ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
ART 202019 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12019 УДК 159.9.072.43
Мишарева Анна Евгеньевна,
студентка ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный универси тет экономики и сервиса», г. Владивосток mishareva [email protected]
Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников
Аннотация. Современные цели образования включают требования к развитию способностей и учебной мотивации ученика как результату образования, предопределяющему личностно-профессиональную направленность учителя; это говорит об актуальности темы исследования. Целью работы является доказательство того, что педагогическая направленность - это фактор учебной мотивации учеников в начальной школе. Результаты исследования получены на выборке из 16 учителей и 480 их учеников. Расчет достоверности по ф*-критерию Фишера показал достоверность различий результативности деятельности учителей: направленность учителя начальной школы на взаимодействие является фактором учебной мотивации его учеников.
Ключевые слова: направленность личности педагога, учебная мотивация, педагогическая деятельность, младшие школьники. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.
Введение
Трансформация современного образования обусловлена требованиями современного общества и государства, она связана с системно-деятельностным подходом, лежащим теперь в основе образовательного процесса, ростом значимости информационно-технологических средств, что существенно меняет модель деятельности педагога, структуру его профессионализма.
На практике вопросы педагогического профессионализма актуализируются в контакте с учителями, особенно важно это для учеников и их родителей, поскольку хорошее образование является одной из значимых культурных ценностей современного общества.
Методология и результаты исследования
С одной стороны, профессионализм учителя имеет точные формулировки в профессиональном стандарте, с другой стороны, каждый педагог - субъект своей профессиональной деятельности и имеет собственное осознанное и неосознанное педагогическое кредо, выражающееся в профессионально-педагогической направленности, действие которой определяет его поведение и способ решения профессиональных задач. Направленность определенным образом сочетается с личностно-профес-сиональными качествами, привычными способами саморегуляции, поведения, особую значимость имеет для учителя педагогическая толерантность как принятие учеников - разных по своим индивидным и индивидуальным качествам [1]. В. А. Кан-Ка-лик акцентировал внимание на направленности взаимодействия учителя с учениками, основной контекст которого автор связывал с мотивацией: наиболее высоко он оценивал «увлеченность совместной деятельностью», что соответствует нашим интересам: для нас важна связь направленности учителя и мотивации учеников [2].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
Стандарт педагога трактует формирование мотивации к обучению как трудовую функцию учителя [3]. Закон об образовании в определении понятия обучения в качестве его компонента отмечает учебную мотивацию: «формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [4].
Учебная мотивация у школьников нормативно обусловлена (Закон «Об образовании») и имеет прямое отношение к деятельности педагога; более того, она в формулировках стандарта педагогической деятельности отражена как результат его профессиональной деятельности, а с нашей точки зрения, она обусловлена направленностью его профессиональной деятельности, педагогического общения. В. С. Чернявская отмечает, что способности школьника как результат образования связаны с целью педагога - развитием способностей и компетенций учащегося [5]. Если профессиональная направленность учителя концентрируется на взаимодействии с учеником, развитии его способностей, то результаты будут соответствовать данной направленности.
Проблеме учебной мотивации уделяется внимание в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе. Важность мотивации связана с результативностью учебного процесса. Исследователи категории «учебная мотивация» едины в своем мнении о том, что учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для учебной деятельности факторов. И. А. Зимняя пишет, что важными факторами являются: образовательная система конкретного учреждения, организация образовательного процесса, индивидные (пол, возраст) и субъектные особенности ученика; субъектные особенности педагога и специфика образовательной области [6]. А. К. Маркова рассматривает учебную мотивацию как побуждения, которые динамично меняются по отношению к учебе [7]. Социальная сторона взаимодействия школьников ведет к изменению отношения к учебе, обретению определенного социального статуса, который существенно связан с учебной мотивацией, внутренней позиции по отношению к учебной деятельности [8, 9].
