Научная статья на тему 'К вопросу о радикализации социального протеста работников образования Иркутской области в конце ХХ века'

К вопросу о радикализации социального протеста работников образования Иркутской области в конце ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАБАСТОВКИ / ПРОФСОЮЗЫ / SOCIAL PROTEST / PUBLIC EDUCATION / STRIKES / TRADE UNIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оболкин Евгений Сергеевич

Исследуются итоги социального протеста в сфере образования Иркутской области конца ХХ в. Проанализированы: деятельность отраслевого профсоюза народного образования региона в социальном протесте; процессы нарастания и угасания протеста педагогов области. Особое внимание уделено рассмотрению процесса снижения действий протестного характера в сфере образования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF IRKUTSK EDUCATORS SOCIAL PROTEST RADICALIZATION IN LATE 20 TH CENTURY

The article examines the results of the social protest in the Irkutsk region education in the late twentieth century. It analyzes the activity of the regional public education trade union in the social protest, the growth and decline of regional teachers protest. The decline in the protest actions in the field of regional education is given a thorough examination.

Текст научной работы на тему «К вопросу о радикализации социального протеста работников образования Иркутской области в конце ХХ века»

ствования, способствует самовыражению. Однако всё же есть и должны быть определённая смысловая понятийная система, логичность, обоснованность и систематичность. В случае систематической формы мыслитель воздействует на разум, а в случае художественной - на восприятие. В то же время импрессив-ная и экспрессивная манера письма обладает большей степенью эффективности. Казалось бы, Ницше не призывает к каким-либо действиям, но это не так. При внимательном чтении все его афоризмы - это скрытые, завуалированные, а порой и откровенные императивы: «Ты идешь к женщинам? Не забудь плётку» [6, т. 2, с. 48]. Эффективно используя многообразные языковые формы и выразительные средства, предельно оттачивая и заостряя их, немецкий мыслитель как бы «ввинчивает» свои утверждения в головы людей. Его тексты эмоционально заряжают читателя определёнными смыслами, но, будучи двойственными, таинственными, как бы «внушают» нечто, представляя собой своеобразную форму суггестии. В них читатель ищет некий сокровенный смысл, который сокрыт под многочисленными сложными языковыми формами. Такая коммуникативная стратегия может быть эффективнее теоретического классического дискурса, позволяет добиться невероятной убедительности, выразительности и правдивости. А это значит, что

использование художественных приёмов, введение в ткань философских текстов литературных форм значительно расширяют пространство философской мысли, делая её не только доступной, но и яркой, красочной. Вместе с тем произведения немецкого автора, несмотря на изящный стиль, афористическое письмо, характерный набор выразительных средств, остаются трудными для восприятия, требуют внимательного прочтения и глубокого осмысления. Говоря о своём философском творчестве и его влиянии на сознание современников, Ницше отнюдь не обольщался, что его работы обретут широкую аудиторию, станут неким духовным ориентиром. В своей книге «Esse Homo» он писал: «если я и вижу своих читателей, то лишь как единицы, разбросанные через целые столетия» [6, т. 2, с. 707]. Можно как угодно воспринимать этот постулат - с иронией, скептически, соглашаться или нет, одно бесспорно: как философ и мыслитель Ницше далеко опередил своё время. Его мысли, суждения, стиль философствования продолжают волновать умы, вовлекать в свою орбиту новых и новых последователей и исследователей. Ф. Ницше оказал огромное влияние на философию, литературу, искусство и культуру ХХ века в целом, о чём свидетельствует непрекращающийся поток публикаций и неподдельный интерес к его творчеству.

Библиографический список

1. Ивин А. А. Теория аргументации: учеб. пособие. М.: Гар-дарики. 2000. 416 с.

2. Подорога В. А. Метафизика ландшафта. М.: Наука. 1993. 320 с.

3. Шопенгауэр А. Новые Paralipomena. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М.: Республика. 2001. 352 с.

4. Свасьян К. А. Фридрих Ницше: Мученик познания // Ф. Ницше. Соч. в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. С. 5-46.

5. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: «Владимир Даль». 2004. 627 с.

6. Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 829 с.; Т. 2. М.: Мысль.1990. 829 с.

7. Сулез А. Витгенштейн и ницшевская критика языка: от ан-

тимодернизма к двум различным стратегиям в философии, или философия с текстуальностью и без // Ницше и современная западная мысль: материалы конф. Европейского унта в Санкт-Петербурге. СПб.: Летний сад. С. 346-369.

8. Миронов В.В. Философия и слово (или еще раз о специфике философии) // Вопросы философии. 2012. № 11. С. 14-27.

9. Визгин В.П. Ницше глазами Делёза // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 47-48.

10. Делёз Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 2001. 184 с.

11. Ницше Ф. Философская проза. Стихотворения. Сборник. Минск: ООО «Попурри», 2000. 544 с.

12. Юнгер Ф. Г. Ницше. М.: Праксис, 2001. 256 с.

