Научная статья на тему 'Наркозависимость подростков в контексте их кризисов'

Наркозависимость подростков в контексте их кризисов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1207
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / НАРКОТИКИ / ОДИНОЧЕСТВО И ДЕПРЕССИИ И КРИЗИСЫ КАК ПРИЧИНА ПОЯВЛЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ / TEENAGERS / ADDICTION / DRUGS / LONELINESS AND DEPRESSION AND CRISES AS A CAUSE OF DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанская Валентина Георгиевна

В статье рассматриваются причины наркозависимости подростков. На основе конкретных примеров показаны ситуации, спровоцированные участием взрослых. Предложены методики определения наркозависимости подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Addiction adolescents in the context of their crisis

This article discusses the causes of drug addiction adolescents. On the basis of case studies showing the situation involving adults. The methods for determining drug addiction among teenagers are shown

Текст научной работы на тему «Наркозависимость подростков в контексте их кризисов»

УДК 159.922.8 : 615.015.6

В. Г. Казанская

Наркозависимость подростков в контексте их кризисов

В статье рассматриваются причины наркозависимости подростков. На основе конкретных примеров показаны ситуации, спровоцированные участием взрослых. Предложены методики определения наркозависимости подростков.

This article discusses the causes of drug addiction adolescents. On the basis of case studies showing the situation involving adults. The methods for determining drug addiction among teenagers are shown.

Ключевые слова: подросток, наркозависимость, наркотики, одиночество и депрессии и кризисы как причина появления наркозависимости.

Key words: teenagers, addiction, drugs, loneliness and depression and crises as a cause of drug addiction.

Подростки и юноши традиционно привлекали к себе внимание ученых в связи с бурными возрастными и психическими изменениями. Однако в настоящее время интерес к этим возрастам усилился в связи с ростом в их среде наркозависимости. Об этом свидетельствуют социологические исследования: почти пятая часть подростков и юношей время от времени употребляют наркотики или являются наркоманами. Именно такая ситуация побудила ученых к обсуждению проблемы контроля за психоактивными средствами и психотропными веществами на специализированных форумах и конференциях. Если психология обычных подростков и юношей привлекает внимание психологов, изучающих развитие личности этих субъектов учебной деятельности, то появляющиеся изменения в их личности необходимо изучать и для ответа на вопросы: почему подросток из обычной нормальной семьи стал интересоваться спайсами и другими психотропными веществами, почему в ранней юности молодой человек «хочет испытать себя», когда уговаривают «попробовать курнуть»? Появляется психология наркодевиаций, задача которой провести широкую диагностику молодежи на предмет ее наркозависимости и разработать программу сквозной профилактики среди подростков и юношей.

В статье анализируются причины, приводящие старших подростков (14-15 лет) к опробованию курительных смесей и наркосодержащих веществ. Эти причины мы рассматриваем в контексте появляющихся кризисов и фрустраций, хотя они - небольшая часть психологических и педагогических условий появления наркозависимости подростков.

© Казанская В. Г., 2014

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определили наркотик как такое вещество или смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, прием которых влечет за собой изменение функционирования организма, осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы [1, с. 12]. Смысл такого понятия - социальный; он не совпадает с медицинским: в данном случае наркотик используется для облегчения физической боли, а не для получения удовольствия.

В настоящее время наркотики стали связывать с биологической угрозой не только субъекту их употребления, но и обществу в целом из-за глобального масштаба использования и влияния на генофонд нации. Глобальная наркотизация подростков и юношей свидетельствует о поражении большей части молодого поколения, а потенциально и почти всего человечества.

В настоящее время имеется много работ о психической зависимости наркоманов и ее профилактике (В.Б. Байкова, С.Б. Белогуров, Е.А. Брюн, А.Н. Гаранский, А.Ю. Егоров, В. Джонсон, А.И. Иванов, С.В. Иванова, Д.Н. Исаев, Е.И. Казакова, Г.И. Колесникова, Д.А. Николаев, Д.Л. Николаев, Н.Б. Сердюкова, Л.И. Шершнев, Л.М. Шипицына, О.В. Ясонов и др.). Что надо знать о психической зависимости самим молодым людям и подросткам, их родителям и учителям?

