Научная статья на тему 'Направления создания регионального финансового центра Евразийского экономического союза'

Направления создания регионального финансового центра Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / РЕЙТИНГИ / ИНТЕГРАЦИЯ / БИРЖЕВОЙ ОБОРОТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ / EURASIAN ECONOMIC UNION / FINANCIAL MARKET / FINANCIAL CENTER / RATINGS / INTEGRATION / EXCHANGE TURNOVER / ELECTRONIC TRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохина Татьяна Константиновна

В статье поднимается актуальный для современного периода развития Евразийского экономического союза вопрос о концепции развития общего финансового рынка стран-участниц союза, которая находится в процессе доработки. На основе сравнительного анализа показателей биржевого оборота фондовых рынков стран-членов интеграционного объединения показаны различия в уровнях развития финансовых рынков этих стран, где сложились две прямо противоположных группы с развитыми и неразвитыми рынками. Доказано, что значительные разрывы в этих показателях между странами обусловлены различиями в уровнях развития экономик этих стран. Оценка развития финансовых рынков показала доминирующее положение России и Казахстана по объему оборота на фондовом рынке. Выравнивание условий развития финансовых рынков сосредоточено сейчас преимущественно на гармонизации законодательств стран, в то время как более важным является создание общей для всех стран финансовой инфраструктуры, отсутствие которой препятствуют инвестиционному переливу капитала между странами. В статье рассмотрены вопросы формирования единого финансового центра Евразийского экономического союза, который в соответствии с нормативными документами объединения должен располагаться в городе Алматы. На основе анализа рейтингов мировых финансовых центров показано место финансовых центров России и Казахстана в международном рейтинге. Для повышения международного статуса Алматы как финансового центра требуется создание общей биржевой системы торгов с участием всех стран союза. Автором обосновывается положение о том, что в вопросе создания общего финансового центра ЕАЭС необходимо использовать уже апробированные в Европейском союзе механизмы создания общей электронной системы оборота финансовых инструментов как форму преодоления существующих различий в развитии финансовых рынков стран Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of creation of the regional financial center of the Eurasian economic Union

The article raises the topical for the modern period of development of the Eurasian economic Union the question of the concept of development of the common financial market of the member States of the Union, which is in the process of completion. On the basis of comparative analysis of indicators of exchange turnover of stock markets of the member countries of integration Association differences in levels of development of financial markets of these countries where there were two directly opposite groups-with the developed and undeveloped markets are shown. It is proved that significant gaps in these indicators between countries are due to differences in the levels of development of the economies of these countries. Assessment of the development of financial markets showed the dominant position of Russia and Kazakhstan in terms of turnover in the stock market. Equalization of the conditions for the development of financial markets is now focused mainly on the harmonization of national legislation, while more important is the creation of a common financial infrastructure for all countries, the lack of which prevents the flow of investment capital between countries. The article deals with the formation of a single financial center of the Eurasian economic Union, which in accordance with the normative documents of the Association should be located in Almaty. On the basis of the analysis of ratings of the world financial centers the place of financial centers of Russia and Kazakhstan in the international rating is shown. To improve the international status of Almaty as a financial center requires the creation of a common exchange trading system with the participation of all countries of the Union. The author substantiates the position that in the issue of creating a common financial center of the EAEU it is necessary to use the mechanisms already tested in the European Union to create a common electronic system for the circulation of financial instruments as a form of overcoming the existing differences in the development of the financial markets of the Eurasian economic Union.

