Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИДЕЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богус Мира Бечмизовна

В статье обосновывается необходимость актуализации идей народной педагогики в современном образовательном процессе. Автором раскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность народной педагогики и научной педагогической мысли. В статье отмечаются характерные признаки народной педагогики в гносеологическом, историческом, логическом и структурном отношениях. Автор указывает на идеи народной педагогики, необходимые для реализации в современном образовательном процессе. Автором представлены средства народной педагогики, позволяющие достичь целей воспитания. Уделяется внимание родному слову как доминирующему средству воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE IDEAS OF FOLK PEDAGOGY IN INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article substantiates the need to update the ideas of folk pedagogy in the modern educational process. The author reveals the relationship and interdependence of folk pedagogy and scientific pedagogical thought. The article notes the characteristic features of folk pedagogy in epistemological, historical, logical and structural relations. The author points to the ideas of folk pedagogy that are necessary for implementation in the modern educational process. The author presents the means of folk pedagogy that allow achieving the goals of education. Attention is paid to the native word as the dominant means of education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

деления обучающейся молодежи // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: матер. всерос. науч.-практ. конф. с ме-ждунар. участием. Красноярск, 20 октября -20 ноября 2016 г. - Красноярск, 2017. -С. 182-184.

18. Уткин А. В. Прогнозирование развития регионального рынка труда как основа профессиональной ориентации // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: матер. Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. Нижний Тагил, 29 января 2019 г. - Екатеринбург, 2019. - С. 474-477.

19. Шиляева Л. Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6 (1). - С. 26-28.

20. Эфа С. Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе // Сибирский журнал науки и технологий. - 2006. - № 2 (9). - С. 166-169.

21. Юсупов В. З., Коротаев В. Г. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования // Образование и образованный человек в XXI веке. - 2012. - № 4. - С. 21-25.

(ЩЙ)

М. Б. Богус

УДК 37.013.28

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

сложных социально-экономических условиях современного общества произошло научно-теоретическое переосмысление педагогических позиций. Наблюдающиеся в обществе негативные проявления состояния духовной сферы ее представителей обусловливают необходимость организации целенаправленного социально-педагогического воздействия, ориентированного на конструирование современного педагогического процесса, способного к формированию всесторонне гармонично развитой личности.

Вследствие поиска эффективных путей достижения поставленной цели плеяда ученых высказывает мысль о необходимости возврата к этнопедагогике, трактуемой как воспитательное наследие народа [2; 3; 4; 7]. Такая позиция объясняется появлением многих проблем социума, связанных с потерей национальных традиций воспитания. Проявляющаяся в обществе духовная деградация, утрата национальной культуры, разложение базовых идеалов и ценностей угрожает существованию народа. Явлением, способным формировать высоконравственную личность, выступает этнопедагогика, отражающая принципы, идеалы и ценности, выработанные человечеством веками. Соответственно, сложная и многоплановая проблема, заключающаяся в актуализации идей народной педагогики и формировании личности с указанными выше качествами, представляется весьма актуальной.

Разрешение проблемы актуализации идей народной педагогики базируется на трудах

ведущих ученых (Я А. Коменский [3], И. Г. Песга-лоцци [4], В. А. Сухомлинский [6], К. Д Ушин-ский [7] и др.).

К. Д. Ушинский отмечал, что образование, созданное самим народом и основанное на народных началах, обладает воспитательной силой, которой нет в лучших системах, основанных на отвлеченных идеях [7].

В. А. Сухомлинский разработал научно обоснованные рекомендации по использованию традиционных педагогических знаний украинского народа в учебном процессе школы. По его мнению, школа является «колыбелью народа», «национальным центром просвещения», «важнейшим центром духовной жизни народа» [6].

Благодаря разработкам Я. А. Коменского, народная педагогика характеризуется обобщением всех знаний, полученных разными народами, и передачей этих обобщенных знаний через школу на родном языке всем людям, независимо от их социального статуса, религиозной, расовой и национальной принадлежности. Ученым обоснованы доминирующие направления этнографических и этно-педагогических исследований, связывающие их с содержанием воспитательного процесса детей; положение народной педагогики о труде как главном средстве формирования полноценной личности; определена школа как эффективное средство сохранения национальной самобытности своего народа [3].

Уже в исследованиях Я. А. Коменского освещаются такие способы эффективной актуализации идей народной педагогики, как преподавание на родном языке с применением фольклора родного этноса, решение воспитательных задач средствами устного народного творчества, включение элементов этно-педагогических знаний и передового опыта народной педагогики в умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание детей [3].

Вся теоретическая и практическая педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци была направлена на то, чтобы коренным образом изменить систему воспитания и образования детей трудящихся, создать систему воспитания, учитывающую многовековые народ-

ные воспитательные традиции. Он считал целью воспитания гармоничное развитие ребенка, которое необходимо осуществлять с учетом народных традиций. Именно И. Г. Песта-лоцци можно считать родоначальником прогрессивного педагогического движения Швейцарии, выступившего за построение новой школы на подлинно народных началах [4].

