Научная статья на тему 'Народный заступник'

Народный заступник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДОВСКИЙ НАРОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORDOVIAN PEOPLE / EDUCATION / LIFE AND CREATIVE ACTIVITY / SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Николай Федорович

В статье рассказывается о жизненном и творческом пути видного мордовского просветителя, общественно-политического деятеля, педагога и журналиста Г. К. Ульянова (1864 – 1943), внесшего существенный вклад в общественно-политическую жизнь не только родного края, но и всей России, в просвещение мордовского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLE’S DEPUTY

The article describes the life and work of prominent Mordovian educator, political figure, educator and journalist G.K. Ulyanov (1864 1943), who made a significant contribution to the social and political life, not only of his native land, but the whole of Russia, education Mordvin people.

Текст научной работы на тему «Народный заступник»

УДК 930.1:378 ББК Т3(2Рос.Мор)

н. Ф. мокшин

народный заступник

Ключевые слова: мордовский народ, образование, жизненный и творческий путь, просвещение, общественно-политическая деятельность.

N. F. Mokshin

PEOPLE'S DEPUTY

Keywords: Mordovian people, education, life

activity.

24 сентября 2014 г. исполняется 150 лет со дня рождения Григория Карповича Ульянова - выедающегося мордовского просветителя, общественно-политического деятеля, журналиста, педагога. Он родился в эрзя-мордовском селе Кулясове Кузнецкого уезда Саратовской губернии, что ныне в Камешкирском районе Пензенской области, в крестьянской семье, давшей России двух замечательных людей - Григория и Елену Ульяновых, деятельность которых оказала значительное влияние на просвещение мордовского народа [6, с. 7].

После окончания земской школы Григорий Ульянов поступил в Вольскую учительскую семинарию, завершив обучение в которой в 1885 г., начал педагогическую деятельность в качестве учителя в мокшанско-эрзянском селе Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейско-го района Пензенской области). Полный просветительских планов и устремлений, молодой педагог быстро сблизился с крестьянами, вел с ними задушевные беседы, которые выходили далеко за рамки школьной программы и тогда назывались «крамольными». В результате распоряжением министра народного просвещения он был лишен в 1889 г. права заниматься педагогической деятельностью «по политической неблагонадежности».

Григорий Карпович Ульянов был вынужден покинуть родные края и переехать в губернский город Саратов, где устроился на работу в отдел земской статистики губернской земской управы, а затем возглавил отдел народного образования этой же управы. Здесь он сблизился с другим не менее замечатель-

and creative activity, education, social and political

ным мордвином родом из эрзя-мордовского села Камаевка Петровского уезда Саратовской губернии, общественным деятелем и писателем Степаном Васильевичем Аникиным (1869-1919), совместно с которым создал Общество взаимопомощи учеников и учителей народных училищ Саратовской губернии, участвовал во Всероссийском съезде этого общества, состоявшемся в 1902 г.

С 1902 года Г. К. Ульянов стал активным деятелем саратовской организации Партии социалистов-революционеров (эсеров), содействовал созданию Всероссийского крестьянского союза и саратовской организации указанной партии [5, с. 636].

В Саратове Г. К. Ульянов познакомился с лидерами народнического движения, сосланными в этот город за антиправительственную деятельность, В. Г. Богоразом-Таном, впоследствии известным этногеографом, одним из создателей партии «Земля и воля» М. А. Натансоном (Бобровым). Под их влиянием у него улетучились надежды на школу и хорошего учителя как на путь вытедения крестьянства, родного народа из бесправия и нищеты, а таковым стал путь революционной борьбы. В начале 1900-х гг. наиболее многочисленной и популярной в крестьянской массе быша партия социалистов-революционеров, или эсеров, представлявшая собой левое крыло мелкобуржуазной демократии. Подвергая критике утопические теории этой партии, применявшуюся ею тактику индивидуального террора, колебания между классами рабочих и крестьян, в то же время партия большевиков во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) неоднократно вступала в соглашения с эсерами ради усиления борьбы с царским самодержавием.

