tусуародная художественная культура
как предмет исследования и обучения
УДК 398:378
Е. В. Гайманова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается народная художественная культура как предмет научного исследования и как предмет обучения в системе высшего и среднего специального образования. Отмечено, что исследование народной художественной культуры как целостного явления началось во второй половине XX века. Преподавание теории и истории народной художественной культуры как особой дисциплины начинается с конца 1990-х годов. Это обусловливает дальнейшее продолжение и разработку новых исследований в данной области. Незначительный период преподавания теории и истории народной художественной культуры как особой дисциплины также требует внимания научно-педагогического сообщества. Автор анализирует практику преподавания образовательной программы «Народная художественная культура» в Московском государственном институте культуры, выявляет основные проблемы в организации освоения программы.
Ключебые слова: народная художественная культура, предмет исследования, предмет
FOLK ART CULTURE AS A SUBJECT OF RESEARCH AND TRAINING
The article considers folk art culture as a subject of scientific research and as a subject of study in the system of higher and secondary special education.
It is noted that the study of folk art culture as an integral phenomenon began in the second half of the XX century. Teaching the theory and history of folk art culture as a special discipline begins in the late 90's. This causes further continuation and development of new research in this field. An insignificant period of teaching the theory and history of folk art culture as a special discipline also requires the attention of the scientific and pedagogical community.
ГАЙМАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
GAIMANOVA ELENA VLADIMIROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Professor of the Folk Art Culture and Decorative and Applied Arts, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
обучения.
E. V. Gaimanova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
e-mail: [email protected] © Гайманова Е. В., 2018
The author analyzes the practice of training in the educational program "folk art culture" at the Moscow state Institute of culture, reveals the main problems in the organization of the program.
Keywords-, folk artistic culture, subject of study, subject of study.
Для цитирования: Гайманова Е. В. Народная художественная культура как предмет исследования и обучения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 150-157.
Обращение к народной культуре, её художественной составляющей, этническим корням, в современных условиях представляется актуальным, так как обусловлено сложностью и противоречивостью культурных процессов, происходящих в мире и России. Определение современной Россией своего пути в мировом культурном пространстве тесно связано с традиционными духовно-нравственными ценностями и идеалами, которые надёжно сохраняются в народной художественной культуре. Традиционность, стабильность, с одной стороны, и импровизационность, вариативность, присущие народному художественному творчеству, с другой стороны, способствуют формированию так называемого динамического консерватизма, с помощью которого можно осуществлять дальнейшее развитие и обогащать российскую культуру новыми достижениями. В народных песнях, танцах, произведениях устной прозы и поэзии заложены социальные и нравственные ценности, проверенные временем, с помощью которых может осуществляться саморегуляция жизни и деятельности современного человека, даны ориентиры, которые помогут реализовать свободу выбора своего «пути-дороги» каждому человеку. Именно ориентиров часто не хватает человеку в современной социокультурной ситуации.
Народная художественная культура — квинтэссенция народной мудрости, вы-
работанной десятками поколений, сменявших друг друга. В это понятие входит художественно-творческая деятельность всего народа (а не только крестьянства), в результате которой в разных формах (фольклора, неофольклора, бытового художественного творчества и т.п.) создаются произведения искусства, отражающие нормы и образцы жизнедеятельности, ценности народа. Сюда относится также сфера потребления и восприятия данных произведений (условия бытования, распространения, хранения и т.д.).
Вышесказанное обусловливает актуальность изучения народной художественной культуры, осмысления её достижений и образцов, постановку задач её сохранения и развития.
Длительное время народная художественная культура изучалась с разных точек зрения частными науками, такими как этнография, фольклористика, искусствоведение, история культуры и другие. В частности, предметным полем фольклористики стало собирание, издание, типо-логизация, общее изучение всех свойств и особенностей устного художественного слова. Изучение истории фольклористики свидетельствует о том, что сначала у поэтов и писателей, а позднее у учёных формировался интерес в первую очередь к богатейшему устному поэтическому творчеству народа - его песням, сказаниям, былинам, пословицам и поговоркам. В русской фольклористике XIX века в рус-
ле европейской науки сформировались теории возникновения и развития фольклора: мифологическая, миграционная, антропологическая. Особую роль сыграла концепция исторического развития фольклора, выдвинутая А. Н. Веселовским, а также созданная на её основе В. Ф. Миллером историческая школа.
Двадцатый век прошёл под знаком активной собирательской работы, организации научных экспедиций по сбору фольклора. Развивались разнообразные исторические и типологические подходы к изучению народного творчества, разрабатывались теоретические аспекты, методология и текстология фольклора. Были опубликованы многочисленные научные статьи о фольклоре как искусстве слова, его отдельных жанрах, художественном своеобразии.
