Научная статья на тему 'Здоровье студента как показатель качества проектирования образовательного процесса университета'

Здоровье студента как показатель качества проектирования образовательного процесса университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОГО ПРОЦЕССА / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФИЗИЧЕСКОГО / ПСИХИЧЕСКОГО / СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА / EVALUATION / DESIGN QUALITY OF AN EDUCATION PROCESS / STUDENTS' HEALTH / EDUCATIONAL FACTORS OF PHYSICAL / MENTAL AND SOCIAL STUDENTS' HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тягунова Юлия Владимировна

Комплексная оценка качества проектирования основных образовательных программ высшего образования до сих пор является дискуссионной темой. Суть данной проблемы скрывается в трудности измерения параметра, являющегося целью и результатом педагогического проектирования развития личного ресурса студента. Усугубляет проблему входящий в состав личного ресурса студента «не педагогический» критерий здоровье. В данной статье предпринята попытка описания методики измерения тех показателей здоровья студентов, на которые можно оказать педагогическое влияние. Целью статьи является описание особенностей педагогической оценки здоровья студентов как показателя качества проектирования образовательного процесса в университете. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических и практических предпосылок, интеграция показателей качества проектирования образовательного процесса; анализ законодательных и нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, экспериментальные методы оценки качества процесса проектирования образовательного процесса. В результате проведенного исследования выявлены способы оценки различных показателей здоровья субъектов образования, привлеченных к проектированию образовательного процесса университета и интеграция их в единую методику оценки качества проектирования образовательно-научного процесса. Впервые уточнены и интегрированы показатели здоровья студентов университета, связанных с проектированием образовательного процесса. Описанные критерии и показатели здоровья студента могут послужить ориентиром для разработки и реализации комплексных методик оценки здоровья субъектов образования, а также качества проектов современных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тягунова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ HEALTH AS QUALITY CRITERION FOR THE DESIGN OF UNIVERSITY EDUCATION PROCESS

Comprehensive assessment of the design quality of the basic educational programs of higher education is still a topic of discussion. The issue is the difficulty of measuring the parameter, which is the aim and the result of the pedagogical design, i.e. the development of personal life of a student. The necessity to evaluate health, being not pedagogical by nature adds to the problem. This paper is an attempt to describe the techniques for measuring the indicators of the students’ health, which can be influenced in an education process. The aim of the article is to describe the features of the educational evaluation of students' health as an indicator of the quality of the design of the educational process at a university. The analysis of the literature on the topic, the integration of the indicators of design quality of the educational process, as well as the analysis of legislative and regulatory documents in the field of higher education were used. The study reveals a number of ways to evaluate the health outcomes of education made by the people involved in the design of the educational process. These methods were integrated into a single methodology for assessing the design quality of the educational process. The author refined and integrated health indicators of university students related to the design of the educational process. The evaluation indicators described and the students’ health indicators can serve as a guide for the development of integrated health evaluation techniques. They can also increase the design quality of the modern basic educational programs for Bachelor's and Master's students.

Текст научной работы на тему «Здоровье студента как показатель качества проектирования образовательного процесса университета»

УДК 378.17 + 37.037 ББК Ч448.043 + Ч448.02

DOI: 10.14529^160306

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТА

Ю.В. Тягунова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Комплексная оценка качества проектирования основных образовательных программ высшего образования до сих пор является дискуссионной темой. Суть данной проблемы скрывается в трудности измерения параметра, являющегося целью и результатом педагогического проектирования - развития личного ресурса студента. Усугубляет проблему входящий в состав личного ресурса студента «не педагогический» критерий - здоровье. В данной статье предпринята попытка описания методики измерения тех показателей здоровья студентов, на которые можно оказать педагогическое влияние. Целью статьи является описание особенностей педагогической оценки здоровья студентов как показателя качества проектирования образовательного процесса в университете. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических и практических предпосылок, интеграция показателей качества проектирования образовательного процесса; анализ законодательных и нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, экспериментальные методы оценки качества процесса проектирования образовательного процесса.

В результате проведенного исследования выявлены способы оценки различных показателей здоровья субъектов образования, привлеченных к проектированию образовательного процесса университета и интеграция их в единую методику оценки качества проектирования образовательно-научного процесса.

Впервые уточнены и интегрированы показатели здоровья студентов университета, связанных с проектированием образовательного процесса.

Описанные критерии и показатели здоровья студента могут послужить ориентиром для разработки и реализации комплексных методик оценки здоровья субъектов образования, а также качества проектов современных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.

Ключевые слова: оценка качества проектирования образовательно-научного процесса; здоровье студента, образовательные факторы физического, психического социального здоровья студента.