Целью такого воздействия является личностное, интеллектуальное и деятель-ностное развитие ребенка. В качестве оценки качества образовательного процесса родителями, учителями, учениками выступает желание учиться, опыт успешного учения. Учебная деятельность должна стать источником умственного удовольствия и душевной радости. Наличие у учащихся начальной школы положительных эмоций ведет к формированию положительных мотивов для успешного обучения. Педагог - «мастер своего дела» - считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: обучение -это радость, а не долг, учиться можно с удовольствием, увлеченно. А. Н. Аминов пишет, что педагогическое мастерство может рассматриваться как идеал работы учителя, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности [10]. Такой педагог обладает личностно-профессиональными характеристиками, которые обеспечивают его личностный рост и проявляются в направленности педагогической деятельности на результат - развитие ученика, а значит, его мотивации; направленности на взаимодействие. В более старшем возрасте, несмотря на иные возрастные особенности учащихся, сохраняется связь мотивации с особенностями деятельности педагога [11].
Таким образом, характер направленности личности педагога и его деятельности в образовательном процессе существенным образом влияет на мотивацию его учеников.
Целью эмпирической части исследования стало выявление различий количества учеников с положительной (продуктивной) мотивацией в классах учителей с разной педагогической направленностью.
Объектом эмпирической части исследования является тип направленности педагога, а предметом - педагогическая направленность как фактор учебной мотивации учеников.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
Рассматривались три вида направленности: «на себя», «на задачу», «на взаимодействие». Наиболее соответствующей развитию ученика является направленность на «задачу» - в том случае, если «задача» - развитие способностей и компетенций ученика; на взаимодействие - в том случае, если у взаимодействия с учеником цель -развитие способностей и компетенций ученика, в соответствии с подходом Н. А. Кан-Калика, В. С. Чернявской.
Направленность же на себя (личностная направленность) не является конструктивной в ситуации педагогической деятельности; более того, Н. А. Аминов считает такого педагога условно профнепригодным.
Проверялась гипотеза о том, что в классах учителей с определенной направленностью учебная мотивация выше, то есть в классе больше учеников с положительной, продуктивной мотивацией к учебной деятельности.
Респонденты - учителя и учащиеся средней общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 16 учителей женского пола в возрасте от 40 до 60 лет, все имеют единую должность «учитель начальных классов» и одинаковую нагрузку -18 часов в неделю. Стаж работы учителей на момент проведения диагностики: от 20 до 30 лет у 10 человек; от 30 до 40 лет у 6 человек. Все педагоги имеют высшее образование, 9 из них получили высшее образование, имея профильное среднее специальное образование. Наличие квалификационной категории испытуемых: высшая -4 человека; 1-я категория - 9 человек; соответствие занимаемой должности имеют 3 человека. Педагоги в равной степени участвовали в конкурсах педагогического мастерства, проходили тематическую курсовую подготовку, принимали активное участие в методической и воспитательной работе школы. Исследовалась учебная мотивация учащихся тех классов, в которых работают данные учителя.
Предполагалось, что тип направленности личности соответствует реализуемой педагогической деятельности, он изучался с помощью методики определения социально-психологических предпосылок склонности к стилю направленности с помощью ориентировочной анкеты В. Смекала и М. Кучера [12]. Она основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает, испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Цель использования методики - определить направленность личности педагога. Возможны три варианта: личностная (на себя), деловая (на задачу) и коллективистская (на взаимодействие). Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
В ходе диагностики были получены следующие результаты (табл. 1).
На основе анализа полученных результатов был сделан вывод: среди учителей начальной школы преобладает личностная направленность (направленность на себя - НС) - 10 человек. Она связана с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Данный мотив осознается педагогами, как следствие, они демонстрируют неравнодушие к работе, к ученикам. Такие педагоги добиваются положительных результатов в педагогической работе. Специфика работы с детьми начальной школы связана с тем, что учитель является примером для своих учеников во всех видах деятельности. Также об этом свидетельствуют результаты, в которых видна незначительная разница в баллах между ведущей личностной направленностью и коллективистской направленностью (направленностью на взаимодействие - ВД). Отрицательные стороны такой направленности проявляются только в случае конфликтной ситуации. Среди учителей, участвовавших в
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
исследовании, была выявлена коллективистская направленность (направленность на взаимодействие) у 6 человек. Она имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения и отмечаются потребностью в эмоциональном общении со своими учениками. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, к личности учеников, их чувствам и переживаниям, он может менять весь ход урока в зависимости от состояния, настроения детей, складывающейся ситуации. Для них первостепенное значение имеет теплая эмоциональная атмосфера на уроке, а не логика его построения, поэтому ученики чувствуют себя у таких учителей свободно и непринужденно. Учителя, ориентированные на взаимодействие, воспринимают учеников как партнеров и стремятся к их развитию и воспитанию, что им удается тем лучше, чем меньше возраст детей. Среди учителей начальной школы не выявлено ни одного педагога с деловой направленностью (направленностью на задачу), которая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, овладению новыми умениями и навыками.
