Научная статья на тему 'Политическая ориентированность провинциального учительства начала ХХ века (на примере мордовского края)'

Политическая ориентированность провинциального учительства начала ХХ века (на примере мордовского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куршева Г. А., Бикейкин Е. Н.

В статье рассматриваются политические симпатии и антипатии провинциальной интеллигенции в начале XX в. В качестве примера взята наиболее многочисленная группа интеллигенции мордовского края учительство. Особое внимание уделяется таким факторам, оказавшим влияние на их политическую ориентированность, как уровень жизни, национальные особенности, социальное происхождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VIEWS OF THE PROVINCIAL TEACHING STAFF IN THE EARLY XX CENTURY (ON MORDOVIAN LAND MATERIALS)

Political sympathies and antipathies of provincial intelligentsia at the beginning of the XX century are examined in the paper. Teachers as the most numerous group of the Mordovian intelligentsia are taken as an example. Special attention is paid to such factors, which influenced their political views, as standards of living, ethnic characteristics, social background.

Текст научной работы на тему «Политическая ориентированность провинциального учительства начала ХХ века (на примере мордовского края)»

УДК 947

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО УЧИТЕЛЬСТВА НАЧАЛА ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО КРАЯ)

© 2007 Г. А.Куршева, Е.Н.Бикейкин

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

В статье рассматриваются политические симпатии и антипатии провинциальной интеллигенции в начале XX в. В качестве примера взята наиболее многочисленная группа интеллигенции мордовского края - учительство. Особое внимание уделяется таким факторам, оказавшим влияние на их политическую ориентированность, как уровень жизни, национальные особенности, социальное происхождение.

Начало XX века поставило перед Россией столько острых, противоречивых и сложных вопросов, что отвечать на них пришлось в течение всего столетия. Как справедливо отмечает А.Н.Сахаров, «это было время цивилизацион-ных надежд и глубоких разочарований, раздирающих страну острейших социально-политических противоречий и неудачных поисков приемлемых компромиссов, сияния ярчайших человеческих талантов, многие из которых были плоть от плоти народа, и начала быстрого отчуждения этих талантов от породившей их страны, пробуждения к активному гражданскому творчеству самого народа, который стремился создать новый мир по своему образу и подобию, и растерянности элиты общества, интеллигенции перед этим усиливающимся народным напо-ром»1.

Мордовский край не стал исключением на общероссийском фоне, в начале XX в. он стал ареной острой классовой борьбы. Революционные события 1905 - 1907 гг. породили принципиально новое положение интеллигенции в российском обществе. По словам виднейшего идеолога российской оппозиции П.Б.Струве, «прививка политического радикализма интеллигентских идей к социальному радикализму народных инстинктов совершилась с ошеломляющей бы-стротой»2. Интеллигенция легко встала на «...стезю политической и социальной револю-ционизации исстрадавшихся народных масс»3.

1 Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. - М.: ИРИ РАН, 2004. - С. 358.

2 Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины. - М.: Правда, 1991. - С. 162.

3 Там же. - С. 162.

Она взяла на себя представительство интересов разных общественных и, в конечном счете, классовых групп посредством участия в деятельности многочисленных политических партий. Вполне закономерно, что поколение, выросшее в обществе острых социальных противоречий и впитавшее дух демократической русской культуры, оказалось участником революционной борьбы с самодержавием. Кроме того, возник профессиональный мессианизм, связанный, по мнению Х.Д.Балзера, с верой в то, что «необходимые действия могли быть предприняты только в соединении с политическими преобразованиями, ограничивающими самодержавие и освобождающими общество (и профессии) для улучшения русской жизни» .

В историографии исследования о политических симпатиях и антипатиях интеллигенции мордовского края в рассматриваемый период практически отсутствуют. Существуют отдельные упоминания с указанием на политическую ориентированность данного слоя населения региона. Например, профессор В.А.Юрченков при характеристике социальной истории Саранска писал: «По партийной принадлежности саранская интеллигенция начала ХХ века была преимущественно эсеровской»5. Лишь сравнительно недавно защищена кандидатская диссертация

4 Балзер Х Д. Интеллигентные профессии и интеллигенты-профессионалы // Из истории русской интеллигенции. Сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения В.Р.Лейкиной-Свирской. -СПб.: Дм. Буланин, 2003. - С. 220.

5 Юрченков В А. Люди и нравы // Саранск. В 2-х кн. - Саранск, 1997. Кн. 1. - С. 328.

