УДК 355.23
Смирнов Руслан Вадимович
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии
ruslan.rou@yandex.ru
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ЛИЧНОГО СОСТАВА КАК СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА
В статье анализируется понятие «морально-психологическое состояние личного состава». Автор рассматривает моральное сознание военнослужащего во взаимосвязи с моральным сознанием воинского коллектива и обосновывает ценностную ориентацию личности военнослужащего как предмет деятельности военного педагога, а цен-ностно-ориентационное единство воинского коллектива - как её цель. В этом процессе механизм формирования и развития направленности рассматривается им как способ развития морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего выполнение служебно-боевых задач. Автор обращает внимание на прогнозирование его развития, доступность для наблюдения, оценки и влияния со стороны военного педагога, показывает возможности педагогики по реализации потенциала психологии и этики. Ввиду особой значимости, обусловленной характером выполняемых служебно-боевых задач, ценностно-ориентационное единство личного состава обосновывается в качестве стратегии развития профессионального воспитания военнослужащих.
Ключевые слова: морально-психологическое состояние личного состава, ценностная ориентация, ценностно-ориентационное единство, среда, стратегия, профессиональное воспитание военнослужащих.
Основной целью работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации является «достижение морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение служебно-боевых задач» [16, п. 2]. С этих позиций представляется правомерной постановка вопросов о том, в каком качестве оно может быть направлением деятельности военного педагога, и каковы в этом отношении возможности профессионального воспитания. Для ответа может быть использован теоретический анализ понятия «морально-психологическое состояние личного состава». Важно обратить внимание на общие требования к объекту исследования: доступность для наблюдения и оценки, возможность влияния и прогнозирования.
«Морально-психологическое состояние личного состава - это характеристика реального состояния сознания личного состава, сформированного под воздействием военно-политических, психологических, экономических и других факторов, проявляющегося в его боевой и повседневной активности, готовности к выполнению поставленных служебно-боевых задач» [16, п. 11]. Способ словообразования позволяет выделить в объёме анализируемого понятия две составляющие: моральную и психологическую, которые могут быть рассмотрены в двух планах: относительно воинского коллектива и относительно личности военнослужащего. И так как морально-психологическое состояние характеризует сознание, то следует исходить из связей коллективного и индивидуального сознания. А поскольку определение указывает на его состояние, то важно обратить внимание и на процесс его изменения, в котором одна из стадий определена качественно - «морально-психологическое состояние, обеспечивающее успешное выполнение служебно-боевых задач».
Понимание феномена сознания основывается на способности к отражению, то есть к воспроизве-
дению объективного мира в субъективном образе. В философских, социологических и психологических исследованиях доказано, что такая способность присуща как человеку, так и обществу. Отражение предполагает: во-первых, знания (как результат познания действительности), во-вторых, отношение (которое исходит из оценки знаний); в-третьих, основанные на них правила действий (деятельности, поведения). Формирование индивидуального сознания обусловлено деятельностью человека, в которой, с позиции значимости удовлетворяемой в ней потребности и, исходя из соответствия цели (как идеального образа её результата) к результату реальному, складываются знание и отношение человека к ней, к её предметам, к действительности. Основанием для существования общественного сознания является коллективная деятельность людей и взаимодействие между ними [23, т. 4, с. 43]. Таким образом, индивидуальное сознание получает надличностную объективацию в форме общественного сознания, которое является результатом синтеза и представляет собой качественно новое образование. Как условия этого процесса выступает социокультурная среда.
Существенным признаком сознания является его субъективность, под которой понимается неполнота отражаемого образа действительности. А в зависимости от субъекта, различаются индивидуальное и общественное сознание, но также можно выделить и коллективное (или групповое) сознание (независимо от степени общности группы). В данном случае, признаком, объединяющим группу, выступает совместная деятельность, а сама группа предстаёт в качестве локальной общности. В контексте рассматриваемого вопроса, такой деятельностью является профессиональная деятельность военнослужащих, а такой группой - военнослужащие как профессиональное сообщество или воинский коллектив как социальная группа.
