Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА'

НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / специальная медицинская группа / ходьба пешком / сочетание ходьбы пешком с бегом / уровень выносливости / шкалы оценок / students / special medical group / walking / walking and running combination / endurance level / rating scales

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Широканова Лидия Ивановна

Произведена оценка реакций организма на физическую нагрузку по направленному развитию аэробной выносливости с применением ходьбы пешком и в сочетании с бегом у студентов специального учебного отделения вуза. Разработана оценочная шкала уровня развития выносливости и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Широканова Лидия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETED DEVELOPMENT OF AEROBIC ENDURANCE IN STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP OF THE UNIVERSITY

An assessment of the body's reactions to physical activity was carried out for the directed development of aerobic endurance with the use of walking and in combination with running among students of a special educational department of the university. An assessment scale of the level of endurance and physical fitness development has been developed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

УДК 796.011 10.24412/2305-8404-2021-7-46-54

НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ АЭРОБНОЙ

ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО

УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА

Л.И. Широканова

Произведена оценка реакций организма на физическую нагрузку по направлен-

ному развитию аэробной выносливости с применением ходьбы пешком и в сочетании с

бегом у студентов специального учебного отделения вуза. Разработана оценочная

шкала уровня развития выносливости и физической подготовленности.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, ходьба пешком,

сочетание ходьбы пешком с бегом, уровень выносливости, шкалы оценок.

TARGETED DEVELOPMENT Широканова Лидия Ивановна, канд. пед.

OF AEROBIC ENDURANCE наук, доц., Shirokanova43@mail.ru, Республика Беларусь,

IN STUDENTS OF THE SPECIAL Минск, Белорусский государственный технологический

MEDICAL GROUP OF THE университет

UNIVERSITY

ShirokanovaL.I., candidate of pedagogical Создатель аэробики, спортивный

sciences, associate professor, Shirokanova врач Кеннет Купер рассматривал ходьбу

43@mail.ru,Republic of Belarus, Minsk, Bela-

rusian State University of Technology как одно из средств аэробной нагрузки и

оздоровительной тренировки. При этом

An assessment of the body's reactions to считал, что для достижения удовлетвори-

physical activity was carried out for the di-

rected development of aerobic endurance with тельной тренированности нужно прохо-

the use of walking and in combination with дить расстояние не менее 6,5 км в уско-

running among students of a special educa-

tional department of the university. An as- ренном темпе. Рецепт здоровья от рос-

sessment scale of the level of endurance and сийского врача академика Н.М. Амосова

physical fitness development has been devel- состоял в следующем: «Ходить нужно

oped.

только быстро, всегда быстро, чтобы

Key words: students, special medical group, пульс учащался хотя бы до 100 уд/мин,

walking, walking and running combination,

endurance level, rating scales. покрывая расстояние 4–5 км». Кроме

того, для здоровья гражданам необхо-

димо ежедневно выполнять не менее 10 тыс. шагов (длина шага составляет

≈ 71 см, отсюда 71 см ×10000 шагов = 7 км за день, при длине шага в 80 см

– 8 км за день). Польза ходьбы заключается в полноценной тренировке

сердечной мышцы, повышении общей выносливости организма, поддер-

жании мышц в тонусе и снятии стресса. Ходьба пешком содействует

улучшению цвета лица, состояния кожи, ввиду увеличения кровотока,

нормализации артериального давления, стимуляции творческого мышле-

ния (по этой же причине). Физическая (двигательная) активность создает

предпосылки лучшего запоминания информации и быстрого нахождения

нужных фактов в памяти при такой необходимости. Многочисленные дан-

ные сканирования мозга с научной направленностью выявили активность в

46

2

Физическая культура [Physical culture]

хвостатом ядре, которое находится в средней части мозга, чуть ниже мозо-

листого тела. Эта область участвует в двигательной функции, но также

поддерживает совокупность операций, связанных с памятью, улучшает ка-

чество передаваемых нервных сигналов [3]. Это означает, что физическая

нагрузка создает предпосылки для доступа к миллиарду деталей, храня-

щихся в памяти мозга. Изучению когнитивного здоровья и мозговой дея-

тельности на протяжении всей жизни человека посвящены исследования

многих ученых (Ч. Хиллман и др.).

