Научная статья на тему 'Напутствия охранителей (религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов)'

Напутствия охранителей (религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
245
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / РЕЛИГИЯ / ПОЛИТИКА / КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОВОРОТ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИНАУГУРАЦИЯ / ROC / RELIGION / POLITICS / CONSERVATIVE TURN / ORTHODOXY / INAUGU RATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ухватова М. В.

«Консервативный поворот», обозначившийся в России в последние годы, сопровождался значительным повышением роли Русской православной церкви в общественной и политической жизни. Одним из про-явлений этой тенденции стало все более частое участие церковных иерархов в официальных государственных мероприятиях, в том числе в инаугурациях. На основе анализа выступлений православного духовенства на церемониях вступления в должность глав субъектов Российской Федерации, состоявших-ся в период с 2012 по 2017 г., автор показывает, что «консервативный поворот» не обошел стороной и РПЦ. «Авторитарный» посыл присутствует в подавля-ющем большинстве выступлений. Наряду с упором на духовно-нравственные ценности, которые трактуются как фундамент государства, православное ду-ховенство демонстрирует выраженную поддержку несменяемости власти, свя-зывает успех и процветание регионов с сотрудничеством региональных власт-ных структур с Церковью и настаивает на божественной природе власти per se. Если в начале 1990-х годов РПЦ критиковала «принудительную государствен-ность», лишавшую людей возможности и желания самостоятельно мыслить, и провозглашала принципы равноправия, свободы и духовного возрождения, то сегодня ее дискурс полностью вписывается в консервативный дискурс вла-сти. По заключению автора, руководство РПЦ следует рассматривать как одну из составляющих «консервативной коалиции» современной России. Осозна-ние этого факта, с ее точки зрения, открывает возможности для более глубо-кого понимания причин трансформации российского политического режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ухватова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLESSING OF THE GUARDIANSRELIGIOUS RHETORIC AT INAUGURATION OF GOVERNORS IN RUSSIA

Russia recently experienced a so called “conservative turn”, which was accompanied by a significant strengthening of the Russian Ortho-dox Church’s (ROC) role in social and political life. The increasingly fre-quent participation of bishops in official state events, including inaugurations, reflects this trend. On the basis of the analysis of the speeches of the Ortho-dox clergy at inauguration ceremonies of the heads of subjects of the Russian Federation in 2012-2017, the author shows that the “conservative turn” did not leave the ROC untouched. The author was able to spot an “authoritarian” message in the overwhelming majority of speeches. Not only does the Ortho-dox clergy emphasize spiritual and moral values, which are interpreted as the foundation of state, but it also shows strong support for the lack of alternation of power, ties success and prosperity of regions to the cooperation of regional authorities with the Church and insists on the divine nature of power per se. If in the early 1990s the ROC criticized the “compulsory statehood”, which deprived people of the opportunity and desire to think independently, and proclaimed principles of equality, freedom and spiritual revival, today its dis-course fits perfectly into the conservative discourse of the authorities. Accord-ing to the author’s conclusion, the leadership of the ROC should be regarded as part of the “conservative coalition” of modern Russia. Such acknowledg-ment opens up opportunities for a deeper understanding of the reasons for the transformation of the Russian political regime

Текст научной работы на тему «Напутствия охранителей (религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов)»

маш п юлпт1м

•шчд

ЭО!: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-84-101

М.В.Ухватова

НАПУТСТВИЯ ОХРАНИТЕЛЕЙ

Религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов

Мария Васильевна Ухватова — аспирант Аспирантской школы по политическим наукам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). Для связи с автором: [email protected].

Аннотация. «Консервативный поворот», обозначившийся в России в последние годы, сопровождался значительным повышением роли Русской православной церкви в общественной и политической жизни. Одним из проявлений этой тенденции стало все более частое участие церковных иерархов в официальных государственных мероприятиях, в том числе в инаугурациях. На основе анализа выступлений православного духовенства на церемониях вступления в должность глав субъектов Российской Федерации, состоявшихся в период с 2012 по 2017 г., автор показывает, что «консервативный поворот» не обошел стороной и РПЦ. «Авторитарный» посыл присутствует в подавляющем большинстве выступлений. Наряду с упором на духовно-нравственные ценности, которые трактуются как фундамент государства, православное духовенство демонстрирует выраженную поддержку несменяемости власти, связывает успех и процветание регионов с сотрудничеством региональных властных структур с Церковью и настаивает на божественной природе власти per se. Если в начале 1990-х годов РПЦ критиковала «принудительную государственность», лишавшую людей возможности и желания самостоятельно мыслить, и провозглашала принципы равноправия, свободы и духовного возрождения, то сегодня ее дискурс полностью вписывается в консервативный дискурс власти. По заключению автора, руководство РПЦ следует рассматривать как одну из составляющих «консервативной коалиции» современной России. Осознание этого факта, с ее точки зрения, открывает возможности для более глубокого понимания причин трансформации российского политического режима.

Ключевые слова: РПЦ, религия, политика, консервативный поворот, православие, инаугурация

Введение

1 Евгеньева и Селезнева 2017: 50.

Одной из острейших проблем, с которой столкнулась новая Россия с первых же дней своего существования, был кризис идентичности, связанный с распадом системы образов и стереотипов советской политической культуры1. Комплекс социальных и ментальных сдвигов,

84

ШИП № 2 (89) 2018

тпт п ломим.

2 См. Малинова 2010.

3 Воронцова, Филатов и Фурман

1995: 82.

' Баунов 2016: 6.

5 По данным Pew Research Center, в 2015 г. она составляла 71% (Religious Belief 2017).

6 Протоиерей Смирнов 2015.

7 Глава 2015.

8 Орловский священник 2017.

9 В РПЦ 2018.

произошедших после распада Советского Союза2, требовал поиска новых оснований объединения общества. Союзником власти в решении этой задачи оказалась Русская православная церковь (РПЦ), чья роль в жизни российского общества стала возрастать. Если в 1990 г. лишь 28% россиян признавали, что религия играет важную роль в их жизни, то в 1992 г. - уже 41%3.