Введение. Современные ФГОС ВО предполагают привлечение широкого круга субъектов образования (педагогов, работодателей, студентов) к проектированию образовательного процесса вуза. Это требование привело менеджеров в образовании и педагогов к необходимости переосмысления критериев качества совместной работы указанных субъектов, к реновации существующих диагностик качества проектирования образовательного процесса [13]. Изучение существующего опыта оценки качества педагогического проектирования позволило нам сделать вывод о сложности и многофакторности исследуемого параметра и выявить следующий состав его критериев: нормативно-правовой, социальный и экономический. Каждый из названных кри-

териев характеризуется внушительным списком показателей, познакомиться с которым подробно можно в работах [3, 8, 10, 13, 16]. Проведенное в ЮУрГУ исследование стало основанием для предположения о том, что в состав этого списка необходимо включить новый показатель - развитость личного ресурса студента. Этот показатель относится к социальному критерию качества проектирования образовательного процесса вуза. Под личным ресурсом студента в нашем исследовании понимается интегративная целостность общекультурных и профессиональных компетенций, личных качеств и здоровья студента. Выдвинув гипотезу о влиянии качества проектирования образовательного процесса на развитие личного ресурса, мы поставили пе-

ред собой задачу диагностирования состояния каждого компонента личного ресурса. Теоретическое и экспериментальное решение данной задачи позволило сделать вывод о том, что наиболее трудным для педагогического диагностирования компонентом является здоровье студента. Данная статья посвящена описанию выявленных показателей здоровья студента, пригодных для педагогического диагностирования и диагностики данного параметра.

Описание показателей здоровья студента и способов их выявления. Существуют разнообразные классификации здоровья: общественное и индивидуальное; мужское и женское; здоровье возрастных или профессиональных групп и др. [1, 5, 7, 15, 16]. В связи с целью данного исследования мы будем рассматривать индивидуальное здоровье студента вуза и вычленять в его составе традиционные для социальной науки компоненты: физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье и социальное (личностное) здоровье [1]. Все выявленные нами в исследовании показатели здоровья подвергались анализу на предмет возможности их использования в педагогической диагностике и на предмет связи с элементами проектирования образовательного процесса.

Наиболее изученными в науке оказались показатели физического здоровья (более часто встречается термин «медицинские показатели здоровья населения»). Среди них: заболеваемость и болезненность, инвалидность и инва-лидизации, физическое развитие, средняя продолжительность жизни, брачность, плодовитость и др. [1, 4, 5]. В наш итоговый перечень попали не все показатели физического развития. Некоторые из них (продолжительность жизни, брачность, плодовитость) либо в данном возрасте оценить невозможно, либо к информации нет доступа у педагога или они мало связаны с качеством проектирования. Поэтому выявленные показатели были подвергнуты критическому анализу на предмет приложимости их к педагогической оценке. В результате были оставлены показатели: заболеваемость в определенный период времени (количество вновь приобретенных болезней и болезненных состояний); болезненность (частота, продолжительность, тяжесть болезней); инвалидизация в период получения образования в вузе; гармония в соотношении роста и веса.

Исследователи предлагают для изучения данных показателей следующие методы: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), организованного эксперимента [4, 9, 11]. Следует отметить, что первый и третий методы, включающие проведение эксперимента с экспертной оценкой здоровья студентов и анализ медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений:

• листков нетрудоспособности;

• карт больных, выбывших из стационара;

• статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов;

• экстренных извещений об инфекционных заболеваниях;

• свидетельств о смерти и т. д. практически не применимы в педагогической практике.

Поэтому для исследования показателей нами были предприняты следующие меры:

• разработаны вопросы анкеты для студентов и педагогов (изучалось их мнение об изменении в показателях здоровья студентов за определенный период обучения);

• изучены журналы посещаемости студентов (количество пропущенных по болезни учебных дней);

• проведено интервью с врачом общей практики студенческой поликлиники (изучалось мнение об общем состоянии здоровья абитуриентов, выявлялось количество абитуриентов не прошедших необходимый перед поступлением в вуз медосмотр по форме У-86).

Следующей задачей стало изучение показателей психоэмоционального здоровья студентов. Следует упомянуть, что все студенты перед поступлением в вуз проходят обследование у врача на предмет выявления психических заболеваний, мешающих осуществлению образовательной деятельности и будущей профессиональной деятельности. Поэтому как данность мы приняли факт, что все студенты первого курса психически здоровы. Тем не менее, нельзя отрицать возможности приобретения психического нездоровья в ходе получения образования в вузе. Поэтому задача выявления признаков психического здоровья являлась актуальной. Традиционно психологи к ним относят позитивное эмоциональное состояние, эмоциональная стабильность (самообладание), удовлетворенность самочувствием,

Тягунова Ю.В.