С.В.Кистанова, который убедительно доказал этот тезис6. Однако позиция учительства в его работе, как нам представляется, получила недостаточное освещение. Ликвидации этого пробела в историографии посвящена данная статья.

Накануне революции 1905 - 1907 гг. наиболее многочисленной группой интеллигенции мордовского края являлось учительство. Большая его часть своими корнями была связана с крестьянством. Пополнение рядов учительства выходцами из деревни свидетельствовало о том, что престиж учительской профессии в сельском обществе был достаточно высок. Учитель - выходец из деревни воспринимался здесь как «свой», понимающий думы и чаяния и способный их грамотно выразить. В то же время, вольно или невольно он становился источником конфликта. Столкновения чаще всего случались между учителями и местным духовенством (других представителей интеллигенции в большинстве сел не было). В борьбе за авторитет, за лидерство в деревне некоторые священники, привыкшие за долгие годы к духовной монополии на селе, чисто психологически с трудом переносили появление образованных людей, свежих идей и взглядов, новых форм работы. Возникла проблема собственной состоятельности духовенства в культурном и нравственном отношении, способности конку-

7

рировать с учителями .

Состав учителей был довольно разнообразный. Среди учителей-мужчин значительную часть составляли выпускники учительских семинарий, в меньшей степени были представлены бывшие слушатели духовных семинарий (с полным и неполным курсом), а также разночинцы, получившие право на преподавание после сдачи специального экзамена. Большинство учителей-женщин окончили средние учебные заведения и не имели профессиональной подготовки. Это были, как правило, выпускницы

6 Кистанов С.В. Политические организации на территории мордовского края в условиях формирования многопартийности в России (начало ХХ в.). Автореф. ...к. истор. наук. - Саранск: 2004.

7 Гуркина Н.К. Инспектора народных училищ: место и роль в развитии просвещения и начального образова-

ния // Из истории русской интеллигенции. Сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения

B.Р.Лейкиной-Свирской. - СПб.: Дм. Буланин, 2003. -

C. 421.

епархиальных училищ, в основном дочери священников. Другую часть составляли окончившие гимназию или выбывшие из гимназии досрочно и получившие право на преподавание после сдачи специального экзамена. На селе наблюдалась высокая сменяемость преподавательских кадров, тогда как в городах - их стабильность.

Заработная плата учителей мордовского края была невысокой, в результате чего уровень жизни оставался низким. С трудом можно было содержать семью, обучать детей. Поэтому многие использовали различные способы пополнения семейного бюджета: чаще всего совмещение своей службы с другой постоянной работой, например, занятием в кооперативе, кредитном товариществе, заведованием земским складом, канцелярской работой в административных учреждениях и др. Однако большинство избегало подобной работы так как ношение воды, мытье полов и т. д., отнимавшие немало времени и сил, приносили мизерное вознаграждение. Исследователи истории нижегородского учительства Т.П.Бибанов и М.В.Бронский отмечали: «Материально-бытовое положение сельского учительства было трудным -низкой была заработная плата, равная средней заработной плате рабочих легкой промышленности, большинство учителей не имели своих квартир и были вынуждены снимать угол у крестьян. На земских съездах, собраниях, в периодической печати поднимались вопросы плохого материального и бытового положения учительства, особенно земских школ. Учителя вынуждены прибегать к побочным заработкам, в том числе даже к пастьбе скота»8.

В силу крестьянского происхождения значительной части учительства мордовского края широкое распространение в его среде получили неонароднические представления и тяготение в политическом плане к партии социалистов-революционеров. Отдельные учителя не просто сочувствовали эсерам, а вели активную пропаганду их

8 Бибанов, Т.П. Земские школы в Нижегородской губернии и формирование кадров учительства / Т.П.Бибанов, М.В.Бронский // Интеллигенция России на пороге XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: 1999. Т. II. - С. 10.

взглядов. Так, осенью 1905 г. бурную политическую деятельность развили учителя Темни-ковского уезда Михаил Федорович Черницын (с. Новочадово), Василий Федорович Гернтнер (д. Польское Сучкино), Николай Михайлович Ивакин (с. Полховский Майдан). Они неоднократно собирали крестьян в школах с. Новочадово и д. Куриловка, где при закрытых дверях проводили беседы. Там обсуждались вопросы дворянского землевладения, велась агитация за захват крестьянами земли и леса у помещиков. На встречах присутствовало до 30 человек. В феврале 1906 г. полиция установила принадлежность всех троих к Всероссийскому учительскому союзу, а при проведении обысков на их квартирах обнаружила большое количество эсеровской литературы9.