За прошедшие с начала 1990-х годов два с половиной десятилетия взаимодействие между Церковью и государством еще больше укрепилось. Особенно отчетливо данная тенденция проявилась после массовых протестов 2011-2012 гг. Ответом на протесты, в которых власть увидела для себя реальную угрозу, стал сдвиг к «консервативному типу отношений»4. В выступлениях официальных лиц зазвучали призывы к восстановлению духовных скреп, поддержанию традиционных ценностей и укреплению духовно-нравственных основ общества. «Консервативный поворот» выразился, в частности, в ряде шагов, направленных на усиление смычки государства с РПЦ (принятие закона об оскорблении чувств верующих, включение представителей РПЦ в различного рода советы при правительстве и президенте, расширение программ строительства новых храмов и т.д.). Отметим, что ставка правящей элиты именно на РПЦ отчасти объяснялась неуклонным ростом доли россиян, причисляющих себя к православным5.

РПЦ, со своей стороны, демонстрирует четко выраженное стремление расширить свое влияние на общество. Консервативная повестка, продвигаемая РПЦ, стала значимой частью публичной политики в России. Православное духовенство открыто претендует на роль «блюстителей нравственности» и хранителей духовных ценностей, при этом сфера их политических/общественных интересов постоянно растет. Так, в 2015 г. группа православных активистов во главе с председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиреем Дмитрием Смирновым ворвалась на мероприятие, посвященное празднованию 20-летнего юбилея радиостанции «Серебряный дождь»6. Среди других скандалов можно упомянуть атаку на постановку в Новосибирском театре оперы и балета оперы «Тангейзер»7; выступление епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, объявившего опубликованный орловскими журналистами материал о подаренном ему внедорожнике за 6 млн рублей «подрывом духовно-нравственных устоев нашего общества» и потребовавшего его удаления8; заявление председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона о желательности цензуры для детских сказок9 и др. Здесь важно подчеркнуть, что православное духовенство не ограничивается тем, что отвечает на эксплицитные или имплицитные запросы со стороны власти, но все дальше выходит за эти пределы, артикулируя свою точку зрения по все более широкому кругу вопросов.

Представители РПЦ - частые гости на светских мероприятиях, где продолжают артикулировать собственную повестку. Именно об участии их в таких мероприятиях и пойдет речь в настоящей работе. В ней

штшм № 2 (89) 2018

85

представлен анализ выступлений православных иерархов на инаугурациях глав субъектов Федерации. В фокусе нашего внимания находятся официальные речи духовенства, произнесенные в напутствие руководителям регионов при вступлении в должность. Основная цель исследования -зафиксировать проявления консервативного дискурса в публичных выступлениях православного духовенства, а также определить, имеется ли у церковных спикеров собственная повестка, что, в свою очередь, поможет установить, являются ли официальные представители РПЦ опорой консервативного режима. Кроме того, чтобы выяснить, воспроизводится ли религиозная риторика в официальном политическом дискурсе и в каких формах, нами были проанализированы программы политических партий, участвовавших в выборах в Государственную Думу VII созыва. Хронологические рамки исследования — 2012—2017 гг.

Статья состоит из четырех разделов. В первом разделе приводится краткий обзор литературы по рассматриваемой теме, во втором обсуждается роль религии в политической повестке новой России после распада СССР, в третьем анализируются программы партий, участвовавших в думских выборах 2016 г., в четвертом — речи представителей РПЦ на церемониях инаугураций в российских регионах. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Религиозная риторика в публичном пространстве: обзор литературы

10 Lempres 2018.

11 Roche 20)15. 12 Fischer 2013.

13 См., напр. Митрохин 2004; Филатов 2005, 2014; Papkova 2009, 2011.

14 Журавлев 2017.

Вопрос об использовании религиозной риторики в публичном пространстве довольно давно стал предметом внимания зарубежных авторов. В частности, существует немало работ, посвященных религиозной риторике в инаугурационных обращениях президентов США (вплоть до нынешнего президента Дональда Трампа10). Анализ частоты употребления таких слов, как «Бог», «Священное Писание», «Провидение» (Providence), небо (heaven), позволил исследователям проследить, как менялось использование подобной риторики в инаугурационных посланиях: если раньше президенты прямо апеллировали к Писанию, то сейчас ссылки на него носят в основном завуалированный характер, с тем чтобы, оставаясь понятными для верующих, они не раздражали неверующих11. Зафиксировано также, что религиозная риторика усиливается в годы низкой явки на выборы12.

Несмотря на наличие значительного числа работ, в которых анализируется деятельность РПЦ13, исследования религиозной риторики в публичном пространстве России практически отсутствуют. Одним из немногих исключений является недавно опубликованная статья Дениса Журавлева «Православная идентичность как традиционализм: конструирование политических смыслов в актуальном публичном дискурсе РПЦ»14, где на основе анализа дискурсивных форм употребления в официальных документах РПЦ и публичных заявлениях церковных иерархов ключевых понятий, связанных с двумя выделенными автором маркерами традиционалистского сознания (отношение к либерализму и позиция по вопросу о правах сексуальных меньшинств), показано,

86

ШШШ № 2 (89) 2018

тпт п ломим.

что используемая церковными спикерами риторика противоречит принятым в современном мире представлениям о правах человека и различным версиям либеральной демократии.

Заслуживает внимания также статья российской исследовательницы Татьяны Растимешиной «Религиозный фактор в политике идентичности: 15 Растимешина тенденции глобализации и нациестроительство в России»15, в которой до-2012 казывается, что религиозная идентичность в России используется не институционально, а символически. Опираясь на данные социологических опросов, автор приходит к выводу, что православные сегодня отчуждены от церковных институций и поэтому в политике задействуется прежде всего информационно-символический ресурс православия. По оценке Растимешиной, политический потенциал религиозного фактора заключается в тех религиозных образах и символах, которые православные ассоциируют с российским государством и национальной историей.

Роль религии в политической повестке новой России после распада СССР

16 Филатов 1999: 141.

Исследователи, описывавшие возрождение религии в России после падения коммунизма, обращали внимание на четко выраженную специфику этого процесса. Уникальным в нем было уже то, что возрождавшаяся религиозность, в том числе православная, была индуцирована культурой. «Для большинства населения... основными источниками религиозных знаний, взглядов и верований служат средства массовой информации, художественная литература, — отмечал Сергей Филатов. — <...> Интерпретация религии осуществляется в понятийном контексте светской культуры — mass media и художественной литературы, кино, политической пропаганды. Поэтому совершенно не случайно, что на вопрос: „Что такое в Вашем понимании религия?" — люди отвечают: культура, верность национальным традициям, мораль. И лишь один из десяти — „личное спасение", „отношения человека с Богом"»16. Именно поэтому, когда общество разочаровалось в идее переустройства государства по западному образцу, православие стало опорой для политической элиты, взявший курс на построение «особой русской цивилизации» и продвижение по «собственному пути».

