Образование как потребительская услуга
Напсо Марианна Давлетовна
доктор социологических наук, кандидат философских наук профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
369000, Россия, г. Черкесск, пер. Одесский, 5
И napso.marianna@mail.ru
Статья из рубрики "Ценности и цели образования"
Аннотация.
Объектом анализа статьи является образование в обществе потребления, а предметом -образование как потребительская услуга. Рассматриваются особенности идеологии и психологии консьюмеризма, их соответствие духу рыночных отношений. Акцентируется внимание на процесс превращения товаров в символы, на становление потребительской культуры, формирование феномена потребительства. Исследуются тенденции проникновения консьюмеристских установок в сферу образования, рассматриваются негативные аспекты этих процессов. Показывается значение образования как социального лифта, как важнейшего инструмента, обеспечивающего процессы социальной мобильности. Использование диалектического и сравнительного методов позволило представить исследуемую проблему в ее единстве, целостности и противоречивости. Статья содержит элементы научной новизны, к которым могут быть отнесены следующие: 1) консьюмеризация и коммерциализация являются атрибутами современной системы образования; 2) образование приобретает черты потребительской услуги; 3) образование превращается в символическую систему, становится объектом потребления в качестве знака, содержащего в себе ценности успеха и престижа.
Ключевые слова: общество потребления, консьюмеризм, услуга, социальный слой, социальный лифт, социальная мобильность, престиж, символ, тренд, успех
DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.26289
Дата направления в редакцию:
12-06-2018
Дата рецензирования:
15-05-2018
Введение. Современное общество потребления существенным образом изменило специфику социальных процессов, наполнило новым содержанием функционирование социальных институтов. В этом немалая роль принадлежит сформировавшемуся
мировоззрению, в пространстве влияния которого оказались социальные ориентиры и нравственные установки. Подверглась трансформациям и сфера образования, которая подпала под влияние консьюмеристских тенденций Образование стало фактором, определяющим, с одной стороны, перспективы развития рыночного обществ, а с другой - механизмом формирования потребительской культуры. В этой связи повышенный интерес к феномену образования в контексте потребления вполне очевиден.
Проблематика исследования. В современном обществе образование предстает в разных ипостасях: и как условие развития материального и духовного производства; и как потребительская услуга, обеспечивающая и развивающая разнообразные способности индивида, в том числе и способности к творчеству, которое особенно востребовано обществом постмодерна. В отличие от прежних эпох, когда потребление выступало в качестве экономически необходимого явления, современное производство ориентирует индивида на чрезмерное и расточительное потребление, формируя адекватную ему идеологию консьюмеризма, смысл которой состоит не только и не столько в приобретении необходимой вещи, сколько в получении от этой покупки гедонистических удовольствий. Индустрия потребления насыщает общество новыми образцами, которыми следует обладать, а также потребностями и желаниями, которые надо удовлетворять. Так потребление превращается в бесконечный процесс обладания новым, насыщение которым мимолетно, поскольку общество потребления предлагает их в огромном количестве. Вещи не успевают изнашиваться, но им на смену приходят новые, которые соответствуют предлагаемым стандартам, в том числе и стандартам моды в ее предельно широком понимании. Так индивид оказывается в пространстве несвободы, его сознание и поведение оказываются запрограммированными априори, считает З. Бауман.
