Научная статья на тему 'Решение вопроса об этнокультурной специфике школьного образования в Вятской губернии в 1860-1870-е годы'

Решение вопроса об этнокультурной специфике школьного образования в Вятской губернии в 1860-1870-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / КАЗАНСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / ВЯТСКАЯ ДИРЕКЦИЯ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ / ЗЕМСТВО / ТАТАРЫ / УДМУРТЫ / МАРИЙЦЫ / РУССКИЕ / PRIMARY EDUCATION / SCHOOL / KAZAN EDUCATIONAL DISTRICT / VYATKA DIRECTORATE OF PRIMARY SCHOOLS / ZEMSTVO / TATARS / UDMURTS / MARI / RUSSIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Субботина Анна Михайловна

Статья посвящена изучению начального этапа реализации правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г. на территории Вятской губернии. Актуальность темы определяется значимостью рассмотрения развития образования в контексте понимания его роли в формировании общероссийской идентичности во второй половине XIX в. Исследуются взаимодействие попечителя Казанского учебного округа, директора и инспекторов народных училищ Вятской губернии, духовенства, земства по поводу их отношения к учету этнокультурной специфики в школьном обучении. Источниковедческая база включает законодательные акты, памятные книжки и обзоры Вятской губернии, документы Государственного архива Республики Татарстан. В статье делается вывод о том, что знание этноконфессиональных особенностей региона оказывало влияние на отношение учебной администрации, духовенства и земства к открытию специальных образовательных учреждений для проживающих в крае народов. Работая в системе просвещения местного населения на протяжении многих лет, представители Вятской дирекции народных училищ, Казанского учебного округа, православных организаций в целом позитивно восприняли правила 1870 г., что выразилось в открытии школ с адаптированными для нерусских детей программами. Земствам понадобилось несколько лет для того, чтобы воспринять этот опыт и реализовать его в собственных образовательных учреждениях. На основе анализа статистических данных и мнений организаторов новых школ автор утверждает, что разные народы Вятской губернии восприняли их неоднозначно. Наиболее успешно к обучению привлекались удмурты и марийцы. Татары из-за конфессиональных и культурных предпочтений относились к подобным учебным заведениям с осторожностью и неприятием. Поэтому специальные школы для них в Вятской губернии стали открываться позже, чем для других народов края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIONS TO ADDRESS THE ISSUE OF ETHNIC AND CULTURAL SPECIFICITY OF SCHOOL EDUCATION IN VYATKA PROVINCE IN 1860-1870S

The article studies the initial stage of implementation of the rules “On measures for the formation of inorodtsy inhabiting Russia” (1870) on the territory of Vyatka province. The topic is relevant because it helps to understand the role played by education in the formation of national identity in the second half of the XIX century. The author explores the interaction of the Kazan educational district Trustee, Director and inspectors of public schools of Vyatka province, clergy, Zemstvo (district councils) in the context of their attitude to the accounting of ethnic and cultural specificity in school. The main sources are legislative acts, commemorative books and reviews of the Vyatka province, documents of the National archive of the Republic of Tatarstan. The author concludes that the awareness of ethnic and confessional features of the region influenced the attitude of the educational administration, clergy and Zemstvo to the opening of special educational institutions for the peoples living in the region. Representatives of the Vyatka Directorate of public schools, the Kazan educational district, Orthodox organizations worked for many years in the education system of the local population. Because of this, they generally reacted positively to the rules of 1870, the Result was the opening of schools adapted for non-Russian children. Zemstvo took this experience later and implemented it in their own educational institutions. The author analyzes the statistical data and opinions of the organizers of the new schools and argues that the peoples of the Vyatka province differently perceived the educational reform. The Udmurts and Mari were the most successfully trained according to the adapted programs. The Tatars, because of their religious and cultural preferences, treated such educational institutions with caution and hostility. Therefore, special schools for them in the Vyatka province were opened later than for other peoples of the region.

Текст научной работы на тему «Решение вопроса об этнокультурной специфике школьного образования в Вятской губернии в 1860-1870-е годы»

