Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №2
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
народные традиции воспитания и обучения в странах Тропической Африки
В. П. БорисЕнков
(кафедра истории и философии образования МГУ имени М. В. Ломоносова, [email protected])
Статья посвящена анализу и оценке деятельности традиционных институтов воспитания и обучения детей и молодежи в странах Тропической Африки. Раскрыты причины, способствовавшие сохранению до наших дней, хотя и во фрагментарном виде, «пережиточных» форм культурной жизни африканских народов. Показано богатое содержание и ценные черты народной педагогической культуры при всем ее архаизме и исторической ограниченности, обусловленных уровнем развития общества, в котором традиционное воспитание и обучение зародились и осуществлялись.
Ключевые слова: традиционное африканское воспитание, «возрастные классы», лагеря «посвящения», «культурная» идентичность, колониальная политика, духовное порабощение.
Термин «традиционное африканское воспитание» еще в середине XX в . получил довольно широкое распространение в американской и европейской научно-педагогической и этнографической литературе в применении к народам, населяющим Африку южнее Сахары [1-3]. Однако он нуждается в существенной оговорке, поскольку институты воспитания и обучения молодежи, аналогичные существовавшим в Тропической Африке, были и у других народов, находившихся на соответствующей ступени общественного развития . Поэтому данная система воспитания и обучения, несмотря на ее специфичность и самобытность, не является исключительно африканской, а ее изучение представляет не только этнопедагогический, но и определённый историко-педагоги-ческий интерес и дает возможность еще на одном примере раскрыть богатое содержание и ценные черты народной педагогической культуры Своеобразие Тропической Африки, по сравнению с другими регионами мира, состоит главным образом в том, что здесь традиционное воспитание и сегодня еще продолжает играть весьма заметную роль, особенно в сельских районах, где пока еще во многих странах значительная часть детей и подростков либо вообще остается вне стен школьных учреждений, либо «отсеивается» из начальной школы после 1-3 лет обучения .
Сохранение до наших дней «пережиточных» форм культурной жизни африканских народов не может расцениваться однозначно . С одной стороны, это очевидное проявление застоя в развитии африканского общества, застоя, порожденного столетиями работорговли и сознательно поддерживавшегося колонизаторами . Крайне медленное при колониализме развитие социально-экономических структур в колониях Тропической Африки обусловило особую устойчивость отсталых форм общественной и культурной жизни Создание колониальной системы образования, хотя и сыграло прогрессивную роль, происходило очень медленно, а сама она не только не отвечала условиям и потребностям африканских стран, но по принципам своей деятельности была направлена на духовное закабаление и разрушение культурной идентичности африканцев . Вот что писал об этом видный французский африканист Р . Моллар: «Белый начал с того, что убедил Черного, что принадлежать к этой расе унизительно, что нет другой цивилизации, кроме европейской ... Мои родители дикари, - говорит вам образованный африканец, да и то, если у него хватает смелости, - а это бывает редко, - в присутствии европейца касаться этого вопроса, считающегося постыдным. Всеми принято: быть негром - значит быть дикарем - голым, без письменности, неспособным изобрести даже такую простую вещь, как колесо. У африканцев, контактирующих с нами, есть столько комплексов, что они не знают, как себя называть: Неграми? Черными? Туземцами? Разве можно добиться настоящего воспитания, реального прогресса, когда те, кого это касается, не знают, как им называть себя? [4: 341, 362, 368-369].
В атмосфере, которая здесь представлена, традиционное африканское воспитание - и в этом причина его сохранения - служило жизненно важному делу передачи из поколения в поколение опыта народной мудрости, духовных и культурных ценностей африканского общества В эпоху колониального рабства, когда права африканцев были попраны, оно помогало людям сохранять человеческое достоинство и культурную идентичность, и готовило их к борьбе за национальную независимость
Несмотря на большое этническое разнообразие населения Тропической Африки, традиционная система воспитания практически во всех обществах включала следующие институты [1]:
а) семья (при этом у многих народов еще не был завершен переход от большой семьи, включающей несколько поколений ближайших родственников, к индивидуальной семье);
б) «возрастные классы»;
в) лагеря «посвящения» .
