СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ
DOI: 10.24412/2071-7830-2023-146-51-56 БОЛТЫРОВА Т.М.
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен культурологический подход, суть которого состоит в рассмотрении культуры межнационального общения как феномена культуры в области межнациональных отношений, выраженных во взаимном обмене результатами материальных и духовных ценностей, являющегося средством формирования гражданского единства. Культура возвращает воспитание к истокам, ценностям и традициям народа. Она обеспечивает взаимодействие личности и культуры в процессе чего осуществляется творческое развитие личности, приобретаются способности к диалогу как основному средству разрешения межличностных конфликтов. В культурном опыте народа отражается его самосознание, мораль, отношения, позволяющие ребенку усваивать с детства дух своего народа, тип его поведения в окружающей среде: природной, социальной, культурной.
Ключевые слова: культурологический подход, народная культура, гражданское единство, духовно-нравственное становление, культурные ценности
Духовно-нравственное становление ребенка, воспитание патриота своей родины и подготовка к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества и государства. Принципы гуманистического характера образования, сформулированные в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», являются выражением государственной политики в области воспитания и условием для воспитания культуры личности.
Основная цель и задачи российского образования направлены на моделирование воспитательного пространства как среды обеспечения самоопределения личности и ее самореализации, а также на взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса для становления личностных, нравственных качеств и ценностей культуры у ребенка. В этом контексте важно помнить, что воспитание патриота своей Родины не означает пренебрежение к другим культурам, а, наоборот, умение уважать и ценить их.
В Конвенции о правах ребенка закреплено его право на свободу и личностное развитие. Государство, родители и педагоги обязаны обеспечить, согласно Конституции Российской Федерации, условия для удовлетворения запросов и потребностей ребенка в личностном становлении, учитывая его достоинства и индивидуальные возможности в зависимости от возраста.
Человечество накопило большой пласт народной культуры как источник постижения социального опыта и способов культуры общения. Культура определяется как цивилизованный путь приобщения к ценностям народа и как средство воспитания ценностного отношения людей друг к другу (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др.). «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» предусматривает в качестве основной цели обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Она ориентирует ученых и практиков на поиск ответов на ключевые вопросы воспитания личности, таких как: какие ценности нужно воспитывать, какие методы и инструменты использовать для достижения желаемых результатов и какие препятствия могут возникнуть на пути воспитания.
В целом, российское образование ориентировано на создание условий для развития личности, ее самопознания и самореализации, а также на обеспечение социальной защиты и поддержки на всех этапах жизни. Поэтому важно не только формировать культуру воспитания, но и обеспечить ее реализацию на практике через соответствующие программы и мероприятия. В этом контексте, важную роль играют педагоги и родители, которые должны работать вместе для создания благоприятных условий для воспитания личности ребенка.
Возвращение воспитания к культурным ценностям и народным понятиям является необходимостью для общества и образования. Выработанные традиции воспитания, сформированные народом, создают истинную культуру человека. Культуру можно рассматривать как универсальный способ обеспечения исторической преемственности на индивидуальном уровне человеческого бытия и на уровне организации жизни социальной группы. В живой связи поколений, которая обеспечивается процессом воспитания, сохраняются основные ценностные ориентиры. Духовный компонент является наиболее значимым для сферы образования и трактуется как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса).
Особое значение имеют положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.
Анализ научной литературы показал, что исследователи выделяют важные для педагогики функции культуры: человекотворческая (гуманистическая), обеспечивающая развитие творчества человека; гносеологическая (познавательная) как средство познания и самопознания; информационная, транслирующая социальный опыт; коммуникативная -функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; ценностно-ориентационная, задающая определенную систему координат как жизненных ценностей, на которые ориентируется человек; нормативно-регулирующая как средство социального контроля за поведением.
Интеграция культуры в педагогический процесс обеспечивает создание ценностно-смыслового поля общения, наполнение содержания и технологий воспитания новым социокультурным опытом, придавая тем самым процессу воспитания личности новые характеристики: отношение к ребенку как субъекту жизни, отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, отношение к образованию как культурному процессу, отношение к воспитанию как социокультурной практике, отношение к школе как целостному общеобразовательному пространству (Е.В. Бондаревская). Исходя из этого, образование выступает тем социальным институтом, посредством которого передаются и воплощаются базовые культурные ценности в процессе воспитания, преобразуя общественную жизнь и жизнь отдельного человека.
