Научная статья на тему 'Геополитическое положение Тихоокеанской России в начале XXI века'

Геополитическое положение Тихоокеанской России в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2818
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРОБЛЕМЫ / ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ / МИРОВЫЕ «ЦЕНТРЫ СИЛЫ» / КОНТАКТНЫЕ СТРУКТУРЫ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / WORLD «FORCE CENTERS» / GEOPOLITICAL POSITION / GEOPOLITICAL POTENTIAL / GEOPOLITICAL INTERESTS AND PROBLEMS / PACIFIC RUSSIA / CONTACT STRUCTURES / TRANS-BOUNDARY REGIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакланов Пётр Яковлевич, Романов Матвей Тихонович

Рассматриваются особенности геополитического положения тихоокеанской России в начале ххI столетия. Эти особенности определяются её расположением в уникальном макрорегионе мира в зоне контакта глобальных структур евразии и тихого океана, в непосредственном соседстве и в зоне пересечения геополитических интересов крупнейших мировых «центров силы» и морских держав: СШа, китая, японии. Соотношение геополитических потенциалов России и этих крупнейших «центров силы», включая и их «морскую составляющую», во многом определяет геополитическое положение России в этом макрорегионе мира, уровень её взаимодействия с другими странами АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A geopolitical Position of Pacific Russia at the Beginning of the 21st Century

The features of geopolitical position of Pacific Russia at the beginning of the 21st century are considered. These features are determined by its position in a unique macroregion of the world in a contact zone of global structures of Eurasia and the Pacific Ocean, in the neighborhood and in intersection zone of geopolitical interests of the largest world«force centers» and sea powers, such as the uSA, China, Japan having a great impact of their sea components in their geopolitical position. The ratio between geopolitical potentials of Russia and these largest «force centers», including their «sea component», in many respects defines a geopolitical position of Russia in this macro-region of the world, the level of its interaction with other countries of APR.

Текст научной работы на тему «Геополитическое положение Тихоокеанской России в начале XXI века»

география

geography

УДК 911.3 ББК 26.8

Пётр Яковлевич Бакланов,

доктор географических наук, академик РАН, директор, Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии наук (Владивосток, Россия), e-mail: geogr@tig.dvo.ru Матвей Тихонович Романов, доктор географических наук, заведующий лабораторией, Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии наук (Владивосток, Россия), e-mail: mavr@tig.dvo.ru

геополитическое положение тихоокеанской россии в начале XXI века

Рассматриваются особенности геополитического положения Тихоокеанской России в начале XXI столетия. Эти особенности определяются её расположением в уникальном макрорегионе мира - в зоне контакта глобальных структур Евразии и Тихого океана, в непосредственном соседстве и в зоне пересечения геополитических интересов крупнейших мировых «центров силы» и морских держав: США, Китая, Японии. Соотношение геополитических потенциалов России и этих крупнейших «центров силы», включая и их «морскую составляющую», во многом определяет геополитическое положение России в этом макрорегионе мира, уровень её взаимодействия с другими странами АТР.

Ключевые слова: геополитическое положение, геополитический потенциал, геополитические интересы и проблемы, Тихоокеанская Россия, мировые «центры силы», контактные структуры, трансграничные регионы.

Petr Yakovlevich Baklanov,

Doctor of Geography, Academician, Russian Academy of Sciences, Director,

Pacific Institute of Geography, Far East branch, Russian Academy of Sciences (Vladivostok, Russia), e-mail: geogr@tig.dvo.ru Matvey Tikhonovich Romanov, Doctor of Geography, Head of Laboratory, Pacific Institute of Geography, Far East branch, Russian Academy of Sciences (Vladivostok, Russia), e-mail: romanov@tig.dvo.ru

A Geopolitical Position of Pacific Russia at the Beginning of the 21st Century

The features of geopolitical position of Pacific Russia at the beginning of the 21st century are considered. These features are determined by its position in a unique macroregion of the world - in a contact zone of global structures of Eurasia and the Pacific Ocean, in the neighborhood and in intersection zone of geopolitical interests of the largest world «force centers» and sea powers, such as the USA, China, Japan having a great impact of their sea components in their geopolitical position. The ratio between geopolitical potentials of Russia and these largest «force centers», including their «sea component», in many respects defines a geopolitical position of Russia in this macro-region of the world, the level of its interaction with other countries of APR.