Частным случаем семейного воспитания являлось воспитание и обучение детей, принадлежавших к кастам . В африканском традиционном
обществе ремесленники нередко были выделены в эндогамные касты, которые и сегодня существуют у народов суданской зоны Мали, Нигера, Чада и др . [8: 112-119]. Воспитание и обучение детей из каст (в семье или в рамках всей касты) имело свою специфику.
Говоря о традициях семейного воспитания, следует отметить, что дети занимают очень важное место в жизни африканцев . Рождение ребенка является большим событием. По этому поводу организуется праздник и выполняются различные ритуальные обряды Как правило, эти обряды подчеркивают характерную черту традиционного африканского общества - профессия отца передается по наследству Например, при рождении ребенка в семье кузнеца младенцу дают выпить воды, омывшей наковальню и молоток отца; у рыбаков ребенок должен искупаться в реке; у народных сказителей - гриотов существуют специальные песни с пожеланиями новорожденному - будущему гриоту и т .д .
Семья занимается воспитанием ребенка вплоть до его женитьбы Созданное в колониальный период буржуазными авторами представление о том, что африканские дети «растут, как трава в степи», без всякого ухода и надзора, совершенно не соответствует действительности «Авторы этого мифа, - писал видный африканский педагог Абду Муму-ни, - продемонстрировали прежде всего неумение наблюдать и нежелание понять африканское общество» [3: 15].
На самом деле у народов Африки воспитанию детей (в рамках семьи и вне ее) придается очень большое значение . Африканцы болезненно чувствительны к упрекам в плохой воспитанности, оставаясь в то же время равнодушными к замечаниям, которые, с точки зрения европейца, гораздо более оскорбительны, но не затрагивают чести семьи В силу развитости родовых, племенных и внутриэтнических связей индивидуальная семья, являющаяся ячейкой более крупной общественной структуры, несет ответственность за воспитание ребенка перед целым сообществом людей (общиной, племенем и т д ) В африканской деревне каждый ребенок рассматривается в известной мере как ее общее достояние . Характерной чертой африканского воспитания является раннее разграничение родительских обязанностей по отношению к детям В первые годы жизни ребенка (до 6-7-летнего возраста) им занимается мать Начиная с 7 лет, воспитанием мальчика занимается главным образом отец (или дядя по материнской линии), а воспитанием девочки - мать . В этом же возрасте начинается постепенное привлечение ребенка к участию в бытовом труде Первоначально он выполняет мелкие поручения взрослых (что-то принести, подать, передать и т.д .) . Это привело некоторых европейских авторов к ошибочному выводу о том, что в африканской семье дети выполняют обязанности домашней прислуги и являются жертвами деспотизма взрослых Подобное заблуждение является результатом того, что на общество, где еще сильны
пережитки общинно-родового строя, переносятся представления и категории, которые для него не характерны . Естественно, что в традиционном африканском обществе предъявляются свои требования к воспитанию подрастающего поколения и имеются свои средства выполнения этих требований
До 10-летнего возраста ребенок получает трудовые задания в основном в рамках семейного хозяйства . Мальчик пасет мелкий домашний скот, следит за семейным полем, отгоняя животных и птиц, выполняет поручения отца по продаже или покупке продуктов на рынке Девочка носит из колодца воду, убирает в доме, следит за младшими братьями и сестрами, моет посуду
