УДК 930.1:378 ББК Т3(2Рос.Мор)
н. Ф. мокшин
народный заступник
Ключевые слова: мордовский народ, образование, жизненный и творческий путь, просвещение, общественно-политическая деятельность.
N. F. Mokshin
PEOPLE'S DEPUTY
Keywords: Mordovian people, education, life
activity.
24 сентября 2014 г. исполняется 150 лет со дня рождения Григория Карповича Ульянова - выедающегося мордовского просветителя, общественно-политического деятеля, журналиста, педагога. Он родился в эрзя-мордовском селе Кулясове Кузнецкого уезда Саратовской губернии, что ныне в Камешкирском районе Пензенской области, в крестьянской семье, давшей России двух замечательных людей - Григория и Елену Ульяновых, деятельность которых оказала значительное влияние на просвещение мордовского народа [6, с. 7].
После окончания земской школы Григорий Ульянов поступил в Вольскую учительскую семинарию, завершив обучение в которой в 1885 г., начал педагогическую деятельность в качестве учителя в мокшанско-эрзянском селе Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейско-го района Пензенской области). Полный просветительских планов и устремлений, молодой педагог быстро сблизился с крестьянами, вел с ними задушевные беседы, которые выходили далеко за рамки школьной программы и тогда назывались «крамольными». В результате распоряжением министра народного просвещения он был лишен в 1889 г. права заниматься педагогической деятельностью «по политической неблагонадежности».
Григорий Карпович Ульянов был вынужден покинуть родные края и переехать в губернский город Саратов, где устроился на работу в отдел земской статистики губернской земской управы, а затем возглавил отдел народного образования этой же управы. Здесь он сблизился с другим не менее замечатель-
and creative activity, education, social and political
ным мордвином родом из эрзя-мордовского села Камаевка Петровского уезда Саратовской губернии, общественным деятелем и писателем Степаном Васильевичем Аникиным (1869-1919), совместно с которым создал Общество взаимопомощи учеников и учителей народных училищ Саратовской губернии, участвовал во Всероссийском съезде этого общества, состоявшемся в 1902 г.
С 1902 года Г. К. Ульянов стал активным деятелем саратовской организации Партии социалистов-революционеров (эсеров), содействовал созданию Всероссийского крестьянского союза и саратовской организации указанной партии [5, с. 636].
В Саратове Г. К. Ульянов познакомился с лидерами народнического движения, сосланными в этот город за антиправительственную деятельность, В. Г. Богоразом-Таном, впоследствии известным этногеографом, одним из создателей партии «Земля и воля» М. А. Натансоном (Бобровым). Под их влиянием у него улетучились надежды на школу и хорошего учителя как на путь вытедения крестьянства, родного народа из бесправия и нищеты, а таковым стал путь революционной борьбы. В начале 1900-х гг. наиболее многочисленной и популярной в крестьянской массе быша партия социалистов-революционеров, или эсеров, представлявшая собой левое крыло мелкобуржуазной демократии. Подвергая критике утопические теории этой партии, применявшуюся ею тактику индивидуального террора, колебания между классами рабочих и крестьян, в то же время партия большевиков во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) неоднократно вступала в соглашения с эсерами ради усиления борьбы с царским самодержавием.
Гуманитарий: актуальные проблемы ^ 3 (23) 2013 гуманитарной науки и образования - V л
За активное участие в демонстрациях, нелегальной политической деятельности и организацию крестьянского движения в губернии Г. К. Ульянов в 1905 г., в разгар первой русской революции, был арестован и сослан на пять лет в Восточную Сибирь. Но по этапу он дошел лишь до Тюменской тюрьмы, что в Западной Сибири, где весной 1906 г. его настигла весть об избрании депутатом 1-й Государственной думы от Саратовского «Союза трудящихся». В связи с избранием членом Государственной думы Г. К. Ульянов был освобожден из Тюменской тюрьмы.
Его избиратели - мордовские и русские крестьяне родной Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии наказывали своему избраннику в Государственную думу бороться за их права. Говоря о страданиях, разорительных налогах, рекрутстве, бесправии, неграмотности и лишениях, они в своем наказе писали: «Дальше мы таких порядков выносить не можем и поручаем Вам, Григорий Карпович, громко заявить Думе и защищать до последней возможности... наши требования. Мы обещаем стоять за Вас грудью» [2, с. 694].
