Научная статья на тему 'НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ'

НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / ХЭНАНЬСКАЯ ОПЕРА / НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ / ПЕНТАТОНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ню Цзюньи

Хэнань - одна из провинций Китая является для автора статьи родиной: звучание местных песен, традиционных инструментов, танцы и представления народной драмы были ее первыми музыкальными впечатлениями. Поскольку песенное наследие провинции ни в китайской, ни в русскоязычной музыковедческой литературе подробно пока не рассматривалось, автор освещает его, затрагивая историю и особенности Хэнани, выделяет распространенные жанры - трудовые песни рыбаков, трамбовщиков, горские песни, обрядовые - при возжжении фонарей, «песенки» и детские песни. Пополняет представление о музыкальной культуре родного края собранным в собственной экспедиции материалом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MUSICAL CULTURE OF THE HENAN PROVINCE OF CHINA

Henan, one of the provinces of China, is the homeland for the au thor of the article: the sound of lo cal songs, traditional instruments, dances and performances of folk drama were her fist musical im pressions. Since the song heritage of the province has not yet been considered in detail in either Chi nese or Russian-language musico logical literature, the author covers it, touching upon the history and peculiarities of Henan, identifis common genres - labor songs of fihermen, rammers, mountain songs, ritual songs - when lighting lanterns, «songs» and chil dren's songs. Supplements the idea of the musical culture of his native land with the material collected in his own expedition

Текст научной работы на тему «НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ»

Ню Цзюньи

Аспирантка кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: niujunyi1992@163.com

Хэнань — одна из провинций Китая — является для автора статьи Родиной: звучание местных песен, традиционных инструментов, танцы и представления народной драмы были ее первыми музыкальными впечатлениями. Поскольку песенное наследие провинции ни в китайской, ни в русскоязычной музыковедческой литературе подробно пока не рассматривалось, автор освещает его, затрагивая историю и особенности Хэнани, выделяет распространенные жанры — трудовые песни рыбаков, трамбовщиков, горские песни, обрядовые — при возжжении фонарей, «песенки» и детские песни. Пополняет представление о музыкальной культуре родного края собранным в собственной экспедиции материалом. Ключевые слова: китайская культура, история, хэнаньская опера, народные обряды, пентатоника

Музыкальная культура Китая насчитывает много тысячеле-

Народная

музыкальная культура китайской провинции Хэнань

тии, как его история в целом. Удивляет и потрясает факт сохранения некоторых артефактов, памятников традицион-ноИ культуры, записеИ музыки, оставленных древнеи цивилизацией. Желание узнать прошлое страны возникает не только в среде китайских ученых, но и в российской, и в мировой науке. Проводятся серьезные исследования музыкальной культуры Китая последних двух веков. В настоящее время становится актуальным изучение не только музыки Китая в целом, но, в частности, и традиционного фольклора регионов и локальных зон.

Прежде чем приступать к рассмотрению песенной традиции Хэнани, следует совершить экскурс в географию и историю этого древнего края, чтобы понять факторы, определившие специфику местной народной песенной культуры.

Хэнань — провинция на востоке центральной части Китая. В древности ее называли Чжунъюань, что значит «Центральные Земли». По населению она занимает второе место среди провинций. Административным центром является Чжэнчжоу. На китайском языке город сокращенно называется Чжэн. В древности его именовали «Шанской столицей», а в настоящее время о нем говорят как о «зеленом городе». На месте современного Чжэнчжоу находилась одна из столиц прото-государства Шан, предположительно — Аоду. Этот факт был забыт вплоть до второй половины XX века, когда стены столиц были обнаружены в результате

археологических раскопок. На этих землях находились царства Гуань Цзюй, Дунго, Цзи. В 770 году до н. э. эти места были захвачены царством Чжэн — с той поры в местных названиях и стал использоваться топоним «Чжэн». После завоевания этой территории царством Цинь (в 230 году до н. э.) она становится столицей первой централизованной империи.

Территория Хэнани граничит с шестью провинциями: Хэбэем, Шанси, Шэньси, Хубэем, Аньхоем и Шаньдуном. Расположена Хэнань в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ, которая протекает через север провинции, а в центральной части находятся горы Суншань, одни из пяти Священных Гор в Китае, а также горы Маншань на западе. Священные горы Китая почитаются в буддизме и даосизме.