Народная педагогика - это неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Анализ истории древней педагогической мысли показывает, что под непосредственным влиянием народной педагогической культуры появились первые официальные памятники педагогики.

Свою специфичную народную педагогику создает каждый народ, она выстраивается на общечеловеческих нормах, правилах обучения и воспитания, т. е. имеет единую основу, которую по-своему выражает, преломляя через свои национальные обычаи и традиции.

Народная педагогика выражает комплекс педагогических взглядов этноса, ориентированных на воспитание и обучение детей, защиту нравственных и духовных ценностей, передаваемых через народные традиции и творчество.

На возникновение законов, закономерностей, принципов и правил педагогики оказала воздействие народная педагогика. Опираясь на народное художественное творчество, педагогами разных времен и народов развивались идеи народности. Анализ идей педагогов-просветителей подтверждает воплощение гуманистических народных идей воспитания в их трудах о воспитании человека. Существует диалектическая связь между народной педагогикой и классической (научной) педагогикой. Во-первых, народная педагогика, вобрав все лучшее из опыта народов в воспитании и обучении подрастающего поколения, определяет начало педагогической науки. Во-вторых, народная (этническая) педагогика, отражая аспекты, специфику содержания, применяемые многочисленные средства воздействия окружающей среды (природной и социальной) на становление и развитие личности, является структурным компонентом современной педагогической науки.

Как исторически сложившееся явление, со своей богатой структурой и содержанием, народная педагогика имеет свои отличительные черты. Характерными особенностями народной педагогики являются демократизм, практицизм, эмпиризм, преемственность и синкретизм. Раскроем кратко их сущность: демократизм заключается в отражении мыслей в согласии и исходя из мыслей окружающих; практицизм проявляется в преобладании практических воздействий на воспитание и продуктов воспитания; эмпиризм выражается в базировании педагогических знаний на опыте народа; преемственность выражается в связи между поколениями, характеризующейся передачей социальных и культурных ценностей, способов воздействия на воспитанников от одного поколения и их усвоением, применением последующими поколениями с сохранением основы и возможным изменением деталей; синкретизм выражается в слиянии культовых верований, традиций, норм общественного поведения разных народов в единую нормативную систему поведения, систему общечеловеческих ценностей.

Одним из присущих народной педагогике специфических признаков является наличие коллективного творчества. Народная педагогика является результатом коллективного социального творчества, созданного и переданного, как правило, через живой язык, через семью и устное общение. Выступая областью педагогического сознания этноса, она является целостным комплексом знаний и существует как результат совместной духовной деятельности ее представителей. Она функционирует как комплекс традиций, обычаев, устоев поведения, вырабатываемых в жизни людей и передающихся из поколения в поколение. Педагогическая мысль этноса также отражена в памятниках устного народного творчества, которые транслируют совокупность моральных, социальных и семейных норм и правил, свидетельств соответствующих им действий, поступков в будущее. Подлинная народность выражается именно в коллективном характере народного творчества.

Являясь созиданием самого народа, народная педагогика имеет ресурс к постоянному наращиванию своего влияния, так как она, как было отмечено выше, тесно связана с практикой, с жизнью. В связи с этим, А. Е. Измайлов отмечает что, «народная педагогика не заботилась и не должна заботиться об укреплении связи с жизнью, потому что это сама жизнь» [2, с. 82].

Следующей особенностью народной педагогики является ее органичная системность. Она состоит в том, что средствами изобразительно-пластического и музыкально-поэтического языка в произведениях различных видов искусства выражается народное понимание сущностных связей, определяющих смысл жизни каждого отдельного человека и всего народа. Эти отношения можно представить в виде трех основных параметров: человек-природа, человек-семья и человек-история. Именно они организуют жизнь любого народа в историческом прошлом, настоящем и будущем. Воспитание на основе традиций и памятников народной педагогики дает возможность сформировать человека с целостным, не фрагментированным мировоззрением.

Еще одним характерным признаком народной педагогики является ее восприимчивость к аккультурации, взаимообогащению. Народы со схожим мировосприятием способны оказывать взаимное влияние в порождении сказок, афоризмов, обычаев и традиций.

Идеи народной педагогики по решению задач становления и развития личности, выступая предметом этнопедагогики, отражают определенный уровень педагогических знаний, определенный исторический этап в духовном прогрессе человечества и служат основой педагогической науки. Народная педагогика ориентирована на развитие таких личностных качеств, как умеренность (научить детей жить в соответствии с требованиями природы), аккуратность (научить детей соблюдать установленные нормы в еде, одежде, уходе за собой), почтительность (воспитать уважительное отношение к старшим, их дей-

ствиям, словам, взглядам), предупредительность (развить способность незамедлительно выполнять пожелания, просьбы, требования старших), правдивость (научить детей всегда говорить правду), беспристрастность (развить у детей способность к справедливой оценке, суждению), трудолюбие (научить детей добросовестно трудиться), выдержка (развить в детях терпеливость и самообладание), гуманность (воспитать в детях деликатность, готовность служить окружающим людям, делать им добро), дисциплинированность (воспитать склонность к соблюдению правил работы и норм поведения).