Keywords: geopolitical position, geopolitical potential, geopolitical interests and problems, Pacific Russia, world «force centers», contact structures, trans-boundary regions.

© П. Я. Бакланов, М. Т. Романов, 2014

89

Под геополитическим положением понимается положение страны в географическом пространстве по отношению к другим, прежде всего, соседним странам с учётом сходства или различия их политических систем, соотношения геополитических, геоэкономических и др. потенциалов, а также - наличия или отсутствия взаимных геополитических интересов и проблем.

К началу XXI в. геополитическое положение России на восточных её рубежах вновь осложнилось. И в целом позиции России в мире ослабли. Как отмечается рядом авторов, к этому времени сферы её влияния сузились, и она сама стала более уязвимой для внешних негативных воздействий [4-7; 13; 18]. В результате произошедших на рубеже ХХ-ХХ1 вв. разнонаправленных трансформаций ведущих стран мира в экономической, демографической, военной сферах существенно изменилось соотношение их геополитических потенциалов, адекватно меняются и геополитические отношения между ними.

Это связано с рядом глобальных событий в течение короткого исторического периода. Во-первых, в результате развала союзного государства в 1990-е гг. существенно снизился собственный геополитический потенциал нашей страны, в т. ч. социально-экономический и военный. Одновременно с этим возросло геополитическое влияние США, территориально и количественно расширился блок НАТО [12] стали формироваться новые мощные геополитические центры (или «центры силы») [4; 10; 13; 14; 17] - Европейский союз, Япония и Китай. Можно даже отметить, что развал СССР и возрастание роли Китая в мире, его геополитического статуса, стали одними из главных составляющих кардинального изменения геополитического положения в мире на данном этапе.

Россия лишь в последние годы стала предпринимать заметные усилия по преломлению негативной для себя тенденции в геополитической сфере, в т. ч. в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если оценить геополитическое положение СССР и современной России, то увидим, что оно значительно ухудшилось. Если сравнивать западные районы страны с восточными, то также очевидно, что резко возросла социально-экономическая асимметрия (рис. 1), особенно геополитическая асимметрия [2].

Рис. 1. Геополитическая асимметрия макрорегионов России

Если на западе соседями России 1-го порядка являются страны Балтии, Белоруссия и Украина, бывшие республики СССР, ориентирующие свои геополитические интересы (кроме Белоруссии) на Европейский союз и НАТО, то на востоке непосредственными соседями России остались крупнейшие страны мира: США, Китай и Япония - с более высоким геополитическим потенциалом, нежели западные соседи. Причём, если собственный социально-экономический потенциал России резко падает с запада на восток (рис. 2), то потенциал стран-соседей, наоборот, значительно возрастает с запада на восток (рис. 3).

45000

Рис. 2. Изменение значений основных показателей федеральных округов РФ с запада на восток

Рис. 3. Изменение значений основных показателей сопредельных стран с запада на восток

В этой связи можно полагать, что геополитические позиции нашей страны на Дальнем Востоке, в силу исторических и географических особенностей, оказались ещё более сложными [4-6; 13; 18].

Геополитическое положение восточного макрорегиона России может быть представлено и оценено более полно с учётом прилегающей к нему 200-мильной морской экономической зоны. Её площадь, по нашим оценкам, составляет около 5 млн км2. Полный российский суверенитет над природно-ресурсным потенциалом этой зоны, его эффективное долгосрочное освоение и обеспечение устойчивого выхода в Мировой океан предполагают реализацию в Северной Пацифике многих геополитических отношений. С учётом возрастающей ориентации России, её геополитических интересов на восток - на Тихий океан, на страны АТР, Дальневосточный макрорегион, включая морскую экономическую зону и восточную часть арктического шельфа, может именоваться Тихоокеанской Россией [18].