«Психическая зависимость - это психическое влечение к наркотику и способность достижения психического комфорта в состоянии опьянения» [11, с. 45]. В отличие от физического неудержимого влечения психическое влечение не всегда осознается. Оно возникает на ранних стадиях наркомании больше никогда не исчезает. Ее особенность состоит в том, что физическую зависимость снимают в лечебных заведениях, психическая не исчезает никогда. Лечение оказывается бесполезным, нет-нет оно вновь дает о себе знать. В нашей практике был случай, когда молодой человек, пролечившись за границей, вдруг, вернувшись домой, вновь стал принимать наркотики. Психическое влечение проявляется в том, что молодой человек постоянно об этом думает, от этого у него поднимается настроение, затем из-за их отсутствия появляется депрессия. Направленность личности искажается: все, что связано с наркотиками, воспринимается положительно, люди, их не употребляющие, как убогие, бездари. Состояние дискомфорта сглаживается, если на место первого используется его заместитель. Наркотик становится единственным средством возвращения к жизни, так как улучшается настроение, обостряется память, мышление становится гибким и так до тех пор, пока вновь не будет острой потребности в наркотике.

Следующим этапом становится физическое влечение, то есть физическая зависимость, которую ученые считают качественным изменением организма в его отравлении наркотиками.

Остановимся на педагогических и психологических причинах употребления наркотиков - направленности личности на знакомство с их действием.

Среди педагогических причин употребления наркотиков можно назвать педагогическую запущенность и неурядицы в семье, отсутствие заботы о ребенке. Родители не посещают в школу, им нет дела до подростка. Часто они даже не знают, где он находится и чем занимается. В нашей практике работы в областной школе был случай, когда двое детей приезжали в школу одни, когда они возвращались и как, не знали родители. Не знали и о том, чем они занимались после уроков. Отец часто был в нетрезвом состоянии. Подростки постарше воровали сигареты из киоска, допивали за взрослыми пиво из бутылок. Старший, ученик седьмого класса, приходил в школу в состоянии наркотического опьянения (вел себя неадекватно: смеялся, дурачился, носился по классу во время урока).

Одной из главных причин можно назвать отсутствие у подростков полезного и нужного дела. Обязанностей у таких детей нет, нет и ответственности за свои действия в школе и дома. Поведение таких ребят непредсказуемо, часто оно зависит от сильного и наглого вожака. К этому можно добавить отсутствие интереса к интеллектуальным и спортивным занятиям. Приятное времяпровождение они связывают с получением кайфа, удовольствия, чаще в компании старших подростков. Обучение не вызывает интереса, учебная деятельность воспринимается как навязанная извне. Она вызывает непосильные трудности. Такие подростки пропускают уроки, систематически не занимаются, имеют много неудовлетворительных оценок. Многие из них изгои, которых сторонятся сверстники с положительной учебной мотивацией.

Одной из причин является и отсутствие взаимопонимания со многими педагогами: такие подростки сами избегают близости с учителями из-за постоянных нарушений дисциплины и плохой успеваемости, чаще всего они стремятся поскорее уйти из школы в приятную для них компанию, где не спрашивают об отметках.

Одной из главных причин интереса подростков и юношей к наркотическим веществам и направленности на их потребление является, бесспорно, незнание того, насколько они вредны, как быстро они приводят организм к зависимости. Отсутствие компетентного подхода к проведению профилактических бесед со стороны медицинских работников школы также мешает правильному пониманию вреда от потребления наркотиков.

Теперь рассмотрим психологические причины направленности старших подростков (14-15 лет) на использование психоактивных веществ.

Одной их причин этой направленности являются депрессии и одиночество подростка.

Ощущение одиночества и покинутости появляется и на более ранних этапах развития личности, с нашей точки зрения, это неудовлетворенная аффилиативная потребность; дефицитарность которой проявляется тогда, когда личность не может или не хочет ее заменить. Например, младший подросток С. стремится дружить с К., у которого есть новая компьютерная игра. Но для К. он не интересен. Тогда у С. возникает досада, печаль из-за того, что им пренебрегли. Но ведь возможна компенсация, т. е. он может познакомиться с другими подростками, у которых есть увлечения иного рода, например, спортивные (ролики, велосипед и пр.) Если же он играет один, у него много незнакомых и интересных игрушек и занятий (например, катание на коньках или занятия музыкой), дефицит в общении будет восприниматься положительно. Но если деятельность требует совместных способов выполнения, то невозможность ее выполнить при сильном желании вызовет чувство отверженности. Это чувство не станет слабее до тех пор, пока не повысится установка на принятие другими. Ведь человек анализирует свой арсенал средств, которыми он располагает для выполнения данной деятельности.

