ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
о©4 политика и право ^d
АЛПАТОВ Юрий Михайлович,
доктор юридических наук,
заместитель директора Научно-исследовательского института образования и науки, Председатель Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», Почетный адвокат России, действительный член РАЕН, член Союза журналистов г. Москвы e-mail: [email protected]
НАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Аннотация. К одной из глобальных проблем, которая приводит к ухудшению здоровья и качества жизни россиян, можно отнести качество продуктов питания. Количество «болезней из тарелок» растет в геометрической прогрессии. Необходимо, по мнению автора, подготовить и принять федеральный закон «О народной торговле в Российской Федерации», а также федеральный закон «Об экологически чистых продуктах питания в Российской Федерации». В 2006 г. Г.Х. Попов предложил принять программу «Русские продукты» - программу создания экологически чистого сельского хозяйства, производящего экологически чистую продукцию; организовать контроль над этой чистотой и государства, и потребителей, и международных организаций; обеспечить экологически чистыми продуктами сначала наших детей (будущее России, ее богатство), затем больных, а затем и весь народ. В перспективе Россия сможет стать самым крупным в мире поставщиком экологически чистых продуктов питания. Весь мир будет знать не только нашу нефть или газ, но и магазины «Русские продукты», а блюда из русских продуктов будут отмечаться в меню ресторанов. Социальный и экономический эффект от оздоровления народа огромен.
Ключевые слова: продукты питания, экологически чистые продукты, народная торговля, здоровье населения, сельское хозяйство, русские продукты, здоровое питание, агро-холдинг, земля.
ALPATOV Yuri Mikhailovich,
doctor of law,
Deputy Director of the research Institute of education and science, Chairman of the Presidium of the Moscow Guild of lawyers, Honorary lawyer of Russia, member of the Academy of natural Sciences,
member of the Union of journalists of Moscow
NATIONAL TRADE AND ENVIRONMENTALLY CLEAN FOOD
Annotation. One of the global problems that leads to deterioration of health and quality of life of Russians is the quality of food. The number of' diseases from the plates " is growing exponentially. According to the author, it is necessary to prepare and adopt a Federal law "on people's trade in the Russian Federation", as well as a Federal law "on environmentally friendly food products in the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
Russian Federation". In 2006 x. Popov proposed to adopt the program "Russian products" -a program to create environmentally friendly agriculture, producing environmentally friendly products; to organize control over this purity and the state, and consumers, and international organizations; to provide environmentally friendly products first of our children (the future of Russia, its wealth), then the sick, and then the whole nation. In the future, Russia will be able to become the world's largest supplier of environmentally friendly food products. The whole world will know not only our oil or gas, but also the shops "Russian products", and dishes from Russian products will be noted in the menu of restaurants. The social and economic effect of the recovery of the people is enormous.
Key words; food, organic products, national trade, public health, agriculture, Russian products, healthy food, agricultural holding, land.
Крупные торговые сети (являющиеся дочерними предприятиями международных торгово-сельскохозяй-ственных корпораций) закупают и ввозят в Российскую Федерацию импортные продукты питания, обеспечивая доходность иностранным корпорациям, но при этом поставляют продукты низкого качества, опасные для принятия в пищу и здоровья человека.
Деятельность крупных агрохолдингов на территории России ведет к:
1) снижению себестоимости продукции за счет внедрения препаратов и химии - уничтожению людей, нации, народа российского;
2) сокращению рабочих мест в сельском хозяйстве и разорению фермерского предпринимательства;
3) падению рождаемости из-за болезней, депрессий и неуверенности в будущем, отсутствия перспективы, неуверенности в возможности прокормить потомство;
Следовательно, чтобы Россия была на третьем месте по обеспечению населения торговыми площадями, в стране должно быть менее 39 млн кв. м торговых площадей. И при этом Правительство РФ утвердило в 2010 г. для продовольственных товаров 202 кв. м на 1 тыс. населения в крупных городах и 378 кв. м на 1 тыс. жителей для непродовольственных товаров.