Сложившееся к настоящему времени геополитическое положение Тихоокеанской России можно оценить во многом как уникальное, сочетающее в себе одновременно черты благоприятного, а также напряжённого, сложного, противоречивого.

Уникальность геополитического положения Тихоокеанской России, по нашему мнению, выражается в следующем:

1. Тихоокеанская Россия (ТР) - это зона глобальных контактных структур: во-первых, - стык крупнейшего макрорегиона - Северо-Востока Евразии с Тихим океаном, а во-вторых, - непосредственное соседство России с крупнейшими странами мира: США, Китаем, Японией.

2. ТР - это зона крупных трансграничных регионов [3; 5; 8; 18; 19]:

- бассейны морей: Берингова, Охотского, Японского;

- бассейны рек - Амура, Уссури, Туманной и др.;

- бассейн крупного оз. Ханки;

- макрорегион в целом входит в Тихоокеанское трансграничное пространство (прежде всего - в Северотихоокеанское ТП).

ТР - это зона трансконтинентальных (начало и окончание трансевроазиатских) транспортных магистралей и портово-железнодорожных комплексов, обеспечивающих выполнение регионом контактных функций на глобальном уровне.

ТР - это зона уникального по разнообразию природно-ресурсного потенциала (в т. ч. -возобновляемых природных ресурсов морей и суши) - важной составляющей геополитического потенциала макрорегиона и страны.

ТР - это зона пересечения геополитических интересов ведущих стран мира и одновременно - крупнейших морских держав с мощными военными и гражданскими флотами.

ТР - это зона со значительным весом морских составляющих в её геополитическом потенциале, в т. ч. размещённых в прибрежной зоне и в морской 200-мильной экономической зоне.

Тихоокеанская Россия, являясь частью Северо-Восточной Азии (СВА), испытывает воздействие уникальности этого крупного макрорегиона и геополитических отношений в нём:

во-первых, Северо-Восток Евразии - стык большого числа мировых цивилизаций, в т. ч. крупнейших и древнейших: палеоазиатской, китайской, японской, корейской, европейской;

во-вторых, Северо-Восток Евразии и Северо-Западная Пацифика - макрорегион мира с большим числом «геополитических точек напряжения», т. е. районов, где, так или иначе, выражены геополитические проблемы, связанные с неурегулированностью вопросов государственных границ, принадлежности территорий и акваторий.

К таким районам можно отнести:

- Корейский полуостров (противоречия и неурегулированность геополитических отношений между КНДР и Республикой Корея);

- Южно-Курильские острова (геополитические противоречия в этом районе и отсутствие мирного договора между Россией и Японией);

- острова Токто (или Такэсима) в Японском море (геополитические противоречия между Японией и Республикой Корея);

- острова Сенкаку в Восточно-Китайском море (геополитические противоречия между Китаем, Тайванем и Японией);

- Парасельские острова в Южно-Китайском море (геополитические противоречия между Вьетнамом, Китаем и Тайванем);

- острова Спратли в Южно-Китайском море (геополитические противоречия между Брунеем, Вьетнамом, Китаем, Малайзией, Тайванем и Филиппинами);

- остров Тайвань (геополитические противоречия между китайской республикой Тайвань и материковым Китаем);

- специфической геополитической проблемой является географическое название Японского моря, которое в КНДР и Республике Корея именуется Восточным.

Основным, «активно работающим» признаком уникальности геополитического положения Российского Дальнего Востока - как Тихоокеанской России - является его значительная удалённость от центральных районов страны и в то же время - непосредственное соседство с крупнейшими развитыми и развивающимися странами мира: США, Китаем, Японией (табл.).