Здоровье студента как показатель качества проектирования образовательного процесса университета

способность концентрировать внимание, способность удерживать информацию в памяти, умение логически мыслить, активность в познавательной деятельности [4, 9]. Все указанные показатели могут быть педагогически диагностированы. Однако среди данных показателей нами для диагностики были выявлены

субъективные (позитивное эмоциональное состояние, удовлетворенность самочувствием, способность концентрировать внимание, способность удерживать информацию в памяти) и объективные (самообладание, умение логически мыслить, активность в познавательной деятельности). Соответственно с этим были

Связь показателей здоровья с элементами проектирования образовательного процесса

Показатель здоровья Элемент проектирования Способ влияния элемента проектирования на показатель здоровья

Заболеваемость в определенный период времени Болезненность Инвалидизация в период получения образования в вузе Изменения в соотношении роста и веса в период получения образования в вузе Отбор содержания проектируемых дисциплин, диспетчеризация образовательного процесса Удобное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели, семестра, года; представление информации о здоровом образе жизни, удобное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели, семестра, года

Позитивное эмоциональное состояние Удовлетворенность самочувствием Учебно-педагогическое взаимодействие в проектировании образовательного процесса Учет индивидуальных особенностей студента, начального состояния его личного ресурса в целях, содержании и формах представления проекта образовательного процесса. Привлечение студента к проектированию образовательного процесса и оценке его качества на всех этапах, поощрение студенческой инициативы

Способность концентрировать внимание Способность удерживать информацию в памяти Учет образовательных потребностей студента в отборе содержания и трудоемкости дисциплин Своевременное обновление содержания образования, расчет трудоемкости тем дисциплин с учетом их значимости в будущей профессиональной деятельности студента

Самообладание Формы учебно-педагогического взаимодействия. Контроль качества проектирования Включение в образовательный процесс активных и интерактивных форм занятий. Привлечение студентов к само- и взаимоконтролю в ходе образовательного процесса

Умение логически мыслить Все элементы проектирования Привлечение студентов к проектированию на всех его этапах

Активность (в том числе в познавательной деятельности) Отбор содержания и форм реализации проекта образовательного процесса Поощрение инициативности в проектировании образовательного процесса на всех его этапах

Положительная мотивация жизнедеятельности, целеустремленность Поиск и формулировка целей проектирования образовательного процесса Демонстрация связи личных целей студента, связанных с развитием личных ресурсов и его участия в проектировании образовательного процесса

Адекватные поведение и отношение к окружающим Отбор форм организации занятий, формы учебно -педагогического взаимодействия Подбор групповых, индивидуальных форм организации занятий, удобных студенту; применение интерактивных, активных форм учебно-педагогического взаимодействия

Адекватная самооценка Контроль качества проектирования образовательного процесса Привлечение студента к прогнозированию и оценке качества проектирования образовательного процесса и его личных результатов

Адекватный уровень притязаний Поиск и формулировка целей проектирования образовательного процесса Помощь студенту в формулировке его оперативных и стратегических целей в образовательном процессе

разработаны вопросы анкеты для студентов (студенты сами оценивали субъективные показатели своего психического здоровья), для преподавателей (выявлялись объективные показатели психического здоровья студентов).

Задача выявления показателей социального здоровья решалась также методом изучения специальной литературы [2, 7, 10, 11, 14]. Такими показателями педагоги и психологи называют:

• адекватный уровень притязаний,

• адекватная самооценка,

• личностная автономия,

• самоконтроль,

• целеустремленность,

• активность,

• положительная мотивация жизнедеятельности,

• адекватные поведение и отношение к окружающим.

Данные показатели социального здоровья были нами изучены посредством тестирования студентов (изучалась адекватность самооценки студента) и анкетирования студентов и педагогов (изучалось мнение данных респондентов о показателях социального здоровья студентов). Таким образом, указанные показатели также были разбиты на две группы: объективные и субъективные.

Общий перечень показателей здоровья, отобранных, как педагогически измеримых был подвергнут критическому анализу 12 экспертов, которыми выступили педагоги, привлеченные к проектированию образовательного процесса. Им необходимо было, во-первых, выбрать из перечня те показатели, на которые влияет качество проектирования образовательного процесса, во-вторых, указать элементы проектирования, которые могут влиять на данные показатели. В результате, перечень показателей был уточнен и выявлена связь элементов проектирования (прогнозирования, целеполагания, отбора содержания, форм организации, форм учебно-педагогического взаимодействия, контроля) с уточненными показателями здоровья студентов. Результат анализа представлен в таблице.