Исходя из этих цифр, верстаются градостроительные планы, проекты застроек. Но все эти площади уже заняты крупными международными сетевыми холдингами. Вот и получается, что отдали мы российскую розничную торговлю иностранным агентам. В настоящее время
4) тому, что прибыли крупных агрохолдин-гов уходят за границу, а мы финансируем иностранный капитал и не укрепляем финансовую мощь Российской Федерации, мы укрепляем наших врагов, ослабляя экономику своей страны;
5) удобству банков в работе с крупным капиталом и агрохолдингами, поэтому банки являются серьезным тормозом в развитии малого предпринимательства в сельском хозяйстве страны! Интересы банковского сообщества не должны превалировать в отношениях фермеров и государства. Государство должно предоставлять банкам, работающим с мелкими фермерами и фермерскими хозяйствами, субсидии и/или льготные ставки налогообложения, а также другие льготы, стимулирующие банки, чтобы переориентироваться с крупных компаний на мелких фермеров [1].
Это лукавство, которое, вероятно,заказано иностранными торговыми агентами, очень легко опровергнуть. Составим таблицу:
банки с малыми затратами и меньшими рисками получают большие прибыли. К сожалению, российские банки становятся на сторону «иностранного торгового агента». Эту практику необходимо повернуть в обратную сторону, чтобы банкам было выгодно встать на сторону частного фермера.
Важной проблемой является дороговизна торговых площадей, например, в Москве, куда простые фермеры просто не могут попасть. Рос-стат заявляет, что Россия по обеспеченности торговыми площадями находится на третьем месте в мире. Давайте разберемся. В настоящее время больше всего торговых площадей во Франции
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
Страна Торг. пл./кв. м Численность/чел. Кол-во м2 на 1000 чел.
Франция 16.950 65 мнл чел. 260 м2 на тыс. чел.
Англия 16.480 66 млн чел. 249 м2 на тыс. чел.
Россия 16.000 156 млн чел. 102 м2 на тыс. чел.
(16 млн 950 тыс. кв. м). На втором месте располагается Великобритания (16 млн 480 тыс. кв. м) (об этом свидетельствуют данные международной консалтинговой компании "Cushman & Wakefield" // http://www.accbud.ua/news/id/ frantsija--lider-po-kolichestvu-torgovykh-ploschadej). На третьем - Россия: около 16 млн. кв. м торговых площадей.
Конечно, международные торговые корпорации не заинтересованы в создании комфортных условий для обслуживания населения. Из-за этого магазинов шаговой доступности: в Париже в шесть раз больше, в Лондоне в пять раз больше, в Риме в четыре раза больше, в Вар-
Вот и работает российский народ, чтобы вся прибыль перешла в иностранные руки. Все это свидетельствует о том, что для сельхозпроизводителей государство должно обеспечить особый, льготный режим торговли. И рынок этот вопрос не урегулирует. Только государство, поняв всю серьезность данной проблемы, может создавать специализированные сельскохозяйственные ярмарки. В Москве должно быть по крайней мере 250 ярмарок, на которых могут свободно торговать своей произведенной продукцией фермеры, должна быть упрощенная система регистрации, правоохранительные органы должны работать.
Необходимо, по мнению автора, подготовить и принять федеральный закон «О народной торговле в Российской Федерации». В соответствии с разработанным федеральным законом «О народной торговле в Российской Федерации» необходимо поручить главам администрации на основании численности населения конкретной территории определить количество торговых
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
шаве в три раза больше, чем в Москве. Для того чтобы окончательно уничтожить рознично-тор-говую сеть шаговой доступности в Москве, необоснованно повысили кадастровую стоимость земли (кадастровая стоимость в 5-7 раз больше ее реальной стоимости). Из-за этого резко поднялась стоимость аренды! И что мы видим? Все магазины шаговой доступности или закрыты, или обанкротились, или их перекупили сетевые торговые корпорации. Вот тогда и настал праздник для иностранных торговых агентов! На прилавках их магазинов цена товара, даже произведенного в России, в 6-12 раз выше, чем у производителя.
