СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 745:7.011 (470) (09)
I НАРОДНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО I В ЭСТЕТИКЕ XXI ВЕКА
Бородина Анна Борисовна, заведующая кафедрой «Декоративно-прикладное искусство», [email protected]
Калининградский филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Калининград
The article describes a study of the aesthetic aspect of the folk art of the Russian peasantry in XVIII—XX centuries on the example of house and home painting and carving of Arkhangelsk and Nizhny Novgorod regions. Also the concept of a rethinking of folk art in the decorative art of Art Nouveau and contemporary aesthetics is described.
В статье изложено исследование эстетического аспекта народного искусства русского крестьянства ХУШ—ХХ веков на примере домовой и бытовой росписи и резьбы Архангельской и Нижегородской областей. Описываются концепции переосмысления народного искусства в декоративно-прикладном искусстве стиля Модерн и в современной эстетике.
Keywords: contemporary aesthetics, art, folk, neo-Russian style, folk art of the Russian peasantry
Ключевые слова: современная эстетика, искусство, народность, неорусский стиль, народное изобразительное искусство русского крестьянства
Данное исследование основано на рассмотрении декоративно-прикладного народного искусства Русского Севера и Поволжья в период с середины XVIII века до начала XХ века.
Необходимость исследования народного искусства русского крестьянства в наши дни обусловлена повышенным интересом к традиционному русскому искусству. Интерес этот выражается в процессах самоидентификации человека в многонациональном обществе, обращения к собственной истории, изучения философии и миропонимания предков. Еще четыре или пять поколений тому назад культура и эстетика жизнеустройства несли в себе совершенно иное наполнение и смысл. Потребность в настоящем исследовании состоит в необходимости его результатов для преподавания художественного проектирования и композиции в учреждениях, готовящих специалистов художественных профилей.
Получение вышеуказанных результатов возможно только в рамках научного аксиологического подхода к исследованию традицион-
ного народного искусства. Принципы эволюции осмысления его ценности мы можем наблюдать в различные периоды исторического развития русского этноса.
Назначение данного исследования состоит в использовании его для анализа семиотического и философского аспектов традиционного народного искусства крестьян, изучения его эстетического аспекта в контексте современной культуры.
Народное изобразительное искусство русского крестьянства — это часть декоративно -прикладного искусства, сформировавшаяся преимущественно в крестьянской среде и основанная на философии глубокого восприятия окружающего мира.
Дошедшие до нас произведения народного искусства крестьян позволяют познать эту культуру, почувствовать изящную красоту форм предметного мира, создаваемую человеком на протяжении последних веков. При этом необходимо обратить внимание на свидетельства высокого художественного уровня народного искусства крестьян.
Так, например, место на Урале, где создавался в 1946 году вдали от крупных городов ядерный центр Советского Союза, описано следующим образом: «Нижняя Тура утопала в грязи и лужах... Серые деревянные дома стояли вдоль улицы. Для нас в новинку были массивные ворота с козырьками и крытые дворы. Попались несколько домиков с поразительной по красоте резьбой. Жаль, что время быстро разрушило многие из них» [4. С. 272—273].
Эстетика художественного выражения народного искусства крестьян представлена комплексом украшений росписью и резьбой жилых домов, храмов, предметов быта, а также разнообразием вышивки костюмов, полотенец, скатертей и т. д.
В XVIII—XIX веках народное творчество крестьян переживало очередной период своего расцвета. В то время было создано наибольшее количество многообразных ярких произведений самобытного искусства.
В конце XIX века — начале XX века к крестьянскому творчеству обратились художники Русского модерна, серьезно переосмыслив стиль и философию народного искусства.
Эстетика крестьянского миропонимания в России XVШ—XIX веков основывалась на представлении о симбиозе человека с окружающей природой, потому что человек всецело был ее частью. Поэтому в народном творчестве наблюдался постоянный диалог художника с природой. Искусственно создаваемый мир являлся частью естественной среды бытия. Эта гармония воплощала ценность и актуальность народного творчества в крестьянском жизненном укладе.
В декоративно-прикладном искусстве крестьянства одним из главных эстетических атрибутов является свойство «народности». Сопоставляя характеристики названного понятия у различных авторов, можно сформулировать одно общее определение: народность — это свойство, выражающее взаимоотношения художника, его творчества, народа как реципиента данного творчества. Народность отражает природу самого творчества в контексте народного бытия. Народ как объект и субъект художественного творчества участвует в творении эстетического искусственного пространства, дополняющего реалии жизненного мира.
