Научная статья на тему 'Направленнось личности как фактор устойчивости в трудной жизненной ситуации'

Направленнось личности как фактор устойчивости в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
882
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направленнось личности как фактор устойчивости в трудной жизненной ситуации»

ПСИХОЛОГИЯ

Е.В. Ковалевская

НАПРАВЛЕННОСЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Современные социально-экономические и политические условия являются источником множества трудностей и опасностей для жизнедеятельности и развития личности. Ведутся многочисленные информационные войны, наблюдается спад в экономике и обострение взаимоотношений на политической арене, вызванное необходимостью усиления влияния стран и обеспечения населения природными ресурсами. Все это оказывает неблагоприятное влияние на рядовых граждан, создавая множество как внешне, так и внутренне обусловленных трудных жизненных ситуаций. Исходя из этого, встает проблема определения факторов, повышающих устойчивость личности к подобным негативным воздействиям и способствующих выработке конструктивных стратегий поведения. Для решения данной задачи необходимо определить понятие трудной жизненной ситуации и выделить ее психологические особенности.

Согласно Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения", принятому государственной думой РФ 15 ноября 1995 года, трудная жизненная ситуация представляет собой ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Данное определение касается, в первую очередь, объективных факторов, создающих трудности для субъекта. Но, если рассматривать трудную жизненную ситуацию с психологической точки зрения, то более удачным является определение Н.Г Осухова (2005), который понимает ее как ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни.

Исходя из этого, можно выделить основные психологические признаки трудной жизненной ситуации:

1. Нарушение адаптации.

2. Невозможность удовлетворения доминирующих потребностей.

3. Необходимость выработки новых конструктивных моделей поведения.

Также, опираясь на теории Л.И. Анцыферовой, Л. Лазаруса, А. Прихидько, можно выделить этапы психологического анализа субъектом трудной ситуации:

1. Когнитивное оценивание (распознавание особенностей ситуации, выявление ее позитивных и негативных сторон, определение ее смысла и значения для субъекта).

2. Анализ возможных решений ситуации, вывод о собственных возможностях.

3. Выбор стратегии поведения, конструирование его новых моделей.

Все это свидетельствует о том, что при решении проблемы поиска факторов, повышающих устойчивость личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, целесообразно выделить такие психологические явления, состояния и свойства, которые бы проявляли себя на каждом из этапов рефлексивного анализа трудности, оказывая позитивное активизирующее действие.

Одним из таких явлений предстает направленность личности, мобилизующая либо дезорганизующая субъекта, столкнувшегося с препятствиями и опасностями. Для обоснования этого предположения рассмотрим понятие направленности личности и определим ее роль на каждом из этапов психологического анализа трудной жизненной ситуации.

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений (Б.И. Додонов, К.К. Платонов, Р.С. Немов). При этом они полагают, что эта система определяет направление и тенденции поведения и деятельности человека, ориентирует его.

A.Г. Маклаков (2008) дает следующее определение направленности: это социально обусловленная совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность - это и установки, ставшие свойствами личности, проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

С.Л. Рубинштейн (2007) полагает, что направленность представляет собой динамическую тенденцию поведения и включает в себя два момента: предметное содержание и напряжение.

Е.П. Ильин (2006) отмечает, что структура направленности может быть простой и сложной, но главным является то, что в ней устойчиво доминирует какая-то одна потребность, интерес, вследствие чего человек пытается найти объекты и средства, способные возбудить в нем нужные переживания. Поэтому направленность личности - это не просто набор установок, влечений, интересов, убеждений, идеалов, но это и доминирование долговременных мотивационных установок, формирующих стержневую линию жизни.

В целом структуру направленности личности можно представить следующим образом (см. рис.1).

Также следует отметить, что ряд авторов пытаются выделить виды направленности. Так Д.И. Фельдштейн (1995) и И.Д. Егорычева (1994) описывают следующие ее типы:

1. Гуманистическая (характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу);

2. Эгоистическая (характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным -к обществу);

3. Депрессивная (характеризуется тем, что человек сам для себя не представляет никакой ценности, а к обществу относится терпимо);

4. Суицидальная (ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности).

