НАРКОМАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
КУТАРЕВ В. С.
Уральская государственная горно-геологическая академия
На крупных переломах истории часть населения не может вписаться в логику перемен, адаптироваться к изменениям в экономической, социальной и духовной сферах. В эпоху глобальных кризисов дезадаптация части общества проявляется в девиантном поведении. Не является исключением и Россия. Перестройка и постперестроечные явления не вывели Россию из экономического и политического кризисов, напротив, усугубили духовный кризис общества.
Девиантнос поведение получило распространение среди молодежи, дезориентированной в выборе жизненной стратегии. Формы девиации в молодежной среде многообразны: это и алкоголизм, рэкет, суицид, токсикомания, наркомания, проституция, бродяжничество и др.
Рассмотрим одну из девиаций - наркоманию. Каковы социальные причины, предпосылки и межличностные мотивы увлечения наркотиками?
Возможные предпосылки употребления наркотиков
1.1 Кризис семьи как социального института: ослабление эмоциональных связей между членами семьи, дезинтеграция и распад семьи, низкий уровень дохода, употребление родителями наркотических веществ и алкоголя;
1.2. Популярность употребления психоактивных веществ в конкретной местности;
1.3. Активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с употреблением наркотиков и токсикантов (клубная культура, некоторые стили музыки (рейв, джангл и т. п.)), завуалированная пропаганда легализации наркотиков, проводимая отдельными СМИ;
1.4. Неадекватная молодежная полигика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
1.5. Проживание в районах с низким имущественным цензом (районы юродского дна);
1.6. Законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ;
1.7. Общественное мнение не противостоит алкоголизму и наркомании;
1.8. Средства массовой информации, прежде всего телевидение, не предлагают молодежи разнообразие позитивных моделей самоутверждения личности в обществе;
1.9. Экономическая нестабильность в условиях рыночных отношений создает проблему дефицита рабочих мест для молодежи, удорожания образовательных услуг;
1.10. Алкоголь, наркотики и токсические вещества легко доступны и относительно дешевы.
2. Конституционально-биологические: наследственная отягощснность психическими и/или наркологическими заболеваниями.
3. Неэффективная социализация в семье:
3.1. Родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;
3.2. Взрослые члены семьи употребляют спиртное, наркотики;
1.3. Мят», и отец конфликтуют между собой:
3.4. Нет эмоциональной близости между членами семьи;
3.5. Родители испытывают проблемы в воспитании детей;
3.6. Генетическая предрасположенность к употреблению наркотических и токсических веществ;
3.7. Родителей не интересуют успехи детей в школе;
3.8. В силу занятости родителей на работе не остается времени на их общение с детьми.
4. Неудовлетворительная ситуация в учебных заведениях:
4.1. Преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков и молодежи:
4.2. Учащиеся часто переходят из одной школы в другую;
4.3. Пропуски занятий без уважительных причин, остаются на второй год;
4.4. Недоброжелательный климат в группе;
4.5. Асоциальное поведение: кражи, бродяжничество и др;
4.6. Влияние более старших товарищей, общение в компании, употребляющей алкоголь и наркотики;
4.7. Дефицит массовых мероприятий, построенных на принципах состязательности, развивающих вкус, умения, навыки самостоятельного принятия решений.
Мотивы употребления наркотических веществ:
1. Подражание старшим или авторитетным сверстникам;
2. Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
3. Стремление соответствовать обычаям значимой для подростков группы сверстников;
4. Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера);
5. Протестные реакции (назло), направленные против старших (родителей, педагогов);
6. Самодеструктивнос поведение;
7. Любопытство;
8. Подчинение давлению и угрозам.
Общие признаки начала употребления психоактивных веществ полростхами:
1. Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
2. Появляется отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
3. Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
4. Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
5 Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
6. Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.
7. Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
8. Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцы, иглы, небольшие пузырьки, облатки из-под таблеток, небольшие кулечки из целлофана или фольги, тюбики из-под клея, пластиковые пакеты от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
9. Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства, в зависимости от употребляемого наркотика. Периодически тошнота, рвота.
10. Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
11. «Беспричинное» сужение или расширение зрачков.
Фюио логические
- бледность или покраснение кожи;
- расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
- несвязная, замедленная или ускоренная речь;
- потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
- хронический кашель;
- плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
я наркотиков:
- резкие скачки артериального давления;
- расстройство желудочно-кишечного тракта.
Поведенческие
-беспричинное возбуждение, вялость;
- повышенная или пониженная работоспособность;
- нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
-уходы из дома, прогулы занятий по непонятным причинам;
- трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
- бессонница или сонливость;
- болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
- повышенная утомляемость;
- избежание общения с людьми, с которыми раньше были близки;
- снижение успеваемости;
- постоянные просьбы дать денег;
- пропажа из дома ценностей;
- частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;
- самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
- частое вранье, изворотливость, лживость;
- уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
- неопрятный внешний вид;
-склонность к прослушиванию специфической музыки;
- проведение большей части времени в компании асоциального типа.
Очевидные сииптомы
- следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
- бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
- закопченные ложки, фольга;
- капсулы, пузырьки, жестяные банки;
- пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
- папиросы в пачках из-под сигарет.
В чем вина родителей?