Большое значение в этот период (с 7 до 10 лет) придается воспитанию у детей послушания и уважения к старшим. Этой цели служат, например, традиционные обеды в большой африканской семье . У народа фульбе (Гвинея, Мали) во время этих обедов дети первыми занимают места за столом и ждут прихода взрослых, после чего начинается обед В течение обеда дети внимательно слушают, о чем говорят взрослые, но сами не должны принимать участия в этих разговорах По окончании обеда взрослые выходят из-за стола, но дети могут последовать их примеру только после специального разрешения хозяйки дома . Затем мальчики собирают посуду, а девочки ее моют
С 10-11-летнего возраста воспитание ребенка в семье вступает в новую фазу: начинается его обучение профессии . Для любого общества проблемой жизненной важности является передача из поколения в поколение опыта, знаний и навыков, накопленных в сфере материального производства Обучение африканских подростков навыкам труда, профессии - важнейший элемент воспитания в семье
У африканских народов, занимающихся земледелием и скотоводством, мальчик учится у отца обрабатывать землю, ухаживать за скотом С течением времени он научается выбирать поля для различных сельскохозяйственных культур, узнает, в каком порядке следует чередовать эти культуры на поле в соответствии с сезоном . В возрасте 15-16 лет он получает в свое распоряжение участок земли, за обработку которого несет ответственность перед старшими в семье и племени
В этот же период семья выбирает юноше невесту . У некоторых земледельческих народов Тропической Африки существует обычай, по которому будущие тесть и теща приходят смотреть на жениха в то время, когда он работает на своем поле По обычаю, существующему у скотоводческого народа фульбе, родители невесты дарят юноше телку, которую он должен вырастить к свадьбе Воспитательный характер этих и подобных им обычаев [9], существующих у народов Западной и Центральной Африки, очевиден: юноша осознает ценность труда, показывает, что готов стать главой семьи и способен ее обеспечить
Обучение различным ремеслам (кузнечное дело, работа по дереву, ткачество и т д ) происходит в соответствующих профессиональных объединениях или кастах - там, где ремесленники выделены в эндогамные касты Оно основано на следовании подростков примеру взрослых и постепенном расширении круга их обязанностей . Вот как происходит, например, обучение ремеслу ткача Сын ткача с 7 до 10 лет наблюдает за работой отца, готовит его рабочее место, выполняет мелкие поручения Позднее он учится ткать одноцветные ткани В 15-16 лет юноша вместе с отцом сооружает собственный ткацкий станок и начинает ткать разноцветные ткани
Особенностью кастового обучения является то, что передача знаний, трудовых навыков и умений носит здесь характер раскрытия отцом сыну тайн ремесла и касты При этом в некоторых кастах к учебе допускаются не все дети, а лишь самые достойные, отличающиеся послушанием, уважением к старшим и хорошим характером
С целью выявления душевных качеств детей подвергают своеобразным психологическим тестам . Вот как, например, в касте рыбаков у одной из народностей Нигера проводится испытание на доброту. Один из старейшин собирает детей и спрашивает, кто из них хочет помочь ему в изготовлении магического порошка Естественно, что это заманчивое предложение вызывает общий интерес, и в добровольных помощниках недостатка нет Тогда старейшина показывает компоненты порошка: листья деревьев, корни растений и ... живого цыпленка . Согласно его объяснениям все это нужно растереть, смешать, а затем высушить на солнце При виде цыпленка большинство детей отказываются участвовать в изготовлении порошка Те же, кто соглашается, квалифицируются старейшинами касты как самые злые, а следовательно, наименее достойные того, чтобы получить доступ к секретам касты [2: 170].