20
Вестник КГУ ^ 2018
© Смирнов Р.В., 2018
Общественное сознание существует в формах, определяемых его содержанием. К основным из них можно отнести: философию, науку, религию, искусство, политику, право и мораль [23, т. 4, с. 47]. Среди форм общественного сознания наиболее общей является мораль. Мораль рассматривается как относительно устойчивая совокупность представлений и предписаний о том, как следует поступать человеку и не имеет строгих институционализаци-онных форм. Сложившись в процессе общественно-исторического развития, она основывается на общественной значимости (ценности) той или иной вещи для общества, а поэтому выступает в качестве общего основания для других норм и имеет распространение на все сферы общественной жизни. В некоторых, наиболее важных из них, существуют локальные правила, определяемые ценностями, характерными для этих сфер, основанные на общих ценностях и правилах. Таким образом, общие нормы локализуются и позитивно дополняются в частных, не вступая с ними в противоречие. Для индивида мораль проявляется и как долженствование, и как критерий индивидуальной оценки происходящих событий [22, с. 292]. Исходя из собственных представлений, человек определяет характер и направление своей деятельности - линию поведения, в целом. Усвоение общественных норм и ценностей составляет социальное требование к результату воспитания (и профессионального воспитания, в частности).
А.А. Хвостов отмечает парадокс сосуществования в сознании личности морали и аморализма, их самостоятельность в регулировании поведения, поднимает вопрос моральных дилемм и отмечает ситуативность их решения [24]. В философии он рассматривается с позиции практического знания (фронезис), которое в каждом конкретном случае предполагает решение практического силлогизма: одну из его посылок составляет цель деятельности и представление о благе, а другую - желание им обладать и средство, которое выбирается в соотнесении с содержанием первой посылки. Силлогизм называется практическим, т.к. разрешается на практике, в поступке, который и является выводом. Это объясняется тем, что принципиальные для явлений природы логические отношения причины и следствия применительно к деятельности человека замещаются отношением цели и средства, что убедительно показано Г. фон Вригтом, Э. Энском, Е. Никитиным и др. [13]. Невозможность универсального логического обоснования поступка на основании причинно-следственной связи предполагает понимание того, чем руководствовался человек в каждом конкретном случае. Данный принцип обусловлен нравственностью человека, а не только его рациональностью [25, с. 24-36]. Сосуществование морали и аморализма в сознании личности обусловлено не только антиномией некоторых
ценностей (например, общественных и индивидуальных), но, прежде всего, конкретной ситуацией, которая и является фактором конфликта. При этом участвующие в нём ценности, по своему содержанию, не обязательно должны быть противоречивы, но сама ситуация такова, что они не могут быть реализованы одновременно. Разрешением этого конфликта является выбор человека в пользу одной из ценностей, что необходимо предполагает отвержение других. За каждым таким решением стоит стремление человека к позитивно ценному для него - к благу, которое в каждом случае является разным, по содержанию [4, с. 310, 372, 377].
Категорическое определение «блага» дано Аристотелем: «Благо есть то, к чему всё стремится» (Никомахова этика). Понятию «благо» он приводит телеологическое обоснование с точки зрения соответствия и способствования реализации сущности человека как живого существа и личности в обществе [11, с. 84]. Благо имеет выражение в ценностях, которым противопоставляются неценности (и порок), им противоречащие (и наносящие вред) [4, с. 230]. Таким образом, ценности и не-ценности задают минимы и максимы для поступков человека и непротиворечиво охватывают возможные варианты его поведения как допустимые в этих границах.
