ВЫВОД. Современный период подготовки биатлонистов к соревнованиям характеризуется: увеличением требований к качеству стрельбы, а также унификации тренировочного процесса. Дальнейшее развитие системы подготовки биатлонистов к соревнованиям должно быть направленно на поиск, использование и развитие инноваций комплексной тренировки, на основе выявленных показателей готовности спортсменов по армейскому биатлону к соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кислый, А.Н. Технология подготовки спортсменов по армейскому биатлону с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки / А.Н. Кислый, М.В. Лисичкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 44-47.
2. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.
REFERENCES
1. Kisly, A.N. and Lisichkin, M.V. (2016), "Technology of the athletes preparation for the army biathlon with application of training to firing from the air rifle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 44-47.
2. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: chanterelle_M@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 24.08.2016
УДК 796.035
ВЛИЯНИЕ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Евгений Васильевич Коркин, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрено влияние занятий Скандинавской ходьбой на основные антропометрические показатели и некоторые функциональные показатели студентов-первокурсников спортивного образовательного учреждения. Установлено, что регулярные занятия Скандинавской ходьбой обеспечивают значимый прирост показателей системы дыхания у юношей-спортсменов.
Ключевые слова: Скандинавская ходьба, физическое развитие, студенты-спортсмены.
NORDIC WALKING INFLUENCE ON PHYSICAL DEVELOPMENT INDICATORS
OF STUDENT-ATHLETES
Eugeniy Vasilyevich Korkin, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the influence of Nordic walking lessons on the basic anthropometric characteristics and some functional parameters of the first-year students of sports educational institution. It was found that regular Nordic Walking exercise provides the significant increase in performance of the respiratory system among the young men-athletes.
Keywords: Nordic walking, physical development, student-athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем современной образовательной системы России является уровень физического воспитания студентов. При этом в результате проведенного монито-
ринга, как состояние здоровья, так и физическая подготовленность студентов оказались на крайне низком уровне [1]. В этой связи заслуживает внимания опыт Финляндии, практикующей в системе образовательных учреждений такой вид физической активности как Скандинавская ходьба [3].
Установлено, что Скандинавская ходьба оказывает положительное влияние на все системы организма. Поэтому ее, как и другие виды двигательной активности (лечебная физкультура, плавание, ритмическая гимнастика и пр.), включают в программы восстановительного лечения различных категорий больных [2, 4, 5]. Большинство таких программ базируется на доступных видах двигательной активности, что особо подчеркивает их актуальность для восстановительного лечения. По этой причине Скандинавскую ходьбу активно применяют врачи-реабилитологи, врачи и инструкторы по лечебной физкультуре, врачи общей практики и специалисты в области адаптивной физической культуры во многих странах мира [6].
Исследования, посвященные оздоровительным эффектам Скандинавской ходьбы, указывают на значительное улучшение функций систем кровообращения и дыхания, су-ставно-мышечного аппарата, коррекцию избыточного веса и др. [7]. При этом работы, изучающие влияние Скандинавской ходьбы на показатели физического развития студентов-спортсменов, в современной научной литературе широко не представлены.
Целью настоящего исследования было изучение влияния занятий Скандинавской ходьбой на изменение основных антропометрических и некоторых силовых показателей, характеризующих физическое развитие студентов-спортсменов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено в ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», Чурапча, Чурапчинский улус Республики Саха (Якутия). В исследовании принял участие 81 студент-первокурсник, из них 25 девушек и 56 юношей. Возраст студентов-спортсменов - от 17 до 22 лет. Все студенты, принимавшие участие в исследовании, по данным диспансеризации были практически здоровы.
Студенты экспериментальных групп (10 юношей и 10 девушек) отличались от студентов контрольных групп тем, что на занятиях физической культурой практиковали Скандинавскую ходьбу, в то время как у контрольных групп (46 юношей и 15 девушек) занятия физической культурой проходили без применения Скандинавской ходьбы.
Технологию Скандинавской ходьбы внедрили в преподавание дисциплины «Базовые виды физкультурно-оздоровительных технологий», читаемой студентам 1-го курса согласно учебному плану подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура», профиль «Физкультурно-оздоровительные технологии», очная форма обучения. При этом методику Скандинавской ходьбы адаптировали к учебному процессу физкультурно-спортивного ВУЗа и климатогеографическим условиям региона.