Консьюмеризм - и как образ жизни, и как мировоззрение, и как культурно-ценностный статус - создает соответствующую времени потребительскую культуру: «потребительское бытие» воплощается в безграничном и постоянном процессе приобретения и потребления. Происходит навязывание искусственно созданных потребностей, облаченных в желания, и в этом процессе принимают участие различные социальные агенты, преследующих разные цели, нередко взаимоисключающие друг друга. Консьюмеризм придает явлениям и вещам черты символических знаков, значимых и востребованных, тем порождая феномен демонстративного потребления, который имитирует знаки социального благополучия - кредо общества потребления. По мнению французского исследователя Ж. Бодрийяра, «потребление...есть деятельность систематического манипулирования знаками ... чтобы стать объектом потребления,
вещь должна сделаться знаком... »[2, с- 90~911. Говоря о симулякрах, исследователь подчеркивает, что их развитие и проникновение в социум происходят в форме структурной революции, в результате которой все общество как бы меняется вдруг: «к аждая конфигурация ценности переосмысливается следующей за ней и попадает в более
высокий разряд симулякров ...»"311, и этот процесс потенциализации, считает Ж. Бодрийяр, осуществляется «уже не диалектически, а катастрофически»"31. Характеризуя современный консьюмеризм, ученый отмечает, что это «не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, это активный модус отношения к вещам, к коллективу и ко всему миру, в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние
воздействия»!"1, с 213~2141. Так потребление превращается в терминальную ценность, играющую важную роль в потребительском поведении индивидов и социальных групп.
Симулякры обладают «внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание... превращается в образ жизни... как следствие, возникает модель одномерного
мышления и поведения...»[7], - подчеркивал Г. Маркузе. В таких условиях, по его мнению, происходит потеря индивидом способности критически осмысливать и оценивать подлинность бытия, формируются ложные (репрессивные) потребности, объективно ведущие к деиндивидуализации, а значит, к возникновению конформистского типа личности. Индивид становится зависимым от установок потребительского сознания, поскольку он предстает человеком единственного измерения, диктуемого обществом потребления. Кроме того, его идентификация определяется выбором потребительских практик, в особенности престижных, и этот процесс потребления становится бесконечным. Выход видится Г. Маркузе в Великом Отказе, в неприятии ложных ценностей, в том числе и ценности потребления как «обязанности масс».
Не осталась в стороне от потребительства и система образования, Появление в ней консьюмеристских практик привело к утверждению идей прагматизма и утилитаризма, которые сопровождаются девальвацией знания как такового: «чем меньше мысль можно объяснить в терминах, знакомых и понятных для мужчин и женщин, погруженных в ежедневную борьбу з а выживание, тем больше она соответствует стандартам человеческой природы; чем меньше она может быть оправдана в терминах материальной выгоды и использования как ценника, прикрепленного к ней в супермаркете., тем выше
ее гуманизирующая ценность» ^—с,50], - справедливо замечает З. Бауман, тем подчеркивая особую значимость для общества потребления денег. В отличие от прежних времен, когда влияние учителя было безусловным, сегодня, в эпоху господства информационных технологий, его авторитет оказался потесненным. Процессы приватизации, проникшие в среду образования, сделали его доступным для всех, в том числе и для тех, для кого оно не является призванием. В результате главной целью образования является подготовка специалиста, ориентированного на успешную адаптацию и интеграцию в мир рыночных отношений. Так, по мнению З. Баумана, образование становится одним из факторов организации человеческой деятельности. Нацеленность на прагматизм ведет к тому, что социальные взаимодействия и связи оцениваются с точки зрения выгоды и полезности: отношения между индивидами выстраиваются пол принципу полезности, что приводит к их кратковременности, недолговечности. И это напоминает действие социальных фильтров, с помощью которых отсеиваются те, в ком нет нужды. Следствием возникновения обменных отношений в сфере образования стало не только потребление вещей, знаний и т. д., но и друг друга, когда другой воспринимается как способ решения проблем.