Представляется важным обратить внимание на то, что в определении морально-психологического состояния личного состава обозначена такая его характеристика как реальность. В психологии вопрос о реальности сознания не имеет широкого применения (хотя и используется в психоанализе для описания особенных состояний психики, отличных от нормальных) [18, с. 686], поэтому целесообразно исходить из общих определений. Под реальностью понимается «существующее в действительности» [23, т. 4, с. 443], а под действительностью - «существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в её объективном значении» [23, т. 1, с. 443]. Объективный значит «принадлежащий объекту или определяющийся им... Применительно к представлениям, понятиям или суждениям объективность указывает источник нашего знания» [22, с. 337]. «Действительность обычно противопоставляется . видимости, скрывающей подлинную картину и содержание явлений» [23, т. 4, с. 443]. Основываясь на этих определениях, реальное состояние сознания можно считать: во-первых, принадлежащим и характеризующим конкретного субъекта (воинский коллектив или военнослужащего); во-вторых, ситуативным, то есть связанным со временем и местом. Критерием для оценки реального состояния сознания может быть его идеальное состояние (как это принято в естественных науках), которому, применительно к морально-психологическому
состоянию личного состава, соответствуют ценности, принятые в обществе и социальной группе и отвергаемые ими не-ценности, в совокупности, то есть ценностная ориентация.
А. И. Титаренко указывает, что в моральном сознании личности «ценностная ориентация занимает ключевое место, обеспечивая функциональное (причём содержательное в плане императивности) единство деятельности и сознания» [20]. Представления о нравственности, твёрдые устои, определяющие поведение в обществе, позволяют говорить о моральном облике [17, с. 98] как качественной характеристике личности. Для поиска способа развития она может быть рассмотрена с позиции психических свойств личности.
К ним относятся: темперамент, способности, характер и направленность. Тип темперамента обусловлен биологически. Способности, во многом, влияют на выбор способов действий, но не определяют самой деятельности (поведения). А характер складывается в зависимости от окружения (это происходит до призыва или поступления на военную службу) и рассматривается в соответствии с направленностью. Но именно направленность задаёт и отражает ведущие направления активности личности, даёт ей характеристику со стороны мотивационной сферы.
А. В. Ковалёв отмечает, что оформление направленности идёт одновременно с развитием личности: от разрозненных свойств к единой сложноподчинённой системе [8, с. 319]. Рассматривая направленность, С.Л. Рубинштейн исходит из того, что любая деятельность, так или иначе направлена на предмет. Это положение обосновывается связью человека с окружающим миром, его объективной нуждой «в том, что находится вне его» - потребностью [19, с. 518]. Совокупность причин, побуждающих к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называется мотивами [12, с. 513]. С.Л. Рубинштейн обращает внимание на «тенденции» в их развитии, и в качестве особого момента в процессе взаимодействия мотивов выделяет формирование установки как определённого отношения человека к целям и задачам его деятельности. Автор подчёркивает обобщающий характер установки как позиции личности, заключающей в себе направленность: «не будучи движением в каком-нибудь направлении», установка определяет линию поведения человека [19, с. 519]. Содержание установки зависит от субъективной значимости того или иного предмета и его места в общей иерархии индивидуальных значений. Ею определяется характер и стабильность направленности. Изменения в этой иерархии ведут к преобразованию установок. А.Н. Леонтьев, рассматривая вопрос направленности, вводит понятие «личностный смысл» и объясняет его через соотношение мотива деятельности и её цели, в котором
при смыслообразующей роли мотива складывается иерархия субъективных значений («личностных смыслов») и соответствующая ей система мотивов [9, с. 72-77]. Устойчивостью этой системы определяется включенность человека в деятельность соответствующего типа [6, с. 78], его избирательное отношение к миру и характер жизненной активности, в целом [2, с. 63-73].
Формы выражения направленности различаются в зависимости от их содержания: влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрение. Самой простой (примитивной) из них является влечение - неосознанная (или недостаточно осознанная) потребность. Осознание этой потребности и возможных путей её удовлетворения придаёт влечению форму желания. Как влечения к чему-либо определённому при включении волевого компонента желания приобретают характер, побуждающий к деятельности, и в таком качестве рассматриваются как стремления. Интенсивная и длительно сохраняющаяся познавательная потребность в чем-либо называется интересом. Его удовлетворение обеспечивает более ясное осознание цели, вызывая новые интересы, и при дальнейшем включении волевого компонента становится склонностью к некоторого рода типичной деятельности, в противном случае - угасает [12, с. 513-515].
