Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИЦ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИЦ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скандинавская ходьба / методика / двигательная подготовленность / функциональное состояние / Scandinavian walking / technique / physical fitness / functional state

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

Рассмотрены возможности практического применения средств скандинавской ходьбы на уроках физической культуры в старших классах. Приведены данные об экспериментальном обосновании эффективности воздействия средств скандинавской ходьбы на двигательную подготовленность и функциональное состояние старшеклассниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF NORDIC WALKING ON THE FUNCTIONAL STATE AND MOTOR FITNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Possibilities of practical application of means of Scandinavian walking at physical education lessons in senior grades are considered. The data on the experimental substantiation of the effectiveness of the influence of Scandinavian walking means on the motor fitness and functional state of high school girls are presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИЦ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.035 10.24412/2305-8404-2021-6-19-25

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ

ХОДЬБОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИЦ

В.В. Борисова

Рассмотрены возможности практического применения средств скандинав-

ской ходьбы на уроках физической культуры в старших классах. Приведены данные об

экспериментальном обосновании эффективности воздействия средств скандинавской

ходьбы на двигательную подготовленность и функциональное состояние старше-

классниц.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, методика, двигательная подготовлен-

ность, функциональное состояние.

THE INFLUENCE OF NORDIC Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук,

WALKING ON THE FUNCTIONAL доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский госу-

STATE AND MOTOR FITNESS дарственный педагогический университет им. Л.Н. Тол-

OF HIGH SCHOOL STUDENTS стого

IN THE COURSE OF PHYSICAL

EDUCATION LESSONS

В настоящее время решение про-

Borisova V.V., candidate of pedagogical sci- блемы мотивации и оздоровления

ences, associate professor, borisovav5@ школьников на занятиях физической

rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogi-

cal University of L.N. Tolstoy культурой во многом обусловлено воз-

можностью использования различных

Possibilities of practical application of means оздоровительных направлений, одним из

of Scandinavian walking at physical education

lessons in senior grades are considered. The которых является скандинавская ходьба

data on the experimental substantiation of the [1, 2, 4, 7–10].

effectiveness of the influence of Scandinavian

walking means on the motor fitness and func- Скандинавская ходьба или ходьба

tional state of high school girls are presented. с палками вобрала в себя технику раз-

личных видов спорта: лыжного, конько-

Key words: Scandinavian walking, technique,

physical fitness, functional state. бежного, спортивной ходьбы и т. п. [5]

На сегодняшний день имеется в

наличии методический материал для работы с различными социальными

группами [5, 8, 10], но, несмотря на это, вопросы практического примене-

ния средств скандинавской ходьбы в рамках школьной программы и их

влияния на двигательную и функциональную подготовленность старше-

классниц остаются мало освещенными.

Цель исследования состояла в экспериментальном обосновании

эффективности воздействия средств скандинавской ходьбы на двигатель-

ную подготовленность, функциональное состояние и физическую работо-

способность старшеклассниц.

Занятия скандинавской ходьбой со школьницами 10-х классов осу-

ществлялась в рамках третьего урока по физической культуре.

19

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Исследование проводилось на базе Центра образования № 42

г. Тулы. Уроки с учащимися 10-х классов проводились 3 раза в неделю по

45 мин учителем физической культуры. Отличие в методике проведения

уроков по физической культуре в экспериментальной группе состояло в

том, что в течение учебного года (один раз в неделю) урок физической

культуры был посвящен изучению основ скандинавской ходьбы. На этот

раздел часы были выделены из вариативной части программы. Согласно

распределению учебного времени по комплексной программе В.И. Ляха,

А.А. Зданевича (2011) на освоение элементов скандинавской ходьбы в

10-х классах отводилось 34 ч.

В контрольной группе в течение учебного года третий урок физиче-

ской культуры отводился углубленному освоению упражнений волейбола.

Динамика показателей функционального состояния школьниц

старших классов оценивалась по изменению показателей частоты сердеч-

ных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), индекса Руффье,

пробы Штанге и жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Результаты исследования показателей функционального состояния

школьниц контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в период

констатирующего эксперимента свидетельствовали, что средние показа-

тели ЧСС, АД, индекса Руффье, а также пробы Штанге обеих групп не

имели статистических различий. На начальном этапе исследования школь-

ницы старших классов находились в одинаковых условиях и на относи-

тельно одинаковом уровне функциональной подготовленности, что явля-

ется необходимым условием чистоты эксперимента.