Вредно ли ходить пешком? Вред ходьбы может быть обусловлен

только неудобной обувью. Такие моменты могут привести к повреждению

голеностопных суставов, растяжению связок и мышц. Отрицательные сто-

роны ходьбы пешком сводятся к однообразию движений, которое можно

компенсировать красивым пейзажем и командой однокурсников, разнооб-

разием методов реализации физического упражнения и мест тренировки.

Поэтому регулярное выполнение аэробной нагрузки содействует

повышению настроения и жизненного тонуса человека, снятию стресса,

профилактике нервных расстройств (ввиду образования эндорфинов), в

сочетании с учением, интересной работой и приложением усилий в этом

направлении – вносит лепту в повышение уровня и качества жизни, содей-

ствует физическому и психическому благополучию.

Цель исследования состоит в физиологической оценке реакций

организма на физическую нагрузку по направленному развитию аэробной

выносливости с помощью ходьбы пешком (или сочетанию ходьбы с бегом)

у студентов специального учебного отделения вуза и разработке проекта

шкал оценки уровня развития выносливости и физической подготовленно-

сти.

Методы исследования: регистрация эргометрических показателей

физической нагрузки и физиологических показателей организма студентов

на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», методы мате-

матической статистики, анализ, сравнение, обобщение полученной инфор-

мации и данных литературных источников по теме исследования.

Исследуемый контингент – студенты 1–3-х курсов специального

учебного отделения факультета технологии органических веществ учреж-

дения образования «Белорусский государственный технологический уни-

верситет» (УО БГТУ) в количестве 68 чел. (студенты 1-го курса – 26 чел.,

2-го курса – 22 чел., 3-го курса – 20 чел.). Наблюдение осуществлялось на

каждом занятии (два занятия в неделю) в течение октября и ноября (после

втягивания в нагрузку в течение сентября) 2020 года.

Результаты исследования и их обсуждение. Специальное учебное

отделение формируется из числа студентов специальной медицинской

группы, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья либо

проходящих реабилитацию после перенесенных заболеваний.

47

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Структура заболеваемости студентов специального учебного отде-

ления, представленная в табл. 1, указывает на значительное число болезней

опорно-двигательного аппарата. По числу болезней на втором месте нахо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дятся болезни органов зрения (миопии разной степени тяжести). На третье

место выходят болезни сердечно-сосудистой системы (болезни сердца).

Следует отметить, что в отдельных случаях отмечались сочетания у одного

лица как болезней опорно-двигательного аппарата, сердца, так и болезней

органов зрения.

Таблица 1

Структура нозологических групп болезней у студентов

специального учебного отделения вуза, %

1-й 2-й 3-й

Нозологические группы болезней

курс курс курс

опорно-двигательного аппарата 42 41 50

органов зрения – миопия 23 27 15

сердечно-сосудистой системы – сердца 23 18 15

эндокринной системы – щитовидной железы – – 10

неврологические – череп.-мозг. травмы и др. расстройства 8 9 5

иммунные – аллергоанамнез не отягощен 4 – 5

органов дыхания – 5 –

Физическая нагрузка на занятиях по учебной дисциплине «Физиче-

ская культура» с сентября по ноябрь реализовывалась на открытом воздухе

на спортивной площадке университета и на пересеченной местности.

Основное назначение такой нагрузки – укрепление здоровья сту-

дентов, коррекция осанки, совершенствование техники ходьбы, повыше-

ние уровня физической подготовленности, функциональных возможностей

и устойчивости организма к физической нагрузке, что содействует овладе-

нию опытом активной физкультурной деятельности по освоению ценно-

стей физической культуры.

Структура занятия состояла традиционно из подготовительной,

основной и заключительной частей. Содержание занятий составили физи-

ческие упражнения, традиционно применяемые при разминке (подготови-

тельная часть). В основной части занятия направленно развивали аэробную

выносливость посредством ходьбы пешком и сочетания ходьбы с бегом

(по выбору студентов). Выбор нагрузки аэробной направленности вызван

полезностью функциональной нагрузки подобной направленности на

открытом воздухе для студентов с различной нозологической формой

заболеваний. Выносливость – способность человека противостоять утом-

лению в процессе мышечной деятельности [6, с. 105].

