Научная статья на тему 'Направленность дополнительного образования студентов на обеспечение паритета образованности и здоровья'

Направленность дополнительного образования студентов на обеспечение паритета образованности и здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРИТЕТ ОБРАЗОВАННОСТИ И ЗДОРОВЬЯ / SUPPLEMENTARY EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMMES / HEALTH PRESERVING EDUCATION / EDUCATION AND HEALTH PARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Сергей Геннадьевич

Рассматривается актуальность дополнительного образования как перспективного направления развития педагогической науки и практики. Характеризуется роль дополнительного образования студентов в обеспечении эффективности системы высшего образования. Обосновывается значимость освоения дополнительных профессиональных компетенций и реализации оздоровительных программ как наиболее востребованных у молодежи направлений дополнительного образования. Определенное внимание уделяется характеристике понятий образованности и здоровья как закономерным результатам образования. Образованность трактуется как запланированный результат образования, а здоровье, точнее негативные изменения, происходящие в нем, как правило, выступают в виде незапланированных эффектов. На основании этого показаны взаимосвязи и взаимовлияния между показателями образованности и здоровья студентов, проявляющиеся в процессе совместной реализации основных и дополнительных образовательных программ. Обоснована целесообразность обеспечения паритета образованности и здоровья в образовательных процессах вуза, определена его сущность и понятийная основа. Показаны возможные пути достижения паритета образованности и здоровья студентов в процессе освоения программ дополнительного образования в комплексе с основной учебной деятельностью студента, регламентированной образовательным стандартом. Ведущей идеей при этом является использование возможностей дополнительного образования в целях компенсации негативных тенденций в образованности и здоровье студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' SUPPLEMENTARY EDUCATION AS MEANS TO PROVIDE EDUCATION AND HEALTH PARITY

The significance of supplementary education as a promising trend of pedagogical science development is described. The role of students' supplementary education in higher educational system is characterized. The author emphasizes the importance of supplementary professional competences and health-improving programmes realization as the most popular youth supplementary education trends. Special attention is paid to education and health properties as education results. What is more, if education stands as a planned result of learning process, then health, and more exactly, its negative changes, as a rule are expressed as unplanned effects. The interrelations of students' education and health indices, appearing during the process of basic and supplementary educational training are described. The essence and conceptual basis of the education and health parity are defined in the article. The possible ways of achieving the students' education and health parity within the process of supplementary education regulated by the educational standards are considered. The main idea is to use supplementary education to decrease the negative trends in students’ health.

Текст научной работы на тему «Направленность дополнительного образования студентов на обеспечение паритета образованности и здоровья»

Методологические основания педагогики

УДК 378.014 DOI: 10.14529^150401

ББК Ч448.44

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАРИТЕТА ОБРАЗОВАННОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

С.Г. Сериков

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Рассматривается актуальность дополнительного образования как перспективного направления развития педагогической науки и практики. Характеризуется роль дополнительного образования студентов в обеспечении эффективности системы высшего образования. Обосновывается значимость освоения дополнительных профессиональных компетенций и реализации оздоровительных программ как наиболее востребованных у молодежи направлений дополнительного образования. Определенное внимание уделяется характеристике понятий образованности и здоровья как закономерным результатам образования. Образованность трактуется как запланированный результат образования, а здоровье, точнее негативные изменения, происходящие в нем, как правило, выступают в виде незапланированных эффектов. На основании этого показаны взаимосвязи и взаимовлияния между показателями образованности и здоровья студентов, проявляющиеся в процессе совместной реализации основных и дополнительных образовательных программ. Обоснована целесообразность обеспечения паритета образованности и здоровья в образовательных процессах вуза, определена его сущность и понятийная основа. Показаны возможные пути достижения паритета образованности и здоровья студентов в процессе освоения программ дополнительного образования в комплексе с основной учебной деятельностью студента, регламентированной образовательным стандартом. Ведущей идеей при этом является использование возможностей дополнительного образования в целях компенсации негативных тенденций в образованности и здоровье студентов.

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательные программы, здо-ровьесберегающее образование, паритет образованности и здоровья.