Текст научной работы на тему «Направления создания регионального финансового центра Евразийского экономического союза»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №5, Том 11 / 2019, No 5, Vol 11 https://esj.today/issue-5-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/06ECVN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Блохина Т.К. Направления создания регионального финансового центра Евразийского экономического союза // Вестник Евразийской науки, 2019 №5, https://esj.today/PDF/06ECVN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Blokhina T.K. (2019). Directions of creation of the regional financial center of the Eurasian economic Union. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(11). Available at: https://esj.today/PDF/06ECVN519.pdf (in Russian)

Направления создания регионального финансового центра Евразийского экономического союза

Аннотация. В статье поднимается актуальный для современного периода развития Евразийского экономического союза вопрос о концепции развития общего финансового рынка стран-участниц союза, которая находится в процессе доработки. На основе сравнительного анализа показателей биржевого оборота фондовых рынков стран-членов интеграционного объединения показаны различия в уровнях развития финансовых рынков этих стран, где сложились две прямо противоположных группы - с развитыми и неразвитыми рынками. Доказано, что значительные разрывы в этих показателях между странами обусловлены различиями в уровнях развития экономик этих стран. Оценка развития финансовых рынков показала доминирующее положение России и Казахстана по объему оборота на фондовом рынке. Выравнивание условий развития финансовых рынков сосредоточено сейчас преимущественно на гармонизации законодательств стран, в то время как более важным является создание общей для всех стран финансовой инфраструктуры, отсутствие которой препятствуют инвестиционному переливу капитала между странами. В статье рассмотрены вопросы формирования единого финансового центра Евразийского экономического союза, который в соответствии с нормативными документами объединения должен располагаться в городе Алматы. На основе анализа рейтингов мировых финансовых центров показано место финансовых центров России и Казахстана в международном рейтинге. Для повышения международного статуса Алматы как финансового центра требуется создание общей биржевой системы торгов с участием всех стран союза. Автором обосновывается положение о том, что в вопросе создания общего финансового центра ЕАЭС необходимо использовать уже апробированные в Европейском союзе механизмы создания общей электронной системы оборота финансовых инструментов как форму преодоления существующих различий в развитии финансовых рынков стран Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; финансовый рынок; финансовый центр; рейтинги; интеграция; биржевой оборот; электронные торги

Страница 1 из 9

For citation:

УДК 336.7 ГРНТИ 06.73.35

Блохина Татьяна Константиновна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия

Профессор кафедры «Финансы и кредит» Доктор экономических наук, профессор E-mail: Blokhina_tk@pfur.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7099-0631 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=613483

06ECVN519

Введение

В 2019 году Евразийская экономическая комиссия завершает подготовку Концепции развития общего финансового рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС), разрабатываемую в соответствии с распоряжением Высшего евразийского экономического совета 1 . Но уже сегодня определен алгоритм этой концепции, который включает: гармонизацию законодательства по финансовым рынкам стран-участниц Союза; формирование инфраструктурных и институциональных условий для движения капитала; обеспечение взаимного доступа участников финансовых рынков государств-членов Союза на национальные рынки; разработка и запуск эффективного и диверсифицированного финансового инструментария; создание регионального финансового центра ЕАЭС. Но поскольку предложенный алгоритм концепции не достаточно учитывает особенности развития национальных экономик и финансовых систем стран ЕАЭС, а также степень их готовности к интеграции, то в научной литературе разгорелась дискуссия по детализации содержания концепции.

Фундаментальные положения предложены Л.Н. Красавиной, которые представлены на основе четырех компонентов: системной методологии, воспроизводственной теории, идеологии и практицизма [1; 2]. Е.А. Звонова и В.Я. Пищик делают акцент на воспроизводственной составляющей совместной экономической деятельности стран союза, что должно предполагать наличие общих для всех участников ЕАЭС инвестиционных проектов [3]. Алексеев П.В. полагает, что выстраивать концепцию необходимо на базе главного критерия эффективности функционирования общего финансового рынка ЕАЭС, а также укрепления евразийской интеграции за счет повышения степени ориентации финансовой политики на стимулирование экономического роста в регионе [4]. Давтян Т.Щ. предлагает сконцентрироваться на таких направлениях как обеспечение взаимного допуска участников финансовых рынков государств ЕАЭС на национальные рынки этих стран, формировании инфраструктуры, создании системы надзора за деятельностью субъектов общего рынка, создании единого биржевого пространства [5]. В то время как представители Евразийской экономической комиссии считают, что одним из приоритетных направлений концепции должно стать создание мегарегулятора общего финансового рынка ЕАЭС [6].