Гуманитарий: актуальные проблемы ^ 3 (23) 2013 гуманитарной науки и образования - V л

За активное участие в демонстрациях, нелегальной политической деятельности и организацию крестьянского движения в губернии Г. К. Ульянов в 1905 г., в разгар первой русской революции, был арестован и сослан на пять лет в Восточную Сибирь. Но по этапу он дошел лишь до Тюменской тюрьмы, что в Западной Сибири, где весной 1906 г. его настигла весть об избрании депутатом 1-й Государственной думы от Саратовского «Союза трудящихся». В связи с избранием членом Государственной думы Г. К. Ульянов был освобожден из Тюменской тюрьмы.

Его избиратели - мордовские и русские крестьяне родной Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии наказывали своему избраннику в Государственную думу бороться за их права. Говоря о страданиях, разорительных налогах, рекрутстве, бесправии, неграмотности и лишениях, они в своем наказе писали: «Дальше мы таких порядков выносить не можем и поручаем Вам, Григорий Карпович, громко заявить Думе и защищать до последней возможности... наши требования. Мы обещаем стоять за Вас грудью» [2, с. 694].

В Государственной думе Г. К. Ульянов, как и избранный также заочно его мордовский коллега С. В. Аникин, вошел в «Трудовую группу», объединявшую в основном депутатов из крестьян и народнической интеллигенции. Они были лидерами ее революционного крыла. Обладая природным даром ораторов, Г. К. Ульянов и С. В. Аникин неоднократно вступали в дискуссии с представителями царской власти, лидерами основных политических партий Российской империи - П. А. Столыпиным, П. Н. Милюковым и другими. Они были составителями ряда аграрных проектов, предложенных «трудовиками», а именно «проекта 33-х», требовавшего полной ликвидации частной собственности на землю и уравнительно-трудового землепользования, «проекта 35-ти» - о земельных комитетах и других. Эти выступления и проекты неоднократно анализировал В. И. Ульянов (Ленин). Он и его партия поддерживали социально-экономические требования «трудовиков», отражавшие интересы и чаяния трудового крестьянства, боровшегося против помещичьего землевладения и пережитков крепостничества. Критикуя неустой-

чивость и слабость их политических позиций, большевики вместе с тем соглашались с ними по ряду вопросов.

Как писал впоследствии в неопубликованной автобиографии Г. К. Ульянов, он и его сподвижники по «Трудовой группе» ясно понимали, что Государственная дума «бессильна удовлетворить требования трудовых масс, и смысл депутатских полномочий видели лишь в том, чтобы использовать их для углубления и расширения революционного движения» [1, с. 98].

Наряду с официальной депутатской деятельностью, Г. К. Ульянов продолжал активную внедумскую работу, будучи ответственным редактором газеты социалистов-революционеров «Дело народа» и членом Центрального комитета этой партии с 1906 по 1910 г. Как редактору указанной газеты ему было предъявлено обвинение в уголовном преступлении, требовавшее лишения его парламентской неприкосновенности. После бурных дебатов июня 1906 г., в которых принял активное участие С. В. Аникин, горячо защищавший друга и коллегу, Государственная дума отклонила это требование. Но вскоре, 10 июля этого же года, она была царским указом распущена, и Г. К. Ульянов, по его словам, оказавшись «свободным кандидатом на скамью подсудимых», был вынужден перейти на нелегальное положение.

В выступлениях и публицистических статьях Г. К. Ульянов отмечал беспочвенность надежд на возможность мирной законодательной работы в Государственной думе, выдвигал в качестве первоочередной задачи борьбу за народовластие, призывал к использованию Думы как одного из инструментов организации народных масс для активного революционного выступления.