Провинция Хэнань — древняя земля. На ее территории обнаруживаются артефакты времен Неолита и Бронзы. Это сосуды, письменность раннего типа, оставленная на костяных и бронзовых изделиях.

Интересна и славна история провинции. Несколько городов Хэнани были в разное время столицами древнего Китая. Кроме упомянутого Чжэн, это Аньян — столица 13 династий, а также Лоян и Кайфэн [6]. На землях Хэнани сохранились многие памятники истории и древней культуры, которые влияли на народное сознание, отражаясь в песенном и поэтическом творчестве. В целом, Хэнань — это первая территория древнего Китая и ранней империи.

33

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

34

На территории провинции расположен Шаолиньский монастырь — центр духовной культуры Китая, о котором сложены песни, поэмы, а в современности — сняты документальные и художественные фильмы. Одна из интереснейших и необычных личностей, родившаяся в Хэна-ни — Хуа Мулан. Знаменитая воительница, скрывавшая свой пол, получившая в награду за многие годы службы в войсках императора династии Вэй, имя династии и звание генерала Сяоле. Ей поставлены два памятника и храм для поклонения в память о ее подвигах. В древности в ее честь слагали поэмы и песни (мелодии до нас не дошли, но тексты сохранились в сводах древней поэзии) [7]. В современном искусстве Хуа Мулан посвящена опера в классическом академическом стиле на основе китайских традиционных мелодий и ладов.

Особое значение для формирования культуры местного хэнаньского пения играет ландшафт, в котором выделяются локальные зоны хозяйственной деятельности в связи с наличием разных рельефов, разветвленного речного бассейна.

Река Хуанхэ — Великая Желтая река — важнейший культурный символ Китая, берет свое начало в провинции Цинхай, что на западе Китая, неся свои воды к востоку через девять провинций и 5464 км. Хуанхэ протекает через Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Нинся, Внутреннюю Монголию, Шэньси, Шаньси и Хэнань, а затем в провинции Шаньдун впадает в Бохайский залив, выходящий к Желтому морю. Благодаря бассейну великой реки, Хэнань — это важнейший поставщик рыбы. Реки Хэнани, как и горы, формируют особенный ландшафт и локальные зоны занятости китайского народа. Возле рек складываются

циклы трудовых рыбацких и рабочих песен.

Реки и каналы, с древности осваивавшиеся и обустраивавшиеся в целостную водную коммуникационно-ирригационную систему, становились полем деятельности мужского населения. Они привлекали и кормили бурлаков, рыбаков и лодочников, в среде которых родились песни, обусловленные спецификой их труда. По берегам интенсивно велось строительство причалов и зданий, в котором были востребованы трамбовщики. Прибывающие на пристань товары и материалы для строительства переносили артели грузчиков. В их среде пелись трудовые песни и припевки для лучшей организации процесса, облегчения психологического состояния работников. Несмотря на утилитарную принадлежность, этим жанрам присущи высокие художественные качества.

Предгорья заселялись земледельцами и скотоводами, труд и быт которых также сопровождало пение. Выделяются архаические песни погонщиков скота, песни-диалоги, полевые земледельческие песни.

Горные районы прославили Хэнань на весь мир, так как именно в горных пещерах были искусно построены и украшены буддистские монастыри, привлекавшие во время обустройства каменотесов. Один из важнейших центров этой религии и боевых искусств расположен в Шаолине. Множество песен посвящалось мужеству и боевому духу шаолиньоских монахов-воинов.

Как в сельской местности, так и в городах популярен праздник фонарей, примыкающий к окончанию года и началу следующего. Его сопровождают песни, синтезирующие во время исполнения несколько видов искусства: музыку, драму и та-

нец. Хэнань является хранителем традиционного искусства музыкальной драмы или оперы, которое оказывает влияние на песни при возжжении фонарей и манеру их исполнения. Однако на праздничные песни оказал влияние еще один бытовой жанр — «песенки», короткие бытовые песни о жизни, отражающие ее различные стороны.

