Научная статья на тему 'Народная хирургия кыргызов по эпосу "Манас"'

Народная хирургия кыргызов по эпосу "Манас" Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
7295
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЭМПИРИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / РАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ТАБЫП (ВРАЧ / ЛЕКАРЬ) / СЫНЫКЧЫ ТАБЫП (ЛЕКАРЬ-КОСТОПРАВ)

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Тентигул Кызы Назира, Аалиева Гулзат Карыбековна

В данной статье авторы анализируют особенности народной хирургии кыргызов и ее представителей по эпосу «Манас». Анализ данного эпоса показывает, что в нем широко рисуются формы традиционной медицины кочевого народа, получает своеобразное художественное отражение разнообразная деятельность представителей эмпирической и рациональной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная хирургия кыргызов по эпосу "Манас"»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

НАРОДНАЯ ХИРУРГИЯ КЫРГЫЗОВ ПО ЭПОСУ «МАНАС» Тентигул кызы Н.1, Аалиева Г.К.2

1Тентигул кызы Назира - кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра философии и общественных наук, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева;

2Аалиева Гулзат Карыбековна - кандидат философских наук, доцент, докторант, Институт философии и политико-правовых исследований, Национальная академия наук Кыргызской Республики, Институт Манасоведения, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье авторы анализируют особенности народной хирургии киргизов и ее представителей по эпосу «Манас». Анализ данного эпоса показывает, что в нем широко рисуются формы традиционной медицины кочевого народа, получает своеобразное художественное отражение разнообразная деятельность представителей эмпирической и рациональной медицины.

Ключевые слова: эмпирическая медицина, рациональная медицина, табып (врач, лекарь), сыныкчы табып (лекарь-костоправ) и т.д.

НАРОДНАЯ ХИРУРГИЯ.

В древней кочевой жизни кыргызов имелась народная хирургия. Есть полное основание назвать сыныкчы-табыпов (костоправов) кыргызов народными хирургами. Об этом свидетельствуют эффективное лечение переломленной кости, умение делать простейшие операции и дошедшие до наших дней таких простых хирургических инструментов, как шак-шак, аштар, тинтуур, шимшуур. Больным, у которых были переломы, народные лекари предлагали пить мумию [9, с. 13]. Эти сведения наших предков дошли до наших дней в устной форме. Например, во всех вариантах и версиях эпоса «Манас» встречаются выше названные лекарственные препараты и способы народного лечения.

Согласно научным сведениям, в отличие от других тканей человеческого организма тканям костей присущ ряд специфических отличий. Как известно, ткани живой кости очень богаты минеральными солями, которые придают кости крепкость. Химический состав кости тесно связан с возрастом человека, характером его питания и процессом обмена веществ в организме. Так как каждая кость выполняет специфическую функцию, строение костей отличается друг от друга [1, с. 15].

Переломы. При сильном ушибе или падении может произойти перелом костей. Чаще встречаются переломы конечностей. Перелом является нарушением целостности кости. Если в момент перелома кожа и мышцы не повреждены, то такие переломы называются закрытыми, в случае повреждения кожного покрова и мышц, переломы называются открытыми [1; 5].

Клинические признаки перелома: изменяется нормальное строение кости и вокруг не возникает опухоль; место перелома занимает висячое положение и не позволяет делать движения; при осмотре перелома можно услышать хруст, данное место сильно болит и беспокоит человека.

Первая помощь заключается, главным образом в том, чтобы обеспечить неподвижность поврежденной части тела. Благодаря этому уменьшается боль и устраняется возможность дальнейшего повреждения сломанной костью окружающих ее тканей - мышц, кровеносных сосудов, нервов и т. п.

Согласно кыргызским сыныкчы-табыпам (костоправам) первая медицинская помощь при переломе связана с таким простым хирургическим способом, как

29

перевязка места перелома посредством специальной шины, или шак-шака, т.е. перевязка с помощью тонкой фанеры, картона и т.д., чтобы создать условия беспокойства поврежденному органу. Перед наложением шины нужно убедиться, что перелом закрытый, то есть кожа не повреждена. Для этого обычно разрезают одежду. Если же материя очень прочная или разрезать ее нечем, одежду приходится снять. Сначала снимают ее со здоровой конечности, а уж потом с поврежденной, при этом все время поддерживают больную конечность, чтобы она не болталась.

