Научная статья на тему 'БРЕНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

БРЕНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / БРЕНДИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФАКТОРЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / УСЛУГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / BRAND / BRANDING / EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / FACTORS / CONSUMER / SERVICES / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закирова А.Р., Хасанова Л.Ф., Хусаинова С.В.

Статья посвящена бренду в образовании. Здесь мы рассмотрели бренд как фактор повышения конкурентоспособности в образовательных организациях. Определим основные цели брендинга. Рассмотрим внешние и внутренние факторы, которые влияют на конкурентоспособность образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRAND OF EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A FACTOR OF INCREASING COMPETITIVENESS

The article is devoted to the brand in education. Here we considered the brand as a factor of increasing competitiveness in educational organizations. Define the main goals of branding. Consider external and internal factors that affect the competitiveness of the educational institution.

Текст научной работы на тему «БРЕНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

УДК: 338

Закирова А.Р. студент 4 курса факультет экономики и управления

Хасанова Л. Ф. студент 4 курса факультет экономики и управления Хусаинова С. В., к. э.н. доцент, преподаватель кафедра экономики и менеджмента Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «К(П)ФУ» Россия, г. Елабуга БРЕНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Аннотация. Статья посвящена бренду в образовании. Здесь мы рассмотрели бренд как фактор повышения конкурентоспособности в образовательных организациях. Определим основные цели брендинга. Рассмотрим внешние и внутренние факторы, которые влияют на конкурентоспособность образовательного учреждения.

Ключевые слова: бренд, брендинг, образовательная организация, образовательные учреждения, факторы, потребитель, услуги, конкуренция

Zakirova A.R. Student

4 year, Faculty of Economics and Management Elabuga Institute (branch) of FSAOU VO ""K (P) FU"

Russia, Elabuga city Khasanova L.F. Student

4 year, Faculty of Economics and Management Elabuga Institute (branch) of FSAOU VO "K (P) FU"

Russia, Elabuga city

Scientific adviser: Khusainova S. V., Ph.D., Associate Professor Teacher of the Department of Economics and Management Elabuga Institute (branch) of FSAOU VO "K (P) FU"

Russia, Elabuga city

BRAND OF EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A FACTOR OF INCREASING COMPETITIVENESS

Abstract. The article is devoted to the brand in education. Here we considered the brand as a factor of increasing competitiveness in educational organizations. Define the main goals of branding. Consider external and internal factors that affect the competitiveness of the educational institution.

Key words. Brand, branding, educational institution, educational

institutions, factors, consumer, services, competition

На данный момент в рамках присоединения Российской Федерации к Болонской конвенции осуществлен переход к многоступенчатой модели образования. Появление различных форм образовательных организаций, усиление дифференциации и индивидуализации программ обучения позволяют учебным заведениям удовлетворять запросы потребителей в отношении качества предоставления и состава образовательных услуг [5]. «Успех на рынке складывается в основном из таких факторов, как абсолютная ориентация на потребителя и всестороннее применение маркетинговых инструментов» [3]. В качестве одного из таких инструментов можно рассматривать именно брендинг. Брендинг, с точки зрения маркетинга - это разработка и осуществление комплекса мероприятий, которые способствуют:

- выделение этого продукта (услуги) из ряда аналогичных конкурирующих продуктов;

- идентификации продукта (услуги);

- созданию долгосрочного предпочтения потребителя к бренду.

Основной целью брендинга является создания бренда, который, с

помощью своей уникальной внешней формы, послания и внутреннему содержанию, максимально отвечает ожиданиям потребителя, и привлекает внимание, внушает доверие, которое вызывает желание приобрести товар или услугу бренда.

Под брендом образовательной организации (далее - ОО) следует понимать систему, которая связывает вместе продукт, имидж, образ марки в сознании потребителя и видение производителем образов представляемой услуги, марки ОО, а также основных характеристик потребителей [4].

Бренды способствуют сокращению рисков, создает естественный барьер для конкурентов. Наличие такого фактора, как бренд, позволяет осваивать новые сегменты рынка и облегчает вывод на рынок новых интеллектуальных продуктов. В свою очередь, бренд даёт образовательному учреждению дополнительное время для адаптации при появлении рыночных угроз. ОО, благодаря бренду дистанцирует свои образовательные программы в глазах пользователей интеллектуальной услуги от аналогичных образовательных программ конкурентов [3].

При нынешних тенденциях социально-экономических условий, при росте спроса на образование и проблемы выживания и его развития, как никогда является актуальным. При этом образовательным организациям необходимы действенные конкурентные преимущества [8], [7]. Факторы, которые влияют на конкурентоспособность ОО, можно выделить по источникам происхождения на неуправляемые (внешние) и управляемые (внутренние).

Внешние факторы (макросреда) не поддаются воздействию со стороны образовательного учреждения, но требует обязательного учета в оценке его

конкурентоспособности и в выборе конкурентной стратегии. Факторы макросреды для всех образовательных организаций сраны едины. Эти факторы в основном характеризуют конкурентный потенциал страны в мировом образовательном пространстве. Региональные факторы для каждого региона разные и создают особые конкурентные условия для конкретных ОО. Для оценивания конкурентоспособности необходимо определить, являются ли данные региональные факторы благоприятными и в какой мере они используются образовательным учреждением для создания и поддержки своего конкурентного преимущества.

