Научная статья на тему 'Специфика образовательных процессов в обществе консьюмеризма'

Специфика образовательных процессов в обществе консьюмеризма Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
общество потребления / образование / образовательный тренд / консьюмеризм / образовательная парадигма / бизнес-образование / образовательный маркетинг / consumer society / еducation / еducational trend / consumerism / еducational paradigm / business education / consumer marketing

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Напсо М. Д.

В статье анализируются специфические особенности функционирования системы образования в обществе потребления. Показывается, как идеология и практики консьюмеризма трансформируют образовательный процесс. Исследуется феномен образовательной услуги, показывается ее востребованность реалиями рыночных отношений и требованиями общества потребления, рассматриваются условия возникновения потребительских тенденций в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of educational processes in a society of consumerism

In article specific features of functioning of an education system in a consumer society are analyzed. It is shown, how the ideology and experts consumerism transform educational process. The phenomenon of educational service is investigated, its demand is shown by realities of market relations and consumer society requirements, conditions of occurrence of consumer tendencies in formation are considered.

Текст научной работы на тему «Специфика образовательных процессов в обществе консьюмеризма»

Напсо М.Д.

Доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академии.

Специфика образовательных процессов в обществе консьюмеризма

Введение. Одним из основных трендов современного мира является потребление, которое коренным образом трансформирует характер социальных процессов и отношений. В обществе потребления кон-сьюмеризм охватывает своим воздействием не только материальную и экономическую сферы, но весь социум и его структуры, определяет характер социальных взаимодействий, изменяет стилистику и формы бытия. Он превратился в важнейшую характеристику человека общества массового потребления, которое принуждает его к безудержному приобретению товаров и услуг. Принцип обладания становится главенствующим, более того, он является одним из механизмов конструирования социальной реальности, способом формирования социальной идентичности, условием успешной социализации и интеграции в социум.

Проблематика исследования. Сфера образования также оказалась под влиянием идеологии консьюмеризма. Сформировавшаяся культура потребления привела к возникновению ценностей и установок, во многом определяющих поведение индивидов, а в контексте нашего исследования - участников образовательного процесса. Выражением консьюмеристского подхода к образованию стало появление термина «образование как услуга», а также возникновение современной образовательной парадигмы, во многом обусловленной проникновением в образовательную среду элементов бизнеса, стратегий менеджмента и маркетинга. Сегодня образовательные учреждения во многом опираются на рыночные механизмы в своей деятельности, превращаясь в своеобразные бизнес-предприятия. «Образовательный» консьюмеризм предстает и как экономический феномен, который выполняет соответствующие функции, и как социокультурный, оперирующий знаками и символами. Примером может служить использование образовательных брендов в качестве символа успешности и эффективности образовательной организации. Бренд является механизмом привлечения потенциальных студентов, и чем он красочнее, тем больше он соответствует запросам

потребителя. Бренд используется в качестве условия повышения эффективности учебного заведения, в нем содержится репутационный потенциал, крайне важный для продвижения образовательных услуг. Бренд учебного заведения - это «не только марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и других символов организации и образовательных услуг. Понятие «бренд» более широкое, включающее продукт (образовательная услуга); набор характеристик..., воспринимаемых потребителем образовательных услуг и приписываемых им образовательной услуге (имидж образовательной услуги); информация о потребителе образовательных услуг; обещания определенных преимуществ потребителям образовательных услуг (продуктов).» [1]. Качество предлагаемых услуг должно отвечать интересам потребителей, в противном случае высока вероятность того, что потребитель приобретет желаемые образовательные услуги в другом месте, заплатив за обучение меньшую сумму.

Образовательное учреждение, как и всякая социальная организация, которая использует в своей деятельности рыночные механизмы, во многом исходит из идей прагматизма, экономической эффективности и практической целесообразности. В таких условиях система образования превращается в нечто, напоминающее потребительский маркетинг, согласно которому образовательное учреждение должно соответствовать духу рыночных отношений, что приводит к девальвации ценности знания. Когда исходят из принципа полезности знания и его «быстрого» экономического результата, «университет из храма науки превращается в marketplace в самом широком смысле этого понятия» [2, с. 148]. В таких условиях установки, нацеленные на обеспечение комфорта в его широком понимании, овладевают массовым сознанием, олицетворяя собой высокую потребительскую ценность. Принцип комфортности становится главенствующим: знание должно легко усваиваться, поэтому процесс обучения воспринимается как не обремененное усилиями занятие. Факторы удобства, социальной и коммерческой значимости полученных знаний являются привлекательными для обучающихся и их родителей.