площадей. Это должны быть зоны «свободной народной торговли». где никто не платит никаких налогов и сборов. На этих ярмарках, которые необходимо организовывать только в предпраздничные и регулярно в выходные дни, должны осуществлять торговлю исключительно предприятия и организации, работающие по законам частного индивидуального малого предпринимательства.
Такие ярмарки должны проходить в центральной усадьбе поселкового совета каждого района. В районных городах подобных ярмарок должно быть несколько, из расчета: на каждые 20 000 населения - одна ярмарка. В крупных городах из расчета: на каждые 50 000 населения - одна ярмарка. Например, в Москве, с учетом численности 11 млн чел., должно быть не менее 220 зон «свободной торговли».
Стационарные торговые предприятия, работающие постоянно, должны освобождаться от налога и иметь определенные льготы, если торговое предприятие продает товары, произве-
Пример:
№ Продукты питания Цена закупочная у фермера Цена у производителя Цена в торговых сетях
1. Молоко.1 л, натуральное 16 руб. 40 руб. рынок 120 руб.
2. Масло сливочное. 1 кг, натуральное 250 руб. 1250 руб.
3. Мясо парное, телятина 160 руб. 220 руб. (в туше с костями), 240 руб. разделанное 1200 руб. (с костями)
4. Пшеница, 1 кг 4 руб. 5 руб. 100 руб.
5. Овсянка, органик, 1 кг 12 руб. 15 руб. 195 руб.
6. Гречка.1 кг 7 руб. 12-14 руб. 98 руб.
7. Манка, 1 кг 4 руб. 5 руб. 51 руб.
денные отечественной промышленностью или индивидуальными предпринимателями [2], либо доля продаваемого иностранного товара не превышает 30%.
Если торговые предприятия имеют, например, более 30% иностранного товара, в этом случае необходимо повышать налоговые ставки и иные сборы, тем самым переносить бремя налогов на плечи иностранных торговых структур и иностранных производителей. Если на торговом предприятии сетевой системы торговли продается товар иностранного производства (более 30%) - считать данное предприятие «иностранным торговым агентом». И это понятие закрепить законодательно. В отношении иностранного торгового агента принять закон, ужесточающий контроль над их деятельностью, вводящий определенные санкции, а также повышенную ставку налогообложения.
Закон о народной торговле должен утвердить обязанность производителя указывать подлинную информацию о товаре. В связи с этим производитель не сможет писать на пакетах слово «молоко», если оно сделано из сухого молочного порошка. Производитель будет обязан писать на местных продуктах информацию о содержании в процентах мяса, которое находится в том или ином изделии (так, производитель обязан будет писать, что в колбасе, например, 20% или 90% мяса).
Когда государство примет федеральный закон «О народной торговле в Российской Федерации», объявит агрохолдинги «иностранными торговыми агентами», создаст зоны «свободной народной торговли», примет Государственную программу увеличения количества малых фермерских хозяйств в стране, тогда будет прекращено финансирование крупных агрохолдингов, которые многие годы наносят (еще никем не подсчитанный, но огромный) вред российской экономике и сельскому хозяйству [3].
Деятельность мелких фермеров и фермерских хозяйств в новой реальности будет намного рентабельнее работы агрохолдингов, если государство будет проводить правильную, благоприятную для мелкого фермерского предпринимательства, политику. При этом режим налогообложения и торговли будет направлен на поддержание мелких фермерских хозяйств и ужесточен в отношении крупных «иностранных торговых агентов», которыми являются все действующие на территории России агрохолдинги. Только такие, прямые и понятные, действия российской власти помогут фермерам окрепнуть и прокормить российский народ.
К одной из глобальных проблем, которая приводит к ухудшению здоровья и качества
жизни россиян, можно отнести качество продуктов питания. Количество «болезней из тарелок» растет в геометрической прогрессии. По данным НИИ питания РАМН, от 30-50% всех заболеваний в России связаны с нарушениями питания, что приносит государству ежегодный экономический ущерб до 13 трлн руб.
