Научная статья на тему 'Народное искусство как один из факторов формирования цветовой культуры художника-дизайнера'

Народное искусство как один из факторов формирования цветовой культуры художника-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОВАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖНИК-ДИЗАЙНЕР / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ / ЭТНОЦВЕТ / COLOUR CULTURE / ARTIST-DESIGNER / FOLK ARTS AND CRAFTS / TRADITIONS / ETHNOCOLOUR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ершова Людмила Викторовна, Маслов Виктор Георгиевич, Волкова Тамара Николаевна, Овчинина Ирина Алексеевна

The article deals with the role of colour in the modern world; reveals the role of colour harmony in the formation of personality; reveals the concept of "colour culture of society" as a component of culture, which has a specific shade in the culture of a particular people. The author considers the "colour culture of personality" of the artist-designer as mastering the complex of "sign systems" and "cultural texts." The complexes of physical, aesthetic, and psychological properties of colour, regularities of colour formation inherent in the traditional folk art are distinguished. The article presents the role of the artist-designer in the organization of harmonious and aesthetically coloured environment as a "second nature" as the human environment; tendencies of designers ' appeal to folk art in the design of the environment are revealed. Folk arts and crafts act as a standard, following which helps to improve the level of colour culture of the artist-designer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk art as one of the factors to form the colour culture of the artist-designer

The article deals with the role of colour in the modern world; reveals the role of colour harmony in the formation of personality; reveals the concept of "colour culture of society" as a component of culture, which has a specific shade in the culture of a particular people. The author considers the "colour culture of personality" of the artist-designer as mastering the complex of "sign systems" and "cultural texts." The complexes of physical, aesthetic, and psychological properties of colour, regularities of colour formation inherent in the traditional folk art are distinguished. The article presents the role of the artist-designer in the organization of harmonious and aesthetically coloured environment as a "second nature" as the human environment; tendencies of designers ' appeal to folk art in the design of the environment are revealed. Folk arts and crafts act as a standard, following which helps to improve the level of colour culture of the artist-designer.

Текст научной работы на тему «Народное искусство как один из факторов формирования цветовой культуры художника-дизайнера»

Л. В. Ершова

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

В. Г. Маслов Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Т. Н. Волкова Шуйский филиал Ивановского государственного университета

И. А. Овчинина Ивановский государственный университет

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ХУДОЖНИКА -

ДИЗАЙНЕРА

В статье рассматривается роль цвета в современном мире, выявляется роль цветовой гармонии в формировании личности; раскрываются понятия «цветовая культура общества» как компонент культуры, имеющий специфический оттенок в культуре конкретного народа. Рассматривается «цветовая культура личности» художника-дизайнера как овладение комплексом «знаковых систем», и «культурных текстов», Выделены комплексы физических, эстетических, психологических свойств цвета, закономерности цветообразования, заложенных в традиционном народном искусстве. В статье представлена роль художника-дизайнера в организации гармоничной и эстетически окрашенной среды как «второй природы», окружающей человека; выявляются тенденции обращения дизайнеров к народному искусству в проектировании окружающей среды. Народное декоративно-прикладное искусство выступает как эталон, следование которому способствует повышению уровня цветовой культуры художника-дизайнера.

Ключевые слова: цветовая культура, художник-дизайнер, народное декоративно-прикладное искусство, традиции, этноцвет.

L. V. Erschova

Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia) V. G. Maslov

Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia) T. N. Volkova

Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia) I. A. Ovchinina Ivanovo State University (Ivanovo, Russia)

FOLK ART AS ONE OF THE FACTORS TO FORM THE COLOUR CULTURE OF THE ARTIST-DESIGNER

The article deals with the role of colour in the modern world; reveals the role of colour harmony in the formation of personality; reveals the concept of "colour culture of society" as a

component of culture, which has a specific shade in the culture of a particular people. The author considers the "colour culture of personality" of the artist-designer as mastering the complex of "sign systems" and "cultural texts." The complexes of physical, aesthetic, and psychological properties of colour, regularities of colour formation inherent in the traditional folk art are distinguished. The article presents the role of the artist-designer in the organization of harmonious and aesthetically coloured environment as a "second nature" as the human environment; tendencies of designers ' appeal to folk art in the design of the environment are revealed. Folk arts and crafts act as a standard, following which helps to improve the level of colour culture of the artist-designer.