По мнению культуролога Э.В. Соколова, обыденные представления о культуре, да и сама культура выражают национальные черты. Культура по преимуществу национальна, этнична. Это мнение поддерживает А.А. Белик: «Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью).» Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и целостные ориентации, придающие смысл существованию человека. Тысячи невидимых нитей связывают нас с культурой нашего народа, с обычаями предков. Через язык, отношения в семье, детские игры знакомится человек с важнейшими реалиями культуры, представлениями о добре и зле, долге и совести, учится отличать своё и чужое, оценивать свои поступки и намерения, сопоставляя их с идеалами общества. Познавая культуру «изнутри», стремясь понять её через личную судьбу и судьбу близких людей, через национальных гениев и героев, мы не только обретаем жизненную мудрость, но и осознаём реальное живое движение культуры.
С точки зрения культурологического подхода, суть которого состоит в рассмотрении культуры межнационального общения как феномена культуры в области межнациональных отношений, выраженных во взаимном обмене результатами материальных и духовных ценностей, являющегося средством формирования гражданского единства, актуальными являются исследования Г.Н. Волкова, подчеркивающего мысль о гуманистическом характере национальной культуры. В ряде исследований отмечается, что главная особенность национальной культуры состоит в её разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая национальная культура содержит в себе набор святынь, составляющих ее устойчивое внутреннее ядро (Н.Р. Милютина); она отражает потребности каждого народа, его национальные интересы в соответствии с эпохой (С.В. Петерина); культурно-исторические традиции и устои общества обеспечивают межпоколенную связь, определяющую будущее нации (Р.М.Чумичева).
С точки зрения культурологии, изучающей межкультурные коммуникации как феномен культуры в области межкультурных отношений, существуют различные исследования, подчеркивающие гуманистическую природу национальной культуры. Например, Г.Н. Волков подчеркивает, что национальная культура выражает самобытность и моральные ценности нации. Главной характеристикой национальной культуры является ее разнообразие, уникальность и самобытность. Каждая национальная культура содержит набор святых мест, которые формируют ее устойчивое внутреннее ядро, отражающее потребности и интересы каждого народа в соответствии с его временем. Культурные и исторические традиции и социальные нормы помогают поддерживать преемственность поколений, которая определяет будущее нации.
Таким образом, культура является национальным достоянием, отражает специфический образ жизни, поведение и особое мировоззрение отдельных народов.
Культурный опыт людей отражает их самосознание, мораль и взаимоотношения, которые позволяют детям усваивать дух своего народа, его поведение в окружающей среде: природной, социальной и культурной. В пословицах, поговорках и играх сохраняются образцы социального поведения и средства коммуникации, которые определяют менталитет народа, его культуру общения и культуру межкультурной коммуникации. Коммуникативная культура как совокупность знаний, умений и навыков в области вербального и невербального общения, позволяет успешно решать коммуникативные задачи: социально-психологические, речевые и логико-композиционные. Следует отметить, что в лаконичных речевых конструкциях и композиционной структуре пословиц и поговорок скрыт социально-психологический смысл, раскрытие которого позволяет успешно решать задачи воспитания и социализации.
Как отмечает М.С. Каган, народная культура служит способом универсального человеческого существования, указывая на сущность личности, ее уникальность и самобытность. Коммуникация помогает сохранять и обеспечивать функционирование культуры в человеческом обществе. Культура человечества движется вперед не за счет перемещения в пространстве и времени, а за счет накопления ценностей. Ценности не заменяют друг друга, новые не разрушают старые, а, напротив, присоединяясь к старым, повышают их значимость на сегодняшний день.
Этнические стереотипы и национальный образ человека всегда были особым предметом изучения в науке и заботой старшего поколения о воспитании подрастающего поколения. Цель воспитания, по мнению Г.Н. Волкова, понимается в народной педагогике как образ идеального человека, оптимистически ориентированной личности. Образ цели рассматривается не как отдаленная перспектива, а как практическое руководство для непрерывного, поэтапного формирования ребенка, мальчика, юноши, взрослого человека. Идеальный образ, отражающий неизменную социальную и личностную ориентацию, сопровождает человека на протяжении всей его жизни и отражается в различных образовательных средствах, соизмеримых с возрастом испытуемого. Широко известны
воспитательные средства народной педагогики - это сказки, потешки, игры, песни, загадки и так далее.
