Научная статья на тему 'Ценностно-ориентационное единство личного состава как стратегия деятельности военного педагога'

Ценностно-ориентационное единство личного состава как стратегия деятельности военного педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / PROFESSIONAL UPBRINGING OF THE MILITARY PERSONNEL / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUABLE ORIENTATION / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / VALUABLE AND ORIENTATION UNITY / СРЕДА / ENVIRONMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / MORAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITION OF CONTINGENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Руслан Вадимович

В статье анализируется понятие «морально-психологическое состояние личного состава». Автор рассматривает моральное сознание военнослужащего во взаимосвязи с моральным сознанием воинского коллектива и обосновывает ценностную ориентацию личности военнослужащего как предмет деятельности военного педагога, а ценностно-ориентационное единство воинского коллектива как её цель. В этом процессе механизм формирования и развития направленности рассматривается им как способ развития морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего выполнение служебно-боевых задач. Автор обращает внимание на прогнозирование его развития, доступность для наблюдения, оценки и влияния со стороны военного педагога, показывает возможности педагогики по реализации потенциала психологии и этики. Ввиду особой значимости, обусловленной характером выполняемых служебно-боевых задач, ценностно-ориентационное единство личного состава обосновывается в качестве стратегии развития профессионального воспитания военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-orientation unity of personnel as a strategy of the military pedagogue

The concept "moral and psychological condition of contingent" is analysed in the article. The author considers moral consciousness of the serviceman in interrelation with moral consciousness of military collective and proves valuable orientation of the identity of the serviceman as object of activity of the military pedagogue, and valuable and orientation unity of military collective as its purpose. In this process, the mechanism of formation and development of orientation is considered by him as a way of development of a moral and psychologicalcondition of the contingent providing performance of service and fighting tasks. The author pays attention to forecasting of its development, availability to observation, assessment and influence from the military pedagogue, shows possibilities of pedagogics on realisation of potential of psychology and ethics. In view of the special importance caused by character of the carried-out service and fighting tasks, the valuable and orientation unity of contingent is proved in quality of the strategy of development of professional upbringing of the military personnel.

Текст научной работы на тему «Ценностно-ориентационное единство личного состава как стратегия деятельности военного педагога»

УДК 355.23

Смирнов Руслан Вадимович

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии

ruslan.rou@yandex.ru

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ЛИЧНОГО СОСТАВА КАК СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА

В статье анализируется понятие «морально-психологическое состояние личного состава». Автор рассматривает моральное сознание военнослужащего во взаимосвязи с моральным сознанием воинского коллектива и обосновывает ценностную ориентацию личности военнослужащего как предмет деятельности военного педагога, а цен-ностно-ориентационное единство воинского коллектива - как её цель. В этом процессе механизм формирования и развития направленности рассматривается им как способ развития морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего выполнение служебно-боевых задач. Автор обращает внимание на прогнозирование его развития, доступность для наблюдения, оценки и влияния со стороны военного педагога, показывает возможности педагогики по реализации потенциала психологии и этики. Ввиду особой значимости, обусловленной характером выполняемых служебно-боевых задач, ценностно-ориентационное единство личного состава обосновывается в качестве стратегии развития профессионального воспитания военнослужащих.

Ключевые слова: морально-психологическое состояние личного состава, ценностная ориентация, ценностно-ориентационное единство, среда, стратегия, профессиональное воспитание военнослужащих.

Основной целью работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации является «достижение морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение служебно-боевых задач» [16, п. 2]. С этих позиций представляется правомерной постановка вопросов о том, в каком качестве оно может быть направлением деятельности военного педагога, и каковы в этом отношении возможности профессионального воспитания. Для ответа может быть использован теоретический анализ понятия «морально-психологическое состояние личного состава». Важно обратить внимание на общие требования к объекту исследования: доступность для наблюдения и оценки, возможность влияния и прогнозирования.

«Морально-психологическое состояние личного состава - это характеристика реального состояния сознания личного состава, сформированного под воздействием военно-политических, психологических, экономических и других факторов, проявляющегося в его боевой и повседневной активности, готовности к выполнению поставленных служебно-боевых задач» [16, п. 11]. Способ словообразования позволяет выделить в объёме анализируемого понятия две составляющие: моральную и психологическую, которые могут быть рассмотрены в двух планах: относительно воинского коллектива и относительно личности военнослужащего. И так как морально-психологическое состояние характеризует сознание, то следует исходить из связей коллективного и индивидуального сознания. А поскольку определение указывает на его состояние, то важно обратить внимание и на процесс его изменения, в котором одна из стадий определена качественно - «морально-психологическое состояние, обеспечивающее успешное выполнение служебно-боевых задач».