В Ардатовском уезде Симбирской губернии большую роль в распространении эсеровских взглядов сыграл учитель Киржемановской церковно-приходской школы Иван Андреевич Жадяев. Он стал известен полиции еще в 1904 г. как человек «крайне ненадежный и пользующийся большим авторитетом у местных крестьян». В 1905 г. в с. Лобаски на сходе он читал Манифест 17 октября 1905 г., толковал его и резко критиковал правительство. К участию в антиправительственной пропаганде он привлек жителей этого села Степана Варакина и Петра Мартьянова. Дом первого использовался для проведения полулегальных сходок людей, интересующихся политикой, и как склад нелегальных изданий. Весной 1906 г. в селах и деревнях Лобаскинской волости получили широкое распространение эсеровские прокламации и брошюры, в распространении которых полиция заподозрила группу И.А.Жадяева. 27 апреля 1906

г. были перехвачены письмо и бандероль на его имя, содержавшие несколько номеров крестьянской газеты, издающейся эсерами в Казани, брошюры выпуска Казанского и Симбирского комитетов ПСР, прокламации Казанского комитета ПСР10. Это подтвердило подозрения полицейских чинов.

По делу группы И.А.Жадяева были привлечены учителя церковно-приходской школы

д. Смольково Кузьма Яковлевич Стеняхин и

9 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО), ф. 272, оп. 1, д. 866, Л. 40, 48.

10 Государственный архив Ульяновской области (ГА-УО), ф. 855, оп. 1, д. 445. Л. 2.

женской приходской школы г. Ардатов Мария Евлампиевна Серина. В их домах провели обыски, в ходе которых обнаружили 32 экземпляра эсеровских изданий, в том числе работы В.Чернова «Из практики социалистического движения», А.В.Пешехонова «Экономическая политика самодержавия», А.Бебеля «Профсоюзное движение и политические партии» и др. Однако стоит отметить, что дознание по делу было прекращено в связи с Манифестом 17 октября и «маловажностью преступного деяния с точки зрения государственных интересов»11.

Особую общественную позицию занимали учителя - выходцы из мордвы. Они принадлежали преимущественно к религиозной интеллигенции, которая использовала поддержку государства, преимущества образования и знание русского языка для артикуляции этнических интересов и развития этнического сознания. Принятие православия потребовало от нее не только отказа от многих национальных обычаев, перемены образа жизни, но признания русского духовного превосходства. Однако она была не пассивным объектом русификаторской политики, а выбрала, по терминологии профессора П.Верта, «оговоренную ассимиляцию» (negotiated assimilation) - форму интеграции в русский мир, предусматривающую возможность сочетания православия и русского «просвещения» с национальными традициями и образом жизни, с сохранением этнического своеобразия мордвы. Ей был свойственен национализм, однако универсальный и воспринимающий нацию как ценность, подчиненную другим, более универсальным ценностям. Учителя из мордвы восприняли значительную часть идей Н.И.Ильминского и пытались воплотить их в жизнь. Они стремились создать культуру, национальную по форме и православную по содержанию. При этом объективно оформлялись элементы, ведущие к нивелировке культурных различий, определялся процесс аккультурации мордовского этноса12 Доста-

11 Там же, л. 2.

12 Куршева Г А. М.Е.Евсевьев - педагог, просветитель, ученый // Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды НИИГН при Правитель-

стве Республики Мордовия. - Саранск: 2005. Т. 4

(121). - С. 224 - 225.

точно типичным примером может служить суждения известного педагога, просветителя, ученого-краеведа конца XIX - начала XX в. М.Е.Евсевьева, который накануне революции, в 1904 г., в беседе с видным исследователем культуры народов Поволжья С.Чичериной, говоря о мордве Краснослободского уезда, сообщил, что «вообще мужики у них говорят по-русски, но дети школьного возраста и женщины не знают по-русски ни слова. Поэтому необходимо открывать и между ними школы с родным языком, особенно среди девочек».13

Следует отметить, что в среде мордовского учительства имело место явление, отмеченное в свое время одним из организаторов мордовской автономии Т.В.Васильевым: «Значительная часть дореволюционной мордовской интеллигенции старательно прикрывала свое национальное происхождение. Дело доходило иногда до курьезов: выходцы из мордвы с такими чисто мордовскими фамилиями, как, скажем, «Тарвазов» или «Лемдяйкин», упорно не желали признаваться в своем национальном происхождении, несмотря на наличие у них обличительных признаков мордовского акцен-та»14. Этот психологический нюанс еще более осложнял ситуацию.