Следующие формы выражения направленности: идеалы и убеждения, - отличаются устойчивостью, составляют часть мировоззрения человека, и имеют самостоятельность в качестве ясно существующих внутренних причин. К формированию идеалов ведёт конкретизация осознанной цели в образах (или представлениях) предмета. Убеждения основываются на взглядах и принципах человека. В их формировании важное место отводится ценностям - тому, что значимо для человека в его индивидуальном понимании. «Феномен значимости» составляет основу взглядов о направленности внимания в работах Н.Ф. Добрынина. Ученый рассматривал вопросы выбора деятельности и поддержания этого выбора, указывая, что во внимание попадают лишь те объекты, которые имеют устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека и их положением в структуре деятельности человека [7]. Через оценку в сознании индивида выражается единство значений и смысла, общего и индивидуального, а с позиции морали - общественно, коллективно и индивидуально значимого: так мораль, будучи формой общественного осознания, включается в сознание личности.
В совокупности взгляды, убеждения и ценности составляют часть мировоззрения как общего видения человеком мира и себя в этом мире. В схожем отношении рассматривается и направ-
ленность: к обществу, к другим людям, к себе, к деятельности. В структуре мировоззрения оценки составляют ценностный компонент, который в совокупности с двумя другими: когнитивным и экзистенциональным (знания человека о мире, понимание им собственной природы, предназначения и целей) [26, с. 613], придаёт мировоззрению свойство целостности и организованности. Ввиду обобщающего характера К.К. Платонов рассматривает мировоззрение как форму направленности. В динамической структуре личности (по К.К. Платонову) направленность представлена как высший уровень регуляции поведения человека, но в то же время зависимый от других уровней этой структуры: опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств [15]. Динамической она названа потому, что при неизменности самой структуры содержание её уровней изменяется с возрастом человека. Прослеженная связь между формами выражения направленности позволяет рассматривать их как качественно определённые стадии общего процесса её развития «от безразличия к страсти» (но в то же время направленность личности может быть выражена и во всех этих формах одновременно).
Ценности и ценностная ориентация личности, по К.К. Платонову составляют основу убеждений и основания для оценки окружающей действительности, а также ориентации в ней [15]. Ориентация обозначает: определение своего местоположения; умение разобраться и осведомлённость в чём-либо [14, с. 320]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценностная ориентация предполагает: знание о ценностях, ценностное отношение к ним, определённое расположение их в моральном сознании личности. При этом формы и виды деятельности жёстко не регламентируются, но определяются типичные её направления и тенденции.
В отличие от направленности личности под направленностью коллектива, прежде всего, понимается направленность на некоторый вид деятельности, который в случае с профессиональной деятельностью военнослужащих теоретически определён [5, с. 23]. В тоже время, в отличие от отдельно взятых ценностей, направленность личности определяет общую область деятельности, но ценностная ориентация - её ориентиры, в которых ценности имеют общую побудительную силу [10, с. 35-44].
Приведённые рассуждения имеют принципиальное осмысление в педагогике: в практической деятельности педагога ориентация личности представляется тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным, мотивационным и поведенческим: знаю, хочу и делаю [1, с. 59], каждый из которых необходим. В отсутствие одного из них деятельность не будет реализована, не будет отличаться постоянством или не будет иметь осоз-
нанного характера, то есть если она и состоится (что также возможно), то будет носить характер случайный. Напротив, в деятельности осознанной и устойчивой поведенческий компонент имеет своим необходимым условием два других, когнитивный и мотивационный: знаю и хочу, потому делаю. Для дальнейших рассуждений следует уточнить содержание когнитивного компонента в контексте данной работы: когда его составляет нравственная ценность, принятая воинским коллективом и каждым военнослужащим как личная (то есть занявшая в динамической структуре личности место направленности), она выступает и движущей силой, и принципом деятельности. Однако существенная особенность отношений ценности к человеку заключается в том, что ценность, предъявляя ему требование, оставляет свободу действий [4, с. 230]. Когнитивный, мотиваци-онный и поведенческий компоненты реализуются через волевой акт (при устранении воли поступки людей были бы сведены к причинно-следственным отношениям и детерминированы, как явления природы). Из рассуждений видно, что именно знание актуализирует ценность в моральном сознании личности военнослужащего и воинского коллектива, и в этом смысле «оно есть условие правильного поведения» [4, с. 107]. В данном процессе, обретая влияние через профессиональное воспитание, ценности проявляются как условия социокультурной среды. В этом смысле педагогика обладает исключительными возможностями по реализации потенциала этики и психологии.