УДК 94(470.342)"18

А. М. Субботина

РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

В 1860-1870-Е ГОДЫ*

Статья посвящена изучению начального этапа реализации правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г. на территории Вятской губернии. Актуальность темы определяется значимостью рассмотрения развития образования в контексте понимания его роли в формировании общероссийской идентичности во второй половине XIX в. Исследуются взаимодействие попечителя Казанского учебного округа, директора и инспекторов народных училищ Вятской губернии, духовенства, земства по поводу их отношения к учету этнокультурной специфики в школьном обучении. Источниковедческая база включает законодательные акты, памятные книжки и обзоры Вятской губернии, документы Государственного архива Республики Татарстан. В статье делается вывод о том, что знание этноконфессиональных особенностей региона оказывало влияние на отношение учебной администрации, духовенства и земства к открытию специальных образовательных учреждений для проживающих в крае народов. Работая в системе просвещения местного населения на протяжении многих лет, представители Вятской дирекции народных училищ, Казанского учебного округа, православных организаций в целом позитивно восприняли правила 1870 г., что выразилось в открытии школ с адаптированными для нерусских детей программами. Земствам понадобилось несколько лет для того, чтобы воспринять этот опыт и реализовать его в собственных образовательных учреждениях. На основе анализа статистических данных и мнений организаторов новых школ автор утверждает, что разные народы Вятской губернии восприняли их неоднозначно. Наиболее успешно к обучению привлекались удмурты и марийцы. Татары из-за конфессиональных и культурных предпочтений относились к подобным учебным заведениям с осторожностью и неприятием. Поэтому специальные школы для них в Вятской губернии стали открываться позже, чем для других народов края.

Ключевые слова: начальное образование, школа, Казанский учебный округ, Вятская дирекция начальных училищ, земство, татары, удмурты, марийцы, русские.

Развитие образования непосредственно затрагивает вопрос о формировании идентичности учащихся, поскольку обучение ведется на определенном языке с использованием специально отобранной учебной литературы. В России с ее

* Статья подготовлена при поддержке Комплексной программы фундаментальных научных исследований УрО РАН, проект № 18-6-6-38 «Циви-лизационное пространство Урало-Поволжья: социально-демографические характеристики, политико-экономический статус, этнокультурные традиции».

сложным этническим и конфессиональным составом населения расширение школьной сети во второй половине XIX в., с одной стороны, свидетельствовало о стремлении к созданию некоей общей идентичности, а, с другой стороны, неизбежно требовало решения проблемы привлечения в школы детей, не говорящих на русском языке и не исповедующих православие. В статье рассматривается становление учебных заведений, учитывающих этнокультурную специфику населения Вятской губернии в 1860-1870-х гг.

Интерес к изучению развития образования в Вятской губернии проявился уже в XIX в. Работы Н. Н. Блинова [Народное образование..., 1875], А. А. Красева [Красев, 1900], С. А. Нурминского [Нурминский, 1881] написаны на основе активно собиравшихся тогда статистических данных и личных наблюдений авторов, которые сами вносили свой вклад в народное просвещение. Вопросы учета этнокультурной специфики затрагиваются в них с точки зрения таких статистических показателей, как количество школ и учащихся из числа проживавших в крае народов. Для второй половины XIX - начала XX в. характерно также рассмотрение данной проблемы в контексте развития христианства и миссионерской деятельности [Луппов, 1898; Можа-ровский, 1880]. В советской историографии к общим исследованиям в области образования в Вятской губернии [Вахрушев, 1884; Петров, 1954] добавились работы по истории национальной школы для татар [Горохов, 1941], марийцев [Трефилова, 1957], удмуртов [Фролова, 1871] и других народов. В тот период преобладала критическая оценка царской политики в национальном вопросе в целом, в том числе и в отношении ее применения к народному просвещению.

В условиях социально-политических и культурных преобразований постсоветского периода интерес к изучению этнокультурной специфики в сфере образования значительно вырос, расширилась тематика исследований. По-прежнему актуальны труды, посвященные государственной конфессиональной и школьной политике [Саматова, 2007], ее взаимосвязям с национально-освободительным движением [Загидуллин, 2014; Кутявин, 2000]. Большое внимание уделяется просветителям, оказавшим влияние на развитие образования среди проживающих в крае народов [Помелов, 2007; Попов, Федосеева, 2014; Суворова, 1990; Фролова, 1996], изданию учебной и другой литературы на языках жителей Вятской губернии [Бушков, 2017; Камитова, 2018; Павлова, 2007]. Исследователи обращаются к изучению просветительской деятельности Русской православной церкви [Берестова, 2005; Исхаков, 2011; Макурина, 2016; Половникова, 2012] и мусульманских организаций [Гимазова, 2012; Субботина, 2018]. Накопленный исследовательский опыт способствует появлению обобщающих авторских и коллективных работ по истории образования народов края [Алметева, 2006; Помелов, 2018; Пономарев, 1996; Шайдуллин, 2016].

Поскольку многие вопросы, связанные с развитием национального образования, рассмотрены в существующей научной литературе, статья не преследует цель всестороннего раскрытия заявленной проблемы. В ней сосредоточено внимание на таком недостаточно освещаемом аспекте, как отношение учебной администрации в лице попечителя Казанского учебного округа, директора и инспекторов народных училищ Вятской губернии к учету этнокультурной специфики и взаимодействию в этом вопросе с духовенством и земством.