В результате эксперимента при анализе динамики показателей

функционального состояния школьниц (табл. 1) следует выделить значи-

тельный достоверный прирост в показателях индекса Руффье в ЭГ по

сравнению с контрольной. Так, индекс Руффье у ЭГ улучшился с 13,4 до

10,3, тогда как в КГ его изменение составило всего 1,78. В результатах

пробы Штанге также наблюдалось статистически достоверное улучшение

в ЭГ в среднем на 8,8 с, в КГ – на 4,6 с.

Данные положительные изменения состояния сердечно-сосудистой

системы у школьниц экспериментальной группы по сравнению с кон-

трольной, на наш взгляд, можно объяснить рационально подобранной и

распределенной нагрузкой определенного характера в ЭГ и недостаточной

в КГ, что статистически подтверждается t-критерием Стьюдента (см.

табл. 1).

Резко выраженной динамики показателей частоты сердечных со-

кращений и артериального давления в экспериментальной группе по срав-

нению с контрольной не наблюдалось. Этот факт свидетельствует о малой

продолжительности эксперимента. Тем не менее в ЭГ отмечается положи-

тельная тенденция в улучшении данных показателей по сравнению с КГ.

20

3

Физическая культура [Physical culture]

Таблица 1

Динамика функционального состояния школьниц старших

классов в начале и конце педагогического эксперимента

№ До эксперимента После эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Группа n

п/п М±m t P М±m t Р

ЧСС, ЭГ 10 71,2±1,2 68,2±0,8

1 0,2 >0,05 0,6 >0,05

уд/мин КГ 10 71,6±1,2 69,0±1,0

СД, ЭГ 10 100±1,1 99,5±1,2

2 1,2 >0,05 0 >0,05

мм рт.ст. КГ 10 101,5±0,6 99,5±0,8

ДД, ЭГ 10 69±0,6 68±0,7

3 1,1 >0,05 0,9 >0,05

мм рт.ст КГ 10 70±0,7 69±0,8

Индекс ЭГ 10 13,36±0,3 10,3±0,2

4 0,05 >0,05 2,6 <0,05

Руффье КГ 10 13,38±0,2 11,6±0,2

Проба ЭГ 10 32,4±1,0 41,2±0,9

5 0,2 >0,05 2,4 <0,05

Штанге, с КГ 10 32,1±0,8 36,7±0,9

ЭГ 10 2,5±0,09 3,0±0,17

6 ЖЕЛ, л 0 >0,05 1,2 >0,05

КГ 10 2,5±0,07 2,65±0,25

За исследуемый период положительно изменился, хотя и не на дос-

товерном уровне, показатель жизненной емкости легких в ЭГ по сравне-

нию с КГ. Так, ЖЕЛ увеличилась на 0,5 л в ЭГ, тогда как в КГ эти измене-

ния менее значительные – всего на 0,15 л. На наш взгляд, скандинавская

ходьба способствует насыщению организма кислородом, тем самым сти-

мулируя развитие дыхательной системы.

Таким образом, посредством занятий скандинавской ходьбой суще-

ственно и по некоторым показателям статистически достоверно повысился

уровень функционального состояния школьниц экспериментальной

группы по сравнению с контрольной. Значительное улучшение достигнуто

в показателях индекса Руффье и пробы Штанге. В контрольной группе

аналогичные показатели изменились в значительно меньшей степени.

Результаты проведения педагогического эксперимента свидетельст-

вуют, что у наблюдаемых школьниц развитие двигательных способностей

происходит достаточно равномерно (табл. 2).

Наибольший прирост показателей, хотя и не на достоверном

уровне, в ЭГ по сравнению с КГ зафиксирован в следующих контрольных

упражнениях: «наклон туловища из положения стоя» (тест Васильева),

«подтягивание на низкой перекладине» и «бег на 1000 м». Наименьший

прирост показателя – в беге на 30 м.

Исходные показатели контрольных упражнений, характеризующие

проявление гибкости, в ходе эксперимента изменились в сторону увеличе-

ния. У учащихся ЭГ прирост по показателю «наклон туловища, стоя на

гимнастической скамейке» составил 0,6 см по сравнению с исходными

данными, в КГ результат ухудшился на 0,3 см. На наш взгляд, развитию

гибкости в ЭГ способствовали упражнения на растягивание (стретчинг),

применяемые в заключительной части урока.