Бывшие члены Государственной думы, не соглашаясь с царским указом о ее роспуске, собравшись вскоре в Выборге, приняли обращение к «Народу от народных представителей», получившее в исторической и мемуарной литературе название «Выборгского воззвания», в котором значительное большинство депутатов посчитали Думу единственным легитимным органом власти и признали ее роспуск нарушением прав народа. В связи с этим они сочли своим

долгом выразить протест, сняв с себя ответственность за невыполнение своей программы. По данным следствия, основанным на распространявшемся в Санкт-Петербурге экземпляре воззвания, его подписали 180 депутатов, в том числе 100 кадетов (конституционных демократов), 56 трудовиков, 15 социал-демократов. В ряде неофициальных источников число подписавших это воззрение колеблется от 213 до 232. Г. К. Ульянов был в числе тех, кто подписал указанное воззвание, за что Петербургской судебной палатой, заседавшей 12-18 декабря 1907 г., был приговорен к трем месяцам тюрьмы и лишен избирательных прав [3, с. 113-114].

Что касается С. В. Аникина, бывшего одним из лидеров «Трудовой группы» («трудовиков»), то он незадолго до роспуска Государственной думы был делегирован «Трудовой группой» в Лондон на социалистическую конференцию Междупарламентского союза и во время роспуска Думы отсутствовал в Санкт-Петербурге, поэтому Выборгское воззвание не подписывал [4, с. 22].

Часть «трудовиков» после разгона 1-й Государственной думы образовала революционный комитет «Трудовой группы», вступивший в блок с социал-демократами для подготовки вооруженного восстания. Среди них был Г. К. Ульянов, как и С. В. Аникин. Находясь на нелегальном положении, он с пропагандистскими целями посетил Нижегородскую, Казанскую, Самарскую, Пензенскую губернии, побывал во многих мордовских селах.

В 1907 г. Г. К. Ульянов через Финляндию эмигрировал в Италию, а с ноября 1908 г. жил в Париже и Женеве, работал в эмигрантских организациях эсеров, публиковался в их изданиях под псевдонимом Иван Деревенский, призывая в своих статьях к активной революционной борьбе с самодержавием, за созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права, критиковал деятельность правительства и 4-й Государственной думы. Оказавшись почти на десятилетие за пределами России, он продолжал жить с постоянными думами о судьбах родины, отчетливо осознавая, что эмиграция эта была для него вынужденной, обусловленной реакцией, последовавшей после поражения первой русской революции 1905-1907 гг. За границей он занимался самообразованием, давал уроки,

исследовал историю народного просвещения, писал и публиковал очерки и статьи, продолжал политическую деятельность, издавал в Женеве журнал «На чужбине». В связи с начавшейся в 1914 г. Первой мировой войной Г. К. Ульянов последовательно выступал с антивоенных, интернационалистских позиций, вел борьбу с угаром национализма и шовинизма, участвовал в создании в 1915 г. Комитета интеллектуальной помощи русским военнопленным.

Интересной страницей биографии Г. К. Ульянова являлось его участие в Кин-тальской конференции, состоявшейся весной 1916 г. в швейцарской деревне Кинталь. Это была международная конференция социалистов-интернационалистов, принявшая антивоенный манифест и другие документы, которые, хотя и не содержали ленинского лозунга о превращении войны империалистической в войну гражданскую, но включали внесенные по настоянию В. И. Ульянова (Ленина) и Циммервальдской левой (международное объединение революционеров, созданное Лениным на Циммер-вальдской конференции в 1915 г.) призывы ко всеобщей интернациональной борьбе против войны, за социализм. М. А. Натансон (Бобров) и Г. К. Ульянов (под псевдонимом Власов), представляя интернационалистское крыло партии эсеров, совместно с В. И. Ульяновым (Лениным) выступили против центристской оппозиции и социал-шовинизма, подписали несколько важных документов конференции, способствовавших созданию Циммервальдского объединения, особенно его левого крыла.

