Научная статья на тему 'Модель социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков'

Модель социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ / ПОДРОСТКИ / VOLUNTARY ASSOCIATION / DRUG ADDICTION / PREVENTION OF DRUG ADDICTION / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путинцев Антон Викторович

Рассмотрена разработанная модель социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков, включающая следующие блоки: целевой, содержащий социальный заказ общества; цель и задачи; сущность и специфику социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков; содержательно-процессуальный блок, включающий в себя принципы осуществления педагогической деятельности; содержание программы профилактики наркозависимости подростков в процессе социально-культурной деятельности волонтерских объединений; функции; социально-культурные технологии; формы воспитательного воздействия; методы; средства; диагностико-результативный блок, включающий критерии, показатели и уровни сформированности устойчивости подростков к приобщению к наркотическим веществам; результат педагогического воздействия. Разработанная модель позволяет правильно организовать педагогическую работу по профилактике наркозависимости подростков в процессе социально-культурной деятельности волонтерских объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF WELFARE ACTIVITY OF VOLUNTEER ASSOCIATIONS ON PREVENTIVE MAINTENANCE OF DRUG ADDICTION OF TEENAGERS

The developed model of welfare activity of volunteer associations on preventive maintenance narcotication of the teenagers including the following blocks is considered: target, containing social order of a society, the purpose and tasks, essence and specificity of welfare activity volunteer of associations on preventive maintenance narcotication of the teenagers; the substantial-remedial block includes principles of realization of pedagogical activity, the contents of the program of preventive maintenance narcotication of the teenagers during welfare activity volunteer of associations, functions, welfare technologies, the forms pedagogical of influence, methods, means, the diagnostic-productive block includes criterion, parameters and levels readiness of stability of the teenagers to familiarizing with narcotic substances, result of pedagogical influence. Developed model allows correctly to organize pedagogical job on preventive maintenance narcotication of the teenagers during welfare activity volunteer of associations.

Текст научной работы на тему «Модель социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков»

УДК 371

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

© Антон Викторович ПУТИНЦЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: putincev2007@yandex.ru

Рассмотрена разработанная модель социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков, включающая следующие блоки: целевой, содержащий социальный заказ общества; цель и задачи; сущность и специфику социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков; содержательно-процессуальный блок, включающий в себя принципы осуществления педагогической деятельности; содержание программы профилактики наркозависимости подростков в процессе социально-культурной деятельности волонтерских объединений; функции; социально-культурные технологии; формы воспитательного воздействия; методы; средства; диагностико-результативный блок, включающий критерии, показатели и уровни сформированности устойчивости подростков к приобщению к наркотическим веществам; результат педагогического воздействия. Разработанная модель позволяет правильно организовать педагогическую работу по профилактике наркозависимости подростков в процессе социально-культурной деятельности волонтерских объединений.

Ключевые слова: волонтерские объединения; наркозависимость; профилактика наркозависимости; подростки.

Разработка теоретической модели социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков способствует четкому осознанию цели воспитательного процесса, наглядному и образному представлению его содержания, а также прогнозированию результатов.

Для оптимизации и структурирования педагогического процесса по профилактике наркозависимости подростков нами была разработана педагогическая модель (рис. 1).

В педагогическом процессе должны быть отражены взаимосвязанные структурные компоненты, объединенные единой образовательной целью и функционирующие в целостном процессе, которые в своем единстве обеспечивают профилактику наркозависимости подростков. Сущностной характер и-стикой модели является целостность как внутреннее единство компонентов при их относительной автономности [1].

Педагогическая модель социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков включает следующие блоки: целевой, содержащий социальный заказ общества; цель и задачи; сущность и специфику социально-культурной деятельности волон-

терских объединений по профилактике наркозависимости подростков; содержательно-процессуальный блок: принципы осуществления педагогической деятельности; содержание программы профилактики наркозависимости подростков в процессе социально-культурной деятельности волонтерских объединений; функции; социально-культурные технологии; формы воспитательного воздействия; методы; средства; диагностико-ре-зультативный блок: критерии, показатели и уровни сформированности устойчивости подростков к приобщению к наркотическим веществам; результат педагогического воздействия.