Питание человека в любом обществе зависит от трех основных факторов:
• ассортимента пищевых продуктов, т.е. разнообразия продуктов питания на прилавках наших магазинов;
• доступности пищевых продуктов, т.е. разумной цены для всех категорий граждан страны;
• знания и умения построить здоровое питание, т.е. доступности через средства массовой информации, обучения и т.д.
Безусловно, важная роль в их развитии принадлежит государству, но человек сам составляет свой рацион, сам принимает решение о том, сколько и когда есть. Обширные эпидемиологические исследования последней четверти XX столетия показали - заболеваемость населения существенно зависит от структуры питания. В этой связи пищевая отрасль однозначно стала зоной большой социальной ответственности [4].
Для школ и детских садов по условиям государственных закупок приобретаются самые дешевые и низкокачественные продукты питания. В результате этого более чем у 30% российских детей наблюдаются задержка роста и дефицит массы тела, рост неинфекционных заболеваний из-за неправильного питания в школах и детских садах. Вступая во взрослую жизнь, дети тянут за собой широкий шлейф нарушений здоровья и продолжают питаться, как в детстве, не задумываясь. Культуре питания нам еще учиться и учиться. Получается, что органические (экологические) продукты - это еда для десятков миллионов россиян, которые, в силу возрастных или иных причин для сохранения здоровья, должны есть здоровую пищу. Сейчас их законное право никак не реализуется. Более того, государство молчит о вреде для здоровья той пищи, которую мы ежедневно употребляем.
Большинство российских компаний принадлежит зарубежным собственникам:
«Вимм-Билъ-Данн» - "PepsiCo";
«Домик в деревне» - "PepsiCo" (выручка от продаж бренда составляет 20 млрд руб.; рекламный бюджет бренда - более 400 млн руб. в год);
«Юнимилк» - "Danon';
«Лебедянский» - "PepsiCo";
«Хлебный Дом» - "Fazer Bakeries";
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
«Простоквашино» - "Danon" (выручка от продаж бренда - более 30 млрд руб. в год; рекламный бюджет бренда - более 200 млн руб. в год);
«Чудо» - "PepsiCo" (выручка от продаж бренда - почти 20 млрд руб. в год; рекламный бюджет бренда - более 700 млн руб.) и др. [5].
Совокупные доходы этих корпораций превышают объемы ВВП большинства стран мира, составляя примерно 4.2 трлн долл. (для сравнения: расходная часть бюджета лидера европейской экономики, Германии, в 2011 г. составила 305.8 млрд евро (около 438 млрд долл.). Потери отечественных производителей с каждым годом увеличиваются, а проблемы продовольственной угрозы из-за объявленных санкций и противостояния Запада только усложняются [5]. Высокая импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает продовольственную безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы, так как приобретая импортное продовольствие, мы поддерживаем экономику зарубежных стран, ухудшая благосостояние населения нашей страны [6].
На современном этапе развития России негативное влияние продуктов питания на здоровье россиян складывается из двух составляющих.
1. Состав продуктов питания: химические удобрения и средства защиты растений, ГМО, гормоны роста, антибиотики, пищевые добавки, трансжиры - компоненты пищи нена-тивной природы. Система контроля качества в России настолько несовершенна, что технические регламенты и ограничения на практике не соблюдаются и не контролируются. После отмены ГОСТов должны были появиться 300 технических регламентов, а реально появилось не более 30, остальная продукция производится по техническим условиям, которые пишут сами производители. Фактически отечественные лаборатории обеспечивают только микробиологическую и радиационную безопасность продуктов. В России мало оснащенных лабораторий, параметры проверки продуктов снижены до их возможностей [7].
