обучения (социально-психологические тренинги, методы мозгового штурма, проектного, контекстного, проблемного обучения).
Важным условием при организации деятельности по совершенствованию уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного образования является формирование мотивации педагогических работников к системной реализации форм профессионального самообразования.
Основным условием реализации процесса повышения уровня научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе повышения их квалификации в учреждениях последипломного образования педагогов является учёт принципов андрагогического образования. Ключевыми из них являются следующие:
- принцип приоритетности самостоятельного обучения, когда самостоятельная деятельность становится основным видом учебно-познавательной деятельности;
- принцип совместной деятельности всех участников обучения, связанной с планированием, реализацией и оценкой результатов образовательного процесса;
- принцип опоры на опыт взрослых, который используется как один из источников обучения;
- принцип индивидуализации обучения (на основе индивидуальной программы, ориентированной на конкретные образовательные потребности и зада-
Библиографический список
чи учащихся, их уровень подготовки, опыт, психофизиологические и когнитивные особенности);
- принцип системности обучения, предполагающий соблюдение соответствия целей обучения содержания, формам, методам, средствам и оценке результатов;
- принцип контекстности и проблемно-ориентированности (соответствие конкретным жизненно важным целям, направленность на решение профессиональных и социальных проблем взрослого человека);
- принцип актуализации результата обучения, который предусматривает немедленное применение на практике полученных знаний, умений, навыков и качеств;
- принцип элективности обучения - предоставление определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, сроков, времени, места учебы и способов оценки результатов;
- принцип развития образовательных потребностей (направленность обучения на формирование новых образовательных потребностей) [7].
Обобщая вышеизложенное, отметим, что на современном этапе развития педагогической науки ею обоснована концепция непрерывного образования как ведущая методологическая основа реализации образования педагогических работников. В структуре непрерывного педагогического образования важным компонентом является обучение учителей в системе последипломного педагогического образования.
1. Aсеева E.H., Aсеева С.Д., Марчук Д.В. Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин. Молодой ученый. 2018; 46: 269 - 271. Available at: https://moluch.ru/archive/232/53952
2. Шишов С.Е. Кальней B.A. Школа: мониторинг качества образования. Москва: Педагогическое общество России, 2000.
3. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в общеобразовательной школе. Москва: ИОСО РAO, 2002: 135 - 157.
4. Деркач A.A., Зазыкин В.Г Акмеология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2003.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва, 1990.
6. Нагибина H.A., Ипполитова Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога. Наука и школа. 2013; 3: 44 - 46.
7. Загривная T.A. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2006.
References
1. Aseeva E.N., Aseeva S.D., Marchuk D.V. Kompetentnostnyj podhod k povysheniyu 'effektivnosti raboty prepodavatelya graficheskih disciplin. Moiodoj uchenyj. 2018; 46: 269 - 271. Available at: https://moluch.ru/archive/232/53952
2. Shishov S.E. Kal'nej V.A. Shkoia: monitoring kachestva obrazovaniya. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.
3. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovaniya. Uchenik v obscheobrazovatei'noj shkoie. Moskva: IOSO RAO, 2002: 135 - 157.
4. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeoiogiya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.
5. Kuz'mina N.V. Professionaiizm iichnosti prepodavateiya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva, 1990.
6. Nagibina N.A., Ippolitova N.V. Metodicheskaya kompetentnost' kak sostavlyayuschaya professional'noj kompetentnosti pedagoga. Nauka i shkoia. 2013; 3: 44 - 46.
7. Zagrivnaya T.A. Stanovienie nauchno-metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v processe professionai'noj deyatei'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 15.04.19
УДК 372.881.1
Goncharov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Humanitarian and Social and Economic Disciplines, Common Troops Academy of Armed Forces of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: svaga1962@mail.ru
Kozhevnikov D.M., teacher, Department of Pedagogics, Military University of Armed Forces of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: tovarish974@mail.ru
EDUCATION PERSONNEL UNITS ON MARTIAL TRADITIONS OF MODERN LOCAL WARS AND CONFLICTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. In the
research some pedagogical aspects of the problematics of education of military men on fighting traditions of modern local wars and conflicts are described. Possible measures on improvement of military-political work are specified. Components most an effective utilisation of information and propaganda potential of military-political work in connection with fighting traditions of local wars are listed. Features and specificity of military education of staff on propagation of fighting traditions of local wars are characterized. Relationship of cause and effect of propagation of fighting traditions of local wars with socialization of participants of operations is shown. The authors conclude that military upbringing on the experience of local wars of modern times will contribute not only to improve the morale of Russian soldiers, not taking part in local wars, but also social adaptation. This is the social-pedagogical function of such education.