Проникновение РПЦ в политическое пространство началось еще до распада СССР. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что на инаугурации Бориса Ельцина, избранного первым президентом тогда еще РСФСР и дававшего клятву на Конституции 1978 г., слово было предоставлено патриарху Алексию II. Свою речь он начал с того, что обрисовал то состояние, в котором оказалась Россия после 70 лет коммунистического господства, и ту ношу, которая ложится на плечи Ельцина:

«Вы приняли ответственность за страну, которая тяжко больна. Семь десятилетий разрушения ее духовного строя и внутреннего единства сопровождались укреплением внешних тяжких обручей принудительной государственности. Три поколения людей выросли в условиях, отбивавших у них желание и способность трудиться. Сначала людей отучали трудиться духом, отучали от

ШШШМ № 2 (89) 2018

87

17 https://www. youtube.com/ watch?v= KApj6-RkLz4.

молитвенного подвига, затем отучали от труда мысли, от стремления самостоятельного поиска истины»11.

После слов о России и артикуляции тех ожиданий, которые РПЦ возлагает на государство, патриарх зачитал адрес, подписанный представителями всех присутствовавших на церемонии конфессий (помимо православного духовенства, на нее были приглашены католики, баптисты, мусульмане, буддисты и иудеи), где говорилось о необходимости исцеления страны от «тех тяжких ран, которые были нанесены ей в прежние годы борьбы с духовными основами человеческой жизни».

Примечательно, что в обоих посланиях шла речь об идеалах равноправия, свободе и духовном возрождении, то есть de facto провозглашались демократические принципы. Прозвучавшее в выступлении патриарха обвинение коммунистического строя в том, что он отучал людей мыслить, уничтожал в них стремление к самостоятельному поиску истины, можно интерпретировать как критику государственной пропаганды, цензуры и иного рода запретов.

О проникновении религии в политическую сферу свидетельствуют и первые инаугурации в регионах России. К сожалению, отсутствие данных не позволяет воссоздать целостную картину эпохи 1990-х. Но если мы обратимся к известным случаям, то увидим, что религиозная символика широко использовалась на торжественных церемониях вступления в должность руководителей регионов. Применительно к нашему исследованию важно отметить, что в выступлениях духовенства на таких церемониях в те годы делался упор на возрождении традиции/ духовности. В посланиях духовенства 2010-х годов, как мы постараемся показать ниже, акценты расставлены совсем по-иному.

Религиозная риторика в современной российской политике

18 Papkova 2006.

19 Предвыборная программа партии «Яблоко» 2016.

Обращение российских политиков к религиозной риторике восходит еще к началу 1990-х годов. Как показано в работе американской исследовательницы Ирины Папковой18, в 1995—2005 гг. религиозная лексика использовалась в программах подавляющего большинства действовавших тогда политических партий. Вместе с тем, по заключению Папковой, частые отсылки к православию отнюдь не означали реального идеологического сдвига в сторону политических установок патриархии, и, подобно большинству своих сограждан, политики воспринимали православие скорее как символ российской культуры, национального единства и патриотизма.

Проведенный нами анализ последних программ политических партий, участвовавших в думских выборах 2016 г., свидетельствует об отходе их от религиозной риторики. В современных партийных программах очень мало говорится о религии (см. табл. 1), а упоминания о православии просто отсутствуют. В программе «Яблока» слова «религия» и «религиозность» употребляются только при декларации приверженности партии принципу светского государства и провозглашении необходимости межрелигиозного диалога19. В программе «Справедливой

88

ШШШ! № 2 (89) 2018

наш п поапт1м.

России» о религии говорится лишь применительно к многоконфесси-ональности России20. В то же время в этой программе есть упоминания о духовных ценностях как об опоре политической власти. Партия «Парнас» использует слово «религиозность», требуя «изгнать религиозные объединения из государственных образовательных учреждений»21. «Патриоты России» обращаются к нему, постулируя несовместимость российского патриотизма с «религиозным фанатизмом и экстремизмом»; правда, в их программе достаточно много отсылок к духовным ориентирам, духовному развитию граждан и укреплению духовности22. Отсылки к духовности имеются и в предвыборной программе КПРФ, но исключительно в контексте многонациональной культуры России23.

Таблица 1 Использование религиозной лексики в программах политических партий, участвовавших в выборах в Государственную Думу VII созыва

Партии Ключевые слова (частота упоминаний)

Религия Духовность

1 Справедливая Россия 2 5

2 Патриоты России 1 4

3 Яблоко 4 0

4 КПРФ 0 2

5 Коммунисты России 0 2

6 Российская партия пенсионеров за социальную справедливость 1 1

7 ПАРНАС 1 0

8 Зеленые 0 1

9 Гражданская сила 0 1

10 Гражданская платформа 0 1

11 Партия роста 0 0

12 Родина 0 0

13 Единая Россия 0 0

14 ЛДПР 0 0

Источники: Справедливая Россия 2016; Патриоты России 2014; Предвыборная программа партии «Яблоко» 2016; Десять шагов 2016; Программа Коммунистической партии; Программа политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» 2017; Партия народной свободы; Предвыборная программа Российской экологической партии «Зеленые» 2016; Программа Общественной организации Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила» 2012; Программа партии «Гражданская платформа» 2016; Партия роста 2017; Предвыборная программа партии «Родина» 2016; Предвыборная программа партии «Единая Россия» 2016; Программа ЛДПР 2017.

20 Справедливая Россия 2016.

21 Партия народной свободы б.г.

22 Патриоты России 2014.

23 Десять шагов 2016.

ИШИШ № 2 (89) 2018

89

Таким образом, можно констатировать, что, хотя в программах российских политических партий все еще встречаются отсылки к духовным ценностям, эти ценности не связываются с православием. В основном речь идет о поддержке и стимулировании духовного развития российского общества, но кто должен взять на себя решение этих задач, не конкретизируется.