Подростковые переживания одиночества, которые наступают вследствие отвержения, приносят много страдания. Приведем пример, в котором прямого отвержения нет, но подростки переживают ситуацию, как отвержение и предательство. В детском доме больше половины ребят-подростков были социальными сиротами. Там 10 лет работала педагогом М.В.П. Ребята называли ее Марусьва-сильной. Ребята ждали ее дежурств. В каждом они слышали истории из путешествий или сказки. Казалось бы, детям по 13-14 лет и сказки... Но педагог то у мальчишек посидит, то у девчонок... Каждому была вроде родной бабушки. Потом она нашла работу рядом с домом и ушла. Ребята сильно переживали, искали номер ее телефона, хотели позвонить и рассказать, как им плохо без нее живется. Девчонки часто плакали. Потом нашли место ее новой работы и ездили к ней, упрашивая вернуться.

Другой пример. Ю. рассказала о том, что ее подруга стала дружить с другой девочкой и забрала с собой ее котенка. Потом ее приняла другая семья, но девочка не могла забыть любимого котенка и «предательства» подруги. Предательство и отвержение подростки иногда понимают своеобразно, но отказать им в тонкости чувств нельзя.

Предательство вообще переживается тяжело, подростками особенно. Девочка-подросток пишет: «Одно из самых сильных переживаний - переход в другую школу. В новом коллективе меня не приняли, со мной не разговаривали шесть месяцев. Правда, держа-

лась я очень стойко, но внутри было очень плохо. В эту школу я перешла со своим другом. С ним мальчишки из класса подружились. Самое обидное было то, что мой друг ко мне не подходил. Он боялся того, что увидят нас вместе, и с ним тоже разговаривать не будут. Так я осталась одна. Но хорошо, что семья у меня очень дружная. Они меня все время не оставляли одну. Потом все наладилось. А некоторые девочки сказали: «Оказывается, ты не воображуля, а клевая девчонка. Мы решили тебя проучить».

Одиночество - это не постоянное (и не фатальное) свойство личности. Не имеет определенного значения и тип высшей нервной деятельности подростка: безусловно, слабый тип имеет особенности во взаимодействии с другими людьми: не особо общителен, зато верный слову, поступки неадекватны в случаях нестандартных ситуаций (чувствителен, может быть внушаем, если рядом человек уверенный и сильный, которому все нипочем). Но это не значит, что именно по этим особенностям он одинок. Одиночество часто ощущается как таковое. Но если человек привык готовиться к урокам в библиотеке, где мало народа, и он сделает все намного быстрее, чем в разговорах со сверстниками, разве это плохо и говорит о его одиночестве? Одиночество характеризует личность в структуре взаимодействия с другими, наиболее для нее значимыми людьми, а в ситуации изоляции от них приводит к исчезновению некоторых неизменных основных параметров этого взаимодействия.

Выделяются следующие типы одиночества:

1) первый тип. Аутичные подростки с низким стремлением к принятию и высокий страх отвержения. Такие ребята, не умея себя выразить, уклоняются от общения, кроме близких людей;

2) второй тип. Застенчивые, робкие ребята с высоким стремлением к принятию и высоким уровнем страха быть отвергнутыми. Такие подростки стремятся к общению со сверстниками и боятся его. Переживая глубокий внутренний конфликт, они не умеют общаться из-за плохих коммуникативных навыков, не выработанных ранее;

3) третий тип. Враждебные, злые, неадекватно направленные против других одноклассников, вступающие в диалог только тогда, когда хотят получить что-то для себя (списать, просят выгородить при проступке и пр.).

