, испытывающая серьезные демографические ограничения, создающие для неё адекватные экономические и геополитические проблемы, по уровню рождаемости занимает в мире лишь 147-е место (коэффициент рождаемости — 12,6, при среднем коэффициенте для всего мира — 20,3). По этому показателю её опережают и США с населением 320 млн чел., и 1,37-миллиардный Китай, занимающие в этом списке, соответственно, 139-е и 145 места (по оценке ООН) [15].
В новейшей истории России была разработана и утверждена в 2007 г. Указом Президента «Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года» [4]. Как отме-
чается в данном документе, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение, на этой основе, демографической ситуации в стране. А целями, количественными ориентирами демографической политики РФ были объявлены стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет. (На год разработки «Демографической политики...» численность населения РФ составляла 142,2 млн чел.).
Как видно из рис. 2, после принятия «Демографической политики...» в России удалось заметно снизить смертность (км в 2014 г. = 13,1) и увеличить рождаемость (крожд в 2014 г. = 13,3). Сегодня отмечается, хоть и небольшое, но положительное соотношение этих двух показателей. То есть, для выхода из весьма сложного положения понадобились сравнительно небольшие усилия. Властными структурами это отмечается как позитивная тенденция. Однако, в условиях внешнеполитического и внешнеэкономического давления достигнутые успехи, на наш взгляд, представляются неустойчивыми и незначительными, не обеспечивающими независимое развитие.
В свете складывающейся вокруг России геополитической ситуации и ощутимой нехватки трудовых ресурсов, положение в демографической сфере нельзя назвать удовлетворительным. Следует признать, что количественные ориентиры, обозначенные в «Демографической политике...», представляются удивительно «скромными» и совершенно не решающими задачу кардинального увеличения демографического потенциала России и заселения (хотя бы) ее стратегически важных территорий. Демографическая политика, разработанная для «мирного» времени и направленная на «эволюционное» увеличение численности населения в стране, продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья, — не может быть достаточно масштабной и эффективной для условий геополитической напряженности. Для «спокойной жизни» Россия должна иметь демографический и экономический потенциалы, приближенные к показателям сверхдержав. То есть, значения основных показателей сегодняшних сверхдержав и должны стать количественными ориентирами для России на длительную перспективу — приближение к таким значениям, по сути, является условием ее устойчивого развития и выживания как целостного и независимого государства.
В связи с этим можно также отметить, что в начале XXI века именно страны с наибольшей численностью населения демонстрируют наиболее высокие темпы развития. Так, сред-
нее значение прироста ВВП «первой десятки» стран мира по численности населения в течение первых пятнадцати лет нового века (2000-2014 гг.) составило 190,4%*. Заметно отстают от них по приросту ВВП страны «второй десятки» — 155,6%, и еще больше — страны «третьей десятки» — 148,3% (табл. 3). Эти различия в значениях прироста ВВП в зависимости от численности населения еще раз подтверждают, что будущее за крупными странами.
Таблица 3
Прирост населения и ВВП в трех «десятках» крупнейших стран мира по численности населения за 2000—2014 гг., в %
Группы стран мира по численности населения Средний по группе прирост населения Средний по группе прирост ВВП
Первая «десятка» стран: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия и Япония 18,2 190,4
Вторая «десятка» стран: Мексика, Филиппины, Вьетнам, Эфиопия, Египет, Германия, Иран, Турция, Демократическая республика Конго и Таиланд 24,4 155,6
Третья «десятка» стран: Великобритания, Франция, Италия, Мьянма, ЮАР, Танзания, Республика Корея, Колумбия, Кения и Испания 20,7 148,3
Составлено с использованием источников: [13, 14].
Оцененный нами коэффициент ранговой корреляции Спир-мена между значениями прироста населения и прироста ВВП первых трех «десятков» стран мира за 2000-2014 гг. составил: Г, = 0,525, в целом, статистически значимую величину. То есть, несмотря на существенные религиозно-национальные особенности и перманентно происходящие военные конфликты и прочие подобные события в отдельных странах этой «тридцатки», различия в технико-технологической «продвинутости» и эффективности управления, асинхронности циклов развития и пр., — можно отметить заметную взаимозависимость их экономического и демографического развития на данном этапе.
Несомненно, для России и укрепление здоровья населения, и увеличение продолжительности жизни, и снижение смертности крайне важны, но, учитывая вышеизложенное, сегодня в ее демографической политике должны быть другие приоритеты, а именно, рост рождаемости (что «работает» и на «омоложение» нации) и миграционные перетоки в стратегически важные регионы, показавшие свою эффективность в предыдущие «критические» периоды и в России, и, например, в соседнем Китае.