В 1917 г. В. И. Ленин поставил вопрос о выходе левого крыла из Циммервальдского объединения. Созданный в 1919 г. Коммунистический интернационал на 1-м конгрессе принял решение о роспуске Циммерваль-дского объединения - временного блока революционеров-интернационалистов с центристским и полуцентристским большинством, оформившемся на Циммервальдской конференции.

Почти десятилетняя эмиграция, естественно, не способствовала укреплению связей с родиной, родным народом. Как только представилась возможность, а ее дала Февральская революция, свергшая царский режим.

12 Гуманитарий: актуальные проблемы № 3 (23) 2013

гуманитарной науки и образования у "

Уже в апреле 1917 г. Г. К. Ульянов вернулся в Россию, в том же поезде, что и В. И. Ульянов (Ленин), продолжив работу в земских органах Саратовской губернии. Временное правительство, пришедшее к власти в результате Февральской революции, провозгласило необходимость для утверждения нового режима в стране созыва Учредительного собрания в качестве парламентского учреждения. Г. К. Ульянов был выдвинут и избран в это собрание от Партии социалистов-революционеров (по Москве).

Заседание Учредительного собрания проходило 5 (18) января в Таврическом дворце в Петрограде в то время, когда в стране уже произошла Октябрьская революция. Большинство делегатов Учредительного собрания отказалось принять декреты советской власти. В пятом часу утра 6 (19) января оно было закрыто. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) принял Декрет о роспуске Учредительного собрания.

После Октября 1917 г. Г. К. Ульянов вступил в Партию левых социалистов-революционеров (эсеров), сотрудничавших с большевиками, установил советскую власть в Кузнецком уезде, был делегатом Всероссийского съезда Партии социалистов-революционеров, состоявшемся в 1918 г., но в июле того же года, в связи с убийством германского посла Мирбаха, вышел из рядов этой партии.

Г. К. Ульянов не сожалел об этом, ибо он с радостью и бесповоротно близко к сердцу принял Октябрьскую революцию. «Самое важное сделано. Октябрьская революция разбила вековые цепи, вселила силу и уверенность, расчистила перед мордвой путь, и теперь дело строительства народной жизни является ее собственным делом. Сознательные дети мордвы, Великая Октябрьская революция зовет вас всех к работе на благо своего освобожденного народа», - писал он в первые годы после революции [11].

В анкете делегата 1-го Всероссийского съезда национальностей, состоявшегося в 1920 г., в ответ на вопрос о партийной принадлежности он отметил: «С Октябрьской революции до настоящего времени - беспартийный, сочувствую революционному коммунизму» [1, с. 100].

Конструктивная работа по утверждению Советской власти на местах полностью захватила его. Как человека идейного, проверенного в горниле многих испытаний, опытного руководителя, Г. К. Ульянова избрали членом исполкома, председателем земской управы, комиссаром юстиции в родном Кузнецком уезде Саратовской губернии.

С июня 1918 г. начался новый этап в жизнедеятельности Г. К. Ульянова. Он стал сотрудником Народного комиссариата по просвещению, был назначен ответственным секретарем органа Наркомпроса - еженедельника «Народное просвещение». Просветительская работа под непосредственным руководством таких видных советских общественно-политических деятелей и педагогов, как А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский и др., способствовала глубокому осознанию проводимой Коммунистической партией политики в области народного образования.

В 1919 г. по поручению редакции еженедельника «Народное просвещение» он совершил поездку в Саратовскую и Пензенскую губернии, описав ее затем в цикле очерков «Письма с дороги». Посещение Рузаевки, Пензы, Кузнецка, ряда русских и мордовских сел дало Г. К. Ульянову обширный материал для анализа состояния культуры и просвещения в мордовском крае, положения мордовского народа в послереволюционные годы в целом. В ярких путевых заметках, а в последующем и в более обстоятельных научно-популярных статьях он откровенно характеризовал социально-экономические и этнокультурные проблемы, переживаемые краем в годы Гражданской войны, в условиях разрухи и голода. Особенно пристально он изучал ростки нового, а именно становление школы и учителя новой формации, новые отношения между учащимися и учителями, серьезное отношение крестьян к трудовой и профессиональной подготовке, соединение обучения с производительным трудом.