Обратимся теперь к выступлениям представителей духовенства на инаугурациях глав регионов. Для исследования были выбраны инаугурации, состоявшиеся в период с 2012 по 2017 г., так как именно по ним можно найти наиболее полную информацию. За это время выборы или назначения глав региональной власти прошли во всех 85 субъектах РФ. В тех случаях, когда в рассматриваемый период в регионе было две инаугурации, анализировалось последнее мероприятие. При анализе использовались интернет-источники: официальные сайты регионов, новостные сюжеты в региональной прессе и (в первую очередь) видеотрансляции официальных церемоний, выложенные в YouTube. Всего было проанализировано 79 мероприятий; по шести регионам (Ставропольский и Алтайский края, Сахалинская и Новосибирская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Ненецкий АО), информация в открытом доступе отсутствует.

На первом этапе исследования фиксировалось, присутствуют ли на инаугурации религиозные элиты, и если да, то выступают ли они с напутствием новоизбранному главе региона. При этом особо выделялись случаи, когда на инаугурационных церемониях присутствовало и/или выступало только православное или мусульманское духовенство (см. табл. 2).

Таблица 2 Участие духовенства в церемониях инаугурации глав регионов

Количество % (от исследованных

регионов регионов)

Духовенство основных конфессий

присутствовало 38 48,1

выступало 3 3,8

Только православное духовенство

присутствовало 33 41,77

выступало 41 51,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только мусульманское духовенство

присутствовало 1 1,27

выступало 0 0

Как видно из приведенных в табл. 2 данных, на 38 из 79 рассмотренных церемоний инаугурации глав регионов присутствовали представители основных конфессий, тогда как на 33 было приглашено только православное духовенство. Примечательно, что в 41 случае

Консервативная риторика в выступлениях духовенства

90

йШММ № 2 (89) 2018

24 См., напр. youtube.com/ eA7O-RVQI18.

25 кМр$://'№№и>. youtube.com/

6ху]Ь1Ж2РА.

26 https://www. youtube.com/

watch?v= eA7O-RVQI18.

7 http://primorsky. ru/news/73344/.

возможность выступить с приветственной речью была предоставлена исключительно представителям РПЦ.

На втором этапе исследования был осуществлен контент-анализ речей духовенства, представленных в открытом доступе. Применительно к 27 регионам (Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Хакасия, Чувашия, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Мурманская, Псковская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий АО, Москва) нам удалось найти полные версии этих речей, в четырех случаях (Ростовская, Рязанская и Челябинская области, Санкт-Петербург) были использованы их частичные расшифровки из новостных сюжетов. То есть общее число проанализированных речей составило 31.

Большинство выступлений представителей РПЦ строится по единой схеме. В среднем на них отводится по 3—5 минут, причем практически каждый выступающий начинает с того, что зачитывает поздравление патриарха Кирилла новоизбранному губернатору, а затем произносит несколько слов от себя. Во всех поздравлениях патриарха подчеркивается важность духовных и традиционных ценностей24, констатируется, что «Церковь видит в государственной службе особую, благословенную Богом деятельность»15, и выражается надежда на плодотворное сотрудничество либо продолжение «соработничества» с региональной властью, что непременно будет способствовать «утверждению в обществе непреходящих нравственных идеалов»76. В случае губернаторов, избранных на новый срок, в поздравлении обычно упоминаются их заслуги перед православной общиной региона.

Контент-анализ напутственных речей церковных деятелей позволяет выделить в них четыре основные темы, условно обозначенные нами как «необходимость сотрудничества региональной власти с РПЦ» («сотрудничество РПЦ и власти = стабильность, успех»), «власть от Бога», «оправдание несменяемости власти» и «божественные знаки при избрании/инаугурации главы региона» (см. табл. 3). Эти темы присутствовали в выступлениях православного духовенства на инаугурациях глав 20 регионов. Данные о частоте обращения к ним спикеров РПЦ приведены в табл. 4.

Тема, чаще всего звучащая в инаугурационных выступлениях церковных спикеров, — это «необходимость сотрудничества региональной власти с РПЦ». Сотрудничество между властью и Церковью провозглашается непременным условием духовно-нравственного развития общества, от которого зависит процветание региона: «без истинной духовности будет экономика не та, в общем, экономика плохая получится. Все разворуют, все продадут за чечевичную похлебку. Не напрасно Федор Михайлович Достоевский сказал: „Если Бога нет, то все дозволено"»11. При этом роль гаранта такого развития отводится губернатору: «Вы являетесь гарантом духовно-нравственных ценностей в жизни нашего народа, и это приносит в нашу республику,

ОЛИВ № 2 (89) 2018

91

Таблица 3 Основные темы в выступлениях православного духовенства на инаугурациях глав регионов

Темы Индикаторы

Сотрудничество РПЦ и власти = стабильность, успех «Всегда заботились и о духовном благосостоянии народа», «являетесь гарантом духовно-нравственных ценностей», «особое состояние стабильности», «ставит новые купола», «духовные скрепы... результат Вашей победы», «если мы вместе — мы сильны», «государство и Церковь должны всех воспитывать», «без истинной духовности будет экономика не та», «фундаментом должна быть духовно-нравственная составляющая»

Власть от Бога «Господь сподобил Вас к чести», «кого назначаем, бла-гословление Божье бывает», «власть от Бога установлена», «без воли Божьей это решение бы не состоялось», «выбирает Господь», «ответственность перед Богом», «Господь благословит Вам», «особую, благословенную Богом деятельность», «Бог и народ будут оценивать», «правильное решение нужно почерпнуть из такой святой книги, как Библия»

Оправдание несменяемости власти «Слава богу, Вы опять президент», «дерево пересаживать каждый год, то плодов не жди», «с радостью поддерживали во время Вашего предыдущего срока», «главный результат — Вы вновь губернатор», «во временном положении трудно делать что-то созидательное», «знаете чаяния народа», «волны с Болотной площади»

Божественные знаки при избрании/инаугурации главы региона «Прибыл на всенощное... и это определило политическое долголетие», «благословление принимал святителя Иоасафа», «как раз в рождество пресвятой Богородицы», «совпал с днем принесения чудотворной иконы Божией Матери», «вступаете в должность в замечательный день», «сегодня день рождества пречистой Богоматери»

Таблица 4 Представленность выделенных тем в выступлениях

православного духовенства на инаугурациях глав регионов

Темы Число упоминаний % (от числа упоминаний всех выделенных тем)

Сотрудничество РПЦ и власти = стабильность, успех 19 40

Власть от Бога 16 34

Оправдание несменяемости власти 6 13

Божественные знаки при избрании/инаугурации главы региона 6 13

Всего 47 100

28 https://www. youtube.com/

watch?v= eA7O-RVQI18.