Самобытность и оригинальность мелодий хэнаньских песен отражается в их ладовой основе. Выявлено применение пентатоники двух видов: 1-го Гун и 4-го Чжи. При этом пен-татонность чаще реализуется лишь в звукоряде, в процессе пения интонирование основывается на небольших в звуковом объеме попевках — тритони-ках и тетратониках, разграниченных текстовыми фразами и остановками на долгих длительностях. Присутствуют лады и звукоряды диатонического типа, но и в них преобладает попевоч-ное строение.

Нередко применяются «воздушные» тоны, расширяющие лад. Они связаны с манерой народного пения, игрой голосом. Интонации в поздних песнях («песенках») довольно сложны и развиты: встречаются гибкие перепады, широкие скачки. В горских песнях древнего происхождения интонации ограничены малым ладом. Во всех песнях проявляется варьирование.

Структуры хэнаньских песен чаще всего зависят от текста, они могут быть однострочными и многострочными, четкого повторного строения. Метры преобладают двухдольные (свободные переменные встречаются изредка). Но однообразие метров преодолевается изощренными ритмическими комбинациями длительностей, пунктирным и синкопированным ритмом.

Необычна фактура песен. Ей присуще диалогическое стро-

ение, обусловленное текстом, разделение по партиям солиста-запевалы и хора. В трудовых песнях благодаря такому принципу возникает антифонно-ком-плиментарное пение и многоголосие гетерофонного типа. В структуре текста небольшое число строк — 3, 5, 8 — то есть песням присущ лаконизм. Применяется специфическая «рифма» тоналей, влияющая на интонации в мелодии.

В целом хэнаньская песенная традиция является самобытной, но, в то же время, она вливается в русло общекитайской культуры через песни и обряд возжжения фонарей и его родство с широко распространенной в других регионах народной оперой.

Хэнаньская опера — один из всемирно известных видов китайской традиционной оперы — генетически связана с песенным творчеством региона, его культовыми особенностями, с обрядовым праздником фонарей, песнями и танцами под музыкальные инструменты, сопровождающими его. В свою очередь, опера обогащает «песни при фонарях», придавая им более богатое звучание, дополняя драматической игрой и речью. Можно сказать, что песни к празднику возжжения фонарей представляют собой малый песенный театр. В связи с тем, что древний буддийский празд-

ник стал общегосударственным, он продолжает развиваться, как и «песенки», вливающиеся в обряд в настоящее время. В исполнении народных песен принимают участие не самые старые певцы, что дает надежду на сохранение традиции.

Можно заметить и разделение в песенном исполнительстве: трудовые песни и припевки исполняют мужчины, семейные детские — женщины или дети, обрядовые — все вместе.

Можно прийти к выводу, что Хэнань — особенное место, являющееся колыбелью китайской государственности. Его горный ландшафт и речной бассейн сформировали характерные для этих мест занятия и сопровождающие их жанры — горских и трудовых песен. Монастырь Шаолинь и его герои, яркие личности этой земли, вдохновили народных певцов и поэтов на сложение исторических песен и поэм, вошедших в сокровищницу национальной культуры Китая. До сих пор народная певческая традиция в Хэнани жива: и в селах, и в городах есть певцы, знающие старинные песни. Праздник возжжения фонарей и музыкальная драма объединяют хэнаньскую народную музыкальную культуру с общекитайской традицией.

В рамках данной статьи были рассмотрены не все жанры, что

делает возможным продолжение исследования.

Литература

1. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ Дизайн, Картография, Астрель, 2003. 627 с.

2. Пэн Чэн. Ладовая система Юнь-Гун-Дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов ХХ века. СПб.: Композитор, 2013. 219 с.

3. Старостина Т. А. Ладовая систематика русской народной песни // Гармония: Проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2002. С. 85-105.

4. Татаринова Т. Л., Дай Юй. Малозвучные лады в китайской традиционной музыке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 2 (48). С. 36-39.

5. Гао Пин. Народная песня «Хэнань» — замечательный цветок в строительстве культуры Центральных равнин // Драматический дом. 2017. № 8. С. 69-70.

6. Провинция Хэнань — официальная информация. URL: https://china-sky.ru/guide/ provincija-henan (дата обращения: 20.12.2020).

7. Исследование. URL: https:// www.xuexila.com/zw/ sucai/ xiaoxue/1113257.html (дата обращения: 20.12.2020).

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.