В том случае, когда кожа повреждена, надо сперва перевязать рану. При этом торчащие из нее отломки костей самим вправлять внутрь нельзя.

Сделав перевязку, закрывают конечность разрезанной одеждой и поверх накладывают шину. Если одежда была снята, то вновь надевать ее на поврежденную руку или ногу нет необходимости. Чтобы шина не давила поверх повязки, хорошо положить что-нибудь мягкое - сложенную рубашку, платок и т.п. Чаще всего на месте, где произошел несчастный случай, под руками не оказывается специальных шин. Вместо них можно воспользоваться дощечками, пластинками фанеры, палками, хворостом, камышом, туго скрученной соломой и т.п.

Накладывают шину следующим образом: приготовляют дощечки (фанерки, палки и т.д.) такой длины, чтобы они захватывали не только место перелома, но и по одному суставу выше и ниже его. Этими дощечками обкладывают поврежденный участок конечности так, чтобы создать ей полный покой, лишить возможности совершать движения. Бинтом или заменяющим его материалом (связанные косынки, полотенца, куски ткани) тщательно привязывают шины к неповрежденным частям тела.

В эпосе «Манас» встречаются строки, связанные с информацией о

«хирургическом» способе накладывания шины:

Таблица 1. Информация о хирургическом способе шак-шак

Колу-буту сынганын, Шак-шактарын жонушуп, Соорунуна шапа-шуп, Коюп жаткан дагы бар [3, с. 236].

Тем, у которых переломы рук и ног, Соорудили специальные шины - шак-шак, Приставив шак-шак к местам перелома, Крепко привязывали лекари.

В некоторых местах эпоса описываются форма и материал (древесина) шины, или шак-шака:

Таблица 2. Форма и материал шак-шака

Буту сынган мунун деп, Тем, у которых был перелом ноги,

Теректерден табышып, Нашли для шины, или шак-шака тополь.

Челек кылып чабышып, Этой древесине придав бочкообразную форму Оюп ЖYргeн андан кеп [2, с. 291]. Мастера приготовили специальный шак-шак.

Как отмечает В.И. Кушелевский «кыргызские табыпы умело лечат раны, полученные от острых предметов» [4, с. 402]. В эпосе «Манас» также встречаются сведения о простых хирургических инструментах, способах лечения переломов костей. Например, в эпосе есть информация об аштаре, или наштаре, т.е. об

остром стальном ноже, имеющий форму скальпеля. Этот древний хирургический инструмент широко применялся кыргызскими табыпами для пореза раны с целью выведения испорченной крови или осколка стрелы, которая остановилась в теле раненого воина.

Таблица 3. Информация о хирургическом инструменте аштар, или наштар

Сом этине калды деп, Чтобы вынуть пулю или стрелу,

Чыкпай туруп алды деп, Которые застряли в теле воина,

Аштар алып колуна Взяв в руки инструмент аштар,

Тилип жаткан андан кеп [4, с. 402]. Лекари делают нарезы на месте раны.

Эпос «Манас» свидетельствует о наличии другого хириргического инструмента под названием тинтуур, главная цель которого состояла в том, чтобы помочь лекарю узнать глубину нахождения стрелы, или осколков металлических орудий в теле раненого воина и вынуть их наружу.

Таблица 4. Информация о хирургическом инструменте тинтуур

Тинтуур (от глагола «тинт» - искать, обыскивать) - хирургический интстумент, используемый в народной медицине кыргызов. В эпосе «Манас» тинтуур, в основном, встречается при описании послевоенных эпизодов. Например, варианте Сагымбая Орозбакова о тинтууре говорится следующим образом:

Сом жеринде ок бар деп, Тинтуур менен копшутуп [8, с. 91]. Предполагая наличие пули в теле воина, Начали искать ее с помощью тинтуура

Есть информация о том, что тинтуур был сделан из золота, серебра, железа, в крайних обстоятельствах, из дерева. В эпоса "Манас" тинтуур сделан из свинца:

Сеекке жакын ок бар деп, Коргошун тинтуур салыптыр [6, с. 516]. Предпологая наличие пули вблизи кости, Применили свинцовый тинтуур.