Исследование основано на комплексе опубликованных и архивных источников. Опубликованные документы представлены законодательными актами в сфере образования, обзорами и памятными книжками Вятской губернии. Памятные книжки и календари Вятской губернии, издававшиеся Вятским губернским статистическим комитетом, содержат разнообразные данные о составе населения, количестве школ и учащихся в них. Обзоры Вятской губернии являлись приложением к всеподданнейшим отчетам губернатора. В них также представлены количественные данные за отчетный год по унифицированной схеме, что позволяет выявить их динамику за выбранный период времени. Взгляды Н. И. Ильминского и историю некоторых учебных заведений характеризуют документы, опубликованные в посвященном образованию четвертом томе сборника «История Казани в документах и материалах» [История Казани, 2012].

Архивные материалы, часть из которых впервые вводится в научный оборот, включают в себя отчеты и переписку инспекторов народных училищ, Вятской дирекции народных училищ из фонда Попечителя Казанского учебного округа Государственного архива Республики Татарстан [НГ РТ. Ф. 92]. Документы интересны тем, что, помимо количественных данных о числе школ и учащихся, выражают личное мнение представителей учебной администрации. Их изучение помогает понять, как на местах воспринималась политика развития учебных заведений с этнокультурной спецификой.

Методология исследования опирается на исторический и системный подходы. Выбранный период 1860-1870-х гг. позволяет выявить динамику развития сети специальных учебных заведений, количества учащихся, изменений в позиции участвующих сторон. Организация системы образования в то время требовала взаимодействия

учебной администрации, духовенства и земства, на чем и делается акцент в данной статье.

Либеральные реформы 1860-х гг. стимулировали развитие образования, появление новых учебных заведений. Наряду с Министерством народного просвещения и Духовным ведомством (Святейшим Синодом, Ведомством православного исповедания) к открытию школ проявили активный интерес введенные Положением 1864 г. органы земского самоуправления. С. А. Нурминский отмечал, что за семь лет с 1869 по 1875 гг. количество начальных училищ в Вятской губернии выросло более чем в полтора раза с 370 до 643 [Нурминский, 1881, с. 718]. Дальнейшее развитие школьной сети неизбежно должно было затронуть и районы с населением, где многие не знали русского языка и с опасением относились к русской школе. В этих условиях учебная администрация и земства вынуждены были обратить внимание на особенности обучения проживающих в крае народов. Их включение в образовательный процесс требовало принятия дополнительных мер.

Население Вятской губернии было сложным по своему этническому и конфессиональному составу. По данным 1868 г., в губернии проживал 2359561 человек. Среди них количество русских составляло 1922507 жителей (81%), удмуртов - 219312 (9%), марийцев - 100606 (4%), татар - 89397 (3%), башкир - 18590 (0,7%), коми 7650 (0,3%) [ПКВГ, 1869, отд. IV, с. 17]. Среди конфессий на долю православных приходилось 95% (2251030 человек), мусульман - 4% (98029 человек), других христиан, иудеев, исповедующих местные народные религии - меньше 1% (10502 человека) [ПКВГ, 1869, отд. IV, с. 10-11]. В лучшем положении с точки зрения получения этноконфессионального образования находились мусульмане (татары и башкиры), поскольку у них были собственные духовные учебные заведения - мектебы и медресе. Остальные могли обучаться вместе с русскими в школах разного типа.

В 1870 г. в Казанском учебном округе по предложению его попечителя собирались сведения о распространении образования у нерусских народов. Инспектор начальных народных училищ Вятской губернии сообщал, что только три из одиннадцати уездов губернии можно считать почти полностью русскими. В остальных помимо русских проживают и другие народы. По данным инспектора, которые соответствуют имевшимся в его распоряжении статистическим сведениям,

марийцы преимущественно были расселены в Уржумском и Яранском и небольшими группами в Малмыжском, Елабужском уездах. Удмурты и татары были представлены в Глазовском, Сара-пульском, Малмыжском, Елабужском, Слободском уездах. Башкиры проживали в Сарапульском уезде. В небольшом количестве в Глазовском уезде присутствовали бесермяне, а в Орловском - коми. В этих восьми уездах из 186 училищ 89 работали в русских населенных пунктах, 97 - в районах с нерусским населением. В указанных 97 школах обучалось 2495 мальчиков и 353 девочки, что было почти сопоставимо с русскими (2729 мальчиков и 580 девочек). По мнению инспектора, больше всего из нерусских народов потребность в образовании развита у удмуртов, за ними шли марийцы и далее татары. Основываясь на этих выводах, он рекомендовал открыть десять училищ для удмуртов в Глазовском, Сарапульском, Елабужском и Мал-мыжском уездах, 9 - для марийцев в Уржумском, Яранском, Елабужском и Малмыжском уездах, 6 - для татар в Малмыжском, Елабужском и Глазов-ском уездах [ГА РТ. Ф. 92. Д. 9940. Л. 29-36 об.].

К решению вопроса об учете специфики обучения детей, не знающих русский язык, первыми обратились Министерство народного просвещения и Духовное ведомство. По данным С. А. Нурмин-ского, к 1880 г. в Вятской губернии действовало 21 училище с адаптированной для местных народов программой. Из них 9 содержались министерством, 12 - Вятским комитетом православного миссионерского общества [Нурминский, 1881, с. 726]. Земства в первые годы своего существования игнорировали возможные различия между работой школ в русских и нерусских районах. Изменить свою точку зрения их заставили возникшие трудности, связанные с незнанием населением русского языка, нежеланием мусульман отдавать детей в училища с православной направленностью.