В Государственной думе Г. К. Ульянов, как и избранный также заочно его мордовский коллега С. В. Аникин, вошел в «Трудовую группу», объединявшую в основном депутатов из крестьян и народнической интеллигенции. Они были лидерами ее революционного крыла. Обладая природным даром ораторов, Г. К. Ульянов и С. В. Аникин неоднократно вступали в дискуссии с представителями царской власти, лидерами основных политических партий Российской империи - П. А. Столыпиным, П. Н. Милюковым и другими. Они были составителями ряда аграрных проектов, предложенных «трудовиками», а именно «проекта 33-х», требовавшего полной ликвидации частной собственности на землю и уравнительно-трудового землепользования, «проекта 35-ти» - о земельных комитетах и других. Эти выступления и проекты неоднократно анализировал В. И. Ульянов (Ленин). Он и его партия поддерживали социально-экономические требования «трудовиков», отражавшие интересы и чаяния трудового крестьянства, боровшегося против помещичьего землевладения и пережитков крепостничества. Критикуя неустой-
чивость и слабость их политических позиций, большевики вместе с тем соглашались с ними по ряду вопросов.
Как писал впоследствии в неопубликованной автобиографии Г. К. Ульянов, он и его сподвижники по «Трудовой группе» ясно понимали, что Государственная дума «бессильна удовлетворить требования трудовых масс, и смысл депутатских полномочий видели лишь в том, чтобы использовать их для углубления и расширения революционного движения» [1, с. 98].
Наряду с официальной депутатской деятельностью, Г. К. Ульянов продолжал активную внедумскую работу, будучи ответственным редактором газеты социалистов-революционеров «Дело народа» и членом Центрального комитета этой партии с 1906 по 1910 г. Как редактору указанной газеты ему было предъявлено обвинение в уголовном преступлении, требовавшее лишения его парламентской неприкосновенности. После бурных дебатов июня 1906 г., в которых принял активное участие С. В. Аникин, горячо защищавший друга и коллегу, Государственная дума отклонила это требование. Но вскоре, 10 июля этого же года, она была царским указом распущена, и Г. К. Ульянов, по его словам, оказавшись «свободным кандидатом на скамью подсудимых», был вынужден перейти на нелегальное положение.
В выступлениях и публицистических статьях Г. К. Ульянов отмечал беспочвенность надежд на возможность мирной законодательной работы в Государственной думе, выдвигал в качестве первоочередной задачи борьбу за народовластие, призывал к использованию Думы как одного из инструментов организации народных масс для активного революционного выступления.
Бывшие члены Государственной думы, не соглашаясь с царским указом о ее роспуске, собравшись вскоре в Выборге, приняли обращение к «Народу от народных представителей», получившее в исторической и мемуарной литературе название «Выборгского воззвания», в котором значительное большинство депутатов посчитали Думу единственным легитимным органом власти и признали ее роспуск нарушением прав народа. В связи с этим они сочли своим
долгом выразить протест, сняв с себя ответственность за невыполнение своей программы. По данным следствия, основанным на распространявшемся в Санкт-Петербурге экземпляре воззвания, его подписали 180 депутатов, в том числе 100 кадетов (конституционных демократов), 56 трудовиков, 15 социал-демократов. В ряде неофициальных источников число подписавших это воззрение колеблется от 213 до 232. Г. К. Ульянов был в числе тех, кто подписал указанное воззвание, за что Петербургской судебной палатой, заседавшей 12-18 декабря 1907 г., был приговорен к трем месяцам тюрьмы и лишен избирательных прав [3, с. 113-114].
Что касается С. В. Аникина, бывшего одним из лидеров «Трудовой группы» («трудовиков»), то он незадолго до роспуска Государственной думы был делегирован «Трудовой группой» в Лондон на социалистическую конференцию Междупарламентского союза и во время роспуска Думы отсутствовал в Санкт-Петербурге, поэтому Выборгское воззвание не подписывал [4, с. 22].
Часть «трудовиков» после разгона 1-й Государственной думы образовала революционный комитет «Трудовой группы», вступивший в блок с социал-демократами для подготовки вооруженного восстания. Среди них был Г. К. Ульянов, как и С. В. Аникин. Находясь на нелегальном положении, он с пропагандистскими целями посетил Нижегородскую, Казанскую, Самарскую, Пензенскую губернии, побывал во многих мордовских селах.
