Научная статья на тему 'Нарастание социального протеста работников народного образования Иркутской области в период перестройки'

Нарастание социального протеста работников народного образования Иркутской области в период перестройки Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
31
2
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАБАСТОВКА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Оболкин Евгений Сергеевич

Исследуются истоки социального протеста в сфере образования Иркутской области в конце ХХ века. Проанализированы: деятельность отраслевого профсоюза народного образования региона в социальном протесте; предпосылки протеста педагогов области и первые действия протестного характера в сфере образования, а также итоги начального этапа протестного движения в педагогической среде Иркутской области.

GROWTH OF THE SOCIAL PROTEST DURING THE «PERESTROIKA» AND THE TRADE UNION OF PUBLIC EDUCATION WORKERS IN IRKUTSK REGION

The author investigates the origins of the social protest in the sphere of education in Irkutsk Region in the end of the twentieth century. He analyses the activity of the trade union of the regional public education during the social protest, conditions for regional teachers protest and the first actions of the protest character in the sphere of education. Also he deals with the results of the initial phase of the protest movement in the educational environment of Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Нарастание социального протеста работников народного образования Иркутской области в период перестройки»

УДК 93:323.26

НАРАСТАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

Е.С. Оболкин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуются истоки социального протеста в сфере образования Иркутской области в конце ХХ века. Проанализированы: деятельность отраслевого профсоюза народного образования региона в социальном протесте; предпосылки протеста педагогов области и первые действия протестного характера в сфере образования, а также итоги начального этапа протестного движения в педагогической среде Иркутской области. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: социальный протест; народное образование; забастовка.

GROWTH OF THE SOCIAL PROTEST DURING THE «PERESTROIKA» AND THE TRADE UNION OF PUBLIC EDUCATION WORKERS IN IRKUTSK REGION E.S. Obolkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author investigates the origins of the social protest in the sphere of education in Irkutsk Region in the end of the twentieth century. He analyses the activity of the trade union of the regional public education during the social protest, conditions for regional teachers protest and the first actions of the protest character in the sphere of education. Also he deals with the results of the initial phase of the protest movement in the educational environment of Irkutsk region. 10 sources.

Keywords: social protest; public education; strike.

Цель данной статьи заключается в проведении комплексного анализа начального этапа социального протеста в сфере образования Иркутской области в конце ХХ века. Для этого необходимо:

1) изучить причины социального протеста в сфере образования Иркутской области в конце ХХ века;

2) определить хронологические рамки начального этапа социального протеста в сфере образования Иркутской области в конце ХХ века;

3) проанализировать деятельность отраслевого профсоюза работников народного образования региона в социальном протесте;

4) исследовать характерные черты и итоги начального этапа протестного движения в сфере образования Иркутской области в конце ХХ века.

С середины 1980-х гг. в СССР стали происходить серьёзные изменения. Данные изменения затронули все стороны социально-экономической и политической жизни советского общества и носили противоречивый характер. В результате произошло стремительное падение уровня жизни населения Советского Союза, что, в свою очередь, привело к росту в конце 1980-х годов забастовочного движения по всей стране. Не осталась в стороне от данного процесса и образовательная сфера государства, в том числе и педагогические работники Иркутской области.

Уже в 1988 году среди критических замечаний и предложений, прозвучавших на городских и районных отчётно-выборных партийных конференциях, было

высказано мнение председателя Братского горисполкома Серебрякова Т. Т. о необходимости увеличения финансирования по линии облисполкома на нужды здравоохранения и просвещения [1, Л. 28]. Данное предложение не осталось без внимания, и на заседании секретариата Иркутского обкома КПСС было принято постановление от 9 декабря 1988 года, по которому местному Облисполкому поручалось рассмотрение и исполнение данного предложения.