Достижение вышеуказанных масштабных целей демографического развития в России в принципе возможно — историческая судьба предоставила ей весьма значительные конкурентные преимущества перед всеми другими странами мира в виде огромных территорий и крупнейшего природно-ресурсного потенциала, позволяющие обеспечить устойчивое и ускоренное ее развитие. Однако этими конкурентными преимуществами следует еще эффективно распорядиться для создания устойчивой материальной базы, успешного решения широкого круга масштабных задач экономического и демографического развития.
Высокая корреляционная зависимость между ростом ВВП и численностью населения позволяет отметить, что и решение проблем увеличения демографического потенциала в конечном итоге следует видеть в активном развитии экономики и кардинальном повышении уровня жизни населения. Именно в повышении уровня жизни населения, прежде всего, в увеличе-
* В числе этой «десятки» стран и Россия с Японией, с минусовыми значениями прироста населения в этот период и достаточно «скромными» значениями прироста ВВП, которые снижают в целом высокие показатели этой группы стран.
нии доходов и доступности жилья для подавляющего большинства, и заключается сегодня решение проблем расширенного естественного воспроизводства населения.
В складывающихся геополитических условиях недопустимо: промедление с развитием адаптированного к рыночным условиям высокоэффективного производства приоритетно в стратегически важных регионах; с созданием территорий опережающего развития; с созданием высокооплачиваемых рабочих мест; с массовым строительством доступного жилья для населения и др.
Уже много десятилетий отдельные авторы отмечают, что в мире следует сдерживать рост населения, и, что хоть и замедлились темпы роста, в целом на Земле наблюдается перенаселенность, а во многих регионах мира численность населения продолжает быстро возрастать. Следует согласиться, что прошедший XX век, как никакой другой, действительно отличался быстрым ростом численности населения Земли в целом — с 1,65 млрд чел. в 1900 г. до 6,1 млрд чел. в 2000 г. Особенно численность населения возросла в Центральной и Южной Америке — в 7,0 раз за этот период, в Африке — в 6,0 раз, в Азии и Северной Америке — в 3,9 раза.
В то же время, в разрез общемировой тенденции, в Европе население за этот 100-летний период увеличилось весьма незначительно — лишь в 1,8 раза, а в России в современных ее границах — в 2,2 раза. То есть неправомерно говорить, что значительный рост населения наблюдается повсеместно. Более того, сегодня в большинстве стран Европы (и более двух десятилетий в России) не обеспечивается и простое воспроизводство населения. В 2014 г., например, в Украине убыль населения в расчете на 1000 жителей составила -6,31%о, в Болгарии — -5,38%о, Сербии — -4,58%о, Венгрии — -3,46, Германии — -2,87%о, в Австрии — -1,62%о, Португалии — -1,55%о, и т.д. [12].
Во многом сходная с зарубежной Европой ситуация складывается и в России — лишь в 2013 году она выбралась из 21-летнего периода значительной убыли населения, и в 2014 г. естественный прирост составил +0,017%. Естественно, это недопустимо мало. Следовательно, в разрез общемировой (без Европы) тенденции, Россия должна быть нацелена на ускоренное развитие ее народонаселения, в соответствии со стоящими перед ней экономическими и геополитическими задачами.
В условиях, когда современная конструкция мира зиждется на примате силы, на взаимном военно-оборонительном сдерживании государств, противостоять монополии на мировую власть, осуществляемой одним государством, может лишь сопоставимое с ним другое государство, обладающее внутренними факторами развития глобального масштаба и характера: военным, финансово-экономическим, демографическим, при-родно-ресурсным потенциалами, территорией. Как следует из таблицы 1, Россия одна из немногих стран, которая располагает рядом таких определяющих глобальных факторов развития и реально может выполнять особую геополитическую и историческую роль противостояния монополии одного государства на мировую власть. Лимитирующими же факторами выступают, не получившие достаточного развития, демографический и экономический потенциалы.
Заключение
Экономические и демографические показатели развития стран весьма взаимозависимы, между ними отмечается значительная теснота (сила) корреляционной связи. В связи с этим демографическое развитие России следует обеспечивать синхронно и взаимосвязано с экономическим ее развитием — для обеспечения большего эффекта.
Опережающее развитие экономического и демографического потенциалов России, особенно, стратегически важных ее регионов, приближение по этим составляющим ГПП к уровню сверхдержав, по сути, является условием ее выживания как целостного и независимого государства. Быстро приблизиться к демографическим показателям сверхдержав, даже наиболее «активного оппонента» — США, или Евросоюза, для России, естественно, нереально. Однако ей следует незамедлительно и быстро двигаться в этом направлении.