48

4

Физическая культура [Physical culture]

Метод – способ реализации нагрузки физического упражнения

(Л.И. Широканова). Применяемые методы тренировки в рассматриваемый

период включали непрерывную равномерную и непрерывную вариатив-

ную нагрузки [6, с. 100–140, 9, с. 107–114].

На преодоление 3 км по пересеченной местности затрачивалось

студентами до 35 мин. Согласно данным, полученным в предыдущем

учебном году, по истечении полугода тренировочных занятий студентами

на преодоление 2,5 км затрачивалось 20 мин и на 5 км – 40 мин (то есть

8 мин/км). Частота сердечных сокращений не превышала 150 уд/мин, что

свидетельствует об аэробной тренировочной направленности такой

нагрузки. Этот факт указывает на возможности роста функциональных

возможностей организма студентов за счет повышения интенсивности при

стабилизации объема нагрузки. В начале учебного года увеличивали

нагрузку за счет ее объема, затем, по мере роста тренированности студен-

тов, – интенсивности нагрузки. В тренировочных условиях время непре-

рывной двигательной активности должно составлять не менее 30 мин,

именно столько по времени требуется проявлять двигательную активность

для обеспечения развития аэробной выносливости [2, с. 401].

С другой стороны, показатели шкалы оценок уровня физической и

функциональной подготовленности студентов специального учебного

отделения (учебная программа для вузов предыдущих лет) нацеливали на

интенсивность ходьбы пешком на 2,5 км за 22,00–22,20 мин для юношей и

23,00–23,20 мин для девушек (отличная оценка – 9–10 баллов). Следова-

тельно, по мере тренированности следует стремиться передвигаться со

скоростью 8,8–8,9 (юноши) и 9,2–9,3 (девушки) мин/км. Однако не хуже,

чем 10,4 (юноши) и 10,7 (девушки) мин/км (низкий уровень подготовлен-

ности – 1–2 балла).

Результаты исследования функциональных показателей (по данным

частоты сердечных сокращений – ЧСС) указывают на аэробный характер

физической нагрузки, выполненной студентами специального учебного

отделения УО БГТУ (с разной массой тела и некоторыми незначитель-

ными различиями в интенсивности передвижения). Вместе с тем функцио-

нальная стоимость одинаковой по объему физической нагрузки имела раз-

личия. Наибольшая стоимость однотипной аэробной нагрузки отмечалась

у студентов с низкой посещаемостью занятий (по причине временной

нетрудоспособности), а также у отдельных студентов с низким уровнем

физической подготовленности. Среди студентов второго курса таких сту-

дентов было 10 %, третьего – 7 %.

Данные динамики ЧСС в течение занятия физическими упражне-

ниями показали, что студенты приступают к занятиям с подъемом ЧСС на

22–27 % по сравнению с состоянием покоя (показателями, типичными для

человека в данном возрасте) соответственно у студентов 1-3-го курсов

обучения. Функциональный подъем к занятиям физическими упражне-

49

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

ниями расценивается положительно и рассматривается как мобилизация

вегетативных функций организма к выполнению предстоящей, регулярно

выполняемой физической нагрузки.

В течение аэробной нагрузки у студентов первого курса ЧСС под-

нималась на 34 % и через 2 мин восстановительного периода снижалась на

20 %, что составляло 120,6±6,5 и100,2±3,9 уд/мин соответственно. У сту-

дентов второго курса аэробная нагрузка вызвала функциональный подъем

на 17 %. Такая реакция организма указывает на хорошую функциональную

подготовленность студентов к данной нагрузке и возможность увеличения

интенсивности аэробной физической нагрузки на последующих занятиях.

Показатели ЧСС у студентов третьего курса свидетельствуют о необходи-

мости увеличения интенсивности (возможно, в сочетании с увеличением

объема) ходьбы пешком на 3 км на занятиях по учебной дисциплине «Фи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зическая культура» в оздоровительных целях. Так, ЧСС после нагрузки со-

ставляла 114,0±5,9 уд/мин (подъем на 29,6 %) и через 2 мин восстановле-

ния – 87,0±4,5 уд/мин (снижение на 31 %).