Делом жизни Г. К. Ульянова с приходом его в Наркомпрос стало просвещение нерусских народов Российской Федерации (РСФСР), в том числе и его родного мордовского народа. Он принимал активное участие в формировании центральных органов управления просвещением этих народов. В

1919 г., будучи инструктором Отдела просвещения национальных меньшинств Нарком-проса РСФСР, он выступил с инициативой о создании Мордовского подотдела Нарком-проса и широком развертывании просветительской работы среди мордвы, обусловленной низкой грамотностью народа.

В апреле 1920 г. через газету «Жизнь национальностей» Г. К. Ульянов обратился с письмом к работникам просвещения мордовской национальности, в котором акцентировал внимание на организационных и педагогических проблемах просветительской работы в центре и на местах. «На борьбу с невежеством должны быть призваны все наши сознательные силы», - писал он [12].

Григорий Карпович внес предложение об объединении отдельных национальных ячеек (подотделов) в составе Наркомпроса в Совет по просвещению национальностей (Совнацмен). Такой Совет был создан, и Г. К. Ульянов возглавил его Мордовское бюро, которым руководил до апреля 1924 г.

Г. К. Ульянов проявил себя в качестве талантливого организатора просвещения нерусских народов и, прежде всего, мордовского. Он приложил немало усилий по консолидации национальной интеллигенции для просвещения народа, созданию мордовской национальной школы. Важную роль сыграли в этом съезды, конференции, совещания, в организации которых он принимал самое непосредственное и действенное участие. Г. К. Ульянов был одним из инициаторов и участником 1-го Всероссийского совещания по просвещению национальностей (1919), Всероссийского съезда национальностей (1920), организатором многих национальных форумов, в том числе курсов мордовских учителей, сыгравших существенную роль в объединении усилий мордовской интеллигенции, нацеленных на подъем культурного уровня родного народа. Выступления Г. К. Ульянова всегда вызывали интерес глубоким знанием истории, современного состояния просвещения и культуры мордвы, ярким талантом публициста [1, с. 102].

Одна из ярких страниц его жизни - участие в спасении детей голодающего Поволжья. Как представитель Наркомпроса, он выезжал в национальные, в том числе мордовские, районы Поволжья для оказания по-

мощи голодающим, сам вывез более 40 крайне ослабленных голодом ребят, занимался организацией детских домов.

В 1926 г. Г. К. Ульянову назначили персональную пенсию. Но он продолжал творческую деятельность, проявляя особый интерес к проблемам народного образования в мордовском крае, говорил о необходимости создания специальных институтов для исследования истории, этнографии, языка и фольклора мордовского народа, организации научных экспедиций в губернии, заселенные мордвой.

С чувством глубокого удовлетворения встречал Г. К. Ульянов известия о национально-государственном строительстве у мордвы, проходившем поэтапно: в 1928 г. - образование Мордовского округа, в 1930 - Мордовской автономной области, в 1934 г. - Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики.

В 1930-1931 гг. по приглашению исполкома Мордовской Автономной области и по заданию Института методов школьной работы Г. К. Ульянов приезжал в Мордовию для изучения состояния народного образования и культуры в мордовской деревне, этноязыковой ситуации в условиях русско-мордовского билингвизма, т. е. двуязычия. Он побывал в ряде мордовских сел Атяшевского, Ичал-ковского, Кочкуровского и Саранского районов, провел интересные собрания родителей по вопросам употребления родного языка в учебном процессе. В создании всеобщей мордовской начальной школы Г. К. Ульянов видел путь «национально-культурного обновления» мордовской деревни, о чем свидетельствует его отчет «Мордовская деревня, как она есть», а также ряд статей, увидевших свет в центральной педагогической печати [10].

