Научная статья на тему 'Итоги социального протеста работников образования Иркутской области в конце хх века'

Итоги социального протеста работников образования Иркутской области в конце хх века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАБАСТОВКИ / ПРОФСОЮЗЫ / SOCIAL PROTEST / PUBLIC EDUCATION / STRIKES / TRADE UNIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оболкин Евгений Сергеевич

В статье исследуются итоги социального протеста в сфере образования Иркутской области конца ХХ века. Проанализированы деятельность отраслевого профсоюза народного образования региона в социальном протесте, процессы нарастания и угасания протеста педагогов области. Особое внимание уделено рассмотрению процесса снижения действий протестного характера в сфере образования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK EDUCATOR SOCIAL PROTEST RESULTS IN LATE 20 th CENTURY

The article examines the results of the social protest in the Irkutsk region education in the late twentieth century. It analyzes the activity of the regional public education trade union in the social protest, the growth and decline of regional teachers protest. The decline in the protest actions in the field of regional education is given a thorough examination.

Текст научной работы на тему «Итоги социального протеста работников образования Иркутской области в конце хх века»

водством, приняла неформальную форму внетеат-рального поведения. Создавались театральные секции при ВТО, при театрах, вузах, школах, клубах, в системе «народных университетов», где не просто обсуждались театральные постановки, но задавались вопросом - как жить дальше?

- таким образом, театр утверждал себя как це-

лостная, открытая, саморегулирующаяся система, вобравшая в себя взаимодействие и взаимовлияние общественных настроений;

- именно театр как система чутко реагировал на общественные сдвиги, менял свою структуру, обогащался новыми ресурсами для будущих социальных перемен 90-х годов.

УДК 93:323.26

ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

© Е.С. Оболкин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье исследуются итоги социального протеста в сфере образования Иркутской области конца ХХ века. Проанализированы деятельность отраслевого профсоюза народного образования региона в социальном протесте, процессы нарастания и угасания протеста педагогов области. Особое внимание уделено рассмотрению процесса снижения действий протестного характера в сфере образования региона. Табл. 4. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: социальный протест; народное образование; забастовки; профсоюзы.

IRKUTSK EDUCATOR SOCIAL PROTEST RESULTS IN LATE 20th CENTURY E.S. Obolkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article examines the results of the social protest in the Irkutsk region education in the late twentieth century. It analyzes the activity of the regional public education trade union in the social protest, the growth and decline of regional teachers protest. The decline in the protest actions in the field of regional education is given a thorough examination. 4 tables. 7 sources.

Key words: social protest; public education; strikes; trade unions.

Данная тема находится на стыке истории, политологии и социологии и является на сегодняшний момент малоизученной с точки зрения этих наук. Комплексные исторические исследования регионального отраслевого социального протеста вообще отсутствуют, а без изучения социального протеста в сфере образования невозможно полное и всестороннее научное исследование общероссийской и региональной истории конца ХХ века.

Представленная проблема особенно актуальна в региональном плане, так как социальное и экономическое положение педагогов в области, как и в целом по стране, до сих пор остаётся низким.

Целью данной статьи является комплексное исследование итогов протеста педагогов Иркутской области в конце ХХ века и всесторонний анализ процессов нарастания и снижения данных действий в сфере образования региона.

В 1998-1999 гг. наблюдалась тенденция снижения социальной напряжённости и действий протестного характера в педагогических коллективах Иркутской области, замена политических требований экономическими. Коллективные действия учителей носили ло-

кальный характер, были плохо скоординированы и в большинстве случаев имели незначительные результаты.

27 января 1999 г. началась всероссийская акция протеста работников образования. По данным Иркутского областного комитета профсоюза работников образования коллективы 250 учебных заведений (более 4 тысяч человек, а это примерно каждый седьмой учитель) заявили о своём намерении провести забастовку в эти дни [1].

И 27-29 января 1999 г. в Иркутской области прошли забастовки педагогических коллективов. Территориальные профсоюзные организации не представили вовремя информацию о январских акциях протеста в Иркутский обком Профсоюза и в органы по труду. В результате данные по акциям протеста в области в январе 1999 г. в различных источниках сильно разнились. Так, по сведениям профорганизаций, забастовки проходили: в г. Усолье-Сибирское бастовали 14 учреждений, около 700 работников, а по сведениям Комитета по труду забастовки не значатся; в Бодайбинском районе не зарегистрированы забастовки в 18 учреждениях с числом участников 540 человек; в г. Усть-

1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: [email protected]

Obolkin Evgeny, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Design, tel.: 89642100219, e-mail: [email protected]

Илимске - соответственно 57 учреждений, около 3400 работников; в Черемховском районе не зарегистрировано 16 забастовок с числом бастующих около 400 человек; в Чунском районе - 17 учреждений, 400 человек, и т. д. [2].