Часть секретов своего ремесла отец раскрывает сыну лишь в старости . Это продиктовано желанием отца сохранить свой авторитет в глазах сына и воспитать его в духе уважения к старшим. Так, в касте кузнецов отец не спешит с раскрытием секрета выплавки железа из руды Нередко он посвящает в это только старшего сына или того из сыновей, которого он сам и старейшины касты считают наиболее достойным этой чести
У некоторых народов обучением в кастах были охвачены и девочки . У народа мандинго (Гвинея) жены кузнецов были гончарами, жены сапожников - красильщицами [10: 75-77]. В этих случаях матери учили своих дочерей, посвящая их в тайны ремесла и касты
Составной частью обучения подростков навыкам труда, профессии являются различные ритуалы, магические заклинания, сопровождающие те или иные действия, приношение даров анимистским богам-покровителям ремесел, множество запретов - табу и т д В особенности
это относится к кастам, жизнь которых буквально пропитана религиозными обрядами . Было бы, однако, неправильно сводить смысл кастового обучения к его религиозной стороне, не видеть за мистической формой трудовое содержание
Важная роль в воспитании молодежи принадлежит в традиционном обществе «возрастным классам» У большинства народов мы находим три таких класса: до 6-7 лет, второй - от 7-8 до 10-11 лет, третий -от 11-12 до 14-15 лет [3: 26-27]. Как институт воспитания, возникший еще в первобытном демократически устроенном обществе, «возрастные классы» объединяют всех детей данного селения или племени, независимо от их социального положения или принадлежности к той или иной касте . Они создаются в интересах всего общества, в котором каждому «классу» отводится определенное место . Основное назначение «возрастных классов» - подготовить подрастающие поколения к участию в общественной жизни или, как пишет африканский ученый Бу-бу Ама, помочь ребенку «войти в жизнь детей народа, а следовательно, и в жизнь самого народа» [2: 214].
Деятельность «возрастных классов» основана на использовании воспитывающего воздействия детского сообщества на отдельных его членов При этом интенсивность и характер этого воздействия меняются при переходе ребенка из «класса» в «класс» Главную роль в воспитании детей, принадлежащих к первому «возрастному классу», играет семья, а в семье - мать По существу, жизнь этого «возрастного класса» полностью зависит от взрослых, которые отводят детям время для совместных игр Этими играми в основном и ограничивается участие ребенка в жизни «возрастного класса» Начиная со второго «возрастного класса», происходит разделение детей: отныне мальчики и девочки группируются отдельно (как мы видели, аналогичный процесс имеет место и в семье) Детям этого возраста в рамках семьи предоставляется небольшая автономия для участия в жизни «возрастного класса» Главную часть их времени по-прежнему занимают игры (в профессии, в войну и т .д . ). Дети имитируют отношения взрослых, которые они наблюдают . Эта характерная черта детских игр отражена у некоторых народов в пословицах и поговорках «Все, что приносит год, содержится в играх детей», - говорят в народе сонгаи [11: 186]. В этот период из среды детей выделяются вожаки - организаторы игр, развлечений, походов и т д В результате жизнь «возрастного класса» приобретает все более упорядоченный характер
Большое влияние на воспитание детей этого возраста оказывает культурный контекст традиционного африканского общества . Здесь имеются в виду такие средства воспитательного воздействия, как народный фольклор (сказки, басни, пословицы, поговорки), сказания
гриотов - этих своеобразных историков и поэтов Африки, изобразительное искусство, народная музыка, танцы и т п
Трудно переоценить воспитательное значение чрезвычайно богатого фольклора народов Тропической Африки «В сказках народов всего мира вообще и в африканских сказках в частности, - пишет видный советский африканист Д А Ольдерогге, - мы видим совершенно определенный моральный кодекс . Народ воспевает храбрость, честность, любовь, верность, ум, ловкость Высмеиваются трусость, подлость, жадность, скупость, глупость, лень» [12, XI].