Открытие специальных учебных заведений для нерусских народов оказалось возможным после выхода в 1870 г. правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» [СПМНП, 1871]. Они предполагали обучение детей на родном языке с последующим переходом на русский с использованием специально созданных учебных пособий под руководством учителей, знающих язык. Для подготовки учителей должны были открыться Казанская учительская семинария, учительские школы в Уфе и Симферополе. Основные

положения новой образовательной системы были отработаны ее автором Н. И. Ильминским еще до издания правил. В 1864 г. в Казани по его инициативе при поддержке попечителя Казанского учебного округа П. Д. Шестакова была открыта частная школа для детей крещеных татар [Исхаков, 2012]. Н. И. Ильминский видел ее назначение в том, чтобы «утвердить в православии крещеных татар, которые по неведению существа и смысла истинной веры то и дело уклоняются в магометанство» [История Казани, 2012, с. 589]. С течением времени школа стала получать финансовую помощь не только от Святейшего Синода и Православного миссионерского общества, но также от Министерства народного просвещения и земства. С 1878 г. программа Казанской центральной крещено-татарской школы была приведена в соответствие с двухклассными училищами. Важной задачей школы с самого ее основания стала подготовка учителей для обучения крещеных татар во вновь открываемых учебных заведениях. Подготовкой преподавателей для всего округа занималась также образованная в 1872 г. Казанская учительская семинария. Помимо русских определенное количество ее учащихся должны были быть исповедующими христианство представителями местных народов: татар, чувашей, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы [История Казани, 2012, с. 345]. В том же году начала работу Уфимская татарская учительская школа, которая при подготовке учитывала мусульманскую специфику татарского населения Казанского учебного округа [ПСЗРИ, 1875]. В 1876 г. татарская учительская школа была открыта и в самой Казани [История Казани, 2012, с. 489].

Несмотря на наличие специальных учебных заведений, готовивших учителей, инородческие школы испытывали трудности с квалифицированными кадрами как в связи с их нехваткой, так и по причине конфликта интересов. В 1889 г. инспектор народных училищ сообщал, что в татарских школах Елабужского уезда Вятской губернии постановка учебного дела «весьма неудовлетворительна». В них наблюдается «полное пренебрежение» учителей, большинство которых были выпускниками Казанской татарской учительской школы, к русскому языку. По мнению инспектора народных училищ Сарапульского уезда, многие учителя и учительницы не умеют читать выразительно, соблюдая правила логического ударения, что важно для обучения местного

населения, обладающего специфическим «певучим» и «монотонным» говором. Одной из причин этого инспектор видел в том, что по решению земства, на учительские должности предпочитают брать выпускников Сарапульской женской гимназии и реального училища, а не окончивших курс учительских семинарий [ГА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 18421. Л. 1-3 об.]. Земство же было заинтересовано давать работу, прежде всего, учащимся местных учебных заведений, на финансирование которых оно тратило определенные средства.

Интерес местного населения к образованию постепенно увеличивался. В 1878 г. среди 32843 учащихся народных школ Вятской губернии было 433 марийца, 204 татарина, 1536 удмуртов, 19 бе-сермян, 101 коми, всего 2293 человек, в том числе 49 девочек [Обзор, 1878, с. 85-86]. По сравнению с 1871 г., когда их общее число было 1357 человек, рост составил 70% [Обзор, 1871, с. 124]. Далеко не все из указанного количества обучались в специальных учебных заведениях. В отчете директора народных училищ Вятской губернии за 1878 г. отмечалось, что из девяти подведомственных дирекции инородческих училищ, действовавших по правилам 1870 г., в семи обучались дети удмуртов, в двух - марийцев. Вятская дирекция оптимистично смотрела на развитие подобных школ, указывая, что они «приобретают добрую славу» и интерес разных общественных кругов. По ходатайству Елабужского уездного земского собрания было открыто новое училище. Также в дирекцию поступило прошение благочиннического съезда Яранского уезда о создании инородческого училища в одном из населенных пунктов с обязательством взять на счет духовенства устройство и содержание школьного здания [ГА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13586. Л. 605-605 об.].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что отношение к учету этноконфес-сиональной специфики в образовании во многом зависело от знания учебной практики. Представители учебной администрации и духовенства края, будучи хорошо знакомыми с трудностями обучения нерусских детей в русской школе по своему опыту, в целом положительно отнеслись к правилам 1870 г. «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». Первые созданные по этим правилам учебные заведения в Вятской губернии финансировались Министерством народного просвещения и Духовным ведомством. Появившимся в результате либеральных реформ 1860-х гг.