Понимание феномена сознания основывается на способности к отражению, то есть к воспроизве-

дению объективного мира в субъективном образе. В философских, социологических и психологических исследованиях доказано, что такая способность присуща как человеку, так и обществу. Отражение предполагает: во-первых, знания (как результат познания действительности), во-вторых, отношение (которое исходит из оценки знаний); в-третьих, основанные на них правила действий (деятельности, поведения). Формирование индивидуального сознания обусловлено деятельностью человека, в которой, с позиции значимости удовлетворяемой в ней потребности и, исходя из соответствия цели (как идеального образа её результата) к результату реальному, складываются знание и отношение человека к ней, к её предметам, к действительности. Основанием для существования общественного сознания является коллективная деятельность людей и взаимодействие между ними [23, т. 4, с. 43]. Таким образом, индивидуальное сознание получает надличностную объективацию в форме общественного сознания, которое является результатом синтеза и представляет собой качественно новое образование. Как условия этого процесса выступает социокультурная среда.

Существенным признаком сознания является его субъективность, под которой понимается неполнота отражаемого образа действительности. А в зависимости от субъекта, различаются индивидуальное и общественное сознание, но также можно выделить и коллективное (или групповое) сознание (независимо от степени общности группы). В данном случае, признаком, объединяющим группу, выступает совместная деятельность, а сама группа предстаёт в качестве локальной общности. В контексте рассматриваемого вопроса, такой деятельностью является профессиональная деятельность военнослужащих, а такой группой - военнослужащие как профессиональное сообщество или воинский коллектив как социальная группа.

20

Вестник КГУ ^ 2018

© Смирнов Р.В., 2018

Общественное сознание существует в формах, определяемых его содержанием. К основным из них можно отнести: философию, науку, религию, искусство, политику, право и мораль [23, т. 4, с. 47]. Среди форм общественного сознания наиболее общей является мораль. Мораль рассматривается как относительно устойчивая совокупность представлений и предписаний о том, как следует поступать человеку и не имеет строгих институционализаци-онных форм. Сложившись в процессе общественно-исторического развития, она основывается на общественной значимости (ценности) той или иной вещи для общества, а поэтому выступает в качестве общего основания для других норм и имеет распространение на все сферы общественной жизни. В некоторых, наиболее важных из них, существуют локальные правила, определяемые ценностями, характерными для этих сфер, основанные на общих ценностях и правилах. Таким образом, общие нормы локализуются и позитивно дополняются в частных, не вступая с ними в противоречие. Для индивида мораль проявляется и как долженствование, и как критерий индивидуальной оценки происходящих событий [22, с. 292]. Исходя из собственных представлений, человек определяет характер и направление своей деятельности - линию поведения, в целом. Усвоение общественных норм и ценностей составляет социальное требование к результату воспитания (и профессионального воспитания, в частности).

А.А. Хвостов отмечает парадокс сосуществования в сознании личности морали и аморализма, их самостоятельность в регулировании поведения, поднимает вопрос моральных дилемм и отмечает ситуативность их решения [24]. В философии он рассматривается с позиции практического знания (фронезис), которое в каждом конкретном случае предполагает решение практического силлогизма: одну из его посылок составляет цель деятельности и представление о благе, а другую - желание им обладать и средство, которое выбирается в соотнесении с содержанием первой посылки. Силлогизм называется практическим, т.к. разрешается на практике, в поступке, который и является выводом. Это объясняется тем, что принципиальные для явлений природы логические отношения причины и следствия применительно к деятельности человека замещаются отношением цели и средства, что убедительно показано Г. фон Вригтом, Э. Энском, Е. Никитиным и др. [13]. Невозможность универсального логического обоснования поступка на основании причинно-следственной связи предполагает понимание того, чем руководствовался человек в каждом конкретном случае. Данный принцип обусловлен нравственностью человека, а не только его рациональностью [25, с. 24-36]. Сосуществование морали и аморализма в сознании личности обусловлено не только антиномией некоторых

ценностей (например, общественных и индивидуальных), но, прежде всего, конкретной ситуацией, которая и является фактором конфликта. При этом участвующие в нём ценности, по своему содержанию, не обязательно должны быть противоречивы, но сама ситуация такова, что они не могут быть реализованы одновременно. Разрешением этого конфликта является выбор человека в пользу одной из ценностей, что необходимо предполагает отвержение других. За каждым таким решением стоит стремление человека к позитивно ценному для него - к благу, которое в каждом случае является разным, по содержанию [4, с. 310, 372, 377].