Приведенный обзор точек зрения показывает, что большинство предложений сосредотачивается в области регулирования общего финансового рынка, но не менее важное значение в развитии концепции имеет формирование единого финансового центра, который консолидирует усилия всех стран-участниц ЕАЭС по формированию общего финансового рынка.

В данной статье автором на основе анализа биржевого оборота фондовых рынков стран ЕАЭС показано наличие разрыва в основных показателях, свидетельствующих о различных уровнях развития финансовых рынков в этих странах. В связи с чем формирование единого биржевого пространства рассматривается как база для создания регионального финансового центра Союза, который сможет обеспечить выравнивание оборота финансовых инструментов между национальными финансовыми рынками.

Результаты исследования

На сегодняшний день при анализе степени готовности стран ЕАЭС к финансовой интеграции на первый план выдвигается вопрос о различиях в уровнях развития финансовых

1 Распоряжение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 6 "О разработке Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза".

рынков стран, входящих в ЕАЭС. Во многом такие различия обусловлены влиянием сдерживающих факторов, среди которых стоит выделить следующие:

• наличие дифференциации в уровне развития экономик стран ЕАЭС;

• препятствия для движения капитала вследствие действия валютных ограничений в ряде стран ЕАЭС;

• дефицит финансовых ресурсов практически у всех стран ЕАЭС.

Первый из выделенных факторов находит проявление в различиях уровней биржевого оборота на фондовых рынках стран ЕАЭС (табл. 1).

Анализ объемов оборота биржевого рынка за период 2015-2018 гг. показывает наличие значительной разницы между странами ЕАЭС, где в таких странах как Кыргызстан и Армения он незначителен (0,9 % и 1,8 % по отношению к ВВП), в то время как в Казахстане - 267,9 % к ВВП.

Таблица 1

Динамика объема биржевых торгов на фондовых рынках стран ЕАЭС в 2015-2018 гг. (млн дол. США и % к ВВП)

Страны 2015 2016 2017 2018

млн дол. % к ВВП млн дол. % к ВВП млн дол. % к ВВП млн дол. % к ВВП

Армения 29,0 0,3 114,0 1,1 165,0 1,4 169 1,8

Беларусь 6152,0 11,1 4814,0 10,1 4103,0 7,5 6372,0 12,9

Казахстан 116235 63,0 125369 91,3 236840 145,3 362128 267,9

Кыргызстан 62,0 0,9 143,0 2,1 67,0 0,9 58,0 0,9

Россия 338871 24,7 357164 27,7 607092 38.5 650300 51,3

ЕАЭС 461349 28,3 487604 32.7 848267 33,7 1019027 69,3

Источник: www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_macroec/dep_stat/statistical_publications /Documents/finstat_2019/pdfДата обращения 9.09.2019.

За рассматриваемый период Казахстан демонстрирует резкий рост этого показателя по отношению к национальному ВВП - от 63,0 % в 2015 г. до 267,9 % в 2018 г. Данный показатель свидетельствует о значительном подъеме казахстанского фондового рынка по сравнению с другими странами ЕАЭС. Даже Россия, которая имеет общий объем биржевого рынка в два раза превышающий объем казахстанского показателя, по отношению к ВВП демонстрирует его значение в 4,5 раза ниже. По мнению экспертов, резкий скачок роста объема биржевого оборота в Казахстане связан с переходом валютного режима Казахстана от фиксированного курса к плавающему, а также действием процесса девальвации национальной валюты по отношению к доллару США [7]. Однако этот толчок обеспечил долговременный рост, который наблюдается уже на протяжении трех лет.

Вместе с тем приведенные данные свидетельствуют о росте разрыва между странами с развитыми фондовыми рынками (Россия, Казахстан) и неразвитыми рынками (Армения, Кыргызстан). Преодолеть сложившийся дисбаланс в уровнях развития фондовых рынков можно на основе создания общей инфраструктуры фондового рынка стран ЕАЭС. Нормативными документами Евразийского союза предусмотрено формирование общего финансового рынка с размещением наднационального органа его регулирования в городе Алматы к 2025 году2.