Методика имела направленность на развитие общей физической подготовленности. Каждое учебно-тренировочное занятие имело продолжительность полтора часа (1 пара). При этом каждое практическое занятие состояло из трех частей: подготовительная часть (13-18 минут, или 15^20% от общего времени занятия), на которой студенты-спортсмены занимались общеразвивающими упражнениями; основная часть (55-65 минут, или 60^70% от общего времени занятия), на которой студенты-спортсмены занимались непосредственно ходьбой с палками; заключительная часть, в которой выполнялись упражнения на растягивание мышц (13-18 минут, или 15^20% от общего времени занятия).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование основных антропометрических показателей (масса тела, длина тела и экскурсия грудной клетки) было проведено с интервалом в 1 год. Результаты этого ис-
следования в группах юношей-спортсменов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика антропометрических показателей юношей-спортсменов (Х±Бх)
Показатель Контрольная группа, (n=46) Экспериментальная группа, (n=10) РК/Э (До/После)
До После P До/После До После P До/После
Масса тела (кг) 62,03±1,22 67,54±2,51 p<0,01 62,67±1,24 67,80±2,30 р>0,05 р>0,05/ р>0,05
Длина тела (см) 166,0±3,7 171,0±1,8 p<0,001 166,5±3,7 171,5±1,8 р>0,05 р>0,05/ р>0,05
Экскурсия грудной клетки (см) 6,0±0,2 6,6±0,6 p<0,01 6,4±0,2 7,7±0,4 р<0,001 р>0,05/ р<0,05
До эксперимента указанные антропометрические показатели в контрольной и экспериментальной группах юношей-спортсменов достоверно не отличались (р>0,05).
Через 1 год динамика антропометрических показателей в контрольной группе юношей отразила достоверное увеличение каждого из них: масса тела (р<0,01); длина тела (р<0,001); экскурсия грудной клетки (р<0,01). Как следует из полученных результатов, в контрольной группе юноши-первокурсники достоверно прибавили в показателях массы тела, длины тела и экскурсии грудной клетки, что отражает процесс физического развития студентов-спортсменов.
За это же время динамика антропометрических показателей в экспериментальной группе юношей отразила тенденции к увеличению массы тела (р>0,05) и длины тела (р>0,05), а также достоверное улучшение показателя экскурсии грудной клетки (р<0,001). Как следует из полученных результатов, в данной группе достоверно увеличился только показатель экскурсии грудной клетки, что отражает процесс физического развития студентов-спортсменов, а показатели массы и длины тела достоверно не изменились, что, очевидно, связано с малой величиной выборки.
Сравнительная характеристика показателей антропометрии студентов-юношей после проведения эксперимента отразила достоверное увеличение показателя экскурсии грудной клетки в экспериментальной группе (р<0,05), что свидетельствует о значимо более выраженном развитии системы дыхания в процессе занятий Скандинавской ходьбой.
Динамика антропометрических показателей девушек-спортсменок представлена в таблице 2. Как следует из таблицы 2, до эксперимента антропометрические показатели в контрольной и экспериментальной группах девушек-спортсменок достоверно не отличались (р>0,05).
Таблица 2 - Динамика антропометрических показателей девушек-спортсменок (Х±Бх)
Показатель Контрольная группа, (n=15) Экспериментальная группа, (n=10) Рк/э (До/После)
До После P До/После До После P До/После
Масса тела (кг) 53,16±1,82 53,95±1,64 p>0,05 53,05±1,98 54,29±1,65 p>0,05 р>0,05/ р>0,05
Длина тела (см) 159,5±0,5 160,10±0,5 p<0,01 155,7±1,3 158,3±1,3 p<0,05 р>0,05/ р>0,05
Экскурсия грудной клетки (см) 4,1±0,4 5,1±0,3 p<0,01 4,3± 0,2 5,7± 0,4 p<0,01 р>0,05/ р>0,05
Через 1 год динамика антропометрических показателей в контрольной группе девушек-спортсменок отразила достоверное увеличение длины тела (р<0,01) и экскурсии грудной клетки (р<0,01), масса тела достоверно не изменилась (р>0,05). Полученные результаты отражают процесс физического развития студенток-спортсменок первого курса.