Таблица 1
Результаты определения ведущего стиля педагогической деятельности
№ анкеты Ведущий стиль педагогической деятельности личностный (НС) Ведущий стиль педагогической деятельности коллективистский (ВД)
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +
15 +
16 +
Количество учителей 10 6
Для изучения мотивации младших школьников использовалась методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Использованный метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А. Д. Андреевой. Этот вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки, соответственно, проведены новая апробация и нормирование, методика валидна. Настоящий вариант шкалы выполнен А. М. Прихожан. Методика направлена на изучение мотивации школьников 9-14 лет, что позволяет использовать ее для учеников 2-4-х классов начальной школы. Исследование проведено в 16 классах на общей выборке из 480 учеников начальной школы.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
Таблица 2
Результаты диагностики мотивации учащихся начальной школы 2-4-х классов
Уровень мотивации с указанием Количе-
количества детей ( от самого высокого I до самого низкого V) ство детей с про- Количество детей со сниженной и низкой мотивацией, уровни ^^ Разница
Класс I II III IV V дуктивной (положительной) мотивацией, уровни 1-111 показателей п. 3 и п. 4
2 «А» 0 6 6-14 4 0 12 18 - 6
2 «Б» 6 7 7-8 2 0 19 11 + 8
2 «В» 5 10 6-7 3 0 20 10 +10
2 «Г» 0 5 9-10 6 0 14 16 - 2
3 «А» 5 9 8-5 2 1 22 8 + 16
3 «Б» 0 4 6-9 7 3 11 19 - 8
3 «В» 4 3 5-8 9 1 12 18 - 6
3 «Г» 1 5 4-8 10 2 10 20 - 10
4 «А» 4 8 6-7 5 0 18 12 + 6
4 «Б» 3 10 7-6 4 0 20 10 + 10
4 «В» 3 10 6-8 3 0 19 11 + 8
4 «Г» 3 5 3-7 8 4 11 19 - 8
Всего 34 82 73 -97 63 11 188 172
Результаты, представленные выше (табл. 2), показали, что количество учеников с положительной (продуктивной) мотивацией выше, чем со сниженной, указаны различия между видами мотивации в классе. В исследовании приняли участие 360 учеников 2-4-х классов. Среди них 11 человек имеют низкую мотивацию, негативное отношение к учению. 63 ученика со сниженной мотивацией, также 97 учащихся, у которых выявлен третий уровень мотивации, имеют тенденции к сниженной мотивации, это определяется высоким уровнем школьной тревожности, высоким уровнем по шкале гнева, нестабильным эмоциональным фоном. Сравнительный анализ общих показателей показывает, что детей с продуктивной (положительной) мотивацией в этих классах больше, чем детей со сниженным и низким уровнями мотивации. Анализ теоретических источников говорит о том, что данный показатель может быть выше, если педагогов с направленностью педагогической деятельности на взаимодействие будет больше.
Для изучения мотивации учащихся первых классов был использован тест «Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» (Методика Н. Г. Луска-новой) [13] Использование опросника для изучения эмоционального отношения к учению А. Д. Андреевой было невозможно из-за недостаточно сформированных читательских умений первоклассников на момент исследования. Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н. Г. Лусканова, рацпредложение № 138 от 07.06.l985 г.). В исследовании приняли участие 120 учащихся 1-х классов. Цель - выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. В ходе исследования были получены результаты, представленные в табл. 3.
Анализ данных (табл. 3) показал, что 67 учеников имеют низкую мотивацию, из них 14 - с негативным отношением к школе. Отличие в показателях продуктивной мотивации и сниженной мотивации невелико. Данный показатель можно объяснить тем, что исследование проводилось в конце октября, дети обучались всего два месяца, на этом этапе про-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
исходит переход от игровой деятельности с использованием образов к учебной деятельности с использованием символов и знаков. Данный показатель, возможно, связан с тем, что педагоги, работающие в этих классах, имеют личностную направленность - на себя.