Во время народных празднеств в центре внимания находятся грио-ты - хранители и собиратели африканских легенд и мифов . В сказаниях гриотов много фантастического, особенно в преданиях о происхождении отдельных племен и народов Вместе с тем, как отмечают многие авторы, они содержат богатый фактический материал по истории Африки, с большой точностью описывают конкретные события и действия исторических персонажей, имевшие место в тот или иной период Поэтому рассказы гриотов имеют определенную познавательную ценность для африканских детей и подростков В традиционном африканском обществе гриоты оказывают бесспорное влияние на воспитание подрастающего поколения в духе уважения к истории и традициям своего племени или народа, расширяют кругозор подростков, укрепляют у них сознание исторической и культурной общности африканцев
Переход подростка в третий «возрастной класс» характеризуется резким возрастанием его самостоятельности и значения внутри семьи и общества . С этого момента центральное место в жизни подростка занимает «возрастной класс» Все свободное время от обучения профессии он проводит в кругу своих сверстников . У народа фульбе, например, мальчики этого возраста часто проводят даже ночи вне родительского дома, среди своих товарищей «по классу», участвуя в совместных вылазках, охотясь и т п
Это отнюдь не означает, что дети предоставлены сами себе . Резкое возрастание автономии ребенка с его вступлением в третий «возрастной класс» свидетельствует прежде всего о повышении его ответственности перед обществом, о переходе к новым формам и методам воспитательного воздействия, отвечающим следующему этапу в его развитии Подростки этого возраста уже допускаются на общественные собрания, хотя и не могут пока еще принимать участия в дискуссиях по обсуждаемым вопросам Третий «возрастной класс» отличается от двух предыдущих организованностью, четким распределением обязанностей среди его членов, строгой дисциплиной Время от времени устраиваются «собрания» всего «класса», где выбираются вожак и его помощники, принимаются новые члены, намечаются мероприятия на будущее и т д
В жизни подростков этого возраста большую роль играют такие виды трудовой деятельности, как охота и рыболовство Присутствующий в них элемент игры привлекателен для подростков и в то же время не заслоняет общественно полезный характер этой деятельности В жизни третьего «возрастного класса» определенное место занимают различные состязания (бег, лазанье по деревьям и др ) Среди них необходимо выделить состязания ораторов, которые являются своеобразной формой умственного воспитания подростков Такую же роль выполняют некоторые игры взрослых и подростков, включающие элементы математики («дили» - в Гвинее и Мали и др .) [3: 25].
В традиционном африканском обществе «возрастным классам» принадлежит важная роль в выполнении таких общественных работ, для которых требуется одновременное участие большого числа людей (выкорчевывание леса и др ) При этом каждый «возрастной класс» получает свое задание и отвечает за его выполнение В некоторых случаях (например, во время уборки урожая) какой-либо «класс» приходит на помощь той или иной большой семье, за что получает вознаграждение - еду и подарки Так взрослые направляют детскую энергию в нужное русло, придают деятельности подростков общественно полезный характер В этой связи интересно отметить, что французская колониальная администрация, никогда не признававшая традиционных институтов африканского воспитания, не преминула, однако, воспользоваться существованием «возрастных классов» для привлечения африканского населения на особо тяжелые работы (строительство дорог, портов и т д ) [10: 88]
Трудно переоценить роль «возрастных классов» в воспитании африканской молодежи Это своеобразная жизненная школа, где африканский ребенок и подросток учится жить в обществе сверстников, ценить и уважать товарищей, осознает свои возрастные обязанности и права, привыкает к общей для всех дисциплине, участвует в коллективном труде Большая требовательность, характерная для детей и подростков в отношениях друг с другом, способствует воспитанию у них таких качеств, как честность, храбрость, чувство товарищества и т.д .