Современный потребитель больше всего ценит комфорт, поэтому процесс приобретения знаний становится более легким, в нем как бы отсутствует фактор принудительности. Появляются образовательные программы и продукты, усвоение которых не требуют значительных личностных усилий. Особенностью идеологии консьюмеризма является гедонизм, сущность которого состоит в стремлении получить от приобретаемой услуги удовлетворение. Так процесс обучения прев-

ращается в игру: игровые практики придают ему развлекательный характер, и этот тренд становится преобладающим на всех ступенях системы образования. Находясь под воздействием подобных практик, знание перестает быть глубоким, поверхностность одерживает верх - главное состоит в том, чтобы знание приносило наслаждение в определенное время и в нужный момент.

Среднестатистический индивид общества потребления является «человеком массы», знания которого применимы к выполнению работ, не требующих напряжения мысли и усилий. Современный выпускник высшего учебного заведения обладает не одним дипломом - он может одновременно обучаться в других вузах. Наличие нескольких дипломов, а тем более - диплома об окончании преуспевающего вуза или университета, - является в глазах общественного мнения или социального окружения символом его высокого социальном статусе (хотя в реальной действительности наличие такого диплома не всегда свидетельствует о высоком уровне профессионализма его обладателя). Такова природа консьюмеризма, когда услуга (и образовательная тоже) является «символическим» знаком, свидетельствующим об исключительности индивида: важной становится «статусность употребления той или иной вещи, самоидентификация, вовлекающая потребителя в мир специфических культурных символов и ценностей. Предметы потребления могут не фиксировать социальный статус своего владельца, но являться средствами конструирования образа человека таким, каким он хочет казаться. Соответственно, процесс покупки каждый раз — это и есть мысленный перебор своих идеальных «я», в ходе которого потребитель представляет, какие вещи ему нужны, чтобы через них обозначить разнообразные стороны своей личности» [3, с. 322].

Маркетинговые тенденции все больше утверждаются в системе образования, они позволяют представить образовательное учреждение и предлагаемые им услуги в наилучшем свете. В этих процессах огромную роль играет реклама, поэтому рекламной деятельности уделяется особое внимание. Образовательный продукт должен быть предложен потребителю в соответствующем виде, он должен быть востребован, и для этого необходимо глубокое и всестороннее исследование рынка образовательных услуг, которое позволяет продвигать образовательный продукт, а значит - и само учебное заведение. Формирование позитивного имиджа становится неотъемлемой частью образования, в силу чего нередко во внимание берется т. н. внешняя оболочка услуги, которая должна быть не только красочной

в прямом смысле слова, но и привлекательной с точки зрения удобст- ■

ва использования. Рекламные инструменты используются и для того, чтобы представить выпускников как востребованных специалистов на рынке труда, что является весьма привлекательным стимулом для абитуриентов. Немаловажную роль в этих процессах играет собственный бренд, тщательно разработанные логотипы, «говорящие» об успехах образовательного учреждения и его престиже. Но представленная рекламой информация не всегда является достоверной, вводя в заблуждение потенциальных потребителей. Это позволяет говорить о том, что спектр предлагаемых образовательных услуг может носить симулятивный характер, отсюда их невостребованность - ни с точки зрения развития фундаментальных основ науки (ориентация высшего учебного заведения на фундаментальное знание приводит к тому, что он невысоко котируется в глазах молодых людей), ни с точки зрения их практической пользы.

Общество потребления предъявляет институту образования повышенные требования в отношении его эффективности и конкурентоспособности. Конкуренцию, однако, выдерживают далеко не все образовательные учреждения, что создает условия для возникновения между ними неравенства, и в первую очередь - социально-экономического. Это особо проявилось в условиях пандемии коронавиру-са, которая «стала «стресс-тестом» для всех вузов страны, скорость адаптации к ней университетов сильно различалась по причине неравенства в уровне технического...развития...Эти расхождения имеют выраженный региональный характер и связаны с разрывами в уровне как общего, так и высшего образования» [4, с. 60]. Пандемия привела к необходимости переориентировки деятельности вузов с учетом возникших обстоятельств. Возможности учебных заведений оказывают серьезное влияние на процессы интеграции в современный образовательный контекст. Отличаются также результаты практической и научно-исследовательской деятельности вузов, предлагаемый ими набор образовательных услуг и механизмы их предоставления потребителю. В такой ситуации выстраивается иерархическая структура с отношениями лидерства и аутсайдерства, что не может не создавать рисков разной степени воздействия на образование и общество в целом.