Народному искусству присущи национальная самобытность и отражение мировосприятия народа, выражаемые в художественном
воплощении эстетических идеалов посредством изобразительного творения художника. Народное творчество исходит от народного художника и создается для народа. Устное народное творчество строит основу для пластического, изобразительного творчества, создает богатство образов, из которого художник формирует собственную образную систему.
В народном искусстве отражается и аккумулируется весь мифопоэтический и эстетический опыт многовекового человеческого развития, миропонимания.
Упорядоченный комплекс мировосприятия, обозначенный в исследованиях как «макро-» и «микрокосмос», лег в основу эстетики крестьянского быта. Прообразом структуры мира стал крестьянский дом и находящиеся в нем предметы, наполненные «глубочайшим мифологическим, практическим, человеческим и вселенским смыслом» [7. С. 25].
А.Б. Пермиловская в диссертационном исследовании, посвященном семантике крестьянского дома в культуре Русского Севера, пишет: «Оппозиция мир/дом, (макрокосмос/микрокосмос) соответствует в модели мира цепи пространственных оппозиций (внешний/внутренний), неограниченный/ ограниченный, открытый/закрытый). Внешний мир представляется при этом огромным, открытым и безграничным. Внутренний мир, принадлежащий человеку — это дом, и он заведомо меньше внешнего мира и занимаемое им пространство «ограничено и отграничено» от внешнего мира, закрыто. На это накладывается и оппозиция природа/культура, поскольку дом — это артефакт, созданный руками человека. В клишированном восприятии макрокосмоса и микрокосмоса заключена идея времени, т. е. хронология: сначала творится мир, а затем по его образцу строится дом. Тогда микрокосмос — реплика макрокосмоса, и структура дома повторяет структуру внешнего мира (потолок — небо, пол — земля), а не наоборот. Из этого следует, что дом, возникший после возникновения мира, построенный человеком, противопоставлен космосу и одновременно подражает ему как образцу» [7. С. 26].
Художественно-эстетические изобразительные образы в украшении дома и предметного мира, в свою очередь, становятся связующим звеном между внешним и внутренним мирами, сообщающим каналом, передающим сакральную информацию. Народная резьба
и живопись не просто украшают те или иные объекты, они дополняют образ микрокосма. Отсюда наличие среди изображений полумифических, фантазийных персонажей: русалок, львов, единорогов, птиц-сиринов; а также множество семантических элементов: солярных и громовых знаков, различных геометрических и растительных орнаментов.
Т.В. Цивьян в работе о знаковых системах дома в фольклорной модели мира пишет: «В модели мира дом представляет собой одну из основополагающих семантем. Прежде всего, дом — важнейшее промежуточное звено, связывающие разные уровни в общей картине мира. С одной стороны, дом принадлежит человеку, олицетворяет его целостный вещный мир. С другой стороны, дом связывает человека с внешним миром, являясь в определенном смысле репликой внешнего мира, уменьшенной до размеров человека» [8. С. 65].
Дом для крестьянина — это духовно-эстетическое подобие «храма», священного сакрального места, где всегда можно найти прибежище. Архитектурные ассоциативные параллели дома-храма относительно внешнего мира выражены в следующем: потолок — небесный свод, стены и конструктивные основы дома — границы безопасного пространства, двери и окна — связующие с внешним миром переходы. Печь — очаг и источник жизненного тепла, расположенный напротив нее красный угол с иконографическими изображениями, по сути, малый домашний иконостас — сакральный канал для связи с макрокосмосом.
Оформление и предметное наполнение домового интерьера продолжали семиотический принцип украшения внешнего вида дома. Элементы интерьера, предметы быта сочетали в себе практическое назначение и эстетическую функцию красоты. Семиотический аспект планировки жилого дома был связан с противопоставлением востока--запада и юга-севера. В доме эта диагональ была ориентирована между красным углом и печью. Красный угол ассоциировался с востоком или богом, указывая на полдень, на божью сторону, откуда идет свет, а печь — на запад, на тьму, отождествляясь с западом или севером. «Место у печи — женское пространство, в красном углу — наиболее почетное. Противопоставление печь — красный угол было материальным воплощением двоеверия в структуре русского жилища: религиозно-мифологический способ
видения с четко разработанной дихотомией закрепил второй центр, красный угол, в противопоставлении языческому — печи» [5. С. 63].
