НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
УДК 398.8
НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ БЕЛГОРОДСКО-ОСКОЛЬСКОГО РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
О.И. Алексеева1-*, О.Я. Жирова2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)е-шаИ: paramartika@mail.ru
2)е-таП: ZhirovaOYa@mail.ru
В данной статье рассматривается народная хореография Белгородско-Оскольского региона как составная компонента народной художественной культуры, ключевое звено музыкального фольклора. Внимание акцентировано на традиционных элементах местной хореографии, приёмах исполнения танцевальных движений, композиционных формах бытования.
Ключевые слова: народная художественная культура, региональная музыкальная традиция, песенно-обрядовый фольклор, народная хореография, композиционные формы бытования, специфика групповых и индивидуальных движений, хореографическая лексика.
В настоящее время в музыкальной фольклористике, этномузыкологии, народно-певческом образовании значительно актуализировалась проблема изучения традиционного хореографического наследия, как составной, органичной части народной музыкальной культуры. В связи с этим, обращение исследователей разных областей научного знания к народной хореографии вполне закономерно, поскольку может рассматриваться как самодостаточный компонент народного
искусства и творчества, воплотивший черты национального характера народа, его мировоззрение, менталитет, исполнительское мастерство.
Создаваемые безымянными творцами хороводы, пляски, кадрили, при всей их, казалось бы, «похожести» в каждой местности всегда отличались стилистическими особенностями пластики,
композиционными формами бытования. В этой связи чрезвычайно уместно замечание Н.В. Гоголя, констатирующего факт наличия огромного множества народных танцев в разных уголках мира, которые отличаются спецификой исполнения даже в пределах провинций одного государства. «Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн» - пишет писатель, ставя вопрос об истоках такого разнообразия танцев», - и отвечая на него вполне определенно: «Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий» [1, с. 115].
Особое значение хореографический вид искусства приобретает в сочетании с песней. Его связь с музыкальным фольклором наложила отпечаток на характер и стиль танца, особенно в таких его жанрах как хороводные, плясовые, игровые, шуточные песни, частушки, припевки, страдания и др. Исполнение «проходных», «уличных», медленных хороводных песен также сопровождаются определённой хореографической лексикой рук, ног, корпуса. Жестикуляция, повороты головы и корпуса встречаются даже в статичной форме исполнения протяжных песен. Народная хореография выступает органичным элементом народной песенной культуры, несущей в себе такое же разнообразие особенностей региональных стилей, как и певческое искусство. В фольклорной хореографии всегда соблюдается принцип принадлежности к той или иной исполнительской традиции. В ней не встречается просто «русских танков, карагодов, плясок», а наоборот, подчёркивается множественность, контрастность и разнообразие русской хореографической традиции» [2, с. 4].
Именно народная хореография создаёт зрелищность, яркость, живость и ощущение «цельности» хорового произведения. Точное и тонкое отношение к хореографическим движениям ярко проявляется в разных песенных жанрах, прежде всего в частушках: «Ох, балалайка, балалайка, балалайка братова. Я под эту балалайку подпою «Саратова»; «Сербияночку» пляшу, сама на сторону гляжу. По которой стороне
придёт миленький ко мне»; «А Матанечку плясать надо с оговорами, надо лапти обувать с длинными оборами» - с. Фощеватово Волоконовского района [4, с. 66]; «Ой, давно я не плясала вот на этом на кругу. Никому не помогала, тебе, Нюра, помогу» - пос. Полевой Новооскольского района [4, с. 65]; «В карагод я шла, торопилася, мила дружка не нашла - воротилася» - с. Рождествено Валуйского района [4, с. 63] и др.