Иными словами, не каждый тип одиночества приводит к депрессии и, как следствие, к попыткам опробовать таблетки с наркосодержащими веществами для повышения настроения. Еще раз подчеркнем, что одиночество - это ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими, переживание отсутствия значимого другого. Следует также отметить, что если чувство одиночества не покидает подростка, на это стоит обратить внимание педагогам и родителям. Чаще всего переживание одиночества сопровождается

замкнутостью и ощущением покинутости («меня бросили, я никому не нужен»). Одиночество как бы манифестирует низкий психологический статус (подростка не любят в классе), неприкаянность, часто появляющуюся скуку, порой совершенно не оправданную. Значит, одиночество может быть предэтапом депрессии в том случае, если имеет сильную ценностную значимость, проявляется во времени, содержании и видах (духовном и коммуникативном). Для педагогов наиболее сложным у подростков можно считать духовное одиночество, так как оно показывает разные ценности и их неприятие сверстниками.

Одиночество может переходить в депрессию, если подросток не имеет возможности высказать кому-то свои страдания. Семья К. была дружной и материально обеспеченной. Так продолжалось до тех пор, пока однажды Г.П., мать, вечером при Алине не сказала: «Знаешь, что я тебе скажу... Мне врать надоело, собирай свои манатки и дуй к своей Светлане. Я даже денег тебе дам. Ничего, Ок-санка обойдется пока без кроссовок. Зато пусть видит, какой у нее замечательный отец. Не о детях заботишься, а о.. Алина и Оксана многое видят. В общем уходи-ка ты, дамский угодник.». Девчонки переживали уход отца долго и тяжело. Одной девочке было 10 лет, другой - 13. Чаще всего плакала вечером младшая. Старшая ее утешала: «Не плачь, Оксан, а то мать узнает и заболеет». Младшая ездила к месту его работы, ждала, когда он перейдет на противоположную сторону к трамваю. Думала подойти и сказать ему, как им всем его не хватает. Она рассказала (на консультации попросила, чтобы помогли ее матери), как однажды, не подумав, она подскочила к нему, обняла и стала плакать. Кроме слова «папа», она ничего не говорила. Сколько времени это продолжалось, она не помнит. Только услышав женский голос: «Сереж, а я тебя жду-жду.», отошла. Потом отец ушел со словами: «Вырастешь, меня поймешь.».

Какова же причина депрессии? Смерть, потеря статуса, незаслуженная обида, даже инсинуация, жестокое обращение (избиение) в детстве, после чего подросток боится быть как все. Часто взрослые бьют детей за плохую учебу: одна двойка - один раз ремнем, две - два раза. Примеров также немало. Г. - ученик седьмого класса. Мальчишка неглупый и воспитанный, любит помогать бабушке на даче. Школу не любит. Там в классе все разделены на группы: одна - успешная, другая - лодыри, третьи «тупые». Не стесняясь, учителя то одного отправят во вторую или третью группы, то вообще выгонят из класса, мотивируя тем, что «от тебя толку все равно никакого, только другим мешаешь». Стал уклоняться и не ходить на некоторые уроки, где особенно «видны были таланты». Бабушка заметила это и уговорила его не пропускать уроки. Она не ругала Г. так, как мама с ремнем и оскорблениями. Зато он был аб-

солютно спокоен и мог поделиться всеми невзгодами только с бабушкой. Это пример из московской школы.

Потеря статуса возможна тогда, когда подросток переходит из одной школы в другую. Если в одной школе его никогда не оскорбляли, то в другой он должен был постоянно доказывать, что он чего-то значит.

Особенно сильно подростки переживают несправедливость, инсинуации, когда одно подменяют другим. («Ты человек - но какой, кошмар! Кого хочешь, обманешь. На классном собрании поставим вопрос о снижении отметки за дисциплину. Пускай все ученики знают, и не только в нашем классе»). К сожалению, все эти примеры из практики работы школ в разных регионах России, из исследований аспирантов, рассказов родителей. Как будто педагоги никогда не слышали о том, что надо порицать только какое-то действие, поступок, но личность всегда оценивается положительно - за смелость, откровенность, открытость, привязанность к братьям нашим меньшим (животным). От педагогов в период обучения в школе зависит очень многое. Разве трудно пожалеть подростка, когда умирает его любимое животное, или оставшихся вдвоем с матерью девочку или мальчишку без достаточных средств существования? Конечно, не обязательно озвучивать причину плохого состояния подростка. Но чаще хвалить подростков в эти страшные периоды жизни следует обязательно. Значит, как одиночество, так и депрессия развиваются при активном участии взрослого, а иногда им же и провоцируются, что приводит некоторых подростков к поиску улучшения настроения наркотическим путем.