Key words: military-political work, military education, military traditions, local wars, moral and political and psychological condition, informal associations, social adaptation, spiritual unity, valuable unity, continuity.
С.В. Гончаров, канд. пед. наук, проф. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской федерации, г. Москва, E-mail: svaga1962@mail.ru
Д.М. Кожевников, преп. каф. педагогики, Военный университет Вооруженных сил Российской федерации, г. Москва, E-mail: rkbs999@mail.ru
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН И КОНФЛИКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье описываются педагогические аспекты проблематики воспитания военнослужащих на боевых традициях современных локальных войн и конфликтов. Указаны возможные меры по улучшению военно-политической работы. Перечислены составляющие наиболее эффективного использования информационно-пропагандистского потенциала военно-политической работы в связи с боевыми традициями локальных войн. Охарактеризованы особен-
ности и специфика воинского воспитания личного состава на пропаганде боевых традиций локальных войн. Показывается причинно-следственная связь пропаганды боевых традиций локальных войн с социализацией участников боевых действий. Авторы делают вывод о том, что воспитание военнослужащих на опыте локальных войн современности будет способствовать не только повышению боевого духа российских военнослужащих, не принимавших участия в локальных войнах, но и социальной адаптации их участников. В этом и заключается социально-педагогическая функция такого воспитания.
Ключевые слова: военно-политическая работа, воинское воспитание, воинские традиции, локальные войны, морально-политическое и психологическое состояние, неформальные объединения, социальная адаптация, духовное единство, ценностное единство, преемственность.
Актуальность темы обусловлена необходимостью активизации воспитания личного состава ВС РФ на боевых традициях современных локальных войн и конфликтов. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Великая Отечественная война продолжает оставаться образцом доблести, мужества и героизма нашего народа, задавая направление боевых традиций современных Вооруженных Сил Российской федерации. Однако она всё больше отодвигается в сферу исторической памяти. Нужны новые образцы мужества и героизма уже наших современников, пропаганда подвигов которых продолжит историческую преемственность боевых традиций в духе Великой Отечественной войны.
Такие образцы явлены военнослужащими Советских и Российских Вооруженных сил в ходе локальных конфликтов конца ХХ и начала XXI вв. - войн в Афганистане, Чечне, конфликта в Сирийской Арабской республике. Воспитание воинов на основе боевых традиций поддерживает историческую преемственность поколений в долгосрочной перспективе, транслирует и концентрирует в себе идеалы и ценности. Последнее особенно актуально в современных условиях глобального информационно-психологического противоборства, когда неизмеримо возрастает роль ценностного фактора в сохранении суверенитета российской государственности. Укрепление морально-политического единства армии и общества становится насущной необходимостью. Именно такое единство поддерживают и выражают воинские традиции. Это объясняется тем, что эта тема недостаточно развита в интеллектуальной сфере социальной философии, прежде всего, концептуально социально-философские основы функционирования воспитания личного состава не изучены, а целостная концепция его (воспитания) развития отсутствует.
Воспитание личного состава на боевых традициях современных локальных войн и конфликтов представляет собой не только военно-педагогическую, но и военно-социальную и военно-философскую проблему. В силу ряда объективных и субъективных факторов социально-философские основы воспитания личного состава ВС РФ разработаны пока еще недостаточно. Анализ источников позволяет утверждать, что социально-философские аспекты воинского воспитания не изучены в должной степени и пока еще не стали объектом пристального внимания органов военно-политической работы.
Субъективный фактор связан с характерными особенностями современных военнослужащих Российской армии. К ним относятся ряд личностных, когнитивных, мотивационных, эмоционально-волевых, ценностно-смысловых деформаций, характерных для военнослужащих, чье формирование как личностей пришлось на 1990-е годы:
- низкое качество гуманитарной подготовки в системе общего среднего образования, низкий уровень общей культуры;
- оценка социальных явлений, руководствуясь главным образом субъективными предпочтениями, аполитичностью, идейным плюрализмом;
- возросшее значение субъективного фактора (личных ощущений и переживаний) в результате психолого-педагогического и информационного воздействия при слабо развитом самосознании, эмоционально-волевой сферы и рефлексии;
- ярко выраженный субъективизм и некритичность при недостаточной сформированности ценностно-мотивационной и смысловой сферы личности, доминирование прагматических установок, отсутствие целостных убеждений и взглядов;
- крайне низкая степень доверия к информации, исходящей из официальных источников.