Keywords: colour culture, artist-designer, folk arts and crafts, traditions, ethnocolour.

DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-134-141

Цвет - одно из величайших творений Создателя. Им пронизано все вокруг: воздух, вода, земля, с ее многообразным растительным, животным миром. Цвет присущ каждому предмету, окружающему его. «Именно цвет представляет собой то необходимое условие существования вещи, при котором она начинает реально ощущаться» [7]. Не случайно, что цветовое окружение оказывает сильнейшее влияние на эмоции человека, на его настроение, деятельность. Воздействие цвета, как известно, может быть как положительным, так и отрицательным.

В современной культуре, связанной с процессом создания предметной среды, остро встает проблема гармонизации цветового насыщения среды бытования человека. С одной стороны, мир, в котором мы живем, стал ярче, нарядней, красочней, чем, к примеру, лет двадцать назад. Новое цветовое звучание появилось в одежде, архитектуре, интерьере. В этом, безусловно, велика заслуга науки, новых колористических идей, новых технологий. С другой - цвет приобрел блеск, ослепляющий восприятие, он стал агрессивней, хаотичней. Тому примером может служить заполнивший рынки и магазины ширпотреб, бытовые предметы, сувенирная продукция, зачастую воплощающая в себе образцы безвкусицы, китча. Особую сферу цветового анархизма составляют детские игрушки. Зеленые зайцы, чернильно-сиреневые лисы, красные в крапинку жирафы предназначены самым маленьким гражданам, у которых в общении с такими «мутантами» с детства формируется неадекватное представление о мире, искаженное представление о цвете как средстве гармонизации человека с миром. В связи с этим весьма актуальной является проблема формирования цветовой культуры художника-дизайнера.

Цель данной статьи рассмотреть возможности народного искусства в этом процессе.

Как известно, рукотворное окружение человека во всем его многообразии (игрушки, предметный мир, одежда, архитектура, искусство, средства массовой информации и т.д.) - среда, которую мы называем «второй природой»[1], является одним из важнейших среди множества факторов, влияющих, на состояние человека, его настроение и в целом на формирование личности. В двуедином процессе организации и восприятия этой «природы» участвуют те, кто ее создает (в том числе, дизайнеры) и те, кто ею пользуется (зрители, потребители). Восприятие зрителем, потребителем продуктов труда

дизайнера сопровождается возникновением чувственного отношения к объекту, которое непосредственно связано с оценкой его эстетической ценности. При этом человек, воспринимающий объект, связывает воедино не только его содержание, но и соответствие ему формы, ритма, цвета. Процесс признания объекта восприятия как эстетически ценного является сугубо индивидуальным, субъективным и во многом зависит от эстетической культуры человека. В свою очередь, на формирование эстетической культуры человека влияет множество факторов объективного характера. Среди этих факторов, безусловно, можно выделить такие, как наличие эстетически насыщенной среды, эстетическое воспитание и художественное образование, вовлеченность в сферу эстетической, творческой деятельности, сложившиеся в обществе традиции, направления моды и т.д. Все эти факторы, бесспорно, формируют и художника-дизайнера как человека, создающего эту «вторую природу».

Особое значение в процессе формирования эстетической культуры личности имеет искусство, произведения, прошедшие испытание во времени, синтезирующие в себе эстетические характеристики в концентрированном виде. Таковыми, безусловно, являются произведения народного декоративно -прикладного искусства, обладающие безупречным вкусом, высокими эстетическими достоинствами. Проблему влияния образов и символов традиционной народной, культуры на процессы социализации и воспитания личности, формирование массового сознания, идентичности поднимает в своей статье Захаров А. В.[3]. Можно с уверенностью утверждать, что народный мастер, к какой бы школе он ни принадлежал, владеет цветовой культурой, культурой, которую отличает обостренное чувство меры и красоты. В противовес народному мастеру, художник-дизайнер старается оторваться от утвердившихся в данной культуре констант, стремится вырваться из сложившихся традиций, считая их сковывающими свободу воображения.