Калмыкия - это регион, где проживают люди разных национальностей и культур. Фольклор является важным элементом культуры и традиций народа Калмыкии, а также других народов, проживающих в этом регионе. Так, в исследованиях, посвященных пословицам и поговоркам, и их воспитательному потенциалу, отмечается общность позиций и взглядов на воспитательные идеи в пословицах и поговорках. Они служат не только как источник знаний о жизни народа, но и объединяют людей разных поколений и народов на основе общих ценностей.
В теории педагогики, К.Д. Ушинский раскрыл вопросы национального воспитания детей и определил исторические корни воспитания, которые лежат в пословицах и поговорках. Ученый считал, что в фольклоре скрыты глубокие знания о жизни народа, обеспечивающие воспитание чувства уважения к истории и культуре народа. Знание пословиц и поговорок обеспечивает развитие у детей чувства национального достоинства и национальной гордости. К.Д. Ушинский считал, что в пословицах и поговорках отражены все стороны жизни народа - семейная, социальная, природная, потребности и привычки человека, что позволяет говорить о большом потенциале данного вида фольклора.
К.Д. Ушинский строил педагогическую систему, соответствующую природосообразности развития человека. Ее понимание дает ключ к объяснению многих процессов и явлений детства, отрочества и юности. По его убеждению, в народной педагогике существует своеобразная возрастная периодизация, отвечающая природосообразности развития человека. В поговорках и пословицах, адресованных детям и родителям, заложены ценности социальной жизни, здорового образа жизни, нравственного образа человека, которые успешно могут быть использованы при воспитании подрастающего поколения посредством общения и деятельности.
Л.Н. Толстой в работе с детьми в Ясной Поляне широко использовал педагогическую ценность пословиц, которые побуждали детей к фантазии, общению и раскрывали перед ними мир природы, искусства и жизни. В поговорках отражалась народная жизнь со всеми ее живописными особенностями и мудростью. Поговорки и пословицы широко использовались в воспитательных системах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко отмечал эмоциональный фон пословиц и самобытную культуру, которые помогали снять негативные аспекты социального поведения воспитанников и закладывали новые традиции воспитания. В воспитательной системе В.А. Сухомлинского мудрый опыт народного воспитания, отраженный в пословицах и поговорках, составлял основное содержание воспитания. Автор указывал на то, что поговорки и пословицы позволяли познать жизнь народа в прошлом и настоящем, учили детей волноваться, чувствовать, страдать, эмоционально относиться к природе и друг другу, и порождали творческие потребности детей.
Современные авторы, занимающиеся проблемами этнопедагогики, высоко оценивают культурную и педагогическую ценность пословиц и поговорок, отражающих нравственные идеалы и характер народа (С.Г. Батырева, М.С. Васильева, Г.Н. Волков, С.А. Даваев, О.Д. Мукаева, С.Н. Мургаева, А.Б. Панькин и др.). Поговорки обобщают воспитательные идеи, которые передавались из поколения в поколение. Духовно-нравственные ценности калмыцкого народа сохранялись в фольклоре, который оставался и остается средством передачи жизненного, трудового и социального опытов. У.Э. Эрдниев видел в фольклоре источник народной педагогики, а также представленные в концентрированном виде патриотические и нравственные традиции.
Г.Н. Волков отмечает педагогический шедевр калмыцкого фольклора как увлекательную форму, раскрывающую методы приобщения к труду и воспитания любви к Родине. В пословицах и поговорках содержатся педагогические идеи, воспитательный и образовательный потенциал, а также характерологические оценки личности и обязанности общества в воспитании порастающего поколения.
Опыт работы учителей Н.Д. Аристаевой, Л.Ф. Богаевой, Е.А. Бадма-Халгаевой, Б.М. Горяевой и Г.Ш. Хулхачиевой показал, что использование калмыцкого фольклора в содержании воспитательного процесса благотворно воздействует на формирование самосознания, духовно-нравственного состояния, интеллектуального и общего развития личности ребенка. Фольклор способствует национальной идентификации и формированию калмыцкого менталитета.
Культура возвращает воспитание к истокам, ценностям и традициям народа. Она обеспечивает взаимодействие личности и культуры, в процессе чего осуществляется творческое развитие личности, приобретаются способности к диалогу как основному средству разрешения межличностных конфликтов, осуществляется патриотическое воспитание. Интеграция культуры и образования обеспечивает создание ценностно-смыслового общения и среды приобретения социокультурного опыта.
Национальный образ человека, отраженный в культуре, выступает как образ совершенного, идеального человека, ориентация на образ которого изменяет социальный портрет современного ребенка. Решая задачи поликультурного образования, создаются предпосылки для овладения подрастающим поколением культуры своего народа, развития продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, воспитания в духе гуманного межнационального общения и гражданского единства.