Внутренние факторы (микросреда) - это возможность самой ОО по обеспечению собственной конкурентоспособности. Одним из самых важных факторов обеспечения конкурентоспособности образовательной организации может стать действенная система внутреннего контроля [1].

Внутренние факторы можно объединить по укрупненным классификационным блокам. Эти блоки состоят из:

- финансово-экономического блока (система управления финансами, ценовая политика, цена за образовательную услугу и размер бюджетного финансирования);

- материально-технического блока (учебные помещения, здания; оснащенность мебелью, компьютерами; оснащение лабораторными оборудованиями; столовая, общежитие, издательский центр и т.п.);

- организационный блок (организационная структура, организационная система, корпоративная культура, возможность вуза по трудоустройству выпускников);

- блока кадрового обеспечения (количество докторов и кандидатов наук, наличие известных людей);

- коммуникационного блока (международное и межвузовское сотрудничество; участие в программах и проектах; маркетинговая коммуникация и т.п.);

- учебно-методического и научного блока (состав специальностей и специализаций; формы и методы обучения; лицензия; наличие ДОУ и т.п.);

- культурно-досугового блока (студенческие отряды (РСО); КВН; секции и кружки различных направлений и т.п.);

- блока контингента студентов (количество студентов; наличие иностранных и иногородних студентов; конкурс при поступлении);

- имиджевого блока (название и статус, история, бренд-бук ОО; наличие известных выпускников; престижность диплома и т.п.).

Популярные бренды обладают сильными убеждениями и оригинальными идеями. Они не только меняют представление и отношение потребителя к услуге, но и преобразуют сознание людей. Создание сильного бренда - это непростой творческий процесс, который требует креативного и профессионального подхода. Больше всего успешному развитию ОО способствует продуманный подход к средствам продвижения образовательных услуг к потребителю, формирование планов коммуникаций

маркетинговой деятельности и конечно же эффективная организация рекламной деятельности.

В том случае, если достоверная информация ограничена, то абитуриенты и их родители, принимают решение о выборе образовательного учреждения, основываясь не на реальные конкурентные преимущества ОО, а на своем представление о бренде учебного заведения. Они сравнивают именно бренды, а не факторы конкурентоспособности образовательных учреждений, и соотносят их со своими возможностями (материальными, интеллектуальными и т.д.) для поступления. Бренд в свою очередь работает на то, какие ожидания формируются у абитуриентов в отношении деятельности вуза. Чем известнее бренд вуза, тем более престижен сам вуз. По мнению абитуриентов диплом престижного вуза, повышает их конкурентоспособность в глазах работодателей и, таким образом, служит гарантом успешного трудоустройства, получения интересной, высокооплачиваемой работы, а, следовательно, и определенного статуса.

Статус образовательного учреждения т.е. бренда (например, МГИМО, МГУ, КФУ) формируется десятилетиями, его невозможно получить за короткое время, даже за большие деньги, но его очень легко потерять. Бренды в образовании - это безусловные лидеры, обладающие очень хорошей репутацией, которое поддерживается в течение длительного времени и ориентированы на устойчивое развитие. При формировании бренда вуза необходимо учитывать то, что рынок образовательных услуг специфичен, он включает в себя не только конкурентов, различные субъекты и объекты реализации и оказания услуги (вуз - абитуриент), но и такие группы общественности, как: рынок труда, родители абитуриентов и внутренняя среда образовательной организации (администрация вуза, преподавательский состав, студенты и т. д.).

Делая выводы, можно сказать, что бренд однозначно является одним из главных факторов повышения конкурентоспособности образовательной организации. Помогает образовательному учреждению реализовать свои цели и удержаться ему на рынке образовательных услуг, а также благополучно функционировать.

Использованные источники:

1. Ахметшин Э.М. Система внутреннего контроля как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 23. № 1.1. С. 104-109.

2. Аюпова В.К. Перспективная модель развития образовательного учреждения, использующего бренд-менеджмент образовательных услуг / В.К. Аюпова // Вестник ВЭГУ. - 2013. № 2.

3. Аюпова В. К., Хусаинова С. В., Устюжина О. Н. Актуальность брендинга образовательных услуг современного вуза // (научная статья) Печатная Символ науки. - 2015. - №6. - С. 88-91 2/1.

4. Бренд как фактор повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Научная электронная библиотека Elibrary.ru URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=22877867 (дата обращения: 25.10.2017).

5. Брендинг как элемент повышения конкурентоспособности организации // Молодой учёный URL https://moluch.ru/archive/65/10845/ (дата обращения: 25.10.2017).

6. Васильев В.Л., Ахметшин Э.М., Устюжина О.Н. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики // Педагогическое образование в изменяющемся мире: сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. 2017. С. 106-115.

7. Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения путем формирования и укрепления имиджа // АЛЫЕ ПАРУСА проект для одаренных детей URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/02/povyshenie-konkurentosposobnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-putem (дата обращения: 27.10.2017).

8. Osadchy E.A., Akhmetshin E.M. Integration of industrial and educational sphere in modernization of economic relations // Journal of Applied Economic Sciences. 2015. Т. 10. № 5.

9. Sadriev R.D., Mullakhmetov K.S., Akhmetshin E.M. Russian business medium: competition problems // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 8Special Issue. С. 30-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.