Научная статья на тему 'Народное образование в Вятской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.'

Народное образование в Вятской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
система просвещения / народное образование / Вятская губерния / земство / учительство / education system / public education / Vyatka province / zemstvo / teachers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Разиля Рауиловна Жилкибаева

В статье рассматривается развитие народного образования в Вятской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв. Приводятся сведения, раскрывающие специфику развития просвещения в данном регионе, выявляются существовавшие проблемы, главными из которых было отсутствие квалифицированных педагогических кадров, слабое развитие женского образования, отсутствие преемственности между образовательными учреждениями разного уровня. Эти проблемы приводили к низкому проценту грамотности населения. В статье приводятся статистические сведения о развитии народного образования по уездам, уровне грамотности населения, количестве учебных заведений разного типа. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что система просвещения в провинции была не вполне систематизированной и не позволяла удовлетворять растущие потребности населения в образовании. Отсутствие хорошо подготовленных педагогических кадров, преобладание в системе просвещения лиц духовного звания лишь усугубляли проблемы. Наряду с этим школьная система была подотчетна разным ведомствам, в том числе земствам, Министерству народного просвещения, Министерству государственных имуществ и т.д. Это значительно усложняло проведение единой политики и решения существовавших проблем в области просвещения и естественным образом негативно сказывалось и на социально-экономическом развитии страны. Автор приходит к выводу о том, что для обновления и улучшения системы просвещения в Российской империи была необходима полномасштабная образовательная реформа, которая бы позволила четко определить цели и задачи для каждой ступени образования, осуществить отбор и лучшую подготовку педагогических кадров, обеспечить преемственность в образовании между различными типами школ. В связи с отсутствием четкого плана реформирования образовательной системы в Российской империи отдельные шаги в этом направлении несильно влияли на улучшение ситуации в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Разиля Рауиловна Жилкибаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Education in the Vyatka Province in the Second half of the 19th – early 20th Centuries

The article examines the development of public education in the Vyatka province in the second half of the 19th – early 20th centuries. It provides information that reveals the specifics of the development of education in this region, identifies existing problems, the main ones being the lack of qualified teaching staff, poor development of female education, and the lack of continuity between educational institutions of different levels. These problems led to a low percentage of literacy among the population. The article provides statistical information on the development of public education by district, the literacy rate of the population, and the number of educational institutions of different types. These data allow us to conclude that the education system in the province was not fully systematized and did not allow meeting the growing needs of the population for education. The lack of well-trained teaching staff and the predominance of clergy in the education system only exacerbated the problems. At the same time, the school system was accountable to various departments, including zemstvos, the Ministry of Public Education, the Ministry of State Property, etc. This significantly complicated the implementation of a unified policy and the solution of existing problems in the field of education and naturally had a negative impact on the socio-economic development of the country. The author comes to the conclusion that in order to update and improve the education system in the Russian Empire, a full-scale educational reform was needed, which would allow for a clear definition of goals and objectives for each level of education, the selection and better training of teaching staff, and the provision of continuity in education between different types of schools. Due to the lack of a clear plan for reforming the educational system in the Russian Empire, individual steps in this direction did not greatly affect the improvement of the situation in the education system.

Текст научной работы на тему «Народное образование в Вятской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.»

Жилкибаева Р.Р.

107

УДК 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-9-107-110

Дата поступления (Submitted) 27.08.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 13.09.2024

Народное образование в Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.

РАЗИЛЯ РАУИЛОВНА ЖИЛКИБАЕВА

доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, кандидат исторических наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, 423600, Россия, г. Елабуга,, ул. Казанская, 89 e-mail: RRSajfullova@kpfu.ru