УДК 93:323.26

К ВОПРОСУ О РАДИКАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

© Е.С. Оболкин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуются итоги социального протеста в сфере образования Иркутской области конца ХХ в. Проанализированы: деятельность отраслевого профсоюза народного образования региона в социальном протесте; процессы нарастания и угасания протеста педагогов области. Особое внимание уделено рассмотрению процесса снижения действий протестного характера в сфере образования региона. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: социальный протест; народное образование; забастовки; профсоюзы.

1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru

Obolkin Evgeny, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Design, tel.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru

TO THE PROBLEM OF IRKUTSK EDUCATORS SOCIAL PROTEST RADICALIZATION IN LATE 20th CENTURY E.S. Obolkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article examines the results of the social protest in the Irkutsk region education in the late twentieth century. It analyzes the activity of the regional public education trade union in the social protest, the growth and decline of regional teachers protest. The decline in the protest actions in the field of regional education is given a thorough examination. 14 sources.

Key words: social protest; public education; strikes; trade unions.

С 1995 г. в социальном протесте образовательной отрасли Иркутской области началось значительное усиление и радикализация действий протестного характера. Данные действия стали в регионе поэтапными и организованными.

Задержки в выплате заработной платы на 2-4 месяца привели к проведению в конце 1995 - начале 1996 гг. бессрочных забастовок в ряде регионов России. Прошли они и в некоторых районах Иркутской области - Мамско-Чуйском, Тайшетском, Катангском [1].

30 января 1996 г. началась третья Всероссийская забастовка работников образования. В Иркутской области она приняла масштабы более значительные, чем ожидалось, так как в забастовке приняли участие 248 коллективов вместо 147, как предполагалось вначале [2]. Из них 18 коллективов включились в пятидневную забастовку (г. Саянск), 90 - в трёхдневную, остальные не работали только 30 января. Но были и более радикальные меры. Так, например, 13 школ Чунского района, прекратившие занятия ещё 14 января 1996 г., перевели забастовку в статус бессрочной, а учителя школы посёлка Видим Нижнеилимского района объявили голодовку.

Иркутской областной администрацией в 1996 г. была разработана программа поэтапного погашения задолженности по зарплате учителям: до 25 февраля 1996 г. - за 1995 год, до 15 марта 1996 г. - всё остальное. По словам начальника Главного управления народного образований (ГУНО) Иркутской области Д. Шестакова, в 1996 г. выплаты медленно, но верно шли [3]. Здесь уместно напомнить, что 1996 г. был годом президентских выборов в России.

Но даже после третьего этапа единой всероссийской забастовки в защиту образования в конце января - начале февраля 1996 г. предзабастовочная ситуация в образовательных учреждениях Иркутской области не была снята. Это подтверждается тем, что Президиум ЦК профсоюза на своём заседании 22 февраля 1996 г. рекомендовал коллективам образовательных учреждений сохранять забастовочную готовность и, в случае если в марте 1996 г. не будет обеспечено стабильное финансирование образовательной сферы, ликвидированы долги по зарплате и другим социальным платежам, продолжить единые всероссийские действия в апреле 1996 г. [4].

28 февраля 1996 г. в г. Иркутске прошёл пленум областного комитета профсоюза работников народного образования и науки, участники которого обратились к общественности и депутатам Законодательного собрания Иркутской области, а также к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Фе-

дерального Собрания. В одном из данных обращений было заявлено, что система народного образования области, как и всей страны, в кризисе. Причину кризиса участники пленум видели в финансовой и социальной политике государства. Отмечалось, что не исполняются уже принятые законы, в частности, Указ № 1 Президента РФ и закон «Об образовании», а также не соблюдается установленный ими принцип приоритетного финансирования образования, оно по-прежнему осуществлялось по остаточному принципу и со значительными перебоями. Указ № 1 Президента РФ не исполнялся в части соответствия средней зарплаты в бюджетной сфере и аналогичного показателя в производственной сфере, так как средняя зарплата в образовании в январе 1996 г. составляла 57,4% от зарплаты в промышленности [4].

В октябре 1995 г. Государственная Дума приняла два постановления - «О финансировании высших учебных заведений РФ» и «О кризисном положении в системе образования РФ», в которых она обратила внимание Президента РФ и Правительства РФ на углубление кризиса в системе образования. Но в принятом Гос. Думой и Советом Федерации бюджете на 1996 г. на нужды образования было заложено меньше средств по сравнению с бюджетами прошлых лет [4]. В данных условиях закономерным итогом стало заявление 28 февраля 1996 г. Иркутского обкома профсоюза работников народного образования и науки об активизации своих коллективных действий. Кроме того, отраслевой профсоюз призвал всех проявить солидарность и поддержать действия в защиту образования.

Выступавшие на февральском пленуме Иркутского отраслевого профсоюза председатели территориальных Союзов промышленников и предпринимателей (СПП) Иркутской области высказывались за различные формы проведения акций протеста, но все были едины во мнении, что необходимы коллективные действия, а некоторые выступали за подключение к протесту всех бюджетников.