Выводы. Уточнение состава показателей здоровья студентов, выявление их связи с элементами проектирования образовательного процесса стали основанием для проведения соответствующего экспериментального исследования. Результаты исследования показали, что качество проектирования является

фактором здоровьесбережения студентов, а значит и фактором развития всего личного ресурса студента [6, 12]. Количественные данные свидетельствуют, что именно «здоровье» как компонент личного ресурса студента в ходе реализации авторской технологии проектирования претерпел наиболее значительное приращение. Вместе с тем, эксперимент выявил и трудности в измерении данного параметра. Эти трудности, прежде всего, связаны с неопределенностью правовых оснований комплексного измерения здоровья студентов педагогами, а также со сложностью в организации такого долгосрочного исследования, компетентности педагогов и большим количеством субъективных показателей.

Литература

1. Амосов, П.М. Размышления о здоровье / Н.М. Амосов. -М.: АСТ: Сталкер, 2005. - 91 с.

2. Архангельский, С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований (материалы лекций, прочит. в Политехн. музее на фак. программир. обучения) / С.И. Архангельский,

B.И. Михеев, Ю.М. Перельцвайг; О-во «Знание». Политехн. музей. Межвед. науч. совет по проблеме «Программир. Обучение». - М.: Знание, 1975. - 43 с.

3. Волкова, М.А. Нормализация учебной нагрузки студентов вуза как процессуальный ресурс здоровьесбережения / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. - Вып. 2. -№4 (137). - С. 29-37.

4. Кузнецова, Л.М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся / Л.М. Кузнецова. - М. : Ви-та-Пресс, 1996. -96 с.

5. Кучкин, С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности /

C.Н. Кучкин. - Волгоград: ВГИФК, 1994. -104 с.

6. Любимова, О.В. Концептуальные основания проектирования педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. В. Любимова. - Ижевск, 2012. - 42 с.

7. Малая медицинская энциклопедия. -М.: Сов. энцикл., 1966. -Т. 3. - 1183 с.

8. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Бого-

Тягунова Ю.В.

Здоровье студента как показатель качества проектирования образовательного процесса университета

словский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева и др. - М. : МГУ, 2008. - 75 с.

9. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

10. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.

11. Сериков, С.Г. Охрана здоровья учащихся в системе учения и самообразования: науч.-метод. пособие / С.Г. Сериков. -Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инженер.-пед. ин-та, 2000. -137 с.

12. Трапицын, С.Ю. Новые возможности управления качеством образовательных программ / С.Ю. Трапицын, Л.А. Громова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2011. - Вып. 9. - С. 53-57.

13. Тягунова, Ю.В. Оценка качества проектирования образовательно-научного процесса в университете /Ю.В. Тягунова//Materialy VIII mezinarodni vëdecko-prakticka conference "Vèda a technologie: krok do budoucnosti -2012". - Dil 16. Pedagogika: Praha. Publishing House "Education and Science" s.r.o - С. 82-85.

14. Хуторской, А. В. Тезаурус человекосо-образного образования. - М. : Изд-во «Эйдос»: Изд-во Ин-та образования человека, 2015. -51 с.

15. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья, методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. -136 с.

16. Яблоков, А.В. Здоровье человека и окружающая среда / А.В. Яблоков. - М., 2007. -186 с.

Тягунова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, tiagunovayv@susu.ru.

Поступила в редакцию 11 мая 2016 г.

DOI: 10.14529/ped160306

STUDENTS' HEALTH AS QUALITY CRITERION

FOR THE DESIGN OF UNIVERSITY EDUCATION PROCESS

Yu.V. Tyagunova, tiagunovayv@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Comprehensive assessment of the design quality of the basic educational programs of higher education is still a topic of discussion. The issue is the difficulty of measuring the parameter, which is the aim and the result of the pedagogical design, i.e. the development of personal life of a student. The necessity to evaluate health, being not pedagogical by nature adds to the problem. This paper is an attempt to describe the techniques for measuring the indicators of the students' health, which can be influenced in an education process. The aim of the article is to describe the features of the educational evaluation of students' health as an indicator of the quality of the design of the educational process at a university. The analysis of the literature on the topic, the integration of the indicators of design quality of the educational process, as well as the analysis of legislative and regulatory documents in the field of higher education were used. The study reveals a number of ways to evaluate the health outcomes of education made by the people involved in the design of the educational process. These methods were integrated into a single methodology for assessing the design quality of the educational process.