Аннотация. В статье рассматривается развитие народного образования в Вятской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв. Приводятся сведения, раскрывающие специфику развития просвещения в данном регионе, выявляются существовавшие проблемы, главными из которых было отсутствие квалифицированных педагогических кадров, слабое развитие женского образования, отсутствие преемственности между образовательными учреждениями разного уровня. Эти проблемы приводили к низкому проценту грамотности населения. В статье приводятся статистические сведения о развитии народного образования по уездам, уровне грамотности населения, количестве учебных заведений разного типа. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что система просвещения в провинции была не вполне систематизированной и не позволяла удовлетворять растущие потребности населения в образовании. Отсутствие хорошо подготовленных педагогических кадров, преобладание в системе просвещения лиц духовного звания лишь усугубляли проблемы. Наряду с этим школьная система была подотчетна разным ведомствам, в том числе земствам, Министерству народного просвещения, Министерству государственных имуществ и т.д. Это значительно усложняло проведение единой политики и решения существовавших проблем в области просвещения и естественным образом негативно сказывалось и на социально-экономическом развитии страны. Автор приходит к выводу о том, что для обновления и улучшения системы просвещения в Российской империи была необходима полномасштабная образовательная реформа, которая бы позволила четко определить цели и задачи для каждой ступени образования, осуществить отбор и лучшую подготовку педагогических кадров, обеспечить преемственность в образовании между различными типами школ. В связи с отсутствием четкого плана реформирования образовательной системы в Российской империи отдельные шаги в этом направлении несильно влияли на улучшение ситуации в системе образования.

Ключевые слова: система просвещения, народное образование, Вятская губерния, земство, учительство

Public Education in the Vyatka Province in the Second half of the

19th - early 20th Centuries

RAZILIA RAUILOVNA ZHILKIBAEVA

Docent of the Department of General and Russian History, Candidate of Historical Sciences, Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University 423600, Russian Federation, Yelabuga, Kazanskaya St., 89

e-mail: RRSajfullova@kpfu.ru

Abstract. The article examines the development of public education in the Vyatka province in the second half of the 19th - early 20th centuries. It provides information that reveals the specifics of the development of education in this region, identifies existing problems, the main ones being the lack of qualified teaching staff, poor development of female education, and the lack of continuity between educational institutions of different levels. These problems led to a low percentage of literacy among the population. The article provides statistical information on the development of public education by district, the literacy rate of the population, and the number of educational institutions of different types. These data allow us to conclude that the education system in the province was not fully systematized and did not allow meeting the growing needs of the population for education. The lack of well-trained teaching staff and the predominance of clergy in the

education system only exacerbated the problems. At the same time, the school system was accountable to various departments, including zemstvos, the Ministry of Public Education, the Ministry of State Property, etc. This significantly complicated the implementation of a unified policy and the solution of existing problems in the field of education and naturally had a negative impact on the socio-economic development of the country. The author comes to the conclusion that in order to update and improve the education system in the Russian Empire, a full-scale educational reform was needed, which would allow for a clear definition of goals and objectives for each level of education, the selection and better training of teaching staff, and the provision of continuity in education between different types of schools. Due to the lack of a clear plan for reforming the educational system in the Russian Empire, individual steps in this direction did not greatly affect the improvement of the situation in the education system.

Keywords: education system, public education, Vyatka province, zemstvo, teachers

На сегодняшний день большую значимость приобретает изучение региональной истории, в частности, вопросов, связанных с развитием народного просвещения. Эта значимость обусловлена, в первую очередь, необходимостью поиска оптимальных путей развития современной системы образования, основываясь во многом на опыте XIX столетия.

Состояние народного образования в Российской империи второй половины XIX - начала XX вв. можно охарактеризовать следующим образом:

- низкий процент грамотного населения по губерниям;

- нехватка квалифицированных педагогических кадров;

- слабое развитие женского образования;

- нехватка учебных заведений (в том числе начальных и высших);

- отсутствие всеобщего образования;

- отсутствие преемственности между различными типами школ [6, с. 67].

Такая картина народного образования являлась общероссийской. Не стала исключением и Вятская губерния.

Вятская губерния была расположена на территории современных Кировской области, Республики Удмуртия и части Республики Татарстан. Согласно указу от 24 января 1803 г. Вятская губерния вошла в состав Казанского учебного округа [6, с. 25].

Одним из основных показателей уровня развития народного образования в Вятской губернии являлось наличие широкой сети разного типа учебных заведений, принадлежавших разным ведомствам.

С 1864 г. в Вятской губернии действовали следующие учебные заведения: одна гимназия, одна семинария, 17 уездных училищ (из них шесть духовных), женские училища: 1-го разряда - одно (в Вятке), 2-го разряда - три (в городах Слободском, Елабуге и Котельниче); 21 приходское училище [9, с. 101]. Наибольший интерес для нас представляют земские учебные заведения, которые содержались на средства земств, поскольку после введения земских учреждений состояние народного образования стало подконтрольно местным начальникам и могло удовлетворить растущие потребности населения в

образовании. При этом важно подчеркнуть, что система образования в Российской империи была подотчетна разным ведомствам, например, Министерству народного просвещения, Министерству государственных имуществ, духовному и другим ведомствам. Это значительно усложняло контроль над системой образования и не позволяло эффективно решать назревающие проблемы.