Разработанная нами модель будет функционировать при ряде следующих организационно-педагогических условий: реализация потенциала социально-культурной деятельности в профилактике наркозависимости подростков; взаимодействие социальных институтов общества в организации профилактической работы с подростками и молодежью; построение педагогической деятельности по профилактике наркозависимости подростков на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов; реализация педагогической программы по

I блок - целевой

Социальный заказ общества

Цель: профилактика наркозависимости подростков

Задачи: получение знаний о здоровом образе жизни, об опасностях приобщения к употреблению наркотических веществ; формирование у подростков ценностей молодежной культуры; перенос теории в жизнь; формирование желания оказывать сверстникам поддержку

'———— -—-

Сущность 1 г Специфика

II блок - содержательно-процессуальный

и к с е ч и

и

о

и

а

д

о н н о

и ц

а з зи н а

и

р

о

Принципы: научности, проблематичности и прогнозирования; интегрирования; гуманизма; гармонизации; системности; добровольности; активности; региональный принцип

Содержание программы «Защитись от наркотиков»

Социально-культурные технологии

Функции: ориентирующая; личностно-ориентированная; операционная; духовная; адаптационная; теоретико-познавательная; прогностическая; коммуникативная; рефлексивная

Формы:

массовые;

групповые;

индивидуальные

Методы: объяснительно-иллюстративные; словесные; частично-поисковые; практические; организации и самоорганизации коллектива; самооценка; критический анализ

Средства:

- живое слово;

- художественные;

- наглядные;

- технические

т

III блок - диагностико-результативный

когнитивный

Критериальный аппарат

ценностно-мотивационный

Ж

эмоционально-волевой

поведенческий

Уровни сформировности: низкий, средний, высокий

РЕЗУЛЬТАТ: формирование у подростков активной негативной установки на употребление наркотических веществ

Рис. 1. Модель социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков

профилактике наркозависимости подростков в волонтерских объединениях в соответствии со следующей ступеньчатой структурой - от получения знаний, усвоения основ собственного здорового образа жизни, неприятию любых ПАВ к деятельности по пропаганде здорового образа жизни и оказанию сверстникам консультативной помощи и поддержки; организация в волонтерских объединениях особой активной среды, усиливающей стремление подростков к здоровому образу жизни и препятствующей возникновению желания употребления любых интоксикан-тов; подготовка кадров в молодежной среде для реализации целевой программы по профилактике наркозависимости подростков; оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

Основу целевого блока составляет согласованность педагогических воздействий с ожиданиями общества, целесообразность реализации социально значимых инициатив волонтерских объединений.

Социальный заказ на разработку и реализацию программы по профилактике наркозависимости подростков в социально-культурной деятельности волонтерских объединений обусловлен возникшими социокультурными проблемами и ожиданиями общества, что нашло выражение в ряде государ-стенных документов, регламентирующих деятельность волонтерских объединений.

Основная цель педагогической деятельности - профилактика наркозависимости подростков.

Исходя из этого определены следующие задачи социально-культурной деятельности волонтерских объединений: систематичное, осознанное получение знаний о здоровом образе жизни, об опасностях приобщения к употреблению наркотических веществ, о возможностях наркологической помощи; обучение средствам и методам организации просветительской деятельности в области профилактической помощи подросткам; формирование у подростков ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентации на здоровый образ жизни; формирование у подростков способности преодолевать жизненные проблемы без употребления ПАВ; перенос теоретических знаний в об-

ласть повседневной жизни, что выражается, прежде всего, в формировании адекватного здорового мировосприятия, ведения здорового образа жизни; неприятие употребления любых ПАВ; формирование желания оказывать сверстникам консультативную помощь и поддержку.

Сущность социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков представляет собой целенаправленный педагогический процесс первичной профилактики наркотизма, включающий комплекс превентивных мероприятий: антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т. д., в процессе которых формируется стойкое проявление у подростков психологической и нравственной устойчивости личности к употреблению любых инток-сикантов.

Специфика социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков определяется особым потенциалом и возможностями деятельности волонтерских объединений, основанными на свободном выборе, общности интересов и увлечений, в процессе чего происходит активизация волевых ресурсов и осознание подростком целей, стремлений и жизненных идеалов, что препятствует втягиванию подростков в наркотизацию.

Содержательно-процессуальный блок

включает в себя принципы осуществления педагогической деятельности по профилактике наркозависимости подростков в волонтерских объединениях: научности, проблематичности и прогнозирования; интегрирования; гуманизма; гармонизации системы человеческих интересов; системности и непрерывности; личностный принцип; принцип добровольности; активности; региональный принцип.

