Научная статья на тему 'Направлениястратегического развития пенсионной системы России,ее влияние на экономический рост'

Направлениястратегического развития пенсионной системы России,ее влияние на экономический рост Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЮДЖЕТ / PENSION SYSTEM / PENSIONS / PENSION CAPITAL / ECONOMIC GROWTH / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградов Н. В.

Автором дана оценка текущему состоянию пенсионной системы России, выявлены причины возникновения дисбаланса, предложены шаги по ее долгосрочному развитию. В статье подчеркивается необходимость комплексного подхода к управлению пенсионной системой Российской Федерации, цель которого рост пенсий. Для достижения данной цели автором определены конкретные задачи: увеличение пенсионного возраста, изменение формулы такого увеличения, введение инструмента персонального пенсионного капитала (что, согласно авторским расчетам, будет приносить инвестиции в экономику в объеме до 2% ВВП ежегодно), практики приобретения права на досрочный выход на пенсию и другие. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности органами управления общественными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM, ITS IMPACT ON ECONOMIC GROWTH

The author reviewed the current state of the pension system in Russia, identified the prerequisites for an imbalance, proposed steps for the long-term development of the system. Particular attention is paid to demographic trends and the problem of maintaining a balance between receipts in the pension system and payments from it. Underlined the necessity for an integrated approach to the management of the pension system, the purpose of which is to increase pensions in real terms through a sustainable pension system. Specific tasks are established: increasing the retirement age, changing the formula for this increase, optimizing the system of funded pensions, introducing the instrument of personal pension capital, the instrument of purchase the right to early retirement, and others. The effect of the proposed changes on economic growth has been calculated: personal pension capital will attract up to 2% of GDP to the economy annually. The results of the study can be used by public finance authorities.

Текст научной работы на тему «Направлениястратегического развития пенсионной системы России,ее влияние на экономический рост»

in

направления

стратегического

развития пенсионной

системы россии, ее влияние

на экономический рост ways of the strategic development of the russian pension system, its impact on economic growth

Н.В. ВИНОГРАДОВ

Студент финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

N.V. VINOGRADOV

Student of the Faculty of Finance and Economics of the Financial University under the Government of the Russian Federation

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И.В. Балынин, старший преподаватель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

RESEARCH SUPERVISOR I.V. Balynin, senior lecturer of Department of public finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

АННОТАЦИЯ

Автором дана оценка текущему состоянию пенсионной системы России, выявлены причины возникновения дисбаланса, предложены шаги по ее долгосрочному развитию. В статье подчеркивается необходимость комплексного подхода к управлению пенсионной системой Российской Федерации, цель которого - рост пенсий. Для достижения данной цели автором определены конкретные задачи: увеличение пенсионного возраста, изменение формулы такого увеличения, введение инструмента персонального пенсионного капитала (что, согласно авторским расчетам, будет приносить инвестиции в экономику в объеме до 2% ВВП ежегодно), практики приобретения права на досрочный выход на пенсию и другие. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности органами управления общественными финансами. ABSTRACT

The author reviewed the current state of the pension system in Russia, identified the prerequisites for an imbalance, proposed steps for the Long-term development of the system. Particular attention is paid to demographic trends and the problem of maintaining a balance between receipts in the pension system and payments from it. Underlined the necessity for an integrated approach to the management of the pension system, the purpose of which is to increase pensions in real terms through a sustainable pension system. Specific tasks are established: increasing the retirement age, changing the formula for this increase, optimizing the system of funded pensions, introducing the instrument of personal pension capital, the instrument of purchase the right to early

174

retirement, and others. The effect of the proposed changes on economic growth has been calculated: personal pension capital will attract up to 2% of GDP to the economy annually. The results of the study can be used by public finance authorities.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Пенсионная система, пенсия, пенсионный капитал, экономический

рост, бюджет.

KEYWORDS

Pension system, pensions, pension capital, economic growth, budget.

Сбалансированное социально-экономического развитие любого государства невозможно без устойчивой пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионеров, что неоднократно подчеркивалось не только в заявлениях политических лидеров, но и в научной экономической литературе, где авторами предлагались концептуальные подходы к решению [1, 2]. Однако, несмотря на глубину проработки ими рассматриваемых проблем и интересных предложений по совершенствованию управления пенсионной системой Российской Федерации, практического внедрения не последовало.

Прежде всего следует отметить преобладающий солидарный и страховой характер отечественной пенсионной системы. Первый воплощается в принципе: «текущие работающие оплачивают пенсии текущим пенсионерам», а второй предопределяет систему страховых взносов и выплату в случае наступления страхового случая — достижения установленного возраста.