В условиях революции учителя, выходцы из мордвы, оказались в сложном положении. С одной стороны, они тянулись к участию в крестьянских выступлениях, поддерживая свой авторитет и влияние в деревне, а с другой, стремились показать свою лояльность к власти. В конечном счете, последнее возобладало. Однако осознание противоречивости своего положения осталось. Вместе с тем, позиция мордовского учительства не принесла ожидаемых ими результатов. После 1905 - 1907 гг. правительственные круги пересмотрели принципиальные позиции инородческого обучения, заложенные Н. И. Ильминским: сократились переводческая практика и программа изучения инородческих языков в учительских семинариях, по малейшему подозрению в «неблаго-

13 Беззубов В.И. Научно-педагогическая деятельность М.Е.Евсевьева. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. - С. 71 - 72.

14 Васильев Т.В. Мордовия. - М.: Центриздат, 1931. - С. 168.

надежности» увольнялись неугодные преподаватели из числа мордвы15.

Особо следует отметить деятельность на территории мордовского края Всероссийского союза учителей, который стал практически первой организацией учительства в России. В его работе принимали участие учителя Дмитрий Киятский (с. Челпаново), Евгения Сошникова (с. Лобаски), Ольга Та-таринова (с. Киржеманы), Михаил Сильвер-стов (с. Парадеево)16.

В ряде случаев позицию учителей стоит охарактеризовать как общедемократическую. Так, 21 октября 1905 г. в Саранской городской управе состоялось собрание, где был зачитан царский Манифест от 17 октября. После этого наиболее активная часть интеллигенции города на частном совещании Саранского общества изящных искусств составили заявление властям. В нем для суждений городской думы предлагалось два вопроса: об удалении из Саранска отряда казаков, использовавшихся для борьбы против революционного движения, и об освобождении политических заключенных. В целом они излагались деликатно, но в конце авторы выразились решительно: «Входя с этим заявлением в городскую думу, мы обращаемся с просьбой возбудить в надлежащем порядке ходатайство о немедленном удалении из города Саранска казаков и о немедленном освобождении заключенных по политическим делам как вообще всех, так, в частности, и заключенных в Саранской тюрьме». Заявление подписали 13 человек, преимущественно учителя. Потом выслушали сообщение очевидцев об избиении учащихся-детей в г. Пензе 19 октября 1905 г. воинскими чинами во время манифестации после объявления Манифеста 17 октября. Собрание приняло решение послать телеграммы протеста пензенскому городскому голове и председателю Совета министров графу Витте с требовани-

17

ем предать виновников гласному суду .

Подводя итоги, следует отметить, что самая большая профессионально организованная группа региональной интеллигенции

15 Осовский Е Г., Зеткина И. А. Макар Евсевьевич Евсевьев: просветитель, ученый, педагог. - Саранск, 2003. - С. 25.

16 ГАУО, ф. 855, оп. 1, д. 762, ч.2, Л. 530.

- учителя в условиях революции оказалась в сложном положении. По партийной принадлежности интеллигенция мордовского края начала ХХ века была преимущественно эсеровской, однако при этом в их политических взглядах заметны колебания в сторону общедемократических позиций. В целом, при всех нюансах своего положения учительство рассматривало сложив-

шуюся в стране ситуацию как препятствие к выполнению ими профессионального долга. Это породило известную крайность высказываний и действий, участие в антиправительственной агитации.

17 Воронин И.Д. Саранск. Историко-документальные очерки. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. - С. 135.

POLITICAL VIEWS OF THE PROVINCIAL TEACHING STAFF IN THE EARLY XX CENTURY (ON MORDOVIAN LAND MATERIALS)

© 2007 G.A.Kursheva, E.N.Bikeikin

Humanities Research Institute under the Government of the Republic of Mordovia

Political sympathies and antipathies of provincial intelligentsia at the beginning of the XX century are examined in the paper. Teachers as the most numerous group of the Mordovian intelligentsia are taken as an example. Special attention is paid to such factors, which influenced their political views, as standards of living, ethnic characteristics, social background.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.