Внешнее и внутреннее оформление крестьянского дома на Русском Севере и в Поволжье при едином мифопоэтическом осмыслении могло быть очень разнообразным. Практическая функция оформления дома всегда сочеталась с семантической. А.Б. Пермилов-ская в связи с этим писала: «В декоративном оформлении крестьянского жилища отразилась богатая народная культура... Особенностью орнаментальной символики являлось то, что это были не единичные символы, а целостная система, воспринимающая окружающий мир» [7. С. 112].
Примером комплексной системы украшения домов, интерьеров и бытовой утвари могут служить образцы домовой резьбы в Нижегородской области, росписи в Архангельской и Вологодской областях XIX века (рис. 1). Повсеместно в декоре использовался растительный орнамент. Листья аканта, виноградная лоза, цветочные вазоны, фруктовые букеты покрывали причелины и свесы домов, лобовые доски и наличники, сани и дуги, скобкари и коробейки, прялки и сундуки, двери и перегородки. Философская основа растительных мотивов заключала в себе образ Древа жизни, Космического Древа. В дохристианской Руси Древо жизни символизировало плодородие, урожай, изобилие, оно было символом добрых пожеланий и охранительным знаком. Образ Космического Древа являлся воплощением сокровенных качеств Мира, отражающих структурную иерархию Мироздания.
Одним из основополагающих символов в художественной эстетике миропонимания был знак солнца. По этому поводу А.Н. Афанасьев писал: «Кругловидная форма солнца заставляла древнего человека видеть в нем огненное колесо, кольцо или щит» [1. С. 69]. Колесо, старинное «коло», означало круг, около — вокруг.
В орнаментальных композициях символ солнца изображен солярными (солнечными знаками): разного рода геометрическими кругами, закрученными спиралями, точками в окружности, замкнутыми окружностями, лучеобразными розетами и полурозетами.
Особенно интересны модификации художественного изображения солярной системы знаков и движения солнца. Обращаясь
к композиционным формам северных прялок, можно увидеть неоднократное повторение круговых солярных элементов. Схема их расположения оправдана логикой мифологического представления изображения времени, «ход солнца» от зари до заката: восходящее солнце, солнце в зените и солнце на закате. В некоторых орнаментальных композициях знак солнца, чередуясь с другими символами, например, громовым знаком, конструировал декоративную линию неба. Еще одним способом показать солнечную силу было использование золотого или бежевого цветов. В более ранних изделиях золотистый фон прялок достигался путем покрытия деревянной поверхности олифой. Позже в росписях появилось сусальное золото, которое делало изделие не только «богаче», красивей, но и по-новому воплощало идею солнечного теплого света. Еще А.Н. Афанасьев писал о солнечных лучах, которые в фантазиях древних народов уподоблялись золотым нитям и светлым кудрям плывущего по небу солнца [1].
Распространенным мотивом домового декора было изображение птицы. Образ неуловимой в вышине магической птицы сопровождал и дополнял величие Мирового Дерева и мифологическую силу солнца. В древних поверьях птица ставилась ближе к богам, чем любое другое живое существо, она была ближе всех к небесам. Птицы олицетворяли небесные грозы и бури, могли преодолевать пространство
и время с недоступной человеку быстротой. Разного рода изображения птиц встречаются в солярных знаках на лопастях прялок, среди цветов и листьев на расписных дверях, в орнаментальных узорах наличников и лобовых резных досок.
Космологические представления древних о дневном и ночном движении солнца было связано с водоплавающей птицей и конями. Б. Рыбаков в исследовании о язычестве древних славян пишет о мчащемся по небу дневном солнце с квадригой солнечных коней и ночном солнце, плывущем по подземным водам за лебедем, уткой или иной водоплавающей птицей.
Среди солярной символики часто встречаются изображения коней. Охлупень наверху крыши помимо формы утицы мог иметь форму конька. Боковые стенки скамьи украшались резными головками коней. На фронтонах домов рисовали коней, окруженных растительным орнаментом, изображались «коники» на печных досках и ограждениях деревянных божниц в красном углу.
В резьбе и росписях часто фигурируют лев, единорог, птицы Сирин и Алконост, олени, грифоны. Изображения этих персонажей в крестьянском сознании несли «охранную» функцию. Лев — страж дверей, сундуков и прочей утвари. Единорог — символ связи с подземным царством. Грифоны берегли нажитое имущество. Птица Сирин хранила благополучие
Рис. 1. б) резная перегородка в форме «коника», Архангельская обл.;
Рис. 1. Резьба и роспись по дереву (ХХ в.): а) фрагмент наличника (домовая нижегородская резьба);
и счастье в семье. Изображения животных нередко использовали в целых сюжетных линиях с многообразием ассоциативных смыслов.