25 февраля 1999 г. на Пленуме Иркутского обкома профсоюза было отмечено, что использование митингов, пикетов, забастовок - путь, вполне доказавший свою состоятельность, ибо (и к большому сожалению) ничто не влияло более действенно на решения Правительства, Администрации области о приоритетном финансировании отрасли, как решительные коллективные выступления её работников [2]. Также на данном пленуме было заявлено, что то, какую форму защиты своих прав применить в каждом конкретном случае, решает не ЦК, не обком Профсоюза, а трудовой коллектив. Причина плохой координации и локального характера коллективных акций протеста, по мнению Иркутского обкома профсоюза, была в недостаточной готовности к коллективной защите самих работников образования.

Кроме того, Иркутским обкомом Профсоюза 25 февраля 1999 г. было заявлено о том, что останавливаться он не будет, и когда возможности обращений, переговоров окажутся исчерпаны и не дадут результатов, профсоюз вновь будет вынужден прибегать к крайним мерам защиты прав работников.

25 февраля 1999 г. участники Пленума Иркутского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ направили Обращение губернатору Иркутской области Б.А. Говорину и председателю Законодательного Собрания Иркутской области И.З. Зе-ленту [2]. В данном Обращении было отмечено, что социальная напряжённость в педагогической среде вызвана не только длительными задержками выплаты зарплаты, но и тем, что некоторые руководители органов местного самоуправления стремятся переложить всю ответственность за сложившуюся на территории социально-экономическую ситуацию на федеральный и областной центр, забывая, что именно они в первую очередь несут ответственность за невыплату заработной платы работникам образования, всей бюджетной сфере. То есть одна из причин социальной напряжённости учителей заключалась в бездействии некоторых руководителей органов местного самоуправления и их нежелании идти на диалог с педагогической общественностью.

В Обращении было отмечено, что во многом молчание и бездействие властей провоцирует людей на многочисленные акции протеста, на забастовки и голодовки.

Характерно для данного Обращения то, что учителя области ставили в нём только экономические вопросы, но не политические. Педагоги высказались в поддержку действий нового состава Правительства, Администрации области и её территорий.

По данным Главного финансового управления и Главного управления общего и профессионального образования с началом 1999 г. в Иркутской области была достигнута положительная динамика снижения задолженности [3]. Эти данные подтверждают следу-

ющие цифры: если в январе 1999 г. задолженность составляла около 190 млн рублей, в феврале - 182 млн руб., в марте - 180 млн руб., то в апреле 1999 г. она составила около 160 млн рублей; в 10 из 37 территорий долгов по зарплате не имелось; заметно улучшилась ситуация с выплатой текущей зарплаты, которая в основном выплачивалась своевременно в 18 территориях области [3]. В подтверждение данной положительной тенденции в образовательной отрасли Иркутской области стоит отметить ещё и тот факт, что по данным Администрации области на 31 мая 1999 г. в регионе накапливались собственные средства на выплату отпускных работникам образования, и ожидалось получение на эти цели федерального трансферта на сумму 100 млн рублей [3]. А в марте 1999 г. был утверждён план мероприятий по стабилизации социально-экономического положения в Иркутской области.

Вместе с тем в 1999 г. в образовательной сфере региона имелась и негативная тенденция. Так, по состоянию на 31 мая 1999 г. в 14 территориях области была не обеспечена стабильная выплата текущей зарплаты, а в 27 территориях имелись долги за 1998 г. [3]. Наиболее критическое положение сохранялось в г. Черемхово, где имели место долги за 15 месяцев (с января 1998 года); в Катангском, Качугском и Черемховском районах - за 13 месяцев; в Тайшетском - за 12 месяцев; в Киренском - за 10 месяцев; в г. Усть-Куте - за 9 месяцев; в Чунском районе - за 8 месяцев; в Усть-Удинском районе - за 7 месяцев.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 18 марта 1999 г. №309 о повышении зарплаты работникам бюджетных отраслей было издано Постановление губернатора Иркутской области от 30 апреля 1999 г. №291-п «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» [3]. Но необходимо отметить ряд особенностей по данному факту. Данное Постановление было введено в действие до соответствующих изменений в Законе Иркутской области «О бюджете Иркутской области на 1999 г.»; в нарушение ст. 226 КЗоТ РФ, ст.ст. 11 и 22 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также Закона Иркутской области «Об организационных и правовых основах социального партнёрства в Иркутской области». Постановление было принято без предварительных консультаций и учёта мнения профсоюзов [3]. Предусмотренное Постановлением повышение оплаты труда работников бюджетной сферы ставилось в зависимость от состояния областного и местных бюджетов, а предусмотренная Постановлением отмена областной надбавки работникам бюджетных отраслей входила в противоречие с требованиями ст. 54 Закона РФ «Об образовании», условиями Генерального Соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 19981999 гг.