Различия по полу в реализации нагрузки свидетельствуют о том,

что для юношей была характерна более высокая интенсивность передвиже-

ния, иногда они по собственному желанию сочетали ходьбу с бегом. У де-

вушек интенсивность передвижения была ниже, и в основном они преодо-

левали дистанцию 3 км в ходьбе пешком. Соответственно, у юношей

(например, первого курса) после нагрузки (сочетание ходьбы с бегом) ЧСС

увеличивалась на 36,5 % и восстанавливалась через 2 мин на 22,9 %, что

больше по сравнению с передвижением шагом на 2,5 и 2,9 % соответст-

венно.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала «Гло-

бальные рекомендации по физической активности для здоровья» на 2018–

2030 гг. [4] и рекомендации по вопросам физической активности [1, 5].

В целях укрепления кардиоресператорной системы, костно-мышечных

тканей, снижения риска неинфекционных заболеваний и депрессии ВОЗ

рекомендует в возрасте 18–64 лет уделять не менее 150–300 мин/нед. заня-

тиям аэробикой средней интенсивности или не менее 75–150 мин/нед. за-

нятиям аэробикой высокой интенсивности или аналогичной физической

активности средней и высокой интенсивности (к аэробной нагрузке допол-

нительно добавить два занятия в неделю силовой направленности [7]).

Одним из побудительных факторов к увеличению интенсивности

передвижений в оздоровительном плане можно признать разработку нор-

мативных требований к двигательной активности студенческой молодежи,

в том числе для студентов специального учебного отделения (специальной

медицинской группы).

Учебные программы по дисциплине «Физическая культура» для

студентов специального учебного отделения вуза разрабатываются на

50

6

Физическая культура [Physical culture]

основании типовой учебной программы по дисциплине «Физическая куль-

тура» №ТД-СГ.025/тип. Типовая учебная программа (2017 г.) не преду-

смотрела нормативных требований к уровню физической подготовленно-

сти для студентов специального учебного отделения [8]. Однако указано,

что «контрольные нормативы разрабатываются методической комиссией

кафедры» [8]. Следовательно, наличие нормативных требований к уровню

физической подготовленности студентов специального учебного отделе-

ния допускается. Вместе с тем предыдущие программы (программы про-

шлых лет) содержали шкалы оценок уровня физической подготовленности

студентов специального учебного отделения.

Проведенное исследование в УО БГТУ показало, что требуется

конкретная цель для занятий по направленному развитию аэробной вынос-

ливости, так как она является систематизирующим и мотивирующим фак-

тором к деятельности.

Тестовое упражнение «ходьба пешком» для специального учебного

отделения не имеет противопоказаний, при ходьбе меньше нагрузка на

голеностопный сустав по сравнению с бегом. Скандинавская ходьба ока-

зывает хороший оздоровительный эффект в плане увеличения легочной

вентиляции и увеличения жизненной емкости легких (ввиду большого

количества задействованных мышц в передвижении), однако требует

определенных условий. Ходьба пешком по пересеченной и равнинной

местности, а также сочетание ходьбы и бега широко используются в физ-

культурной практике. Длительность ходьбы пешком на 3 км (или сочета-

ние ходьбы и бега) обусловлена окружающей местностью (длиной пересе-

ченной дистанции, примыкающей к спортивной базе учреждения), затра-

чиваемым временем на преодоление 3–3,5 км (для направленного развития

выносливости требуется не менее 30 мин непрерывного передвижения) [2,

с. 401], длительностью основной части учебного занятия, ограниченной во

времени.

Мотивация к занятиям физическими упражнениями по учебной

дисциплине «Физическая культура» начинается с отношения преподава-

теля к своему учебному предмету. Она также связана и с мировоззрением

студента, владением им информацией об оздоровительном влиянии физи-

ческих упражнений на организм тренирующегося человека. Но, прежде

всего, в основе мотивации лежит успешность студента в данной деятель-

ности и ее социальное одобрение. В этом плане действенным фактором

мотивации является наличие зачетных нормативных критериев дифферен-

цированной шкалы оценки степени развития аэробной выносливости.