Таблица

Основные показатели геополитического потенциала стран, 2012 г.

Страны ВВП, млрд долл. ША, по ППС* Военный бюджет на 2013 г., млрд долл. США1** Численность населения, оценка на июль 2012г.*** Территория, тыс. кв. км****

США 15 685 731,900 314 9 629

Китай 12 406 114,200 1 343 9 597

Япония 4 628 56,908 (2012 г.) 127 378

Россия 2 513 71,200 1382 17 098

Примечание. * - по данным Международного валютного фонда (МВФ), по ППС - паритету покупательной способности национальных валют;

** - по данным Стокгольмского института исследования проблем мира ^ГРЫ) и Википедии;

*** - по данным Американского Бюро переписи ^асйюок);

**** - по данным Госкомстата РФ.

Сегодня именно эти три державы - и на глобальном уровне, и на макрорегиональ-ном, - оказывают основное влияние на международную политику и интересы России в области безопасности и международных отношений. От геополитических отношений с этой «тройкой» стран во многом, зависит не только будущее Тихоокеанской России, но и всей страны. Разумеется, очень важным остается европейский вектор внешней политики России. Однако «центр тяжести» геополитических отношений переносится в Тихоокеанский регион.

Из этой «тройки» США сегодня являются ведущим глобальным геополитическим центром, значительно превосходящим геополитические потенциалы всех других стран мира. В этой связи США представляют собой пока что единственный полюс в современной геополитической структуре мира. По ВВП США превосходят Россию более чем в 6 раз, а по населению - в 2,2 раза. Их военный бюджет превышает российский в 10 раз, а инвестиции в модернизацию вооружений и военной техники - почти в 20 раз. В обозримом будущем это будет обеспечивать качественное и количественное превосходство США как в военной, так и в экономической сферах.

Япония также имеет большой социально-экономический и научно-технический, а также значительный военный потенциал. По ВВП Япония превосходит Россию в 1,8 раза (табл.), уступая ей в населении лишь на 8,7 %. В последнее время эта страна наращивает и свой военный потенциал.

Китай опережает Россию по ВВП почти в 5 раз и по численности населения почти в 10 раз. При этом следует иметь в виду, что Тихоокеанская Россия остаётся слабозаселённой, но насыщена природными ресурсами, в т. ч. энергетическими и земельными. В то же время и для Китая, и для Японии недостаток собственного сырья, топливно-энергетических ресурсов и пригодных для хозяйственного использования территорий, в т. ч. - земель для производства продовольствия, при быстро растущей экономике (и населения в КНР) становятся всё более важной национальной проблемой.

1США является лидером крупнейшего и самого активного военно-политического блока - НАТО, в который сегодня входят 28 государств, и военный бюджет которого на 2013 г. составляет около 850 млрд долл. [14]. Кроме того, у США заключены двусто-ронние военно-политические соглашения с Японией и Республикой Корея - соседями 1-го и 2-го порядков Российского Дальнего Востока. В целом военный бюджет этой группы стран на 2013 г. составляет 940 млрд долл., или около 54 % от мирового значе-ния (для сравнения, военный бюджет России от мирового значения достигает лишь 4 %).

2По данным Госкомстата РФ, численность населения в России в 2012 г. составляла 143,37 млн чел. [11].

Из этих стран-соседей в последние три десятилетия существенно усиливает свой геополитический потенциал Китай [9; 13; 17]. Его значение для России определяется масштабами этой устойчиво развивающейся страны, протяжённостью общей границы, значительными потребностями в природных ресурсах и территориях, а также возможным позитивным влиянием Китая на будущее развитие России, в особенности, её восточной части - Тихоокеанской России. Сегодня Китай заинтересован в торговле и поставках из России топливно-энергетических и других ресурсов, а также отдельных видов вооружений. Стратегическое сотрудничество и военные соглашения с Россией, в общем, усиливают позиции Китая в отношениях с США, Японией, Индией, странами АСЕАН. Однако у Тихоокеанской России имеется и определённая опасность превращения в сырьевой придаток Китая с добычей и поставками ему нефтегазовых ресурсов, металлургического сырья, лесосырьевых ресурсов.