За этот же срок динамика антропометрических показателей в экспериментальной группе девушек-спортсменок была такой же, как и в контрольной группе: масса тела (р>0,05); длина тела (р<0,05); экскурсия грудной клетки (р<0,01). Сравнительная характеристика показателей антропометрии студенток-спортсменок контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента не выявила достоверных различий по всем показателям (р>0,05). Как следует из полученных результатов, процесс физического развития студенток-первокурсниц физкультурно-спортивного высшего образовательного учреждения в экспериментальной группе соответствовал таковому в контрольной группе.
Таким образом, регулярные занятия Скандинавской ходьбой в течение 1 года обеспечили достоверно более значимый прирост такого антропометрического показателя
физического развития юношей-спортсменов как экскурсия грудной клетки, что, вероятно, связано с более значимым развитием у них системы внешнего дыхания.
Для проверки данной гипотезы были проанализированы функциональные показатели студентов-первокурсников физкультурно-спортивного высшего образовательного учреждения, характеризующие систему внешнего дыхания, в частности, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), задержка дыхания на вдохе (проба Штанге), задержка дыхания на выдохе (проба Генче), что отражено в таблице 3.
Таблица 3- Динамика показателей функции внешнего дыхания студентов-спортсменов (X±8х)_
Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа РК/Э (До/После)
До | После | Рдо/После До | После | Рдо/После
Девушки-спортсменки (n=25, контр. группа n=15, экспер. группа n=10)
ЖЕЛ (л) 2,15±0,08 2,33±0,10 р<0,05 2,09±0,08 2,53±0,09 р<0,001 р>0,05/ р>0,05
Проба Штанге (сек) 52,67±3,27 63,53±3,53 р<0,01 41,42±3,95 57,5±3,32 р<0,01 р>0,05/ р>0,05
Проба Генче (сек) 29,40±3,38 29,87±2,11 р>0,05 28,80±5,29 29,40± 1,88 р>0,05 р>0,05/ р>0,05
Юноши-спортсмены (n=56, контр. группа n=46, экспер. группа n=10)
ЖЕЛ (л) 2,91±0,07 3,15±0,06 р<0,001 3,26±0,11 3,62±0,16 р<0,01 р>0,05/ р<0,01
Проба Штанге (сек) 68,85±2,43 73,43±1,86 р<0,01 67,50±2,42 80,20±2,23 р<0,01 р>0,05/ р<0,05
Проба Генче (сек) 31,5±1,11 36,07±1,10 р<0,001 30,90±2,02 43,00±3,52 р<0,01 р>0,05/ р<0,01
Как следует из таблицы 3, достоверных различий в исходных показателях девушек и юношей контрольной и экспериментальной групп до эксперимента не было (р>0,05), что свидетельствует об однородности выборки и сравнимости представленных групп.
Через 1 год студентки-спортсменки как контрольной, так и экспериментальной группы, продемонстрировали достоверное улучшение показателей ЖЕЛ и пробы Штанге при отсутствии достоверных различий в пробе Генче. Все показатели функции внешнего дыхания студенток-спортсменок контрольной и экспериментальной групп после эксперимента также не имели достоверных различий (р>0,05).
Через 1 год студенты-спортсмены как контрольной, так и экспериментальной группы, продемонстрировали достоверное улучшение всех исследованных показателей системы внешнего дыхания. При этом были выявлены достоверные различия указанных показателей после эксперимента, свидетельствующие о значимо более выраженном улучшении в экспериментальной группе: ЖЕЛ (р<0,01), проба Штанге (р<0,05), проба Генче (р<0,01).
ВЫВОДЫ
Таким образом, Скандинавская ходьба обеспечивает достоверно более значимый прирост такого антропометрического показателя физического развития юношей-спортсменов как экскурсия грудной клетки, что, очевидно, связано со значимым приростом функции внешнего дыхания в процессе регулярных занятий Скандинавской ходьбой. У девушек-спортсменок выявлена лишь тенденция к увеличению экскурсии грудной клетки под влиянием Скандинавской ходьбы. Это, вероятно, связано с физиологическими особенностями мужского и женского организмов в возрасте 17-22 лет, в частности, со скоростью адаптации системы внешнего дыхания к физическим нагрузкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - Вып. 6. - С. 28-33.
