УДК 159.955
Г. Д. БАБУШКИН
К. В. ДИКИХ ^
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
НАПРАВЛЕННОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЬКОБЕЖЦЕВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРЕД СОРЕВНОВАНИЕМ_
В статье рассматривается направленность мыслительной деятельности конькобежцев высокой квалификации перед соревнованием. Показано влияние позитивного мышления на результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов.
Ключевые слова: мыслительная деятельность, подготовка к соревнованию, конькобежцы, результативность.
Актуальность. Соревновательная деятельность спортсменов сопряжена с ответственностью за результаты, высокой эмоциональной напряженностью и необходимостью решения оперативных задач, возникающих в соревновании [1—5]. Результативность соревновательной деятельности обусловлена рядом факторов [6, 7], среди которых остается неизученным и не учитываемым в подготовке спортсменов — характеристика мыслительной деятельности спортсмена в процессе подготовки к соревнованию, её направленность и факторы, обусловливающие её содержание.
В процессе подготовки к соревнованию спортсмен находится в состоянии неопределенности конечных результатов. Нередко спортсмены жалуются на неуверенность, нестабильность, неумение управлять своим состоянием и т.п. Мыслительная деятельность спортсмена зациклена на своих недостатках, и в этом случае является тормозом в росте его спортивного мастерства. Спортсмен тревожится и мучительно раздумывает, как справиться с проблемами. Сознание спортсмена настроено на отрицательное то, чего нет, а не на то, что должно быть. В структуре спортивной мотивации спортсмена преобладает мотивация избегания неудачи. Если в сознании спортсмена укоренилась слабость в чем-либо, то это наверняка будет сдерживающим фактором его соревновательной деятельности и спортивного совершенствования. Для того, чтобы спортсмен продвигался в своем совершенствовании, необходимо, прежде всего, изменить образ его мыслей, их содержание на позитивное направление [8, 9]. Спортсмен, обладающий сознанием удачника, настроен на успех, у него преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неудачи. В подготовке спортсменов тренеры особое внимание уделяют физической, тактической, технической подготовке спортсмена. Перед соревнованием уделяют внимание созданию мотивации. Однако мотивация без позитивного мышления спортсмена бессильна.
Какова направленность мыслительной деятельности спортсмена перед соревнованием? Каково соотношение позитивного и негативного мышле-
ния у спортсмена? Каково влияние направленности мыслительной деятельности на результаты соревновательной деятельности спортсмена? Каковы истоки негативного мышления? Навряд ли тренеры и сами спортсмены могут ответить на эти вопросы. У каждого спортсмена перед соревнованием мысли имеют определенное содержание и направленность (позитивная, неопределённая, негативная). Тренер должен знать содержание мыслей у спортсмена и направить их в необходимое (позитивное) русло. Это одна из задач психологической подготовки спортсмена. Это обусловлено следующим положением. Что спортсмен думает о себе, такой он и есть, таким он и будет, что он думает о своем предстоящем выступлении на соревновании, так оно и будет. Представление человека о себе делает его таким, каким он сегодня является [8, 9].
Мы полагаем, что одним из значимых факторов, определяющих успешность овладения спортсмена избранным видом спорта, считается мышление спортсмена, его содержание, концентрация и направленность. В этой связи задачей тренера является формирование у спортсменов эффективного мышления, положительно влияющего на соревновательную деятельность. Однако сегодня это представляется серьёзной проблемой для тренеров и спортсменов, что обусловлено отсутствием научных разработок в этом плане. Таким образом, содержание предсо-ревновательной мыслительной деятельности спортсмена и её формирование является актуальной проблемой спортивной психологии, теории и методики спортивной тренировки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в содержании мыслительной деятельности спортсменов высокой квалификации преобладает позитивная направленность мышления, оказывающая положительное влияние на результаты соревновательной деятельности.
Цель исследования — выявить содержание мыслительной деятельности конькобежцев высокой квалификации перед соревнованием и определить её влияние на результативность соревновательной деятельности.
Методы исследования. Для определения направленности мыслительной деятельности спортсменов использовался тест «Выявление мыслительной деятельности спортсмена» [10]. По характеру мыслительной деятельности (её позитивной направленности) выделены три уровня: высокий уровень 55 — 60 баллов; средний уровень 35 — 54 балла; и низкий уровень 20 — 34 балла. Результативность соревновательной деятельности конькобежцев определялась по результатам выполнения запланированных перед стартом результатов.