2. Многочисленные переработки и заморозки: продукты теряют свои естественные свойства и необходимые организму витамины, минералы и микронутриенты. Последствия для здоровья от этого катастрофические. С пищей необходимо получать все необходимые компоненты (около 200 соединений!), причем больше половины из них незаменимые. Их недополучение опасно для человека, тем более для ребенка, у которого формируется костный аппарат. Длительное нарушение этих законов приводит к
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
болезни, весьма серьезное - к смерти. В условиях ВТО (с 2012 г.) наши границы открыты для импортных товаров, проверить качество которых невозможно. Необходимо подготовить и принять федеральный закон «Об экологически чистых продуктах питания в Российской Федерации». В 2006 г. Г.Х. Попов предложил принять программу «Русские продукты» - программу создания экологически чистого сельского хозяйства, производящего экологически чистую продукцию; организовать контроль над этой чистотой и государства, и потребителей, и международных организаций; обеспечить экологически чистыми продуктами сначала наших детей (будущее России, ее богатство), затем больных, а затем и весь народ. В перспективе Россия сможет стать самым крупным в мире поставщиком экологически чистых продуктов питания [2]. Весь мир будет знать не только наши нефть или газ, но и магазины «Русские продукты», а блюда из русских продуктов будут отмечаться в меню ресторанов [8]. Социальный и экономический эффект от оздоровления народа огромен [9].
Список литературы:
[1] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X -XVI вв. // Государство и право/ 2007. № 5. С. 84 - 89.
[2] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения: учеб. пособие. М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.
[3] Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения судами административных исковых заявлений в современных условиях // Российский судья. 2018. № 5. С. 49 - 53.
[4] Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2. С. 36 -39.
[5] Доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы». М., 2014.
[6] Печникова А.П. Управление государственными лечебно-профилактическими учреждениями в Российской империи XIX в.: сб. науч. тр. М. - Тамбов: Тамбовский ф-л МОСУ, 2007. С. 592-598.
[7] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти: сб. науч. тр. - М. - Тамбов: Тамбовский ф-л МОСУ, 2007. С.581-591.
[8] Попов Г.Х. Социальные проблемы аграрного будущего России: Всеросс. форум «Проблемы долговременного развития экономики России». Аграрное будущее России. 19 апреля, 2006 г. // Труды Вольного экономического общества России. М., 2006. Т. 65. С. 32-39.
[9] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире: материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. М. -Тамбов, 2009. - С.146-151.
Spisok literatury:
[1] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Predposylki vozniknoveniya gosudarstvennyh le-chebno-profilakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo/ 2007. № 5. S. 84 - 89.
[2] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdravoohraneniya: ucheb. posobie. M.: MGUU PM, 2006. - 107 s.
[3] Shestak V.A. O nekotoryh prakticheskih aspektah podgotovki i rassmotreniya sudami administrativnyh iskovyh zayavlenij v sovremennyh usloviyah // Rossijskij sud'ya. 2018. № 5. S. 49 - 53.
[4] Shestak V.A. O tipovyh resheniyah, prinimaemyh sudami po rezul'tatam rassmotreniya administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvo-bozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 2. S. 36 - 39.
[5] Doklad Rossijskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii «Prodovol'stvennaya bezopasnost' v Rossii: monitoring, tendencii i ugrozy». M., 2014.
[6] Pechnikova A.P. Upravlenie gosudarstvennymi lechebno-profilakticheskimi uchre-zhdeniyami v Rossijskoj imperii XIX v.: sb. nauch. tr. M. - Tambov: Tambovskij f-l MO-SU, 2007.S. 592-598.
[7] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhde-nij v pervye gody sovetskoj vlasti: sb. nauch. tr. - M. - Tambov: Tambovskij f-l MOSU, 2007. S.581-591.
[8] Popov G.H. Social'nye problemy agrarnogo budushchego Rossii: Vseross. forum «Pro-blemy dolgovremennogo razvitiya ekonomiki Rossii». Agrarnoe budushchee Rossii. 19 ap-relya, 2006 g. // Trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. M., 2006. T. 65. S. 32-39.
[9] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Modernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire: materialy 2-j Vseross. nauch.-prakt. konf. M. - Tambov, 2009. - S. 146-151.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018