Поэтому в дальнейшем без ускоренного наращивания экономического и демографического потенциала на Российском Дальнем Востоке, без диверсификации хозяйства на инновационной основе можно ожидать лишь усиления контрастов и роста социально-экономических градиентов, осложняющих геополитические отношения этих мировых геополитических центров с одной стороны и России - с другой.

В любом случае, для России широкое экономическое и гуманитарное сотрудничество с КНР, США, Японией, другими странами АТР выгодно и желательно как с экономической, так и с геополитической точек зрения. Однако в перспективе ключ к безопасности России на восточных рубежах лежит прежде всего в ускоренном собственном экономическом и демографическом развитии и поддержании в Тихоокеанской зоне разумного оборонного потенциала, а также - в поддержании добрососедских взаимовыгодных отношений со всеми сопредельными странами, включая КНДР и соседей 2-го порядка - Республику Корея, Вьетнам, Индию и другие страны АТР.

Наращивание геополитического потенциала в пределах Тихоокеанской России будет способствовать укреплению её геополитического положения, в т. ч. и за счёт «приращения» его морских составляющих. В качестве «морских составляющих», во многом усиливающих уникальность геополитического положения Тихоокеанской России, можно выделить следующие:

- наличие морских государственных границ России в пределах Дальнего Востока, их огромную протяжённость (более 5 тыс. км), в т. ч. в разных природно-климатических зонах;

- наличие исключительной морской 200-мильной экономической зоны, её очень большие размеры и имеющийся в её пределах разнообразный природно-ресурсный потенциал с полным российским суверенитетом над ним;

- «морские» составляющие геополитического потенциала стран-соседей, с которыми имеются морские государственные границы (включая их морские экономические зоны, военно-морские базы и объекты, размещённые на их акваториях);

- транспортно-транзитный потенциал морей и Тихого океана;

- большая протяжённость с севера на юг и изрезанность береговой линии, наличие большого количества закрытых, в т. ч. незамерзающих заливов и бухт как специфических прибрежно-морских ресурсов;

- пересечение контактных структур «суша-море» государственными границами, в т. ч. морскими;

- наличие большого количества межостровных проливов в Курильской гряде и др., обеспечивающих безопасный выход в открытый Тихий и Мировой океаны;

- военно-морской и гражданский флоты, базирующиеся в ТР, их мощность, зоны плавания и влияния в сопоставлении с флотами сопредельных стран;

- морская транспортная инфраструктура ТР, портовые мощности, в сопоставлении с портово-транспортными инфраструктурами приграничных регионов сопредельных морских держав;

- экономический, демографический и научно-технический потенциалы, обеспечивающие различные виды морехозяйственной деятельности в приморских регионах Тихоокеанской России.

С учётом широкого выхода Тихоокеанской России к морям, Тихому и Северному Ледовитому океанам и освоения их разнообразных природных ресурсов морские составляющие в геополитическом положении макрорегиона в перспективе будут возрастать и усиливаться. Именно сфера морской деятельности в этом макрорегионе мира становится важнейшей в отработке новых механизмов взаимодействия с основными современными центрами силы - США и Китаем, влияние которых в мире будет только возрастать.

Наличие у страны и её крупного региона морских государственных границ требует организации их постоянной охраны и контроля и формирования специальных структур: военно-морских сил, морских погранвойск, рыбоохраны, таможенных служб и др. Необходимо также налаживать соответствующие взаимоотношения с соседними морскими странами в сфере охраны и контроля морских акваторий и ресурсов.