В 1907 г. Г. К. Ульянов через Финляндию эмигрировал в Италию, а с ноября 1908 г. жил в Париже и Женеве, работал в эмигрантских организациях эсеров, публиковался в их изданиях под псевдонимом Иван Деревенский, призывая в своих статьях к активной революционной борьбе с самодержавием, за созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права, критиковал деятельность правительства и 4-й Государственной думы. Оказавшись почти на десятилетие за пределами России, он продолжал жить с постоянными думами о судьбах родины, отчетливо осознавая, что эмиграция эта была для него вынужденной, обусловленной реакцией, последовавшей после поражения первой русской революции 1905-1907 гг. За границей он занимался самообразованием, давал уроки,
исследовал историю народного просвещения, писал и публиковал очерки и статьи, продолжал политическую деятельность, издавал в Женеве журнал «На чужбине». В связи с начавшейся в 1914 г. Первой мировой войной Г. К. Ульянов последовательно выступал с антивоенных, интернационалистских позиций, вел борьбу с угаром национализма и шовинизма, участвовал в создании в 1915 г. Комитета интеллектуальной помощи русским военнопленным.
Интересной страницей биографии Г. К. Ульянова являлось его участие в Кин-тальской конференции, состоявшейся весной 1916 г. в швейцарской деревне Кинталь. Это была международная конференция социалистов-интернационалистов, принявшая антивоенный манифест и другие документы, которые, хотя и не содержали ленинского лозунга о превращении войны империалистической в войну гражданскую, но включали внесенные по настоянию В. И. Ульянова (Ленина) и Циммервальдской левой (международное объединение революционеров, созданное Лениным на Циммер-вальдской конференции в 1915 г.) призывы ко всеобщей интернациональной борьбе против войны, за социализм. М. А. Натансон (Бобров) и Г. К. Ульянов (под псевдонимом Власов), представляя интернационалистское крыло партии эсеров, совместно с В. И. Ульяновым (Лениным) выступили против центристской оппозиции и социал-шовинизма, подписали несколько важных документов конференции, способствовавших созданию Циммервальдского объединения, особенно его левого крыла.
В 1917 г. В. И. Ленин поставил вопрос о выходе левого крыла из Циммервальдского объединения. Созданный в 1919 г. Коммунистический интернационал на 1-м конгрессе принял решение о роспуске Циммерваль-дского объединения - временного блока революционеров-интернационалистов с центристским и полуцентристским большинством, оформившемся на Циммервальдской конференции.
Почти десятилетняя эмиграция, естественно, не способствовала укреплению связей с родиной, родным народом. Как только представилась возможность, а ее дала Февральская революция, свергшая царский режим.
12 Гуманитарий: актуальные проблемы № 3 (23) 2013
гуманитарной науки и образования у "
Уже в апреле 1917 г. Г. К. Ульянов вернулся в Россию, в том же поезде, что и В. И. Ульянов (Ленин), продолжив работу в земских органах Саратовской губернии. Временное правительство, пришедшее к власти в результате Февральской революции, провозгласило необходимость для утверждения нового режима в стране созыва Учредительного собрания в качестве парламентского учреждения. Г. К. Ульянов был выдвинут и избран в это собрание от Партии социалистов-революционеров (по Москве).
Заседание Учредительного собрания проходило 5 (18) января в Таврическом дворце в Петрограде в то время, когда в стране уже произошла Октябрьская революция. Большинство делегатов Учредительного собрания отказалось принять декреты советской власти. В пятом часу утра 6 (19) января оно было закрыто. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) принял Декрет о роспуске Учредительного собрания.
После Октября 1917 г. Г. К. Ульянов вступил в Партию левых социалистов-революционеров (эсеров), сотрудничавших с большевиками, установил советскую власть в Кузнецком уезде, был делегатом Всероссийского съезда Партии социалистов-революционеров, состоявшемся в 1918 г., но в июле того же года, в связи с убийством германского посла Мирбаха, вышел из рядов этой партии.
Г. К. Ульянов не сожалел об этом, ибо он с радостью и бесповоротно близко к сердцу принял Октябрьскую революцию. «Самое важное сделано. Октябрьская революция разбила вековые цепи, вселила силу и уверенность, расчистила перед мордвой путь, и теперь дело строительства народной жизни является ее собственным делом. Сознательные дети мордвы, Великая Октябрьская революция зовет вас всех к работе на благо своего освобожденного народа», - писал он в первые годы после революции [11].