А в феврале 1989 года в Москве состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования [2, С. 2]. Он высветил основные проблемы в данной сфере. Помимо чисто профессиональных для народного образования вопросов, на съезде был затронут и вопрос о материальном обеспечении образования. Его охарактеризовали как предкризисное, требующее незамедлительного перераспределения национального дохода в пользу всех типов народно-образовательных учреждений. Причину невыполнения задач, возложенных на народное образование, делегаты съезда видели в бедственном положении данной сферы. Но бедственное положение образования на съезде считали следствием не только ограниченности материальных вложений в эту область, но и неосваиваемости получаемых средств самим народным образованием. Такое неосвоение в 1988 году в СССР составило 1 млрд руб. [2, С. 2]. Для Иркутской области данное положение тоже было характерно. Главную причину этого делегаты съезда видели в нехватке строительно-

1 Оболкин Евгений Сергеевич, аспирант, тел.: 89642100219, e-mail: Kristya01_91@mail.ru Obolkin Evgeny Sergeevich, postgraduate student, tel.: 89642100219, e-mail: Kristya01_91@mail.ru

ремонтных мощностей, поэтому предлагали наращивать строительные мощности и создавать специализированные строительные тресты, в том числе и для народного образования.

Вопрос о протестном движении в этот период стоял как никогда остро. На пленуме ВЦСПС в первую очередь был рассмотрен вопрос об отношении к забастовкам [3, С. 4]. В Иркутской области на тот момент было зафиксировано 30 конфликтов с остановкой работы [3, С. 4]. Главная причина - неудовлетворённость условиями труда, режимом работы, социальной сферой, зарплатой. О серьёзности назревших проблем говорит тот факт, что люди пошли на забастовку, то есть решились, по сути, на незаконные по тем временам действия. Председатель Иркутского областного Совета профсоюзов (облсовпрофа) Н. И. Мальцев заявил даже о необходимости закона о забастовке, который на тот момент только обсуждался в Верховном Совете СССР.

Ещё в октябре 1989 года на профсоюзных собраниях в учреждениях народного образования Иркутска, Ангарска, Братска, п. Жигалово членами профсоюза поднималась проблема большой переуплотнённости школ, что сказывалось на условиях труда учителей [4, Л. 24]. А участники собраний гг. Усть-Илимска, Усолье-Сибирское, Иркутска и других районов говорили о том, что ещё мало делается для поднятия престижа учителя, хотя говорится много, кроме того, они заявили, что низкой остаётся заработная плата, снижается жизненный уровень работников учреждений, находящихся на государственном бюджете [4, Л. 24].

Также в 1989 году в Иркутской области отмечалось резкое возрастание оттока учителей в другие отрасли, в частности, высокая текучесть педагогических кадров наблюдалась в Тайшетском - 22,8%, Ка-чугском - 20,6%, Аларском - 15,3%, Бодайбинском -15,7%, Иркутском - 11,2% районах [5, Л. 58]. Данная тенденция вполне объяснима, если учесть, что заработная плата работников народного образования в 1989 году была ниже средней зарплаты по стране [5, Л. 59]. Кроме того, бесконтрольный рост цен на товары и услуги особенно сильно сказывался на снижении жизненного уровня наименее социально и экономически защищённых слоёв населения. Также наблюдалась тенденция, связанная с тем, что в отрасли образования были не изжиты факты грубых нарушений трудового законодательства. Данная тенденция подтверждается тем, что в Иркутский обком профсоюза за период с декабря 1986 года по ноябрь 1989 года поступило 613 устных и письменных обращений трудящихся, из них 283 - по вопросам нарушений трудового законодательства, 75% из которых подтвердились в пользу трудящихся [5, Л. 59].

А 10 августа 1990 года на собрании актива Иркутской областной партийной организации второй секретарь Иркутского обкома КПСС В. М. Спирин в своём докладе «Об итогах XXVIII съезда КПСС и основных направлениях деятельности областной партийной организации по реализации его решений» отмечал, что нарастание кризиса в экономике ещё более усиливает социальную напряжённость [6, Л. 5-6]. Конста-

тировалось также, что остаётся тяжёлым положение в здравоохранении, образовании и во всей социально-культурной сфере.