земствам понадобилось несколько лет развития собственной школьной сети, сбора статистических данных, общения с учителями, чтобы осознать сложность работы в неоднородной этноконфес-сиональной среде. Поэтому к открытию учебных заведений, адаптированных к обучению народов края, земства приступили позднее, заимствуя уже имевшийся к тому времени опыт учебной и духовной администрации.

Отношение населения к новым школам, согласно статистическим данным, мнениям инспекторов училищ, духовенства и земства, было неоднозначным и зависело от этнической и конфессиональной

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Алметева, 2006- Алметева И. В. История начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Йошкар-Ола, 2006. 314 с.

Берестова, 2005 - Берестова Е. М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. 232 с.

Бушков, 2017 - Бушков Р. А. Первые иллюстрированные марийские буквари // Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. 2017. Т. 3. № 4 (12). С. 9-13.

Вахрушев, 1984 - Вахрушев А. Н. Развитие начального образования в пореформенной Удмуртии // Вопросы истории культуры Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ, 1884. С. 56-74.

Гимазова, 2012 - Гимазова Р. А. Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2012. № 1/2. С. 240-244.

Горохов, 1941 - Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. 260 с.

Загидуллин, 2014 - Загидуллин И. К. Татарское национальное движение в 1860-1905 гг. Казань: Татарское кн. изд-во, 2014. 423 с.

История Казани - История Казани в документах и материалах. XIX век. Кн. 4: Образование: высшее, среднее, начальное / под ред. И. К. Загидуллина Казань: Татарское кн. изд-во, 2012. С. 587-590.

Исхаков, 2011 - Исхаков Р. Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII - начало XX вв.). Казань: Татарское кн. изд-во, 2011. 222 с.

Исхаков, 2012 - Исхаков Р. Р. Основные вехи истории Казанской центральной крещено-татарской

принадлежности. Православные удмурты и марийцы достаточно охотно отдавали детей в новые школы так же, как и в обычные русские. Количество учащихся среди них превышало возможности открытых по правилам 1870 г. училищ. Гораздо хуже были вовлечены в создаваемую образовательную систему татары. Более того, татары-мусульмане, имея собственные конфессиональные учебные заведения, негативно относились к русской школе, в которой преподавались основы православия. Учитывая существовавшие трудности, специальные школы для татар в Вятской губернии стали открываться позже, чем для удмуртов и марийцев.

REFERENCES

Almeteva, 2006- Almeteva I. V. Istoriya nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v Mariyskom krae vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. Ioshkar-Ola, 2006. 314 s. (in Russian)

Berestova, 2005 - Berestova E. M. Pravoslavnaya tserkov' v Udmurtii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka). Izhevsk: UIIYaL UrO RAN, 2005. 232 s. (in Russian) Bushkov, 2017 - Bushkov R. A. Pervye illyus-trirovannye mariyskie bukvari // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki. 2017. T. 3. № 4 (12). S. 9-13. (in Russian)

Vakhrushev, 1984 - Vakhrushev A. N. Razvitie nachal'nogo obrazovaniya v poreformennoi Udmurtii // Voprosy istorii kul'tury Udmurtii. Izhevsk: UIIYaL, 1984. S. 56-74. (in Russian)

Gimazova, 2012 - Gimazova R. A. Musul'manskie uchebnye zavedeniya Glazovskogo uezda Vyatskoi guber-nii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.) // Gasyrlar avazy - Ekho vekov. 2012. № 1/2. S. 240-244. (in Russian) Gorokhov, 1941 - Gorokhov V. M. Reaktsionnaya shkol'naya politika tsarizma v otnoshenii tatar Povo-lzh'ya. Kazan': Tatgosizdat, 1941. 260 s. (in Russian)

Zagidullin, 2014 - Zagidullin I. K. Tatarskoe natsion-al'noe dvizhenie v 1860-1905 gg. Kazan': Tatarskoe kn. izd-vo, 2014. 423 s. (in Russian)

Istoriya Kazani, 2012 - Istoriya Kazani v dokumen-takh i materialakh. XIX vek. Kn. 4: Obrazovanie: vysshee, srednee, nachal'noe / pod red. I. K. Zagidullina Kazan': Tatarskoe kn. izd-vo, 2012. S. 587-590. (in Russian)

Iskhakov, 2011 - Iskhakov R. R. Missionerstvo i musul'mane Volgo-Kam'ya (poslednyaya tret' XVIII -nachalo XX vv.). Kazan': Tatarskoe kn. izd-vo, 2011. 222 s. (in Russian)

школы (1863-1914 ГГ.) // Образование и просвещение в губернской Казани. Вып. 4. Казань: ЯЗ; Институт ист. АН РТ, 2012. С. 94-102.

Камитова, 2018 - Камитова А. В. Деятельность Н. И. Ильминского в области перевода православной литературы на родные языки народов Поволжья и Приуралья // Сибирский филологический журнал. 2018. № 1. С. 261-270.

