ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Савинова С. В., Бусыгина А. И. Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. -ART 75362. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75362.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 75362
УДК 373.3
Савинова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методи ки дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский госу дарственный гуманитарный университет», г. Киров kaf [email protected]
Бусыгина Алена Ильфатовна,
магистрант института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе
Аннотация. Народная игра чаще всего рассматривается как средство воспитания. Забывая об образовательном и развивающем значении игры, мы используем ее для развлечения, не замечая познавательного содержания. Поэтому возникает много вопросов в использовании игр в образовательной системе школы. В статье раскрывается необходимость и включенность игры в образовательный процесс на этапе закрепления знаний детей.
Ключевые слова: народная игра, начальная школа, образовательный процесс. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современном мире существует тенденция всестороннего развития ребенка. Это проявляется до начала обучения в школе, когда родители приводят свое чадо в подготовительный к школе класс. Далее наряду со школьной программой ребенок занят в секциях, кружках и студиях развития. Это способствует занятости и эффективному развитию ребенка, однако игровая деятельность, как наиболее близкая для детей, задвигается на второй план, сокращается игровое время. Тогда как игра, по мнению К. Д. Ушинского, является наиболее доступным, понятным материалом для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению [1]. Подтверждением этому способствует не только высказывание русского педагога, но и то, как отзываются дети на игры. Эмоциональный отклик, интерес, включенность детей в игру - вот, что сопровождает их во время игры. В. В. Абраменкова отмечает, что «игра как нерегламентированная взрослыми совместная деятельность становится способом преодоления того разрыва межпоколенной связи взрослых и детей, который образовался в обществе на определенном этапе социогенеза в силу выделения и обособления мира детства из мира взрослости» [2]. То есть игра является средством включения ребенка в мир взрослого человека. Народная игра как один из видов игр выбран для исследования не случайно. Под народной игрой мы понимаем - традиционную русскую забаву, для которой характерно содержание основ народной культуры, синкретичность. Традиционные народные игры представляют собой непрерывную цепь усложняющихся действий.
В детских народных играх хранятся исторические свидетельства глубокой древности, она «доносит до нас многообразные формы и оттенки человеческих отношений, этических норм, эстетических образов различных эпох» пишет В. В. Абраменкова [2].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Савинова С. В., Бусыгина А. И. Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. -ART 75362. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75362.htm. - ISSN 2304-120X.
Народная игра является средством развития, воспитания и образования. В научной литературе раскрывается воспитательная роль народной игры, при этом не достаточно уделяется внимания образовательному аспекту. Однако, содержание народных игр отражает отношение человека к природе, показывается быт предков, младшие школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. Народная игра выступает не только развлечением, а наталкивает нас на активное познание опыта, традиций многих поколений.
Развивающее значение игры отмечает И. С. Слепцова, оно выражается в укреплении духа, тела, развитии процессов мышления, воли, развития выносливости.
Изучением народной игры занимались В. М. Григорьев, В. Г. Марц, Г. С. Виноградов, И. С. Слепцова и многие другие.
Приведем классификацию народной игры по А. А. Таран и [4].
Народные игры по видовому отражению национальной культуры делятся на 4 группы:
1. «Игры, отражающие отношение человека к природе. Примеры игр: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты» [5].
2. «Игры, отражающие повседневные занятия наших предков, быт русского народа. Например, «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты» [5].
3. «Игры, знакомящие с играми сверстников прошлых столетий. В этих играх нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий - лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.» [5]
4. «Соревновательные игры, дающие возможность помериться силой и ловкостью. Например: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты» [5].
Данная классификация была выбрана нами, так как она в большей степени показывает познавательный аспект игры. Ориентируясь на данную классификацию игр и их содержание, мы предполагаем, что эти игры используются в образовательной системе начальной школы на этапе закрепления знаний детей как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Рассмотрим эту включенность более подробно.
У детей 1-го класса преобладает игровая деятельность. Так как в школьной жизни мало игровой деятельности, то дети на переменах или после урока активно играют. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому важно организовать деятельность детей в свободное от учебы время. Также в первом классе с адаптацией идет создание атмосферы класса. Высокая двигательная активность первоклассников связана с отсутствием привычки долго сидеть за пар-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Савинова С. В., Бусыгина А. И. Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. -ART 75362. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75362.htm. - ISSN 2304-120X.
той. Учитывая особенности первоклассников, можно организовать и провести несколько народных игр с различной степенью двигательной активности. Народная игра как средство сближения и организации благоприятного микроклимата группы подойдет для решения этих задач.
Пример игры для детей 1-го класса как средство оптимальной адаптации к школе:
Игра «Корзинки» [5]
Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки.
Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чьё имя назвали, убегает, на его место встаёт игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.
Первоклассники, как самые маленькие из учеников начальной школы, восприимчивы к новым знаниям, многие из них скучают по детскому саду и предпочитают близкие к детскому саду формы проведения мероприятий, как наиболее комфортные. Поэтому для этого периода предпочтительнее проводить игру максимально часто. Это возможно во внеурочное время - перемены, прогулки, в классные часы.
Учащимся 2-го класса, как отмечает В. С. Мухина, характерно преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Новая социальная ситуация, в которую включен ребенок, требует от него развитие исполнительских действий, ответственность, организованную произвольность. В связи с этим повышается психическая напряженность.