В пределах морской экономической зоны и арктического шельфа по международным нормам Россия обладает полным суверенитетом над всем их природно-ресурсным потенциалом. В то же время локализация многих морских природных ресурсов, в т. ч. нефтегазовых, не имеет каких-то выраженных пространственных рубежей, соответствующих морским государственным границам, в том числе - границам морских экономических зон. Рыбные ресурсы вообще являются подвижными, динамичными во времени и пространстве. Поэтому между соседними приморскими странами, в том числе и граничащими с Тихоокеанской Россией, возникают сложные проблемы их взаимоотношений по поводу оценки, добычи, использования и контроля за морским природно-ресурсным потенциалом. При едином природно-ресурсном потенциале морей необходимо решать проблемы его размежевания по принадлежности к выходящим к морям странам.

Одной из важных морских составляющих, определяющих геополитическое положение макрорегиона, является транспортно-транзитный потенциал морей, океана, в том числе и в пределах 200-мильных зон. Здесь также необходимо тесное взаимодействие, во-первых, приморских стран, во-вторых, и других, которые заинтересованы в его использовании. Например, ряд стран Восточной Азии, в т. ч. Китай, Япония, Республика Корея, проявляют большой интерес к использованию Северного морского пути.

Во многих случаях в морских зонах происходит пересечение и сопряжение как стационарных, так и подвижных элементов контактных структур: суша - море (природно-ресурсных, морехозяйственных, экологических), а также приграничных акваторий - национальных структур природопользования соседних стран, что также требует своего постоянного регулирования.

Следует подчеркнуть, что практически все бассейны дальневосточных морей - как целостные морские геосистемы (экосистемы) - являются трансграничными, т. е. через них проходят государственные границы - как сухопутные, так и морские. Важно также и то, что поддержание на высоком уровне экологического состояния морей, морских экосистем - задача, которая может эффективно решаться лишь при постоянном взаимодействии приморских стран, выходящих к одному морю.

Как показывают наши исследования [3; 19], в таких трансграничных регионах, несмотря на прохождение государственных границ, остаются тесно взаимосвязанными природные ресурсы и процессы (морские течения, миграции рыб, речной сток, циркуляция атмосферы и т. п.). При этом качественно-количественные изменения отдельных ресурсосодержащих компонентов или окружающей среды в одном месте (ареале) трансграничного региона (трансграничной геосистемы), как правило, передаются в другие её части (ареалы). Поэтому наиболее полная оценка природно-ресурсного потенциала во всём трансграничном регионе, а также организация устойчивого эффективного природопользования

возможны только в пределах всего этого пространства. С этой целью необходима разработка долгосрочной договорной основы между государствами, являющимися частями единых трансграничных регионов.

Трансграничность морских бассейнов в конечном счёте обусловливает и то, что все морские акватории таких бассейнов по мере их освоения становятся зоной пересечения геополитических интересов практически всех выходящих к морскому побережью стран [3; 5; 6; 18;19]. Например, акватория Японского моря является зоной пересечения геополитических интересов России, Японии, Республики Корея и КНДР. В известной мере, здесь пересекаются геополитические интересы и Китая, т. к. он также имеет часть этого трансграничного региона в бассейне р. Туманной. Акватория Охотского моря является в большей мере зоной российских геополитических интересов и в меньшей мере - японских. Акватория Берингова моря - зоной пересечения российских и американских геополитических интересов.

Для количественной оценки отдельных морских аспектов геополитического положения Тихоокеанской России могут быть использованы такие показатели, как длина береговой линии, площадь морской экономической зоны, число судоходных выходов (проливов) в открытый океан и их расположение относительно взаимодействующих стран в этом регионе мира. Важную геополитическую составляющую имеют и такие показатели, как число и плотность населённых пунктов в прибрежной зоне, число морских портов, портпунктов и портовые мощности макрорегиона и соответствующих трансграничных регионов, в т. ч. в сопоставлении с аналогичными показателями в соседних странах, дислокация военноморского потенциала в сопоставлении с соседними странами и др.