Красев, 1900 - Красев А. А. Начальные народные училища Вятской губернии: краткий очерк возникновения и постепенного развития этих училищ за время с 1786 по 1898 год. Вятка: Тип. и хромолитография Маишеева, 1900. 53 с.

Кутявин, 2000 - Кутявин А. Н. Удмуртское национальное движение в контексте этнокультурной и политической истории народов Волго-Камья в конце XIX - первой четверти XX в. // Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начала XX в. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С. 64-77.

Луппов, 1898 - Луппов П. Н. Народное образование среди вотяков со времени первых известий о них до 1840-х годов (Исторический очерк). Вятка: Тип. и хромолитография Маишеева, 1898. 58 с.

Макурина, 2016 - Макурина В. В. Просветительская деятельность русского приходского духовенства и миссионеров среди удмуртов Вятской епархии во второй половине XIX - начале XX в. // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Волжского региона. 2016. № 2 (2). С. 16-22.

Можаровский, 1880 - Можаровский А. Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев, с 1552 по 1867 г. М.: Общество ист. и древностей рос. при Моск. ун-те, 1880. 262 с.

Народное образование, 1875 - Народное образование в Вятской губернии за последние десять лет, (1864-1874 г.) / [Н. Н. Блинов]. Вятка: Губернская тип., 1875. 348, III с.

Нурминский, 1881 - Нурминский С. А. Народные училища в Вятской губернии // Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Т. 2. Вятка: Тип. Губернского правления и литография Котлевич, 1881. С. 659-738.

Обзор, 1871 - Обзор Вятской губернии за 1871 год. Вятка, [1872]. 140 [48], с.

Обзор, 1878 - Обзор Вятской губернии за 1878 год. Вятка, [1879]. 95, [87] с.

Павлова, 2007 - Павлова И. Ф. Издательская деятельность Братства Святого Гурия для обучения удмуртских детей // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № S. С. 277-280.

Iskhakov, 2012 - Iskhakov R. R. Osnovnye vekhi istorii Kazanskoi tsentral'noi kreshcheno-tatarskoi shkoly (1863-1914 gg.) // Obrazovanie i prosveshchenie v gubernskoi Kazani. Vyp. 4. Kazan': YaZ; Institut ist. AN RT, 2012. S. 94-102. (in Russian)

Kamitova, 2018 - Kamitova A. V. Deyatel'nost' N. I. Il'minskogo v oblasti perevoda pravoslavnoi literatury na rodnye yazyki narodov Povolzh'ya i Priural'ya // Sibirskiy filologicheskiy zhurnal. 2018. № 1. S. 261-270. (in Russian) Krasev, 1900 - Krasev A. A. Nachal'nye narodnye uchilishcha Vyatskoi gubernii: kratkiy ocherk vozni-knoveniya i postepennogo razvitiya etikh uchilishch za vremya s 1786 po 1898 god. Vyatka: Tip. i khromolito-grafiya Maisheeva, 1900. 53 s. (in Russian)

Kutyavin, 2000 - Kutyavin A. N. Udmurtskoe nat-sional'noe dvizhenie v kontekste etnokul'turnoi i polit-icheskoi istorii narodov Volgo-Kam'ya v kontse XIX - pervoi chetverti XX v. // Etnicheskaya mobilizatsiya vo vnutrennei periferii: Volgo-Kamskii region nachala XX v. Izhevsk: UIIYaL UrO RAN, 2000. S. 64-77. (in Russian) Luppov, 1898 - Luppov P. N. Narodnoe obrazovanie sredi votyakov so vremeni pervykh izvestii o nikh do 1840-kh godov (Istoricheskii ocherk). Vyatka: Tip. i khromolitografiya Maisheeva, 1898. 58 s. (in Russian) Makurina, 2016 - Makurina V. V. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' russkogo prikhodskogo dukhovenstva i missionerov sredi udmurtov Vyatskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v. // Istoriko-kul'turnoe nasl-edie slavyanskikh narodov Kamsko-Volzhskogo regiona. 2016. № 2 (2). S. 16-22. (in Russian)

Mozharovskiy, 1880 - Mozharovskiy A. F. Izlozhenie khoda missionerskogo dela po prosveshcheniyu kazan-skikh inorodtsev, s 1552 po 1867 g. M.: Obshchestvo ist. i drevnostei ros. pri Mosk. un-te, 1880. 262 s. (in Russian) Narodnoe obrazovanie, 1875 - Narodnoe obrazovanie v Vyatskoi gubernii za poslednie desyat' let, (1864-1874 g.) / [N. N. Blinov]. Vyatka: Gubernskaya tip., 1875. 348, III s. (in Russian)

Nurminskiy, 1881 - Nurminskiy S. A. Narodnye uchil-ishcha v Vyatskoi gubernii // Stoletie Vyatskoi gubernii. 1780-1880. T. 2. Vyatka: Tip. Gubernskogo pravleniya i litografiya Kotlevich, 1881. S. 659-738. (in Russian)

Obzor, 1871 - Obzor Vyatskoi gubernii za 1871 god. Vyatka, [1872]. 40 [48], s. (in Russian)

Obzor, 1878 - Obzor Vyatskoi gubernii za 1878 god. Vyatka, [1879]. 95, [87] s. (in Russian)

Pavlova, 2007- Pavlova I. F. Izdatel'skaya deyatel'nost' Bratstva Svyatogo Guriya dlya obucheniya udmurtskikh detei // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2007. № S. S. 277-280. (in Russian)

Петров, 1954 - Петров В. А. Земская начальная школа в Вятской губернии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1954. 16 с.