2. Крысюк, О.Б. Восстановительная медицина как наука XXI века / О.Б. Крысюк // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 4 (40). - С. 31-33.
3. Крысюк, О.Б. Северная ходьба как оздоровительная технология (первый российский опыт) / О.Б. Крысюк, А.В. Волков // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 3 (55). - С. 4749.
4. Крысюк, О.Б. Роль ритмической гимнастики в реабилитации пациентов с инфарктом миокарда / О.Б. Крысюк, А.Ю. Рябчиков // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 4 (48). -С. 34-35.
5. Крысюк, О.Б. Роль восстановительной медицины в современном здравоохранении / О.Б. Крысюк, В.Е. Дементьев, А.Ю. Рябчиков // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 43-45.
6. Крысюк, О.Б. Актуальные вопросы общей врачебной практики (семейной медицины) в адаптивной физической культуре / О.Б. Крысюк, О.Э. Евсеева, В.Е. Дементьев // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 1 (41). - С. 20-23.
7. Walter, C. Nordic Walking : The Complete Guide to Health, Fitness and Fun / C. Walter. -NY : Hatherleigh Press, 2009. - 208 p. - ISBN 978-1578262694.
REFERENCES
1. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Kondakov, V.A. (2008), "Analysis of health indicators of students of special medical group", Scientific problems of humanities research, Vol. 6, pp. 28-33.
2. Krysiuk, O.B. (2009), "Regenerative medicine as a science of the XXI century", Adaptive Physical Education, Vol. 4 (40), pp. 31-33.
3. Krysiuk, O.B. and Volkov, A.V. (2013), "Nordic Walking as a health technology (the first Russian experience)", Adaptive Physical Education, Vol. 3 (55), pp. 47-49.
4. Krysiuk, O.B. and Rjabchikov, A.Y. (2011), "The role of rhythmic gymnastics in rehabilitation of patients with myocardial infarction", Adaptive Physical Education, Vol. 4 (48), pp. 34-35.
5. Krysiuk, O.B., Dementiev, V.E. and Rjabchikov, A.Y. (2010), "The role of regenerative medicine in the modern health care", Adaptive Physical Education, Vol. 3 (43), pp. 43-45.
6. Krysiuk, O.B., Evseeva, O.E. and Dementiev V.E. (2010), "Actual issues of general practice (family medicine) in the adaptive physical education", Adaptive Physical Education, Vol. 1 (41), pp. 21-23.
7. Walter, C. (2009), Nordic Walking: The Complete Guide to Health, Fitness, and Fun, Hather-leigh Press, NY, USA, ISBN 978-1578262694.
Контактная информация: doctor_kob@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.08.2016
УДК 796.696
ТРЕНИРОВКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ
Сергей Владимирович Корсаков, Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам, Иван Александрович Солодов, Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам, Антон Николаевич Шатагин, Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам, Андрей Валерьевич Меликов, Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам, Елена Георгиевна Андреева, доктор технических наук, профессор, Центр инновационных стратегий, Москва
Аннотация
В статье рассмотрены различные подходы к определению терминов равновесие, баланс, устойчивость и метаустойчивость, даны характеристики их разновидностей. Описаны условия сохранения равновесия и система обеспечения равновесия человека. Сформулированы основные принципы развития функции равновесия, имеющие большое значение для эффективности проведения тренировок. Рассмотрены общие требования для развития функции равновесия и к упражнениям для формирования этой способности. Предложен, описан и проиллюстрирован комплекс подводящих и специальных физических упражнений для развития равновесия на лыжероллерах, позволяющий улучшить равновесие лыжероллистов средней квалификации, оцениваемое временем свободного проката на одной ноге, на 69^83% за четыре недели. Отмечена отрицательная корреляция относительного прироста времени для каждой из ног со временем проката до тренировки, то есть чем больше время проката до тренировки равновесия и соответственно выше техническая и функциональная подготовленность спортсмена, тем меньшего прироста свободного проката на одной ноге он может достичь после тренировки. Согласно полученным экспериментальным данным у высокорослых спортсменов оказалась менее устойчивой правая нога, а у более тяжелых - левая нога,