Помимо традиционных экономических требований на февральском пленуме 1996 г. председатель Ниж-неудинского городского СПП Н.М. Ивахова высказала предложение по возможной постановке вопроса о снятии глав администраций и губернатора Иркутской области. Категоричен был и заместитель председателя Иркутского обкома профсоюза А.И. Сайфутдинов, заявивший, что никакие встречи с Ю.А. Ножиковым не помогут, и надо выходить на российский бессрочный пикет [5].

По итогам данного пленума Совет председателей

территориальных комитетов профсоюза принял решение о проведении 27 марта 1996 г. областной конференции представителей трудовых коллективов учреждений образования и пикетировании здания областной администрации 28-29 марта 1996 г. [5]. Данное решение было принято с целью привлечения внимания к проблемам образования со стороны органов исполнительной и представительной власти, а также населения.

В течение марта-апреля 1996 г. в Иркутской области были ликвидированы долги по зарплате, социальным пособиям на детей за 1995 г. и январь 1996 г. [5]. Однако уже в конце апреля и мае 1996 г. в области вновь стала наблюдаться тенденция ухудшения ситуации с финансированием работников образования; по состоянию на 28 мая 1996 г. долги по выплате зарплаты составили 91,4 млрд рублей, и во многих учреждениях образования области зарплата не была выплачена с февраля-марта 1996 г. [5]. Результатом этой ситуации явилось обострение социальной напряжённости в педагогических коллективах, во многих из которых была объявлена предзабастовочная готовность, принято решение не проводить выпускные экзамены и не выходить в отпуск. Кроме того, два работника школ г. Усть-Кут Иркутской области провели акцию протеста в форме голодовки [5].

24 мая 1996 г. было заключено соглашение между администрацией Иркутской области и обкомом профсоюза об обеспечении своевременной выплаты заработной платы за время отпуска работникам народного образования. А на конференции представителей трудовых коллективов учреждений образования Иркутской области 30 мая 1996 г. было принято решение о том, что в случае задержки и (или) невыплаты в полном объёме заработной платы и отпускных будут активнее использоваться обращения в судебные органы и органы прокуратуры от имени предоставивших полномочия членов профсоюза в соответствии с действующим законодательством [5]. А 8-9 июля 1996 г. произошло пикетирование здания Иркутской областной администрации представителями образовательных учреждений различных территорий области.

Несмотря на подписанные рядом территорий региона соглашения с областной администрацией, многие педагогические коллективы Иркутской области, не удовлетворённые ситуацией, вышли на очередное пикетирование здания областной администрации 18 июля 1996 г. и поддержали предложение Иркутской областной организации профсоюза работников образования и науки о проведении 20 августа 1996 г. 111-ей конференции представителей трудовых коллективов учреждений образования Иркутской области.

На начало сентября 1996 г. задолженность по заработной плате и другим выплатам работникам образования области составляла 285 млрд рублей [5]. Работники учреждений образования практически всех территорий Иркутской области не могли получить свои заработанные деньги за 4-5 месяцев прошедшего учебного года. По состоянию на 06 сентября 1996 г. в области не начали работу педагоги более 170 школ. Председатель Иркутского обкома профсоюза работни-

ков народного образования и науки Ю.А. Бакштанов-ский отмечал, что никогда ещё в области, да и России в целом, новый учебный год не начинался в таких напряжённых условиях [5]. Об этом также свидетельствует прецедент, созданный учителями Чунского района, подавшими судебный иск на губернатора области [5]. Иркутский отраслевой профсоюз основную ответственность за данное положение в образовании возложил на глав администраций территорий, и заявил о необходимости сохранять забастовочную ситуацию до полного погашения долгов по зарплате и отпускным.

Известно, что по просьбе губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова Министерством финансов РФ была выделена очередная ссуда, предназначенная только для выплаты зарплаты работникам образования (отметим, что данная ссуда составляла лишь половину от требуемой суммы [5]). В середине 1996 г. Иркутский обком профсоюза направил письмо в прокуратуру области о сложившейся ситуации с выплатой зарплаты и отпускных, а также о фактах нецелевого использования ранее выделенной ссуды в ряде территорий (в ходе расследования эти факты подтвердились) [6].

6 сентября 1996 г. Совет председателей территориальных организаций профсоюза работников народного образования и науки Иркутской области направил обращение губернатору региона Ю.А. Ножикову, в котором констатировалось, что педагоги области испытывают чувство безысходности, вызванное тем, что они разуверились в предвыборных обещаниях президента. Также было сказано о принятом решении обратиться к педагогическим коллективам с тем, чтобы они поддержали 4 октября 1996 г. всероссийскую акцию протеста против политики государства в отношении образования, а также о решении провести в этот день пикетирование здания областной администрации и Законодательного собрания.