Возвращаясь к заявленной теме статьи, попытаемся уточнить понятие «цветовая культура» личности и рассмотреть возможности народного искусства в ее формировании у художника-дизайнера. Среди огромного массива существующих определений понятия «культура», можно выделить обобщающие характеристики, которые представляют культуру как социально значимую творческую деятельность, синтезирующую в себе ее результативность (нормы, ценности, традиции, знаковые и символические системы и т.д.) и процессуальность, предполагающую освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, перевод богатого опыта человечества истории во внутреннее богатство индивидов [4]. Каждая культура своим пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - человеком, народом. Культура каждого этноса уникальна, в ней особенная система ценностей, придающая этнической культуре окраску своеобразия и неповторимости, выверенную веками.

Народное искусство, как часть культуры, отражает все богатство национального, этнического, регионального начал. В произведениях народных мастеров цвет является одним из важнейших средств выразительности образа

художественной вещи наряду и в тесной связи с формой, назначением, материалом, из которого выполнена вещь [6]. В каждом крае, регионе формируется особая колористическая система, которая соответствует красочному строю среды обитания, включая природное окружение, отношения людей, духовно-нравственный климат. Эти системы, повторяясь в каждой новой вещи, придают среде эстетическую уникальность, гармонизированный моральный климат в социуме. В энциклопедическом словаре педагога цветовая культура общества определяется как отношение народа к окрасу производимых и используемых им вещей [2]. В. Г Кульпина утверждает, что для каждого конкретного этноса необычайно важными являются определенные цветообозначения, поскольку свой этнически предпочтительный цвет (этноцвет), есть в каждом языке, в каждой культуре [5]. Цветовая культура общества - это специфический компонент понятия культуры, отражающий содержание комплекса функций цвета, бытующих в культуре конкретного народа: информативных, символических, выразительных. Информативные функции проявляются в соотнесении того или иного цвета с существенными признаками реальных объектов, в противопоставлении одних объектов другим, в объединении целых классов предметов по их окрасу, являющихся при этом различными в онтологическом плане. Информативность цвета реализуется на основе возникающих при восприятии ассоциаций с явлениями или объектами природы, под воздействием сложившихся традиций, а также личных переживаний, эмоциональных состояний человека. Ассоциации с природными явлениями (синее - вода, небо, желтое - солнце, красное - огонь, зеленое -трава) схожи у многих народов, однако насыщенность цвета при обозначении природных явлений и объектов, преобладание тех или иных цветосочетаний во многом определяется климатическими условиями, географическим месторасположением. Существует даже термин «этноцвет» [5].

Предпочитаемыми цветами у разных народов становятся, во-первых, те, которые преобладают в их ближайшем окружении (на пример, на севере, скудная по цвету природа в живописных росписях по дереву воплощается в образы достаточно приглушенные, с разбелами, а в южных регионах, природа с буйной растительностью, ярким, насыщенным окрасом в народном искусстве находит отражение в контрастных многоцветных композициях). Во-вторых, ученые заметили, что разные народы в своей цветовой культуре отражают мечты о том, чего в природном окружении не хватает (так, в графических росписях северян, ощущающих недостаток солнца, тепла, мечтающих о цветущих и плодоносящих растениях, можно обнаружить яркие цветосочетания с преобладанием контрастных красного и зеленого цветов). В искусстве народов Востока, проживающих на территориях с жарким климатом, с пустынными пространствами, недостатком воды и скудной растительностью, - в палитре, отражающей цвета природного окружения, а также цвета-символы, преобладают холодные, синие, голубые, бирюзовые цвета и оттенки).

