Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как направление профилактики наркозависимости'

Здоровый образ жизни как направление профилактики наркозависимости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3269
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / наркозависимость / healthy lifestyle / narcotic dependence

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Родина Ирина Юрьевна

Обсуждаются проблемы формирования здорового образа жизни как направления профилактики наркозависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of forming of healthy lifestyle as a direction of the prophylaxis of narcotic dependence are discussed.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как направление профилактики наркозависимости»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК 613

здоровый ОБРАЗ Жизни КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

© и. Ю. РОДИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

e-mail: [email protected]

Родина И.Ю. - Здоровый образ жизни как направление профилактики наркозависимости // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 158-162. - Обсуждаются проблемы формирования здорового образа жизни как направления профилактики наркозависимости. Ключевые слова: здоровый образ жизни, наркозависимость.

Rodina I.Yu. - Healthy life-style as a direction of the prophylaxis of narcotic dependence // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 158-162. - Problems of forming of healthy life-style as a direction of the prophylaxis of narcotic dependence are discussed. Keywords: healthy life-style, narcotic dependence.

Наркомания (от греч. narke - оцепенение, сон; mania - безумие, страсть, влечение) - социально опасное психическое заболевание, в основе которого -неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции «зон комфорта» в центральной нервной системе путем приема тех или иных химических соединений. Характеризуется возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости.

Злоупотребление наркотиками стало одной их важнейших мировых проблем в XX веке, но опыт употребления людьми наркотических веществ измеряется тысячелетиями. Если заглянуть внутрь истории, то надо обратиться к первобытному обществу, когда человек был более всего незащищен перед враждебностью природы, мистическими силами, происхождение которых он не мог объяснить. Лишь во сне, который длился очень недолго, человек мог обрести исполнение желаний, но, проснувшись, он вновь оказывался в одиночестве и опасности. В силу любопытности человека ему оказалось нетрудным открыть, что природа в изобилии предлагает ему растения, которые повышают настроение, прибавляют сил, вылечивают раны, вызывают необычное состояние духа и иллюзорное исполнение желаний.

Позднее были открыты лекарственные свойства растений, и в первую очередь, мака, который помогал людям переносить боль и забывать страх. Его использовали в медицинских целях шумеры, греки, арабы. народы критской цивилизации воздвигли статую бо-

гине мака и поклонялись ей, украшая ее голову надрезанными маковыми головками, из которых вытекал чудодейственный сок.

В 1805 году аптекарь Зертюрнер выделил первый алкалоид опиума и дал ему название «морфии» в честь Морфея, греческого бога сна. Изобретение в 1853 году врачом из Эдинбурга Александром Будом иглы для подкожных инъекций в итоге породило новые проблемы, связанные с более эффективным внутренним введением наркотика в организм человека.

Первое промышленное производство опиума было организовано в Бенгалии английской компанией, которая владела монополией на производство опиума в этой стране и продавала его в Китай. Когда в 1820 году правительство Китая ввело запрет на импорт опиума, правительство Великобритании развязало первую опиумную войну, а спустя 15 лет вспыхнула вторая опиумная война, к которой уже присоединились французы и американцы. Китай проиграл войну, и, спасая страну от порабощения и инфляции, сам стал выращивать собственный опиумный мак.

В России в послевоенный период наркомания существовала в республиках Средней Азии, в других же регионах, она не имела широкого распространения. Так число лиц, которые лечились от наркомании в Москве, в пятидесятых годах насчитывало в разные годы от 3 до 7 человек на 1 млн. населения.

Проблема наркомании начала приобретать остроту в середине 70-х годов. Со стороны органов здравоохранения и милиции принимались некоторые меры, но в силу того, что проблема не стала актуальной, общество в 90-х годах, когда начался большой рост

наркоманов, оказалось неподготовленным к решению данной проблемы.

Истоки российской наркобеды кроются в бездействии власти, которая в 1991 году открыла Россию для наркотиков, отменив уголовную и административную ответственность за немедицинское потребление наркотиков. Перестали принудительно лечить даже тех наркоманов, которые были социально опасны. Не было, по существу, никакой антинаркотической пропаганды, в то же время на экранах телевизоров бурно начала развиваться реклама наркотической субкультуры. Стал открытым Интернет и другие информационные сети, где можно было получить уроки по изготовлению наркотического зелья. Сращивание властных структур с организованной преступностью привели к тому, что наркобизнес начал играть существенную роль на российском рынке.

Статистика показывает, что с точки зрения уровня образования наркоманы мало, чем отличаются от своих сверстников: подавляющее большинство имеет среднее, незаконченное высшее или высшее образование - 83,3 %, работают - 61,7 %, учатся - 5,8%, не работают и не учатся - 24,8%.

наркомания распространена главным образом среди мужчин в возрасте до 35 лет, проживающих в городах. Особенно тревожит то, что треть из них - молодежь до 25 лет. Хотя наркомания представляет собой, прежде всего, городскую проблему, география потребления наркотических средств расширилась, пагубное пристрастие проникло даже в отдаленные сельские районы.

Возникновению зависимости у молодого человека способствует его воспитание в неполной семье; постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.п.): больной, единственный ребенок в семье. Эти факторы риска относятся к социальным.

