Philosophy
УДК 740
РС! 10.21661/Г-117784
Г.К. Аалиева, Н. Тентигул кызы
Эволюция народной медицины и ее место в социальной структуре кыргызов по эпосу «Манас»
Аннотация
В данной статье авторы проанализировали особенности народной медицины кыргызов, которая складывалась у кыргызского народа веками. Отмечено, что исследование народной медицины кыргыза-кочевника дает возможность понять внутренний мир и специфику души кыргыза-кочевника.
| Ключевые слова: народная медицина, мистическая медицина, религиозная медицина, эмпирическая медицина.
G.K. Aalieva, N. Tentigul kyzy
Evolution of folk medicine and its place in social structure of the Kyrgyz people in «Manas» the epic
Abstract
In this article the authors analyzed the characteristics of folk medicine of the Kyrgyz people, which had been formed for many centuries. It was noted that the investigation of the traditional Kyrgyz nomadic folk medicine can be used to understand the inside world and spirit of the nomadic Kyrgyz people.
Keywords: folk medicine, mysterious medicine, religious medicine, empiric medicine.
Древность народной медицины кыргызов
Я'ародный опыт стал основой для возникновения народной медицины. В течение длительного времени официальная медицина была тесно связана с традиционными представлениями и способами лечения. Однако, постепенная сциентизация (от анлийского science - наука) эмпирических данных, аккумуляция, развитие и обобщение сугубо научных знаний создали условия для отделения профессиональной медицины от народной медицины, а также для становления научных знаний и практики в качестве самостоятельной сферы. Эти явления выражая существенный момент в социально-культурной истории человечества, стали одним из факторов прогрессивного демографического развития.
Народной медициной называются информации, эмпирические понятия, собранные народом о возможности лечения с помощью различных лекарственных средств, в том числе лекарственных растений, мине-
ральных веществ, мяса и внутренних органов животных, обладающих лекарственными качествами.
Принадлежность народной медицины кыргызов к самым древнейшим временам не вызывает сомнения. Несмотря на результаты многовековых и длительных взаимодействий и взаимоотношений с другими народами, а также на глубокое воздействие медицины других народов, народной медицине жителей Средней Азии, в том числе, например, в строках эпоса «Манас», названного знаменитым писателем нашей эпохи Ч. Айтматовым «энциклопедией кыргызского народа» часто встречаются группы лекарств, куда входят эпические лекарства, которые принадлежали только кыргызам. Эпос не сообщает информацию о том, из каких трав и веществ они сделаны. Например, эпическое лекарство апы, или уяу. Данное лекарство встречается не только в строках эпоса «Манас», но и в других героических малых эпосах. Возможно, что это лекарство широко использовалось среди народа в древние времена.
Философия
Таблица 1
Основные виды древнейших эпических лекарств, встречающихся в эпосе <«Манас»
АПЫ, АПЫ-УПУ - название лекарства, встречающегося в эпосе «Манас» и в кыргызском фольклоре в целом. «Апы деген бир дары, Теменщ кец Мысырдан алдырды» [1, с. 226]. - «Есть такое лекарство - апы. Велели его привести из вел икого Египта». А в варианте эпоса «Жаныш-Байыш», рассказанного О. Урманбетовым, под апы кыргызы понимали апийим (опиум) [3, с. 361].
БАРПЫ- по эпосу лекарство, специально приготовленное лекарями чтобы омолодить китайских ханов и продлить их жизнь. В варианте Сагымбая Орозбакова способ приготовления лекарства барпы описывается следующим образом. По приказу китайского хана Эсенкана, который был главным врагом кыргызов, лекари собирают среди народа одиннадцатилетних сыновей и дочерей, выделяющихся особой красотой и содержат их парами в роскошном дворце, которого не посещала ни одна душа. В начале их держат вместе днем, а ночью развозят по отдельным комнатам. По мере усиления их любви друг к другу их встречи с каждым днем становятся все реже и реже, что обуславливает их тоску и скуку. Когда молодым исполняется 16 лет и они понимают, что не могут жить друг без друга, их помещают в каменный сосуд, наполненный специальным лекарством, чтобы они соединились в любовном объятии и закрывают крышку сосуда. Влюбленные погибают находясь в объятиях друг друга. В течение 3-4 лет их тела, погруженные в каменный сосуд с лекарством, превращается в специфическую кашицу, которая и становится лекарством для царей апы. Когда Алмамбет был военначаль-ником в Китае, случайно узнает о молодых парней и девушек, которые содержались в плену для приготовления лекарства апы. В эпосе «Манас» освобождение этих молодых людей из плена Алмамбетом и его гнев, направленный против китайских ханов, пошедшие на эту жестокость, отражаются в виде самостоятельного небольшого эпизода.