Не ускользал от живого народного сознания и меняющийся окружающий мир. В традиционных композициях появлялись изображения бытовых сцен охоты, сватовства, прогулок, хозяйственной крестьянской деятельности, праздников. Традиционная сакральная изобразительная концепция обогащалась новыми сюжетами, которые легко встраивались в эстетику изобразительной народной культуры.
Согласно эстетике народной культуры украшение всего жилого пространства объединено единой философией и системой выражения мифопоэтического понимания мира. Именно цельность образов в многообразии создаваемой человеком природы породило такое понятие как «традиция».
Традиция — это «нечто меняющееся во времени», но сохраняющееся «в общественных источниках знаковой информации, а также в предметах, объектах, не предназначенных для информации...» [7. С. 11].
Искусство в традиции — отражение жизненного культурного человеческого опыта,
а)
целостности культуры личности и культуры общества. Передающиеся из поколения в поколение навыки, история, опыт социальных отношений сформировали устоявшийся традиционный комплекс культурно-эстетического слоя, который сейчас мы называем декоративно-прикладным народным искусством крестьянства.
Период конца XIX — начало ХХ века ознаменовался в мировой культуре как эпоха стиля «Модерн». Русский модерн стремился «к эстетическому обобщению опыта культуры, к синтезу различных исторических традиций, освещенному идеями прогресса, целесообразности и гармонии». Искусство по своей сути понималось как «жизнестроение и одновременно игра, стилизация на основе традиций прошлых эпох» [6. С. 3, 4].
Философия модерна включала в себя остро проявляющиеся противопоставления «пользы и красоты, естественного и искусственного, массового и элитарного, природы и цивилизации. Модерн стремился выйти за пределы только искусства, основным его принципом стал принцип жизнестроительства, а исходным положением — признание практической
б)
Рис. 1. Резьба и роспись по дереву (XIX в.): в—г) северные росписи на прялках (личное фото автора)
человеческой деятельности как основы эстетического отношения человека к миру» [6. С. 3,4].
В России модерн проявился как «неорусский стиль», яркими представителями которого стали художники Абрамцевского кружка, основанного меценатом и промышленником С. И. Мамонтовым: М. Врубель, В. Васнецов, В. Поленов и др., а также художники, работавшие в имении М. Тенишевой Талашкино Смоленской области: С. Малютин, А. Бенуа, Н. Рерих и др. В книжной графике, иллюстрируя народные сказки, ярко проявил себя художник И. Билибин.
В начале ХХ века, когда крестьянское искусство обогатилось городскими мотивами и фольклором, новое поколение художников обратилось к традиционному искусству крестьян. Соприкасаясь с ним, собирая коллекции расписных и резных изделий, изучая истоки символики и семантики народного творчества, подвижники нового времени не только поддержали традицию, но и продолжили ее, создав новую эстетику с такими же целостными философскими качествами.
Творцы русского модерна были одними из первых, кто переосмыслил народное искусство крестьян, обозначив его как самосто-
ятельный стиль, и на его основе создав новое направление декоративно-прикладного искусства, а вместе с ним и новую эстетику жизненного устройства (рис. 2).
Именно принципиальный подход в культуре устроения жизненного пространства, целостность его восприятия, опора на национальные традиции роднит философию «неорусского стиля» и эстетику народного искусства крестьян.
Искусство ХХ! века, эклектичное по своему наполнению, «уже часто и не называет себя искусством, но арт-практиками, арт-проектами, арт-производством», инсталляциями и пр. Оно «отказалось от главных эстетических принципов искусства: миметизма, символизма и соответственно от художественной образности, ориентации на духовную реальность, красоту и возвышенное, почти полностью дегуманизировалось. Границы и критерии искусства (а главным его критерием всегда был эстетический) сегодня полностью размыты. Единственным «критерием» становится по-новому понятая конвенциональность» [3. С. 10].
Современные культурные объекты, обладающие набором некоторых характеристик,
Рис. 2. Искусство неорусского стиля, музей Талашкино: а) фасад музейного корпуса «Теремок»,
С.В. Малютин, начало 1900 годов,
нередко не только не содержат каких-либо эстетических качеств, но и представляют собой китч и «антиискусство».