Основная, характерная для Белгородского края хореографическая лексика, как и в целом для Юга России - особая ритмическая четкость, подчеркнутость каждого звука, движения, эмоциональность и экспрессивность танца в песне, сформировавшихся в среде воинского населения - защитников южных рубежей русского государства в разные периоды истории. По мнению учёных, территории по реке Оскол заселяли выходцы из Тульской и Орловской областей. К важным факторам, повлиявшим на формирование традиционной культуры, следует отнести и появление поздних переселенцев, в частности, выходцев из Украины. Как известно, в 1639 году в Короче, Белгороде, Валуйках, Короткояке, Урыве, Яблонове были поселены «черкасы», в 1652 году на Белгородскую засечную черту прибыли заднепровские казаки. «Массовый переход украинцев в пределы русских земель начался во второй половине XVII века, когда социально-религиозный гнёт польско-литовской и украинской шляхты стал особенно жёстким» [4, с. 27]. Это, безусловно, наложило свой отпечаток на облик народной художественной культуры Белгородской области, в том числе -специфику местной хореографии. И сегодня существует ряд районов (Новоскольский, Волоконовский, Шебекинский. Валуйский, Вейделевский, Ровеньской, Корочанский), в которых русская и украинская музыкальная традиции тесно переплетены, что прослеживается в декоративно-прикладном творчестве, текстах и напевах песен, хореографической лексике, говоре местных жителей, специфике быта, кухне.
Особенности заселения белгородских земель способствовали формированию Белгородско-Воронежской, Белгородско-Курской и Белгородско-Оскольской стилевых зон, «обладающих большим внутренним единством, и в то же время индивидуальностью и специфичностью в региональном аспекте её рассмотрения» [4, с. 10].
Особенно заметно это различие в музыкальном фольклоре, где местные традиции, обусловленные близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, постоянными общественно-социальными контактами, проявляются особенно зримо. Стилевые тенденции имеют свои географические, жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, костюмы, манеру исполнения хороводов, плясок и даже отдельных движений.
В этой связи, особую значимость приобретают работы исследователей: А.В. Рудневой, В.М. Щурова, И.И. Веретенникова, М.С. Жирова, О.Я. Жировой, В.Н. Медведевой, И.Н. Карачарова, Г.Я. Сысоевой и др., посвящённые региональной и локальной специфике народной художественной культуры, народной музыке, певческому искусству и исполнительству. Фундаментальным исследованием народной хореографии является книга И.И. Веретенникова «Южнорусские карагоды», одноимённый фильм автора, а также учебное пособие по хореографии для образовательных школ и учреждений дополнительного образования Белгородской области. Зафиксированная Иваном Ивановичем в 70-е годы XX столетия хореографическая лексика Белгородчины, сегодня представляет собой бесценный музыкально -этнографический материал, дающий возможность осваивать его от народных мастеров в «живой» традиции.
Результаты экспедиций последних десятилетий кафедры искусства народного пения, свидетельствуют о богатом наследии народного музыкального творчества Белгородско-Оскольского региона. Характерной особенностью хореографических движений Оскольского стиля (Новооскольский, Чернянский, Ровеньской, Корочанский, Волоконовский, Валуйский районы), как собственно и других регионов Белгородской области, является «игра» песни независимо от её жанра, страсть к исполнению различных ритмических украшений ногами в плясовых песнях. В этой «игре» всегда наличествует драматическая основа и сюжет. В ней присутствуют и обобщенные, и конкретные художественные образы, которые создаются в соответствии с музыкальным ритмом, мелодикой и хореографической пластикой.
Тем не менее, при всей похожести женского хороводного шага с другими регионами Белгородского края, Оскольский стиль отличается
мягкостью движений, что обусловлено мягкой обувью - вязаными шерстяными тапочками. В сёлах по реке Оскол, под песню или инструментальную музыку, исполнители использовали простой широкий, мелкий шаг, а также переменный и «шаркающий». Импровизационные варианты движений основаны на поочередных притопах ног на месте и в движении:
- шаг, основанный на восьмых длительностях, с поочерёдным акцентом на правую и леву ногу;
- шаг, с удвоенным притопом поочерёдно на левую и правую ногу;
- переменный шаг на месте с поочерёдным выносом ног вперёд или
назад;
- невысокие прыжки с перекрещиванием ног;
- фиксация нескольких точек ногой впереди корпуса с притопом на месте;
- невысокие прыжки с движением вперёд;
- удары ноги о ногу;
- трёхлистник и его варианты (с пропущенной одной из долей) и др.