Кульминационным моментом в воспитании и обучении молодого африканца в традиционном обществе являлось его пребывание в лагере «посвящения» (в настоящее время этот институт воспитания практически исчез). Подростки, достигшие 15-16 лет (юноши и девушки -отдельно) отправлялись в глухое лесное место, специально отведенное для лагеря «посвящения» Здесь они жили группами по 30-40 человек изолированно от своих семей под руководством специальных наставников, которые занимались их обучением
В историко-педагогическом плане лагеря «посвящения» можно рассматривать как учреждения общественного воспитания, аналогичные
описанным в литературе «домам молодежи» Последние существовали у многих народов, находившихся на стадии разложения первобытнообщинного строя (например, у древних греков, у ацтеков накануне их порабощения колонизаторами) Прежде чем стать равноправными членами общества, юноши и девушки в возрасте 15-16 лет проходили специальное обучение в «домах молодежи» Позднее с появлением письменности, в «домах молодежи» стали учить письму и чтению, что привело к возникновению нового воспитательно-образовательного учреждения - школы [13: 102-118]
У всех африканских народов «посвящение» соответствовало переходу юноши или девушки в новый «возрастной класс» - класс взрослых Нередко «посвященный» получал новое имя, что должно было символизировать начало его новой жизни в качестве взрослого члена общества При поступлении в лагерь «посвящения» и выходе из него, а также в течение всего периода пребывания в нем подростки участвовали в различных ритуальных церемониях, некоторые из них сопровождались болезненными операциями (обрезание у юношей, татуировка, скарификация - нанесение шрамов на лицо и т д ) В свое время христианские миссионеры попытались запретить лагеря «посвящения» под предлогом заботы о здоровье африканского населения Это натолкнулось на сопротивление африканцев, создавших систему секретных лагерей «посвящения» . И дело здесь вовсе не в «консерватизме африканской психологии», на который так любили ссылаться апологеты колониализма Интересно, что когда король зулусов Чака отменил в начале XIX в . обряды, связанные с операциями, то это не встретило никакого сопротивления со стороны его народа [14: 181-182] В данном случае инициатива исходила от африканца, предпринятая мера затрагивала лишь обрядовую сторону «посвящения» и не воспринималась как угроза национальной культуре
«Посвящение», и это не могли и не хотели понять христианские миссионеры, не исчерпывалось религиозными обрядами и болезненными операциями Главное в нем - обучение и воспитание подростков, подготовка их к жизни в условиях африканской действительности, проверка и испытание их на зрелость
Время пребывания в лагере «посвящения» варьировалось от нескольких недель (народность кикуйю - Кения) до нескольких лет (в лагерях тайного общества Порро - Западная Африка)
В процессе обучения наставники объясняли и обобщали впечатления и наблюдения подростков, касавшиеся жизни их семей, племени или этнической группы, совершенствовали отдельные навыки и умения Как пишет известный исследователь африканской культуры Ж . Макэ, самое важное значение придавалось отнюдь не раскрытию каких-то мистических тайн племени или народа, а объяснению и привитию подростку
определенных правил поведения, облегчавших его интеграцию в общество взрослых [14: 183]. У некоторых народов «уроки» сопровождались показом фигурок из обожженной глины, которые иллюстрировали то или иное поведение человека в различных ситуациях (одни из фигурок изображали правильное поведение, другие - неправильное)
В ходе обучения широко использовался народный фольклор . Например, детям племени самба (Танзания) во время «уроков» объясняли различные народные пословицы и поговорки Вот одна из них: «Носорог очень гордится своим рогом, но он может из-за него умереть от жажды» Ее смысл раскрывался на «уроке» следующим образом: носорог горд тем, что он отличается от других животных своим рогом, но из-за него он не может во время сухого сезона достать воду со дна глубоких ям Мораль: не нужно выделяться, следует быть скромным
Другая пословица: «Твой гость - твой гриот» Она учит гостеприимству: как и странствующий сказитель-гриот, гость, рассказывая о том, как его принимали, может создать хозяину хорошую или дурную славу . Существует множество таких поговорок, сказок и басен, которые использовались во время «уроков» в лагере «посвящения»
Наставники расширяли и систематизировали познания своих учеников в таких областях, как религиозные верования и история племени, свойства растений, способы изготовления из них лекарств и т д Большое внимание уделялось половому воспитанию подростков, так как одна из целей «посвящения» - подготовка юноши к роли мужа и отца, а девушки - жены и матери .