Таким образом, морально-психологическое состояние личного состава как объект деятельности военного педагога представлен моральным сознанием личности военнослужащего и воинского коллектива, предметом деятельности выступает ценностная ориентация личности, целью - цен-ностно-ориентационное единство коллектива, а способом развития - механизм формирования и развития направленности. Реальность как характеристика морально-психологического состояния сознания указывает на его ситуативность, принадлежность к субъекту (личности и социальной группе), времени и месту. Моральность и аморализм в сознании, моральные дилеммы, возникающие на практике не имеют универсального и предустановленного способа решения, однако для их правильного разрешения в каждом конкретном случае необходимы знания об основополагающих нравственных ценностях. Прогностические возможности ценностной ориентации личности военнослужащего и воинского коллектива в отношении их поведения определяются границами и едиными принципами, задаваемыми ценностями и неценностями, принятыми ими и существующими в их моральном сознании в качестве личных и общих ориентиров деятельности.
Особая значимость позволяет рассматривать ценностно-ориентационное единство личного состава в соответствии с пониманием педагогической стратегии. Е.В. Титова отмечает, что «стратегический аспект воспитательной деятельности характеризует её с точки зрения того, на что она направлена, во имя каких целей и ценностей осуществляется...» [21]. Вместе с тем, для её реализации необходимы условия, которые основывались бы на уже сложившихся обстоятельствах [3]. В войсках национальной гвардии Российской Федерации такие условия созданы в морально-психологическом обеспечении служебно-боевой деятельности. Это позволяет рассматривать ценностно-ориентационное единство личного состава как стратегию развития профессионального воспитания военнослужащих.
Библиографический список
1. Акулова О.В., Батракова И. С., Богданова Р. У. Педагогический практикум / под ред. А.В. Моси-нова, Т.Г. Феофиловой. - СПб.: РГПУ им. А.И. Гер -цена, 1998. - 86 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Бережнова Л.Н. Стратегии предупреждения депривации во взаимодействии педагогов и курсантов военных вузов как условие реализации деятельности по противодействию идеологии терроризма // Педагогические стратегии противодействия идеологии терроризма: Материалы на-уч.-метод. семинара 20 ноября 2014 года. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2014. - 108 с.
4. Гартман Н. Этика. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с.
5. Гнездилов В.А. Профессиональная ориентация командиров на сплочение воинских коллективов в подразделениях внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2015. - 156 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
7. Добрынин Н.Ф. Хрестоматия по вниманию. -М.: МГУ, 1976. - 294 с.
8. Ковалёв А.В. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
10. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. - 1996. - № 4. - С. 35-44.
11. Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. - М.: Деловая книга, 2000. -384 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.
13. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. - М.: Идея-пресс, 2006. - 264 с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.
15. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
16. Положение об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации, приложение к приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 487.
17. Поминова О.Л. Психология человека. -СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2008. - 119 с.
18. Психоанализ: новейшая энциклопедия / сост. и общ. ред. С.И. Овчаренко, А. А. Грицанов. -Мн.: Книжный Дом, 2010. - 1120 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999 - 720 с.
20. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (опыт этико-философского исследования). - М.: Мысль, 1974. - 280 с.
21. Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. - СПб.: Астерион, 1996. -156 с.
22. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
23. Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1960.
24. Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 399 с.
25. Чукин С.Г. Поворот к добродетелям: миссия философии в разделенном мире // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2012. - Т. 24 (65). - № 3. -С. 24-36.
26. Чукин С.Г. Философия. - М.: На боевом посту. 2013. - 624 с.
References
1. Акц1оуа O.V., Batrakova I.S., Bogdanova R.U. Pedagogicheskij praktikum / pod red. А.У Mosinov, T.G. Feofilovoj. - SPb.: RGPU im. А.1. Gertsena, 1998. - 86 s.