На сегодняшний день основное внимание государств сосредоточено на осуществлении гармонизации национальных законодательств в сфере финансового рынка. Несомненно, это

2 Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29 мая 2014 г. Ст.103, п.2. Страница 3 из 9

важный аспект финансовой интеграции, который позволит преодолеть значительную часть препятствий на пути формирования единого финансового рынка, в частности: обеспечить доступ участников из всех стран ЕАЭС на рынки друг друга без получения национальных лицензий, создать оптимальные условия для оборота финансовых инструментов на рынках всех стран ЕАЭС и решить многие другие проблемы. Гармонизация законодательств устранит валютные ограничения, действующие в настоящее время в ряде стран ЕАЭС, что послужит базой для активизации движения капитала между странами Союза, а, соответственно, будет способствовать преодолению дефицита финансовых ресурсов в рамках ЕАЭС.

Однако только лишь создание правовых условий не сможет устранить неравномерность в развитии финансовых рынков стран ЕАЭС. Проблема лежит в плоскости формирования единого биржевого пространства между всеми фондовыми рынками стран Союза, что может быть реализовано путем объединения национальных фондовых бирж в единую биржу через электронные системы торгов. В условиях внедрения цифровых технологий решение этой задачи становится выполнимой, тем более, что у России имеется практический опыт объединения Московской межбанковской валютной биржи и Российской торговой системы в 2013 году в единую биржу, которая получила название «Московская биржа».

В связи с чем создание общего финансового рынка с финансовым центром в городе Алматы будет эффективно только при наличии единой биржевой электронной системы, к которой будут подключены все биржи стран ЕАЭС. Это позволит Алматы как региональному финансовому центру повысить уровень объема оборота капитала и стать более привлекательным для иностранных инвесторов.

Если рассматривать финансовые центры как двигатели концентрации капитала, то Алматы может взять на себя функции объединения национальных фондовых бирж. Поскольку особенности развития регионального финансового центра состоят в том, что он в отличие от национального центра должен быть более открытым и ориентированным на иностранных участников. Это означает, что значительную роль в развитии такого финансового центра должен играть иностранный капитал через профессиональных инвестиционных посредников и оборот иностранных активов. В связи с чем особое внимание должно быть сосредоточено на создании более совершенных систем международного регулирования, особенно в сфере кредитно-денежной политики, а также разработке механизмов формирования оптимальных условий функционирования и развития участников финансового центра [8].

Кроме того, необходимо повысить качественные и количественные параметры развития финансового центра путем увеличения количества участников биржевых операций, увеличения объема обращения финансовых инструментов. Требуется пересмотр политики избыточной волатильности, которая сейчас характерна казахстанской бирже, и усиление стабильности развития казахстанского фондового рынка. С целью занятия ведущего места в структуре управления мировыми финансами нужно повысить количество банковских и финансовых институтов, которые осуществляют международные финансовые операции. И самое важное состоит в том, чтобы осуществить формирование инновационной системы регулирования и контроля, унифицировать системы отчетности и аудита, обеспечить прозрачность и доступность этих систем [9]. А в этом отношении Алматы нужно приложить значительные усилия в плане формирования оптимальных условий для развития своего финансового центра.

Таблица 2

Рейтинги ведущих международных финансовых центров

Город 2018 г. 2017 г. Изменения по сравнению с 2015 г.

Место Рейтинг Место Рейтинг Изменение ранга Изменение рейтинга

Нью-Йорк 1 794 1 788 0 +6

Лондон 2 787 2 786 0 +1

Вестник Евразийской науки 2019, №5, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 5, Vol 11 https://esi.today

Город 2018 г. 2017 г. Изменения по сравнению с 2015 г.