Важное значение в лагерях «посвящения» придавалось физическому развитию подростков Если до этого физическое воспитание осуществлялось главным образом посредством игр в рамках «возрастного класса», то в лагере «посвящения» оно принимало характер настоящих легкоатлетических состязаний Многие из физических упражнений, выполнявшихся подростками, были очень сложны и даже опасны (упражнения на равновесие и прыжки на большой высоте и др ) Длительный срок пребывания в лагере «посвящения» способствовал закреплению полученных знаний и умений, развитию у подростков выносливости, а суровые условия жизни (ограниченное количество пищи, сон на земле под открытым небом и т д ) закаляли их
Трудовая деятельность была обязательной составной частью жизни в лагере «посвящения» Подростки были изолированы от своих семей и сами обеспечивали свое существование Они охотились, ловили рыбу, делали пальмовое масло, сажали деревья, сеяли, собирали урожай Во время пребывания в лагере «посвящения» подростки подчинялись строжайшей и общей для всех дисциплине Они не должны были покидать пределы ограниченной территории, встречаться с родственниками, обязаны были беспрекословно выполнять все распоряжения
наставников . Жизнь в лагере «посвящения» являлась трудным испытанием В этом возрасте происходит половое созревание подростка, и лагерь «посвящения» в специфических условиях традиционного общества отвечал этому переломному моменту Совместная жизнь в трудных условиях, коллективный труд, сознание общности интересов воспитывали у подростков чувство товарищества «Связи, которые завязываются между теми, кто вместе прошел "посвящение", - пишет Ж . Макэ, -сохраняются в течение всей жизни» [14: 181]
Возвращение подростков из лагеря «посвящения» отмечалось большим праздником, подчеркивавшим важность события С этого момента «посвященные» допускались к более широкому участию в общественной и религиозной жизни племени
Мы видим, таким образом, что африканские народы располагают самобытными традициями в области воспитания младших поколений Изучение этих традиций показывает тесную связь традиционного воспитания с жизнью африканского общества . Воспитание и обучение молодежи происходит прежде всего путем ее вовлечения в производственную деятельность, а также путем постепенного расширения ее участия в общественных отношениях . Тесная связь традиционного воспитания и обучения с африканской действительностью делала его чрезвычайно конкретным и эффективным в условиях того общества, где оно применялось
Традиционное африканское воспитание осуществляется в соответствии с различными этапами в физическом и психическом развитии ребенка (это находит отражение в существовании «возрастных классов») . Его ценной чертой является многообразие целей воспитания В ходе воспитания и обучения осуществляется передача младшему поколению практических знаний и опыта; развиваются физические и умственные способности подростков; им прививаются определенные моральные качества, формируется их характер, т е происходит все то, что характерно для нормального педагогического процесса Все эти черты традиционного африканского воспитания не должны заслонять от нас его ограниченности, связанной прежде всего с уровнем развития общества, в котором оно зародилось и осуществлялось . Это важно подчеркнуть, потому что среди некоторой части африканской интеллигенции проявляется тенденция к идеализации этого воспитания
Следует отметить, что традиционная система воспитания и обучения отражала экономическую и политическую раздробленность Тропической Африки Рамками этой системы были иногда просто община, как правило - племя, в редких случаях - этническая группа Но даже внутри этих узких рамок система воспитания и обучения не была единой: особняком стояло кастовое обучение Такая организация системы воспитания и обучения могла быть эффективной лишь в отсталом
в техническом отношении обществе, когда обучение любой профессии осуществлялось на месте и носило узкосемейный характер передачи знаний, умений и навыков от отца к сыну и т д Это, естественно, ограничивало возможность накопления новых знаний и опыта