В докладе о деятельности Глазовского земства за 1867-1914 гг. содержатся сведения о состоянии начального образования в уезде. Число начальных земских школ с 21 в 1867 г. возросло до 35 в 1894 г., а 1913 г. число одноклассных училищ составляло 236 [3]. Уже через два года после реализации земской реформы число начальных школ увеличилось более чем в 2 раза. Если в середине XIX в. на территории Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов Вятской губернии насчитывалось только 79 начальных школ, принадлежащих Министерству государственных имуществ, Удельному ведомству, казенным заводам и частным лицам, а количество учащихся в них составляло всего 4100 человек, т.е. на каждые 218 человек жителей обучался один, то в 1869 г. количество школ увеличилось до 152, в том числе: в Сарапуль-ском уезде 69, Елабужском - 39, Глазовском - 27 и Малмыжском - 17, а число учащихся в них достигло 4475 человек [3].

В 1874 г. в г. Глазове была открыта женская прогимназия [3], которая в основном содержалась на средства земства. Вскоре выяснилось, что прогимназия не способна удовлетворить потребность женской части населения в образовании и 30 августа 1898 г. Глазовская прогимназия была преобразована в полную гимназию [3]. Эти данные служат свидетельством того, что земства взяли на себя ответственность за развитие местного образования, что привело к значительным улучшениям. Однако, несмотря на это существовали проблемы с педагогическими кадрами, имеющими специальное образование, с общей грамотностью населения, свидетельством чему служат статистические сведения.

Характеризуя систему народного образования Вятской губернии необходимо уделить особое внимание уровню грамотности населения. Согласно сведениям Всероссийской переписи

Жилкибаева Р.Р.

109

населения 1897 г., уровень грамотности населения в Вятской губернии составлял всего 16 % [6, с. 38], учитывая при этом, что потребность в образовании стала неуклонно расти в связи с изменением ценностных установок в патриархальном провинциальном обществе. Тем не менее, достаточно низкий процент грамотности был выявлен Нурминским С.А. в отчетах за 1875 год. «Так, в течение трех лет было неграмотных женихов - 90,43 %, невест - 98,66 %. По числу грамотных рекрут процент определяется так: в 1870 году - 10,9 %, в 1871 году - 11,2 % [8, с. 3]. Согласно сведениям о проценте грамотности среди мужчин и женщин в городах Вятской губернии за 1865-1875 гг. можно сделать вывод о том, что среди мужчин грамотность была выше, чем среди женщин. Наибольший процент грамотных мужчин приходился на города Вятка, Слободской и Елабуга. Если рассматривать по уездам Вятской губернии процент грамотности оставался на низком уровне. В частности, в Са-рапульском уезде - 13 % грамотных мужчин и 1 % грамотных женщин, в других уездах ситуация обстояла хуже [8, с. 5].

Одной из причин низкого уровня грамотности населения служило отсутствие квалифицированных педагогических кадров, что было следствием нехватки учебных заведений, готовивших учителей. В 1868 г. в Вятском епархиальном женском училище вводится педагогика как предмет обучения вследствие большого спроса со стороны местных земских учреждений на учителей и учительниц [1, с. 97-98]. 13 июня 1898 г. Епархиальным съездом духовенства Вятской епархии было принято решение об открытии женского епархиального училища в Елабуге [7, с. 6]. Изначально предполагалось обучение девочек из духовного звания, которые в последующем должны были стать женами священников. Позже были открыты педагогические курсы при училище и это расширило профессиональные возможности выпускниц. Так, Елабужское епархиальное училище стало центром педагогического образования в волго-вятском регионе.