Исходя из результатов проведенного исследования, проект предпо-

лагаемой 10-балльной шкалы оценки уровня развития физического каче-

ства выносливости и 5-уровневой шкалы оценки физической подготовлен-

ности студентов специального учебного отделения (ходьба пешком на

3 км) может иметь следующие показатели, представленные в табл. 2.

51

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Количественные показатели оценки в баллах уровня развития выносливо-

сти определены на основании фактических данных: как средняя (Х) рас-

сматривается оценка в 5 баллов и последующие оценки рассчитаны исходя

из ± ¼ σ.

Таблица 2

Проект: 10-балльные шкалы оценки уровня развития

выносливости и 5-уровневые шкалы оценки физической

подготовленности студентов специального учебного отделения

УО БГТУ (результат ходьбы пешком по пересеченной

местности на 3000 м), мин, с

Уровни физической подготовленности Баллы Юноши Девушки

1 ≥ 31,18 ≥ 32,06

1-й – низкий

2 30,48 31,6

3 30,18 31,06

2-й – ниже среднего

4 29,48 30,36

5 29,18 30,06

3-й – средний

6 28,48 29,36

7 28,18 29,06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4-й – выше среднего

8 27,48 28,36

9 27,18 28,06

5-й – высокий

10 ≤ 26,48 ≤ 27,36

В табл. 2 не представлены изменения требований по мере индиви-

дуального возрастного развития студентов от первого к третьему курсу

обучения, что объясняется наличием дифференцированной шкалы оценки

в баллах. По мере роста тренированности студент достигает более высо-

кого уровня физической подготовленности по показателям аэробной

выносливости.

Причем при ходьбе пешком на 3 км по дорожке стадиона (рав-

нинная местность) студенты затрачивали меньше времени (юноши –

27 мин 00 с, девушки – 29 мин 13 с), что составило 9,0 мин/км у юношей

(от 24 мин 49 с до 33 мин 59 с) и 9,7 мин/км у девушек (от 25 мин 44 с до

35 мин 43 с).

Выводы.

1. Ходьба пешком на дистанцию 3 км по пересеченной местности с

интенсивностью 11,7 мин/км является аэробной, адекватной и доступной

нагрузкой для студентов технического вуза специального учебного отде-

ления различных нозологических форм заболеваний.

2. Студенты, регулярно посещавшие учебные занятия, на преодоле-

ние 3 км затрачивали 30 мин (передвигались со скоростью 10 мин/км). При

этом ЧСС находилась в рамках аэробной нагрузки и не превышала

132 уд/мин. При оздоровительной направленности интенсивность пере-

52

8

Физическая культура [Physical culture]

движения следует постепенно увеличивать до 10,0 мин/км (для регулярно

посещающих учебные занятия студентов): желательно до 8,8–9,2 (юноши)

и 9,2–9,6 (девушки) мин/км, а для хорошо тренированных юношей и деву-

шек – до 8 мин/км. Интенсивность ходьбы пешком для тренированных

студентов должна быть не ниже чем 10,4 (юноши) и 10,7 (девушки) мин/км

(без внутреннего психического напряжения).

3. Необходимо до сознания студентов доводить информацию об

оздоровительных факторах укрепления здоровья при направленном разви-

тии аэробной выносливости на открытом воздухе на регулярных занятиях

по учебной дисциплине «Физическая культура» и самостоятельной физи-

ческой деятельности. Студенты должны владеть информацией о нормати-

вах ВОЗ к минимуму двигательной активности человека в режиме дня,

необходимости самостоятельных занятий физическими упражнениями, так

как двигательный дефицит не компенсируется в должном объеме за счет

только учебных занятий. Кроме того, наличие зачетных требований по

учебной дисциплине «Физическая культура» к уровню развития выносли-

вости для студентов специального учебного отделения будет являться по-

будительным фактором укрепления здоровья студентов в процессе занятий

ходьбой пешком на открытом воздухе или сочетания ходьбы с бегом.

Список литературы

1. ACTIVE: пакет технической документации по повышению

уровня физической активности [ACTIVE: a technical package for increasing

physical activity]. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2019.