Следует подчеркнуть, что береговая и прибрежная зоны Тихоокеанской России в целом являются не только важнейшим природным ресурсом многоцелевого назначения, но и опорной базой в стратегическом отношении, в т. ч. в последующем освоении Мирового океана, а также - Северного морского пути - как новой трансконтинентальной магистрали. В этой связи прибрежная и 200-мильная морская зоны Тихоокеанской России существенно дополняют геополитический потенциал России в целом.

Значительные морские акватории, с одной стороны, являются естественными рубежами или некоторым сдерживающим фактором в обеспечении национальной безопасности любого государства. Но в то же время именно значительная «морская составляющая» геополитического потенциала, обширные выходы к морям и Тихому океану обеспечивают соответствующий интеграционный потенциал и уровень взаимодействия России со многими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Потенциал взаимодействия усиливается и благодаря тому, что государственные границы многих стран АТР преимущественно представлены морскими границами, в т. ч. и у соседних крупнейших в военном и экономическом отношении стран мира - США, Китая, Японии.

Список литературы

1. Бакланов П. Я. О категориях современной геополитики // Изв. РАН. Сер. «География». 2003. № 2. С. 7-16.

2. Бакланов П. Я. Геополитическая асимметрия России как стратегический фактор регионального развития // Народонаселение. 2005. № 2. С. 116-120.

3. Бакланов П. Я., Ганзей С. С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток: Дальнаука, 2008. 216 с.

4. Бакланов П. Я., Романов М. Т. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанского региона России. Владивосток: Дальнаука, 2009. 168 с.

5. Бакланов П. Я., Романов М. Т. Геополитические факторы развития трансграничных регионов // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2010. № 2 (51).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 60-72.

6. Бакланов П. Я. и др. Геополитический потенциал трансграничного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Владивосток: Дальнаука: Изд-во ВГУЭС, 2010. 626 с.

7. Колосов B. A., Туровский Р. Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы // Полис. 2000. № 3. С. 40-61.

8. Ларин В. Л. Тихоокеанская Россия как объект и субъект российской и международной политики // Вестн. ДВО. 2013. № 1. С. 4-9.

9. Лузянин С. Г. Российско-китайские измерения Шанхайской организации сотрудничества. Модель - 2013 г. // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. С. 42-49.

10. Мозиас П. М. Морская деятельность Китая: экономические и геополитические аспекты // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 1. С. 25-39.

11. Население субъектов Российской Федерации. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ (дата обращения: 14.05.2013).

12. Организация Североатлантического договора. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ (дата обращения: 28.06.2013) .

13. Парамонов В., Строков А., Стояновский О. Отношения между Россией и Китаем: история, современность и будущее. URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/523. html (дата обращения: 17.06.2013).

14. Портяков В. Л. Становление Китая как ответственной глобальной державы. М.: ИДВ РАН, 2013. 240 с.

15. Список стран по ВВП (ППС). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 14.05.2013).

16. Список стран по военным расходам. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/; SIPRI: http://sipri.org/ (дата обращения: 14.05.2013).

17. Титаренко М. Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 623 с.

18. Тихоокеанская Россия: страницы прошлого, настоящего, будущего / колл. авт.; отв. ред. акад. РАН П. Я. Бакланов. Владивосток: Дальнаука, 2012. 406 с.

19. Трансграничный регион: понятие, сущность, форма / колл. авт.; отв. ред. акад. РАН П. Я. Бакланов; д-р полит. наук, проф. М. Ю. Шинковский. Владивосток: Дальна-ука, 2010. 276 с.

20. Численность населения стран мира (данные Американского Бюро переписи (Factbook). URL: http://mostinfo.su/29-chislennosti-naseleniya-stran-mira-v-2012-godu. html (дата обращения: 14.05.2013).