Таблица 3
Результаты диагностики мотивации учащихся начальной школы 1 классов
Класс Уровень мотивации с указанием количества детей ( от самого высокого I до самого низкого V) Количество детей с продуктивной (положительной) мотивацией, уровни I II Количество детей низкой мотивацией и негативным отношением к школе, уровни ^^ Разница показателей п. 3 и п. 4
I II III IV V
1 «А» 5 11 8 2 4 16 14 + 2
1 «Б» 7 4 12 4 3 11 19 - 8
1 «В» 7 7 9 5 2 14 16 - 2
1 «Г» 6 6 9 6 3 12 18 - 6
Всего 25 28 38 17 14 53 67
Учителя были разделены на две группы в соответствии с типом направленности. Далее внутри каждой группы было обозначено количество учащихся с продуктивной (положительной) мотивацией и количество детей со сниженной, низкой мотивацией и негативным отношением к школе, и на основе этих данных были составлены табл. 4 и 5. Для табл. 4 были выбраны все классы, в которых преподают учителя с личностной направленностью. В 10 классах 123 учащихся имеют положительную (продуктивную) мотивацию, а 177 - сниженную и низкую мотивацию. Для табл. 5 были взяты 6 классов, в которых работают учителя с направленностью на взаимодействие. В этих классах детей с положительной (продуктивной) мотивацией 118, а количество детей со сниженной и низкой мотивацией равно 62.
Таблица 4
Количество учащихся разных уровней мотивации у учителей с направленностью «на себя»
Класс в котором работает учитель, имеющий личностную направленность Количество детей с продуктивной (положительной) мотивацией Количество детей со сниженной, низкой мотивацией и негативным отношением к школе
1 «А» 16 14
1 «Б» 11 19
1 «В» 14 16
1 «Г» 12 18
2 «А» 12 18
4 «Г» 11 19
2 «Г» 14 16
3 «Б» 11 19
3 «В» 12 18
3 «Г» 10 20
Общее кол-во 123 177
Проверка значимости различий была проведена с помощью многофункционального ф*-критерия Фишера. Полученное эмпирическое значение 5,282 говорит о наличии связи мотивации учеников с типом направленности учителя на уровне значимости р > 0,01.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
Таблица 5
Количество учащихся с разными уровнями мотивации у учителей с направленностью на взаимодействие
Класс в котором работает учитель, имеющий направленность на взаимодействие Количество детей с продуктивной (положительной) мотивацией Количество детей со сниженной, низкой мотивацией и негативным отношением к школе
4 «А» 18 12
4 «Б» 20 10
4 «В» 19 11
3 «А» 22 8
2 «Б» 19 11
2 «В» 20 10
Общее кол-во 118 62
Оказалось, что количество учеников с положительной мотивацией у учителей с направленностью на взаимодействие достоверно больше. Таким образом, доказано, что у учителей с направленностью на себя эффективность деятельности - развитие учебной мотивации - менее выражена по сравнению с учениками из классов учителей, с направленностью на взаимодействие.
Заключение
Учебный процесс в начальной школе часто фокусируется на педагоге, от него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Творческое взаимодействие между ним и учащимися не только важно, оно необходимо. Направленность педагога на взаимодействие с учениками положительно влияет на мотивацию учащихся, на учебный процесс. Принятие целей развития ученика, осознанное выстраивание учебного процесса в соответствии с ФГОС, ориентирование на развитие ученика, на взаимодействие с учащимися является фактором роста количества учеников с положительной, продуктивной мотивацией, в отличие от учителей, ориентированных в своей практической деятельности на свою личность, собственные интересы.
Полученные в ходе исследования данные о педагогах позволяют реализовать одну из целей средней общеобразовательной школы: обеспечение условий для полноценного психического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Ссылки на источники
1. Чернявская В. С. Психолого-педагогические факторы педагогической толерантности: монография. -Владивосток: Изд-во Дальнаука, 2006. - 196 с.