29 https://www. youtube.com/

watch?v= Sr0Jwyippyc&t= 808я.

30 Там же.

31 https://www. youtube.com/

watch?v= 6ХУ]Ь1Ж2РА.

32 https://www. youtube.com/

watch?v= tBLH6CsB9bc.

33 https://www. youtube.com/

watch?v= S_ejRjACHag.

34 https://www. youtube.com/

watch?v= ikJv5W6I4Yc.

35 https://www. youtube.com/

watch?v= tBLH6CsB9bc.

36 https://www. youtube.com/

watch?v= XhU6PtLLLOs.

37 https://www. gorodche.ru/news/

уШ/42339/.

38 https://www. youtube.com/

watch?v= XhU6PtLLLOs.

39 https://www. marpravda.ru/news/

sociym/pryamaya -tekstovaya-i-videotranslyatsiya-inauguratsii-glavy-mariy-

el-aleksandra-evstifeeva/.

в наш регион особое состояние стабильности»228. Особо оговаривается также, какой губернатор нужен населению: «Вот такой губернатор, который строит дороги и ставит новые купола вместо разрушенных, он подходит нам»29, «здесь они увидели те духовные скрепы, именно в этом заключается тот результат Вашей победы»30.

Вторая по значимости тема — «власть от Бога». В своих выступлениях православные спикеры часто ссылаются на божественное происхождение власти: «Памятую слова Священного Писания, что власть от Бога установлена и начальник есть Божий слуга на доброе»31, «без воли Божьей это решение бы не состоялось, хотя, конечно же, мы все выбираем, выполняем свой гражданский долг, но выбирает Господь»32. Нередко упоминают они и о том, что силу и правильные решения следует черпать из Библии: «Приходить будут и бедные, и богатые, бедные приходят за минимальной какой-то помощью, а вот богатым покажется, что всегда у них жемчуг маленький, и всегда Вам придется принять правильное решение, но это правильное решение нужно почерпнуть из такой святой книги, как Библия»33.

Последние две темы («оправдание несменяемости власти» и «божественные знаки при избрании/инаугурации главы региона») представлены в выступлениях с одинаковой частотой. Духовенство нередко пытается оправдать долгий срок пребывания главы региона на своем посту тем, что он хорошо знает проблемы населения и с успехом может их решить. Например, митрополит Липецкий и Задонский Никон в своем напутственном слове губернатору Олегу Королеву, который давал клятву в пятый раз, заявил: «Как говорят — дерево пересаживать каждый год, то плодов не жди»34. Одобрение несменяемости власти четко просматривается и в таких высказываниях, как «слава богу, Вы опять прези-дент»35, «главныйрезультат — Вы вновь губернатор»36, «во временном положении трудно делать что-то созидательное»37. А в речи митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия на инаугурации Вячеслава Шпорта в заслугу губернатору были поставлены беседы с молодежью на площади, когда в регион пришли «волны Болотной площади»38.

Божественные знаки, которые усматривают представители РПЦ в избрании глав регионов, как правило, выражаются в совпадении дня инаугурации с церковными праздниками, что трактуется как особое Божие благословление и свидетельство того, что население сделало правильный выбор. Так, выступая на инаугурации главы Марий-Эл Александра Евстифеева, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн отметил: «Вы пришли к нам в день Благовещения, сегодня — День победы на Куликовом поле. Это знак, что Богоматерь опекает Вас»39. Сходный мотив можно найти и в речи митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна на церемонии вступления в должность губернатора Евгения Савченко: «Сегодня замечательный день, потому что на земле святого Белогорья празднуются сразу три дня рождения — рождество пресвятой Богородицы, рождение святителя Иоасафа, епископа Белгородского, и рождение губернатора.

ИШНШ № 2 (89) 2018 93

Мне кажется, что это очень символично, что Евгений Степанович определили дату своего поставления на власть как раз в рождество пресвятой Богородицы и рождество небесного покровителя святителя Иоасафа Белгородского»40. В той же речи прозвучала и мысль о том, что Божественное начало является залогом политического долголетия: «И он прибыл на всенощное, и я помню, мы помолились, тогда он сказал, я остаюсь в родной Белгородчине. И вот это определило политическое долголетие Евгения Степановича. Потому что тогда он слушал голос сердца и благословление принимал святителя Иоасафа».

В завершение исследования нами было проанализировано распределение выделенных тем по регионам (см. табл. 5). Значимой региональной вариации выявить, однако, не удалось. Наиболее часто эти темы звучали в выступлениях православного духовенства на инаугура-ционных церемониях в Чувашии, Мордовии, Белгородской области и Марий Эл. Но внятной интерпретации эти результаты не поддаются.

Таблица 5 Распределение выделенных тем по регионам

Регион Сотрудничество РПЦ и власти = стабильность, успех Власть от Бога Оправдание несменяемости власти Божественные знаки при избрании/инаугурации главы региона

Чувашия 1 4 1 0

Мордовия 6 1 0 0

Белгородская обл. 0 1 1 3

Марий Эл 2 2 0 1

Пермский край 2 0 0 0

Хабаровский край 0 1 1 0

Калининградская обл. 0 1 1 0

Кировская обл. 2 0 0 0

Костромская обл. 0 2 0 0

Москва 1 0 0 1

Приморский край 1 0 0 0

Удмуртия 1 0 0 0

Хакасия 0 1 0 0

Липецкая обл. 0 0 1 0

Курская обл. 0 1 0 1

Владимирская обл. 1 0 0 0

Вологодская обл. 0 0 1 0

Псковская обл. 0 1 0 0

40

youtube.com/ И3Х11)!!сУиЕЕ.