References

1. Baklanov P. Ya. O kategoriyakh sovremennoi geopolitiki // Izv. RAN. Ser. «Geografiya». 2003. № 2. S. 7-16.

2. Baklanov P. Ya. Geopoliticheskaya asimmetriya Rossii kak strategicheskii faktor regional’nogo razvitiya // Narodonaselenie. 2005. № 2. S. 116-120.

3. Baklanov P. Ya., Ganzei S. S. Transgranichnye territorii: problemy ustoichivogo prirodopol’zovaniya. Vladivostok: Dal’nauka, 2008. 216 s.

4. Baklanov P. Ya., Romanov M. T. Ekonomiko-geograficheskoe i geopoliticheskoe polozhenie Tikhookeanskogo regiona Rossii. Vladivostok: Dal’nauka, 2009. 168 s.

5. Baklanov P. Ya., Romanov M. T. Geopoliticheskie faktory razvitiya transgranichnykh regionov // Tamozhennaya politika na Dal’nem Vostoke. 2010. № 2 (51). S. 60-72.

6. Baklanov P. Ya. i dr. Geopoliticheskii potentsial transgranichnogo sotrudnichestva stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona. Vladivostok: Dal’nauka: Izd-vo VGUES, 2010 . 626 s .

7. Kolosov B. A., Turovskii R. F. Geopoliticheskoe polozhenie Rossii na poroge XXI veka: realii i perspektivy // Polis. 2000. № 3. S. 40-61.

8. Larin V. L. Tikhookeanskaya Rossiya kak ob»ekt i sub»ekt rossii-skoi i mezhdunarodnoi politiki // Vestn. DVO. 2013. № 1. S. 4-9.

9. Luzyanin S. G. Rossiisko-kitaiskie izmereniya Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva. Model’ - 2013 g. // Problemy Dal’nego Vostoka. 2013. № 3. S. 42-49.

10. Mozias P. M. Morskaya deyatel’nost’ Kitaya: ekonomicheskie i geopoliticheskie aspekty // Problemy Dal’nego Vostoka. 2013. № 1. S. 25-39.

11. Naselenie sub»ektov Rossiiskoi Federatsii. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrashcheniya: 14.05.2013).

12. Organizatsiya Severoatlanticheskogo dogovora. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrashcheniya: 28.06.2013).

13. Paramonov V., Strokov A., Stoyanovskii O. Otnosheniya mezhdu Rossiei i Kitaem: istoriya, sovremennost’ i budushchee. URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/523.html (data obrashcheniya: 17.06.2013).

14. Portyakov V. L. Stanovlenie Kitaya kak otvetstvennoi global’noi derzhavy. M.: IDV RAN, 2013. 240 s.

15. Spisok stran po VVP (PPS). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrashcheniya: 14.05 .2013) .

16. Spisok stran po voennym raskhodam. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/; SIPRI: http://sipri.org/ (data obrashcheniya: 14.05.2013).

17. Titarenko M. L. Geopoliticheskoe znachenie Dal’nego Vostoka. Rossiya, Kitai i drugie strany Azii. M.: Pamyatniki istoricheskoi mysli, 2008. 623 s.

18. Tikhookeanskaya Rossiya: stranitsy proshlogo, nastoyashchego, budushchego / koll. avt.; otv. red. akad. RAN P. Ya. Baklanov. Vladivostok: Dal’nauka, 2012. 406 s.

19. Transgranichnyi region: ponyatie, sushchnost’, forma / koll. avt.; otv. red. akad. RAN P. Ya. Baklanov; d-r polit. nauk, prof. M. Yu. Shinkovskii. Vladivostok: Dal’nauka, 2010.276 s .

20. Chislennost’ naseleniya stran mira (dannye Amerikanskogo Byuro perepisi (Factbook). URL: http://mostinfo.su/29-chislennosti-naseleniya-stran-mira-v-2012-godu. html (data obrashcheniya: 14.05.2013).

Статья поступила в редакцию 10. 09. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.