Рассмотрим, почему фрустрации подростков являются риском для употребления наркотических веществ.

Термин «фрустрация» первоначально использовался в психоанализе и вначале понимался как неудовлетворение потребности. В переводе с латинского ^иПга^оп означает расстройство планов, переживание из-за этого. Фрустрация указывает на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрацию можно понять исходя из жизненных трудностей и реакций на эти трудности. Но трудности бывают разные. Незначительные затрагивают одну незначимую сторону жизни. Им вначале не придается большого смысла, например, иметь какую-то вещь (например, ролики). Если та же вещь необходима, потому что из-за нее может случиться неприятность, то подросток переживает о том, как он будет выглядеть перед друзьями, которым он сказал, что ему их купили. Но они не куплены из-за ухода отца из семьи. Отсутствие отца и роликов воспринимается как сигнал опасности, неудовольствия. Подросток нервничает, придумывает какие-то неубедительные истории, чтобы скрыть правду об отце и своем бедном положении. Возникает фрустрация, которую трудно пережить.

Трудности воспринимаются как сильные фрустрации в том случае, когда достижение цели тормозится объективными и субъективными причинами. Непреодолимыми они становятся тогда, когда на пути удовлетворения главных потребностей, особенно жизненно важных, стоят, с точки зрения личности, непреодолимые препятствия. Это пример фрустрации, о которой подросток не осмелится никому сказать. Если же он не сможет никому об этом рассказать, будет надолго испорчено настроение, поскольку он обещал девочке, с которой дружит и которая имеет коньки, пойти покататься.

Но расстройство расстройству рознь. Подросткам следует научиться с ними справляться и преодолевать трудности самим или с помощью взрослых. В этом поможет спорт, где подросток увидит свои возможности, научится преодолевать бессилие и слабость, появится преодоление как главный механизм психологической защиты от фрустраций.

В настоящее время термин «фрустрация» имеет два значения -прерывание поведения, направленного на достижение значимой цели, и эмоциональное состояние, возникающее после неудачи, неудовлетворенности какой-то потребности. Л.И. Анцыферова определила трудность жизненной ситуации как обстоятельства жизни, требующие от индивида таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптационных возможностей.

Чем больше подросток испытывает фрустраций, тем больше он страдает и не находит выхода из трудной ситуации, возникает риск пересмотра ценностей в своей жизни. Фрустрирующие ситуации группируются по двум принципам: по характеру фрустрирующих мотивов и по особенностям преград (барьеров). К ситуациям первого типа относятся базовые потребности в безопасности, уважении и любви. Если они не удовлетворяются, то возникают сильные переживания. Приобретенные фрустрации сильных переживаний не вызывают, но опять-таки не всегда.

Барьеры, которые являются причинами фрустраций второго типа, могут быть физическими, биологическими, социокультурными, психологическими. Фрустрации возникают и по причине внутренних конфликтов личности, которая делает выбор. Фрустрационные ситуации могут быть трех видов: ситуации лишения, потери и конфликта. В ситуации лишения личность не имеет необходимых средств для удовлетворения потребностей или достижения целей. В ситуации потери, или депривации, личность лишается чего-то жизненно важного. Блокада каких потребностей вызывает фрустрацию, а каких нет, влияет на изменения поведения подростка. Что он будет делать в такой ситуации? Один пойдет к друзьям, выпьет пива или чего-то более крепкого. Другой захочет «забыться», ощутить «кайф». Реакция на неприятности зависит от того, насколько устой-

чивой к неприятностям является нервная система. Невротики чаще всего переживают кризисы на пустом месте, их все раздражает, девочки рыдают, мальчишки замыкаются или скандалят. Это самый опасный период, при котором делается выбор средства замещения чего-то недостающего. Следует сказать и том, что невротики чаще подвержены фрустрациям, чем другие подростки. На возникновение фрустраций влияет среда, которая может становиться провоцирующей. Если подростка не научили справляться с трудностями и не поддерживают взрослые, в необычной ситуации выбирается простой выход. Этот путь может быть более примитивным, после него кризис может быть еще сложнее. Это опасно, так как появляется риск пересмотреть все свои жизненных ценностей и прийти к наркотикам.