В данном обращении требования педагогических коллективов были традиционно экономическими и касались выплаты долгов по зарплате работникам отрасли. Но в нём можно отметить и новую тенденцию, связанную с формированием требований политического характера, о чём свидетельствует предложение, высказанное на областном совещании - начать сбор подписей по признанию работы администрации области неудовлетворительной и требовать её отставки

Но кроме данного прямого факта, подтверждающего выше изложенную тенденцию, был и ряд косвенных, среди которых упомянутое в обращении чувство неверия в обещания президента. Необходимо отметить, что данная радикальная оценка была вызвана тем, что эти обещания были даны перед выборами президента России в 1996 г., а после выборов данные обещания не выполнялись. Также косвенными фактами являлись: изменение трактовки будущей всероссийской акции протеста как протеста против политики государства в отношении образования вместо предыдущего призыва в защиту образования; возложение ответственности за материальные проблемы образования области на глав администраций территорий;

а также вышеупомянутое предложение о возможной постановке вопроса о снятии глав администраций и губернатора Иркутской области, высказанное на февральском пленуме Иркутского отраслевого профсоюза председателей территориальных СПП Иркутской области в 1996 г.

Необходимо отметить, что данные политические требования имели региональный характер, поскольку речь шла об отставке руководителей местных (областных и муниципальных) органов самоуправления.

В течение летнего периода 1996 г. в территориях, где сложилась критическая ситуация с выплатой зарплаты, отпускных и других социальных выплат и льгот работникам образования, коллективами образовательных учреждений проводились различные акции протеста, вплоть до голодовки (Мамско-Чуйский район). В Иркутский обком профсоюза поступали многочисленные предложения от коллективов образовательных учреждений о возобновлении единых коллективных действий в защиту образования [6].

В июне 1996 г. средняя зарплата в образовании по России, даже с учётом частичного возврата долгов за предыдущие месяцы, составляла 69% от средней зарплаты в промышленности и 76,7% - от средней зарплаты в народном хозяйстве [6].

В целях активизации в будущем действий забастовочного характера областной комитет профсоюза рекомендовал территориальным организациям профсоюза объединить усилия с профсоюзами бюджетных отраслей в решении проблем своевременной и в полном объёме выплаты зарплаты и отпускных [6]. Кроме того, он ратовал за создание в коллективах образовательных фондов солидарности в поддержку бастующих работников в виде дополнительных отчислений в размере 1-2% от сумм членских взносов, оставляемых в первичных профсоюзных организациях.

4-8 октября 1996 г. состоялась единая всероссийская трёхдневная забастовка в защиту образования. Педагогические коллективы Иркутской области тоже приняли в ней участие, поскольку несмотря на предпринятые областными и территориальными органами власти мерами по стабилизации социально-экономического положения в образовании, существенного изменения с начала 1996 г. не произошло. Более того, ситуация с ликвидацией задолженности по выплате зарплаты и отпускных опять усугубилась. Так, на начало октября 1996 г. в Братском, Казачинско-Ленском и Нижнеилимском районах имелась задолженность по зарплате за март 1996 г., а в большинстве территорий области зарплата работникам образования не была выплачена с апреля месяца [7].

Поэтому о начале бессрочной забастовки с 1 октября 1996 г. объявили образовательные учреждения Куйтунского района, с 8 октября - Ульканская средняя школа Казачинско-Ленского района, а забастовка продолжительностью 1-3 дня прошла в 14 территориях Иркутской области [7]. В ней приняли участие коллективы 261 учреждений (около 19% всех учреждений области) с численностью работников свыше 8 тыс. человек (около 26%). Одновременно в гг. Иркутск, Ангарск, Бодайбо, в Казачинско-Ленском районе было

проведено пикетирование зданий администраций. В Киренском, Нижнеудинском районах в коллективах прошли собрания и были направлены телеграммы в адрес правительства и администрации области с требованиями принятия решительных мер по стабилизации положения в сфере образования.

Кроме того, в рамках Всероссийской акции протеста педагогическими коллективами области 4 октября 1996 г. было проведено пикетирование здания областной администрации. В нём приняли участие около 400 педагогов из 19 территорий области. Требования работников образования носили экономический характер и касались ликвидации долгов по зарплате и отпускным.

Проведение коллективных действий 4-8 октября 1996 г. в Иркутской области вновь выявило ряд слабых сторон в данных действиях. В частности, по ряду причин коллективные действия, акции солидарности не прошли в ряде территорий области, в том числе в таких крупных центрах, как гг. Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Тайшет, Тулун и др. [7]. Также, ввиду слабой организаторской работы Иркутского горкома профсоюза, участие в акции протеста не приняли большинство коллективов образовательных учреждений областного центра. Опять остались в стороне от про-тестных действий коллективы высших профессиональных учебных заведений и педагогических училищ Иркутской области.

Кроме того, в подтверждение вышеизложенной тенденции нарастания в 1996 г. в педагогических коллективах Иркутской области политических требований регионального характера необходимо отметить тот факт, что в 1996 г. многие представители трудовых коллективов учреждений образования в своих письменных и устных обращениях высказывали мнение о переходе от экономических требований к требованиям политическим: отставке губернатора и его «команды».

По состоянию на 17 декабря 1996 г. долги по зарплате и отпускным работникам образования Иркутской области составили 294,5 млрд рублей [5].

О мерах, которые предпринимала местная власть для погашения долгов в образовательной сфере, можно судить по заключению Контрольно-счётной палаты по результатам исполнения областного бюджета в первом полугодии 1996 г. В нём констатировалось, что Контрольно-счётная палата пришла к выводу, что создавшаяся критическая ситуация с финансированием бюджетных расходов в первом полугодии 1996 г. вызвана, кроме причин общеэкономического характера, рядом проблем, решение которых зависело от деятельности администрации и других государственных органов [5].

