УДК 316.6
НАРКОТИЗАЦИЯ И АЛКОГОЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы социально-психологической безопасности государства. Раскрыто, что одной из наиболее опасных угроз в современных условиях является набирающая обороты склонность к наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Представлена концепция социализации аддиктивной личности, на основании которой составлена профилактическая психолого-педагогическая программа для студентов «Шаг за шагом к сознательной трезвости».
Ключевые слова: социально-психологическая безопасность, аддикция, склонность к аддикции, социализация аддиктивной личности, модель аддиктивного поведения.
SOCIETY NARCOTIZATION AND ALCOHOLIZATION AS THE THREAT
TO THE NATIONAL SECURITY
A.N. Gryaznov, E.A. Cheverikina
Аbstract. The article deals with problems of social and psychological national security. It is shown that one of the most dangerous threats in modern conditions is propensity for drug and alcohol abuse among young people. It is introduced the concept of socialization addictive personality which is made on the basis of psycho-educational prevention program for students "Step by step to the conscious abstinence".
Keywords: socio-psychological security, addiction, propensity to addiction, socialization of addictive personality, model of addictive behavior.
Главные элементы социальнопсихологической безопасности государства - защищенность общества от безнравственности, алкоголизма и наркомании. Очевидно, что «члены» этой зловещей троицы неразрывно взаимосвязаны. Безнравствен-
ность, алкоголизм и наркомания - это такие агрессивные вызовы, которые создали серьезные угрозы экономической, политической, оборонной, духовной, физической, а, в конечном счете, - государственной безопасности страны. Главное, они имеют не менее зловещие продолжения: от них производны многочисленные преступления, подрыв физического и психического здоровья нации, разрушение семей и воспитательного потенциала общества, его генофонда [8].
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что одним из наиболее негативных факторов, который препятствует благоприятной социализации и успешному личностно-профессиональному становлению студентов, это их склонность к аддикции, т.е. к той или иной зависимости, негативно влияющих на состояние соматического и
психического здоровья студентов. Создание условий здоровье формирующего образования - одна из стратегий образования. Данный постулат, наконец-то, нашел отражение в стандартах третьего поколения, где здоровьесбережение вошло в состав общекультурных компетенций.
Современная ситуация развития общества требует научно обоснованного подхода к построению психолого-педагогического сопровождения, направленного на повышение эффективности социализации аддиктивной личности в процессе ее профессионального становления.
Существуют три группы методов борьбы с наркоманией: пресечение, лечение и профилактика. Как показывает мировая практика, пресечение, осуществляемое правоохранительными органами, хотя и играет важную роль в сдерживании наркотизации общества, тем не менее, не решает проблемы. Поэтому главным перспективным методом борьбы с наркоманией является профилактика. Однако в настоящее время не существует научно обоснованной системы профи-
лактики наркомании.
В связи с этим и многим другим нами разработана концепция социализации аддик-тивной личности в профессиональном образовании, в которой теоретически обоснован субъектно-регуляторный подход к выявлению «универсальных» личностнотипологических качеств аддиктивной личности. Описаны дефекты социализации у студентов, склонных к аддикциям в гуманитарных вузах. Определены механизмы социально-психологической адаптации аддиктивной личности в профессиональном образовании. Представлена психолого-педагогическая программа по снижению уровня аддикций у студентов.
Принципиальная новизна заключается в том, что в результате разработки данной темы впервые освещено состояние и проблемы социализации аддиктивной личности в теории и практике профессионального образования; разработана концепция социализации аддиктивной личности в теории и практике профессионального образования, которая базируется на 4-х составляющих уровнях: психобиологическом, психологическом, социально-психологическом и духовном.
На основе анализа современных тенденций [1; 3; 5] нами создана концепция социализации аддиктивной личности в профессиональном образовании, включающая цели привития здорового образа жизни в обществе на основе формирования соматического и психического здоровья, отказа от употребления психоактивных веществ, формирования нормативных личностных и социальных статусов конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.
Задачи данной концепции направлены на то, чтобы помочь студентам адаптироваться в нормальной социальной среде, ввести в свою систему те нормы и шаблоны поведения, которые формируют здоровый образ жизни.