21

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Таблица 2

Динамика показателей двигательной подготовленности школьниц

старших классов в начале и конце педагогического эксперимента

№ Показатель Груп- До эксперимента После эксперимента

n

п/п (качество) па М±m t P М±m t Р

Бег на 30 м, с ЭГ 10 5,0±0,13 4,9±0,08

0,5 >0,05 0,5 >0,05

1 (быстрота) КГ 10 5,1±0,22 4,8±0,21

Бег на 1000 м, ЭГ 10 4,53±0,18 4,16±0,08

2 мин, с (вынос- 0,1 >0,05 2,0 >0,05

КГ 10 4,57±0,19 4,5±0,15

ливость)

Тест Василь- ЭГ 10 4,8±2,01 5,4±1,03

0,0

3 ева, см (гиб- >0,05 0,7 >0,05

КГ 10 4,6±1,37 8 4,3±0,95

кость)

Подтягивание ЭГ 10 8,3±1,21 9,7±0,96

на низкой пере-

4 1,1 >0,05 1,9 >0,05

кладине, раз КГ 10 6,8±0,65 7,4±0,8

(сила)

Челночный

ЭГ 10 8,8±0,22 8,5±0,17

бег, с (коорди-

5 1,4 >0,05 1,8 >0,05

национные

КГ 10 9,1±0,08 9,0±0,24

способности)

Скандинавская ходьба способствовала также развитию силовых

способностей мышц рук за счет интенсивной работы палками во время

передвижений. Кроме того, ходьба с палками для увеличения нагрузки

выполнялась по пересеченной местности, что способствовало также уве-

личению силы рук. Об этом свидетельствуют положительные изменения в

тесте «подтягивание на низкой перекладине» в ЭГ, в КГ данный результат

остался практически без изменений. Прирост результата в данном кон-

трольном испытании в ЭГ составил 1,4 раза, в КГ – 0,6 раза.

В ЭГ, по сравнению с КГ, также наблюдалось улучшение показате-

лей в беге на 1000 м, характеризующих выносливость. Так, в ЭГ прирост

результата составил 0,37 с, в КГ – всего на 0,07 с. Данное обстоятельство,

на наш взгляд, можно объяснить большим объемом работы на выносли-

вость в ЭГ, что характерно для такого вида двигательной активности как

скандинавская ходьба.

По остальным показателям в беге на 30 м и челночном беге

наблюдалась положительная статистически недостоверная динамика в

приросте результатов в обеих группах. Однако в ЭГ прирост результатов

был более значимым, чем в КГ.

Анализ показателей физической работоспособности (тест PWC170)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старшеклассниц контрольной и экспериментальной групп показал наличие

разнонаправленных изменений (табл. 3).

22

5

Физическая культура [Physical culture]

Таблица 3

Динамика общей физической работоспособности школьниц

в начале и конце педагогического эксперимента (М±m), кгм/мин

Группа n До эксперимента После эксперимента t P

ЭГ 10 937±18 1164±22 2,7 <0,05

КГ 10 925±20 1083±20 0,46 >0,05

Из табл. 3 видно, что физическая работоспособность учащихся ЭГ

повысилась в среднем на 227 кгм/мин, в КГ увеличение данного

показателя было не столь значительным и составило 158 кгм/мин.

Разница между значениями физической работоспособности ЭГ и КГ

довольно существенна (t=2,7, Р<0,05) и свидетельствует, на наш взгляд, о

прямой зависимости физической работоспособности от специфики средств

скандинавской ходьбы.

Полученные в результате эксперимента данные являются подтвер-

ждением гипотезы о положительном влиянии занятий скандинавской

ходьбой на динамику показателей общей физической работоспособности.

Таким образом, использование в процессе педагогического экспе-

римента скандинавской ходьбы как средства повышения показателей дви-

гательной подготовленности, функционального состояния и общей физи-

ческой работоспособности позволило достичь положительной динамики в

исследуемых показателях.

Список литературы

1. Виноградов Г.П., Ивченко Е.А., Ивченко Е.В. Двигательная рек-

реация: теория: учеб. пособие. СПб., 2016. 125 с.

2. Коркин Е.В., Крысюк О.Б. Влияние скандинавской ходьбы на по-

казатели физического развития студентов-спортсменов // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8 (138). С. 75–79.

3. Методологические основы классификации интегрированных не-

параметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-тех-

нологий) / О.П. Панфилов [и др.]. Теория и практика физической куль-

туры. 2013. № 8. С. 62–68.

4. Михайлова Е.А. Физиология спорта: учеб. пособие. Великие

Луки: Изд-во ВГАФКС, 2015. 116 с.

