УДК 008
Ян Сицзин
факультет искусств,
Санкт-петербургский государственный институт культуры yangxij [email protected] Yang Xiaojing Faculty of Arts,
St. Petersburg State Institute of Culture yangxij [email protected]
Народные истоки русского и китайского сценического искусства Folk sources of Russian and Chinese stage art
Аннотация. Сценическое искусство России и Китая многогранно. Но современный российский и китайский театр невозможно представить без влияния на них народных традиций. Российское сценическое искусство на стадии своего зарождения включало в себя скоморошество, драматические и театральные элементы календарных и семейных праздников и обрядов, народные драматические представления. Народный китайский театр - это зрелищные, необычные представления, яркие костюмы и целая галерея персонажей, которые могли появиться только на сценах Китая. Автор статьи рассказывает о зарождении сценического искусства в России и Китае, о первых театральных представлениях, связанных с народными традициями.
Ключевые слова: сценическое искусство, народный театр, народные традиции, скоморошество, цзацзюй.
Annotation. The stage art of Russia and China is multidimensional. But it is impossible to imagine modern Russian and Chinese theater without the influence of folk traditions on them. Early Russian stage art included buffoonery, dramatic and theatrical elements of calendar and family holidays and rituals, folk dramatic performances. The People's Chinese Theater includes spectacular, unusualperformanc-es, bright costumes and a whole gallery of characters who could only appear on the Chinese stage. The author of the article tells about the birth of stage art in Russia and China, about the first theatrical performances associated with folk traditions.
Keywords: stage art, folk theater, folk traditions, buffoonery, tzaju.
Истоки современного театра уходят в народное творчество. Именно в народных ритуалах-действиях, имеющих магическое значение, зарождались элементы театра. Русский театр также вышел из народного творчества, из богатейшей сокровищницы русской народной поэзии. Элементы театрализации получили наибольшее распространение в хороводных песнях, простейшей формой которых было пантомимное воспроизведение участниками хоровода со-
держания песни. Хороводные песни могли также осложняться диалогами, что требовало определенного сценического действа и актерской игры.
В Древней Руси ни одна свадьба, ни одни похороны, а также, многочисленные праздники и обряды, связанные с началом или окончанием сельскохозяйственных работ, с приплодом скота, с рождением ребенка и т.п., не обходились без того, что можно назвать «многоактной» инсценировкой, широко использующей песенные и игровые моменты, а также разыгрывание некоего драматического текста, варьируемого на разные лады. Однако, начало русского театра издавна и справедливо связывают с деятельностью скоморохов, считающимися первыми представителями профессионального актерства на Руси. Прекрасно зная народные традиции, скоморохи были незаменимыми участниками каждого праздника и обряда. Именно скоморох организовывал самые различные праздничные «мероприятия», в том числе и такие, которые постепенно превратились в сценки, а затем - в театральные спектакли [6, с. 8]. Как считает большинство исследователей, игры скоморошеские были на Руси явлением заимствованным. Но, по мнению С.С. Данилова, «с подобной концепцией, представляющей русское скоморошество как народную ассимиляцию иноземных придворных забав, никак нельзя согласиться», поскольку «народные затейники -скоморохи - упоминаются и в былинах о киевских богатырях, и в первоначальной русской летописи, созданной еще до монгольского нашествия» [2, с. 37].
Скоморошество носило синкретический характер. Скоморохи во время представлений пели, танцевали, показывали цирковые трюки, разыгрывали сценки, декламировали стихи, рассказывали сказки и веселые истории и, конечно же, играли на музыкальных инструментах, прежде всего, гуслях, ими самими изобретенных. Одним из популярнейших занятий скоморохов был кукольный театр, в котором место главного героя занял персонаж по имени Петрушка. В красном кафтане, холщовых штанах, в красном колпаке с кисточкой Петрушка отпускал такие остроты в адрес власть имущих, что только держись! А если к кукольнику подступали с обвинениями, что, мол, ты себе позволяешь, он всегда мог оправдаться: «Не я - Петрушка!». И его отпускали, потому что верили, что театральный герой может жить независимой жизнью [4, с. 12-13]. Комедия о Петрушке стала необходимой принадлежностью народных гуляний, излюбленным зрелищем широких народных масс.
«Театр Петрушки» просуществовал в России вплоть до ХХ столетия и оказал влияние на становление и развитие русского профессионального театра, история которого начинается 17 октября 1672 года в эпоху царя Алексея Михайловича, выписавшего из-за границы «мастеров комедии делать». Параллельно со спектаклями, которые шли при дворе, в здании «комедийной хоромины», свои театральные представления устраивал Петрушка - на площадях, на ярмарках, в балаганах. И не только народ с удовольствием собирался, чтобы посмотреть «комедии» с Петрушкой, но и «сильные мира сего». Даже некоторые русские государи благоволили к Петрушке, считая его «голосом» народа.