Таким образом, народная культура помогает воспитывать новое поколение, передавая ценности и знания, собранные за многие поколения. Народная культура является важным инструментом для формирования у подрастающего поколения любви и уважения к своему народу, Родине, формированию гражданского единства
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Воронеж, 1998. 544 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 353с.
3. Болтырова Т.М. Педагогическая ценность пословиц и поговорок калмыков в воспитании подрастающего поколения. / Сибирский педагогический журнал. 2007. №13. С. 262-268.
4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1993. 113с.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.М., Ростов-на-Дону, 1999. 560с.
6. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М., Ростов-на-Дону, 2004. 576с.
7. Борликов Г.М. Экологическая направленность этнопедагогики калмыков. // Педагогика, 2001, №9. С.52-56.
8. Борликов Г.М. Этнопедагогические традиции, их сущность. //Гегэрлт. 2006, №1,2 -С.28-29, С.2-11.
9. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. Элиста, 2003. 440с.
10. Волков Г.Н. Проблема взаимодействия национального и интернационального в воспитании. //Интернациональное воспитание молодежи. Орджоникидзе, 1973. С. 113-133.
11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. 376 с.
12. Джамбинова Т.Н. Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике: автореф...канд. пед. наук: Чебоксары, 2004. 32с.
13. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. Элиста, 2003. 256с.
14. Оконов Б.Б. Родники народной мудрости. Элиста: АПП «Джангар», 2001. 276с.
15. Самсонюк Н.Ф. Народные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983. 16 с.
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1973. 288с.
17. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей»: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809.
18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. /Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т.5. 528 с.
19. Чумичева Р.М. Антропологический взгляд на ребенка и детство как открытую систему. // Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологии: Коллективная монография / Под ред. Л.Л.Редько, Е.Н. Шиянова. Ставрополь, 2004. 512с. С. 241264.
20. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики. // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. С.38-64.
DOI: 10.24412/2071-7830-2023-146-56-62 НЕМГИРОВА С.Н.
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ МОЛОДЕЖИ
БНУ РК «Институтом комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected]
Аннотация. Знание ценностных ориентаций является основополагающим элементом для прогнозирования поведенческих моделей подрастающего поколения и своевременной корректировки государственной молодежной и семейной политики. На основании результатов опроса, проведенного в Республике Калмыкия, выявлены как схожие моменты, так и гендерные различия в жизненных целях современной молодежи. Доминирующее значение материального благополучия в ценностной картине молодого поколения говорит о возросшем влиянии множества факторов на суждения, оценки и ожидания молодежи.
Ключевые слова: молодежь, гендер, ценностные ориентации, жизненные цели, семья, брак, супружество, Республика Калмыкия, молодежная политика, семейная политика.
Молодежь, являясь основой процветания и развития государства, сохранения его наследия, а также одним из главных проводников прогресса и перемен, играет значительную роль в обществе. Это наиболее восприимчивая к изменениям группа, ценности и представления которой во многом определяют вектор движения в различных сферах социальной жизни. Граница возраста молодежи, законодательно установленная в нашей стране в 35 лет, превратила ее в невероятно гетерогенную социальную группу, различия внутри которой выражены значительно сильнее, нежели в какой-либо другой. Сама идея выделения тех или иных возрастных групп в аналитических или управленческих целях основывается на признании общности их ценностей, верований, представлений, образа жизни как результата социализации в общем социальном, экономическом и культурном контексте. В этом смысле «пожилые» представляются нам значительно более однородной группой, хотя различия между индивидами в ней являются весьма значительными. Однако нарастающая цифровизация и тотальная интернетизация привели к тому, что общего у родившихся в СССР 60-ти и 70-тилетних значительно больше, чем у 20-ти и 30-тилетних, которых разобщают постоянно меняющиеся музыка, кино, кумиры и ценности. Именно поэтому в рамках данного исследования мы будем традиционно считать молодежью группу в возрасте 18-29 лет.
Ценностные ориентации тесно взаимосвязаны с системой потребностей и во многом детерминируют ее, потому как через их призму в значительной мере оцениваются и условия реализации потребностей. Существующий опыт эмпирических исследований молодежи свидетельствует о широком распространении индивидуалистических ценностей, ослаблении значимости брака, родительства, непопулярности семейного образа жизни [1, 2, 6, 7, 8].