ПКВГ, 1869 - Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год. Вятка: Тип. Губернского правления, 1869. 252, 144, 96, 240 с.

Половникова, 2012 - Половникова М. Ю. Просветительская деятельность религиозно-миссионерских организаций в Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 4 (20). С. 175-178.

Помелов, 2018 - Помелов В. Б. Просвещение нерусских народов Вятского края (XIX - начало XX вв.). Киров: Вятский гос. ун-т, 2018. 219 с.

Помелов, 2007 - Помелов В. Б. Просветители Вятского края: российские деятели культуры и местные ученые-педагоги. Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2007. 149 с.

Пономарев, 1996 - Из истории народного образования Удмуртии / под общ. ред. К. А. Пономарева. Ижевск: Ин-т усовершенствования учителей УР, 1996. 255 с.

Попов, Федосеева, 2014 - Попов Н. С., Федосеева Н. А. Тимофей Семенович Семенов и марийская культура конца XIX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 11 (49). Ч. 1. С. 146-149.

ПСЗРИ, 1875 - Высочайше утвержденное положение о татарских учительских школах в городах Уфе и Симферополе // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. 47 (1872). Отд. 1. СПб., 1875. № 50660.

Саматова, 2007 - Саматова Ч. Х. Некоторые аспекты школьной политики самодержавия в отношении татар Поволжья (вторая половина XIX - начало XX века) // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2007. № 2. С. 40-43.

СПМНП, 1871 - О мерах к образованию населяющих Россию инородцев // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 4: Царствование императора Александра II, 1865-1870. СПб.: Тип. Императорской АН, 1871. № 539. Стб. 1555-1566.

Субботина, 2018 - Субботина А. М. Отношение татар Вятской губернии к мусульманскому и русскоязычному образованию (по материалам земской статистики) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2018. Т. 2. № 8. С. 15-22.

Суворова, 1990 - Суворова З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева. Ижевск: Удмуртия, 1990. 92 с.

Petrov, 1954 - Petrov V.A. Zemskaya nachal'naya shkola v Vyatskoi gubernii: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. M., 1954. 16 s. (in Russian)

PKVG, 1869 - Pamyatnaya knizhka Vyatskoi gubernii na 1870 god. Vyatka: Tip. Gubernskogo pravleniya, 1869. 252, 144, 96, 240 s. (in Russian)

Polovnikova, 2012 - Polovnikova M. Yu. Prosveti-tel'skaya deyatel'nost' religiozno-missionerskikh organizat-sii v Vyatskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2012. № 4 (20). S. 175-178. (in Russian)

Pomelov, 2018 - Pomelov V. B. Prosveshchenie nerusskikh narodov Vyatskogo kraya (XIX - nachalo XX vv.). Kirov: Vyatskii gos. un-t, 2018. 219 s. (in Russian) Pomelov, 2007 - Pomelov V. B. Prosvetiteli Vyatskogo kraya: rossiiskie deyateli kul'tury i mestnye uchenye-pedagogi. Kirov: Izd-vo Vyatskogo gos. guman-itarnogo un-ta, 2007. 149 s. (in Russian)

Ponomarev, 1996 - Iz istorii narodnogo obrazovaniya Udmurtii / pod obshch. red. K. A. Ponomareva. Izhevsk: In-t usovershenstvovaniya uchitelei UR, 1996. 255 s. (in Russian)

Popov, Fedoseeva, 2014 - Popov N. S., Fedoseeva N. A. Timofei Semenovich Semenov i mariiskaya kul'tura kontsa XIX v. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridich-eskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 11 (49). Ch. 1. S. 146-149. (in Russian) PSZRI, 1875 - Vysochaishe utverzhdennoe polozhenie o tatarskikh uchitel'skikh shkolakh v go-rodakh Ufe i Simferopole // Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobr. 2-e. T. 47 (1872). Otd. 1. SPb., 1875. № 50660. (in Russian)

Samatova, 2007 - Samatova Ch. Kh. Nekotorye aspekty shkol'noi politiki samoderzhaviya v otnoshenii tatar Povolzh'ya (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka) // Vestnik Pomorskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2007. № 2. S. 40-43. (in Russian)