В задачу данной статьи не входит рассмотрение основополагающих положений теории цвета, научные основы которой заложены в трудах В. Гете

(1791-1832 гг.), И. Иттена (1888-1967), Н. Н. Волкова (1897-1974) и др. Отметим, однако, что в современном дизайнерском представлении цвет, во взаимодействии с формой, объемом и комплексом физических и эстетических свойств материалов, выступает одним из важнейших конструктивных компонентов. Это требует от художника-дизайнера овладения закономерностями цвето- и формообразования. Еще в 20-е годы ХХ в. сложилось представление о дизайне «как совокупности знаковых систем и культурных текстов; представление о дизайнерском творчестве как смыслотворчестве; представление о наличии универсальных инвариантов, скрытых в сознании, но предопределяющих психологические реакции творца и потребителя на локальные и комплексные воздействия внешних факторов окружающего пространства».[8] Такое представление о дизайне предполагает овладение художником-дизайнером комплексом «знаковых систем», и «культурных текстов», в том числе цветовых, заложенных в традиционном народном искусстве.

В наше время, когда тенденции к стиранию национальных различий становятся все явственней, когда идеи глобализации все сильнее овладевают миром, так важно для народов сохранить свое лицо, свою уникальность. Трудно переоценить роль современного художника-дизайнера, призванного формировать предметную среду нового типа, отвечающую стремительно меняющимся потребностям, моде, вкусам. «Переосмысление понятия, "современность" постепенно приводит ученых к осознанию важнейшего факта, что традиционные формы социальной жизни не уходят в прошлое, а сосуществуют вместе с индустриальной, массовой, урбанизированной культурой» [3 с. 110].

Отсюда, в следовании за оригинальностью, опираясь на современные дизайнерские технологии, художник должен обладать и цветовой культурой, которая, как мы выяснили, формируется, если человек осваивает, традиционный творческий опыт, колористику предшествующих поколений. В свою очередь, цветовая культура выступает важной частью профессиональной культуры дизайнера. Понять, освоить колористический строй народного искусства, как определенных «знаковых систем и культурных текстов», для дизайнера означает овладеть известными типами цветовой композиции. Так, богатство цветовых оттенков кобальта в гжельской росписи - прекрасный образец монохроматической композиции. Особенности, варианты трехцветных композиций отражены в росписях Русского Севера, Хохломской росписи. А сколько поисковых, вариативных возможностей в овладении многоцветными, полярными цветовыми композициями заложено в колористике народного костюма, текстильной и глиняной, деревянной расписной игрушки. Русские лаки, в каждом промысле по-своему, воплощают в себе все многообразие цветовых композиций, отражая высочайший уровень цветовой культуры мастера, способного достичь безупречной гармонии многоцветной палитры.

Сегодня в пространстве дизайнерской культуры наблюдается некоторое тяготение художников к выверенным в веках константам, в том числе,

цветовым. Это можно проследить на целом ряде объектов, в которых отражаются цветовые традиции, выработанные в народном искусстве. Современные дизайнеры успешно включают элементы декора традиционных художественных промыслов (элементы формообразования, колористические комплексы, орнаментальные композиции, мотивы и т.д.) в проекты самых разных объектов - предметной среды, интерьера, костюма, придавая им этнический оттенок. Отмечая это как положительную тенденцию, можно также обнаружить ряд несоответствий, противоречащих логике и специфике народного искусства. Нередко, следуя за новизной и оригинальностью, дизайнеры создают предметы, нарушая признаки и принципы того вида народного искусства, элементы которого используются в декоре новой вещи, вводя в заблуждение потребителей. Кажутся нелепыми вещи, неуместно декорированные народным орнаментом, что сильно искажает и принижает истинную ценность народного искусства, как части художественной культуры, да и дизайнерскому проекту не прибавляет достоинств. Естественно, художник-дизайнер, как творческая личность, вправе свободно пользоваться любым имеющимся в его арсенале материалом, однако, здесь важно проявлять чувство меры и хорошо понимать этот материал. Представляется необходимым в проектном процессе, когда художник обращается к народным традициям в декоре, учитывать ряд таких принципов, как: сохранение в проектируемой вещи соответствия материала и декора, воспринятого в определенном виде народного искусства; воссоздание декора, в том числе колористического, максимально приближенное к оригиналу; использование элементов этнодекора в проектируемой вещи с учетом характера форм, цветового решения, композиционных схем, назначения, и признаков народной технологии исполнения.