В настоящее время дополнительное образование различных возрастных и социальных групп населения является одним из актуальных направлений развития педагогической науки. Многоплановость данной проблемы обусловлена очень широким спектром целевых ориентиров, преследуемых в ходе реализации программ дополнительного образования. Данные ориентиры не ограничиваются образовательными стандартами, а определяются, прежде всего, личной и социальной востребованностью в развитии тех или иных свойств и качеств человека [3].

Говоря о дополнительном образовании студентов в аспекте социального заказа и личных предпочтений данной категории обучающихся, можно констатировать, что ведущие роли в системе как общественных, так и личных ценностей отводятся овладению оп-

ределенными компетенциями, позволяющими быть конкурентоспособными во всех сферах жизнедеятельности - профессиональной, общественной, личной и т. д. При этом в качестве одного из ведущих элементов конкурентоспособности многие студенты выделяют здоровье, работоспособность, стрессо-устойчивость и т. п.

Таким образом, можно говорить о востребованности для студентов дополнительного образования, направленного на освоение актуальных элементов образованности и сохранение здоровья, укрепление функциональных показателей организма.

Образованность можно охарактеризовать как некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения им какой-то специальным образом организованной ча-

Сериков С.Г.

Направленность дополнительного образования студентов на обеспечение паритета образованности и здоровья

стью социального опыта, а также способностей пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности [5].

Данная способность базируется на жизненном опыте, понимаемом как информация, запечатленная в долговременной памяти, постоянно пребывающая в состоянии готовности к актуализации в соответствующих ситуациях. Она выражена в виде системы мыслей, ощущений, действий, прожитых человеком и несущих определенную ценность для него [2].

Существенное значение в присвоении образованности имеет глубокий анализ и оценивание различных событий, обогащающие жизненный опыт личности. В этом ключе результаты образования предполагают также созидание собственного образа, формирование Я-концепции человека, которое достигается за счет интериоризации личного опыта. При этом следует помнить, что личный опыт человека становится ценным с точки зрения усвоения образованности только тогда, когда он соотносится с жизненным опытом иных людей [1].

Основанием установления такого рода общих признаков является деятельность человека, выполняемая посредством реализации освоенного социального опыта для достижения социально востребованных целей [4]. Эти признаки характеризуют потребности общества в становлении тех или иных внутренних свойств студентов.

Безусловно, в образовании вообще и в дополнительном образовании - в частности, основным результатом является образованность обучающихся в аспекте освоения наиболее актуальных для них компетенций. Направленность на ее усвоение в соответствии с социальным заказом и личной востребованностью для того или иного студента отражается в основных целях, ставящихся в процессе реализации дополнительных образовательных программ. Тем не менее, в процессе освоения студентом основной образовательной программы высшего образования, кроме развития образованности, возникают и некоторые нежелательные результаты. Они обусловлены постоянно возрастающими учебными нагрузками в современных образовательных организациях высшего образования. Таким образом, для студентов дополнительное образование, направленное на овладение востребованными компетенциями (в том числе и профессиональными), может выступать источником до-

полнительных нагрузок и провоцировать повышение энергозатратности их деятельности по освоению как обязательных, так и дополнительных элементов образованности.

Следствием такой ситуации является общее повышение утомления студентов, которое, накапливаясь, приводит к возникновению переутомления и развитию на его почве тех или иных отклонений в состоянии здоровья. Иными словами, дополнительное образование, идущее параллельно с освоением основных образовательных программ высшего образования, может провоцировать возникновение дополнительных рисков для здоровья учащейся молодежи. В связи с этим, состояние здоровья студентов необходимо отнести к категории результатов образования наряду с осваиваемой ими образованностью, причем результаты по освоению дополнительных аспектов образованности являются запланированными. Снижение же показателей здоровья студентов возникает как побочный эффект в процессе освоения как основных, так и дополнительных образовательных программ. Другими словами, оно является незапланированным результатом, присутствующим в практике высшей школы.

Исходя из этого, целесообразно рассматривать здоровье студентов с точки зрения их участия в образовательных процессах. Говоря более конкретно, при изучении педагогического аспекта проблемы здоровья обучающихся, на наш взгляд, необходимо интерпретировать здоровье студентов с позиции эффективности осуществления процессов освоения как основных, так и дополнительных образовательных программ.