Солидарный характер пенсионной системы определяет зависимость от демографических факторов, прежде всего, от

соотношения населения в трудоспособном возрасте и пенсионеров. Чем ниже такое соотношение, тем сложнее обеспечивать баланс объема поступающих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и объема средств, направляемых на выплату пенсий. Проведенный на основании данных Росстата анализ показал, что в 2012-2018 гг. произошли ощутимые изменения в демографической структуре населения России: численность пенсионеров возросла на 3,3 млн человек и составила 43,5 млн человек. В то же время число граждан в трудоспособном возрасте снизилось с 87 до 82,2 млн человек — тем самым доля населения в трудоспособном возрасте сократилась на 5%. Вследствие этого на 0,3 снизилось и отношение численности населения в трудоспособном возрасте к пенсионерам (с 2,18 до 1,89). При этом необходимо отметить, что численность населения в трудоспособном возрасте не совпадает с численностью граждан, за которых уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (поскольку не все официально трудоустроены) — такое соотношение в течение 2018 года находилось на уровне 1,3. Причиной выявленных изменений, по мнению автора, является возросшая ожидаемая продолжительность жизни (как при рождении (рисунок), так и при достижении женщинами 55 лет и мужчинами 60 лет).

Проведенные автором расчеты показывают, что коэффициент замещения страховой пенсией по старости заработной платы составляет 34,9% (15149,29 руб. / 43445 руб. • 100%); При этом Конвенция № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» [3] закрепляет минимальный уровень замещения в 40%, а в странах — членах ОЭСР средний уровень замещения — 59%.

62 — 60

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Все Мужчины Женщины

Рисунок. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении1

При выработке решений по развитию пенсионной системы России необходимо понимать и финансовые показатели Пенсионного фонда России, его особенности и сложности. Так, за последние 7 лет в средняя доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в структуре доходов Пенсионного фонда России составила 44%, т. е. за счет страховых взносов ПФР обеспечивает себя лишь чуть более чем наполовину.

Принимая во внимание необходимость достижения 40%-го уровня замещения и текущие демографически тенденции, определим, каким должно быть отношение работающих и пенсионеров:

Тариф СВ на ОПС • Х = Уровень замещения (1)

Отсюда Х = Уровень замещения / Тариф СВ на ОПС = 40% / 22% = 1,82.

Таким образом, задача балансировки пенсионной системы — рост отношения работающих и пенсионеров с 1,3 до

1 Источник: составлено автором на основании данных Росстата.

1,82. В противном случае — цель не будет достигнута без использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Но подобный путь является недостаточно верным с точки зрения необходимости бюджетной поддержки других сфер социально-экономического развития. Но при рассмотрении пенсионной системы важно выстраивать стратегические цели и подходы, цель которых — рост реальных доходов пенсионеров через устойчивую пенсионную систему.

Для достижения данной цели автором предлагается комплекс мер:

1. Повысить пенсионный возраст для назначения страховой пенсии по старости. Так, представляется обоснованным изменить формулу переходного периода на «три месяца за год» вместо предложенной «шесть месяцев за год». Это объясняется тем, что в период с 2005 года по 2017 год ожидаемая продолжительность жизни для мужчин старше 60 лет выросла на 3,2 года и составляет 16,5 лет, для женщин старше 55 лет — на 3,29 года и составляет 26,1 лет. Анализируя тренд указанного периода, можно вычислить среднегодовой темп прироста за этот период.

Для мужчин он составит _ 1 = 1,82% (2)

Для женщин он составит 12 — 1 = 1.13% (3)

^ 22,82

В абсолютных значениях средний прирост за 20052017 гг. составил 3,28 месяца для мужчин и 3,34 месяца для женщин. Получаем, что в целях не уменьшения срока нахождения граждан на пенсии рационально повышать пенсионный возраст ежегодно на 3 месяца.

278

2. Оптимизировать систему накопительной пенсии.

Как известно, с 2014 года действует «заморозка» пенсионных накоплений, представляется необходимым отменить накопительную пенсию в пользу страховой. Расчеты показывают, что в случае «разморозки» бюджет Пенсионного фонда России потеряет до одной пятой всех доходов, что делает такую возможность экономически нецелесообразной и нереалистичной. Если говорить об объемах накопительной пенсии для граждан, то ее размер «в среднем не превышает 7% от общей суммы выплат по обязательному пенсионному страхованию» [4].

3. Ввести инструмент персонального пенсионного капитала (предполагает добровольные отчисления работником от заработной платы в целях увеличения будущего пенсионного обеспечения). Процент отчисления должен быть исключительно предметом соглашения между работником и фондом (управляющей компанией). Важно отметить, что вся институциональная основа имеется: действует государственная управляющая компания, частные управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды. Проведенные автором расчеты показали, что при введении такого инструмента экономика России получит до 2% ВВП инвестиций ежегодно (таблица).

4. Устранить неравенство между работающими и иными категориями пенсионеров (установить выплату страховых пенсий с учетом индексации и для работающих пенсионеров, установить единое максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента за год для всех категорий граждан).