Таким образом, проблему усиления социальной напряжённости власть признавала, однако причины проявления крайних мер данной напряжённости власть считала надуманными и не разделяемыми трудовыми коллективами. Подтверждает данную тенденцию вышеупомянутый доклад В. М. Спирина, в котором говорилось, что некоторые, на первый взгляд, радикально настроенные лидеры, безответственно используют лозунги и призывы к забастовкам, и нетрудно представить себе, что произойдёт, если где-нибудь эти призывы найдут отклик. Кроме того, отмечалось, что люди начинают понимать, и говорить об этом с озабоченностью на встречах, что под видом борьбы за демократию ведётся разрушительная, антидемократическая деятельность не только в партии, но и в обществе в целом, что в последнее время провоцируется рост социальной и политической напряжённости. Таким образом, речь шла о переходе социальной напряжённости в политическую плоскость.

Начиная именно с 1989 года Иркутский областной профсоюз работников народного образования начал использовать такие формы борьбы за свои права, как коллективные акции протеста: забастовки, митинги, голодовки, «живые цепочки» и т. д. [7, С. 137]. Целью данных акций было сокращение безработицы, ликвидация задолженностей, своевременная выплата зарплаты и повышение жизненного уровня (то есть повышение зарплаты).

Первыми в Иркутской области по защите прав работников народного образования выступили в 1989 году заведующая Бодайбинским городским Отделом народного образования (горОНО) Л. М. Щукина и председатель Совета председателей профкомов (СПП) Л. И. Зудова [8, Л. 33]. В результате их действий бодайбинцы добились выравнивания районного коэффициента, привлечения внимания Совета народных депутатов к школьным проблемам.

Также в 1989 году в городе Железногорске Иркутской области по причине невыплаты заработной платы были проведены митинги, пикеты и шествия с плакатами, что вызвало огромный резонанс в городе [7, С. 86]. Кроме того, были посланы телеграммы высшему руководству страны. В результате митингующие добились на местном уровне прибавки к зарплате небольших процентов классным руководителям и учителям за проверку тетрадей.

А 26 - 27 сентября 1990 года на Всероссийском учредительном Съезде работников народного образования и науки совершенно на новой основе было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РФ, был принят новый Устав профсоюза [7, С. 37]. Впервые в качестве приоритетной задачи Профсоюза была провозглашена защита социально-экономических и трудовых прав и интересов членов организации. В условиях социально-экономических катаклизмов в стране и области профсоюзные организации начали овладевать практикой массовых коллективных выступлений:

уличными митингами, пикетированием органов исполнительной и законодательной власти, многодневными забастовками.

30 октября 1990 года состоялся 111-ий Пленум Иркутского обкома профсоюза работников народного образования и науки. На данном пленуме отмечалось, что острое беспокойство у десятков миллионов людей вызывает ощущение того, что проблемы народного образования не получили должного отражения ни на съездах народных депутатов, ни в программах, представленных съездом правительству [9, Л. 19]. Для решения проблем в образовательной сфере, по мнению обкома отраслевого профсоюза, нужны были меры, коренным образом отличающиеся от тех безрезультатных, что предпринимались неоднократно, в том числе и в годы перестройки.

Таким образом, в 1990 году в сфере образования страны продолжалась негативная динамика. Подтверждает данную тенденцию и тот факт, что на 111-ем Пленуме Иркутский обком профсоюза работников народного образования и науки заявил о том, что профсоюзы должны искать новые формы и направления своей деятельности для наиболее полной защиты прав и жизненных интересов работников образования, науки, студентов, учащихся педучилищ. Данное заявление было не простой декларацией, так как на съездах были приняты новые уставы и приоритетные направления деятельности отраслевого профсоюза, а также обращения к Верховному Совету РСФСР и СССР, кроме того, на учредительном съезде Российского профсоюза работников народного образования и науки был сформирован Центральный комитет профсоюза, ликвидирован Республиканский комитет [9, Л. 19]. Таким образом, была создана совершенно другая организация, так как Республиканский комитет являлся бывшим филиалом отраслевого ЦК профсоюза.