Категорическое определение «блага» дано Аристотелем: «Благо есть то, к чему всё стремится» (Никомахова этика). Понятию «благо» он приводит телеологическое обоснование с точки зрения соответствия и способствования реализации сущности человека как живого существа и личности в обществе [11, с. 84]. Благо имеет выражение в ценностях, которым противопоставляются неценности (и порок), им противоречащие (и наносящие вред) [4, с. 230]. Таким образом, ценности и не-ценности задают минимы и максимы для поступков человека и непротиворечиво охватывают возможные варианты его поведения как допустимые в этих границах.

Представляется важным обратить внимание на то, что в определении морально-психологического состояния личного состава обозначена такая его характеристика как реальность. В психологии вопрос о реальности сознания не имеет широкого применения (хотя и используется в психоанализе для описания особенных состояний психики, отличных от нормальных) [18, с. 686], поэтому целесообразно исходить из общих определений. Под реальностью понимается «существующее в действительности» [23, т. 4, с. 443], а под действительностью - «существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в её объективном значении» [23, т. 1, с. 443]. Объективный значит «принадлежащий объекту или определяющийся им... Применительно к представлениям, понятиям или суждениям объективность указывает источник нашего знания» [22, с. 337]. «Действительность обычно противопоставляется . видимости, скрывающей подлинную картину и содержание явлений» [23, т. 4, с. 443]. Основываясь на этих определениях, реальное состояние сознания можно считать: во-первых, принадлежащим и характеризующим конкретного субъекта (воинский коллектив или военнослужащего); во-вторых, ситуативным, то есть связанным со временем и местом. Критерием для оценки реального состояния сознания может быть его идеальное состояние (как это принято в естественных науках), которому, применительно к морально-психологическому

состоянию личного состава, соответствуют ценности, принятые в обществе и социальной группе и отвергаемые ими не-ценности, в совокупности, то есть ценностная ориентация.

А. И. Титаренко указывает, что в моральном сознании личности «ценностная ориентация занимает ключевое место, обеспечивая функциональное (причём содержательное в плане императивности) единство деятельности и сознания» [20]. Представления о нравственности, твёрдые устои, определяющие поведение в обществе, позволяют говорить о моральном облике [17, с. 98] как качественной характеристике личности. Для поиска способа развития она может быть рассмотрена с позиции психических свойств личности.

К ним относятся: темперамент, способности, характер и направленность. Тип темперамента обусловлен биологически. Способности, во многом, влияют на выбор способов действий, но не определяют самой деятельности (поведения). А характер складывается в зависимости от окружения (это происходит до призыва или поступления на военную службу) и рассматривается в соответствии с направленностью. Но именно направленность задаёт и отражает ведущие направления активности личности, даёт ей характеристику со стороны мотивационной сферы.

А. В. Ковалёв отмечает, что оформление направленности идёт одновременно с развитием личности: от разрозненных свойств к единой сложноподчинённой системе [8, с. 319]. Рассматривая направленность, С.Л. Рубинштейн исходит из того, что любая деятельность, так или иначе направлена на предмет. Это положение обосновывается связью человека с окружающим миром, его объективной нуждой «в том, что находится вне его» - потребностью [19, с. 518]. Совокупность причин, побуждающих к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называется мотивами [12, с. 513]. С.Л. Рубинштейн обращает внимание на «тенденции» в их развитии, и в качестве особого момента в процессе взаимодействия мотивов выделяет формирование установки как определённого отношения человека к целям и задачам его деятельности. Автор подчёркивает обобщающий характер установки как позиции личности, заключающей в себе направленность: «не будучи движением в каком-нибудь направлении», установка определяет линию поведения человека [19, с. 519]. Содержание установки зависит от субъективной значимости того или иного предмета и его места в общей иерархии индивидуальных значений. Ею определяется характер и стабильность направленности. Изменения в этой иерархии ведут к преобразованию установок. А.Н. Леонтьев, рассматривая вопрос направленности, вводит понятие «личностный смысл» и объясняет его через соотношение мотива деятельности и её цели, в котором

при смыслообразующей роли мотива складывается иерархия субъективных значений («личностных смыслов») и соответствующая ей система мотивов [9, с. 72-77]. Устойчивостью этой системы определяется включенность человека в деятельность соответствующего типа [6, с. 78], его избирательное отношение к миру и характер жизненной активности, в целом [2, с. 63-73].