Организация исследования. В исследовании приняли участие конькобежцы высокой квалификации — 29 человек, мастера спорта и мастера спорта международного класса: из них 9 человек члены сборной России — участники Олимпийских игр (г. Сочи, 2014); 20 человек — участники Всероссийской универсиады (г. Коломна, 2014).
Результаты исследования. Результаты тестирования направленности мыслительной деятельности у конькобежцев перед соревнованием выявили достаточно высокий уровень и составили в среднем 54 балла. Минимальный результат 51 балл, максимальный — 57 баллов.
Из всей выборки спортсменов в зависимости от выполнения запланированного результата на соревновании были выделены две группы. Первая группа в составе 20 человек — выполнили в забегах запланированный результат. Направленность мыслительной деятельности спортсменов этой группы составила 54,7 балла. Вторая группа в составе 9 человек — не выполнили в забегах запланированный результат. Направленность мыслительной деятельности спортсменов этой группы ниже, чем в первой группе и составила 52,1 балла. Исходя из сопоставления результативности соревновательной деятельности и уровня направленности мыслительной деятельности этих двух групп, можно говорить о влиянии содержания мыслительной деятельности на результативность соревновательной деятельности конькобежцев, что потом было подтверждено при проведении факторного анализа.
Рассмотрим направленность мыслительной деятельности конькобежцев перед соревнованием.
Все обследованные спортсмены осуществляют планирование цели перед выступлением на основе реальной оценки своей подготовленности, и знают, как достичь, поставленную цель. Это является одним из залогов успешного выступления на соревновании. Однако не все спортсмены всегда выступают на соревнованиях успешно: таковых всего 21 % из обследованных спортсменов. Остальные выступают успешно в большинстве случаев. Все спортсмены единодушны в том, что достижения в спорте зависят от самого спортсмена.
Позитивное самовнушение играет значимую роль в спортивном совершенствовании. Все спортсмены используют его в своей спортивной деятельности. Это помогает им достигать высоких результатов. Однако не все спортсмены (а таковых 71%) используют положительные утверждения при подготовке к соревнованию. Видимо, спортсмены не знают об их влиянии на рост спортивных результатов и успешные выступления на соревнованиях. Это наше предположение объясняется тем, что обращение спортсменов к специальной спортивной литературе не является для них постоянным, а ситуативным — по совету других.
Успешность выступления на соревнованиях зависит от умения спортсмена отвлечься от посторон-
него и сконцентрироваться на предстоящей деятельности. Как показал опрос спортсменов, это умение сформировано недостаточно, всем спортсменам не всегда удаётся сконцентрироваться на предстоящей деятельности. В их сознание проникают мысли, не связанные с успешным выступлением на соревнованиях. Видимо, с ними не занимались развитием концентрации внимания с помощью психотехнических игр и психорегулирующей тренировки. В то же время большинство спортсменов (86 %) занимаются развитием навыков психорегуляции самостоятельно, но особых результатов от этого они не видят. Как показывает наша работа со спортсменами, не обладающими умениями концентрации внимания (об этом отмечают сами спортсмены), занятия психорегуляцией не приносят пользы.
Мыслительная деятельность спортсмена перед соревнованием и перед стартом направлена у всех спортсменов на успешное выступление, что является положительным моментом. Следует считать положительным то, что у большей части спортсменов (93 %) сознание наполнено позитивным мышлением.
Проявление неуверенности у спортсмена перед соревнованием — нередкое явление в спорте. Все опрошенные спортсмены считают себя уверенными, удачливыми, способными показывать высокие результаты. У спортсменов (86 %) в редких случаях наблюдалось проявление неуверенности в достижении поставленной цели перед стартом. У 14 % опрошенных таких случаев не наблюдалось в их спортивной практике. При этом почти все спортсмены не задумываются о том, какое влияние оказывает уверенность перед стартом на результаты выступления.
Большая часть спортсменов (90 %) занимаются самостоятельно управлением своим предстартовым состояние, и это им удаётся.
Анализ общей направленности мыслительной деятельности конькобежцев позволяет говорить, что в общей структуре мыслительной деятельности спортсменов позитивный характер мышления составляет 81 %. Это свидетельствует о допущенных тренерами просчетах в системе многолетней подготовки спортсменов, что сказывается на результатах выступления конькобежцев на ответственных соревнованиях (универсиада, Олимпиада). Это подтверждается тем, что из 29 конькобежцев 9 человек не выполнили планируемые результаты.
Мы предполагали, что позитивное мышление оказывает опосредованное влияние на результативность соревновательной деятельности конькобежцев. Данное предположение подтвердилось: проведение однофакторного дисперсионного анализа по Фишеру выявило достоверное влияние направленности мыслительной деятельности на результативность соревновательной деятельности конькобежцев, Б расч. = 17,0, Б критич. = 4,3 (Р < 0,001).
