Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНТЕРЕСЫ / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартынюк Екатерина Валериевна

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения старших школьников в условиях выбора будущей профессии. Представлены результаты исследования о важности роли направленности личности в процессе профессионального самоопределения старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартынюк Екатерина Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY ORIENTATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

The article deals with the problem of professional self determination of senior schoolchildren in the conditions of choosing a future profession. The results of a study on the importance of the role of personality orientation in the process of professional self determination of senior schoolchildren are presented.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Психология труда

Psychology of work

УДК: 159.9

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мартынюк Е.В.

Волжский, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0003-6139-9123 E-mail: evmart1907@mail.ru

f Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения старших школьников в условиях выбора будущей профессии. Представлены результаты исследования о важности роли направленности личности в процессе профессионального самоопределения старших школьников.

f Актуальность. В настоящее время проблема профессионального самоопределения отчетливо выступает на первый план. Профессиональное самоопределение является одним из важных и основных направлений деятельности старших школьников, который обусловлен социальной ситуацией развития, и связан с личностным самоопределением. Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что вопрос о роли направленности личности в профессиональном самоопределении до сих пор остаётся открытым. Цель работы - выявить основные мотивы и личностный смысл при выборе профессиональной деятельности старшими школьниками.

Материалы и методы исследования. В работе были использованы такие методики как «изучение мотивов учебной деятельности» А.А. Реана и В.А. Якунина, «за и против» Н.С. Пряжникова, «изучение факторов привлекательности профессии» по модификации методик А.А. Реана, В.А. Ядова, Н.В.Кузьминой, «диагностика парциальных позиций интернально-сти-экстернальности личности» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда. Оценка результатов производилась с помощью коэффициента корреляции Спирмена. В исследовании принимало участие 50 учеников 11-х классов.

Результаты и их обсуждение. Проведенный теоретический анализ данной проблемы показал, что сущность профессионального самоопределения заключается в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой деятельности. Представлены результаты исследования о важности роли направленности личности в процессе профессионального самоопределения старших школьников.

Вывод и заключение. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что в процессе профессионального самоопределения старших школьников важное значение приобретают внутренние установки, ценностные ориентации и мотивы деятельности, составляющие направленность личности старшеклассников.

Ключевые слова: направленность личности, старшие школьники, профессиональное л самоопределение, личностное самоопределение, выбор профессии, мотивы деятельности, ценностные ориентации, интересы, установки.

f Актуальность. В настоящее время школьного возраста является этапом, когда

проблема самоопределения отчет- формируется самосознание, мировоззре-

ливо выступает на первый план. ние, происходит нравственное самоопре-

Психологическое содержание старшего деление. Выбор профессии - это не про-

стой процесс принятия решения школьником относительно получения социально значимого результата - вступления во взрослую жизнь в качестве работника и участника общественного труда. Несмотря на возросшую актуальность темы становления и развития профессионального самоопределения, вопрос о роли направленности личности в профессиональном самоопределении до сих пор остаётся открытым.

Изучение проблемы самоопределения в нашей стране были заложены С.Л. Рубинштейном. Под самоопределением автор понимал те качества личности, которые определяют ее самостоятельность в выборе жизненных целей и планов [7]. В дальнейшем эту тему развивали в своих работах

A.В.Петровский, А.Абульханова-Славская,

B.Ф.Сафин, Г.П.Ников. А.В.Мудрик, Л.И.Божович М.Р.Гинзбург, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф.Зеер и др. [1; 3; 5].

На данный момент

под самоопределением понимается поиск с убъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых (оцениваемых), принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и к самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний [2].

В качестве потенциальных трудностей самоопределения у старшеклассников в психологической литературе выделяется три причины: наличие негативной «Я-концепции» (недифференцированное непринятие себя в своем телесном, личностном, коммуникативном и социальном качестве, базовое «я плохой»), нарушение временной перспективы (когда прошлое, настоящее и будущее мыслятся как не связанные между собой), а также сильное превалирование групповой идентификации над процессами индивидуализации.

На данный момент в литературе выделяют три вида самоопределения: жизненное, профессиональное и личностное. Жизненное самоопределение выражается в выборе

и реализации социальных ролей, жизненного стиля и образа жизни, а личностное -в нахождении индивидуальности собственного «Я» и его утверждении среди окружающих.

Под профессиональным самоопределением понимается целостное, самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив.

При этом, большинство авторов считают, что профессиональное самоопределение напрямую связано с личностным. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности большинство авторов видят в ее способности находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы [4; 6].

При этом, при выборе профессии важную роль для старшеклассников играют ценностные ориентации, интересы, мотивы деятельности - все то, что составляет направленность личности. Так, В.Д. Шад-риков под профессиональной направленностью понимает совокупность мотиваци-онных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Именно направленности личности позволяют человеку занять определенную позицию, регулировать поведение, формировать способы самоактуализации, строить планы, находить ресурсы для их реализации.