Формы выражения направленности различаются в зависимости от их содержания: влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрение. Самой простой (примитивной) из них является влечение - неосознанная (или недостаточно осознанная) потребность. Осознание этой потребности и возможных путей её удовлетворения придаёт влечению форму желания. Как влечения к чему-либо определённому при включении волевого компонента желания приобретают характер, побуждающий к деятельности, и в таком качестве рассматриваются как стремления. Интенсивная и длительно сохраняющаяся познавательная потребность в чем-либо называется интересом. Его удовлетворение обеспечивает более ясное осознание цели, вызывая новые интересы, и при дальнейшем включении волевого компонента становится склонностью к некоторого рода типичной деятельности, в противном случае - угасает [12, с. 513-515].

Следующие формы выражения направленности: идеалы и убеждения, - отличаются устойчивостью, составляют часть мировоззрения человека, и имеют самостоятельность в качестве ясно существующих внутренних причин. К формированию идеалов ведёт конкретизация осознанной цели в образах (или представлениях) предмета. Убеждения основываются на взглядах и принципах человека. В их формировании важное место отводится ценностям - тому, что значимо для человека в его индивидуальном понимании. «Феномен значимости» составляет основу взглядов о направленности внимания в работах Н.Ф. Добрынина. Ученый рассматривал вопросы выбора деятельности и поддержания этого выбора, указывая, что во внимание попадают лишь те объекты, которые имеют устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека и их положением в структуре деятельности человека [7]. Через оценку в сознании индивида выражается единство значений и смысла, общего и индивидуального, а с позиции морали - общественно, коллективно и индивидуально значимого: так мораль, будучи формой общественного осознания, включается в сознание личности.

В совокупности взгляды, убеждения и ценности составляют часть мировоззрения как общего видения человеком мира и себя в этом мире. В схожем отношении рассматривается и направ-

ленность: к обществу, к другим людям, к себе, к деятельности. В структуре мировоззрения оценки составляют ценностный компонент, который в совокупности с двумя другими: когнитивным и экзистенциональным (знания человека о мире, понимание им собственной природы, предназначения и целей) [26, с. 613], придаёт мировоззрению свойство целостности и организованности. Ввиду обобщающего характера К.К. Платонов рассматривает мировоззрение как форму направленности. В динамической структуре личности (по К.К. Платонову) направленность представлена как высший уровень регуляции поведения человека, но в то же время зависимый от других уровней этой структуры: опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств [15]. Динамической она названа потому, что при неизменности самой структуры содержание её уровней изменяется с возрастом человека. Прослеженная связь между формами выражения направленности позволяет рассматривать их как качественно определённые стадии общего процесса её развития «от безразличия к страсти» (но в то же время направленность личности может быть выражена и во всех этих формах одновременно).

Ценности и ценностная ориентация личности, по К.К. Платонову составляют основу убеждений и основания для оценки окружающей действительности, а также ориентации в ней [15]. Ориентация обозначает: определение своего местоположения; умение разобраться и осведомлённость в чём-либо [14, с. 320]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценностная ориентация предполагает: знание о ценностях, ценностное отношение к ним, определённое расположение их в моральном сознании личности. При этом формы и виды деятельности жёстко не регламентируются, но определяются типичные её направления и тенденции.

В отличие от направленности личности под направленностью коллектива, прежде всего, понимается направленность на некоторый вид деятельности, который в случае с профессиональной деятельностью военнослужащих теоретически определён [5, с. 23]. В тоже время, в отличие от отдельно взятых ценностей, направленность личности определяет общую область деятельности, но ценностная ориентация - её ориентиры, в которых ценности имеют общую побудительную силу [10, с. 35-44].