Требования работников образования области в конце 1996 г. совпадали с требованиями всех трудящихся России, от лица которых делегаты прошедшего в декабре 1996 г. Съезда ФНПР приняли решение: считать работу Правительства РФ по решению социально-экономических проблем трудящихся неудовлетворительной и заявить решительный протест против антисоциального экономического курса [5].

17 декабря 1996 г. участники областной конфе-

ренции представителей трудовых коллективов учреждений образования Иркутской области приняли решение: объявить в учреждениях образования области предзабастовочную готовность; в случае если задолженность по заработной плате и отпускным не будет погашена в полном объёме до 31 декабря 1996 г., приступить в рамках Всероссийской акции протеста к проведению единой областной предупредительной забастовки работников образования продолжительностью до 5 дней с одновременным требованием отставки Президента и Правительства РФ, губернатора и администрации Иркутской области, глав администраций территорий, не способных решить экономические проблемы образования; в случае невыполнения требований работников образования в дальнейшем приступить к подготовке и проведению единой областной бессрочной забастовки с 10 февраля 1997 г., сбору подписей по отставке Президента и Правительства РФ, губернатора и администрации области [5]. Кроме того, участники данной конференции обратились к своим коллегам из учреждений образования других отраслей, работникам здравоохранения и культуры, ко всей общественности Иркутской области с призывом проявить солидарность и поддержать действия в защиту образования.

Таким образом, политические требования педагогических коллективов Иркутской области в конце 1996 г. стали носить не только региональный, но и федеральный, общероссийский характер.

Губернатор Иркутской области Ю.А. Ножиков 17 декабря 1996 г. на областной конференции представителей трудовых коллективов учреждений образования заявил, что прессинг населения жесточайший, положение угрожает стабильности жизнедеятельности в области. Если меры в ближайшее время не будут приняты, наступит разгул преступности и произвола, и ждать никто уже больше не будет - люди пойдут громить магазины [5]. Также губернатор констатировал, что по бюджетной сфере никаких конкретных решений в правительстве нет, долги с каждым днём продолжают расти, и ждать дальше нечего.

Областная администрация предложила ряд мер по выходу из данной ситуации, среди которых - обращение к банкам за кредитами и переговоры с федеральными структурами. Ю.А. Ножиков также заявил, что власть будет принимать меры по сохранению 30%-ной надбавки на дифференцированную оплату труда.

Выступавшие на данной областной конференции представители трудовых коллективов учреждений образования Иркутской области в большинстве своём выдвигали политические требования, касающиеся отставки Правительства и Президента РФ.

В соответствии с решением конференции в рамках Всероссийской акции протеста 13-17 января 1997 г. в Приангарье прошли коллективные действия в защиту образования. Данная акция прошла в 34 из 38 территорий области, и в ней приняли участие 939 из 1844 коллективов учреждений образования (50,9%) с числом работников около 38000 человек [8]. Забастовка от 1 до 5 дней прошла в 586 учреждениях (31,8%) с

числом участников более 23 тыс. человек. Таким образом, данный факт указывает на увеличение в начале 1997 г. численности педагогических коллективов Иркутской области, принявших участие в забастовочных действиях, по сравнению с аналогичным показателем прошлых лет. То есть, в начале 1997 г. в социальном протесте радикального характера образовательной сферы Иркутской области наблюдалась тенденция увеличения массовости.

Кроме того, в данных забастовках приняли участие 118 дошкольных учреждений, или 20,1% к общему числу бастующих учреждений. Среди других форм протеста в рамках данной Всероссийской акции 13-17 января 1997 г. можно отметить общегородские митинги протеста, прошедшие в гг. Ангарск, Тайшет, Усолье-Сибирское, пикетирование зданий администрации в гг. Тайшет, Усолье-Сибирское, Усть-Кут, в Черемховском и Усть-Илимском районах, а также по инициативе работников образования состоялся сход жителей п. Не-вон Усть-Илимского района. Кроме того, в Заларин-ском, Киренском, Усть-Кутском районах и г. Усть-Илимск прошли конференции педагогов с участием руководителей местной администрации, депутатов районных и городских Дум, а также работников здравоохранения, культуры, родительской общественности.

Однако по итогам январских коллективных действий не использовали активных форм протеста и солидарности большинство коллективов образовательных учреждений гг. Братск, Иркутск, Заларинского, Ка-зачинско-Ленского, Катангского, Куйтунского, Нижне-удинского, Ольхонского и Усть-Илимского районов [8].

В начале 1997 г. в Иркутской области также отмечалась тенденция дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в системе образования. Подтверждают данную тенденцию факты забастовочных действий педагогов региона, увеличение массовости данных акций, а также увеличение, по сравнению с декабрём 1996 г., задолженности по зарплате работникам образования, которая по состоянию на 20 января 1997 г. составляла более 290 млрд рублей [8].