Формирование нравственного идеала достигается в результате решения важнейших с точки зрения национальной морали этических проблем. Вопрос о том, как человек должен и не должен поступать, определяет совесть и общественное мнение, которые служат способом регулирования нравственного поведения индивида. Определив ценностные ориентации, рассмотрим, какими средствами пользуется народная педагогика для достижения вышеуказанных целей.

По мнению Г. Н. Волкова, «к средствам нравственного воспитания относятся такие памятники народной педагогики, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, легенды, предания и мифы, то есть жанры устного народного творчества» [1, с. 36]. В качестве факторов выступают природа, игра, слово, общение, традиции, бизнес, жизнь, искусство, религия, пример-идеал [1, с. 78].

Родное слово должно быть выделено как одно из доминирующих средств воспитания. Язык материализует духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры, функциональное значение которых выражено наиболее ярко. Слово оказывает эмоциональное и нравственное воздействие на сознание детей. Э. Сепир писал о значении языка: «люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире социальной деятельности, как принято считать; они в значительной степени зависят от конкретного языка, который является средством комму-

никации для данного общества. «Реальный мир» в значительной степени бессознательно основан на языковых нормах этой группы. Мы видим, слышим и воспринимаем те или иные явления тем или иным способом главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают эту форму выражения» [5, с. 61].

Безусловно, словесное воспитание в народной педагогике тесно связано с формированием у детей отношения к делу, труду, обучению конкретным практическим действиям. В единстве слова и дела заключается сила народной педагогики. Духовное становление личности ребенка происходит через присвоение ему социально-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, норм социально-этических отношений и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы четко фиксируются в народных традициях, нравственных проповедях культуры и выступают образцами, в которых концентрируются лучшие черты, качества личности, нравственные нормы, принятые в обществе.

Народ сохранил в народном творчестве непреходящие ценности национальной культуры: фольклор выступает как совокупное средство интеллектуального, эмоционального и нравственного воздействия. Произведения устного народного творчества (фольклора), появившиеся в древности, до сих пор сопровождают нас в повседневной жизни. Фольклор раскрывает философию народа, его веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Многие идеи фольклора являются общими для творчества всех народов, но каждый народ выражает их в национальных формах, которые формировались веками, обусловленные особенностями истории и быта.

Традиции фиксируют исторически сложившиеся нормы, принципы, установки и идеалы, обеспечивая тем самым их активное функционирование. Выступая в качестве коллективной памяти, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Духовные и материальные ценности эт-

202///-

носа, устные и письменные произведения народного творчества, прикладного искусства также служат памятью.

Таким образом, народная педагогика -это духовное явление, присущее сознанию масс, эмпирические знания, идеалы, идеи, установки которых выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

Народная педагогика принесла в наши дни ценные идеи воспитания, которые не должны быть утрачены и стерты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение подрастающим поколением духовного наследия предшествующих поколений, осознание ими своих национальных корней, насыщение образовательного процесса идеями народной педагогики позволит восстановить национальные основы процесса становления и развития личности в России.

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается необходимость актуализации идей народной педагогики в современном образовательном процессе. Автором раскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность народной педагогики и научной педагогической мысли. В статье отмечаются характерные признаки народной педагогики в гносеологическом, историческом, логическом и структурном отношениях. Автор указывает на идеи народной педагогики, необходимые для реализации в современном образовательном процессе. Автором представлены средства народной педагогики, позволяющие достичь целей воспитания. Уделяется внимание родному слову как доминирующему средству воспитания.

Ключевые слова: народная педагогика, идея, формирование, личность, этнопедагоги-ка, воспитание, содержание, средства.

SUMMARY

The article substantiates the need to update the ideas of folk pedagogy in the modern educational process. The author reveals the relationship and interdependence of folk pedagogy and scientific pedagogical thought. The article notes the characteristic features of folk pedagogy in epistemological, historical, logical and structural relations. The author points to the ideas of

folk pedagogy that are necessary for implementation in the modern educational process. The author presents the means of folk pedagogy that allow achieving the goals of education. Attention is paid to the native word as the dominant means of education.

Key words: folk pedagogy, idea, formation, personality, ethnopedagogics, education, content, means.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. Измайлов А. Э. Народная педагогика. -М.: Педагогика, 1991. - 187 с.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. - М.: Уч. пед. издат., 1955. - 638 с.

4. Песталоцци И. Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с.

5. Сепир Э. Новое в лингвистике. - Вып. 1. -М., 1960. - С. 61.

6. Сухомлинский В. А. Школа и природа // Педагогика: научно-теоретический журнал. -2007. - № 8. - С. 28-37.

7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. / сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. О народности в общественном воспитании. - 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.