Научная статья на тему 'НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ'

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная педагогика / педагогический опыт / дидактика / преем-ственность / гуманность / милосердие / забота о человеке / воспитание трудолюбия / традиции

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыков Клим Султанович

В статье даются понятия об этнопедагогике и народной педагогике, об их общности и предметах их изучения, от общего к частному. Народная педагогика передаётся из поколения в поколение через устное народное творчество: сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни, игры, игрушки и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ»

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОХРАНЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1-81-85

Садыков К. С.

кандидат педагогических наук, доцент,

Тюменский государственный университет, г. Тобольск

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Ключевые слова: народная педагогика, педагогический опыт, дидактика, преемственность, гуманность, милосердие, забота о человеке, воспитание трудолюбия, традиции.

Аннотация. В статье даются понятия об этнопедагогике и народной педагогике, об их общности и предметах их изучения, от общего к частному. Народная педагогика передаётся из поколения в поколение через устное народное творчество: сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни, игры, игрушки и др.

Прежде всего определим, что такое этнопедагогика и народная педагогика. Этнопедагогикой называют науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остаётся неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания (Волков Г. Н. Этнопедагогика).

Народная педагогика - совокупность проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, идей, сведений, способов и средств обучения и воспитания народа. В основе народной педагогики лежат гуманность, забота о человеке, милосердие, воспитание трудолюбия, честности и других ценных качеств личности (Низамов Р. А. Народная педагогика - основа воспитания.).

Педагогический опыт народа сохраняется в устном народном творчестве, традициях, обрядах, играх, игрушках и т. п. ядро народной педагогики составляют народные традиции, выступающие средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей. С их помощью старшее поколение передаёт младшему нормы поведения, требования к личности. В народных традициях отчётливо выступают ведущие факторы обучения и воспитания: природа, слово (мысль), труд, обычай, общение, пример, искусство.

Одним из дидактических условий использования идей народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения и воспитания является обогащение содержания учебного материала (как неотъемлемого компонента формы организации и метода обучения) включением в его состав элементов народных традиций, фольклора, истории, быта, культуры. Эффективной формой представления этого содержания служат народные поговорки, пословицы, загадки, сказки. В народной педагогике наблюдается достаточная дифференциация основных функций этих форм. Пословицы, например, используются для этического воспитания, загадки - для умственного развития, песни - эстетического, сказки - и для умственного, и для этического и эстетического воспитания. Каждая из форм наряду с основной выполняет и другие функции (например, в пословицах много ума и поэзии, в загадках - красоты). Поэтому, если педагог намерен акцентировать внимание детей на этической стороне вопроса, он обращается к пословицам, если речь идёт о развитии ума, смекалки - к загадкам и т. д. Необходимо учитывать при этом и возрастные особенности детей. Сказки лучше использовать в начальной школе, пословицы и поговорки - в средних и старших

классах на занятиях по гуманитарным дисциплинам, загадки больше подойдут на уроках математики.

Другим дидактическим условием эффективного использования народной педагогики для совершенствования форм организации обучения и его методов является включение в структуру учебного процесса народных игр или их элементов. Например, урок физкультуры в национальной школе можно провести в форме урока «сабантуя», урок обслуживающего труда - в форме «аукциона национальных блюд» и т. д.

В активизации человеческого фактора, её гражданского становления возрастает роль семьи. Первичная ячейка общества - семья закладывает фундамент, основу личности, формирует черты характера личности.

Семье приходится выполнять конструктивную функцию, определяя обычаи, традиции, методы воспитательного воздействия на детей; организаторскую функцию, устанавливая режим отдыха, трудовых и учебных занятий детей; коммуникативную функцию, вырабатывая нормы оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, между самими детьми, близкими родственниками, соседями и т. д. Всё это образует систему семейных отношений. Семья имеет свой уклад и незыблемый авторитет, свои традиции и обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию. В семейной педагогике чётко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной.