КАИНАТМА КАРА ДАРЫ (наваренное черное лекарство) - название лекарства в эпосе «Манас». В кыргызско-русском словаре К. К. Юдахина предполагается, что кайнатма кара дары - это иное название апийима (опиума). В эпосе «Манас» данное лекарство упоминается в ряде других лекарств: «Кайнатма кара дарыдан, баягы кайран жецем Каныкей, жа-расына салды эми» - «Положила на его рану, наварное черное лекарство, наша умелая Каныкей [1, с. 226]. Эпос описывает кайнатма кара дары в качестве лекарства, которого использовали при лечении ран и переломов: «Кайнатма кара дары бар, Канатын азыр бYтYрчY, Канча дары баары бар» [4, с. 298]. - «Есть у нас кайнатма кара дары, в котором есть все лечебные свойства и оно восстанавливает раненые крылья». Как указывает название, кайнатма кара дары получали путем наваривания (илирастворения) и оно применялось наружно, т.е. им мазали рану или перелом. По этим свойствам кайнатма кара дары близко к мумие.
МЕДЕТ (от арабского помощь, опора) - в эпосе одно из лекарств. Возможно, медет использовали для лечения раны, полученной от отравленной стрелы. Эпос рассказывает об использовании медет в случаях осложнения подобных ран:
Муну айтып Алмамбет Сказав это Алмамбет
Медет деген дарыны Лекарства под названием Медет
Береницдин башына На рану в голове баатыра
Беш которуп салды эле, Пять раз положил,
Кек жал Манас султандын И тогда у серогривого султана Манаса
Ооруган жери басылды, Рана перестала болеть,
Умачтай кезY ачылды [1, с. 226]. Он широко открыл свои глаза.
СЕБЕП - по эпосу лекарство, используемое в народной медицине при лечении раненых воинов. В эпосе рассказывается, что лекарства себеп и медет использовались в качестве болеутоляющих и кровоостанавливающих средств. Этих лекарств принимали во внутрь (пили) или сыпали на рану. Например, в варианте Саякбая Каралаева имеется следующая информация о лекарстве себеп :
Себеп деген дарыны И тогда лекарства себеп
Сээп туруп салды эле. Насыпали на его рану.
Дарыны мынча салган соц, После его принятия,
Ичинде уусун алган соц После того, как удалили яд.
Кек жал Манас султандын И тогда у серогривого султана Манаса
Ооруган жери басылды, Рана перестала болеть,
Умачтай кезY ачылды [1, с. 173]. Он широко открыл свои глаза.
КАНТЕМИР ДАРЫ - отношение широко применяемых в традиционном народном лечении кыргызов минеральных источников лечения к древнейшим временам, не вызывает никакого сомнения. Так, в строках эпоса «Манас» помимо лекарств растительного и животного происхождений, упоминаются и лекарства минерального происхождения. Одним из них является кантемир дары (лекарство кантемир, или крови и железа), которое предположительно возникло как осколок метеорита [3, с. 361].
178 Интерактивная наука | 12 • 2017
Philosophy
Основные группы народной медицины кыргызов По мнению В.И. Кушелевского народную медицину кыргызов можно разбить на 3 большие группы: мистическая медицина, эмпирическая медицина и смешанная форма [2, с. 402; 5, с. 10]. Выражая свое согласие с В.И. Кушелевским, можно утверждать, что народная медицина кыргызов состоит из 4-х ветвей,
т.е. способы лечения магического (мистического), религиозного, эмпирического и научного (рационального) характеров.
Соответственно, представители народной медицины также отличались друг от друга характером и формами мировоззрения, представления о сущности и причинах заболеваний, лечебной деятельности, способов лечения и т. д.
Таблица 2
Народная медицина кыргызов
Магическая, или (мистическая) Религиозная Эмпирическая Научная (рациональная)
Таблица 3
Представители народной медицины кыргызов
Магическая, или (мистическая) Религиозная Эмпирическая Научная (рациональная)
БYбY-бакшы (шаман) Эшен Чепчу (травник) Дарыгер (врач)
Куучу Молдо Табып (лекарь) Чекмечи (оспопрививатель)
КeзY ачык (ясновидящий) Муфтий Тамырчы (пульсодиагност)
Жоруучу (предсказатель по лопатке) Олуя (святой) Киндик эне, аначы (повитуха)
Кумалакчы (предсказатель по бобам) Сыныкчылык, жараттарды да-рылоо (хирургия, костоправ
Болжоочу (предсказатель) Укалоочу (массажист)
Сез менен эмдеечу (психолог)
Жылдызчы (астролог)
Жайчы
Литература
1. Каралаев С. Манас. - Том 2.
2. Кушелевский В.И. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. -Т. 1. - Новый Маргелан, 1890. Ферганский областной статистический комитет. - VIII. - С. 402;
3. Манас. Энциклопедия. - Бишкек: Кыргыз энциклопедиясынын Башкы редакциясы, 1995. - Т. 2.
4. Орозбаков С. Манас. - Том 2.
5. Чолпонбаев К.С. История становления лекарственной помощи населению Кыргызстана / К.С. Чолпонбаев, М.А. Мамбетов, В.Г. Переверзев, С.К. Чиншайлоо. - Бишкек: Билим куту, 2006.