Место Рейтинг Место Рейтинг Изменение ранга Изменение рейтинга

Гонконг 3 783 3 783 0 0

Сингапур 4 772 4 769 0 +3

Шанхай 5 770 5 766 0 +4

Токио 6 756 6 746 0 +10

Торонто 7 755 11 728 +4 +27

Цюрих 8 739 9 732 +1 +7

Пекин 9 738 8 733 -1 +5

Франкфурт 10 737 10 730 0 +7

**** **** **** **** **** **** ****

Астана 51 631 61 599 +10 +32

**** **** **** **** **** **** ****

Санкт-Петербург 73 601 80 575 +7 +26

**** **** **** **** **** **** ****

Москва 88 560 83 571 -5 +11

**** **** **** **** **** **** ****

Алматы 100 615 96 550 -4 +10

Источник: По данным The Global financial centres index 25, The Global financial centres index 2018. - Консалтинговая компания Z/Yen Group, City of London, 2019

С целью оценки уровня развития финансовых центров ЕАЭС автором проведен анализ рейтинга международных финансовых центров, подготавливаемого Консалтинговой компанией Z/Yen Group, которая занимается ежегодным расчетом индекса развития международных финансовых центров. Это позволило проследить уровень развития мировых финансовых центров, в том числе и позиции финансовых центров России и Казахстана (табл. 2).

В данный рейтинг включено 100 финансовых центров мира, которые оцениваются по следующим критериям: условия ведения бизнеса, объем капитала, уровень развития инфраструктуры, развитость финансового сектора и репутация. Каждому из перечисленных показателей ежегодно присваивается соответствующий индекс, и они суммарно образуют итоговую совокупность, которая обеспечивает центру соответствующее место в рейтинге. Как видно из таблицы 2, лидируют в этом рейтинге Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Сингапур, Токио. Финансовые центры Казахстана Астана и Алматы занимают 51 и 100 места, соответственно. А российские финансовые центры Москва и Санкт-Петербург - на 73 и 88 местах. Причем по сравнению с 2017 годом Астана прибавила в рейтинге 10 позиций, а Алматы потерял 4 позиции. Финансовый центр Санкт-Петербург улучшил свою позицию на 7 пунктов, в то время как Москва ее понизила на 5 пунктов. Столь низкие показатели Москвы в рейтинге могут быть объяснены геополитическими факторами - санкциями, снижением инвестиционного рейтинга России и другими вытекающими отсюда мерами. В то время как казахстанские центры развиваются независимо от влияния указанных факторов.

Нужно отметить, что Астана и Санкт-Петербург значительно улучшили свои позиции в рейтинге за счет международных мероприятий, таких как международная выставка ЭКСПО в 2017 г. в Астане и Международный финансовый форум в Санкт-Петербурге. Но если мы рассмотрим основные мировые финансовые центры, то можно отметить их постоянный рост в рейтинге. Конечно же, основная причина этого роста - глобализация финансовых рынков, которая сопровождается концентрацией участников и проводимых ими операций [8]. В связи с чем для казахстанских и российских финансовых центров, пробившихся в международный рейтинг, стоит задача повышения концентрации участников и роста объема финансовых операций, что может быть реализовано за счет вовлечения в биржевые обороты активов стран-членов ЕАЭС и участников их национальных финансовых рынков. В том же отчете агентства

«The Global financial centres»3 приводится изменение статуса финансовых центров за 2018 год по профилю развития, где Астана отнесена к категории «Глобальные специализированные центры», а Москва отнесена к группе «Глобальные центры-претенденты».

Таблица 3

Классификация международных финансовых центров по профилю развития

Глубокий и широкий спектр развития Относительно глубокий спектр развития Относительно широкий спектр развития Развивающийся центр

Глобальные лидеры Глобальные диверсифицированные центры Глобальные специализированные центры Глобальные центры-претенденты

Глобальные центры Абу Даби Амстердам Астана Циндао

Пекин Брюссель Люксембург Москва

Чикаго Дублин Квингдао

Дубай Франкфурт Шэньчжэнь

Гонконг Милан Вашингтон

Лондон Париж

Лос-Анжелес Сан-Франциско

Нью-Йорк

Шанхай

Сингапур

Сидней

Токио

Торонто

Цюрих

Постоянные международные центры Международные диверсифицированные центры Международные специализированные центры Международные центры-претенденты