Данную тенденцию подтверждают те радикальные формы протеста, которые использовали педагогические коллективы Иркутской области для достижения своих целей, а также политический характер требований, выдвигаемых в ходе данных акций. Так, по состоянию на 22 января 1997 г. продолжалась бессрочная забастовка в образовательных учреждениях Усть-Кутского района, а многие коллективы педагогов начали подготовку к бессрочной забастовке и сбору подписей за отставку федеральных, областных и местных органов власти [8].

В результате, в многодневной февральской забастовке работников образования в 1997 г. приняли участие около 30 тыс. человек из 633 образовательных учреждения 30 территорий Иркутской области [9].

В соответствии с решением третьей конференции представителей трудовых коллективов, которая состоялась в декабре 1996 г., с 17 февраля 1997 г. в Иркутской области была начата бессрочная забастовка образовательных учреждений. Также по инициативе

участников конференции в феврале 1997 г. был начат сбор подписей по отставке Правительства и Администрации Иркутской области [9].

Основной целью коллективных акций протеста работников образования Иркутской области по-прежнему являлось полное погашение задолженности по зарплате и социальным пособиям.

Коллективные акции протеста радикального характера возымели действие на власть. Этот вывод можно сделать на основании того факта, что вскоре после забастовки Президентом РФ были изданы два указа, приняты распоряжения правительства, утверждён график погашения задолженности учебным заведениям федерального подчинения (вузы, ПТУ), другие правовые акты по оказанию финансовой помощи субъектам федерации, включая Иркутскую область. Кроме того, при губернаторе области была создана чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, оплате труда, которая изыскивала дополнительные источники финансирования социальной сферы. В отдельных территориях удалось сдвинуть ситуацию с долгами по зарплате работникам образования через получение банковских ссуд под гарантию областной администрации [9].

Однако по данным Областного финансового управления задолженность по зарплате работникам образования в марте 1997 г. вновь возросла и составила 345 млрд рублей [9].

Были в Иркутской области и ещё более радикальные, чем забастовка, формы протеста педагогических коллективов. И данный факт тоже отражает всю критичность ситуации в образовательной сфере. Так, учителя г. Усолье-Сибирское в марте 1997 г. совместно с представителями учреждений здравоохранения и другими бюджетниками перекрывали Московский тракт [9]. И после продолжающегося роста долгов учителям усольские педагоги решились на ещё более крайнюю меру. На заседании городского стачкома они приняли решение перекрыть 27 марта 1997 г., в день всероссийской акции протеста, железнодорожную магистраль [9]. Данное решение поддержали все отрасли.

О том, что ситуация в образовательной сфере действительно была критической, говорит тот факт, что педагоги решились пойти в отстаивании своих требований и прав на противозаконную акцию.

На тенденцию ухудшения в 1997 г. ситуации в сфере образования Иркутской области, а также на тенденцию нарастания со стороны педагогических коллективов действий социального протеста в целом и радикального характера в частности указывает ряд фактов. Среди них то, что по состоянию на 20 мая 1997 г. в области с начала 1997 г. были проведены три Всероссийские акции протеста в защиту образования, не прекращались локальные забастовки, катастрофически нарастало число учителей, принимающих решение о проведении голодовок, прибегающих к акциям гражданского неповиновения [8].

Радикализация социального протеста педагогов Иркутской области также указывает на тенденцию ухудшения в 1997 г. ситуации в образовательной сфе-

ре Приангарья. III пленум ЦК профсоюза постановил считать, что положение в образовании сложилось чрезвычайное [8]. В качестве доводов были приведены факты того, что учреждения образования почти не финансируются, а долг по зарплате растёт.

В мае 1997 г. губернатор Иркутской области Ю.А. Ножиков заявил о своей отставке. Иркутский обком профсоюза работников народного образования и науки, несмотря на предыдущие требования педагогических коллективов региона об отставке областных органов управления, считал, что данная отставка главы региона нарушит стабильность в области [8]. Иркутский отраслевой профсоюз образования не стал поддерживать кого-либо из кандидатов на пост губернатора области, а решил подождать до начала их предвыборной агитации и затем уже определиться в своих предпочтениях.

По состоянию на 19 мая 1997 г. задолженность по зарплате работников образования составляла в целом по области 300 млрд рублей [8]. В 26 из 37 территорий Иркутской области (70,2%) долги по зарплате превышали 6 месяцев. Наиболее сложная обстановка сложилась в Казачинско-Ленском и Черемховском районах (задержка зарплаты составляла 12 месяцев), в Зиминском и Катангском районах (11 месяцев).

В 1997 г. социально-экономическая ситуация в образовательной сфере Иркутской области достигла такой критической отметки, что в отдельных случаях педагоги региона были вынуждены прибегать к акциям гражданского неповиновения: блокаде магистралей, взятию «заложников» и др. [8].

Стоит напомнить, что на областные забастовки и голодовки педагогов в 1996 г., связанные с долгами по зарплате, Ю.А. Ножиков ответил решением о запрете отсылать местные налоги в Москву (затем платежи в столицу были снова отменены в начале 1997 г.). Но, по словам Иркутского губернатора, до полного решения проблемы было далеко. Так, за июль-август 1997 г. по Иркутской области общая задолженность по зарплате составляла больше двух триллионов рублей, из которых бюджетникам - 500 млрд рублей [10].