The author refined and integrated health indicators of university students related to the design of the educational process.

The evaluation indicators described and the students' health indicators can serve as a guide for the development of integrated health evaluation techniques. They can also increase the design quality of the modern basic educational programs for Bachelor's and Master's students.

Keywords: evaluation, design quality of an education process; students' health, educational factors of physical, mental, and social students' health.

References

1. Amosov P.M. Razmyshleniya o zdorov'e [Reflections on Health]. Moscow, AST Publ., Stalker Publ., 2005. 91 p.

2. Arkhangel'skiy S.I., Mikheev V.I., Perel'tsvayg Yu.M. Voprosy izmereniya, analiza i otsenki re-zul'tatov v praktike pedagogicheskikh issledovaniy [Measurement, Analysis and Evaluation of the Results in the Practice of Pedagogical Research]. Moscow, Znanie Publ., 1975. 43 p.

3. Volkova M.A. [Normalization of Student's Educational Load in the Institute of Higher Learning as Procedural Health Preservation Recourse]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical Sciences, 2009, iss. 2, no. 4 (137), pp. 29-37. (in Russ.)

4. Kuznetsova L.M. Nekotorye metody psikhologo-pedagogicheskogo kontrolya za zdorov'em uchashchikhsya [Some Methods of Psycho-pedagogical Monitoring of the Health of Students]. Moscow, Vita-Press Publ., 1996. 96 p.

5. Kuchkin S.N. Metody otsenki urovnya zdorov'ya i fizicheskoy rabotosposobnosti [Methods of Assessment Level of Health and Physical Performance]. Volgograd, VGIFK Publ., 1994. 104 p.

6. Lyubimova O.V. Kontseptual'nye osnovaniyaproektirovaniyapedagogicheskikh norm v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoref. dokt. diss. [Conceptual Bases of Designing of Pedagogical Standards in the System of Continuous Professional Education. Abstract of Doct. Diss.]. Izhevsk, 2012. 42 p.

7. Malaya meditsinskaya entsiklopediya. Tom 3 [Little Medical Encyclopedia. Vol. 3]. Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1966. 1183 p.

8. Bogoslovskiy V.A., Goncharenko S.N., Karavaeva E.V., Kovtun E.N., Maksimov N.I., Petrov V.L. Podkhody k razrabotke normativno-metodicheskogo obespecheniya realizatsii osnovnykh obrazova-tel'nykh programm vysshego professional'nogo obrazovaniya [Approaches to the Development of Normative and Methodological Support of the Implementation of the Basic Higher Vocational Education]. Moscow, MGU Publ., 2008. 75 p.

9. Nikiforov G.S. Psikhologiya zdorov'ya [Psychology of Health]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 607 p.

10. Serikov G.N., Serikov S.G. Zdorov'esberezhenie v gumannom obrazovanii [Health Savings in Humane Education]. Ekaterinburg; Chelyabinsk, ChGPU Publ., 1999. 242 p.

11. Serikov S.G. Okhrana zdorov'ya uchashchikhsya v sisteme ucheniya i samoobrazovaniya [Protecting the Health of Students in the System of Teaching and Self-learning]. Nizhniy Novgorod, VGIPI Publ., 2000. 137 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Trapitsyn S.Yu., Gromova L.A. [New Features Quality Management Education Programs]. Universum: Bulletin of the Herzen University, 2011, iss. 9, pp. 53-57. (in Russ.)

13. Tyagunova Yu.V. [Evaluation of the Quality of the Design of Educational and Scientific Process at the University]. Nauka i tekhnologii: shag v budushchee: materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Technology: a Step into the Future: Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference]. 2012, iss. 16, pp. 82-85. (in Russ.)

14. Khutorskoy A.V. Tezaurus chelovekosoobraznogo obrazovaniya [Thesaurus of Human According Education]. Moscow, Eydos Publ., Institut Obrazovaniya Cheloveka Publ., 2015. 51 p.

15. Shchedrina A.G. Ontogenez i teoriya zdorov'ya, metodologicheskie aspekty [The Ontogenesis and Health Theory, Methodological Aspects]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1989. 136 p.

16. Yablokov A.V. Zdorov'e cheloveka i okruzhayushchaya sreda [Human Health and the Environment]. Moscow, 2007. 186 p.

Received 11 May 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Тягунова, Ю.В. Здоровье студента как показатель качества проектирования образовательного процесса университета / Ю.В. Тягунова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. -Т. 8, № 3. - С. 51-56. БО!: 10.14529^160306

FOR CITATION

Tyagunova Yu.V. Students' Health as Quality Criterion for the Design of University Education Process. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 3, pp. 51-56. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.