Вся творческая деятельность Г. К. Ульянова была тесно связана с журналистикой. В послеоктябрьский период он особенно много внимания уделял педагогической публицистике, опубликовав в журналах «Народное просвещение», «Коммунистическое просвещение», «Просвещение национальностей», «Народный учитель», «Крестьянский журнал», в газетах «Якстере Теште» («Красная звезда»), «Учительская газета» и др. около 60 статей. Вместе с Е. В. Скобелевым и сестрой Еленой Карповной в 1923 г. в Москве Г. К. Ульянов опубликовал первый

14 Гуманитарий: актуальные проблемы № 3 (23) 2013

гуманитарной науки и образования у "

эрзя-мордовский советский букварь «Тун-донь чи» («Весенний день»).

Он оказал немалое воздействие на сестру, ставшую известным советским педагогом и общественным деятелем, заслуженным учителем школы РСФСР Окончив Симбирскую женскую учительскую семинарию, Е. К. Ульянова работала учительницей в Ба-лашовском уезде Саратовской губернии, в Саратове и в Петербурге, а последние три десятилетия жизни (с 1927 по 1957 г) учительствовала в мокша-мордовском селе Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области, где и скончалась в 1968 г. Она вела активную работу по организации просвещения мордовского народа, в 1926-1927 гг. преподавала на Центральных московских курсах по переподготовке мордовских учителей, участвовала в работе Всероссийского совещания по просвещению мордвы, состоявшегося в 1919 году в с. Челпаново ныне Атяшевского района Республики Мордовия, всероссийских съездов мордовских учителей (1924, 1925). Ее именем названа улица в с. Старая Яксарка. Она была награждена двумя орденами Ленина - высшей государственной наградой Советского Союза [8, с. 31].

В начале Великой Отечественной войны Григорий Карпович Ульянов эвакуировался из Москвы в г. Климовск, что рядом с г. Подольском Московской области, где и скончался 23 января 1943 г. на 79-м году жизни.

Большой и тернистый путь прошел даровитый сын мордовского народа, вышедший из деревенской глубинки, малограмотной крестьянской среды, ставший в один ряд с крупными революционными деятелями России, испытавший гонения и притеснения царских властей, но до конца дней не сломленный, внесший существенный вклад в общественно-политическую жизнь России, в просвещение родного мордовского народа [7].

Родившийся в один год с другим не менее выдающимся просветителем мордвы Макаром Евсевьевичем Евсевьевым, он ничуть не дублировал последнего. Если М. Е. Евсевьев не отличался революционностью своих замыслов и деяний, хотя и был всегда настроен демократически, то Г. К. Ульянов, как и его однофамилец -уроженец соседней с Саратовской Симбирской губернии В. И. Ульянов, придерживался иных позиций, более радикальных. Хотя в настоящее время эти идеи несколько потускнели, было бы нелепо начисто отвергать их, не видеть в них рациональных положений.

Идеи и опыт Г. К. Ульянова, одного из выдающихся просветителей мордвы, активного участника и историографа национально-культурного возрождения родного народа, остаются актуальными, призванными и сегодня служить делу просвещения. Думается, настало время для издания его трудов, представляющих поныне не только историографический, но и немалый этнокультурный интерес.

Библиографический список

1. Бибин М. Т. Григорий Карпович Ульянов / М. Т. Бибин, Г. Е. Осовский // Просветители и педагоги Мордовского края. - Саранск, 1986. - С. 98.

2. Вестник партии народной свободы. - 1906. - № 10. - С. 694.

3. Демин В. А. Выборгское воззвание / В. А. Демин // Государственная дума Российской империи : 1906-1917 : энцикл. М., 2008. - С. 113-114.