SPMNP, 1871 - O merakh k obrazovaniyu naselyay-ushchikh Rossiyu inorodtsev // Sbornik postanovlenii po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. T. 4: Tsarstvo-vanie imperatora Aleksandra II, 1865-1870. SPb.: Tip. Im-peratorskoi AN, 1871. № 539. Stb. 1555-1566. (in Russian) Subbotina, 2018 - Subbotina A. M. Otnoshenie tatar Vyatskoi gubernii k musul'manskomu i russkoyazych-nomu obrazovaniyu (po materialam zemskoi statistiki) // Iz istorii i kul'tury narodov Srednego Povolzh'ya. 2018. T. 2. № 8. S. 15-22. (in Russian)

Suvorova, 1990 - Suvorova Z. V. Pedagogicheskie idei udmurtskogo prosvetitelya I. S. Mikheeva. Izhevsk: Udmurtiya, 1990. 92 s. (in Russian)

Трефилова, 1957 - Трефилова А. Т. Очерки по истории марийской начальной школы дооктябрьского периода. Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1957. 91 с.

Фролова, 1971 - Фролова Г. Д. Из истории удмуртской школы. Ижевск: Удмуртия, 1971. 156 с.

Фролова, 1996 - Фролова Г. Д. Просветители удмуртского народа: Очерки развития педагогической мысли. Ижевск: Удмуртия, 1996. 222 с.

Шайдуллин, 2016 - Из истории национального образования нерусских народов Поволжья и Приуралья (1870-1910-е гг.) / Р. В. Шайдуллин, Р. А. Айнутдинов, Л. М. Айнутдинова, Р. Р. Батыршин, И. Р. Валиуллин, З. З. Гилазев, М. З. Хабибуллин. Казань: Ин-т тат. энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2016. 276 с.

Trefilova, 1957 - Trefilova A. T. Ocherki po istorii mariiskoi nachal'noi shkoly dooktyabr'skogo perioda. Ioshkar-Ola: Marknigoizdat, 1957. 91 s. (in Russian)

Frolova, 1971 - Frolova G. D. Iz istorii udmurtskoi shkoly. Izhevsk: Udmurtiya, 1971. 156 s. (in Russian)

Frolova, 1996 - Frolova G. D. Prosvetiteli udmurt-skogo naroda: Ocherki razvitiya pedagogicheskoi mysli. Izhevsk: Udmurtiya, 1996. 222 s. (in Russian)

Shaidullin i dr., 2016 - Iz istorii natsional'nogo obrazovaniya nerusskikh narodov Povolzh'ya i Priural'ya (1870-1910-e gg.) / R. V. Shaidullin, R. A. Ainutdinov, L. M. Ainutdinova, R. R. Batyrshin, I. R. Valiullin, Z. Z. Gilazev, M. Z. Khabibullin. Kazan': In-t tat. entsiklo-pedii i regionovedeniya AN RT, 2016. 276 s. (in Russian)

A. M. Subbotina

ACTIONS TO ADDRESS THE ISSUE OF ETHNIC AND CULTURAL SPECIFICITY OF SCHOOL EDUCATION IN VYATKA PROVINCE IN 1860-1870S

The article studies the initial stage of implementation of the rules "On measures for the formation of inorodtsy inhabiting Russia" (1870) on the territory of Vyatka province. The topic is relevant because it helps to understand the role played by education in the formation of national identity in the second half of the XIX century. The author explores the interaction of the Kazan educational district Trustee, Director and inspectors of public schools of Vyatka province, clergy, Zemstvo (district councils) in the context of their attitude to the accounting of ethnic and cultural specificity in school. The main sources are legislative acts, commemorative books and reviews of the Vyatka province, documents of the National archive of the Republic of Tatarstan. The author concludes that the awareness of ethnic and confessional features of the region influenced the attitude of the educational administration, clergy and Zemstvo to the opening of special educational institutions for the peoples living in the region. Representatives of the Vyatka Directorate of public schools, the Kazan educational district, Orthodox organizations worked for many years in the education system of the local population. Because of this, they generally reacted positively to the rules of 1870, the Result was the opening of schools adapted for non-Russian children. Zemstvo took this experience later and implemented it in their own educational institutions. The author analyzes the statistical data and opinions of the organizers of the new schools and argues that the peoples of the Vyatka province differently perceived the educational reform. The Udmurts and Mari were the most successfully trained according to the adapted programs. The Tatars, because of their religious and cultural preferences, treated such educational institutions with caution and hostility. Therefore, special schools for them in the Vyatka province were opened later than for other peoples of the region.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywards: primary education, school, Kazan educational district, Vyatka Directorate of primary schools, Zemstvo, Tatars, Udmurts, Mari, Russians.

Субботина Анна Михайловна,

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник,

Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск, Россия) annnamisu@gmail.com

Subbotina Anna Mikhailovna,

PhD in History, Associate Professor, Senior Researcher, Udmurt Institute of History, Language and Literature UdmFRC UB RAS (Izhevsk, Russia) annnamisu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.