B.С. Мерлин (1971) отмечает, что направленность личности может проявляться в трех типах отношений, а именно отношения к себе, к другим людям и к обществу.

Кроме этого, известны теории, выделяющие направленность на себя, на дело и на общение (М.С. Неймарк, 1968).

Таким образом, направленность личности предстает как система долговременных мотивационных установок, выражающих себя, с одной стороны, в личностных диспозициях, обуславливающих содержание поведенческих тенденций, и с другой стороны, в совокупности устойчивых мотивов определяющих направление и стратегии поведения.

Рис.1. Структура направленности личности

Рассмотрим, каким образом указанные компоненты направленности задействованы в рефлексивном анализе трудных жизненных ситуаций, способствуя активизации и поддержанию устойчивости личности, столкнувшейся с препятствиями и опасностями.

I. Долговременные мотивационные установки являются ядром личностной направленности и определяют стержневую линию жизни. В психологии данное понятие наиболее полно разрабатывалось в рамках транзактного анализа в теории жизненного сценария Э.Берна. Ее основными положениями являются следующие:

1. Каждый человек в детстве строит свой бессознательный план жизни (сценарий), который подкрепляется родителями;

2. Неотъемлемой частью сценария является финал (расплата), на достижение которого направлено все содержание жизненного плана;

3. Человек сам принимает решение о своем сценарии, хотя некоторую роль в его формировании играют родители и внешнее окружение;

4. Человеку свойственна искаженная интерпретация реальности с целью "оправдания" собственного сценария;

5. Целью создания сценария является поиск и формирование наилучшей стратегии для выживания во враждебном и угрожающем мире.

Также Э.Берн выделяет три основных жизненных сценария, а именно сценарий победителя, побежденного и непобедителя. Победитель - это тот, кто легко и непринужденно достигает своей цели. Побежденный, напротив, не достигает своей цели, но при этом чувствует комфорт от проигрыша. Сценарий непобедителя представляет собой нечто среднее, день ото дня он терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Человек действует в соответствие со сформированной программой в каждый момент времени, но ряд авторов утверждают, что наиболее сильное "вхождение" в сценарий наблюдается в стрессовой ситуации.

Стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Г. Селье). При этом можно выделить два аспекта:

1. Неспецифическим является любое воздействие на организм как таковое;

2. Цель любой реакции организма в ситуации стресса заключается в адаптации, приспособлении к изменившимся условиям.

Исходя из этого, можно определить, что любая трудная жизненная ситуация представляет собой сильное стрессовое воздействие на субъекта, нарушающее его внутренний баланс и гармонию. Она сигнализирует о том, что в изменившихся условиях действовать в рамках намеченной схемы-сценария невозможно и необходимо внести некоторые коррективы, выработать новые стратегии поведения. Именно в этих условиях ярко проявляются различия между сценариями. При этом эти различия наблюдаются на каждом из этапов рефлексивного анализа ситуации.

1. На этапе когнитивного оценивания Победитель будет искать позитивные и выгодные для себя обстоятельства; Побежденный будет интерпретировать реальность, акцентируя свое внимание на негативных для себя факторах, при этом бессознательно получая от этого удовольствие; Не-победитель рассмотрит и благоприятные, и неблагоприятные аспекты ситуации.

2. На этапе анализа вариантов выхода из сложившихся условий, собственных возможностей Победитель рассмотрит, преимущественно, все возможные альтернативы и выберет наиболее оптимальную; Побежденный при анализе альтернатив решений будет отбрасывать одну за другой, считая, что не способен их реализовать; Не-победитель определит возможные варианты выхода их ситуации, но будет испытывать затруднения в выборе одного, конкретного.

3. На этапе разработки и формирования новой конструктивной стратегии поведения Победитель без особого труда примет необходимость изменений и будет способен реализовать их; Побежденный будет убежден в своей неспособности что-либо изменить и не внесет практически никаких корректив в собственный жизненный план, оставаясь в рамках уже выработанной неконструктивной стратегии; Не-победитель рисковать не будет, если что-либо и изменит, то что-то незначительное, лишь для того, чтобы как-то пережить, перетерпеть сложившиеся трудности.