Наиболее важными функциями профилактической деятельности являются ориентирующая - позволяющая подросткам наиболее объективно воспринимать жизненные ценности; личностно-ориентированная - раскрывающая гуманистический смысл социально-культурной деятельности; операционная - осознание своего места в обществе, по-

нимание важности здорового образа жизни; духовная - изучение и практическое воплощение норм и правил социально приемлемого поведения; адаптационная, заключающаяся в приспособлении личности к изменяющимся условиям среды и умении противодействовать негативным влияниям среды; теоретико-познавательная - формирование системы знаний и умений о здоровом образе жизни; прогностическая, заключающаяся в определении направления развития процесса и его результатов; коммуникативная, заключающаяся в умении установления контактов с окружающими людьми и передаче знаний о здоровом образе жизни и оказании сверстникам консультативной помощи и поддержки; рефлексивная, позволяющая осуществлять анализ и объективную оценку осуществляемой деятельности.

Содержание представлено педагогической программой по профилактике наркозависимости подростков в социокультурной деятельности волонтерских объединений «Защитимся от наркотиков».

В основу педагогического процесса, направленного на профилактику наркозависимости подростков, положены основные средства социально-культурной деятельности: живое слово, художественные, наглядные, технические. Указанные средства обладают огромными возможностями воздействия на людей, на их мысли, убеждения, поступки, на развитие их интересов и вкусов, деловых и моральных качеств. Каждое средство социально-культурной деятельности имеет свои психологические и педагогические аспекты воздействия, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В модели представлены различные формы и методы социально-культурной деятельности, использование которых наиболее эффективно для воздействия на личность подростка [2; 3].

Формы организации педагогической работы по профилактике наркозависимости подростков: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам организации педагогической работы относятся антинаркотические акции, тематические праздники, конкурсы, концерты, тематические выступления команд КВН, театрализованные представления, вечера отдыха.

Групповые формы деятельности включают в себя лекции-беседы, обсуждение нравственных ситуаций, мастер-классы, «круглые столы» с привлечением специалистов, обучающие семинары, клубы общения, устные журналы, разработку проектов и программ, агитационные бригады, экскурсии, тренинги, диспуты, ролевые и коммуникативные игры, публикации статей, подготовку телепередач, выпуск тематической печатной продукции.

В индивидуальной работе основными являются следующие формы работы: консультирование, психологическая поддержка, беседы по антинаркотической тематике, тренинги и др.

Методы:

1) объяснительно-иллюстративные - демонстрация наглядного материала, рассказ, объяснение;

2) словесные - беседа, обсуждение, диалог, комментарии, консультации;

3) частично-поисковые - теоретическое изучение проблемы, поиск информации о путях осуществления профилактических мер наркотизации подростков и т. п.;

4) практические - игры, тематические выступления, тренинги и др.;

5) методы организации и самоорганизации подросткового коллектива;

6) самооценка. Критический анализ.

Диагностико-результативный блок

модели по профилактике наркозависимости подростков в волонтерских объединениях содержит критерии, показатели и уровни.

Главной целью включения рассматриваемых компонентов в предлагаемую нами модель является определение достоверной информации о процессе и достигаемых результатах профилактики наркозависимости подростков.

Для выявления уровня сформированно-сти изучаемого качества мы определили ряд критериев, под которыми мы понимаем признаки, позволяющие оценивать и классифицировать какое-либо явление и показатели, отражающие проявление обозначенных выше критериев.

В модели представлены критерии (когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, деятельностный) для выявления оценки уровня сформированности устойчивости подростков к приобщению к наркотическим веществам посредством реализации

педагогического потенциала социально-культурной деятельности волонтерских объединений.

По каждому критерию были определены соответствующие показатели.

Когнитивный критерий - наличие необходимых знаний о наркомании, особенностях ее проявления в молодежной среде, о причинах, обусловливающих это явление, о содержании профилактических программ, организуемых волонтерскими объединениями.

Ценностно-мотивационный критерий -наличие устойчивой установки субъектов процесса профилактики наркомании в организации профилактических программ, учитывающих возникающие в молодежной субкультуре негативные тенденции.

Эмоционально-волевой критерий - наличие уверенности личности в себе, стрессо-устойчивости, общительности; минимализа-ция склонности к риску, зависимости от толпы, ощущения одиночества.

Таблица 1

Уровни сформированности устойчивости подростков к приобщению к наркотическим веществам

Уровни сформированности__Показатели в соответствии с разработанными критериями_

Низкий Когнитивный критерий - отсутствуют знания о вреде употребления ПАВ и о здоро-

вом образе жизни; не знаком с последствиями употребления наркотиков, а также с возможностями наркологической помощи; имеет крайне узкий кругозор. Ценностно-мотивационный критерий - отсутствуют ценности молодежной культуры, направленные на неприятие социально опасных привычек, нет ориентации на здоровый образ жизни; не интересуется проблемами профилактики наркозависимости; мотивация к получению знаний не сформирована.