Литература

1. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Мол. гвардия, 1982.

293 с.

2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры : (энцикл. словарь педагога) [Электронный ресурс] // Национальная энциклопедическая служба. URL: http: //didacts .ru/dictionary/1010/word/pragmatizm (дата обращения: 09.08.2018)

3. Голубева О. Л. Основы композиции : учеб. для студентов образоват. учреждений высш. и сред. художеств. образования, изучающих курс "Основы композиции". М. : Искусство, 2004. 120 с.

4. Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.

5. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М. : Наука, 1980.

303 с.

6. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М. : МГУ, 2001. 470 с. (Б-ка журнала "Русский Филологический Вестник", т. 38).

7. Народное искусство России в современной культуре. М.: Коллекция М, 2003. 256 с.: 16 ил.

8. Серов Н. В. Цвет культуры. СПб. : Речь, 2004. 672 с. ; то же [Электронный ресурс]. URL: http://fïlosof.historic.ru/books/item/fD0/s01/z0001028/st006.shtml (дата обращения: 09.08.2018).

9. Чижиков В. В. Дизайн и культура : монография. М. : МГУКИ, 2006.

361 с.

10. Шатунова О. В. Формирование цветовой культуры школьников [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2015. № 1. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения: 09.08.2018)

References

1. Belov V. Lad: ocherki o narodnoy estetike [Lad: Essays on folk aesthetics]. Moscow: Mol. gvardiya, 1982. 293 p.

2. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoy kul'tury: (entsikl. slovar' pedagoga) [Fundamentals of spiritual culture: (Encyc. Teacher's Dictionary) [Electronic resource] // Natsional'naya entsiklopedicheskaya sluzhba [National encyclopedic service]. URL : http : //didacts .ru/dictionary/1010/word/pragmatizm (reference date: 09.08.2018)

3. Golubeva O. L. Osnovy kompozitsii: ucheb. dlya studentov obrazovat. uchrezhdeniy vyssh. i sred. khudozhestv. obrazovaniya, izuchayushchikh kurs "Osnovy kompozitsii" [Basics of composition: a textbook for students of educational institutions of higher and secondary art education, studying the course "Basics of Composition"]. Moscow: Iskusstvo, 2004. 120 p.

4. Zakharov A. V. Traditsionnaya kul'tura v sovremennom obshchestve [Traditional culture in modern society] // Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies]. 2004. No. 7. P. 105-115.

5. Zlobin N. S. Kul'tura i obshchestvennyy progress [Culture and social progress]. Moscow: Nauka, 1980. 303 p.

6. Kul'pina V. G. Lingvistika tsveta [Linguistics of colour]. Moscow: Moscow State University, 2001. 470 p. (Library of the journal "Russkiy Filologicheskiy Vestnik", vol. 38).

7. Narodnoye iskusstvo Rossii v sovremennoy kul'ture [Russian folk art in modern culture]. Moscow: Collection M, 2003. 256 p.: 16 ill.

8. Serov N.V. Tsvet kul'tury [Colour of culture]. Saint-Petersburg: Rech', 2004. 672 p.; the same [Electronic resource]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s01/z0001028/st006.shtml (reference date: 09.08.2018).

9. Chizhikov V. V. Dizayn i kul'tura [Design and culture]: monograph. Moscow: MGUKI, 2006. 361 p.

10. Shatunova O. V. Formirovaniye tsvetovoy kul'tury shkol'nikov [Formation of colour culture at school] [Electronic resource] // Pedagogika iskusstva. 2015. No 1. URL: http : //www.art-education.ru/AE-magazine (reference date: 09.08.2018)

Статья поступила в редакцию 01.08.2018

Статья допущена к публикации 30.09.2018

The article was received by the editorial staff01.08.2018 The article is approved for publication 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.