Приведённые рассуждения имеют принципиальное осмысление в педагогике: в практической деятельности педагога ориентация личности представляется тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным, мотивационным и поведенческим: знаю, хочу и делаю [1, с. 59], каждый из которых необходим. В отсутствие одного из них деятельность не будет реализована, не будет отличаться постоянством или не будет иметь осоз-

нанного характера, то есть если она и состоится (что также возможно), то будет носить характер случайный. Напротив, в деятельности осознанной и устойчивой поведенческий компонент имеет своим необходимым условием два других, когнитивный и мотивационный: знаю и хочу, потому делаю. Для дальнейших рассуждений следует уточнить содержание когнитивного компонента в контексте данной работы: когда его составляет нравственная ценность, принятая воинским коллективом и каждым военнослужащим как личная (то есть занявшая в динамической структуре личности место направленности), она выступает и движущей силой, и принципом деятельности. Однако существенная особенность отношений ценности к человеку заключается в том, что ценность, предъявляя ему требование, оставляет свободу действий [4, с. 230]. Когнитивный, мотиваци-онный и поведенческий компоненты реализуются через волевой акт (при устранении воли поступки людей были бы сведены к причинно-следственным отношениям и детерминированы, как явления природы). Из рассуждений видно, что именно знание актуализирует ценность в моральном сознании личности военнослужащего и воинского коллектива, и в этом смысле «оно есть условие правильного поведения» [4, с. 107]. В данном процессе, обретая влияние через профессиональное воспитание, ценности проявляются как условия социокультурной среды. В этом смысле педагогика обладает исключительными возможностями по реализации потенциала этики и психологии.

Таким образом, морально-психологическое состояние личного состава как объект деятельности военного педагога представлен моральным сознанием личности военнослужащего и воинского коллектива, предметом деятельности выступает ценностная ориентация личности, целью - цен-ностно-ориентационное единство коллектива, а способом развития - механизм формирования и развития направленности. Реальность как характеристика морально-психологического состояния сознания указывает на его ситуативность, принадлежность к субъекту (личности и социальной группе), времени и месту. Моральность и аморализм в сознании, моральные дилеммы, возникающие на практике не имеют универсального и предустановленного способа решения, однако для их правильного разрешения в каждом конкретном случае необходимы знания об основополагающих нравственных ценностях. Прогностические возможности ценностной ориентации личности военнослужащего и воинского коллектива в отношении их поведения определяются границами и едиными принципами, задаваемыми ценностями и неценностями, принятыми ими и существующими в их моральном сознании в качестве личных и общих ориентиров деятельности.

Особая значимость позволяет рассматривать ценностно-ориентационное единство личного состава в соответствии с пониманием педагогической стратегии. Е.В. Титова отмечает, что «стратегический аспект воспитательной деятельности характеризует её с точки зрения того, на что она направлена, во имя каких целей и ценностей осуществляется...» [21]. Вместе с тем, для её реализации необходимы условия, которые основывались бы на уже сложившихся обстоятельствах [3]. В войсках национальной гвардии Российской Федерации такие условия созданы в морально-психологическом обеспечении служебно-боевой деятельности. Это позволяет рассматривать ценностно-ориентационное единство личного состава как стратегию развития профессионального воспитания военнослужащих.

Библиографический список

1. Акулова О.В., Батракова И. С., Богданова Р. У. Педагогический практикум / под ред. А.В. Моси-нова, Т.Г. Феофиловой. - СПб.: РГПУ им. А.И. Гер -цена, 1998. - 86 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

3. Бережнова Л.Н. Стратегии предупреждения депривации во взаимодействии педагогов и курсантов военных вузов как условие реализации деятельности по противодействию идеологии терроризма // Педагогические стратегии противодействия идеологии терроризма: Материалы на-уч.-метод. семинара 20 ноября 2014 года. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2014. - 108 с.

4. Гартман Н. Этика. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с.

5. Гнездилов В.А. Профессиональная ориентация командиров на сплочение воинских коллективов в подразделениях внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2015. - 156 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

7. Добрынин Н.Ф. Хрестоматия по вниманию. -М.: МГУ, 1976. - 294 с.

8. Ковалёв А.В. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

10. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. - 1996. - № 4. - С. 35-44.

11. Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. - М.: Деловая книга, 2000. -384 с.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.

13. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. - М.: Идея-пресс, 2006. - 264 с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.

15. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

16. Положение об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации, приложение к приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 487.

17. Поминова О.Л. Психология человека. -СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2008. - 119 с.

18. Психоанализ: новейшая энциклопедия / сост. и общ. ред. С.И. Овчаренко, А. А. Грицанов. -Мн.: Книжный Дом, 2010. - 1120 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999 - 720 с.

20. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (опыт этико-философского исследования). - М.: Мысль, 1974. - 280 с.

21. Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. - СПб.: Астерион, 1996. -156 с.

22. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

23. Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1960.

24. Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 399 с.