Таблица 5 (продолжение) Регион Сотрудничество РПЦ и власти = стабильность, успех Власть от Бога Оправдание несменяемости власти Божественные знаки при избрании/инаугурации главы региона

Ярославская обл. 1 0 0 0

Ямало-Ненецкий АО 1 1 0 0

Всего 19 16 6 6

Заключение Проведенное исследование указывает на то, что «консервативный

поворот», отчетливо обозначившийся в России в последние годы, не обошел стороной и РПЦ. «Авторитарный» посыл просматривается в подавляющем большинстве изученных выступлений. Наряду с упором на духовно-нравственные ценности, которые трактуются как фундамент государства, православное духовенство демонстрирует выраженную поддержку несменяемости власти, связывает успех и процветание регионов с сотрудничеством региональных властных структур с Церковью и настаивает на божественной природе власти per se. Если в начале 1990-х годов РПЦ критиковала «принудительную государственность», лишавшую людей возможности и желания самостоятельно мыслить, и провозглашала принципы равноправия, свободы и духовного возрождения, то сегодня ее дискурс полностью вписывается в консервативный дискурс власти.

В инаугурационных напутствиях РПЦ практически ничего не говорится о правах человека, о необходимости развития социальной сферы или экономики. Очень редко звучат в них даже обычные пожелания счастья, семейного благополучия и здоровья. Риторика этих напутствий органична общей риторике «консервативного поворота». И поскольку нет никаких оснований полагать, что выступления представителей духовенства согласовывались со светскими властями, правомерно заключить, что подобная риторика отвечает политическим установкам РПЦ. Это означает, что руководство РПЦ следует рассматривать как одну из составляющих «консервативной коалиции» современной России. Осознание этого факта открывает возможности для более глубокого понимания причин трансформации российского политического режима.

Библиография Баунов А. (2016) Хождение в народ и обратно: Российская власть

между профессионалами и энтузиастами. URL: http://carnegieendow-ment.org/files/CP_Baunov_web_Rus.pdf (проверено 08.03.2018).

Воронцова Л.М., С.Б.Филатов и Д.Е.Фурман. (1995) «Религия в современном массовом сознании» // Социологические исследования, № 11: 81-91.

штшм № 2 (89) 2018

95

«В РПЦ призвали ввести цензуру для детских сказок». (2018) // URA. ru, 3.03. URL: https://ura.news/news/1052325699 (проверено 29.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Глава новосибирской РПЦ просит прокуратуру запретить оперу Вагнера». (2015) // Новый день, 13.02. URL: https://newdaynews.ru/ culture/525586.html (проверено 29.03.2018).

Десять шагов к достойной жизни: Предвыборная программа КПРФ. (2016) URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/157005.html (проверено 2.04.2018).

Евгеньева Т.В. и А.В.Селезнева. (2017) «Трансформация национально-государственной идентичности российской молодежи в постсоветский период: ценностные основания и символические репрезентации» // Полития, № 4: 48—64.

Журавлев Д.В. (2017) «Православная идентичность как традиционализм: конструирование политических смыслов в актуальном публичном дискурсе РПЦ» // Полития, № 4: 82—100.

Малинова О.Ю. (2010) «Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России» // Полис. Политические исследования, № 2: 90—105.

Митрохин Н.А. (2004) Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Изд-во НЛО.

«Орловский священник назвал „подрывом устоев" статью о подаренном автомобиле». (2017) // Газета.ги, 30.05. URL: https://www.gazeta. ru/auto/news/2017/05/30/n_10109999.shtml (проверено 30.03.2018).

Партия народной свободы ПАРНАС. Программа. URL: https:// parnasparty.ru/party/program (проверено 2.04.2018).

Партия роста. (2017) Предвыборная программа. URL: https://rost. ru/page/predvybornaya-programma-partii (проверено 2.04.2018).

Патриоты России. (2014) Программа. URL: https://patriot-rus.ru/ dokumentyi/programma.html (проверено 2.04.2018).

Предвыборная программа партии «Единая Россия». (2016) URL: http://er.ru/party/program/ (проверено 2.04.2018).

Предвыборная программа партии «Родина»: Альтернатива для народа России. (2016) URL: http://www.rodina.ru/partiya/votes/programma-partii-RODINA-Alternativa-dlya-naroda-Rossii?congress=votes (проверено 2.04.2018).

Предвыборная программа партии «Яблоко». (2016) URL: https:// www.yabloko.ru/program (проверено 2.04.2018).

Предвыборная программа Российской экологической партии «Зеленые». (2016) URL: http://greenparty.ru/news/1165/ (проверено 2.04.2018).

Программа Коммунистической партии Коммунисты России. URL: http://komros.info/about/programma/ (проверено 2.04.2018).

Программа ЛДПР. (2017) URL: https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (проверено 2.04.2018).

Программа Общественной организации Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила». (2012) URL: http://to31.minjust. ru/sites/default/files/programma_oo_vpp_grazhdanskaya_sila_4.doc (проверено 2.04.2018).

96

1Ш11Ш № 2 (89) 2018

тпт п ломим.

Программа партии «Гражданская платформа». (2016) URL: http://xn--80aaag6azbdefu3lf.xn--p1ai/3363 (проверено 2.04.2018).

Программа политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость». (2017) URL: http://ppzs.ru/ (проверено 2.04.2018).

«Протоиерей Дмитрий Смирнов в роли доктора Хауса: „Все врут"». (2015) // МК.т, 6.07. URL: http://wwwmk.ru/social/2015/07/06/protoierey-dmitriy-smirnov-v-roli-doktora-khausa-vse-vrut.html (проверено 29.03.2018).

Растимешина Т.В. (2012) «Религиозный фактор в политике идентичности: тенденции глобализации и нациестроительство в России» // Вестник Московского государственного областного университета, № 4: 128—134. URL: http://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/242 (проверено 2.04.2018).

Справедливая Россия (2016) Программа партии. URL: http:// www.spravedlivo.ru/5_76349.html (проверено 2.04.2018).

Успенский Б.А. (2000) Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры.

Филатов С.Б. (1999) «Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ» // Полис. Политические исследования, № 3: 138—149.

Филатов С.Б. (2005) «РПЦ в поисках культурно-эстетического национального идеала» // Van den Bercken W.P. and J.Sutton, eds. Aesthetics as a Religious Factor in Eastern and Western Christianity: Selected Papers of the International Conference Held at the University of Utrecht, the Netherlands, in June 2004. Leuven, Paris, Dudley (MA): Peeters Publishers: 338—384.