До момента выпуска девушек из епархиальных училищ и поступления на службу в качестве учительницы или ее помощницы, основную часть преподавательских должностей в рассматриваемый период занимали лица преимущественно духовного звания. В Нолинском и Глазовском уездах перед введением земств учителя были исключительно духовные. В Елабужском уезде учительствовали: шесть священников, два диакона, два причетника, три крестьянина, один кончивший курс в духовном училище; из трех наставниц две - вдовы чиновников и одна - вдова священника. В Яранском уезде состав учителей был такой: 30 священников, пять диаконов, семь семинаристов, пять крестьян, один мещанин, два солдата, один каптернамус (должностное лицо унтер-офицерского звания) и пятеро из

духовного звания. Та же ситуация сохранялась в других уездах [5, с. 84-85]. Чаще всего, духовные лица не обладали педагогическими знаниями, что значительно отражалось на качестве образования. Так, Блинов Н.Н., просветитель и священник, составляя статистические сведения по Вятской губернии за 1865-1875 гг., говорил о том, что «учителя священники или неаккуратно входили в класс, предоставляя ученикам заниматься, чем знают под надзором старших учеников или же нанимали за небольшую плату своего дьячка и, надеясь на его старанье и уменье, сами уже совсем не ходили в школу, что, конечно, было известно и начальству» [2, с. 81]. Земское начальство было озабочено проблемой иного характера - неблагонадежностью учителей из числа лиц светского звания, свидетельством чего служили их увольнения «за нетрезвое поведение и оскорбление действием» [4, л. 1] своих коллег, а также «за распространение между учениками антирелигиозных понятий» [4, л. 3]. Такие учителя освобождались от должности, и им запрещалась любая педагогическая деятельность. Согласно сведениям Н.Н. Блинова, учителей из лиц духовного звания представлено 77 %, из светского - соответственно, 23 %, помощников духовного звания - 42%, светского - 58 %, учительниц духовного звания - 44 %, светского - 56 % [2, с. 82]. Таким образом, основную нагрузку преподавания в училищах несли представители духовного звания, что впоследствии приводило к низким результатам обучения. В подтверждение этого, нами приведены следующие отзывы об учителях, которые были представлены в статистическом отчете Блинова Н.Н.: «По представлению директора училищ, «наставник Мултанского училища по отзывам редко посещает училище и поручает смотрение за учениками церковному сторожу». «Наставника Спасского училища занятия по церкви и приходу отвлекают от училища, что заметно по успехам мальчиков. Верхокобрского училища - холоден в обращении с мальчиками и равнодушен к их успехам. Вондамского - недостаточно заботлив, от чего мальчики мало развиты». «Наставник Узинского училища (Малмыжского уезда) диакон, сам учившийся уже давно не был приготовлен к этой должности, но в настоящее время читает руководство и можно надеяться, что будет более полезен» [2, с. 85-87]. «В сельских училищах (в 1864-65 гг.) преподавателями были почти исключительно священники, которые, будучи часто отвлекаемы требоисправле-ниями как главнейшей своей обязанностью, занимались учащимися не настолько, насколько требовалось, отчего последние в течение двух или трех лет выучивались лишь плохо читать и еще хуже писать. Родители, не находя пользы от такого учения, перестали отдавать в оное своих детей» [10, с. 106].

Таким образом, приведенные отзывы совре-

менников единогласно отмечают, что работа лиц духовного звания в деле обучения подрастающего поколения имела низкие результаты.

Данные вышеприведенных таблиц и предоставляемых статистических сведений, помогают сделать вывод о том, что народное образование в Вятской губернии развивалось медленными темпами. Строились новые школы, реформировалась система образования, вводились новые уставы, однако в содержании образования положительных тенденций не наблюдалось. Это связано в первую очередь с отсутствием высококвалифицированных педагогических работников, имеющих специальное образование. Их место в

Литература и источники

сфере школьного образования занимали представители духовенства, в основном, священники, которые не имели педагогического образования. Светские же лица редко становились учителями вследствие низкого профессионального статуса учительства в Российской империи. Для систематизации и упорядочения системы просвещения в Российской империи была необходима полномасштабная образовательная реформа, которая бы позволила решить существовавшие проблемы. Те шаги, которые осуществлялись российскими императорами во второй половине XIX - начале XX вв. не давали положительных результатов в этом направлении.

1. Бариева Х.Р. Педагогическая направленность духовного женского образования XIX века: на примере Вятского епархиального женского училища // Региональная культурная среда и педагогика: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Пермь, 2013. С. 97-100.

2. Блинов Н.Н. Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет. Вятка: Издание Вятского губернского земства, 1875.