На основе данного подхода, логичным является введение специфически педагогической дефиниции «здоровье студента», на которое могли бы ориентироваться в своей профессиональной деятельности педагоги высшей школы (в том числе и в процессе реализации программ дополнительного образования). Руководствуясь данным понятием, они могли бы фиксировать различные изменения в здоровье обучающихся и применять педагогические средства здоровьесбережения.

Таким образом, здоровье студентов мы трактуем как способность к адаптации в установившихся условиях образовательного пространства и к поддержанию в образовательных процессах активных отношений с собой, с партнерами и с образовательными системами [6].

Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7, № 4. С. 8-12

Методологические основания педагогики

Специфической особенностью дополнительного образования студентов является то, что они осваиваются совместно с основными образовательными программами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Поэтому влияние программ дополнительного образования на образованность и здоровье студентов необходимо рассматривать только в комплексе с основными образовательными программами. При таком подходе, характеризуя образованность и здоровье студентов с позиции результатов, возникающих в процессе их дополнительного образования, следует учитывать существующую между ними взаимообусловленность. Как уже говорилось выше, процесс усвоения образованности неразрывно связан с определенными энергозатратами организма, которые могут только усугубляться при освоении дополнительных образовательных программ. То есть, с одной стороны, дополнительное образование студентов может выступать добавочным источником негативного влияния на здоровье молодого человека. С другой стороны, если осваиваемые дополнительные образовательные программы направлены на усвоение элементов социального опыта, связанных с сохранением и укреплением здоровья, если они предполагают непосредственное проявление двигательной активности и действие оздоровительных факторов окружающей среды, то они, напротив, способствуют снижению энергозатрат студентов в образовательных процессах, восстановлению их энергоресурсов и, в конечном счете, укреплению здоровья.

Однако при этом необходимо иметь в виду, что смещение акцентов в дополнительном образовании студентов с освоения дополнительных аспектов образованности, актуальных с точки зрения развития их профессиональных компетенций, на реализацию дополнительных программ, решающих задачи сохранения и укрепления здоровья молодежи, повышения их двигательной активности, может отвлечь их энергоресурсы даже от освоения основной образовательной программы высшего образования. Это, в свою очередь, может спровоцировать снижение качества освоения студентом обязательных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по осваиваемой им основной образовательной программе. Иными

словами, снижение чисто учебных нагрузок в образовательных процессах как основного, так и дополнительного образования за счет преобладания дополнительного образования, связанного с повышенной двигательной активностью, узконаправленным развитием физических качеств, высокоинтенсивной спортивной деятельностью может негативно повлиять на уровень образованности студента в целом.

В то же время, как со стороны общества, так и с точки зрения интересов личности востребованными являются и соответствующий образовательным (профессиональным) стандартам уровень образованности, и состояние здоровья, обеспечивающее нормальное функционирование организма, способность его адаптации к различным нагрузкам, активную во всех отношениях жизнедеятельность. Поэтому пути достижения обозначенных выше результатов целесообразно рассматривать в диалектическом единстве. Иными словами, осуществляя выбор программ дополнительного образования и сопоставляя их с осваиваемой основной образовательной программой высшего образования, студент должен ориентироваться на обеспечение паритета образованности и здоровья. Достижение соответствующего паритета требует целенаправленных мер в деятельности образовательных организаций высшего образования, сориентированных на здоровьесбережение студента без снижения качества его образованности.

При таком подходе направленность дополнительного образования на обеспечение паритета образованности и здоровья студентов достигается через обеспечение единства педагогических мер в системе интегрированной реализации основных и дополнительных образовательных программ вуза, способствующих улучшению (неухудшению) здоровья студентов и росту качества их образованности. Соответственно, здоровьесберегающее образование в процессе совместной реализации основной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, и выбранными студентом программами дополнительного образования, предполагает решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения, а по возможности, и укрепления.

Таким образом, базируясь на выдвинутом

Сериков С.Г.