Становление рыночной экономики, следствием которой явилось формирование новых производственных отношений, привело к тому, что образовательная услуга, с одной стороны, превратилась в товар. С другой, она стала важнейшим фактором развития конкурентной борьбы, инструментом, способствующим эффективному функционированию современного производства, человеческим ресурсом, определяющим тенденции развития общества, качество и уровень жизни. И в таком ракурсе образование как потребительская услуга есть несомненное благо, поскольку оно способствует формированию потребительской ценности в виде знаний, компетенций, навыков и умений. Реакцией на эти процессы явилось появление новых научных направлений, таких как экономика образования, социология образования, маркетинговые исследования в сфере образования и т.д., которые исследуют феномен образовательной
услуги как явления, содержащего в себе как позитивные, так и негативные моменты. Несмотря на различия в подходах, большинство исследователей, подчеркивая растущую роль процессов информатизации, приведших к повышению спроса на образовательные услуги, склонно полагать, что образовательная услуга содействует развитию человеческого капитала, процессам самоутверждения и социализации личности. Так, по мнению Т. А. Ожерельевой, в системе образования следует выделить следующие аспекты: «первый - нормативный - формальная совокупность свойств и характеристик образовательных услуг, обусловливающих их способность удовлетворять минимальные потребности потребителей в получении образования. Второй аспект рыночный. Он включает понятие "сравнительное качество" получения образования и служит мерой конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Эта характеристика определяется спросом-предложением на рынке труда, уровнем подготовки в конкретном вузе, индивидуальными способностями обучаемого. Качество в первом случае определяется мерой соответствия образовательных услуг требованиям образовательных стандартов. Качество во втором случае определяется мерой продвижения специалиста в служебной
и карьерной деятельности.»"9, с 801.
Расширяющиеся процессы коммерциализации образования приводят к изменению рынка образовательных услуг: формируется структура спроса и предложения, соответствующая требованиям рыночного времени, в чем принимают непосредственное участие различные социальные группы и слои. В результате образование приобретает коммерчески-потребительскую направленность, что не может не сказываться на его содержании, с одной стороны. С другой - ухудшается качество образовательных услуг, а сам образовательный процесс организуется таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности и ожидания потребителя этих услуг. Хотя, как считают многие, образование, если оно призвано формировать человека , должно быть вне процессов спроса и предложения, поскольку в таком случае происходит его деформация, которая ведет к девальвации духовных ценностей.
Эти явления особо обнаружились в сфере высшего образования, которое, как известно, является своеобразной визитной карточкой, являя собой знак социального преуспеяния. Так образование перестает быть сугубо экономическим явлением, оно становится своеобразным социальным маркером: через систему потребительских координат индивид обретает индивидуальность, они являются условием отличия его от других. Образование в обществе потребления все более приобретает черты потребительской услуги: происходит не только и не столько удовлетворение потребности в соответствующем образовании как таковом, сколько в демонстрации его как символа успешности и достигнутого социального статуса. Все это является реакцией на утверждение установок, во-первых, материального и денежного успеха; во-вторых, высокого стандарта и качества жизни; в-третьих, свободы рационального выбора, отвечающего запросам прагматизма. Следование канонам успешности, ее демонстрация становятся факторами, во многом определяющими мотивацию и направленность устремлений индивида. В утверждении этих процессов роль системы образования более чем весома.
Образование является фактором, способствующим, во-первых, установлению различий между социальными группами; во-вторых, фактором смягчения социальных отличий, создающих иллюзию равенства; в-третьих, механизмом социальной интеграции, благодаря чему возникают ощущения - пусть даже иллюзорные - принадлежности к привилегированным слоям; в-четвертых, признаком идентификации (индивидуальной и групповой); в-пятых, механизмом, благодаря которому происходит заимствование культурных норм и форм поведения. Социальные оценки касаются не только принятия
социально одобряемых норм, но и знаков уважения, престижа, статуса, к чему сфера образования имеет непосредственное отношение.