В 1990-е годы наметился междисциплинарный подход к изучению произведений народного художественного творчества, то есть начался процесс целостного осмысления и анализа народной художественной культуры в научном сообществе, сформировался комплексный подход к изучению специфики данного феномена. Появился термин «общая фольклористика», который объединил исследования в области эпосоведения, па-ремиологии, этномузыковедения, этнохо-реологии, этнолингвистики и т.п.
Необходимо отметить, что задолго до этого некоторые российские исследователи пытались рассмотреть народную художественную культуру как целостное явление. В частности, такая попытка была предпринята в работе В. И. Чичеро-ва «Русское народное творчество» [10], в которой автор анализировал фольклор как устное поэтическое творчество в со-
вокупности с песенной традицией, обрядовой культурой, спецификой народной драмы. В работах М. С. Кагана, В. Е. Гусева, П. Г. Богатырева и ряда других исследователей [см.: 1; 2; 3] было введено в употребление широкое понимание фольклора как народного искусства и народного творчества в целом, во всех его видах и жанровом своеобразии. В. Е. Гусев, М. С. Каган предложили понятия «муси-ческий» и «пластический» фольклор, понимая под первым термином комплекс словесно-музыкально-игровых, хореографических форм народного творчества, под вторым термином — материально-вещественные формы: изобразительное и декоративно-прикладное народное искусство. Также было введено понятие «фольклоризм» для обозначения трансформации классического фольклора в сценическом,сувенирном, театрализованном исполнении. Фольклор стал рассматриваться как культурная форма в рамках народной художественной культуры и народной культуры в целом.
Необходимо отметить также исследования М. А. Некрасовой [7], которая рассматривала народное искусство как часть культуры общества, как тип художественного творчества.
В современных реалиях является актуальным высказывание М. А. Некрасовой о признании важности народного искусства в духовной культуре общества, культурной целостности народного художественного творчества и его результатов: «Если народное творчество — культура духовная ... живая часть культуры современной ... если возрастает интерес к народному искусству, то, прежде всего, необходимо признать особенности народного искусства как культурной це-
лостности и соответственно решить его научные, художественные, творческие, организационные проблемы [7, с. 18]».
Среди диссертационных исследований конца XX века следует выделить работу В. С. Цукермана, который рассмотрел народную художественную культуру как целостный феномен и проанализировал развитие её элементов в разные исторические периоды.
В XX веке анализ народного творчества проводился с позиций научного коммунизма, поэтому сегодня возникла необходимость переоценки изложенного с новых методологических позиций. Но стоит подчеркнуть, что в работах данных исследователей были заложены основы целостного подхода к изучению народной художественной культуры во всём многообразии её форм, видов и жанров, подготовлена теоретическая база для дальнейших исследований и практического применения.
Как уже было отмечено, в 1990-е годы целый ряд исследователей, в первую очередь сотрудники Государственного республиканского центра русского фольклора под руководством А. С. Каргина, анализировали целостность народной художественной культуры, её природу, генезис, сущность, структуру, родовые функции и черты, разнообразные формы народного художественного творчества в их взаимодействии и взаимообусловленности. Это дало толчок к развитию изучения народной художественной культуры в целом как особого научного направления, в результате чего была сформирована научная концепция народной художественной культуры с учётом достижений фольклористики, этнографии, искусствоведения и других смежных наук.
Обращает на себя внимание опубликованное в 2001 году монографическое исследование Л. И. Михайловой, в котором народная художественная культура рассматривается как целостное социальное явление с точки зрения её исторической динамики, анализируется трансформация этнической картины мира в разных социокультурных ситуациях и в связи с этим характеризуются исторически формировавшиеся типы народной художественной культуры. Л. И. Михайлова анализирует также тенденции и закономерности бытования фольклора в современных условиях, определяет его место и роль в системе художественных предпочтений человека, живущего на рубеже XX—XXI веков.
На наш взгляд, представляет также интерес работа Е. Л. Антоновой, которая вышла в Белгороде в 2015 году под заглавием «Народная художественная культура: актуальные проблемы теории и истории». В ней автор с философских, мировоззренческих, аксиологических позиций анализирует феномен народной художественной культуры, проблемы её сохранения и развития, аргументирует актуальность изучения её целостности. Необходимо отметить, что исследования в области народной художественной культуры следует поощрять как перспективные, привлекать к этой работе молодые кадры.