Таким образом, профессиональное самоопределение является одним из важных направлений деятельности старших школьников, который обусловлен социальной ситуацией развития, и связан с личностным самоопределением. На профессиональное самоопределение старших школьников оказывают влияние различные личностные и социальные факторы. К последним относятся социально-экономическое положение общества, се-

мья, здоровье, школа, близкий круг общения юноши и др. К личностным факторам относятся возрастные изменения (кризисы развития), особенности Я-концепции юноши и направленность личности, компонентами которой являются интересы, ценности, мотивы, убеждения, идеалы и потребности, на базе взаимодействия которых формируется установка на конкретную деятельность.

Целью работы явилось выявление у старшеклассников основных личностных и социальных факторов, влияющих на выбор профессионального направления.

Методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №19 г. Волжского Волгоградской области, в котором принимало участие 50 учеников 11-х классов (16-17-лет).

Были использованы следующие методики: «Изучение мотивов учебной деятельности» в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина, активизирующий опросник «За и против» Н.С. Пряжникова для выявления предпочтительных профессиональных ценностей, методика изучения факторов привлекательности профессии в модификации методик А.А. Реана, В.А. Ядова, Н.В.Кузьминой, «Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) с целью определения типа локуса контроля.

Результаты и их обсуждение. Для выявления связи уровня локуса контроля и мотивов учебной деятельности, а также профессиональных ценностей и мотивов, был использован коэффициент Спирмена, который показал следующие результаты:

- мотив обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности находится в тесной корреляционной связи с показателями таких ценностей как «престиж, известность» (г=0,33), «деньги, богатство и комфорт» (0,26), «общением» (г=0.24), а также с локусом контроля испытуемого (г=0.25). Это значит, что для старшеклассников немаловажное значение приобретают внешние стимулы и социальные перспективы при выборе профессиональной деятельности.

- мотив становления высококлассным специалистом обнаружил умеренную тесноту связи с показателями мотива «деньги, богатство и комфорт» (0,34) и мотива «духовный поиск» (г=0.3), а также значимую связь высокой тесноты с локусом контроля (г=0.66). Из этого можно сделать вывод, что для юношей и девушек важное значение имеет потребность реализовать себе как внешне, так и внутренне, при этом старшеклассники готовы в полной мере принять ответственность за результаты своих решений в процессе профессионального самоопределения.

- мотив получения интеллектуального удовольствия также обнаружил значимую связь с показателями локуса контроля (г=0.7) и умеренную взаимосвязь со значениями ценностей «общение» (г=0.33) и «престиж, известность» (г=0.43). Это означает, что при выраженной интернальности интеллектуальное удовольствие приобретает большую значимость, чем при экстер-нальности, и чем выше мотив получения интеллектуального удовольствия у старшеклассников, тем больше у них желания общаться и быть признанным.

- мотив приобретения глубоких и прочных знаний у испытуемых имеет умеренную тесноту связи с показателями локуса контроля (г=0.57), с мотивами «духовного поиска» (г=0.38) и слабую связь с мотивом «азарт жизни, интересные события» (г=0.23). Можно сделать вывод, что осознанный выбор жизненного пути связан с потребностью получать знания, развиваться духовно как личность.

- мотив получения положительных оценок обнаружил умеренную тесноту связи с показателями локуса контроля (г=0.62) и с мотивом «духовного поиска» (г=0.43). Значимая обратная связь выявлена с мотивом «деньги, богатство и комфорт» (г= -0.36). Следовательно, оценка за полученные знания для старшеклассников является своего рода показателем успешности и определенным критерием реализации внутренней потребности личностного роста и профессионального самоопределения.

Отрицательные значения корреляции (обратная связь) была выявлена между

ценностью «деньги, богатство, комфорт» и ние», т.е. старшеклассники не выделяют

мотивами «становления высококвалифи- значимости общения в процессе получения

цированным специалистом» (г= -0.34) и профессиональных знаний, а их общение

мотивом «получения положительных оце- носит больше личностный характер.

нок» (г= -0.36). Это говорит о том, что Заключение. Таким образом, в процессе

старшие школьники считают, что приобре- профессионального самоопределения

тение статуса высококвалифицированного старшеклассников важное значение при-

специалиста не обеспечивает больших ма- обретают внутренние установки личности

териальных благ и не связано с учебой на (локус контроля), ценностные ориентации

«отлично». и мотивы деятельности (материальные,

Также отрицательное значение (г = -0.33) духовные, социальные), составляющие

выявлено между мотивом интеллектуаль- направленность личности юношей и деву-

ного удовольствия и ценностью «обще- шек.

%

Литература

1. Гинзбург М.Р. Самоопределение личности в социальной действительности / М.Р. Гинзбург // Известия Российской академии образования. 2016. № 3(39). С. 135-140.

2. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассников: дисс. ... канд. псх. наук / В.В. Гулякина. Орел, 2000. 192 с.

3. Зеер Э.Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях / Э.Ф. Зеер // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3-4(46-47). С. 30-37.

4. Климов Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности / Е.А. Климов // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 94-101.

5. Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения / Н.С. Пряжников // Национальный психологический журнал. 2017. № 3(27). С. 144150.

6. Пряжников Н.С. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте / Н.С. Пряжников, С.В. Молчанов, К. А. Кирсанов // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 62. С. 7.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Москва, 1973. 424 с.

8. Super D.E. Career Education and Career Guidance for the Life Span and for Life Roles / D.E. Super // Journal of Career Development. 1975. Vol. 2, no. 2. P. 27-42.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мартынюк Е.В. Направленность личности в процессе профессионального самоопределения старших школьников / Е.В. Мартынюк // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 7. С. 37-42.

Сведения об авторе

Мартынюк Екатерина Валериевна

Волжский, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0003-6139-9123 E-mail: evmart1907@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 7, pp. 37-42.

PERSONALITY ORIENTATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

Martynyuk E.V.

Volzhsky, Russia

ORCID ID: 0009-0003-6139-9123 E-mail: evmart1907@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of professional self-determination of senior schoolchildren in the conditions of choosing a future profession. The results of a study on the importance of the role of personality orientation in the process of professional self-determination of senior schoolchildren are presented.

Relevance. Currently, the problem of professional self-determination clearly comes to the fore. Professional self-determination is one of the important and main activities of senior schoolchildren, which is conditioned by the social situation of development, and is associated with personal self-determination.

Problem, goal, tasks. The problem is that the question of the role of personality orientation in professional self-determination still remains open. The purpose of the work is to identify the main motives and personal meaning when choosing a professional activity by senior schoolchildren. Materials and Methods of research. Such methods as "studying the motives of educational activity" by A.A. Rean and V.A. Yakunin, "pros and cons" by N.S. Pryazhnikov, "studying the factors of attractiveness of the profession" by modifying the methods of A.A. Rean, V.A. Yadov, N.V.Kuzmina, "diagnostics of partial positions of internality" were used in the work-externalities of personality" by E. F. Bazhin, E. A. Golynkina, A.M. Etkind. The results were evaluated using the Spearman correlation coefficient. The study involved 50 11th grade students. Results and discussion. The theoretical analysis of this problem has shown that the essence of professional self-determination lies in the search and finding of personal meaning in the chosen, mastered and performed work activity. The results of a study on the importance of the role of personality orientation in the process of professional self-determination of senior schoolchildren are presented.

Conclusion. The results of the study confirmed the hypothesis that in the process of professional self-determination of senior schoolchildren, internal attitudes, value orientations and motives of activity that make up the orientation of the personality of high school students become important.

Keywords: personality orientation, high school students, professional self-determination, personal self-determination, choice of profession, motives of activity, value orientations, interests, attitudes.

■Щ References

ft 1. Ginzburg M.R. Samoopredelenie lichnosti v socialnoj dej stvitelnosti [Self-determination of personality in social reality], Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya [News of the Russian Academy of Education], 2016, no. 3(39), pp. 135-140.

2. Gulyakina V.V. Gruppovye normy i cennosti kak faktory samoopredeleniya lichnosti starsheklassnikov: diss. ... kandidatapsihologicheskih nauk [Group norms and values as factors of self-determination of the personality of high school students. Thesis]. Eagle, 2000. 192 p.

3. Zeer E.F. Sodejstvie professionalnomu samoopredeleniyu obuchayushihsya v sovremennyh so-cialno-ekonomicheskih usloviyah [Promotion of professional self-determination of students in modern socio-economic conditions]. Pedagogicheskij zhurnalBashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan], 2013, no. 3-4(46-47), pp. 30-37.

4. Klimov E.A. Idealy kultury i stanovlenie subekta professionalnoj deyatelnosti [Ideals of culture and the formation of the subject of professional activity]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2005, Vol. 26, no. 3, pp. 94-101.

5. Pryazhnikov N.S. Metody orientirovki v psihologicheskih «prostranstvah» samoopredeleniya [Methods of orientation in psychological "spaces" of self-determination]. Nacionalnyj psiholog-icheskij zhurnal [National Psychological Journal], 2017, no. 3(27), pp. 144-150.

6. Pryazhnikov N.S., Molchanov S.V., Kirsanov K.A. Moralno-cennostnye osnovaniya processa professionalnogo samoopredeleniya v podrostkovom vozraste [Moral and value foundations of the process of professional self-determination in adolescence]. Psihologicheskie issledovaniya [Psychological research], 2018, Vol. 11, no. 62, p p. 7.

7. Rubinstein, S.L. Problemy obshejpsihologii [Problems of general psychology ]. Moscow, 1973. 424 p.

8. Super, D. E. Career Education and Career Guidance for the Life Span and for Life Roles. Journal of Career Development. 1975. Vol. 2, no 2. .pp 27-42.

Information about the author Martynyuk Ekaterina Valerievna

Volzhsky, Russia

ORCID ID: 0009-0003-6139-9123 E-mail: evmart1907@mail.ru

Поступила в редакцию 07.07.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.07.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.