5. Ввести инструмент приобретения права на досрочный выход на пенсию посредством совершения дополнительных

Таблица

Расчет потенциала персонального пенсионного капитала2

Показатель Расчет потенциала в зависимости от ставки платежа

1% 2% 3% 4% 5%

Средний размер заработной платы (2018 г.), руб. 43445 43445 43445 43445 43445

Сумма за год для одного гражданина, руб. 5213 10426 15640 20853 26067

Сумма за год (совокупно), млрд руб. 397 795 1192 1590 1988

Объем валового внутреннего продукта, млрд руб. 98234 98234 98234 98234 98234

Доля совокупных платежей от ВВП, % 0,40 0,81 1,21 1,62 2,02

платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Так, данный платеж должен обеспечить возможность застрахованного лица выйти на пенсию раньше (до 5 лет), но бюджет ПФР не должен понести дополнительных расходов из-за увеличения срока получения гражданином пенсионных выплат. Автором предлагается расчет такого платежа по формуле (4):

S К(базисного платежа) период (в годах)

Среднемесячный доход, (4)

где К = 4,269 (значение было рассчитано в пре-

^ базисного платежа ' 4 ^ ^

дыдущих исследованиях исходя из данных на начало 2019

года), среднемесячный доход = ^ — доход за соответ-

60

2 Источник: рассчитано автором на основе данных Росстата.

ствующий год; Г — индекс потребительских цен текущего года по отношению к году получения дохода).

Минимальный размер платежа предлагается установить исходя из размера минимального размера оплаты труда (МРОТ), максимальный — исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, деленной на 12. В 2019 году это составляет 11 280 руб. и 95 833,33 руб. соответственно.

6. Организовать проведение регулярного информирования граждан о порядке формирования пенсий (это, в числе прочего, необходимо и для усиления общественного запроса на официальное оформление и выход «из тени»).

В качестве особого направления необходимо выделить упомянутый инструмент персонального пенсионного капитала, который позволит не только увеличить пенсионное обеспечение граждан, но и придаст дополнительные инвестиции в экономику страны.

Таким образом, по итогам проведенного исследования необходимо отметить следующее.

1. Для эффективного управления пенсионной системой необходим стратегический подход, подразумевающий четкую постановку цели — рост реальных доходов пенсионеров.

2. Повышение доходов пенсионеров произойдет только в случае качественного достижения целевых индикаторов (увеличение коэффициента замещения до 40% и выше, минимизация объема межбюджетных трансфертов в Пенсионный фонд России для выплаты страховой пенсии).

3. Для достижения поставленной цели необходима комплексная реализация всех поставленных задач. При этом особое внимание должно быть уделено информированию населения и повышению финансовой грамотности.

4. Ряд задач, сформулированных в рамках стратегического подхода, имеют более широкий эффект, нежели только вклад в развитие пенсионной системы России. Так, инструмент персонального пенсионного капитала призван не только увеличить пенсионное обеспечение граждан (что повысит их покупательную способность, следовательно, спрос на продукцию, что повлечет рост валового внутреннего продукта) — он также даст дополнительные инвестиции в российскую экономику (до 2% ВВП ежегодно), что будет существенным ресурсом для создания новых производств, модернизации действующих, развития всех секторов экономики. Более того, для введения данного инструмента уже существует институциональная инфраструктура, демонстрирующая рыночную рентабельность (государственная и частные управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, являющиеся участниками системы страхования вкладов, имеющие среднюю доходность выше инфляции и выше доходности банковских депозитов, а также ряда других финансовых инструментов).

Развитие пенсионной системы приведет к росту российской экономики и позволит более качественно достичь задач, поставленных в майском указе [5].

Библиографический список

1. Балынин И.В. Новая пенсионная реформа в Российской Федерации: базовые принципы, этапы и ключевые мероприятия // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 16. С. 927-948.

2. Виноградов Н.В. Стратегическое управление развитием пенсионной системы в Российской Федерации // Финансовая экономика. 2018. №7 (ч. 14). С.1695-1699.

282

3. Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.).

4. Соловьев А.К. Проблемы оценки эффективности индивидуально-накопительной модели пенсионного страхования // Финансы: теория и практика. 2018. № 2(104). С. 90-105.

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

List of References

1. Balynin I.V. Novaya pensionnaya reforma v Rossijskoj Federatsii: bazovye printsipy, ehtapy i klyuchevye meropriyatiya // Finansy i kredit. 2017. T. 23. № 16. S. 927-948.

2. Vinogradov N.V. Strategicheskoe upravlenie razvitiem pensionnoj sistemy v Rossijskoj Federatsii // Finansovaya ehkonomika. 2018. № 7 (ch. 14). S.1695-1699.

3. Konventsiya Mezhdunarodnoj Organizatsii Truda № 102

0 minimal'nykh normakh sotsial'nogo obespecheniya (ZHeneva, 28 iyunya 1952 g.).

4. Solov'ev A.K. Problemy otsenki ehffektivnosti individual'no-nakopitel'noj modeli pensionnogo strakhovaniya / Finansy: teoriya

1 praktika. 2018. № 2(104). S. 90-105.

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda».

Контактная информация:

Почтовый адрес организации: 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49

e-mail: [email protected]

Телефон: 8 (968) 684-52-35

Contact links:

Organization mailing address: 125993 (GSP-3), Moscow, Leningradskiy prospekt., 49

e-mail: [email protected] Tel.: 8 (968) 684-52-35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.