Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / народная / физическое / воспитание

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гранкина А.Э., Грищенко Л.И.

Статья об народных играх, какие они были в прошлых веках и какие сейчас. Как популярна сейчас народная игра. Сколько существует их сейчас в наше время. Как дети тянуться играть в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Изучили возрастные и индивидуальные особенности детей. Узнали, что каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, возникающих к концу этапа, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций. Например, дети дошкольного возраста быстро утомляются, внимание быстро переключается. Основная деятельность обучающегося-игра. Через игру происходит творческие самовыражения обучающихся, развивается воображения и фантазия. Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки, которая строится на оценке значимых для него взрослых и сверстников. Формы деятельности педагога постепенно переходят от игровых к учебным. Младший и средний подростковый возраст (10-13 лет). Этот возрастной период характеризуется бурным ростом обучающегося и физиологической перестройкой всего организма. Старший подростковый возраст (1316) лет. Это пора формирования самоуважения, на основе самосознания. Обучающиеся с высоким самоуважением (положительное уважение к себе) обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению, положительно относятся к другим. С низким самоуважением (заниженная самооценка), склонны к комфортности (влияние других), отношение к окружающим занижено (как к себе). Изучили методические рекомендации по преподаванию народного сценического танца. А именно правильное построение занятия, правильность исполнения танцевальных элементов. Выяснили что, занятия народно-сценическим танцем позволяют обучающимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.

Список использованной литературы:

1. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии /- К. Голейзовский. - М.: ИСКУССТВО, -2014.

2. Вохрышева М.Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств / М.Г. Вохрышева // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2013 года. - Самара, Чт.1.

© Гранкина А.Э., 2024

УДК: 5527

Гранкина А.Э.

МБДОУ ДС №4 «Василёк» Белгородская область г. Старый Оскол

Грищенко Л.И. МБДОУ ДС №4 «Василёк» Белгородская область г. Старый Оскол

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья об народных играх, какие они были в прошлых веках и какие сейчас. Как популярна сейчас народная игра. Сколько существует их сейчас в наше время. Как дети тянуться играть в них.

Ключевые слова: игра, народная, физическое, воспитание.

Каждый народ, зависимости от социально - экономических условий своего развития, психического состава, географического положения и т.п. исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, способы их использования.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам [1,2].

Существует много народных игр, основанных на целенаправленном развитии интеллекта, воспитании различных физических качеств, на передаче важных сведений, информации о мире игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Все они развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка.

Культурная ценность народных игр бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе [3,4].

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, эстетического и физического воспитания дошкольников. Дети разных народов, посещая детские учреждения, повседневно общаются, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Дошкольников в играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях.

Народная игра-естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным "материалом" для детей [5,6].

Народные игры-наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:

1. Речевого (словесного) общения.

2. Ритмического или мелодического выражения.

3. Совместных движениях и действиях.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе [7, 3].

Основная функция народных игр - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в "Жмурки", "Кошки-мышки" и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными "свежими" для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Народные игры как средство физического воспитания дошкольников прежде всего решают задачу побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей ребенка в познавательной, двигательной и эмоциональной сферах.

Использование народных игр в образовательном процессе позволяет реализовать двигательный компонент, представленный в физическом воспитании, познавательный компонент, основанный на знаниях о русской народной культуре и эмоциональный компонент, связанный с сюжетной основой русских народных игр.

Познавательный компонент определяет уровень знаний дошкольников о русских народных играх, традициях, обычаях; деятельный компонент - опосредованное восприятие дошкольниками русских народных игр; эмоциональный компонент - непосредственное восприятие ребенком русской народной культуры [8,9].

В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр. Сложность их классификации заключается в том, что они, как и любое явление культуры испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп.

В. М. Григорьев дает следующую классификацию народных игр: подвижные, художественные, познавательные, предметно-трудовые, самоопределения, социально-нравственной направленности, массовой организации [10,11].

Популярность таких русских народных игр, как «лапта», «городки», «салки», «чижик», «кашевары», «народный мяч», «невод», «охотники и утки», «бабки», «перетягивание каната», «кошки-мышки», «горелки», «хоровод», должна использоваться в качестве средства привлечения дошкольников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один -- за всех и все -- за одного» -- цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых

проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи -- тебе водить.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра [12].

В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит. Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет [13,14].

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную

деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Список использованной литературы: 1. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2013. - Т-

1. - С. 230-232.

2. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. - Мн.: Ураджай, 2010. - 156 с.

3. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М., 2012

4. Зинькович И.Б. Физкультура в жизни ребенка, Минск, 2013 г.

5. Детские подвижные игры народов СССР/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. -- М.: Просвещение, 2018.-- 239 с:

6. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 2008.

7. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.

8. Зинькович И.Б. Физкультура в жизни ребенка, Минск, 2013 г.

9. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.

10.Былеева Л.В. Русские народные игры. В 2 ч. М.: Сов. Россия, 2008.-84с.

11.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 212 с.

12.Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П. Бауэр; под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2014. -С.331-332.

13.Детские подвижные игры народов СССР/ Сост. А. В. Кенеман;Под ред. Т. И. Осокиной. -- М.: Просвещение, 2018.-- 239 с:

14.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.

© Гранкина А.Э., Грищенко Л.И., 2024

УДК 159.942.5

Драчева И.А.

воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ №44 г. Томска

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

ПРИМИНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «МЯГКАЯ СРЕДА»

Аннотация

В статье раскрывается понятие развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста посредством применения технологии «Мягкая Среда». Изучается эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии, даются методы и приемы развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста. Делается комплекс занятий в игровой форме на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.