В конце 1990-х годов начинается процесс активного внедрения в учебные планы средних специальных и высших учебных заведений, изучающих культуру и искусство, учебной дисциплины по народной художественной культуре [см.: 4; 6; 9].
Изучение истории преподавания народной художественной культуры пока-
зывает, что этот процесс в виде отдельных курсов начался ещё в XIX веке. Одним из первых ввёл в университетское образование курс народной поэзии известный филолог Ф. И. Буслаев.
В начале XX века появилось первое профессиональное учебное заведение — Школа народных искусств, которая работала под патронатом императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге.
В этой школе, помимо обучения различным видам декоративно-прикладного искусства, преподавали краткий курс народной поэзии. Школа готовила специалистов по народному искусству для кустарных мастерских и ремесленных училищ, которые стали распространяться по всей России.
В 30—40-е годы XX века появляются первые учебные пособия по фольклору, среди них учебник Ю. М. Соколова «Русский фольклор». В более позднее время студенты изучали русское народное поэтическое творчество по учебникам и учебным пособиям Н. И. Кравцова, С. Г. Лазутина, Т. В. Зуевой, Б. П. Кирдан, Е. Л. Ко-стюхина и других.
В вузах культуры, педагогических институтах, специализированных средних учебных заведениях и ПТУ по разным специальностям читались курсы народного орнамента, народного костюма, устного поэтического творчества, народного музыкального творчества и другие. Но интегрированного курса, обобщающего вопросы теории и истории народной художественной культуры, рассматривавшего народную культуру в её целостности, долгое время не было.
Как отмечает А. С. Каргин, в вузах культуры до начала 1980-х годов вопросы фольклора, художественной самодея-
тельности, прикладного творчества рассматривались в процессе изучения таких дисциплин, как «Клубоведение», «Культурно-просветительная работа».
Появился самостоятельный курс «Самодеятельное художественное творчество», программы [см.: 4] и учебные пособия [см.: 5; 8], но курс читался недолго и был исключен из учебных планов. В общих курсах истории и теории культуры незаслуженно мало уделялось внимания народной культуре, что отражало недооценку роли народной художественной культуры в жизни общества и культуры в целом. В 1997 году А. С. Каргин впервые представил интегрированный курс по народной художественной культуре, выпустив в качестве учебного пособия курс лекций под заглавием «Народная художественная культура».
С конца 1990-х годов в вузах культуры стали создаваться кафедры теории и истории народной художественной культуры, многие из которых существуют и до настоящего времени. Одной из первых подобная кафедра была открыта в Московском государственном университете культуры и искусств под руководством Т. И. Баклановой.
Первоначально образование в области народной культуры в вузах культуры шло в рамках получения специальности «Народное художественное творчество», позднее сформировалось направление «Народная художественная культура» с разнообразными профилями подготовки специалистов: руководство этнокультурным центром, руководство студией кино-, фото- и видеотворчества, руководство любительским театром, руководство любительским хореографическим коллективом.
В Московском государственном университете культуры и искусств в начале 2000-х годов был сформирован факультет народной художественной культуры, куда вошли две кафедры: теории и истории народной художественной культуры и декоративно-прикладного творчества. Кафедры народного сольного и хорового пения, народного танца стали осуществлять свою образовательную деятельность по другим направлениям, что не способствовало консолидации сил для реализации в полном объёме образования в области народной художественной культуры. В настоящее время в учебных планах данных кафедр нет интегрированного курса «Теория и история народной художественной культуры». Есть специализированные курсы. Так, на певческих кафедрах, осуществляющих образовательную деятельность по направлению «Искусство народного пения», студенты изучают отдельные виды народного художественного творчества, например — «Фольклорные музыкальные инструменты», «Народный костюм», «Народный танец» и ряд других.
По направлению «Хореографическое искусство», профиль «Педагогика народно-сценического танца», подготовка студентов, на наш взгляд, носит узкопрофессиональный характер. В учебном процессе преподаются предметы, связанные исключительно с танцевальным искусством, такие как «Русский танец», «Региональные особенности русского танца», а также изучаются танцы народов России и т.п. Другие виды народной художественной культуры не рассматриваются.
С одной стороны, такое содержание учебных программ обусловлено спецификой направлений, а с другой - представ-
ляется, что это значительно обедняет теоретическую подготовку будущих специалистов, получающих высшее, а не среднее специальное образование.
Студенты, обучающиеся по направлению «Народная художественная культура» на театрально-режиссёрском факультете, профиль подготовки «Руководство любительским театром» (заочная форма обучения), не получают, на наш взгляд, необходимой подготовки по народной культуре, имея всего 6 часов аудиторной работы по дисциплине и зачёт как форму контроля. Студенты не сдают в качестве Государственного экзамена по специальности экзамен по народной художественной культуре, несмотря на то, что учатся по соответствующему направлению.