2. Ánan'ev B.G. CHelovek kak predmet poznaniya. - SPb.: Piter, 2001. - 288 s.
3. Berezhnova L.N. Strategii preduprezhdeniya deprivatsii vo vzaimodejstvii pedagogov i kursantov voennykh vuzov kak uslovie realizatsii deyatel'nosti po protivodejstviyu ideologii terrorizma // Pedagogicheskie strategii protivodejstviya ideologii terrorizma. Materialy naush.-metodich. seminara 20 noyabrya 2014 goda. - SPb.: Sankt-Peterburgskij voennykh institute vnutrennikh vojsk MVD Rossii, 2014. - 108 s.
4. Gartman N. Etika. - Spb.: Vladimir Dal'. - 707 s.
5. Gnezdilov V.A. Professional'naya orientatsiya komandirov na splochenie voinskikh kollektivov v podrazdeleniyakh vnutrennikh vojsk MVD Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2015. - 156 s.
6. Davydov V.V. Problemy razvivayushhego obucheniya: opyt teoreticheskogo i ehksperimental'no-psikhologicheskogo issledovaniya. - M.: Pedagogika, 1986. - 240 s.
7. Dobrynin N.F. KHrestomatiya po vnimaniyu. -M.: MGU, 1976. - 294 s.
8. Kovalyov A.V. Psikhologiya lichnosti. - M.: Prosveshhenie, 1970. - 391 s.
9. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M.: Politizdat, 1975. - 304 s.
10. Leont'ev D.A. Ot sotsial'nykh tsennostej k lichnostnym: sotsiogenez i fenomenologiya tsennostnoj regulyatsii deyatel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. - 1996. - № 4. - S. 35-44.
11. Makintajr A. Posle dobrodeteli: issledovanie teorii morali. - M.: Delovaya kniga, 2000. - 384 s.
12. Maklakov A.G. Obshhaya psikhologiya. -SPb.: Piter, 2011. - 583 s.
13. Nikiforov A.L. Filosofiya nauki: istoriya i teoriya. - M.: Ideya-press, 2006. - 264 s.
14. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. - M.: Russkij yazyk, 1986. - 797 s.
15. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. -M.: Nauka, 1986. - 254 s.
16. Polozhenie ob organizatsii raboty s lichnym sostavom v vojskakh natsional'noj gvardii Rossijskoj Federatsii, prilozhenie k prikazu Federal'noj sluzhby
vojsk natsional'noj gvardii Rossijskoj Federatsii ot 14.11.2017 g. № 487.
17. Pominova O.L. Psikhologiya cheloveka. - SPb.: Sankt-Peterburgskij voennyj institute vnutrennikh vojsk MVD Rossii, 2008. - 119 s.
18. Psikhoanaliz: novejshaya ehntsiklopediya / sost. i obshh. red. S.I. Ovcharenko, A.A. Gritsanov. -Mn.: Knizhnyj Dom, 2010. - 1120 s.
19. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psikhologii. -SPb.: Piter, 1999 - 720 s.
20. Titarenko A.I. Struktury nravstvennogo soznaniya (opytehtiko-filosofskogo issledovaniya). -M.: Mysl', 1974. - 280 s.
21. Titova E.V. Metodika vospitaniya: metodologicheskie aspekty. - SPb.: Asterion, 1996. -156 s.
22. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. - M.: Politizdat, 1987. - 590 s.
23. Filosofskaya ehntsiklopediya: v 5 t. / gl. red. F.V. Konstantinov. - M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1960.
24. KHvostov A.A. Struktura i determinant moral'nogo soznaniya lichnosti: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2005. - 399 s.
25. CHukin S.G. Povorot k dobrodetelyam: missiya filosofii v razdelennom mire // Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. - 2012. - T. 24 (65). - № 3. -S. 24-36.
26. CHukin, S.G. Filosofiya. - M.: Na boevom postu, 2013. - 624 s.
IleaarorHKa. IIcHxojiorHa. CoijHOKHHeTHKa J № 1
25