3. Василечко Н.В. Земская реформа в области образования в Вятской губернии по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.archive.perm.ru (дата обращения: 19.08.2024).

4. ГакО (Государственный архив Кировской области, г. Киров). - Ф. 206. Оп. 1. Д. 150. Л. 1.

5. Записки императорского русского географического общества / Под ред. А.Н. Бекетова. Кн. 1. СПб., 1862.

6. Крапоткина И.Е. Казанский учебный округ в конце XIX - начале XX в.: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 160 с.

7. Маслова И.В. Стахеевское епархиальное женское училище. Ульяновск: АО «Областная типография «Печатный двор», 2018. 96 с.

8. Нурминский С. Статистические сведения о числе грамотных и неграмотных в православном и единоверческом населении в Вятской губернии. Вятка, 1875.

9. Сайфуллова Р.Р. Состояние народного образования в Вятской губернии во второй половине XIX века // Региональная культурная среда и педагогика: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Пермь, 2013. С. 101-104.

10. Статистические сведения о состоянии земских училищ Вятского уезда за 1887-88 уч/г. Вятка: Издание Вятского уездного земства, 1889.

References

1. Barieva H.R. Pedagogicheskaya napravlennost' duhovnogo zhenskogo obrazovaniya XIX veka: na primere Vyatskogo eparhial'nogo zhenskogo uchilishcha [Pedagogical focus of the spiritual education of women in the 19th century: on the example of the Vyatka diocesan girls' school]. Regional'naya kul'turnaya sreda i pedagogika: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Regional cultural environment and pedagogy: Proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation]. Perm, 2013. p. 97-100. (in Russian).

2. Blinov N.N. Narodnoe obrazovanie v Vyatskoj gubernii za poslednie 10 let. [Public education in the Vyatka province over the past 10 years.] Vyatka: Izdanie Vyatskogo gubernskogo zemstvo [Publication of the Vyatka provincial zemstvo]. 1875. (in Russian).

3. Vasilechko N.V. Zemskaya reforma v oblasti obrazovaniya v Vyatskoj gubernii po dokumentam Central'nogo gosudarstvennogo arhiva Udmurtskoj Respubliki [Zemstvo reform in the field of education in the Vyatka province according to the documents of the Central State Archives of the Udmurt Republic]. URL: http://www.archive.perm.ru (in Russian).

4. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Kirovskoj oblasti [The Central State Archive of the Kirov region]. F. 206. Op. 1. D. 150. p. 1. (in Russian).

5. Zapiski imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva [Notes of the Imperial Russian Geographical Society]. Pod red. A.N. Beketova. Kn. 1. SPb., 1862. p. 84-85. (in Russian).

6. Krapotkina I.E. Kazanskij uchebnyj okrug v konceXIX - nachale XX v. [Kazan Educational District in the Late 19th - Early 20th Century]. M.: FLINTA: Nauka, 2011. 160 pp. (in Russian).

7. Maslova I.V. Staheevskoe eparhial'noe zhenskoe uchilishche. - [Elabuga Stakheevskoye Diocesan Women's School]. 2018. 96 pp. (in Russian).

8. Nurminskij S. Statisticheskie svedeniya o chisle gramotnyh i negramotnyh v pravoslavnom i edinovercheskom naselenii v Vyatskoj gubernii [Statistical Information on the Number of Literate and Illiterate People in the Orthodox and Old Believers Population in the Vyatka Province]. Vyatka, 1875. p. 3. (in Russian).

9. Sajfullova R.R. Sostoyanie narodnogo obrazovaniya v Vyatskoj gubernii vo vtorojpolovine XIX veka [The state of public education in the Vyatka province in the second half of the 19th century]. Regional'naya kul'turnaya sreda i pedagogika: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Regional cultural environment and pedagogy: Proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation]. Perm', 2013. p. 101-104. (in Russian).

10. Statisticheskie svedeniya o sostoyaniizemskih uchilishch Vyatskogo uezda za 1887-88 uch/g. [Statistical information on the state of zemstvo schools in the Vyatka district for the 1887-88 academic year.]. Vyatka: Izdanie Vyatskogo uezdnogo zemstvo [Publication of the Vyatka district zemstvo]. 1889. p. 106. (in Russian).

© «Клио», 2024 © Жилкибаева Р.Р., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.