Преемственность поколений является одним из факторов совершенствования практики нравственного воспитания. Верность детей обычаям и традициям отцов народ рассматривал как основной закон своей жизни.

Научный подход к семейной педагогике позволил обнаружить исходные требования - принцип воспитания, включающий гуманизм, народность, трудовую деятельность, учёт возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность их воспитания, единство требований и внимания к ним. Соблюдение родителями этих принципов ставит ребёнка в нормальное положение, когда он растёт и развивается в естественной для него

среде, в атмосфере культуры своего народа, учится и воспитывается на родном языке, посредством культурно-исторических, духовно-национальных традиций и обычаев. Родной язык - важнейшее средство воспитания. Народные традиции семейного воспитания имеют все основания служить могучим средством воспитания детей в современных условиях.

Великие педагоги прошлого Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, Л. Н. Толстой, К. Насыри широко использовали в своём творчестве знания и опыт народов. В основе создания «Материнской школы» Я. А. Коменского лежит опыт семейного воспитания. Достижения швейцарской народной педагогики нашли своё отражение в «Книге для матерей» И. Г. Песталоцци. Бесценным образцом татарской народной педагогики является «Книга воспитания («Китаб-эт-тэрбия») Каюма Насыри. Идеи автора, каждое из 112 наставлений, начинающихся с притчи или сказки, можно использовать для совершенствования организационных форм учебно-воспитательного процесса в школе.

Современные социально-экономические условия в обществе, связанные с переходом к рыночной экономике, требуют коренного совершенствования всей системы образовательно-воспитательной политики общества и школы с учётом региональных, национальных особенностей, традиций, национальной культуры. Сегодня, с одной стороны, много говорится о необходимости воспитания толерантности. С другой стороны, наблюдается ущемление права на изучение родного языка (отменой уроков на изучение родного языка в первом классе и уменьшением количества недельной нагрузки на изучение родного языка и литературы до 2 часов в среднем и старшем звене, объясняя это превышением санитарных норм на ученика, введением пятидневки); делаются практические шаги для обострения межнациональных отношений (стремлением и домогательством православной церкви ввести в школах основы православной религии, в армии - институт православных наставников, что незаконно осуществляется уже в отдельных школах и воинских подразделениях в нарушение Конституции, которая провозглашает Российскую Федерацию светским государством).

Не секрет: в нашем обществе нарастает явление бездуховности, происходит девальвация не только нравственных, но и общечеловеческих ценностей. Здесь уместно напомнить слова А. С. Пушкина о том, что культурный человек тот, кто бережёт наследие прошлого. «Уважение к прошлому - вот черта, отделяющая образованность от дикости», - говорит Александр Сергеевич. Изучение родного языка, истории, традиций и обычаев, корней своего народа - необходимая часть патриотического и толерантного воспитания современной молодёжи. Без связи времён и народов нам не объяснить своё время, не увидеть будущего.

«Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём», - утверждает Чингиз Айтматов.

Многие традиции и обряды различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. Поэтому все прогрессивные обычаи и традиции различных народов должны быть обобщены и собраны в одно целое, и на их основе построено воспитание подрастающего поколения в условиях ускорения социально-экономического развития страны.

Применение в учебном процессе форм и методов обучения, опирающихся на опыт народной педагогики - перспективный путь развития теории и практики обучения в национальной школе.

Список источников и литературы

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М., 1999. - С.4

2. Низамов Р. А. Народная педагогика - основа воспитания. - Казань, 1993. - С.10.

3. Ибрагимов Г. И., Нигматов З. Г., Низамов Р. А. и др. Сб. Народная педагогика - основа воспитания. - Казань, 1993.

4. Образование и культура Тюменского края в 18 - 20 веках. Сб. матер. 7-й Тюменской обл. научно-практ. конференции, посвящ. памяти П.П. Чуко-мина. - Тобольск, 1998. - С95-99.

5. Садыков К. С. Сибирские татары: национальная школа, народная педагогика, язык, личности. - Тобольск, 2010. - С. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.