на сегодняшний день проблема наркомании затрагивает не только взрослых, но и главным образом молодёжь. Даже в большей степени молодёжь. Сегодня по данным официальной статистики не менее 3 миллионов россиян являются наркоманами.

В среде молодёжи существует несколько групп факторов, каждая из которых сама по себе отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Это особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Их одновременное воздействие порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Кроме того, наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом. Наркоманию можно рассматривать как социально заразное заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп. Поэтому невозможно изолированное существование наркомана в среде - рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков. Исходя из этого, нельзя

рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что наркомания стала таким социально опасным явлением, не замечать который уже нельзя. Требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе и посредством выявления глубинных социальных причин. Именно поэтому огромное значение при решении данной проблемы приобретает профилактика. Профилактика молодежной наркомании становится одной из важнейших задач общества. Будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.

Под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здравоохранения определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью, составляющей повседневной работы не только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения.

к числу важнейших видов профилактики можно отнести: профилактику здорового образа жизни; профилактику девиантного поведения; профилактику безнадзорности и беспризорности; профилактику семейного неблагополучия и насилия; профилактику преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, суицида, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций.

Профилактика может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном

жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адаптационных факторов, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска с целью их уменьшения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, изменением, развитием); е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирование числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия - информирование населения о важности ведения здорового образа жизни и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие контингента воздействия - дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые, молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Контин-генты воздействия - семья (родители); учителя; дети и подростки в школьных коллективах и вне их; дети, не посещающие школу; дети, лишенные семьи и постоянного места жительства.

Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения. контингенты воздействия - дети, подростки, молодежь в учебных заведениях и вне их; учителя; родители (семья).

Под вторичной профилактикой обычно понимаются мероприятия, направленные на предотвращение развития процессов, которые могут привести к возникновению проблем в жизни людей, являющихся объектами профилактики.

Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей

поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения. контингенты воздействия -дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. контингенты воздействия - дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети. контингенты воздействия - дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

Третичная профилактика направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения и уменьшение вероятности рецидива заболевания.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной. данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода от сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведения третичной профилактики.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ. контингенты воздействия -лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ. В процесс мотивационной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Вторая стратегия - изменение зависимых, де-задаптивных форм поведения на адаптивные. контин-генты воздействия - лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ. В процесс данной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Третья стратегия - осознание ценностей личности. контингенты воздействия - лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ.

Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля. контингенты воздействия - лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ.

Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов. контингенты воздействия - лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ.

Шестая стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети. Контингенты воздействия - члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

Признавая значимость профилактической работы, следует отметить, что она более эффективна, когда ведется профилактика психотравмирующих ситуаций, возникающих, главным образом, в процессе общения молодых людей в семье - с родителями, в школе - с одноклассниками. Работу по профилактике нужно проводить не только с конкретными людьми, но и с представителями их социального окружения.

Таким образом, профилактическая работа должна быть не только предупреждающей, но и активно направленной, а на этапе формирующейся зависимости обязательно комплексной с привлечением всех специалистов, работающих с молодыми людьми, злоупотребляющих наркотики.

В профилактической работе нужно кардинально переходить от установок по информированию молодежи о негативных последствиях наркотизации к психолого-педагогическим технологиям формирования активной психологической защиты, к формированию у них ценностного отношения к своему здоровью, к установке на здоровый образ жизни.

Понятие здорового образа жизни

Исторический аспект зарождения представлений о здоровом образе жизни заключается в том, что они впервые начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них - достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в «бхакти-йоге» понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы -путь разума, рассудка - предлагался «джана-йогой», утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

В восточной философии ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, «омраченность» переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к таким настроениям, - считали они, -нарушает и парализует энергию, как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь.

В тибетской медицине в известном трактате «чжуд-ши» невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В древней греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания.

В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: «познай самого себя», «заботься о самом себе». Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье здесь рассматривается как «необходимая ступень совершенства и высшая ценность». Положения восточной медицины базируются на отношении к человеку как личности. Оно выражается в формах ведения диалога между врачом и пациентом в тех ракурсах, в каких он видит самого себя, потому что никто, кроме самого человека не может изменить его образ жизни, привычки, отношение к жизни и болезни. Такой подход основан на том, что многие болезни имеют функциональную природу и их симптомы являются сигналами серьезных эмоциональных и социальных проблем. Но в любом случае человек выступает активным участником сохранения и приобретения здоровья. Поэтому в основаниях восточной медицины особенно подчеркивается, что проблему здоровья нельзя решить только совершенными техническими средствами диагности-

ки и лечения. К ней следует подходить с учетом индивидуального отношения к здоровью, включающего осознание себя и собственного образа жизни.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гунда-ров и В. А. Палесский констатируют: «Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата». При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтитель-

ных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

В валеопсихологии, т. е. психологии здоровья, развивающейся на стыке валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо «прикоснуться», обратить внимание на свой внутренний мир.

Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

делая вывод, можно отметить, что профилактика наркомании в молодежной среде предполагает формирование здорового образа жизни. Понятие здорового образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным. Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия. Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.