На основании исследования нами сформулирован один принцип: это единство медико-биологических и социальнопсихологических методов целевого воздействия на аддиктивную личность.
Комплекс социально-психологических
воздействий должен быть направлен на формирование мотивации к здоровому образу жизни:
• учить формировать бытийные ценности;
• умению удовлетворять основные потребности;
• уметь выражать себя, развиваться в своем стиле в своем алгоритме;
• учить реализовать присущий данной личности потенциал, особенно в начальный период профессиональной деятельности.
В концепции используются выявленные исследователем Э.Н. Гилемхановой механизмы социально-психологической адаптации (метастатичность и структурность) [2], а также используя биолого-генетические подходы зарубежных ученых Блюма, Костер Лица, Хьюса, раскрыты понятия аддикция, склонность к аддикции, терциарная социализация, мотивация на снижение уровня ад-дикций.
С опорой на исследования отечественных ученых (Н.Д. Никандрова, А.В. Мудрика), А.Н. Грязновым выделены дефекты социализации. Выявлены условия: целенаправленное комплексное влияние социализирующих воздействий на аддиктивную личность; дистанцированность аддиктивной личности от употребления ПАВ; оптимизация воздействия микросреды; обеспечение позитивных социализирующих воздействий в подсистемах «аддиктивная личность-психолог». Средства - это психологическая диагностика, психологическое консультирование, тренинги, мастер класс, воспитание, культурный досуг.
Исходя из вышеизложенного, нами определены критерии. Критерии - это изменения в мотивационной, ценностно-смысловой сферах аддиктивной личности; изменения в сфере самосознания на уровне самооценки, самоотношении, самоинтереса, аутосимпатии; ведение здорового образа жизни.
В связи с вышеизложенным, нами предлагается профилактическая психологопедагогическая программа «Шаг за шагом к сознательной трезвости». Она является ответом на исторический запрос, состоящий в резком росте числа зависимых от психоак-
тивных веществ. Потребление ПАВ начинается преимущественно в юношеском возрасте, поэтому наша программа направлена на опережение приобщения студентов к потреблению ПАВ. Она отвечает требованиям наркоситуации в молодежной среде, построена на основе современной биопсихосоциальной научной парадигмы, с учетом психолого-педагогических характеристик ад-диктивных студентов.
Программа «Шаг за шагом к сознательной трезвости», которая для подростков, является победителем Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы» в номинации профилактические психологопедагогические программы. Имеет гриф и рекомендована к внедрению МОиН РФ и Федерацией психологов образования России. Мы свою программу адаптировали для студентов и апробировали ее на факультете психологии Академии социального образования.
Цель программы - формирование у студентов осознанного отношения к выбору позитивных стратегий поведения как соответствующих их собственным потребностям с расширением имеющихся способов социальной адаптации
соответствующих современной
биопсихосоциальной парадигме.
Задачи программы: I. Стратегические:
1. Формирование у студентов
позитивного отношения к самому себе как потенциально успешному человеку, способному выполнять положительные, социально значимые, героические действия, миссию защитников себя и своей страны от наркотической опасности, алкоголизации и др. аддикций.
2. Формирование у студентов
осознанного, ответственного отношения к своей жизни, к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к ценности.
3. Построение психологического
обеспечения здорового образа жизни, основанного на разумном эгоизме человека.
4. Расширение применения стратегий самозащиты в различные сферы жизни и деятельности профессионала.
5. Формирование у студентов потребности ведения трезвого образа жизни, исключающего даже ситуации риска опьянения.
II. Тактические:
1. Осознанная реализация имеющихся способностей детей для противостояния тем факторам окружающей среды, которые являются разрушителями жизни и здоровья человека, его благополучия (реклама табачной и алкогольной продукции, видеофильмы со сценами наркотизации и пьянства, современная псевдомузыкальная культура).
2. Развитие психогигиенических и психосоциальных навыков (управление эмоциями, профилактика и преодоление стресса, решение проблемных ситуаций,
конструктивное
мышление,
активное слушание и общение, критическое адекватная самооценка).
3. Актуализация здорового
познавательного интереса к себе и к окружающему миру.