В связи с необходимостью кардинального роста народонаселения России, целесообразна корректировка ее «Демографической политики ... на период до 2025 года», или разработка нового аналогичного документа на последующий 30-50-летний период. Он должен быть нацелен на расширенное естественное воспроизводство населения, увеличение продолжительности его жизни, иммиграцию соотечественников или другого
славянского населения (во избежание религиозных и прочих трений) в особо «проблемные» регионы на основе кардинального повышения уровня жизни и специального жилищного строительства в их пределах.
Ускоренное наращивание демографического потенциала, наряду с экономическим, должно стать одним из ключевых моментов доктрины, стратегии долгосрочного развития России.
Литература
1. Агеев А. Силовое поле. Военный потенциал 100 ведущих стран мира [Электронный ресурс] / А.Агеев, К.Буроедов, О.Сандаров // Экономическая стратегия. — 2011. — №1. — С. 18-25.
2. Бакланов П.Я. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанского региона России / П.Я.Бакланов, М.Т.Романов.- Владивосток: Дальнаука, 2009. — 168 с.
3.Бакланов, П.Я. Геополитическое положение Тихоокеанской России в начале XXI века / П.Я.Бакланов, М.Т.Романов // Ученые записки ЗабГГПУ. — 2014. — № 1(52). — С. 89-98.
4. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс].
5. Ежегодник СИПРИ 2014: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ. — Институт мировой экономики и международных отношений РАН. — М.: ИМЭМО РАН, 1998 — 2014. — 2015. — 764 с. — (в пер.).
6. Население Индии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/INDIA. Дата обращения: 20.12.2016.
7. Население Китая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/China= Дата обращения: 20.12.2016.
8. Население России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_России. Дата обращения: 20.12.2016.
9. Романов М.Т. Геополитические и геоэкономические детерминанты пространственного развития постсоветской России // Пространство современной России: возможности и барьеры развития (размышления географов-обществоведов): колл. моногр. /Отв. ред. А.Г. Дружинин, В.А. Колосов, В.Е. Шувалов. — М.: Вузовская книга, 2012. — С. 179-182.
10. Romanov M.T., Romanova I.M. On the demographic potential of Russia as a factor of sustainable and independent development. Biosciences Biotechnology Research Asia (ISSN 0973-1245)
11. Список государств и зависимых территорий по площади [Электронный ресурс]. — Режим доступа://ru.wikipedia.org/.../ Дата обращения: 20.12.2016.
12. Список стран по естественному приросту населения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.../ Список_стран_по_естественному_приросту Дата обращения: 20.12.2016.
13. Список стран по населению [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. Дата обращения: 20.12.2016.
14. Список стран по ВВП (ППС) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП (ППС). Дата обращения: 20.12.2016.
15. Список стран по уровню рождаемости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_ по_уровню_рождаемости. Дата обращения: 20.12.2016.
16. Соединенные Штаты Америки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Дата обращения: 20.12.2016.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Н.В.Спиридонова,
доцент кафедры экономической теории и социальной политики Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук sp_nv@mail.ru
В статье показана взаимосвязь глобализации и социальной политики, социальных расходов и темпов экономического роста. Проведен сравнительный анализ моделей социальной политики национальных государств. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости формирования новой модели социальной политики, адекватной современным вызовам глобализации. Сделаны выводы об особенностях модели социальной политики в России.
Ключевые слова: глобализация, социальная политика, модели социальной политики, патернализм, безусловный базовый доход
УДК 330 (075.8) ББК 66.3
Уязвимость европейской модели социальной экономики и кризис социального государства в современных условиях заставляют задуматься о необходимости поиска и формирования более эффективной модели социальной политики. Цель работы — анализ изменений моделей социальной политики под влиянием вызовов глобализации, глобальных рисков. Процессы глобализации вызывают кардинальные изменения в мировой экономике, в политической, экономической, социальной, культурной составляющих жизни современного общества. В социально-экономической литературе дискуссионным является определение глобализации и степени ее влияния на мировую
экономику (Иноземцев В.Л.[1]), а также механизма взаимосвязи социальной политики и глобализации (Scharpf F. [2]; Pierson P. [3]; Deacon B. [4]; Rodrik D. [5]; Хабермас Ю [6]).
Мы определяем глобализацию как объективный процесс, высшую стадию интернационализации мировой экономики, вызванную интенсификацией экономических, политических, социальных, научно-технических и культурных связей между странами, для которой характерны либерализация, возрастающий объем и разнообразие международных перемещений товаров, услуг, рабочей силы, потоков капитала, технологий, информации.