5. Никольская О.Б. Скандинавская ходьба (Nordik walking): метод.

рекомендации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. 44 с.

6. Румба О.Г., Гогинава С.Е. Исследование эффективности приме-

нения нагрузок аэробного и анаэробного характеров в оздоровительных

занятиях со студентами // Экономические и гуманитарные исследования

регионов. 2015. № 4. С. 63–71.

23

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

7. Спирин В.К., Болдышев Д.Н. Спортизация уроков физической

культуры в качестве ведущего условия реализации здоровьеформирующей

функции отечественной системы физкультурного образования // Физиче-

ская культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 2. С. 49–52.

8. Спирин В.К., Смирнова Л.В., Чупехина О.А. Реализация здоровь-

еформирующей функции образования на основе актуализации педагогиче-

ского потенциала образовательной среды // Международный журнал экс-

периментального образования. 2017. № 2. С. 37–39.

9. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигатель-

ных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика фи-

зической культуры. 2012. № 12. С. 38–42.

10. Теоретико-методологические аспекты проектирования иннова-

ционных технологий в подготовке специалиста по физической культуре /

О.П. Панфилов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4 (40).

С. 36–39.

References

1. Vinogradov G.P., Ivchenko E.A., Ivchenko E.V. Dvigatel'naya rekreaciya: teoriya

[Motor recreation: theory]: textbook. allowance. SPb., 2016. 125 p.

2. Korkin E.V., Krysyuk O.B. Vliyanie skandinavskoj hod'by na pokazateli fizi-

cheskogo razvitiya studentov-sportsmenov [Influence of Scandinavian walking on indicators

of physical development of student-athletes] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-

gafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2016. No. 8 (138). P. 75–

79.

3. Metodologicheskie osnovy klassifikacii integrirovannyh neparametricheskih vidov

fizicheskih uprazhnenij (na primere fitnes-tekhnologij) [Methodological foundations of the

classification of integrated nonparametric types of physical exercises (on the example of

fitness technologies)] / O.P. Panfilov [et al.]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory

and practice of physical culture]. 2013. No. 8. P. 62–68.

4. Mihajlova E.A. Fiziologiya sporta [Physiology of sport]: textbook. allowance.

Velikie Luki: VGAFKS Publishing House, 2015. 116 p.

5. Nikol'skaya O.B. Skandinavskaya hod'ba (Nordik walking) [Nordik walking]:

method. recommendations. Chelyabinsk: Publishing house of ChGPU, 2016. 44 p.

6. Rumba O.G., Goginava S.E. Issledovanie effektivnosti primeneniya nagruzok

aerobnogo i anaerobnogo harakterov v ozdorovitel'nyh zanyatiyah so studentami [Research of

the effectiveness of the use of loads of aerobic and anaerobic nature in health-improving

classes with students] // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic

and humanitarian studies of regions]. 2015. No. 4. P. 63–71.

7. Spirin V.K., Boldyshev D.N. Sportizaciya urokov fizicheskoj kul'tury v kachestve

vedushchego usloviya realizacii zdorov'eformiruyushchej funkcii otechestvennoj sistemy

fizkul'turnogo obrazovaniya [Sportization of physical culture lessons as a leading condition

for the implementation of the health-forming function of the domestic system of physical

education] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture:

upbringing, education, training]. 2015. No. 2. P. 49–52.

24

7

Физическая культура [Physical culture]

8. Spirin V.K., Smirnova L.V., Chupekhina O.A. Realizaciya zdorov'e-

formiruyushchej funkcii obrazovaniya na osnove aktualizacii pedagogicheskogo potenciala

obrazovatel'noj sredy [Implementation of the health-forming function of education based on

the actualization of the pedagogical potential of the educational environment] //

Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Expe-

rimental Education]. 2017. No. 2. P. 37–39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Struktura psihomotoriki i sensitivnye proyavleniya dvigatel'nyh sposobnostej detej

[The structure of psychomotor and sensitive manifestations of the motor abilities of children]

/ O.P. Panfilov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of

physical culture]. 2012. No. 12. P. 38–42.

10. Teoretiko-metodologicheskie aspekty proektirovaniya innovacionnyh tekhnologij

v podgotovke specialista po fizicheskoj kul'ture [Theoretical and methodological aspects of

designing innovative technologies in the training of a specialist in physical culture] / O.P.

Panfilov [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2012. No. 4

(40). P. 36–39.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.