Сведения эпоса "Манас" о тинтууре можно подкрепить с помощью археологических находок. Такого «таинственного» инструмента в 1971 году нашел А.Д. Грач в ходе археологических раскопок на территории Тувы, т.е. на берегу реки Хеличин, кторая впадает в реку Енисей (Эне-Сай). Однако, до 1979 года функция этой находки не была определена. В определении функции этого интструмента огромную помощь оказали материалы «Манаса» и других кыргызских эпосов.

Таблица 5. Характеристика тинтуура, найденного в Туве

Данная археологическая находка сделана из железной проволоки и положена в футляр, сделанный из кости. Примерная ее длина 14 -15 см, толщина железной проволоки - 0,5 см. Основа железной проволоки выступает на 1 - 2 см из костяного футляра. Кончик инструмента имеет крючкообразную форму. На костяном футляре имеются орнаменты, идентичные кыргызскому орнаменту - квчвт. Данная находка найдена на территории кладбища енисейских кыргызов, живщих в 9-10-м веках. Это свидетельствует связь современного кыргызского этноса с енисейскими кыргызами. Вместе с тем, данный инструмент показывает развитие народной хирургии у древних кыргызов.

Список литературы

1. Исраилов А. Сеегаун сыныгы женунде. Фрунзе, 1971.

2. Кол жазмалар фонду. 572-инв.

3. Кол жазмалар фонду. 573-инв.

4. Кушелевский В.И. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Т. 1. Новый Маргелан, 1890. Ферганский областной статистический комитет. VIII.

5. Мусаев Н. Оорунун пайда болушу женунде илимий жана диндик кез караштар. Фрунзе, 1971.

6. Орозбаков С. Манас // Кол жазмалар фонду. 572-инв.

7. Орозбаков С. Манас. Т. 1.

8. Орозбаков С. Манас. Т. 2.

9. Чолпонбаев К.С., Мамбетов М.А., Переверзев В.Г., Чиншайлоо С.К. История становления лекарственной помощи населению Кыргызстана. Бишкек: «Билим куту», 2006.

«НОВАЯ МИФОЛОГИЯ»: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

МОДЕРНА Сидоров А.М.

Сидоров Алексей Михайлович - кандидат философских наук, доцент, кафедра онтологии и теории познания, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена анализу попытки преодолеть онтологические и социальные проблемы, возникшие в результате развертывания европейского проекта модерна. Эти проблемы были связаны с детрадиционализацией, в которой заключалась суть новоевропейской рефлексии, а, следовательно, с утратой чувства онтологической безопасности, укорененности в бытии, которое обеспечивала традиция. Немецкие философы конца XVIII - начала XIX вв. выдвинули проект «новой мифологии», которая должна была восстановить целостность распадающихся фрагментов жизни.

Ключевые слова: новая мифология, модерн, онтология, романтизм, эстетика.

В проекте модерна пострелигиозные и посттрадиционные ценности Просвещения плохо сочетались с поддержанием моральных и социальных отношений, с течением повседневной жизни, и вели к их прогрессирующей деградации. Романтики пытались дать ответ на вопрос о смысле жизни после того, как отвергнуты религиозные очевидности. Если Просвещение определяло себя через разрыв с традицией, то романтики пытались восстановить связи, разрушенные Просвещением. Романтический образ человечности вступал в конфликт с просветительским гуманизмом, основанным на идеях автономии, освобождения от внешних авторитетов, критического использования разума, универсальных принципов, с точки зрения которых подвергаются критике религия, история, нравы, политика для достижения прогрессивного движения к более цивилизованному и рациональному обществу. Человек романтизма ищет избавления от этой пустоты формальной автономии, которая уже стала вызывать тревогу, переживание развоплощенности. Выше познавательных и инструментальных способностей человека романтики ставят чувствительность, проникнутую духом, в которой чувства и разума совпадают. В этой идее эстетического единства заключался радикальный подрыв дуализма западной традиции, берущего начало еще у Платона - дуализма тела и души, материи и духа, множественности и единства, времени и вечности, человеческого и божественного, конечного и бесконечного. Универсальное воплощается в частном, его образом является символ, его сущностью, более глубокой, чем аналитические способности разума - творческое воображение. Из этого неприятия просветительского абстрагирования человека из жизненного контекста вырастает и романтическая критика новоевропейской метафизики субъективности, идеи самоопределяющегося субъекта, дуалистической эпистемологии, помещающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.