Таким образом, долговременные мотивационные установки, формируясь еще в детстве, оказывают огромное влияние на поведение и деятельность субъекта во взрослом возрасте. Они определяют цели и стратегии действий, а также способность найти и реализовать возможные варианты выхода из трудных жизненных ситуаций.

II. Личностные диспозиции формируются на основе долговременных мотивационных установок и определяют содержание поведенческих тенденций. В эту категорию входят убеждения, установки, мировоззрение, идеалы, интерес, стремления, влечения, желания, склонности и ценностные ориентации. Все они включены в жизненный план субъекта и претерпевают трансформацию в трудной жизненной ситуации.

1. Влечение.

Влечение - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность (Маклаков А.Г, 2008). Другими словами, это наименее осознаваемый компонент в структуре направленности.

К.К. Платонов (1972) определяет влечение как наиболее примитивную биологическую форму направленности, которая четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-либо.

2. Желания.

Несмотря на то, что в настоящее время в психологии нет единой точки зрения относительно сущности желания, большинство авторов связывают данное психологическое явление с определенной осознанной потребностью. Так Ж. Годфруа (1992) определяет желание как ощущение потребности; ряд других авторов указывают на переживание, отражающее потребность.

К.К. Платонов (1972) считает, что желание - это уже осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определенному.

3. Стремление - это определенное побуждение к деятельности. Согласно К.К. Платонову (1972), оно имеет место в том случае, когда в структуру желания включается волевой компонент.

4. Интерес.

Большинство авторов связывают понятие интерес с процессом удовлетворения познавательной потребности. А.В. Петровский (1986) отмечает, что интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. А.Г. Ковалев (1969) пишет, что каждый интерес включает в себя познавательное отношение личности к объекту, хотя и не может быть сведен к нему. С.Л. Рубинштейн (2007) определяет интерес как тенденцию личности, заключающуюся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете, при этом под помыслом понимается специфически эмоционально окрашенная направленная мысль. К.К. Платонов (1972) утверждает, что интерес - это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью.

5. Склонность.

Склонность - это интерес и стремление к определенной деятельности, при участии волевого компонента (Платонов К.К., Орлов А.В., С.Л. Рубинштейн). Е.П. Ильин (2006) выделяет специфические особенности склонности:

1. Являясь побуждением к деятельности, склонность всегда соответствует ее содержанию. При этом данная деятельность представляет личностную значимость и занимает важное место в системе ценностных ориентаций.

2. Склонность, в случае, если деятельность выбрана адекватно, перерастает в стойкий интерес.

3. При отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появляется скука и неудовлетворенность.

4. Склонность определяется стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы индивида.

Р.Кеттелл выделяет общие склонности, которые свойственны всем людям в ситуации социальных воздействий, и уникальные склонности, свойственные индивидуальности. Также он отмечает, что одни склонности направляют на достижение определенной цели, другие касаются эффективности деятельности, третьи связаны с энергичностью, эмоциональностью.

6. Идеал.

Согласно С.Л. Рубинштейну (2007), идеал представляет собой совокупность норм поведения; это образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты, который служит образцом для личности. При этом идеал часто содержит в себе то, что человек особенно ценит, и то, чего ему не достает.

К.К. Платонов (1972) указывает на то, что идеалом является конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности. При этом данная цель может выступать в разных формах, а именно в форме нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и практического идеала.

7. Мировоззрение - это система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе. Оно может быть смутным, принимать форму познаватель-ного идеала, быть пассивным миросозерцанием или становится убеждением (Платонов К.К., 1972).

8. Установка.

С.Л. Рубинштейн (2007) отмечает, что установка - это занятая личностью позиция, заключающаяся в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражающаяся в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Также он полагает, что установка - это ориентация на определенную линию поведения, при этом смена установки связана с преобразованием мотивации личности и представляет собой перераспределение того, что субъективно значимо для индивида.