О бра з о в а ние , в ос о б е нно с ти в ыс ше е , я в ля е тс я в обще с тв е по тр е б л е ния о лице тв о ре ние м социального статуса. Большое значение придается не столько качеству знания, сколько внешней стороне образования, а именно «качеству» получаемого диплома. В сознании значительной части молодых людей сформировался достаточно устойчивый стереотип, согласно которому учеба в престижном вузе, обладание дипломом такого вуза открывает перед ними более широкие возможности профессиональной и в целом социальной мобильности. Образы становятся реальнее явлений и вещей, а сформировавшиеся установки нацеливают молодое поколение на получение высшего образования, которое ассоциируется с престижностью, высокими зарплатами, блестящими перспективами. Отсюда востребованность профессий юриста, финансиста, экономиста, которых более чем предостаточно на рынке труда, что объяснимо рядом факторов, в том числе и самой структурой потребления.
Образование, таким образом, является важнейшим механизмом регуляции рыночных отношений, и механизмом достаточно эффективным. В свою очередь, рынок, ориентируя общество на избыточное потребление, превращает образование в условие и фактор экономического прогресса. Однако стоит заметить, что развитие современной экономики невозможно без применения инновационных технологий, развитие которых возможно исключительно на основе использования знаний из области фундаментальных, естественнонаучных, инженерно-технических наук, интерес к которым не высок, в том числе и по причине их сложности. Происходит, с одной стороны, усиление тенденции к упрощенчеству (сокращается объем часов на преподавание фундаментальных наук), и главным становится быстрое усвоение получаемых знаний, которые также быстро забываются. С другой, налицо - в силу вышеназванной причины - ориентация на выбор гуманитарных специальностей, усвоение которых, на взгляд отнюдь не немногих, не связано с приложением особых усилий. Следует, однако, заметить, что большинство студентов не имеют тяги к гуманитарным специальностям, которые воспринимаются как ненужные и бесполезные.
Общество потребления создает имидж, без которого трудно представить современного человека, поскольку он является «знаковой фигурой», инструментом манифестации социальной позиции, что в определенном смысле способствует смягчению социальных различий. Через имидж происходит выделение индивида из общей массы, а социальная группа, к которой он принадлежит, наделяется свойствами, позволяющими говорить о ней как об общности высокого уровня. Принадлежность к особому «образовательному» миру со свойственными ему жизненными установками и предпочтениями, возможность приобретения высокой самооценки и повышения собственной оценки в глазах окружающих создают ощущения избранности и особости, которые являются частью современного имиджа. Современная практика показывает, что образование образованию рознь: окончить экономический факультет в рядовом вузе и Высшую школу экономики в глазах общественного мнения не одно и то же. Последнее свидетельствует о престижности, нужности профессии экономиста, ибо обучение в Высшей школе экономики символизирует материальный достаток, финансовые возможности семьи, кроме того, оно открывает такие перспективы, которых могут быть лишены многие другие. Обладание таким образованием дает ощущения непохожести, уверенности, стабильности, даже в ситуации слабости полученных знаний. Значимость приобретает внешняя сторона образования, а именно «корочка», являющаяся символом успешности.
«Качество» диплома свидетельствует скорее о принадлежности индивида к
определенному социальному кругу, чем о действительной образованности. Возникновение товарно-денежных отношений в системе образования приводит к деформациям разного рода, ставит во главу угла материальные возможности студента. В итоге образование «начинает играть символическую роль. Обладать высшим образованием, иметь корочку кандидата наук значит приобрести символический статус в социальной структуре общества. Возникает особого рода борьба брендов, когда образование в одном университете ценится больше, чем в другом, а обучение по некоторым специальностям выглядит более привлекательным вне зависимости от необходимости в соответствующих специалистах.»"5, с 87]. Восприятие образования как потребительской услуги, таким образом, имеет своим следствием то, что индивид в процессе учебы не только и не столько удовлетворяет потребность в приобретении знаний, способствующих его самовыражению и самоидентификации, сколько в утверждении и демонстрации своего «я» и своих возможностей.