В анкете делегата 1-го Всероссийского съезда национальностей, состоявшегося в 1920 г., в ответ на вопрос о партийной принадлежности он отметил: «С Октябрьской революции до настоящего времени - беспартийный, сочувствую революционному коммунизму» [1, с. 100].
Конструктивная работа по утверждению Советской власти на местах полностью захватила его. Как человека идейного, проверенного в горниле многих испытаний, опытного руководителя, Г. К. Ульянова избрали членом исполкома, председателем земской управы, комиссаром юстиции в родном Кузнецком уезде Саратовской губернии.
С июня 1918 г. начался новый этап в жизнедеятельности Г. К. Ульянова. Он стал сотрудником Народного комиссариата по просвещению, был назначен ответственным секретарем органа Наркомпроса - еженедельника «Народное просвещение». Просветительская работа под непосредственным руководством таких видных советских общественно-политических деятелей и педагогов, как А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский и др., способствовала глубокому осознанию проводимой Коммунистической партией политики в области народного образования.
В 1919 г. по поручению редакции еженедельника «Народное просвещение» он совершил поездку в Саратовскую и Пензенскую губернии, описав ее затем в цикле очерков «Письма с дороги». Посещение Рузаевки, Пензы, Кузнецка, ряда русских и мордовских сел дало Г. К. Ульянову обширный материал для анализа состояния культуры и просвещения в мордовском крае, положения мордовского народа в послереволюционные годы в целом. В ярких путевых заметках, а в последующем и в более обстоятельных научно-популярных статьях он откровенно характеризовал социально-экономические и этнокультурные проблемы, переживаемые краем в годы Гражданской войны, в условиях разрухи и голода. Особенно пристально он изучал ростки нового, а именно становление школы и учителя новой формации, новые отношения между учащимися и учителями, серьезное отношение крестьян к трудовой и профессиональной подготовке, соединение обучения с производительным трудом.
Делом жизни Г. К. Ульянова с приходом его в Наркомпрос стало просвещение нерусских народов Российской Федерации (РСФСР), в том числе и его родного мордовского народа. Он принимал активное участие в формировании центральных органов управления просвещением этих народов. В
1919 г., будучи инструктором Отдела просвещения национальных меньшинств Нарком-проса РСФСР, он выступил с инициативой о создании Мордовского подотдела Нарком-проса и широком развертывании просветительской работы среди мордвы, обусловленной низкой грамотностью народа.
В апреле 1920 г. через газету «Жизнь национальностей» Г. К. Ульянов обратился с письмом к работникам просвещения мордовской национальности, в котором акцентировал внимание на организационных и педагогических проблемах просветительской работы в центре и на местах. «На борьбу с невежеством должны быть призваны все наши сознательные силы», - писал он [12].
Григорий Карпович внес предложение об объединении отдельных национальных ячеек (подотделов) в составе Наркомпроса в Совет по просвещению национальностей (Совнацмен). Такой Совет был создан, и Г. К. Ульянов возглавил его Мордовское бюро, которым руководил до апреля 1924 г.
Г. К. Ульянов проявил себя в качестве талантливого организатора просвещения нерусских народов и, прежде всего, мордовского. Он приложил немало усилий по консолидации национальной интеллигенции для просвещения народа, созданию мордовской национальной школы. Важную роль сыграли в этом съезды, конференции, совещания, в организации которых он принимал самое непосредственное и действенное участие. Г. К. Ульянов был одним из инициаторов и участником 1-го Всероссийского совещания по просвещению национальностей (1919), Всероссийского съезда национальностей (1920), организатором многих национальных форумов, в том числе курсов мордовских учителей, сыгравших существенную роль в объединении усилий мордовской интеллигенции, нацеленных на подъем культурного уровня родного народа. Выступления Г. К. Ульянова всегда вызывали интерес глубоким знанием истории, современного состояния просвещения и культуры мордвы, ярким талантом публициста [1, с. 102].
Одна из ярких страниц его жизни - участие в спасении детей голодающего Поволжья. Как представитель Наркомпроса, он выезжал в национальные, в том числе мордовские, районы Поволжья для оказания по-
мощи голодающим, сам вывез более 40 крайне ослабленных голодом ребят, занимался организацией детских домов.
В 1926 г. Г. К. Ульянову назначили персональную пенсию. Но он продолжал творческую деятельность, проявляя особый интерес к проблемам народного образования в мордовском крае, говорил о необходимости создания специальных институтов для исследования истории, этнографии, языка и фольклора мордовского народа, организации научных экспедиций в губернии, заселенные мордвой.