Несмотря на меры, предпринимаемые российской властью, в октябре 1997 г. социально-экономическая ситуация в образовательной сфере оставалась сложной. Об этом свидетельствует тот факт, что по данным на 10 октября 1997 г. задолженность по зарплате работникам образования Иркутской области составляла (без учёта сентября) более 281 млрд рублей [8].

В регионе широкое распространение получили бартер и взаимозачёты, приводящие к натуральной оплате труда. Также, несмотря на Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 585 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы», увеличение тарифных ставок работникам, имеющим 1-5 разряды ЕТС, распоряжением главы администрации области не было произведено. Более того, уровень оплаты труда работников образования по-прежнему отставал от оплаты труда в промышленности. Так, по данным Областного управления статистики средняя зарплата работников образования состав-

ляла в августе 1997 г. 702,6 тыс. рублей, или только 43,3% от средней зарплаты работников в промышленности [8].

Также в октябре 1997 г. к бессрочным забастовкам прибегли педагоги Заларинского, Жигаловского, Бо-дайбинского районов, а предзабастовочная готовность была объявлена во многих других территориях области [8]. Таким образом, в октябре 1997 г. в коллективах образовательных учреждений Иркутской области сохранялся высокий уровень социальной напряжённости.

В 1997 г. в социальном протесте Иркутской области забастовки в учреждениях образования региона, по количеству данных акций, занимали ведущее место. Так, согласно статистическим данным Иркутского областного Комитета по труду, число предприятий, учреждений и организаций, где имели место забастовки за 9 месяцев, возросло с 299 случаев в 1996 г. до 674 - в 1997 г. [8]. Из них 669 случаев приходилось на учреждения образования области. В забастовках приняли участие 26 тыс. работников образования, а потери рабочего времени составили около 255 тыс. человеко-дней.

В результате, несмотря на принятые Правительством РФ, Администрацией области и её территорий обязательства по погашению задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы, данная задолженность в образовательной сфере Приангарья по состоянию на 22 декабря 1997 г. составляла 275,9 млрд рублей [11]. Из оставшейся суммы задолженности основная часть долгов по зарплате должна была быть выплачена из бюджетов городов и районов, доходные источники многих из которых не в состоянии были обеспечить реализации этой задачи.

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что благодаря коллективным действиям педагогических коллективов в 1997 г. власть начала принимать меры по главному для 1997 г. вопросу социального протеста педагогов Приангарья, коим являлся вопрос погашения задолженности по зарплате и отпускным учителям.

Данный вывод подтверждается тем, что в системе образования Иркутской области долг по зарплате был снижен с 350 млрд рублей в начале 1997 г. до 20 млрд рублей в январе 1998 г. [12]. Кроме того, несмотря на дефицит областного бюджета в 1997 г. удалось предотвратить попытки прежней администрации приостановить выплату областной надбавки к зарплате работников бюджетной сферы.

В 1997 г. профсоюзным организациям также удалось активизировать работу по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений. В частности, в 1997 г. было заключено 15 территориальных отраслевых соглашений; до 556 возросло число коллективных договоров, заключённых непосредственно в образовательных учреждениях [12]. В 1997 г., только по данным из 14 территорий Иркутской области, 3,6 тыс. работников образования, 76 профкомов обратились в суды и в большинстве случаев сумели защитить индивидуальное право работников на получение зарплаты в полном размере [12]. К

тому же, в 1997 г. впервые по кассационной жалобе, подготовленной обкомом Профсоюза от имени Мам-ско-Чуйской районной профсоюзной организации, Верховный суд РФ восстановил права работников на коллективную защиту индивидуальных прав работников на своевременное получение зарплаты без прохождения каких-либо предварительных процедур [12].

Таким образом, в 1997 г. профсоюзные организации Иркутской области, по причине большого числа нарушений трудового законодательства, переориентировали свою правовую деятельность от оказания консультативной помощи к практической помощи членам профсоюза по разрешению трудовых споров в досудебном и судебном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 декабря 1997 г. прозвучали официальные заявления федеральных властей о том, что в новый год они вошли без долгов перед работниками бюджетной сферы [12]. Однако, по сведениям Иркутского отраслевого профсоюза образования, по состоянию на 3 февраля 1998 г. долги 1997 г. ещё имелись в ряде территорий области, и вновь появлялись предпосылки для роста задолженности [12]. Отметим, что зарплата была лишь частью государственного долга; 1,3 млрд «новых» рублей составляли долги бюджетной сфере по начислениям во внебюджетные фонды, оставался и огромным долг по выплате детских пособий, в ряде территорий - по компенсациям на приобретение книгоиздательской продукции, коммунальным платежам [12].

Также стоит отметить, что если раньше в акциях протеста принимали участие 15-20% учителей, то в 1997 г. - почти 50% [13]. Претерпели изменения и требования педагогов: сначала они были экономическими и касались в основном вопроса долгов по заработной плате, а со временем к ним добавились и политические, касающиеся требования отставки Правительства и Президента РФ.