Филатов С.Б., ред. (2014) Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. 1. М.: Летний сад.

Fischer J. (2013) «Religious Rhetoric in US Presidential Inaugural Addresses: A Meta-Analysis» // Emergence: A Journal of Undergraduate Literary Criticism and Creative Research, no. 4: 20—34.

Lempres E. (2018) «The Spirit — The Faith of America»: The Role of Religious Rhetoric in Presidential Inaugural Addresses from George Washington to Donald Trump. CMC Senior Theses. URL: http://scholar-ship.claremont.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2839&context=cmc_theses (accessed 4.04.2018).

Papkova I. (2006) The Russian Orthodox Church and Political Party Platforms. Paper presented on American Association for Advancement of Slavic Studies (AAASS) in Washington (DC). URL: http://www.sova-center. ru/files/religion/papkova.doc (accessed 2.04.2018).

Papkova I.A. (2009) «Contentious Conversation: Framing the „Fundamentals of Orthodox Culture" in Russia» // Religion, State & Society, vol. 37, no. 3: 291—309.

Papkova I.A. (2011) The Orthodox Church and Russian Politics. New York: Oxford University Press.

Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe: National and Religious Identities Converge in a Region Once Dominated by Atheist Regimes. (2017) URL: http://www.pewforum.org/2017/05/10/

штшм № 2 (89) 2018

97

pmm n J\omm

religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/ (accessed 28.03.2018).

Roche M.A. (2015) Rhetoric, Religion, and Representatives: The Use of God in Presidential Inaugural Addresses from 1933 to 2009 as Reflections of Trends in American Religiosity. Ph.D. diss. Tallahassee: Florida State University.

Maria V. Ukhvatova — Ph.D. Student; Doctoral School of Political Science,

National Research University Higher School of Economics in St.

Petersburg. E-mail: [email protected].

Abstract. Russia recently experienced a so called "conservative turn", which was accompanied by a significant strengthening of the Russian Orthodox Church's (ROC) role in social and political life. The increasingly frequent participation of bishops in official state events, including inaugurations, reflects this trend. On the basis of the analysis of the speeches of the Orthodox clergy at inauguration ceremonies of the heads of subjects of the Russian Federation in 2012—2017, the author shows that the "conservative turn" did not leave the ROC untouched. The author was able to spot an "authoritarian" message in the overwhelming majority of speeches. Not only does the Orthodox clergy emphasize spiritual and moral values, which are interpreted as the foundation of state, but it also shows strong support for the lack of alternation of power, ties success and prosperity of regions to the cooperation of regional authorities with the Church and insists on the divine nature of power per se. If in the early 1990s the ROC criticized the "compulsory statehood", which deprived people of the opportunity and desire to think independently, and proclaimed principles of equality, freedom and spiritual revival, today its discourse fits perfectly into the conservative discourse of the authorities. According to the author's conclusion, the leadership of the ROC should be regarded as part of the "conservative coalition" of modern Russia. Such acknowledgment opens up opportunities for a deeper understanding of the reasons for the transformation of the Russian political regime.

Keywords: ROC, religion, politics, conservative turn, Orthodoxy, inauguration

M.V.Ukhvatova

BLESSING OF THE GUARDIANS

Religious Rhetoric at Inauguration of Governors in Russia

98

mimm № 2 (89) 201s

References Baunov A. (2016) Hozhdenie v narod i obratno: Rossijskaja vlast'

mezhdu professijnalami I entusiastami [Going to the People — and Back Again: Russian Regime between Professionals and Enthusiasts]. URL: http:// carnegieendowment.org/files/CP_Baunov_web_Rus.pdf (accessed 08.03.2018) (In Russ.)

Desjat' shagov k dostojnoj zhizni: Predvybornaja programma KPRF [Ten Steps to a Good Life: The Electoral Platform of the Communist Party of the Russian Federation]. (2016) URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/157005.html (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Evgenyeva T.V. and A.V.Selezneva. (2017) "Transformatsija natsional'no-gosudarstvennoj identichnosti rossijskoj molodezhi v postsovetskij period: tsen-nostnye osnovanija I simvolicheskie representatsii" [Transformation of National-State Identity of Russian Youth in the Post-Soviet Period: Values' Foundations and Symbolic Representations] // Politeia, no. 4: 48—64. (In Russ.)

Filatov S.B. (1999) "Novoe rozhdenie staroy idei: pravoslavie kak natsional-nyiy simvol" [New Birth of an Old Idea: Orthodoxy as National Symbol] // Polis. Politicheskie issledovanija [Polis. Political Studies], no. 3: 138—149. (In Russ.)

Filatov S.B. (2005) "RPTs v poiskakh kul'turno-esteticheskogo natsi-onal'nogo ideala" [The Russian Orthodox Church Looking for Cultural-Aesthetic National Ideal] // Van den Bercken W.P. and J.Sutton, eds. Aesthetics as a Religious Factor in Eastern and Western Christianity: Selected Papers of the International Conference Held at the University of Utrecht, the Netherlands, in June 2004. Leuven, Paris, Dudley (MA): Peeters Publishers: 338—384. (In Russ.)

Filatov S.B., ed. (2014) Religiozno-obschestvennaja zhizn rossijskikh regionov [Religious and Public Life of Russian Regions]. Vol. 1. Moscow: Letnij sad. (In Russ.)

Fischer J. (2013) "Religious Rhetoric in US Presidential Inaugural Addresses: A Meta-Analysis" // Emergence: A Journal of Undergraduate Literary Criticism and Creative Research, no. 4: 20—34.

"Glava Novosibirskoj RPTs prosit prokuraturu zapretit' operu Vag-nera" [Novosibirsk Orthodox Church Leader Asks the Prosecution Service to Ban Wagner's Opera]. // Novyj den' [New Day], 13.02. URL: https://new-daynews.ru/culture/525586.html (accessed 29.03.2018). (In Russ.)

Lempres E. (2018) "The Spirit — The Faith of America": The Role of Religious Rhetoric in Presidential Inaugural Addresses from George Washington to Donald Trump. CMC Senior Theses. URL: http://scholar-ship.claremont.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2839&context=cmc_theses (accessed 4.04.2018).