С чувством глубокого удовлетворения встречал Г. К. Ульянов известия о национально-государственном строительстве у мордвы, проходившем поэтапно: в 1928 г. - образование Мордовского округа, в 1930 - Мордовской автономной области, в 1934 г. - Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики.
В 1930-1931 гг. по приглашению исполкома Мордовской Автономной области и по заданию Института методов школьной работы Г. К. Ульянов приезжал в Мордовию для изучения состояния народного образования и культуры в мордовской деревне, этноязыковой ситуации в условиях русско-мордовского билингвизма, т. е. двуязычия. Он побывал в ряде мордовских сел Атяшевского, Ичал-ковского, Кочкуровского и Саранского районов, провел интересные собрания родителей по вопросам употребления родного языка в учебном процессе. В создании всеобщей мордовской начальной школы Г. К. Ульянов видел путь «национально-культурного обновления» мордовской деревни, о чем свидетельствует его отчет «Мордовская деревня, как она есть», а также ряд статей, увидевших свет в центральной педагогической печати [10].
Вся творческая деятельность Г. К. Ульянова была тесно связана с журналистикой. В послеоктябрьский период он особенно много внимания уделял педагогической публицистике, опубликовав в журналах «Народное просвещение», «Коммунистическое просвещение», «Просвещение национальностей», «Народный учитель», «Крестьянский журнал», в газетах «Якстере Теште» («Красная звезда»), «Учительская газета» и др. около 60 статей. Вместе с Е. В. Скобелевым и сестрой Еленой Карповной в 1923 г. в Москве Г. К. Ульянов опубликовал первый
14 Гуманитарий: актуальные проблемы № 3 (23) 2013
гуманитарной науки и образования у "
эрзя-мордовский советский букварь «Тун-донь чи» («Весенний день»).
Он оказал немалое воздействие на сестру, ставшую известным советским педагогом и общественным деятелем, заслуженным учителем школы РСФСР Окончив Симбирскую женскую учительскую семинарию, Е. К. Ульянова работала учительницей в Ба-лашовском уезде Саратовской губернии, в Саратове и в Петербурге, а последние три десятилетия жизни (с 1927 по 1957 г) учительствовала в мокша-мордовском селе Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области, где и скончалась в 1968 г. Она вела активную работу по организации просвещения мордовского народа, в 1926-1927 гг. преподавала на Центральных московских курсах по переподготовке мордовских учителей, участвовала в работе Всероссийского совещания по просвещению мордвы, состоявшегося в 1919 году в с. Челпаново ныне Атяшевского района Республики Мордовия, всероссийских съездов мордовских учителей (1924, 1925). Ее именем названа улица в с. Старая Яксарка. Она была награждена двумя орденами Ленина - высшей государственной наградой Советского Союза [8, с. 31].
В начале Великой Отечественной войны Григорий Карпович Ульянов эвакуировался из Москвы в г. Климовск, что рядом с г. Подольском Московской области, где и скончался 23 января 1943 г. на 79-м году жизни.
Большой и тернистый путь прошел даровитый сын мордовского народа, вышедший из деревенской глубинки, малограмотной крестьянской среды, ставший в один ряд с крупными революционными деятелями России, испытавший гонения и притеснения царских властей, но до конца дней не сломленный, внесший существенный вклад в общественно-политическую жизнь России, в просвещение родного мордовского народа [7].
Родившийся в один год с другим не менее выдающимся просветителем мордвы Макаром Евсевьевичем Евсевьевым, он ничуть не дублировал последнего. Если М. Е. Евсевьев не отличался революционностью своих замыслов и деяний, хотя и был всегда настроен демократически, то Г. К. Ульянов, как и его однофамилец -уроженец соседней с Саратовской Симбирской губернии В. И. Ульянов, придерживался иных позиций, более радикальных. Хотя в настоящее время эти идеи несколько потускнели, было бы нелепо начисто отвергать их, не видеть в них рациональных положений.
Идеи и опыт Г. К. Ульянова, одного из выдающихся просветителей мордвы, активного участника и историографа национально-культурного возрождения родного народа, остаются актуальными, призванными и сегодня служить делу просвещения. Думается, настало время для издания его трудов, представляющих поныне не только историографический, но и немалый этнокультурный интерес.