Таким образом, данное Постановление шло вразрез с законодательством РФ и Иркутской области.

В подтверждение отрицательной тенденции в образовательной сфере Иркутской области в 1999 г. го-

ворит и тот факт, что по данным государственных органов статистики средняя зарплата работников образования области, даже с учётом областной надбавки, составила в марте 1999 г. 876 рублей, или 33% от средней зарплаты работников промышленности, исчисляемой в 2658 рублей; средняя зарплата работников образования лишь в 1,1 раза превышала величину официально установленного в области прожиточного минимума, составляющего во втором квартале 1999 г. 766 рублей, а для большинства работников - ниже величины прожиточного минимума [3]. Но, несмотря на эти цифры и на приведённые данные, которые на сессии областного Законодательного Собрания 26 мая 1999 г. были доведены председателем Областной организации Профсоюза до сведения депутатов, было принято решение об изменении расходных статей областного бюджета с учётом принятого губернатором Постановления от 30 апреля 1999 г. [3].

Во исполнение Постановления Правительства РФ и губернатора Иркутской области свои решения о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы были приняты в 18 из 33 (54%) территорий области [3]. В 13 из них изменение условий оплаты труда производилось с 1 апреля 1999 г., то есть без предупреждения о предстоящих существенных изменениях условий (оплаты) труда за два месяца. В двух территориях (г. Иркутск и г. Нижнеудинск) новые условия оплаты труда вводились с 20 июля 1999 г. В гг. Ангарске, Братске, Усть-Илимске, Братском и Тулунском районах вводились или решался вопрос о принятии местных надбавок в основном младшему обслуживающему персоналу и педагогическим работникам с низкими тарифными разрядами.

В результате Президиум Иркутского обкома Профсоюза 31 мая 1999 г. принял Постановление, в котором в связи со сложившейся ситуацией с зарплатой работников образования были обозначены меры для защиты педагогами своих прав [3].

Особенность данного Постановления заключалась в том, что в нём уже не упоминалось об акциях протеста учителей, а основной акцент был сделан на следующих формах борьбы педагогов за свои права и интересы: продолжение работы с Областной администрацией, органами местного самоуправления, органами управления образованием и администрацией образовательных учреждений по решению проблем выплаты задолженности по зарплате, своевременной выплаты текущей зарплаты и отпускных; общественный контроль над целевым расходованием средств, предназначенных на оплату труда и отпускных; проведение собраний профсоюзного актива на педагогических конференциях с обсуждением социально-экономической ситуации в образовательной сфере области и территорий; обращения к федеральным, областным и местным органам власти по вопросу их ответственности за социально-экономическое состояние системы образования.

На основании вышеизложенного, а также на основании того, что в различных источниках за 1999 и последующие годы нет упоминаний о различных акциях протеста работников образования, можно сделать

вывод о том, что в 1999 г. в образовательной сфере Иркутской области продолжилось снижение социального протеста, и данный протест пошёл на убыль более интенсивно, чем в 1998 г., поскольку в Приангарье стабилизировалась и улучшилась ситуация с выплатой зарплаты.

О динамике же протестных действий забастовочного характера в образовательной сфере в целом по России в 1990-е гг. целесообразно судить по данным, которые приведены в табл. 1 и 2.

На основании данных таблиц можно отметить тот факт, что российские педагоги в течение 1990-х гг. стали единоличными лидерами протестного движения забастовочного характера в стране. Особенно высокими темпами забастовочное движение в образовательной сфере РФ развивалось во второй половине 90-х годов ХХ века, а своего пика оно достигло в 1997 г. Также стоит отметить, что наивысшую долю из общего числа всех коллективов, участвовавших в забастовках в России в 1990-е гг., образовательные учреждения составили в 1999 г., когда намечался общий спад забастовочного движения в России, хотя абсолютное число учебных заведений, принимавших участие в акциях протеста после 1997 г., неуклонно снижалось. Доля же бастующих в общей численности участников стачечных акций, в силу малочисленности учительских коллективов, была существенно меньше и колебалась в пределах 60-75% [5].