Отношение к межвузовской конкуренции разное: по мнению одних, она способствует повышению качества образования. Другие полагают, что в погоне за потребителем вузы ориентируются в своей деятельности не столько на предоставление качественного образования, сколько на получение максимального числа будущих студен_Л/ёк,

■ тов. Отсюда широкое распространение получают практики, наце-

ленные на сохранение контингента любой ценой, в особенности тех, кто обучается на коммерческой основе: материальные возможности студентов играют весомую роль. Эти процессы приводят к глубоким изменениям в отношениях между педагогами и обучающимися: преподаватель превращается в простого исполнителя, происходит «продажа» знания потребителю (студенту), и нередко знания поверхностного, чему способствует использование студентом современных интернет-технологий, во многом упрощающих образовательный процесс. Главным становится формирование т. н. компетенций, которые позволяют успешно адаптироваться к условиям рынка. В результате происходит разрыв между должным и сущим: требования, обусловленные развитием современных технологий, и реалии системы образования приходят в глубокое противоречие друг с другом.

Одним из условий, определяющих эффективное и успешное функционирование образовательного учреждения, является его имидж. Значимость имиджа трудно переоценить, он играет важную роль в качестве инструмента привлечения потенциальных обучающихся, условия реализации конкурентных преимуществ, механизма привлечения дополнительных ресурсов, в первую очередь - финансовых. Имидж - это устойчивое представление (или образ) об образовательном учреждении, которое складывается в общественном мнении и отражает социальные и репутационные характеристики учебного заведения, а также качество предлагаемых им образовательных услуг. Благодаря имиджу формируется не только внешний образ образовательной организации, он является олицетворением комфортных - социальных, психологических - условий, свидетельством высокого уровня педагогической и профессиональной подготовленности преподавателей и т. д. Позитивный имидж привлекателен и со стороны преподавательского корпуса, поскольку вызывает доверие, в том числе и с точки зрения социальной защищенности и материальной обеспеченности. Поэтому одним из важнейших направлений в деятельности образовательного учреждения является выстраивание такой имиджевой политики, которая позволит выдерживать усиливающуюся конкуренцию среди образовательных структур разного уровня. В таких условиях внешний и внутренний имидж должны соответствовать друг другу, в противном случае возникают риски утраты качественных характеристик, по причине чего имидж перестает быть одним из тех инвестиций, в которые следует вкладывать. Кроме того, имидж образовательного учреждения должен

/£> | _

представлять собой «не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик» [5, с. 118], и в таком качестве он является тем активом, который приобретает первостепенное значение в условиях расширяющейся конкуренции за потребителей образовательных услуг.

Таким образом, утверждение потребительских трендов в образовании является своеобразным ответом на реалии, диктуемые идеологией и практикой консьюмеризма, которые формируются под влиянием императивов рыночной экономики. Использование кон-сьюмеристского подхода в образовании приводит к изменениям в содержании образовательных технологий, услуг и программ, которые в значительной мере обусловлены проникновением в образовательную среду идей, которые соответствуют требованиям современного бизнеса и маркетинга.

Библиографический список

1. Нечаева Е.С., Туркина В.А. Брендинг в системе высшего образования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 3-1. С. 141-149. // URL: https://cyberleninka.ru (Дата посещения: 10.04.2023).

2. Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 148-154. // URL: https://docviewer.уandex.ru (Дата посещения: 10.04.2023).

3. Зверева Е.А. Роль масс-медиа в распространении консюмеризма как идеологии постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 4. № 5. С. 321-328. // URL: https://elibrary.ru (Дата посещения: 11.04.2023).

4. Кокшаров В.А., Сандлер Д.Г., Кузнецов П.Д., Клягин А.В., Лешуков О В. Пандемия как вызов развитию сети вузов в России: дифференциация или кооперация? // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 52-73. // URL: https://cyberleninka.ru (Дата посещения: 11.04.2023).

5. Новикова Т. Б. К вопросу имиджа образовательного учреждения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 6. С. 119-123. // URL: https://www/elibrary.ru (Дата посещения: 11.04.2023).

References

1. Nechaeva E.S., Turkina V.A. Branding in the system of higher education // Bulletin of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2013. № 3-1. P. 141-149. // URL: https:// cyberleninka.ru (04.10.2023).

2. Pokrovsky N.E. A By-Product of Globalization: Universities in the Face of Radical Change // Social Sciences and Modernity. 2005. № 4. P. 148-154. // URL: https://docviewer.уandex. ru (04.10.2023).

3. Zvereva E.A. The role of mass media in the spread of consumerism as a postmodern ideology // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2011. V. 4. № 5. P. 321-328. // URL: https://elibrary.ru (04.11.2023).

4. Koksharov V.A., Sandler D.G., Kuznetsov P.D., Klyagin A.V., Leshukov O.V. Pandemic as a challenge to the development of a network of universities in Russia: differentiation or cooperation? // Questions of education. 2021. № 1. P. 52-73. // URL: https://cyberleninka.ru (04.11.2023).

5. Novikova T. B. On the issue of the image of an educational institution // Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2016. № 6. P. 119-123. // URL: https://www/elibrary.ru (04.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.