4. Разъяснение значимости
общечеловеческих ценностей: жизни,
здоровья, Информирования о способах их сбережения.
5. Выявление у студентов уровня
самоконтроля,
ответственности,
сотрудничества.
Участниками
культуры,
честности
доверия,
и
программы являются сту-
денты вузов.
Программа концептуальных
разработана на основе и методологических подходов: социальной обусловленности
психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); интегративности биологических,
психических и социальных процессов (В.М. Бехтерев); потребностно-иерархический принцип биопсихосоциальной структуры человека и общества (М.Г. Рогов, А.М. Карпов); терциарной социализации аддиктивной личности (А.Н. Грязнов); контрактный метод профилактики зависимого поведения.
В качестве дидактических разделов программы определены: лекции, мастер-классы, дискуссии, анкеты, опросники, психотехни-
ческие игры и упражнения.
Программа состоит их 10 занятий, на которых прорабатываются связи наркотизации с наиболее значимыми элементами образа жизни. В совокупности занятия образуют завершенный цикл профилактического воздействия, через образовательно-
воспитательный подход. Каждое занятие представляет собой продолжение и развитие предыдущего.
В рамках данной концепции Г.С. Прыги-ным разработана модель «психологически зависимого» поведения личности - личностно-регуляторная модель аддиктивного поведения, рассматривающая зависимость как следствие нарушений в функционировании системы субъектной регуляции и прежде
Литература:
1. Баширова Т.Н., Грязнов А.Н. Факторы аддиктивного поведения студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 84-90.
2. Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н., Шулаев А.В. Новый социально-психологический подход к рассмотрению адаптации // Неврологический вестник им. В.М. Бехтерова. 2010. Вып. 2. С. 33-37.
3. Грязнов А.Н., Новиков В.В. Концепция терциарной социализации личности алкоголика и наркомана // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. № 4. С. 152-158.
4. Храпаль Л.Р. Диагностический инструментарий по выявлению уровня модернизированности этнокультурной идентичности будущего специалиста // Высшее образование сегодня. 2010. № 9. С. 88-90.
5. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. Казань: РИЦ «Школа». 2002. 200 с.
всего таких его ключевых компонентов, как «Цель, принятая субъектом», «Субъективные критерии успешности деятельности».
Таким образом, отвечая требованию современной ситуации, сложившейся в нашей стране, Г.С. Прыгиным, Е.А. Чеверикиной, Э.Н. Гилемхановой, А.М. Карповым, В.В. Герасимовой под руководством А.Н. Грязнова разработана концепция социальнопсихологической социализации аддиктивной личности, детально проработаны отдельные ее компоненты. Практическим приложением данной концепции стала психологопедагогическая программа «Шаг за шагом к сознательной трезвости».
References:
1. Bashirova T.N., Gryaznov A.N. Faktory addiktiv-nogo povedeniya studentov vuza // Kazanskiy pedago-giche-skiy zhurnal. 2011. № 3. S. 84-90.
2. Gilemkhanova E.N., Gryaznov A.N., Shulaev A.V. Novyy sotsial'no-psikhologicheskiy podkhod k rassmotre-niyu adaptatsii // Nevrologicheskiy vestnik im. V.M. Bekhterova. 2010. Vyp. 2. S. 33-37.
3. Gryaznov A.N., Novikov V.V. Kontseptsiya tert-siarnoy sotsializatsii lichnosti alkogolika i narkomana // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2005. № 4. S. 152-158.
4. Khrapal' L.R. Diagnosticheskiy instrumentariy po vyyavleniyu urovnya modernizirovannosti etnokul'-turnoy identichnosti budushchego spetsialista // Vysshee obrazo-vanie segodnya. 2010. № 9. S. 88-90.
5. Shakurov R.Kh., Garifullin R.R. Psikhologicheskie osnovy profilaktiki narkomanii sredi uchashchikhsya. Kazan': RITs «Shkola». 2002. 200 s.
Грязнов А.Н. (г. Казань), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Чеверикина Е.А. (г. Казань), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Gryaznov A.N. (Kazan), doctor of psychological sciences, leading researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Cheverikina Е.А. (Kazan), candidate of psychological sciences, senior researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.