Нельзя не отметить того факта, что система образования не только испытывает на себе воздействие социального контекста, но и сама формирует соответствующие этому контексту установки, которые, с одной стороны, облегчают процессы социализации, а с другой - затрудняют их, особенно в ситуации тех групп индивидов, которые не имеют возможности для успешной самореализации. Современное общество предписывает индивиду такую модель поведения, которая позволяет успешно осуществлять процессы идентификации, интеграции в социум, вырабатывать соответствующие современным требованиям формы социального общения. Образование является важнейшей социокультурной ценностью, и в этом качестве оно выполняет самые разнообразные функции, создает условия для формирования адекватных времени поведенческих стратегий. Не последнюю роль в этом играет образовательное учреждение, которое окончил индивид: именно оно во многом определяет образ жизни индивидов, характер социальных взаимодействий, специфику межличностных взаимоотношений.
Символы вещей стали важнее самих вещей, а развитие тенденций консьюмеризма в сфере образования приводит к ее обесцениванию. Массовому сознанию навязываются установки, которые являются установками-желаниями, обязательными для воплощения в жизнь. Это учеба в престижном вузе/университете, в котором профессорско-преподавательский корпус отличается высоким профессионализмом; это и эксклюзивные программы, тренинги, коллоквиумы; это и встречи с известными учеными, политиками, практиками; это и возможность дальнейшей учебы в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, это и возможность выехать в зарубежные страны и т. д. Следует заметить, что внешние атрибуты привлекательны, в особенности для тех, кто ориентирован - а их немало - на успех и профессиональный рост, и в этом роль «продвинутых» вузов, постоянно рекламируемых, достаточно велика. Невозможность же обладания этими символами порождают чувства социальной неполноценности и ненужности.
Социальный институт образования все более утрачивает некоторые из присущих ему функций, и причиной тому то, что он все более превращается в инструмент предоставления различных услуг, тем превращаясь в коммерческий механизм. Об этом говорят изменения, произошедшие и происходящие во всех подразделениях вузов/университетов, особенно в той части, которая касается организации учебного процесса: «полуразвлекательный характер, создание у клиентов чувства полноты полученного знания, упакованность в красивые формы. Большое значение приобретают широко известный бренд.хорошая реклама, наличие современного интернет-сайта. Университет обязан быть удобным, с хорошим сервисом; должны быть обеспечены легкая усвояемость, сквозная ясность образовательного продукта, полное соответствие
рынку труда и даже «праздничность», необременительность университетской жизни. Трансформируются традиционные формы преподавания: на смену поточным лекциям
приходят дискуссии типа «ток-шоу», семинары для публики...»[8, с-138"1. Исследователи пишут о возникновении феномена эдьютеймента, смысл которого состоит в обучении через развлечение. Говоря о необходимости применении таких программ, ученые и практики подчеркивают опасность их чрезмерного использования, результатом которого становится снижение эффективности образовательного процесса.
Противостоять превращению образования в товар не просто, поскольку в обществе потребления все имеет свою цену. Подтверждением потребительского отношения к образованию служит получившее широкое распространение такое явление, как предоставление услуг по написанию рефератов, работ различной квалификации -курсовых, дипломных, магистерских, диссертационных. Стоимость образовательных услуг адекватна многочисленным требованиям, и оплатить их могут обладающие ресурсными возможностями индивиды - выходцы из материально обеспеченных социальных групп населения.
Превращение образования в потребительскую услугу приводит к тому, что и на рынке труда оказываются востребованными дипломы «продвинутых» вузов, в особенности столичных, предлагающих широкий спектр образовательных услуг. Осуществить их выбор будущему студенту достаточно затруднительно: привлекательная в будущем профессия нередко оборачивается для среднестатистического абитуриента финансовыми вложениями, за которыми зачастую скрывается непростая кредитная история. Возникают проблемы и морально-психологического свойства, с которыми справиться оказывается также сложно. Так система высшего образования перестает быть инструментом, способствующим преодолению социального неравенства, а значит, не является для многих социальным лифтом, благодаря которому становится возможной вертикальная мобильность для представителей более низких социальных групп, и это создает проблемы конфликтного характера.