Международные центры Бостон Афины Алматы Британские виргинские острова

Калгари Бангкок Бермуды Буэнос-Айрес

Женева Пусан Бусан Далиан

Гамбург Копенгаген Касабланка Доха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Куала Лумпур Эдинбург Каймановы острова Чанчжоу

Мадрид Стамбул Гуджарат Джакарта

Мельбурн Йоханнесбург Гуанчжоу Мальта

Монреаль Рим Гернси Нью Дейли

Мюнхен Стокгольм Джерси

Сеул Вена Рио-де-Жанейро

Штутгарт Тайпей

Ванкувер

Постоянно действующие финансовые центры Региональные финансовые центры Специализированные финансовые центры Развивающиеся финансовые центры

Региональные центры Будапешт Глазго Багамы Бахрейн

Мехико Хельсинки Баку Кипр

Осака Лиссабон Кейптаун Гибралтар

Прага Осло Остров Мэн Манила

Веллингтон Тель Авив Кувейт Мальта

Варшава Лихтенштейн Маврикий

Монако Мумбаи

Панама Найроби

Рига Рейкьявик

Сан Пауло Таллин

София Тяньцзинь

Санкт-Петербург

Источник: По данным The Global financial centres index 25, The Global financial centres index 2018. - Консалтинговая компания Z/Yen Group, City of London, 2019

3 The Global financial centres index 25, The Global financial centres index 2018. - Консалтинговая компания Z/Yen Group, City of London, 2019.

В то время как Алматы относится к группе «Международные специализированные центры» международного уровня, а Санкт-Петербург - к группе «Специализированные финансовые центры» регионального уровня (табл. 3).

Такой разброс классификации казахстанских и российских финансовых центров обусловлен их разрозненностью в концентрации биржевых операций. Если бы они были связаны единой биржевой электронной системой торгов, это позволило бы изменить подходы к обороту ценных бумаг внутри ЕАЭС, ввести ряд общих для Союза финансовых инструментов, что значительно бы повысило инвестиционные характеристики всех четырех центров. В тоже время за счет объединения биржевых торгов были бы созданы условия для реализации следующих позиций, необходимых для развития мирового финансового центра [10]:

• создание относительного избытка капитала;

• формирование условий, обеспечивающих свободное движение капитала;

• привлечение для работы транснациональных и международных кредитно-финансовых институтов.

В современных условиях бурного развития цифровой экономики создание единой электронной биржи для фондовых рынков стран ЕАЭС - это вполне посильная задача. Примером является создание единой европейской биржи - БУКОКБХТ, которая смогла объединить ресурсы всех фондовых бирж стран ЕС, и создать не только единую систему торгов, но и значительный по обороту капитала глобальный финансовый центр во Франкфурте.

Заключение

На основании оценки места казахстанских и российских финансовых центров в мировой финансовой системе можно сделать вывод, что основным направлением эффективного развития интеграционного процесса стран-участниц ЕАЭС должно стать не только создание правовых условий для движения капитала между странами, но и формирование реального общего финансового рынка путем формирования единой биржевой системы ЕАЭС. При наличии значительных различий в макроэкономическом развитии стран-участниц Союза такой подход может стать базовым в выравнивании для них экономических условий развития. Это достигается за счет вовлечения их финансовых активов в общий фондовый оборот через создание единого биржевого рынка, который как раз и активизирует перелив капитала между странами.

Решение этой задачи сопряжено с формированием инфраструктуры общего финансового рынка ЕАЭС, основанной на поэтапной трансформации национальных финансовых рынков в межнациональную финансовую систему. Для преодоления существующих различий в уровнях развития внутренних рынков стран-участниц ЕАЭС больший эффект может быть достигнут за счет объединения бирж для создания единой системы электронных торгов. При этом Россия может использовать опыт объединения бирж -ММВБ и РТС, который за счет роста объема оборота объединенной Московской биржи обеспечил переход Москвы в статус глобального финансового центра.