Эмоционально-волевой критерий - не уверен в себе, стрессоустойчивость минимальна, подросток необщителен; имеет склонность к риску, зависим от толпы. Деятельностный критерий - нет адекватного здорового мировосприятия, ведения здорового образа жизни; отсутствует неприятие употребления ПАВ; не сформирована способность преодолевать жизненные проблемы социально приемлемыми активными

__способами_

Средний Когнитивный критерий - имеются некоторые отрывочные сведения о вреде употреб-

ления ПАВ и о здоровом образе жизни; нет осознания последствий употребления наркотиков; не знает возможности наркологической помощи; имеет недостаточно широкий кругозор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностно-мотивационный критерий - недостаточно сформированы ценности молодежной культуры, направленные на неприятие социально опасных привычек, нет устойчивой ориентации на здоровый образ жизни; недостаточно интересуется проблемами профилактики наркозависимости; мотивация к получению знаний сформирована недостаточно.

Эмоционально-волевой критерий - не всегда бывает уверен в себе, стрессоустойчи-вость невысокая, подросток не всегда общителен; имеет некоторую склонность к риску, иногда может быть зависим от толпы.

Деятельностный критерий - не полностью сформировано адекватное здоровое мировосприятие, не всегда ведет здоровый образ жизни; безразлично относится к употреблению ПАВ; способность преодолевать жизненные проблемы социально приемлемы__ми активными способами сформирована недостаточно_

Высокий Когнитивный критерий - достаточно знаний о вреде употребления ПАВ и о здоровом

образе жизни; знает последствия употребления наркотиков, а также возможности наркологической помощи; имеет достаточно широкий кругозор.

Ценностно-мотивационный критерий - сформированы ценности молодежной культуры, направленные на неприятие социально опасных привычек, присутствует устойчивая ориентация на здоровый образ жизни; интересуется проблемами профилактики наркозависимости; мотивация к получению знаний хорошо сформирована. Эмоционально-волевой критерий - всегда уверен в себе, стрессоустойчив, общителен; склонность к риску отсутствует или минимальна, не зависим от толпы. Деятельностный критерий - сформировано адекватное здоровое мировосприятие, подросток ведет здоровый образ жизни; имеется стойкое неприятие употребления любых ПАВ; сформирована способность преодолевать жизненные проблемы соци-__ально приемлемыми активными способами_

Деятельностный критерий - наличие необходимых умений и навыков, практическое участие в профилактической работе среди подростков и молодежи, реализация различных профилактических программ.

Исходя из описанных выше критериев и их показателей мы выделяем три уровня сформированности устойчивости подростков к приобщению к наркотическим веществам: низкий, средний, высокий (табл. 1).

Диагностирование, анализ и сравнение результатов педагогического процесса с поставленной целью позволили определить эффективность реализации модели, результатом которой является формирование у подростков активной негативной установки на употребление наркотических веществ.

Таким образом, разработанная нами модель позволяет правильно организовать педагогическую работу по профилактике нар-

козависимости подростков в процессе социально-культурной деятельности волонтерских объединений.

1. Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1966.

2. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.

3. Культурно-досуговая деятельность / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.

1. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. M., 1966.

2. PetrovskiyA.V. Byt' lichnost'yu. M., 1990.

3. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' / pod red. A.D. Zharkova, V.M. Chizhikova. M., 1998.

Поступила в редакцию 16.07.2014 г.

UDC 371

MODEL OF WELFARE ACTIVITY OF VOLUNTEER ASSOCIATIONS ON PREVENTIVE MAINTENANCE OF DRUG ADDICTION OF TEENAGERS

Anton Viktorovich PUTINTSEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-Cultural Activity Department, e-mail: putincev2007@yandex.ru

The developed model of welfare activity of volunteer associations on preventive maintenance narcotication of the teenagers including the following blocks is considered: target, containing social order of a society, the purpose and tasks, essence and specificity of welfare activity volunteer of associations on preventive maintenance narcotication of the teenagers; the substantial-remedial block includes principles of realization of pedagogical activity, the contents of the program of preventive maintenance narcotication of the teenagers during welfare activity volunteer of associations, functions, welfare technologies, the forms pedagogical of influence, methods, means, the diagnostic-productive block includes criterion, parameters and levels readiness of stability of the teenagers to familiarizing with narcotic substances, result of pedagogical influence. Developed model allows correctly to organize pedagogical job on preventive maintenance narcotication of the teenagers during welfare activity volunteer of associations.

Key words: voluntary association; drug addiction; prevention of drug addiction; teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.