24 с. [Электронный ресурс]. URL: http://apps.who.int/iris/ (дата обращения:

22.03.21).

2. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков [и др.] Киев:

Олимп. лит., 2000. 504 с.

3. Бэндхейм Э.П. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011.

213 с.

4. Всемирная организация здравоохранения. Глобальный план дей-

ствий ВОЗ по повышению уровня физической активности на 2018–

2030 гг.: повышение уровня активности людей для укрепления здоровья в

мире. Женева: ВОЗ, 2018. 8 с. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.

int/iris/handle/10665/279655 (дата обращения: 22.03.21).

5. Всемирная организация здравоохранения: глобальные реко-

мендации по физической активности для здоровья. 26 ноября 2020 года

[Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/

detail/ physical-activity (дата обращения: 22.03.21).

6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы тео-

рии и методики воспитания. М.: Изд-во «Спорт», 2019. 200 с.

53

9

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

7. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и мало-

подвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guidelines on physical

activity and sedentary behaviour: at a glance]. Женева: ВОЗ, 2020. 24 с. [Элек-

тронный ресурс]. URL: http://apps.who.int/iris (дата обращения: 22.03.21).

8. Физическая культура: типовая учебная программа для

учреждений высшего образования / В.А. Коляда [и др.]. Минск: Мин-во

образов. РБ, 2017. 33 с.

9. Широканова Л.И. Оценка и регулирование нагрузки на занятиях

физическими упражнениями // Вестник Полоцкого государственного уни-

верситета. Педагогические науки. 2016. № 7. С. 107–114.

References

1. ACTIVE: paket tekhnicheskoj dokumentacii po povysheniyu urovnya fizicheskoj

aktivnosti [ACTIVE: a technical package for increasing physical activity]. Geneva: World

Health Organization, 2019. 24 p. [Electronic resource]. URL: http://apps.who.int/iris/ (date

accessed: 22.03.21).

2. Biohimiya myshechnoj deyatel'nosti [Biochemistry of muscle activity] /

N.I. Volkov [et al.] Kiev: Olympus. lit., 2000. 504 p.

3. Bendhejm E.P. Revolyucionnyj trening mozga [Revolutionary brain training]. M.:

Eksmo, 2011. 213 p.

4. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. Global'nyj plan dejstvij VOZ po

povysheniyu urovnya fizicheskoj aktivnosti na 2018–2030 gg.: povyshenie urovnya aktivnosti

lyudej dlya ukrepleniya zdorov'ya v mire [World Health Organization. The WHO Global Plan

of Action to Increase Physical Activity 2018–2030: Increasing People's Activity to Promote

Global Health]. Geneva: WHO, 2018. 8 p. [Electronic resource]. URL: https://apps.who.int/

iris/handle/10665/279655 (date accessed: 22.03.21).

5. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya: global'nye rekomendacii po

fizicheskoj aktivnosti dlya zdorov'ya. 26 noyabrya 2020 goda [World health organization:

global recommendations on physical activity for health. november 26, 2020] [Electronic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

resource]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (date

accessed: 22.03.21).

6. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i metodiki

vospitaniya [Physical qualities of an athlete: the foundations of the theory and methods of

education]. M.: Publishing house "Sport", 2019. 200 p.

7. Rekomendacii VOZ po voprosam fizicheskoj aktivnosti i malopodvizhnogo

obraza zhizni: kratkij obzor [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: at

a glance]. Geneva: WHO, 2020. 24 p. [Electronic resource]. URL: http: //apps.who.int/iris

(date of access: 22.03.21).

8. Fizicheskaya kul'tura: tipovaya uchebnaya programma dlya uchrezhdenij vysshego

obrazovaniya [Physical culture: a typical curriculum for institutions of higher education] /

V.A. Kolyada [et al.]. Minsk: Ministry of images. RB, 2017. 33 p.

9. Shirokanova L.I. Ocenka i regulirovanie nagruzki na zanyatiyah fizicheskimi

uprazhneniyami [Assessment and regulation of load during physical exercises] // Vestnik

Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of Polotsk State

University. Pedagogical sciences]. 2016. No. 7. P. 107–114.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.