Фрустрации провоцируют внутренние и внешние факторы, усугубляющие кризис: эмоциональная возбудимость, неадекватный уровень притязаний, приема наркосодержащих веществ для повышения, как они считают, снижения кризиса. Часто подросток ощущает, что его не любят, многие думают, что их не понимают. А ведь именно тогда, когда человек взрослеет, ему особенно необходимо понимание, контакты с близкими людьми. Больше третьей части опрошенных боятся сказать матери о получении плохой оценки, а у старших подростков таковых 18 %. Обратим внимание на изменение подростка, по мнению родителей, в плохую сторону: 27 % младших и 40 % старших подростков так думают, но остаются сами с собой в разрешении этих неприятностей.

Отвергающее поведение матери ведет к агрессивности, повышенной тревожности, страху самовыражения, низкой самооценке, желанию уйти из дома младших подростков. Старшие подростки обнаружили сходные данные. Враждебное, отвергающее отношение воспринимается как одновременное неприятие отцом и матерью. Образы родителей, положительные и отрицательные, сохраняются даже тогда, когда дети живут с одним из них и окрашивают их эмоциональные состояния. Отвергающее отношение родителей связано с фрустрацией потребности в достижении успеха старшего подростка. Иначе говоря, если родители отвергают подростков, не интересуются их делами, игнорируют их потребности в успехах, то фрустрации детей увеличиваются. За этим следует отказ от учебной деятельности и стремление иметь деньги любыми путями. Оказалось, что подростки более откровенны с одним из родителей: мальчики открываются отцам больше.

При разрушающей микросреде подростки становились в оппозицию к семье, которая была только местом вынужденного пребывания. В этом случае разрешение может быть в двух вариантах. Один вариант - подросток имеет независимое и оппозиционное поведение абсолютно ко всему. Здесь возможно употребление алко-

голя и проба наркотиков. Как видим, в некоторых случаях даже семья может стимулировать такое поведение. Часто обнаруживается, что дома у подростка нет своего психологического места (пространства), нет дружбы с другими членами семьи (братьями и сестрами), а жизнь его не является смыслом жизни родителей из-за гипо- или гиперопеки.

Обратимся к материалам о фрустрациях подростков в школе. Сразу отметим, что при благоприятных условиях дома отношение в школе, несмотря на возможные конфликты с другими учениками, положительное, а трудности преодолеваются спокойно. Причем у младших подростков большую роль в положительном отношении к школе играют родители, а у старших - сверстники, которые стимулируют их «быть свободным и независимым и делать то, что хочется». Обратим внимание на самые существенные переживания ужасов и страхов, связанных со школой, - страх самовыражения, боязнь несоответствия окружающим, переживание отношений со сверстниками и одноклассниками. Разве могут появиться адекватные возможностям школьников их способности, когда возникает паника при проверке знаний, боязнь быть осмеянным сверстниками. Ведь как описывалось выше, именно значимые люди создают стимул для раскрытия, появления удовлетворенности своим трудом, человек преодолевает трудности, и происходит развитие, а мысли о никчемности своего существования исчезают. Человек все может, если захочет и научится хорошо делать самое главное - учиться. Однако на самом деле такая мысль и не появляется в сознании подростка, так как его никто не учил преодолению трудностей.

У младших подростков взаимодействие со сверстниками очень сильно зависит от взаимоотношений в семье. На отношения со сверстниками влияет самооценка подростка, отмечается связь социального стресса и страха самовыражения, что подтверждается страхом ответа у доски. Обнаружилось, что фрустрации в отношениях со сверстниками в значительной степени связаны с семейными фрустрациями. Они в значительной мере возникают из-за отвергающего отношения родителей к подростку, его личных переживаний, заниженной (завышенной) самооценки и неуспешности.