Расширение пространства потребительских тенденций в образовании привело к тому, что символическое потребление проникло в преподавательскую среду: «знаки принадлежности к внутривузовским элитам (профессорской, административно-управленческой, научной), наличие разного рода званий и регалий, приобретенное за деньги членство в многочисленных негосударственных академиях, обладание сертификатами...участия в престижных научных форумах («научный туризм»), лауреатскими дипломами организованных, как правило, на коммерческой основе конкурсов («Человек года», «Ученый года», «Профессор года») часто подменяют традиционные показатели подлинного профессионализма, педагогического мастерства,
научной квалификации...»[8, с- 1411.
Общество потребления сформировало явление, о котором нельзя не сказать: это наблюдаемая повсеместно «погоня» за студентом, которая в значительной степени трансформировала характере взаимодействий между администрацией
института/университета и преподавательским корпусом, между преподавателем и студентом. Преподаватель превращается в простого исполнителя, происходит «продажа» знания потребителю (студенту), и нередко знания не глубокого (не последнюю роль в этом играет использование студентом современных 1Т-технологий, упрощающих процесс получения знания, скорее, информации), в котором, как полагают отнюдь не немногие, общество потребления не нуждается. Реакцией на эти и многие другие процессы становятся изменения в студенческом лексиконе: не сдать, а поставить экзамен/зачет,
не сдать сессию, а «закрыть» ее. Возникают вопросы и относительно нужности ряда предметов, в особенности тех, которые не имеют непосредственного отношения к будущей профессии, что приводит к ослаблению и даже «вымыванию» гуманистической составляющей системы образования, недооценки ее воспитательной функции, что может не сказываться на качестве человеческого капитала.
Выводы. Общество потребления, таким образом, привело к серьезным изменениям в структуре и функционировании системы образования. Идеология консьюмеризма, являющаяся выражением эпохи потребления, трансформировала не только облик социальных структур, но и их содержание, и в первую очередь по причине ее влияния на духовную сферу жизни. Результатом превращения образования в потребительскую услугу, которая не всегда приводит к получению качественного образования, а, скорее, является условием интеграции и адаптации к миру, в котором все имеет свою цену, стало возникновение большого числа негативных явлений в этой важнейшей области человеческой деятельности.
Библиография
1. Бауман З. - Текучая современность. - Санкт-Петербург: Питер. - 2018. - 240 с.
2. Бодрийяр Ж. - Система вещей. - Доступ: URL: http: // yanco.lib.ru (3AI^TA)-Adobe Reader(проверено 02. 03. 2018).
3. Бодрийяр Ж. - Жан Бодрийяр. Символический обмен и смерть. Время симулякров. - Доступ: URL: http: // http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3484/3485 (проверено 17. 05. 2018).
4. Донских О.А. - Деградация. Размышления об образовании и его месте в нашей культуре. - М. - 2013. - 244 с.
5. Игнатова Н. В., Никитин А. П. - Образование как предмет потребления // Идеи и идеалы. - 2014. - №1(19). - Т. 2. - С. 81-88.
6. Ильин А. Н. - Проникновение культуры потребления в сферу образования. -Доступ: URL: http: // dbelyaev.ru/p/22080/ (проверено 02. 03. 2018).
7. Маркузе Г. - Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. - Доступ: URL:http: gtmarket.ru/laboratory/basis/5440/5441 (проверено 17. 05. 2018).
8. Николаева Е.М., Щелкунов М. Д. - Идентификация личности в условиях консюмеризации образования // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - Том 152. - Кн. 1. - С. 135-144.
9. Ожерельева Т. А. - Анализ образовательных услуг методами маркетинга // Управление образование: теория и практика. - 2014. - №4 . - С. 76-86.
10. Хагуров Т. А. - Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социологические исследования. - 2010. - № 7 - С. 96-103.