Таблица 1

Забастовки в образовательной сфере РФ [4]

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что забастовки в образовательной сфере РФ в 1990-е гг. отличались особенно высокой активностью.

В Иркутской же области статистические данные о забастовках именно в образовательной сфере начали публиковаться только с 1997 г. На основании табл.3 можно сделать вывод о том, что забастовки происходили на предприятиях разных отраслей, но преобладающая часть данных забастовок была зафиксирована в образовательной сфере.

С 1997 г. в образовательной сфере Приангарья наблюдалась такая же тенденция, как и в общероссийской системе образования: именно после 1997

Го- Число ба- Число ба- Кол-во неотра-

ды стовавших стовавших, ботанного вре-

предприя- тыс. чел. мени, тыс. чел.-

тий дней

1990 6 2,4 13,2

1991 1177 58,4 187,2

1992 4929 2221,0 1217,5

1993 - - -

1994 279 36,1 165,0

1995 8555 319,9 611,7

1996 7396 251,3 1488,6

1997 15610 538,1 3504,8

1998 10586 361,0 1890,4

1999 7130 215,2 1360,4

года в образовательной сфере Иркутской области началось снижение забастовочного движения.

Таблица 2

Забастовки работников образования в общем числе забастовок в России [5]

Годы Удельный вес учреждений образования, где проходили забастовки, к общему числу бастующих организаций (в %)

1990 2,7

1991 67,1

1992 78,6

1993 66,7

1994 54,3

1995 96,6

1996 89,3

1997 91,8

1998 97,8

1999 97,9

Таким образом, в период с середины до конца 1990-х гг. в Иркутской области отмечался генезис про-тестных действий в сфере народного образования в сторону их дальнейшего усиления и радикализации. В данный период также наблюдается тенденция перемещения акцента с экономических требований на политические.

высоким, а в 1999 г. в образовании области произошло интенсивное снижение числа протестных акций.

В период с конца 1980-х - первой половины 1990-х гг. в Иркутской области региональная власть берёт на себя ряд социально-экономических обязательств перед педагогами Приангарья, чтобы снизить про-тестную активность областного народного образования. Главенствующая роль местной региональной власти в решении социально-экономических проблем объясняется тем, что с приходом так называемых «младореформаторов» к власти в России не произошло кардинальных изменений в социальной сфере. Причиной тому были первостепенность и приоритетность борьбы за власть, слабая финансовая база, начавшееся радикальное реформирование России и отсутствие внятной концептуальной составляющей социальной политики. В период с конца 80-х - первой половины 90-х гг. ХХ века в Иркутской области отмечался генезис протестных действий в сфере народного образования в сторону их усиления и радикализации. В целом же для социального протеста в сфере народного образования в Иркутской области в обозначенный период свойственны увеличение численности и представительства участников, а также увеличение коллективных межотраслевых акций протеста. Кроме того, данные акции начинают приобретать всероссийский характер.

Забастовки в Иркутской области в 1997-1999 гг. [6]

Таблица 3

Число предприятий Число участников забастовок, человек Потери рабочего времени, человеко-дней

1997 1998 1999 1997 1998 1999 1997 1998 1999

Всего 851 646 309 36088 29309 8923 289869 172591 70570

Промышленность 6 8 4 2469 842 1208 6411 2169 1208

Строительство 1 70 70

Транспорт 1 3 38 288 38 288

Жилищно-коммунальное хозяйство 6 5 194 544 2320 5557

Здравоохранение 2 1 461 61 1082 281

Образование 835 627 305 32921 27426 7715 279754 164154 69362

Прочие отрасли 1 1 11 72 264 72

О динамике в целом социального протеста (а не только протестных действий забастовочного характера) в образовании Приангарья в конце ХХ века можно судить по данным, представленным в табл. 4. В ней учтены такие формы протеста, как митинги, пикеты, шествия, забастовки, голодовки, приостановка работы, собрания, сбор подписей за отставку федеральных и региональных органов власти, блокада магистралей и другие акции гражданского неповиновения.