Д.Н. Узнадзе (2001) полагает, что установка выражает готовность человека к активности, определяет направленность и избирательность его поведения.

9. Убеждения.

Убеждения - это высшая форма направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов (Платонов К.К., 1972).

10. Ценностные ориентации.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) полагают, что ценностные ориен-тации представляют собой социальные ценности, которые входят в психологическую структуру личности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности. При этом содержанием ценностных ориентаций являются политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Они обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром.

Таким образом, совокупность личностных диспозиций в структуре направленности образует некую иерархическую зависимость по критерию степени влияния на содержание и направление поведенческих тенденций. Рассмотрим, каким же образом указанные психологические явления участвуют в рефлексивном анализе трудной жизненной ситуации (см. рис.2).

Рис. 2. Проявление личностных диспозиций в процессе рефлексивного анализа трудной жизненной ситуации

Для решения поставленной задачи, необходимо выделить главную цель каждого этапа психологического анализа ситуации и определить, какая из личностных диспозиций будет иметь решающее значение для ее достижения.

На этапе когнитивного оценивания перед субъектом стоит проблема определения положительных и отрицательных для себя обстоятельств и условий ситуации. Он должен сопоставить реальное положение дел с тем, которое являлось бы оптимальным (идеальным). Это невозможно осуществить без сложившейся системы взглядов и представлений о мире. Следовательно, на данном этапе среди личностных диспозиций ведущая роль будет принадлежать идеалам и мировоззрению.

Второй этап требует от субъекта рассмотрения всех имеющихся вариантов выхода из трудной жизненной ситуации, а также оценки собственных возможностей. Для этого необходимо

обладать определенными знаниями, уметь прогнозировать исход того или иного действия, что невозможно сделать участия мировоззрения.

На третьем этапе анализа ситуации субъекту необходимо принять решение об осуществлении какой-то одной, наиболее благоприятной для него альтернативы, и разработать стратегию поведения, направленного на ее реализацию. В этом случае активизируются личностные диспозиции, так или иначе связанные с деятельностью:

1. Установка как ориентация на определенную линию поведения;

2. Склонность как интерес к определенному виду деятельности;

3. Интерес как проявление познавательной потребности;

4. Желание как осознанная потребность;

5. Влечение как недостаточно осознанная потребность.

Относительно убеждений и ценностных ориентаций можно отметить, что они находятся на вершине иерархии личностных диспозиций и принимают участие на всех этапах рефлексивного анализа трудной жизненной ситуации.

Таким образом, личностные диспозиции, являясь компонентом долговременных мотивационных установок, представляющих собой жизненный план, выражают их содержание, определяя направление поведения.

III. Устойчивые мотивы представляют собой сложившуюся систему побуждений к выполнению определенных видов деятельности. Их основными характеристиками являются относительная независимость от внешней ситуации и зависимость от содержания направленности. Они выражаются в состоянии напряжения, разрядка которого возможна только при осуществлении действий, направленных на реализацию жизненного плана (долговременных мотивационных установок).

Роль устойчивых мотивов в процессе психологического анализа трудной жизненной ситуации заключается в следующем: при разработке стратегий поведения субъект, в первую очередь, будет сопоставлять цель, которую необходимо достигнуть в результате выхода из проблемной ситуации, и возможности разрядки общего напряжения в результате реализации выбранной линии поведения. В случае если оба условия не противоречат друг другу, индивид без колебаний принимает и выполняет необходимые действия. В противоположной ситуации возникает внутриличностный конфликт, для преодоления которого субъект должен перестроить выбранную стратегию поведения, включить в нее действия, способные снять напряжение.

Таким образом, направленность является одним из факторов, обеспечивающих устойчивость личности в условиях трудной жизненной ситуации. Это происходит вследствие того, что именно направленность определяет ведущую жизненную стратегию, а также особенности интерпретации происходящего и выбор способов поведения.

Литература

1. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия // Психологический журнал. 1993. Том 14. №2.

2. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. №5.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2008.

6. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

7. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2005.

8. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

9. Прихидько А. Образ науки и стратегии совладающего поведения у современных ученых // www.flogiston.ru.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

12. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.