Руки во время «игры» песни импровизируют движения на уровне
пояса и груди, редко поднимаясь выше головы. В общую лексику рук органично включаются покачивания корпусом вправо и влево, подергивания плечами вверх, вниз, вперед, назад, круговые движения руками впереди корпуса, прищелкивания пальцами одной или обеих рук. В Оскольском регионе широко применялись движения с платком, а также имитирующее скольжение платка по плечам. Как отмечает И.И. Веретенников, нередко, «участники хороводной игры, держась за концы платка, делают попеременные движения плечами и всей рукой вперед» [3, с. 45].
В местной мужской хореографии бытуют следующие виды движений: присядка, полуприсядка с поочерёдным выносом правой, затем левой ноги вперед; вынос вперёд одной и той же ноги; хлопки руками по коленям, пяткам и другим частям тела; «голубцы» (удары ногой о ногу в прыжке); попеременные притопы ногами перед собой; боковое движение соскоком, основанное на переменном шаге с движением влево и вправо и др.
В числе основных вариантов группового движения является круг, полукруг, а также «импровизационные переходы участников внутри
круга, индивидуальные, парные и групповые переплясы» [3, с. 50]. И. И. Веретенникову удалось записать в селе Кузькино Чернянского района, Шелаево Валуйского района, Макешкино Новооскольского района как оригинальные приемы хореографической лексики в карагодах - это импровизационные (повороты, притопы, хлопки, свободная «игра» руками, выкрики), так и традиционные движения.
Заслуживает внимания сохранившаяся в Оскольской стилевой зоне композиционная форма карагодного движения. Находясь в круге, исполнители соединяются, положив руки на плечи друг друга, и движутся приставным шагом. В определенный момент круг останавливается, участники разрывают круг, и присев, бьют о землю ладонями, затем в собственные ладони восьмыми или четвертными длительностями [3, с. 50]. Импровизационные ритмические рисунки, осуществляемые одновременно несколькими исполнителями, образуют многозвучие, полифонию.
В Белгородско-Оскольском регионе бытует хороводная форма исполнения частушек «Семеновна», парный танец «Нареченька», частушки «Тройками» [3, с. 51-53]. Лексика этих танцев имеет общие черты, характерные для массовой хореографии 50-60 годов XX столетия. Вместе с тем, в них сохранились элементы движений местного локального стиля: мягкие на полупальцах, переменный шаг; хлопки в собственные ладони и партнеров и др. Весьма точно передала характер «Барыни» уроженка села Фощеватово М.С. Скуридина 1920 г.р.: «А чтоб «Барыню» плясать тоже надо сображать, надо ножками потопать и плечами подрожать» с. Фощеватово [4, с. 65].
Таким образом, при всех, иногда еле уловимых различиях в народной хореографии этнических русских, в каждой области, регионе, селе сохранилось общее и специфичное, местное, ярко выраженное в манере, рисунке композиции, темпе движения в разных локальных традициях, позволяющие с полным основанием определять народное искусство как национальное, региональное, локальное. Исторические, социально-экономические, административно-хозяйственные, бытовые факторы способствовали кристаллизации музыкальной культуры Белгородско-Оскольского региона. Каждая из поселенческих волн привносила свои специфические особенности пластической культуры, сформировавшей стилевой облик народной хореографической лексики. В
процессе исторического развития она приобрела статус как самостоятельного вида искусства, так и органичной, составной части традиционной песенной культуры Белгородчины.
Список литературы
1. Гоголь, Н. В. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. - Москва : Советский писатель, 1953.
2. Алексеева, О. И. Народная хореография в вокально-хоровом коллективе : учебно-методическое пособие. - Белгород: БГИКИ, 2010. - 104 с.
3. Веретенников, И. И. Белгородские карагоды. - Белгород, 1993.
4. Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины : учеб. пособие. - Белгород, 2000. - 267 с.: ил.
FOLK CHOREOGRAPHY OF BELGOROD AND OSKOL REGIONS: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
O.I. Alekseeva1), O.Ja. Zhirova2)
1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture 1)e-mail: paramartika@mail.ru 2)e-mail: knarhor7@mail.ru
This article deals with folk choreography of the Belgorod and Oskol regions as an integral component of folk art culture, as a key link in musical folklore. Attention is focused on the traditional elements of local choreography, dance performance techniques, compositional forms.
Keywords: folk art culture, regional musical tradition, song and ritual folklore, folk choreography, compositional forms, the specifics of group and individual movements, choreographic vocabulary.