Итак, 1990 год знаменуется новым этапом борьбы профсоюзов за защиту прав и интересов работников народного образования. Характерными признаками данного этапа являлись единство действий всех звеньев организаций профсоюза и коренное изменение их тактики [9, Л. 23]. В частности, основными формами данной тактики на 111-ем Пленуме Иркутского обкома профсоюза работников народного образования и науки 30 октября 1990 года были провозглашены:

1) выступления с требованиями перед органами государственной власти и управления хозяйственными органами об отмене, приостановке решений, противоречащих законодательству, нарушающих права и законные интересы трудящихся и учащейся молодёжи;

2) поддержка выдвигаемых организациями профсоюза обоснованных требований, манифестаций, связанных с днём знаний, днём учителя, организация проведения референдумов, митингов, демонстраций, протестов, пикетов для выражения и защиты прав и интересов членов профсоюза, вплоть до забастовок для разрешения коллективных споров и конфликтов;

3) тесное взаимодействие с народными депутатами Советов всех уровней, общественными организа-

циями, объединениями, движениями, ставящими своей целью защиту прав и интересов работников народного образования и науки, студентов, учащейся молодёжи на основе равноправного партнёрства, диалога и сотрудничества;

4) создание специальных страховых фондов, фондов солидарности профсоюза как материальной основы коллективных действий по защите интересов членов профсоюза, оказание им помощи в связи со стабильными бедствиями, экологическими катастрофами, забастовками и т. д.

А на Республиканском и Всесоюзном съездах профсоюза работников народного образования и науки и 19-ом съезде профсоюзов СССР в 1990 году было высказано однозначное требование к правительству удвоить или утроить долю расходов государственного бюджета на образование и науку, начиная с 1991 года [9, Л. 24]. Данное требование было вполне правомерным, так как доля расходов на народное образование в национальном доходе СССР в 1990 году составляла в 2-3 раза меньше в сравнении с развитыми странами [9, Л. 24]. Своей центральной задачей профсоюзы, в связи с борьбой за интересы работников на рынке труда, считали цену рабочей силы или, другими словами, заработную плату. На Всесоюзном съезде в 1990 году был выработан документ - заявление к Правительству СССР по вопросам повышения заработной платы работников народного образования. Кроме того, одним из важнейших направлений в деятельности профкомов должна была стать работа по улучшению условий труда и оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов. Данное внимание к вопросу повышения зарплаты работников народного образования и науки объясняется ещё и тем, что в новых экономических условиях перехода страны к рынку уровень оплаты труда являлся своеобразным индикатором степени защищённости работников.

Таким образом, третьим признаком нового этапа борьбы профсоюзов за защиту прав и интересов работников народного образования и науки, начавшегося в 1990 году, наряду с единством действий всех звеньев организаций профсоюза и коренным изменением их тактики, являлся приоритет вопроса повышения заработной платы.

25 декабря 1990 года коллегия Главного Управления народного образования (ГлавУНО) совместно с Президиумом Иркутского обкома профсоюза приняли Постановление «О мерах социальной защиты учреждений и работников народного образования Иркутской области в условиях перехода экономики на рыночные отношения». В данном постановлении отмечалось, что в условиях перехода народно-хозяйственного механизма страны на рыночные отношения в системе народного образования резко обострилась социально-экономическая обстановка, наметилось ухудшение в отношениях к нуждам работников отрасли со стороны государственных, советских и хозяйственных органов [10, Л. 3]. Кроме того, констатировалось, что в трудовых коллективах учреждений народного образования проходят собрания, конференции, на которых выдви-

гаются требования, касающиеся повышения уровня материального обеспечения педагогических кадров работников области, как и по всей стране, резко нарастает напряжённость, создаются координационные стачечные и забастовочные комитеты.

Таким образом, данные факты ещё раз подтверждают тенденцию ухудшения обстановки в сфере народного образования Иркутской области, а также указывают на тенденцию нарастания протестных настроений и действий протестного характера в педагогической среде Приангарья.