В связи с чем необходимо завершить мероприятия по формированию условий развития общего финансового рынка в ЕАЭС, что потребует не только унификации действующего законодательства во всех государствах Союза, но и решения проблем разработки и внедрения универсальных регулирующих механизмов в финансовой деятельности, формирования эффективной финансовой инфраструктуры, в том числе включающей электронную систему биржевых торгов, универсализацию клирингово-расчетных и депозитарных операций. Именно этот механизм может стать базовым для создания условий по активизации перетока капитала

для стран ЕАЭС, базирующийся на системе трансграничных расчетов в национальных валютах и обеспечивающий основу развития общего финансового рынка ЕАЭС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красавина Л.Н. Концептуальные основы повышения интеграционного взаимодействия государств-участников Евразийского экономического союза [Текст] // Деньги и кредит. - 2016. - № 12. - С. 12.

2. Красавина Л.Н. Контуры стратегии развития интеграции: от Евразийского экономического союза к экономическому и валютному союзу с единой валютой в аспекте опыта зоны евро [Текст] // Экономические стратегии. - 2015. - № 7. -С. 8.

3. Алексеев П.В. Тенденции и перспективы формирования общего финансового рынка государств-членов ЕАЭС [Текст] // Экономические науки. - 2019. - №1. -С. 109.

4. Звонова Е.А. О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств-членов ЕАЭС [Текст] / Е.А. Звонова, В.Я. Пищик // Финансы и кредит. - 2018. - Т.24. - Вып.1. - С. 5-18.

5. Давтян Т.Щ. Единое биржевое пространство ЕАЭС в архитектуре общего финансового рынка Евразийского экономического союза [Текст] // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2017. - № 2. - С. 103.

6. Санкубаев А. Общий финансовый рынок стран Евразийского экономического союза [Текст] // Депозитариум. - 2014. - № 4 (134). - С. 15.

7. Сулейменов Т.М. Общий финансовый рынок Евразийского экономического союза // Бюджет. - 2015. - № 1. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bujet.ru/article/269499.php/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Ноздрев С.В. Современное состояние и тенденции развития международного рынка ценных бумаг [Текст]. - М.: ИМЭМО РАН, 2012. - 110 с.

9. Блохина Т.К. Формирование финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного процесса / Т.К. Блохина, К.В. Блохин // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. №4. - С. 299-306. ёог 18334Мпес.7.4.38550 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/38550, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Блохина Т.К. Формирование единого финансового рынка ЕАЭС / Т.К. Блохина, К.В. Блохин [Текст] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2018. -№ 3. - С. 80-81.

Blokhina Tatyana Konstantinovna

Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia

E-mail: Blokhina_tk@pfur.ru

Directions of creation of the regional financial center of the Eurasian economic Union

Abstract. The article raises the topical for the modern period of development of the Eurasian economic Union the question of the concept of development of the common financial market of the member States of the Union, which is in the process of completion. On the basis of comparative analysis of indicators of exchange turnover of stock markets of the member countries of integration Association differences in levels of development of financial markets of these countries where there were two directly opposite groups-with the developed and undeveloped markets are shown. It is proved that significant gaps in these indicators between countries are due to differences in the levels of development of the economies of these countries. Assessment of the development of financial markets showed the dominant position of Russia and Kazakhstan in terms of turnover in the stock market. Equalization of the conditions for the development of financial markets is now focused mainly on the harmonization of national legislation, while more important is the creation of a common financial infrastructure for all countries, the lack of which prevents the flow of investment capital between countries. The article deals with the formation of a single financial center of the Eurasian economic Union, which in accordance with the normative documents of the Association should be located in Almaty. On the basis of the analysis of ratings of the world financial centers the place of financial centers of Russia and Kazakhstan in the international rating is shown. To improve the international status of Almaty as a financial center requires the creation of a common exchange trading system with the participation of all countries of the Union. The author substantiates the position that in the issue of creating a common financial center of the EAEU it is necessary to use the mechanisms already tested in the European Union to create a common electronic system for the circulation of financial instruments as a form of overcoming the existing differences in the development of the financial markets of the Eurasian economic Union.

Keywords: Eurasian economic Union; financial market; financial center; ratings; integration; exchange turnover; electronic trading

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.