На подобном фоне по-иному выглядят традиционные изделия декоративно-прикладного искусства. Прекрасное, возвышенное, искреннее народное искусство, вобравшее в себя благодатную гармонию, твердо устоявшуюся в традициях и эстетике, в современном контексте трактуется как национальное промысловое декоративное искусство, воспроизводящее устоявшиеся художественные образцы, как некоторая опора и искусственная связь с предками.
Сформировавшиеся в ХХ веке центры фабричного производства на основе промысловых артелей и мастерских позволили не потерять исчезающее народное искусство. Промысловые мастера не только повторяли образцы художественных образов, на их основе они пытались создавать обновленное актуальное искусство.
Современное состояние народных промыслов, как правило, основывается на индивидуальном творчестве. Современные коммуника-
б)
Рис. 2. Искусство неорусского стиля, музей Талашкино: б) рама для фотографии, мастерские Талашкино, 1900 годы (фото автора)
ционные технологии, возможности интернета создали базу для воспроизведения традиционного искусства не только в промысловых центрах, но в различных точках мира. Обучающие программы, фотообразцы художественных изделий, открытые музейные коллекции древнерусского народного искусства и библиотеки генерируют новое поколение художников, экспериментирующих в декоративно-прикладном искусстве, опираясь на историческое традиционное искусство крестьян.
Национальное русское искусство используется в современном дизайне интерьеров, особенно, в декоре помещений для детей, оформлении витрин кафе и магазинов, вэб-дизайне, проектировании моделей одежды и пр. Простота, яркость, лаконичность и цельность образов снова и снова привлекают внимание художников и становятся элементами художественной эстетики в бытовой сфере.
В работах современных художников декоративно-прикладного искусства мы наблюдаем авторские композиционные решения, основывающиеся на эстетическом опыте народной традиции и обладающие символическим идейным наполнением. Композиционная идея, сюжетная линия, соблюдение стилистических изобразительных особенностей, тонкая ручная работа создают эстетическое чувство, именуемое гармонией «человека с Универсумом» [2. С. 15].
Современные композиционные решения несут в себе авторские трактовки традиционных сюжетов и новые темы современности в традиционном исполнении.
Нельзя забывать и о современных техно -логических и технических возможностях искусства. Использование модифицированных красок, лаков, расширение цветовой гаммы, совершенство инструментов позволяют преображать и перерабатывать традиционные сюжеты в новом, необычном ключе. Воспроизведение авторских проектных изделий, как правило, ограничивается малым количеством авторскими копиями, а их востребованность подтверждается наличием спроса на качественное и цельное искусство. Главной философской современной концепцией подобного творчества остается не только создание эстетически гармоничных, красивых вещей, сохранение и воспроизведение стилевых характеристик при выполнении изделий, но и формирование вкуса потребителя, призыв к «родовой»
а)
б)
Рис. 3. Расписные коробочки в стиле северных росписей, автор А. Бородина: а) «Деревня», 2003 год, б) «Масленица», 2006год (фото автора)
памяти и созданию гармоничного жизненного пространства (рис. 3).
Декоративно-прикладное народное искусство как истинно русское традиционное искусство в настоящее время вызывает повышенное внимание и является не только объектом наци-
ональной истории, но продолжает свое развитие как элемент мировой культуры.
В многообразии стилей народное декоративное искусство занимает заметное место в жизни, деятельности и духовно-эстетическом мышлении современного человека XXI века.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М.: Эксмо, 2006. 608 с.
2. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2006. 556 с.
3. Бычков В.В. Маньковская Н.Б. Иванов В.В. Триалог: Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФ РАН, 2007. 239 с.
4. ГубаревВ. Секретный атом. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 464 с.
5. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности, СПб., Алетейа, 2009, 232 с.
6. Нечаева, Н.А. Эстетическая теория модерна в России: Дис... к-та философ. Наук. СПб., 2007. 149 с.
7. Пермиловская А.Б.: Семантика крестьянского дома в культуре Русского Севера: XIX — нач. XX века: Дис. к-та культурологи. СПб., 2004. 177 с.
8. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материалах балканских загадок) // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. Т. 10. С. 65—85. Этика — философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер).
УДК 008
| ЭТИКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Шиповская Людмила Павловна, доктор философских наук, профессор,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Every man has his own ideas about themselves, their life experiences and their potential impact on the surrounding world. Eternal and one of the main guiding of the development of relations between people is ethics. Institutionalized rule or a mandatory order, which expresses a view of man, of justice and injustice, fidelity or infidelity ofdeeds of people have a decisive influence on the formulation of a person's own values.