25. Чукин С.Г. Поворот к добродетелям: миссия философии в разделенном мире // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2012. - Т. 24 (65). - № 3. -С. 24-36.

26. Чукин С.Г. Философия. - М.: На боевом посту. 2013. - 624 с.

References

1. Акц1оуа O.V., Batrakova I.S., Bogdanova R.U. Pedagogicheskij praktikum / pod red. А.У Mosinov, T.G. Feofilovoj. - SPb.: RGPU im. А.1. Gertsena, 1998. - 86 s.

2. Ánan'ev B.G. CHelovek kak predmet poznaniya. - SPb.: Piter, 2001. - 288 s.

3. Berezhnova L.N. Strategii preduprezhdeniya deprivatsii vo vzaimodejstvii pedagogov i kursantov voennykh vuzov kak uslovie realizatsii deyatel'nosti po protivodejstviyu ideologii terrorizma // Pedagogicheskie strategii protivodejstviya ideologii terrorizma. Materialy naush.-metodich. seminara 20 noyabrya 2014 goda. - SPb.: Sankt-Peterburgskij voennykh institute vnutrennikh vojsk MVD Rossii, 2014. - 108 s.

4. Gartman N. Etika. - Spb.: Vladimir Dal'. - 707 s.

5. Gnezdilov V.A. Professional'naya orientatsiya komandirov na splochenie voinskikh kollektivov v podrazdeleniyakh vnutrennikh vojsk MVD Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2015. - 156 s.

6. Davydov V.V. Problemy razvivayushhego obucheniya: opyt teoreticheskogo i ehksperimental'no-psikhologicheskogo issledovaniya. - M.: Pedagogika, 1986. - 240 s.

7. Dobrynin N.F. KHrestomatiya po vnimaniyu. -M.: MGU, 1976. - 294 s.

8. Kovalyov A.V. Psikhologiya lichnosti. - M.: Prosveshhenie, 1970. - 391 s.

9. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M.: Politizdat, 1975. - 304 s.

10. Leont'ev D.A. Ot sotsial'nykh tsennostej k lichnostnym: sotsiogenez i fenomenologiya tsennostnoj regulyatsii deyatel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. - 1996. - № 4. - S. 35-44.

11. Makintajr A. Posle dobrodeteli: issledovanie teorii morali. - M.: Delovaya kniga, 2000. - 384 s.

12. Maklakov A.G. Obshhaya psikhologiya. -SPb.: Piter, 2011. - 583 s.

13. Nikiforov A.L. Filosofiya nauki: istoriya i teoriya. - M.: Ideya-press, 2006. - 264 s.

14. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. - M.: Russkij yazyk, 1986. - 797 s.

15. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. -M.: Nauka, 1986. - 254 s.

16. Polozhenie ob organizatsii raboty s lichnym sostavom v vojskakh natsional'noj gvardii Rossijskoj Federatsii, prilozhenie k prikazu Federal'noj sluzhby

vojsk natsional'noj gvardii Rossijskoj Federatsii ot 14.11.2017 g. № 487.

17. Pominova O.L. Psikhologiya cheloveka. - SPb.: Sankt-Peterburgskij voennyj institute vnutrennikh vojsk MVD Rossii, 2008. - 119 s.

18. Psikhoanaliz: novejshaya ehntsiklopediya / sost. i obshh. red. S.I. Ovcharenko, A.A. Gritsanov. -Mn.: Knizhnyj Dom, 2010. - 1120 s.

19. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psikhologii. -SPb.: Piter, 1999 - 720 s.

20. Titarenko A.I. Struktury nravstvennogo soznaniya (opytehtiko-filosofskogo issledovaniya). -M.: Mysl', 1974. - 280 s.

21. Titova E.V. Metodika vospitaniya: metodologicheskie aspekty. - SPb.: Asterion, 1996. -156 s.

22. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. - M.: Politizdat, 1987. - 590 s.

23. Filosofskaya ehntsiklopediya: v 5 t. / gl. red. F.V. Konstantinov. - M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1960.

24. KHvostov A.A. Struktura i determinant moral'nogo soznaniya lichnosti: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2005. - 399 s.

25. CHukin S.G. Povorot k dobrodetelyam: missiya filosofii v razdelennom mire // Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. - 2012. - T. 24 (65). - № 3. -S. 24-36.

26. CHukin, S.G. Filosofiya. - M.: Na boevom postu, 2013. - 624 s.

IleaarorHKa. IIcHxojiorHa. CoijHOKHHeTHKa J № 1

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.