На основании табл. 4 можно сделать вывод о том, что значительное увеличение количества акций протеста в образовании Иркутской области произошло в 1994 и 1995 гг., а постепенное снижение числа данных акций началось с 1997 г. Также стоит отметить, что в период с 1995 по 1998 г. включительно количество акций протеста педагогов Приангарья было стабильно

Таблица 4 Акции протеста в образовательной сфере Иркутской области в 1989-1999 гг. [7]

Годы Количество акций протеста

1989 1

1990 0

1991 4

1992 1

1993 0

1994 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995 15

1996 17

1997 14

1998 12

1999 1

В период с середины до конца 1990-х гг. в Иркутской области отмечался генезис протестных действий в сфере народного образования в сторону их дальнейшего усиления и радикализации. В данный период также наблюдается тенденция перемещения акцента с экономических требований на политические. Несмотря на то что с середины 1990-х гг. в России начался процесс формирования социальной политики, обусловленный относительной политической и экономической стабилизацией ситуации в стране, приоритет социальных задач был лишь декларацией. Причина этого видится в слабом финансовом положении страны и невнятной социальной политике, проводимой государственной властью. Это объясняет тенден-

цию увеличения компетенции и ответственности региональной власти в решении социально-экономических проблем. В целом социальный протест в образовании Иркутской области данного периода (вторая половина 90-х гг. ХХ века) характеризовался дальнейшим увеличением масштабности и интенсивности протестных акций. В частности, произошло увеличение численности и представительства участников протестных действий, также увеличилось количество коллективных межотраслевых акций протеста. Кроме того, акции протеста педагогов Приангарья всё чаще стали носить всероссийский характер. А для конца данного периода свойственно снижение социального протеста в сфере образования Иркутской области.

Библиографический список

1. Мадьярова Д. Учителя бастуют. Управленцы думают. Школа стоит // Восточно-Сибирская правда. 1999. 27 января. С. 1.

2. Протокол № 4 Пленума Иркутского обкома профсоюза // ГАНИИО, фонд Р-3197, опись 1, дело 336, л. 24, 31, 32, 47.

3. Протокол № 34 заседания Президиума Иркутского обкома профсоюза // ГАНИИО, фонд Р-3197, опись 1, дело 337, л. 35, 36.

4. Кацва А.М. Массовый протест в социально-трудовой сфере. Коллективные действия наёмных работников в современной России: истоки, проблемы и особенности. М.; СПб.: Летний сад, 2002. С. 66.

5. Российский профсоюз работников народного образования и науки: становление, социальные проблемы и коллективные действия : проблем.-темат. сб. / отв. ред. А.М. Кацва. М.: Рохос, 2002. С. 60, 61, 74.

6. Основные тенденции развития рынка труда в Иркутской области: стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. Иркутскстат. Иркутск, 2006. С. 18.

7. Оболкин Е.С. Социальный протест работников образования и здравоохранения Иркутской области в конце ХХ века: автореф. дис....канд. ист. наук: 07.00.02. Иркутск: ИрГТУ, 2010. 27с.

УДК 070:82.09(47)

КОМУ А.С. ПУШКИН ПОСВЯТИЛ СТАНСЫ "AVEZ-VOUS VU LA TENDRE ROSE..."?

Л

© В.А. Пархомов1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Приводятся результаты архивно-литературного исследования биографических сведений адресата посвящения А.С. Пушкиным стансов «Avez-vous vu la tendre rose.», написанных в лицейские годы в 1814 году. На основе архивных данных и литературных источников показано, что Евдокия Ивановна Бароцци (сестра декабриста И.И. Пущина), которой посвящены стансы, не была женой полковника Я.И. Бароцци, как ошибочно утверждают исследователи творчества А.С. Пушкина, а была женой его отца, действительного статского советника И.С. Бароцци. Библиогр. 27 назв.

Ключевые слова: А. С. Пушкин; стансы; Бароцци; посвящение.

WHO WERE A.S.PUSHKIN'S STANZAS "AVEZ-VOUS VU LA TENDRE ROSE..." DEVOTED TO? V.A.Parkhomov

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003.

The paper presents the results of archival and literary researches of the biographic data of the dedication addressee of " Avez-vous vu la tendre rose... " stanzas, composed by A.S. Pushkin in his lyceum years in 1814. Based on archival data and literary sources the author shows that Evdokiya Ivanovna Barozzi (a sister of the Decembrist I.I. Puschin) to whom the stanzas were devoted, was the wife of the colonel Ya.I. Barozzi's father, the state councillor in deed I.S. Barozzi, rather than the wife of the colonel Ya.I. Barozzi as mistakenly is asserted by the researchers of A.S. Pushkin's creativity. 27 sources.

Key words: A.S. Pushkin; stanzas; Barozzi; dedication.

1Пархомов Владимир Александрович., доктор физико-математических наук, профессор, тел.: (3952) 381259, e-mail: [email protected]

Parkhomov Vladimir, Doctor of Physical and Mathematical sciences, Professor, tel.: (3952) 381259, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.