Также 25 декабря 1990 года трудовые коллективы учреждений народного образования Иркутской области выдвинули ряд требований Иркутскому областному совету народных депутатов, Областному исполнительному комитету (облисполкому) и ГлавУНО с тем, чтобы данные органы власти вышли с предложением в Верховный Совет РСФСР и правительство по решению данных проблем в 1991 году [10, Л. 12]. Эти требования касались выделения централизованных бюджетных ассигнований на повышение заработной платы учителям и другим педагогическим работникам народного образования с 1 января 1991 года и доведения зарплаты до уровня средней зарплаты в сфере материального производства, повышения заработной платы обслуживающего персонала на 50%; введения корректировки нормативов бюджетного финансирования в соответствии с индексом цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, потребляемые учреждениями народного образования; а также, радикального совершенствования организации, нормирования оплаты труда работников народного образования.

В итоге, ГлавУНО и Президиум Иркутского обкома профсоюза, обобщив требования трудовых коллективов области, поддержали пакет основных требований трудовых коллективов учреждений народного образования области, а также постановили обеспечить выполнение требований коллективов учреждений народного образования, находящихся в компетенции ГлавУНО и обкома профсоюза до 1 марта 1991 года; считать важнейшим инструментом социально-экономической защиты работников народного образования в условиях рыночных отношений ежегодно заключаемые между администрацией и комитетами профсоюза учреждений коллективные договоры и соглашения; заключить соглашения на уровне ГлавУНО и обкома профсоюза по решению социально-

экономических проблем народного образования области в 1991 году [10, Л. 4]. Очень показательно то, что наряду с приоритетностью в деле социально-экономической защиты работников народного образования коллективных договоров и соглашений, в данном постановлении было провозглашено также, что в соответствии с решением Учредительного съезда профсоюза работники народного образования и науки имеют право использовать все меры защиты своих интересов, вплоть до организации и проведения в январе 1991 года предупредительной забастовки в случае отказа органов государственной власти, Советских органов области удовлетворить изложенные требования трудовых коллективов. Данный факт подтверждает тенденцию усиления и радикализации настроений и действий протестного характера в сфере народного образования Иркутской области.

Таким образом, период с 1988 года по 1991 год является начальным этапом социального протеста в сфере образования Иркутской области, так как в данный период сложились предпосылки социального протеста педагогов региона и были отмечены первые действия протестного характера в сфере образования области. Причинами возникновения социального протеста в среде работников образования региона являлись: низкая заработная плата педагогов; ухудшение социально-экономической ситуации в сфере образования СССР в целом и Иркутской области в частности. Кроме того, данный период характеризуется:

1) локальностью первых акций протеста педагогов в регионе;

2) превалированием в протестном движении учителей Приангарья требования повышения оплаты своего труда;

3) тенденцией, связанной с резким возрастанием в области оттока учителей в другие отрасли;

4) новым этапом борьбы профсоюзов за защиту прав и интересов работников образования, в ходе которого отмечалось единство действий всех звеньев организаций профсоюза, коренное изменение их тактики, приоритет и основное значение вопросов повышения заработной платы;

5) началом создания в Иркутской области координационных стачечных и забастовочных комитетов;

6) проявлением тенденции нарастания протестных настроений и действий протестного характера в педагогической среде региона.

Библиографический список

1. Государственный Архив Новейшей Истории Иркутской Области (ГАНИИО), Ф. Р-3197, Оп. 1, Д. 314.

2. Кичатинов Л. Баобаб в горшке не вырастишь // Восточно -Сибирская Правда. 1989. 14 февраля. С. 2.

3. Баталина, О. Сегодня нам нужна свобода...// Восточно -Сибирская Правда. 1989. 10 октября. С. 4.

4. ГАНИИО, Ф. 2752, Оп. 1, Д. 2609.

5. ГАНИИО, Ф. Р-3197, Оп. 1, Д. 268.

6. ГАНИИО, Ф. 127, Оп. 128, Д. 239.

7. Прошлое и настоящее Иркутской областной организации общероссийского Профсоюза образования в воспоминаниях современников / отв. за выпуск А. И. Сайфутдинов, И. Н. Чертовских. Иркутск : Оттиск, 2005. 208 с.

8. ГАНИИО, Ф. Р-3197, Оп. 1, Д. 287.

9. ГАНИИО, Ф. Р-3197, Оп. 1, Д. 279.

10. ГАНИИО, Ф. Р-3197, Оп. 1, Д. 283.