4. Исхакова О. А. Аникин / О. А. Исхакова // Государственная дума Российской империи : 19061917 : энцикл. - М., 2008. - С. 22.

5. Исхакова О. А. Ульянов / О. А. Исхакова, Л. Г. Протасов // Государственная дума Российской империи : 1906-1917 : энцикл. - М., 2008. - С. 636.

6. МокшинН. Мы обещаем стоять за Вас грудью / Н. Мокшин // Изв. Мордовии. - 2004. - 24 сент.

7. Мокшин Н. Ф. Мордовская этнонациональная идея прежде и теперь / Н. Ф. Мокшин // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 45-52.

8. Мокшин Н. Ф. Ульянова Елена Карповна (1878-1968) / Н. Ф. Мокшин // Женщина в рос. о-ве. Рос. науч. журн. - 1996. - № 1. - С. 31.

9. Ульянов Г. К. Задачи мордовской интеллигенции // Жизнь национальностей. - 1921. - № 8.

10. Ульянов Г. К. Национально-культурная проблема в мордовской деревне / Г. К. Ульянов // Коммунист. просвещение. - 1931. - № 10.

11. Ульянов Г. К. Октябрьская революция и мордва / Г. К. Ульянов // Жизнь национальностей. -1920. - 23 мая.

12. Ульянов Г. К. Просветительская работа среди мордовской национальности (письмо работникам просвещения) // Жизнь национальностей. - 1920. - 23 мая.

13. Ульянов Г. К. Задачи мордовской интеллигенции // Жизнь национальностей. - 1921. - № 8.

14. Ульянов Г. К. Колхозы и дошкольные учреждения в МАО // Просвещение национальностей. -1932. - № 7.

Поступила в редакцию 22 мая 2013 г.

Сведения об авторе

мокшин Ииколай Федорович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - этногенез и этническая культура, общественный и семейный строй, культура и быт, этнические процессы, этнокультурные связи мордовского и других народов Волго-Камья и Приуралья. Автор более 400 научных и учебно-методических работ, в том числе 20 монографий. тел.: (8342) 29-07-94 E-mail: kaf_dor@mail.ru

УДК 929:2-31 ББК Т3(2Рос.Мор)

Е. В. мочалов

ОГнЕОПАЛЬнЫИ АВВАКум: жизнь, идеи, судьба

Ключевые слова: общественная жизнь, религиозный раскол, Аввакум, средневековая Русь, Мордовский край.

E. V. Mochalov FIREBURNT AVVAKUM: Life, Ideas, Fate

Keywords: public life, religious schism, Avvakum, the medieval Russia, the Mordovian region.

Труды мыслителей и писателей средневековой Руси отобразили общественную жизнь во всем многообразии и во всей широте. Проследив развитие русской этической и философской мысли ХУ-ХУ11 вв., мы видим сложный процесс ее становления и выработки устойчивых традиций. Памятники «книжности» в Средние века отличались глубиной в охватывании всех сторон человеческого бытия. Это стало доминантой древнерусской творческой мысли [7].

Речь идет в первую очередь о проблемах, которые и по сей день актуальны. Они заставляют задуматься над «вечными» вопросами бытия: что такое добро, что такое зло, как стать личностью, как жить в гармонии с окружаю-

щими и самим собой. Нам есть чему учиться у прошлого, есть что изменить в самих себе, есть что развивать и совершенствовать дальше. Особо нужно сказать о патриотической направленности философско-этической мысли средневековой Руси. Тема родины, любви к матери, уважения старших, почитания обрядов, бережного сохранения связи времен и природы - все это нашло отражение в наследии мыслителей Русского Средневековья.

Вместе с тем XVII в. вошел в историю как век русского религиозного раскола. Совершенно очевидно, что раскол является следствием целого комплекса причин. Прежде всего, в тот период шло вызревание сложнейших цивилизационных процессов:

Гуманитарий: актуальные проблемы ^ 3 (23) 2013 гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.