К началу 2017-2018 учебного года в МГИК был расформирован факультет народной художественной культуры, произошла реорганизация кафедр, входивших в данный факультет, в результате в вузе осталась одна объединённая кафедра народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства, что также не способствовало совершенствованию процесса обучения по данным, совершенно разным направлениям.
Руководители вуза в прошедшие годы не считали направление «Народная художественная культура» перспективным, оно не приносило дополнительных денежных средств, так как обучаться народному искусству, учиться разбираться в его тонкостях хотят далеко не все абитуриенты. Более востребованными абитуриентами, а не обществом, являются юридические, экономические специальности, журналистика. В многочисленных средствах массовой информации, в Интернете не всегда можно найти качественную
информацию по народной художественной культуре.
Но тем ценней те абитуриенты, которые хотят получить образование в этой области. А главное, педагогическое сообщество должно быть заинтересовано в том, чтобы формировать здоровую культурную среду, краеугольным камнем которой на протяжении столетий была на-
родная культура, особенно её эстетическая составляющая.
Идея возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры, основанной на ценностях и идеалах создавшего её народа, продолжает оставаться актуальной — она выдвинута как одна из установок культурной политики государства и общества.
Примечания
1. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. Москва : Искусство, 1971. 544 с.
2. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура : (Теоретические очерки) / Санкт-Петербургский институт театра, музыки и кинематографии. Санкт-Петербург : СПбГИТМИК, 1993. 110 с.
3. Каган М. С. Человеческая деятельность : (Опыт системного анализа). Москва : Политиздат, 1974. 328 с.
4. Каргин А. С. Организация и методика художественной самодеятельности : программа для институтов культуры и искусств. Москва, 1990.
5. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: история, теория, практика : [учебное пособие для вузов культуры и искусств]. Москва : Высшая школа, 1988. 270 с.
6. Народная художественная культура : программа междисциплинарного интегрированного курса / сост. Т. И. Бакланова. Москва, 1995.
7. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика. Москва : Изобразительное искусство, 1983. 343 с.
8. Смирнова Е. В. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях : [учебное пособие для культурно-просветительских факультетов институтов культуры, искусств, педагогических вузов и университетов]. Москва : Просвещение, 1983.
9. Теория традиционной культуры : программа / сост. Н. И. Бондарь. Краснодар, 1997.
10. Чичеров В. И. Русское народное творчество. Москва : Изд-во Московского университета, 1959. 522 с.
References
1. Bogatyrev P. G. Voprosy teorii narodnogo iskusstva [The problems of the theory of folk art]. Moscow, Art Publishing House, 1971. 544 p.
2. Gusev V. E. Russkaya narodnaya khudozhestvennaya kul'tura. Teoreticheskie ocherki [Russian folk art culture. Theoretical essays]. St. Petersburg, 1993. 110 p.
3. Kagan M. S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Opyt sistemnogo analiza [Human activity. Experience in system analysis]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1974. 328 p.
4. Kargin A. S. Organizatsiya i metodika khudozhestvennoy samodeyatel'nosti. Programma dlya institutov kul'tury i iskusstv [Organization and methodology of amateur art. The program for institutions of culture and art]. Moscow, 1990.
^ Социально-культурная деятельность if
5. Kargin A. S. Samodeyatel'noe khudozhestvennoe tvorchestvo: istoriya, teoriya, praktika [Amateur artistic creativity: history, theory, practice]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1988. 270 p.
6. Baklanova T. I., comp. Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura. Programma mezhdistsiplinarnogo integrirovannogo kursa [Folk art culture. The program of interdisciplinary integrated course]. Moscow, 1995.
7. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury. Teoriya i praktika [Folk Art as a Part of Culture. Theory and Practice]. Moscow, 1983. 343 p.
8. Smirnova E. V. Teoriya i metodika organizatsii samodeyatel'nogo tvorchestva trudyashchikhsya v kul'turno-prosvetitel'nykh uchrezhdeniyakh [Theory and methods of organizing amateur creative work of workers in cultural and educational institutions]. Moscow, Publishing House "Prosveshchenie", 1983.
9. Bondar N. I., comp. Teoriya traditsionnoy kul'tury [Theory of Traditional Culture]. Krasnodar, 1997.
10. Chicherov V. I. Russkoe narodnoe tvorchestvo [Russian Folk Art]. Moscow, Publishing house of the Lomonosov Moscow State University, 1959. 522 p.