Заключение. Результаты проведённого исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Анализ направленности мыслительной деятельности высококвалифицированных конькобежцев позволяет говорить, что в общей структуре мыслительной деятельности спортсменов преобладает позитивный характер мышления, оказывающий положительное влияние на результативность соревновательной деятельности и составляющий 81%. Увеличение доли позитивного мышления в структуре мыслительной деятельности спортсменов представляет собой дополнительный ресурс в повышении спортивных результатов на соревнованиях. Невыполнение спортсменами на соревнованиях запланированных
результатов свидетельствует о недостаточно полной психологической подготовке спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки, что сказывается на результатах выступления конькобежцев на ответственных соревнованиях (универсиада, Олимпиада).
Представленные в статье материалы имеют высокую научную и теоретическую значимость, дополняя положения теории и методики спортивной тренировки новыми данными о значении позитивного мышления у спортсменов и необходимости его формирования. Результаты могут быть полезны тренерам и спортсменам различных видов спорта.
Библиографический список
1. Бабушкин, Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : моногр. / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. — Омск : СибГУФК, 2013. - 240 с.
2. Бабушкин, Г. Д. Актуализация интеллектуальной активности спортсмена : постановка проблемы / Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. - 2012. - № 3 (109). - С. 159-162.
3. Иванов, А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А. А. Иванов. - М. : Советский спорт, 2012. - 112 с.
4. Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учебное пособие / Б. П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 312 с.
5. Яковлев, Б. П. Взаимосвязь мотивации и эмоций в физ-культурно-спортивной деятельности / Б. П. Яковлев, Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, Н. Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 87-89.
6. Бабушкин, Г. Д. Сила мышления в спортивной деятельности / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. - 2012. -№ 1. - С. 56-61.
7. Пономарев, П. Л. Гипноз в спорте высших достижений : Стратегии применения гипноза в спорте и физической культуре : учеб.-практ. руководство / П. Л. Пономарев. - М. : Советский спорт, 2010. - 293 с.
8. Кехо, Дж. Подсознание может всё / Дж. Кехо ; пер. с англ. - Минск : Попурри, 2007. - 176 с.
9. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. - М. : Институт позитивной психотерапии, 2009. - 464 с.
10. Бабушкин, Г. Д. Характеристика мыслительной деятельности спортсмена перед соревнованием и её диагностика / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч. конф. -Чебоксары : ЧГПУ, 2013. - С. 7-11.
№
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта. Адрес для переписки: [email protected] ДИКИХ Константин Викторович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики лыжного и конькобежного спорта. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2014 г. © Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких
Книжная полка
ББК 74.58/Ч-49
Чернявский, Д. И. Система менеджмента качества высшего профессионального образования : монография/ Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков, А. В. Двойнев; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 118 c. - ISBN 978-5-8149-1800-0.
Изложены основные положения и требования к системе менеджмента качества образовательного учреждения высшего профессионального образования. Научное издание рассчитано на преподавателей, административно-управленческих работников, специалистов образовательных и научно-исследовательских учреждений, занимающихся внедрением систем менеджмента качества образования, а также студентов вузов и всех лиц, интересующихся данной тематикой.
ББК 74.58/К72
Косьмин, А. Д. Проблемы повышения качества образования в системе управления высшим учебным заведением / А. Д. Косьмин, С. В. Рябова, Е. А. Косьмина; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 159 c. - ISBN 978-5-282-03386-1.
Излагаются теоретико-методологические основы исследования проблемы качества высшего образования, обосновываются целесообразность разработки и использования сбалансированной системы показателей качества подготовки кадров в вузе. Предлагается методика оценки эффективности функционирования вуза на основе результатов мониторинга сбалансированной системы показателей качества образования. Издание адресовано студентам, профессорско-преподавательскому составу, научным и практическим работникам.
ББК 74.58/Ф33
Федорова, М. А. Развитие научных коммуникаций в современном техническом университете : монография / М. А. Федорова; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 171 c. - ISBN 978-5-7692-1340-3.
Монография является междисциплинарным исследованием, затрагивающим педагогические, филологические и методические аспекты, связанные с развитием культуры научной речи. Предложены технологии развития коммуникативных компетенций студентов технического вуза, в том числе академического письма и научного выступления на русском и иностранном языках. Может представлять интерес для ученых, студентов, аспирантов, преподавателей технических и гуманитарных дисциплин, интересующихся вопросами публикационной активности, развития наукометрических показателей и культуры научного общения.