Исследования ряда зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, никогда не имели в детстве возможности сказать «нет» своим родителям. Под этим имеется в виду не истерически-аффективное поведение избалованного ребенка, а нормальное человеческое «нет». «Нет» человека, имеющего право на собственное мнение и убежденного в том, что мнение это небезразлично его близким.
Ребенок с самого раннего возраста усваивает, что прямой и честный протест, отражающий его реальное внутреннее состояние, не будет принят и понят взрослыми и повлечет за собой непременные переживания (не принципиально - будут ли это истерические слезы матери или затрещина отца).
Подавленный протест, необходимость скрывать свое истинное состояние вызывают чувство унижения и стыда. Они порождают агрессию по отношению к родителям, которая не может, по понятным причинам, быть выражена открыто, и либо проявляется в искаженных, деструктивных формах (одной из таких форм в старшем возрасте может быть уход - уход из дома, в секту, в наркотики, либо в алкоголизм), либо становится так называемой «аутоагрессией», то есть агрессией, направленной ребенком на самого себя (поскольку все виды зависимости ведут к саморазрушению личности, они могут быть одной из форм прояиления яутоягрессии).
Родители, пытающиеся тем или иным способом вызвать или усилить у ребенка чувство вины (слезы, «посмотри, как больно ты мне делаешь...», «...ты загонишь бабушку в гроб» и т. п.), усложняют общение, отталкивая ребенка от себя, не признавая за ним права на ошибку.
С большой долей уверенности можно утверждать две вещи:
Во-первых, заниженная самооценка, усиленная «воспитанием», способствует складыванию психологической зависимости от наркотиков, бегству от проблем, за которые страшно браться.
Во-вторых, если в раннем детстве в процессе семейного воспитания выработаны здоровые способы реагирования на сложную ситуацию, то человек практически застрахован от наркотической зависимости, риска попасть в деструктивную секту и, в значительной мере, от опасности алкоголизма.
Кто виноват и что делать?
К сожалению, узнав о пристрастии ребенка к наркотикам, большинство родителей не могут трезво оценить ситуацию. Они обвиняют общество и «дурную компанию», не задумываясь об обстановке в собственной семье. Богатые родители отправляют чадо в закрытую клинику или за границу - не столько ради лечения, сколько для самоуспокоения. И в результате пропасть между ними и детьми только растет.
Прежде всего необходимо поставить диагноз. Дело это тонкое и деликатное. Возбуждение или апатия, беспричинный смех или сонливость, даже незнакомый запах от ребенка - еще не повод для однозначных выводов. Однако наличие группы симптомов должно настораживать.
За постановкой диагноза следует лечение. Это процесс медленный, требующий огромного терпения не только от врачей и психологов, но и от родителей.
Лечить наркомана принудительно нет смысла. Но сами наркоманы начинают «бить тревогу» лишь на поздних стадиях болезни, когда наркотик нужен уже не ради «кайфа», а из страха «ломки». И обращаются чаще не к медикам, а к самолечению - принимают разные комбинации лекарств. Вот тут-то в компании наркоманов и происходят первое смертельные случаи. Подростки, возможно, впервые пугаются за свою жизнь. Первое слабое желание победить болезнь - великий шанс, родители и психологи должны осторожно и тактично воспользоваться им. Обращаться необходимо только к проверенным профессионапам - наркологам. Лишь опытный специалист-нарколог, может грамотно и безболезненно вывести человека из состояния наркотической ломки!
После преодоления абстинентного синдрома (снятия «ломки») начинается второй этап -борьба с психологической зависимостью. Это тоже долгий процесс: наркоман должен отвыкнуть от прежнего образа жизни. Здесь особенно необходима помощь и поддержка специалиста-психолога.
Профилактика наркомании и духовность человека
Практика США показала что наиболее эффективной мерой борьбы с наркоманией является профилактика. В различных документах и статьях при помощи таблиц, диаграмм, графиков было показано, что выделение огромных средств на борьбу с наркоманией силовыми методами не принесло таких значительных показателей, как профилактика.
На данный момент специатисты России в области борьбы с наркоманией осознали еще не полностью значимость и действенность профилактики. Отчасти это связано с тем, что борьбой занимаются таможня, пограничная служба, МВД и ФСБ, т. е. нет единого управляющего и организующего органа со своим финансированием и «узкими» специалистами.
Следует подчеркнуть, что профилактика - это не только доступная и грамотная информация, которая может быть воспринята разными слоями населения и общества в целом. Профилактика - это развитие здорового поведения и ресурсов личности, препятствующих риску употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Это значит, что человек должен иметь возможность развиваться как здоровая активная личность, способная справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь. Знать, что наркотики - это плохо, недостаточно. Знать -это не значит уметь. Это даже не значит - понимать. В профилактике зависимости от наркотиков главная задача - сделать так, чтобы дети и взрослые хотели, умели и могли жить здоровой жизнью.
Человек будет защищен от употребления наркотиков и различных видов зависимости от психоактивных веществ в том случае, если будут развиты его духовные, личностные, средовые ресурсы. Профилактика - это, прежде всего, предоставление человеку- возможности формировать здоровое поведение на основе развития духовного, физического, психического и социального благополучия, развивать творческие способности, получать знания, осваивать умения, различные виды социальной деятельности.