Malinova O.Yu. (2010) "Simvolicheskaya politika i konstruirovanie mak-ropoliticheskoy identichnosti v postsovetskoy Rossii" [Symbolic Politics and the Constructing of Macro-Political Identity in Post-Soviet Russia] // Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], no. 2: 90—105. (In Russ.)

Mitrohin N.A. (2004) Russkaja pravoslavnaja tserkov: sovremennoe sostojanie I aktual'nye problemy [The Russian Orthodox Church: Current State and Urgent Issues]. Moscow: Izd-vo NLO. (In Russ.)

mm n noAiMfi

"Orlovskij svjashchennik nazval „podryvom ustoev" statju o podarennom avtomobile" [Orel Clergyman Called the Article about Donated Car "the Violation of the Principles"]. (2017) // Gazeta.ru. 30.05. URL: https://www.gazeta. ru/auto/news/2017/05/30/n_10109999.shtml (accessed 30.03.2018). (In Russ.)

Papkova I. (2006) The Russian Orthodox Church and Political Party Platforms. Paper presented on American Association for Advancement of Slavic Studies (AAASS) in Washington (DC). URL: http://www.sova-center. ru/files/religion/papkova.doc (accessed 2.04.2018).

Papkova I.A. (2009) "Contentious Conversation: Framing the „Fundamentals of Orthodox Culture" in Russia" // Religion, State & Society, vol. 37, no. 3: 291—309.

Papkova I.A. (2011) The Orthodox Church and Russian Politics. New York: Oxford University Press.

Partija narodnoj svobody PARNAS [The People's Freedom Party]. Programma [The Platform]. URL: https://parnasparty.ru/party/program (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Partija rosta [Party of Growth]. (2017) Predvybornajaprogramma [The Electoral Platform]. URL: https://rost.ru/page/predvybornaya-programma-partii (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Patrioty Rossii [The Patriots of Russia]. (2014) Programma [The Platform]. URL: https://patriot-rus.ru/dokumentyi/programma.html (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Predvybornaja programma partii "Edinaja Rossija" [The Electoral Platform of the United Russia Party]. (2016) URL: http://er.ru/party/ program/ (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Predvybornaja programma partii "Rodina": Al'ternativa dlja naro-da Rossii [The Electoral Platform of the Motherland Party: Alternative for the People of Russia]. (2016) URL: http://www.rodina.ru/partiya/votes/ programma-partii-RODINA-Alternativa-dlya-naroda-Rossii?congress=votes (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Predvybornaja programma partii "Yabloko" [The Electoral Platform of the Yabloko Party]. (2016) URL: https://www.yabloko.ru/program (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Predvybornaja programma Rossijskoj ekologicheskoj partii "Zele-nye" [The Electoral Platform of the Russian Ecological Party "The Greens"].

(2016) URL: http://greenparty.ru/news/1165/ (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Programma Kommunisticheskoj partii Kommunisty Rossii [The Communists of Russia Party Platform]. URL: http://komros.info/about/programma/ (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Programma LDPR [The Liberal Democratic Party of Russia Platform].

(2017) URL: https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Programma Obshchestvennoj organizatsii Vserossijskaja politich-eskaja partija "Grazhdanskaja sila" [The All-Russian Political Party "Civil Force" Platform]. (2012) URL: http://to31.minjust.ru/sites/default/files/pro-gramma_oo_vpp_grazhdanskaya_sila_4.doc (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

100

IWJilliail № 2 (89) 2018

Programma partii "Grazhdanskaja platforma" [The Civic Platform Party Platform]. (2016) URL: http://xn--80aaag6azbdefu3lf.xn--p1ai/3363 (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Programma politicheskoj partii "Rossijskaja partija pensionerov za sotsial'nuju spravedlivost'" [The Russian Party of Pensioners for Social Justice Platform]. (2017) URL: http://ppzs.ru/ (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

"Protoierej Dmitriy Smirnov v roli doktora Khausa: „Vse vrut"" [Arch-priest Dmitry Smirnov as House, M.D.: "Everybody Lies"]. (2015) // MK.ru, 6.07. URL: http://www.mk.ru/social/2015/07/06/protoierey-dmitriy-smirnov-v-roli-doktora-khausa-vse-vrut.html (accessed 29.03.2018). (In Russ.)

Rastimeshina T.V. (2012) "Religioznyiy faktor v politike identichnosti: ten-dentsii globalizatsii i natsiestroitelstvo v Rossii" [The Religious Factor in the Politics of Identity: The Trends of Globalization and the Construction of the Nation in Russia] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow Region State University], no. 4: 128—134. URL: http:// evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/242 (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe: National and Religious Identities Converge in a Region Once Dominated by Atheist Regimes. (2017) URL: http://www.pewforum.org/2017/05/10/ religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/ (accessed 28.03.2018).

Roche M.A. (2015) Rhetoric, Religion, and Representatives: The Use of God in Presidential Inaugural Addresses from 1933 to 2009 as Reflections of Trends in American Religiosity. Ph.D. diss. Tallahassee: Florida State University.

Spravedlivaja Rossija [Just Russia]. (2016) Programma partii [Party Platform]. URL: http://www.spravedlivo.ru/5_76349.html (accessed 2.04.2018). (In Russ.)

Uspensky B.A. (2000) Tsar i imperator: Pomazanie na tsarstvo i semanti-ka monarshih titulov. [Tsar and Emperor: Anointing to Reign, and the Semantics of the Royal Titles]. Moscow: Yazyiki russkoj kul'tury. (In Russ.)

Vorontsova L.M., S.B.Filatov and D.E.Furman. (1995) "Religija v sovre-mennom massovom soznanii" [Religion in the Modern Mass Consciousness] // Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], no 11: 81—91. (In Russ.)

"V RPTs prizvali vvesti tsenzuru dlja detskikh skazok" [The Russian Orthodox Church Exhorts to Censor Children's Stories]. (2018) // URA.ru, 3.03. URL: https://ura.news/news/1052325699 (accessed 29.03.2018). (In Russ.)

Zhuravlev D.V. (2017) "Pravoslavnaya identichnost kak traditsiona-lizm: konstruirovanie politicheskih smyislov v aktualnom publichnom diskurse RPTs" [Orthodox Identity as Traditionalism: Construction of Political Meanings in Actual Public Discourse of the Russian Orthodox Church] // Politeia, no 4: 82—100. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.