Слабостью традиционного обучения является его голый эмпиризм Обучение происходило лишь через практику и рассматривалось как усвоение учеником различных эмпирических правил Такой характер обучения был вызван отсутствием на достигнутом уровне развития общества деления на теорию и практику Именно поэтому в традиционном африканском обществе отводилось сравнительно небольшое место умственному воспитанию детей в той форме, в какой оно осуществляется в более развитых обществах Отрицательную роль здесь сыграло и то, что обучение проводилось без использования каких бы то ни было письменных документов
Однако традиционное африканское воспитание и обучение не было закрыто для эволюции В отдельных случаях такая эволюция имела место даже в тех исключительно неблагоприятных условиях, которые сложились в Тропической Африке в результате массовой работорговли и установления колониального господства Об этом свидетельствуют возникновение и распространение в лагерях «посвящения» народов ваи (Сьерра-Леоне) и тома (Либерия, Гвинея) силлабической письменности У народа тома эта письменность изучалась в лагерях «посвящения» и широко использовалась для переписки [10: 463]
Чрезвычайно вредно отразился на развитии традиционных институтов африканского воспитания колониальный период Их ярыми врагами были христианские миссионеры, видевшие в них угрозу достижению своей главной цели - христианизации африканцев По требованиям миссионеров колониальные власти категорически запрещали деятельность лагерей «посвящения», за которыми чуть ли не официально было закреплено название «школы колдунов» Совместные усилия колониальной администрации и церкви привели к тому, что основным направлением эволюции традиционного воспитания стало развитие его культовой, мистической стороны
Не имеет смысла обсуждать вопрос о том, могли ли лагеря «посвящения» послужить отправной точкой для становления самобытных африканских воспитательно-образовательных учреждений школьного типа, если бы нормальный ход исторического развития африканских народов не был нарушен Совершенно ясно, что в тех условиях, которые сложились в Тропической Африке в результате развития массовой работорговли, эти африканские школы вряд ли могли возникнуть и уж тем более не могли уцелеть Этот вывод подтверждает и плачевная судьба первых школ европейского типа, появившихся в Центральной Африке еще в конце XV - начале XVI вв . [15: 33-50].
Список литературы
1 . D. G. Scalon. Traditions of African Education . Columbia University. New York, 1964. 184 p .
2. Hama Boubou. Essais d'analyse de l'éducation africaine . Paris . Ed «Presence africaine», 1968. 391 p.
3. Moumouni Abdou. L'éducation en Afrique . Paris . Ed. Maspero . 1967 (II édition). 399 p .
4. Hommage a Richard Mollard (recueil d'articles et de textes de conférence) // Présence africaine . № 15. Paris, 1953.
5. Camara C. Etude du milieu et éducation en Afrique Noire // Conférence sur l'éducation en Afrique . Kissangani, 1976. P . 32-47.
6 . Camara Laye. L'enfant noir . Paris, 1953.
7 . KenyattaJomo. Au pied du mont Kenya . Paris, 1973.
8 . Козлов С. Я. Фульбе Фута-Джаллона . Очерки этнической и политической истории . М . : Наука, 1976. 216 с.
9. Bourjol M. Théorie générale des coutumes africaines. Toulouse. 1953.
10 . Сюрэ-Каналь Ж. Африка Западная и Центральная . М . : АН СССР, Изд-во Восточной лит-ры, 1961. 336 с.
11 . Hama Boubou. Histoire des Songhay. Paris . 1968.
12. Сказки народов Африки . М . : Художественная литература, 1959. 320 с . 13 . Шабаева М. Ф. К вопросу о происхождении воспитания и возникновении школы // Советская педагогика, 1954, № 1 .
14. MaquetJ. Les civilizations noires. Verviers (Belgigue). 1966.
15. Cornevin R. Histoire de l'Afrique . T . II . L'Afrique précoloniale 1500-1900. Paris, Payot, 1966 638p
Traditions of African education
V. P. Borisenkov
The article is devoted to the analysis and evaluation of the activities of traditional institutions of upbringing and education of children and youth in the countries of Tropical Africa. The reasons that contributed to the preservation of the «surviving» forms of the cultural life of the African peoples, even though in a fragmentary form, have been revealed. The rich content and valuable features of the people's educational culture are shown with all its archaism and historical limitations due to the level of development of the society in which traditional upbringing and learning originated and carried out.
Key words: traditional African upbringing, «age classes», «initiation» camps, cultural identity, colonial policy, spiritual enslavement.
сведения об авторе
Борисенков Владимир Пантелеймонович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]