У старших подростков картина несколько меняется. Страх самовыражения влияет на общение, но конфликты с родителями гораздо меньше связаны с отношениями со сверстниками. Имеют значение конфликты с родителями, если они обижают подростка. Частые фрустрации, ощущение несостоятельности приводят к возникновению у подростка чувства неполноценности. («Я часто чувствую, что я хуже других»). Именно такая ситуация стимулирует поиск друзей, которые все «поймут», успокоят, дадут выпить или принять что-нибудь («Выпей, потом станет очень хорошо»).

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что пребывание подростка в школе не является однородным. Для каждого в ней есть приятные и неприятные ситуации; нередко школа выступает источником развития психических кризисов, проявляющихся в унынии, плохом настроении, обиде, непослушании, драках и пр. В каждом конкретном случае они выступают по-своему, задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы не отвергать подростков, порицать только поступок, а не их личность.

Обсудим вопрос о профилактике наркозависимости подростков.

Пребывание подростка в группе, находящейся в социальной опасности, требует специальных мер. Как указано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» выделяют три типа групп в социальной опасности.

Прежде всего, это противоалкогольная деятельность - комплекс санитарно-просветительских, медицинских, воспитательных и ограничительных мер, связанных с общественным воздействием на лиц, которые игнорируют общественные запреты. Главная идея всех этих запретительных мер - отрицательное отношение к алкоголю. Употребление алкоголя - это позорное деяние, которое должно немедленно пресекаться. В Советском Союзе на это обращалось серьезное внимание, нарушение которого приносило вред не только своему здоровью, но и ущерб государству. Были предусмотрены и меры наказания: родители детей несовершеннолетнего возраста, употребляющие курительные смеси и другие менее слабые наркотики, лишались родительских прав. Детей определяли в детские дома. Налагались запреты на посещение питейных заведений детьми, не достигнувшими восемнадцатилетнего возраста. Законодательством были введены запреты и наказания за вовлечение малолетних в пьянство. Параллельно с этим было усилено воспитание среди молодежи, открывались спортивные секции, развивалась самодеятельность, открывались народные театры. Советским законодательством были предусмотрены различные формы работы среди молодежи - индивидуальные (постановка на учет в милицию), групповые (детские спортивные соревнования). Было введено уголовное наказание за производство самодельных спиртных напитков. Было предусмотрено наказание за появление на рабочем месте в алкогольном опьянении, лишение таких лиц льгот и премий. Лишались свободы лица, которые пренебрегали этими запретами.

Диагноз алкогольного или наркотического опьянения устанавливается по внешним признакам - расторможенности, хорошем настроении, беспричинном смехе - это при легкой степени опьянения. При опьянении средней тяжести обнаруживается тяжесть в голове, плохое настроение, ощущение вялости, разбитости, снижение работоспособности, нарушение координации и пр. Опьянение тяже-

лой степени имеет более тяжелые отравления: речь замедляется, теряется мимическая выразительность, повторяющаяся рвота как защитная реакция, нарушение сознания, более редкое и хриплое дыхание, оглушенность, возможна кома, которую можно установить по специфическому запаху. Последствия - психическая слабость, гиподинамия, депрессия, расстройство сна. Последнюю степень следует определять при лабораторном анализе.

Профилактическая работа имеет три формы [5]. Первичная профилактика проводится с условно здоровыми подростками в группе, где могут находиться и подростки группы риска. В нее могут входить подростки, пробовавшие наркотик или имеют друзей-наркоманов. Могут быть такие подростки и ближайшие родственники, чья наследственность отягощена более ранними употреблениями. Задача первичной профилактики - это работа с потенциально здоровой средой, в которой, однако, могут быть подростки группы риска. В эту группу могут входить лица, уже пробовавшие наркотики или имеющие друзей, которые ранее этим занимались или живут в неблагоприятных семейных условиях, провоцирующих попробовать курительные смеси и пр.

Первичная профилактика - это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, уже сформированных, нарушенных форм поведения. Целью первичной профилактики является снижение спроса на наркотические и другие психоактивные вещества. Кроме этого, необходимо снизить число подростков, входящих в группу риска.

Вторичная профилактика направлена на популяцию людей, у которых рисковое поведение уже сформировано. К этой группе относятся подростки, употребляющие наркотики, но тем не менее, не имеющие пока физической зависимости от наркотика. Эта профилактика имеет целью изменение дезадаптивных форм поведения, развитие личностных ресурсов и личностных стратегий. Целью вторичной профилактики является снижение заболеваемости наркоманией. Третичная профилактика - это предупреждение рецидивов. Она направлена на тех, кто желает избавиться от этого недуга.