2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
3. Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования (ред. от 16.06.2019 г.).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
5. Чернявская В. С. Онтологическая модель предметной области самораскрытия способностей личности // Психология способностей: от самораскрытия к профессиональной самореализации: материалы Всероссийской научной конференции. - Владивосток, 2018. - С. 116-126.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
8. Чернявская В. С., Андреева Е. А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами, на примере учеников 1 класса МБОУСОШ № 35, г. Владивосток // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - С. 14-21. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76130.htm.
9. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. Г. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мишарева А. Е. Направленность педагога как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
10. Аминов Н. А., Чернявская В. С. Новые принципы современной дидактики: монография. - Владивосток: ВГУЭС, 2019. - 228 с.
11. Чернявская В. С. К вопросу об учебной мотивации студентов и стилях педагогического общения преподавателей // Развитие человека в современном мире. - 2019. - № 3. - С. 79-86.
12. Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - (Практикум по психодиагностике).
13. Чернявская В. С. Указ. соч.
Anna Mishareva,
Student, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok mishareva [email protected]
The orientation of the teacher as a factor in the educational motivation of primary school students Abstract. Modern goals of education include requirements for the development of student's abilities and educational motivation as a result of education, which determines the personal and professional orientation of a teacher; this indicates the relevance of the research topic. The aim of the work is to prove that the pedagogical orientation is a factor in the educational motivation of students in primary school. The results of the study were obtained on a sample of 16 teachers and 480 their students. Reliability calculation according to Fisher's ^ * criterion showed the reliability of differences in the effectiveness of teachers: the orientation of the primary school teacher to interaction is a factor in the educational motivation of his/her students. Key words: teacher personality orientation, educational motivation, pedagogical activity, primary school students.
References
1. Chernyavskaya, V. S. (2006). Psihologo-pedagogicheskie faktory pedagogicheskoj tolerantnosti: mono-grafiya, Izd-vo Dal'nauka, Vladivostok, 196 p. (in Russian).
2. Kan-Kalik, V. A. (1987). Uchitelyu o pedagogicheskom obshchenii, Prosveshchenie, Moscow, 190 p. (in Russian).
3. Proekt aktualizirovannogo professional'nogo standarta pedagoga nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya (red. ot 16.06.2019 g.) (in Russian).
4. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (in Russian).
5. Chernyavskaya, V. S. (2018). "Ontologicheskaya model' predmetnoj oblasti samoraskrytiya sposobnostej lichnosti", Psihologiya sposobnostej: ot samoraskrytiya k professional'noj samorealizacii: materialy Vse-rossijskoj nauchnojkonferencii, Vladivostok, pp. 116-126 (in Russian).
6. Zimnyaya, I. A. (2004). Pedagogicheskaya psihologiya, Logos, Moscow, 384 p. (in Russian).
7. Markova, A. K., Matis, T. A. & Orlov, A. B. (1990). Formirovanie motivacii ucheniya: kn. dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, 191 p. (in Russian).
8. Chernyavskaya, V. S. & Andreeva, E. A. (2016). "Uchebnaya motivaciya pervoklassnikov s raznymi soci-ometricheskimi statusami, na primere uchenikov 1 klassa MBOUSOSH № 35, g. Vladivostok", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № S11, pp. 14-21. Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/76130.htm (in Russian).
9. Bozhovich, L. I. (1972). "Problema razvitiya motivacionnoj sfery rebenka", in Bozhovich, L. I. & Blagonadezhin, L. G. (eds.). Izuchenie motivaciipovedeniya detejipodrostkov, Pedagogika, Moscow, pp. 7-44 (in Russian).
10. Aminov, N. A. & Chernyavskaya, V. S. (2019). Novye principy sovremennoj didaktiki: monografiya, VGUES, Vladivostok, 228 p. (in Russian).
11. Chernyavskaya, V. S. (2019). "K voprosu ob uchebnoj motivacii studentov i stilyah pedagogicheskogo obshcheniya prepodavatelej", Razvitie cheloveka v sovremennom mire, № 3, pp. 79-86 (in Russian).
12. Dermanova, I. B. (ed.) (2002). Diagnostika emocional'no-nravstvennogo razvitiya, Rech', St. Petersburg (Praktikum po psihodiagnostike). (in Russian)
13. Chernyavskaya, V. S. (2019). Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 20.03.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.04.20
Принята к публикации Accepted for publication 22.04.20 Опубликована Published 29.05.20
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Мишарева А. Е., 2020