Объективный фактор вызван тем обстоятельством, что постсоветский период характеризовался активной деидеологизацией всех сфер общественной жизни, и первую очередь, системы работы с личным составом армии и флота. На определённом этапе развития постсоветского общества деидеологизация и де-политизация превратилась в безыдейность, бездуховность и аполитичность, что в свою очередь, привело к глубоким ценностным, интеллектуальным и личностным трансформациям российского населения и в том числе - военнослужащих.
По мнению П.В. Петрия, «сегодня, как никогда, нужна адаптированная для военных общенациональная система ценностей, которая поддерживалась бы и проводилась в жизнь государством и которая может служить основой воспитания российских военнослужащих» [1, с. 34].
В силу ряда специфических обстоятельств, вызванных определёнными деформациями сознания военнослужащих, формирование личности которых пришлось на 1990-е годы, воспитательный элемент в структуре военно-политической работы продолжит оставаться в качестве приоритетного. В этой связи военно-политическую работу необходимо нацеливать на формирование у военнослужащих и воинских коллективов вполне определенных качеств, обозначенных в Концепции воспитательной работы в Вооруженных силах Российской федерации, формировании воина-государственника - надежного и преданного
защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества - государственности, духовности и патриотизма [2 - 4].
В качестве приоритетных направлений военно-политической работы с личным составом в современных условиях начальник Главного военно-политического управления генерал-полковник А.В. Картаполов отмечает:
- противостояние информационно-психологической войне, развязанной против Российской федерации;
- необходимость повышения конкретности военно-политической работы;
- повышение роли и значения личностно-ориентированных и индвидуа-лизированных форм и методов донесения информации до военнослужащих;
- необходимость формирования духовного потенциала и патриотизма в Вооруженных силах, защиты традиционных российских ценностей;
- актуализация борьбы с фальсификациями российской истории;
- творческое использование военно-педагогического наследия русской военной классики;
- активизация общественно-политической и военно-патриотической направленности, гражданской активности, работы с общественно-политическими движениями, религиозными конфессиями, экспертными сообществами;
- проведение контрпропагандистской работы по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия;
- организация военно-социологических исследований для оценки морально-политического и психологического состояния военнослужащих;
- профилактика отклоняющегося поведения, предупреждение негативных социальных процессов в воинских коллективах на межнациональной и межрелигиозной почве;
- методическое обеспечение военно-религиозной работы;
- осознание роли и места военно-политической составляющей работы с личным составом в условиях преобладания многочисленных конфликтов низкой интенсивности;
В этой связи создание органов военно-политической работы в Вооруженных силах Российской федерации является своевременным ответом на вызовы и угрозы российской государственности. Данный шаг соответствует как содержанию современной войны, так и изменившемуся характеру военно-политической обстановки. В условиях начавшегося нового витка «холодной войны» и трансформации самой войны к нетрадиционным (т. н. «гибридным») формам возрастает актуальность возрождения системы политического и идеологического воспитания и усиления политической направленности воспитательной работы в Вооруженных силах Российской федерации.
Одним из проявлений трансформаций войны к так называемых «гибридных» форм является повсеместное распространение локальных войн и конфликтов в регионах военно-политической нестабильности. Однако для нашей темы особенно важным является рассмотрение следующих аспектов проблемы воинского воспитания на основе традиций локальных войн:
1) аксиологического;
2) социально-психологического.
Не разобравшись с этим вопросом, невозможно полно и всесторонне рассмотреть особенности и специфику воинского воспитания военнослужащих подразделения на основе боевых традиций российских военнослужащих в современных локальных войнах.
Воинские традиции формируют, выражают и поддерживают аксиологическое (ценностное) единство армии и общества. В период Великой Отечественной войны единство ценностей между армией и обществом достигли аксиологического максимума. «Русские вспоминают войну, как время грандиозных национальных свершений и тесного единения», - пишет С. Хантингтон. Когда в середине 1970-х годов Хедрик Смит спросил у русских, какой период в истории их страны был наилучшим, ему ответили: Война! «Русские люди, - писал Смит, - рассуждают о войне не только как о времени жертв и страданий, но и как о времени солидарности и сопричастности» [2, с. 23].
А.В. Червяков, исследуя культуру солидарности общества и армии, выделяет ценностный, деятельностный и символический компонент: «В систему консолидирующих общество и армию ценностей входят ценности, определяющие:
- направленность развития культуры солидарности общества и армии (мир, свобода, независимость, справедливость);
- духовный характер развития культуры: солидарности общества и армии (патриотизм);
- практический аспект развития культуры солидарности между обществом и армией (сотрудничество, кооперация)» [3].
В силу своей специфики локальные войны порождают деструкции таких ценностей оборонного сознания как «победа» «мир» «враг-друг» «оборона» «сила» «смысл войны» «цель войны». Рассмотрим лишь некоторые из этих де-струкций.