Целью третичной профилактики является уменьшение тяжести негативных последствий злоупотребления психоактивными веществами. Поэтому следует уменьшить тяжесть негативных последствий злоупотребления (медицинских и социальных) Существует документ о правовой базе проведения профилактической и реабилитационной работы в образовательном учреждении - приказ от 28.02.2000 г. № 619 о «концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Проведение профилактической и реабилитационной работы может осу-

ществляться на основе Примерного положения о кабинете по психолого-педагогической профилактике наркомании у детей и подростков при ОУ. Профилактические подходы построены на некоторых моделях, которые в данном контексте следует обсудить.

1. Трансакционная модель превенции А. Дж. Самероффа, которая основана на предположении, что поведение - результат взаимодействия человека со средой. Согласно этой модели, риск расстройства поведения может появиться в результате трех причин. Во-первых, он зависит от психических особенностей личности, которая может иметь предрасположенность к тем или иным видам расстройств. Во-вторых, он зависит от среды, воздействующей на личность. В-третьих, риск связан с сочетанием средовых факторов и особенностей личности. Иначе говоря, можно знать, что может влиять на поведение и личностные особенности.

2. Модель антисоциального поведения Г. Паттерсона основана на транзакционной модели. Автор считает, что в процессе развития у детей появляются периоды «несогласованной активности», если взрослые постоянно следят за поведением ребенка. У него появляется «эффект принудительного поведения». Излишний контроль не позволяет ребенку анализировать, что плохо, что очень плохо, не будет искать выход из плохой ситуации, останется ригидным и будет действовать так, как учили.

3. Модель рискованного поведения Р. Джессора основана на психосоциальных концепциях риска и проблемного поведения.

Учеными разработана профилактическая программа по неприятию наркотиков. Приведем ее пример.

Таблица

Пример профилактики программы по неприятию наркотиков

Структурные компоненты Содержание работы

Работа со школьной средой Признание правил и норм неприятия наркотиков, чувствительность к сигналам опасности, образование и информация, тренинги активного отрицания, убеждение в доступности помощи

Работа с подростками, употребляющими наркотики Выявление «группы риска», разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от фактора риска, оказание помощи в решении проблем

Работа с подростками, употребляющими наркотические вещества Создание мотивации наркозависимого для обращения за помощью, адресная помощь наркозависимым подросткам, помощь семье наркозависимого, создание условий для реабилитации в школе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наркозависимость детей и подростков должна вызывать тревогу и срочные меры диагностики, профилактики и помощи самим нуждающимся в ней, но и в первую очередь семьям, в которых они находятся. Для этого есть все возможности: квалификация специалистов, организация сети досугов, группы поддержки и консультативной помощи на телефоне доверия.

Список литературы

1. Амелин А. В. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картины мира наркозависимых // Высшая школа - важнейший государственный ресурс регионального развития: межвуз. науч.-практ. конф., Биробиджан, 21-22 апр. 2005 г.: сб. материалов / под ред. Н.Н. Паранчер. - Биробиджан, 2005. - С. 128-132.

2. Байкова В.Г., Брюн Е.А., Гаранский А.Н. и др. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей. -М.: Владос пресс, 2003.

3. Баландин Р. К. Наркоцивилизация: Мнимая реальность. - М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003.

4. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - М.: БИНОМ; СПб.: Невский диалект,1999.

5. Егоров А. Ю. Возрастная наркология : учеб. пособие для студ. вузов и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений. - СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 267 с.

6. Иваницкая Е., Щербакова Т. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

7. Иванич Ю. Наркотики и терроризм: паутина зла. - М.: Вече, 2005.

8. Котляров А. В. Другие наркотики, или HOMO ADDICTUS Человек зависимый. - М.: Психотерапия, 2006. - 469 с.

9. Лисовский В. Т. Порнография, садизм, наркомания // Молодёжь. Любовь, брак, семья: социологическое исследование / отв. ред. А. А. Козлов. - СПб.: Наука, 2003. - С. 257-278.

10. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. Для врачей, педагогов и родителей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.