Пример игры для детей 2-го класса как средство организации деятельности детей:
Игра «Шишки, желуди, орехи»
Для этой подвижной игры понадобится компания не меньше семи человек. Перед игрой по считалке выбирается водящий. Участники игры встают по трое и берутся за руки, образуя круг. Каждому из тройки игроков присваивается звание «шишки», «желудя» или «ореха».
Водящий, стоя за пределами круга, говорит слово «шишки» (или «желуди», или «орехи»). По этому сигналу все участники игры, отнесенные к группе «шишек» («желудей», «орехов»), быстро меняются местами, а водящий в этот же момент старается занять чье-либо место.
Если попытка окажется удачной, то бывший водящий становится «желудем» («шишкой», «орехом»), а игрок, оставшийся без места, продолжает игру новым водящим.
Эту игру можно провести, как закрепляющую знания детей, полученных на уроках «Окружающего мира», где дети знакомятся с группой растений. На перемене или во время экскурсии, игры, отражающие отношение человека к природе, незаменимы.
Закрепление многих понятий происходит на уроке «Математики», где встречаются задачи с указание предметов народной культуры или описаны ситуации из жизни русского народа, расчет длины с помощью старинных мер (Л. Г. Петерсон).
Особенности детей 3-го класса - самостоятельность, высокая внутренняя познавательная активность, у большинства высокий уровень познавательного интереса, энергичность. По данным отечественных психологов Л. И. Божович, В. В. Давыдова, Т. В. Драгуновой, И. В. Дубровиной, А. В. Захаровой, А. К. Марковой, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хилько и др. мышление становится теорети-
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Савинова С. В., Бусыгина А. И. Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. -ART 75362. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75362.htm. - ISSN 2304-120X.
ческим, наблюдается перестройка всей познавательной сферы, развитие самоанализа, размышления, самонаблюдения, произвольности и способности к саморегуляции.
Пример игры для детей 3 класса как средство познавательной нагрузки детей: Игра «Заря-Зарница» [6]
Правила игры:
- когда «заря» ходить за кругом остальные игроки не должны поворачиваться;
- когда дети бегут к свободному месту, нельзя пересекать круг.
Дети встают в круг, держа руки за спиной, а один из играющих - заря - ходит за кругом с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые - за водой пошла!
Произнося последние слова, водящий кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, чтобы занять пустое место. Тот, кто останется без места становится «зарей». Далее игра повторятся снова.
Данная народная игра показывает пример, как игры могут быть использованы на уроках «Физической культуры» для развития ловкости и быстроты.
Для детей 4-го класса характерно наличие смыслообразующего мотива - интерес к учению, наличие способности сосредоточиваться на неинтересных вещах. Пример игры для детей 4 класса как средство развития интереса:
Игра «Горшки»
Считалкой назначаются два ведущих. Остальные участники садятся в круг и назначаются «горшками».
Выбранный считалкой водящий-покупатель - ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»
«Хозяин»: «Купи, что дашь?»
«Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин»: «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них - поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший - водящим.
На уроках декоративного рисования эта игра будет закреплять знание предметов народной культуры, устанавливать межпредметные связи. Также эта игра (и многие другие народные игры) способствует обогащению словаря детей названием старинных предметов, формами обращений людей друг к другу («кум», «кума» и др., что происходит на уроке «Русского языка». Поэтому игру можно использовать как закрепление знаний по учебной дисциплине «Русский язык».
Таким образом, некоторые существующие проблемы как редкое обращение к сложным командным играм с правилами; отсутствие традиционной терминологии, символики, игровых предметов решаются за счет использования народной игры. Которая неразрывно связана с жизнью школы и класса в качестве закрепления знаний детей.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Савинова С. В., Бусыгина А. И. Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. -ART 75362. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75362.htm. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Ушинский К. Д. О воспитании. - URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php.
2. Абраменкова В. В. Наследие Г. С. Виноградова и современная детская субкультура // Этнокуль-тура детства: традиционный и современный мир детства: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию Г. С. Виноградова («Виноградовские чтения») / отв. ред. В. С. Григорьев. - М.: МГДД(Ю)Т, 2012. - 108 с.
3. Слепцова И. С. Народные игры и их использование в воспитании // Русские народные традиции и современность. - М.: Наука, 1995.
4. Таран А. А. Русские народные игры и их классификация. - URL: http://lib.sporte-
du .ru/press/fkvot/2002n1/p41 -42. htm
5. Алиева Э. Ф. Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала. - URL: http://dlib.rsl.ru/01004364111.
6. Новичихина Е. В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8-11 лет. - URL: http://dlib.rsl.ru/01002852145.
Svetlana Savinova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Department of pedagogy and methods of preschool and primary education, Vyatka State University of Humanities, Kirov kaf [email protected] Alena Busygina,
Graduate of the Institute of pedagogy and psychology, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]
Folk game as a tool to consolidate knowledge of children in primary school
Abstract. Folk game is often seen as a means of education. Forgetting about the educational and developmental value of play, we use it for entertainment, not noticing the cognitive content. So many questions arise in the use of games in the educational system of the school. The article reveals the necessity and inclusion of games in the educational process at the stage of consolidation of knowledge.
Key words: folk games, primary school, educational process.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.11.15 Получена положительная рецензия 05.11.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 05.11.15 Опубликована 11.11.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Савинова С. В., Бусыгина А. И., 2015
IS3H гэы-шх
www.e-koncept.ru
5