Направленность дополнительного образования студентов на обеспечение паритета образованности и здоровья

положении о целесообразности обеспечения направленности дополнительного образования студентов на достижение паритета образованности и здоровья, необходимо отметить, что, исходя из социального заказа и потребностей личности, в образовательных процессах вуза, включающих в себя освоение основных и дополнительных образовательных программ, следует уделять повышенное внимание совместному развитию указанных свойств студента. Характеризуя результаты образования, целесообразно ориентироваться не только на достигнутый человеком уровень образованности, но и на те тенденции, которые имеют место в развитии его состояния здоровья.

Иначе говоря, в процессе дополнительного образования студентов необходимо учитывать текущие состояния их образованности и здоровья в процессе освоения ими основных образовательных программ, и на основе этого разрабатывать программы дополнительного образования таким образом, чтобы компенсировать негативные тенденции в развитии их образованности и в состоянии здоровья.

Литература

1. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / И.А. Ананич, А.Б. Василевский, В.И. Водейко и др.; под ред. Л.Н. Рожи-ной. -Минск: Нар. асвета, 1992. -189 с.

2. Белкин, А.С. Витагенное образование. Голографический подход / А. С. Белкин, Н.К. Жукова. - Екатеринбург: УГППУ, 1999. -136 с.

3. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека /И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2011. - 188 с.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М. : Политиздат, 1977. -304 с.

5. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. -464 с.

6. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающее образование в вузе: методология, теория и практика / С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2014. - 194 с.

Сериков Сергей Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, [email protected].

Поступила в редакцию 29 августа 2015 г.

DOI: 10.14529/ped150401

STUDENTS' SUPPLEMENTARY EDUCATION

AS MEANS TO PROVIDE EDUCATION AND HEALTH PARITY

S.G. Serikov, [email protected]

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

The significance of supplementary education as a promising trend of pedagogical science development is described. The role of students' supplementary education in higher educational system is characterized. The author emphasizes the importance of supplementary professional competences and health-improving programmes realization as the most popular youth supplementary education trends. Special attention is paid to education and health properties as education results. What is more, if education stands as a planned result of learning process, then health, and more exactly, its negative changes, as a rule are expressed as unplanned effects. The interrelations of students' education and health indices, appearing during the process of basic and supplementary educational training are described. The essence and conceptual basis of the education and health parity are defined in the article. The possible ways of achieving the students' education and health parity within the process of supplementary education regulated by the educational standards are considered. The main idea is to use supplementary education to decrease the negative trends in students' health.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7, № 4. С. 8-12

Методологические основания педагогики

Keywords: supplementary education, educational programmes, health preserving education, education and health parity.

References

1. Ananich I.A., Vasilevskiy A.B., Vodeyko V.I. Aktual'nye problemy differentsirovannogo obucheniya [Differential Training Actual Problems]. Minsk, Narodnaya Asveta Publ., 1992. 189 p.

2. Belkin A.S., Zhukova N.K. Vitagennoe obrazovanie. Golograficheskiy podkhod [Vitagenious Education. Holographic Approach]. Ekaterinburg, UGPPU Publ., 1999. 136 p.

3. Kotlyarova I.O., Serikov S.G. Dopolnitel'noe obrazovanie cherez vsyu zhizn': razvitie lichnykh resursov cheloveka [Supplementary Education through the Whole Life: Human Personal Resources Development]. Chelyabinsk, Ural'skaya akademiya Publ., 2011. 188 p.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1977. 304 p.

5. Serikov G.N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: System Treatment Aspects]. Kurgan, Zaural'e Publ., 1977. 464 p.

6. Serikov S.G. Zdorov'esberegayushchee obrazovanie v vuze: metodologiya, teoriya i praktika [Health Preserving Education in Higher Educational Establishments: Methodology, Theory and Practice]. Chelyabinsk, Ural'skaya akademiya Publ., 2014. 194 p.

Received 29 August 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Сериков, С.Г. Направленность дополнительного образования студентов на обеспечение паритета образованности и здоровья / С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. -Т. 7, № 4. - С. 8-12. БО!: 10.14529^150401

Serikov S.G. Students' Supplementary Education as Means to Provide Education and Health Parity. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 4, pp. 8-12. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped150401

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.