В 1997 г. по количеству забастовок Иркутская область выдвинулась вперёд наряду с Омской, Читинской, Кировской, Смоленской, Курганской, Свердловской, Брянской областями, Краснодарским и Алтайским краями, и республикой Хакасия [14]. 57% всех предприятий и организаций, принявших участие в забастовках 1997 г., были расположены именно в данных одиннадцати регионах.

Таким образом, данные факты позволяют сделать вывод о том, что в 1997 г. произошла дальнейшая радикализация протестной борьбы (выдвижение требований политического характера и увеличение количества таких форм протеста, как забастовки, голодовки, акции гражданского неповиновения) в сфере народного образования Иркутской области. Это было обусловлено ухудшением социально-экономической ситуации в стране в целом и в регионе в частности. Подтверждением данной тенденции также могут служить вышеизложенные факты, а именно то, что учителя Приангарья даже в ходе акций протеста уже не верили, что деньги будут; всё чаще наряду с экономическими звучали и политические требования; в районах Иркутской области собирали подписи за отставку властей всех уровней, вплоть до Президента РФ, да и са-

ма власть в своих отчётах не давала повода для оптимизма. Кроме того, акции протеста учителей имели уже всероссийский масштаб.

Для периода 1996-1997 гг. свойственны усиление и радикализация протестной борьбы, связанные с проблемой невыплаты зарплаты, так как кризис неплатежей приобрёл тотальный характер, наряду с

экономическими набирают силу и политические требования. Конец данного периода отличается наибольшей радикализацией протестной борьбы, так как приоритет был отдан требованиям политического характера, усилением настроений безысходности, а также участием педагогов региона в локальных акциях гражданского неповиновения.

Библиографический список

1. Государственный архив Новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 318 (Протоколы заседаний Президиума Иркутского обкома профсоюза с № 8 по № 10; л. 2).

2. Мадьярова Д. Вплоть до голодовки // Восточно-Сибирская правда. 1996. 1 февраля. С. 4; Поверим ещё раз? // Восточно-Сибирская правда. 1996. 10 февраля. С. 5.

3. Мадьярова Д. Три шага к горизонту // Восточно-Сибирская правда. 1996. 29 февраля. С. 7.

4. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 317 (Протоколы Пленумов Иркутского обкома профсоюза работников народного образования и науки с № 1 по № 4; л. 13, 23, 25).

5. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 321А (Протоколы конференций представителей трудовых коллективов учреждений образования Иркутской области и заседаний Совета председателей; л. 3-5, 16, 17, 24, 26, 31-33, 43, 60, 61, 75, 76, 82, 83).

6. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 319 (Протоколы заседаний Президиума Иркутского обкома профсоюза с № 11 по № 13; л. 6, 17-20).

7. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 320 (Протоколы заседаний Президиума Иркутского обкома профсоюза №№

14-15; л. 4, 6, 7).

8. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 324 (Протоколы с № 7 по № 9 заседаний Совета председателей территориальных и первичных организаций профсоюза; л. 1, 2, 7, 19, 21, 22, 24, 51, 52).

9. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 323 ( Протокол № 2 Пленума Иркутского обкома профсоюза; л. 3, 4, 13, 21).

10. Ножиков Ю. А. Я это видел, или жизнь российского губернатора, рассказанная им самим. Иркутск: Иркутская областная типография №1, 1998. 209 с.

11. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 326 (Протокол № 22 заседания Президиума Иркутского обкома профсоюза; л. 15).

12. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 329 (Протокол III пленума Иркутского обкома профсоюза; л. 2, 3, 12).

13. Мадьярова Д. Февральские пикеты // ВосточноСибирская правда. 1997. 19 февраля. С. 1.

14. Кацва А. М. Массовый протест в социально-трудовой сфере. Коллективные действия наёмных работников в современной России: истоки, проблемы и особенности. СПб.: Летний сад, 2002. 61 с.

УДК 378:51

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

© М.Л. Палеева1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена проблеме измерения учебных достижений студентов технического университета. Предлагается алгоритм конструирования тестовых заданий, трансформирующих и фиксирующих проявление контролируемых элементов. Процедура перевода целей контроля и содержания дисциплины в учебные задания представлена в предметном поле математики. Табл. 4. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: учебный элемент; тестовое задание; педагогическая диагностика; измерение достижений.

PRINCIPLES OF TECHNOLOGY FOR CREATING MATHEMATICAL TRAINING TASKS FOR EDUCATIONAL

TESTING

M.L. Paleeva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article deals with the problem of measuring technical student educational achievements. It proposes an algorithm for constructing test assignments that modify and reveal the elements being controlled. The procedure of converting the control objectives and discipline contents into training tasks is presented in the subject field of mathematics. 4 tables. 5 sources.

Key words: educational element; test assignment; pedagogical diagnostics; achievement measurement.

1Палеева Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеинженерной подготовки, тел.: 89501157541, e-mail: paleevam@mail.ru

Paleeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Engineering Training, tel.: 89501157541, e-mail: paleevam@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.