Библиографический список
1. Бибин М. Т. Григорий Карпович Ульянов / М. Т. Бибин, Г. Е. Осовский // Просветители и педагоги Мордовского края. - Саранск, 1986. - С. 98.
2. Вестник партии народной свободы. - 1906. - № 10. - С. 694.
3. Демин В. А. Выборгское воззвание / В. А. Демин // Государственная дума Российской империи : 1906-1917 : энцикл. М., 2008. - С. 113-114.
4. Исхакова О. А. Аникин / О. А. Исхакова // Государственная дума Российской империи : 19061917 : энцикл. - М., 2008. - С. 22.
5. Исхакова О. А. Ульянов / О. А. Исхакова, Л. Г. Протасов // Государственная дума Российской империи : 1906-1917 : энцикл. - М., 2008. - С. 636.
6. МокшинН. Мы обещаем стоять за Вас грудью / Н. Мокшин // Изв. Мордовии. - 2004. - 24 сент.
7. Мокшин Н. Ф. Мордовская этнонациональная идея прежде и теперь / Н. Ф. Мокшин // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 45-52.
8. Мокшин Н. Ф. Ульянова Елена Карповна (1878-1968) / Н. Ф. Мокшин // Женщина в рос. о-ве. Рос. науч. журн. - 1996. - № 1. - С. 31.
9. Ульянов Г. К. Задачи мордовской интеллигенции // Жизнь национальностей. - 1921. - № 8.
10. Ульянов Г. К. Национально-культурная проблема в мордовской деревне / Г. К. Ульянов // Коммунист. просвещение. - 1931. - № 10.
11. Ульянов Г. К. Октябрьская революция и мордва / Г. К. Ульянов // Жизнь национальностей. -1920. - 23 мая.
12. Ульянов Г. К. Просветительская работа среди мордовской национальности (письмо работникам просвещения) // Жизнь национальностей. - 1920. - 23 мая.
13. Ульянов Г. К. Задачи мордовской интеллигенции // Жизнь национальностей. - 1921. - № 8.
14. Ульянов Г. К. Колхозы и дошкольные учреждения в МАО // Просвещение национальностей. -1932. - № 7.
Поступила в редакцию 22 мая 2013 г.
Сведения об авторе
мокшин Ииколай Федорович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - этногенез и этническая культура, общественный и семейный строй, культура и быт, этнические процессы, этнокультурные связи мордовского и других народов Волго-Камья и Приуралья. Автор более 400 научных и учебно-методических работ, в том числе 20 монографий. тел.: (8342) 29-07-94 E-mail: kaf_dor@mail.ru
УДК 929:2-31 ББК Т3(2Рос.Мор)
Е. В. мочалов
ОГнЕОПАЛЬнЫИ АВВАКум: жизнь, идеи, судьба
Ключевые слова: общественная жизнь, религиозный раскол, Аввакум, средневековая Русь, Мордовский край.
E. V. Mochalov FIREBURNT AVVAKUM: Life, Ideas, Fate
Keywords: public life, religious schism, Avvakum, the medieval Russia, the Mordovian region.
Труды мыслителей и писателей средневековой Руси отобразили общественную жизнь во всем многообразии и во всей широте. Проследив развитие русской этической и философской мысли ХУ-ХУ11 вв., мы видим сложный процесс ее становления и выработки устойчивых традиций. Памятники «книжности» в Средние века отличались глубиной в охватывании всех сторон человеческого бытия. Это стало доминантой древнерусской творческой мысли [7].
Речь идет в первую очередь о проблемах, которые и по сей день актуальны. Они заставляют задуматься над «вечными» вопросами бытия: что такое добро, что такое зло, как стать личностью, как жить в гармонии с окружаю-
щими и самим собой. Нам есть чему учиться у прошлого, есть что изменить в самих себе, есть что развивать и совершенствовать дальше. Особо нужно сказать о патриотической направленности философско-этической мысли средневековой Руси. Тема родины, любви к матери, уважения старших, почитания обрядов, бережного сохранения связи времен и природы - все это нашло отражение в наследии мыслителей Русского Средневековья.
Вместе с тем XVII в. вошел в историю как век русского религиозного раскола. Совершенно очевидно, что раскол является следствием целого комплекса причин. Прежде всего, в тот период шло вызревание сложнейших цивилизационных процессов:
Гуманитарий: актуальные проблемы ^ 3 (23) 2013 гуманитарной науки и образования - V л