Сценическое искусство Китая также не может быть оторвано от народных традиций. На протяжении всей своей истории театр Китая был массовым
народным искусством, теснейшим образом, связанным с традициями народных актеров, музыкантов и сказителей. С точки зрения К.А. Малышевой, именно в этом кроется причина глубокой популярности театра «среди всех слоев китайского населения и в крупных городах, и в отдаленных деревнях. В условиях очень низкого уровня грамотности китайский театр издавна был средством культурного и эстетического воспитания: он знакомил массового зрителя с историей страны, драматургией, поэзией» [5, с. 101].
Сценическое искусство Китая на стадии своего зарождения в включало в себя ритуальные танцы (они были известны еще во II тысячелетии до н. э.), искусство народных сказителей (шошу) и многие другие простейшие формы, существовавшие уже при жизни Конфуция [1, с. 5].
В некоторых китайских фильмах можно увидеть церемонии моления о дожде, которые часто сопровождаются песнями и танцами. Древние песенно-танцевальные представления являются прообразами театральных представлений. Только в древности они не носили развлекательного характера, а выражали веру человека в сверхъестественное [3, с. 7]. В середине I тысячелетия до н. э. и в эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) эти ранние формы сценического искусства трансформировались в придворные игры и представления, где пение и танцы сочетались с показом инсценированных историй и выступлениями кукол [1, с. 5].
На протяжении нескольких веков китайский театр развивался в тесной взаимосвязи с изобразительным искусством (пейзажной живописью, гравюрой) и литературой. Специфику сценического искусства Китая определяла и религия, а точнее - три религиозных направления: чань-буддизм, даосизм, конфуцианство. В дни религиозных празднеств театральные представления предназначались не столько для развлечения людей, сколько для умиротворения духов (душ умерших). Перед началом постановок актеры приносили жертвы богам и создателям всех трех религий (Будде, Лаоцзы и Конфуцию), выкрикивая магические заклинания, потом исполняли ритуальный танец и в завершении разыгрывали сценку на мифологический сюжет [1, с. 5-6].
Одним из наиболее ранних видов китайского театра стал жанр сценического искусства, который назывался цзацзюй. Представления в рамках этого жанра являлись импровизацией на заданную тему и представляли собой синтез вокальных, танцевальных, музыкальных и акробатических номеров. Такого рода спектакли, как правило, носили комический характер.
Итак, специфику сценического искусства Китая и России определял синтетический характер представлений: единство пения, музыки, танца, пантомимы, акробатики, декораций и костюмов. Следует также отметить регламентацию амплуа действующих лиц и исполнителей (герой, героиня, старик, военный, комик). Но главной особенностью национального театра в двух странах на ранней истории его развития стали простота сценического оформления, приоритет эмоционального игрового начала и диалог со зрителями, чего так не хватает современному театру.
Литература
1. Гавристова Т.М. История зарубежного искусства Востока (театральное искусство Китая и Японии). - Ярославль: ЯрГУ, 2019. - 44 с.
2. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М.-Л.: Искусство, 1948. - 588 с.
3. Ли Бинь. История традиционного китайского театра. - М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2018. - 215 с.
4. Ломовцев Ю.О. Представление начинается... История русского театра. - М.: Белый город; Воскресный день, 2016. - 55 c.
5. Малышева К.А.Модернизация традиционного китайского театра в период 1911-1966 гг. // Китай: история и современность : материалы XI международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. - С. 100-112.
6. Русский драматический театр / Под ред. проф. Б.И. Асеева и проф. А.Г. Образцовой. - М. Просвещение, 1976. - 382 с.
Literature
1. Gavristova T.M. History of foreign art of the East (theatrical art of China and Japan). - Yaroslavl: YarGU, 2019. - 44p.
2. Danilov S.S. Essays on the history of the Russian drama theater. - M.-L.: Art, 1948. - 588p.
3. Li Bin. The history of traditional Chinese theater. - Moscow: International Publishing Company "Chance", 2018. - 215p.
4. Lomovtsev Yu.O. The performance begins... The History of the Russian theater. - Moscow: Bely Gorod; Sunday Day, 2016. - 55p.
5. Malysheva K.A. Modernization of the traditional Chinese theater in the period 1911-1966. // China: history and modernity : materials of the XI International Scientific and practical Conference. - Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2018. - pp. 100-112.
6. Russian Drama Theater / Edited by prof. B.I. Aseev and prof. A.G. Obraz-tsova. - M. Prosveshchenie, 1976. - 382 p.