Научная статья на тему 'Направления совершенствования системы навигационно-гидрографического обеспечения Военно-Морского Флота'

Направления совершенствования системы навигационно-гидрографического обеспечения Военно-Морского Флота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Военно-Морской Флот / навигационно-гидрографическое обеспечение / гидрографическая служба / средства навигационного оборудования / гидрографическое судно / картография / Navy / navigational and hydrographic support / hydrographic service / means of navigational equipment / hydrographic vessel / cartography

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликовский Игорь Владимирович, Адамович Олег Романович, Бербенев Дмитрий Викторович

Рассматриваются основные элементы системы навигационно-гидрографического обеспечения Военно-Морского Флота и направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куликовский Игорь Владимирович, Адамович Олег Романович, Бербенев Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions for Improvement of the Navigational and Hydrographic Support System of the Navy

The basic elements of the navigational and hydrographic support system of the Navy and directions of its improvement are considered.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы навигационно-гидрографического обеспечения Военно-Морского Флота»

Направления совершенствования

системы навигационно-гидрографического обеспечения Военно-Морского Флота

Капитан 1 ранга ИВ. КУЛИКОВСКИЙ

Капитан 1 ранга запаса О.Р. АДАМОВИЧ, кандидат военных наук

Капитан 1 ранга запаса Д.В. БЕРБЕНЕВ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассматриваются основные элементы системы навигационно-гидрографическо-го обеспечения Военно-Морского Флота и направления ее совершенствования. The basic elements of the navigational and hydrographic support system of the Navy and directions of its improvement are considered.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Военно-Морской Флот, навигацион-но-гидрографическое обеспечение, гидрографическая служба, средства навигационного оборудования, гидрографическое судно, картография.

Navy, navigational and hydrographic support, hydrographic service, means of navigational equipment, hydrographic vessel, cartography.

КАЧЕСТВО выполнения поставленных перед Военно-Морским Флотом (ВМФ) задач напрямую зависит от организации всех видов оперативного (боевого) обеспечения сил и войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Одним из важнейших его специальных видов является навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО), которое из-за своей специфики организуется и осуществляется только в ВМФ.

Под НГО понимается комплекс мероприятий, осуществляемых в целях создания благоприятных в навигаци-онно-гидрографическом отношении условий для действий сил и войск ВМФ, использования технических средств, обеспечения безопасности плавания кораблей и судов, полетов авиации, изучения и оценки океанских и морских районов (зон) при принятии решений на всех уровнях управления.

Для выполнения задач навигаци-онно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезичес-кого обеспечения сил и войск ВМФ в океанских районах и морских зонах в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в ходе военных действий, а также задач НГО морской деятельности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации создана

и устойчиво функционирует система НГО ВМФ, которая представляет собой совокупность объединенных единым управлением и предназначением органов управления, сил и средств гидрографической службы. Выполнение государственных задач по НГО общего мореплавания (за исключением акватории Северного морского пути и морских путей в акваториях морских портов и на подходах к ним)1'2"3 возложено на Главное командование Военно-Морского Флота. Непосредственное руководство выполнением задач НГО Вооруженных Сил Российской Федерации и морской деятельности Российской Федерации осуществляет Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (УНиО МО РФ), которое непосредственно подчинено главнокомандующему Военно-Морским Флотом. В рамках своей деятельности по изучению Мирового океана в интересах экономики и обороны страны УНиО МО РФ взаимодействует с зарубежными гидрографическими, океанографическими организациями и службами, участвует в деятельности Международной гидрографической организации и Международной ассоциации морских средств навигационного оборудования и маячных служб4. Кроме того, в составе Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО УНиО МО РФ задействовано в ряде международных программ, связанных с исследованием взаимодействия океана и атмосферы, циркуляции водных масс Мирового океана, с изучением гидрологических режимов, акустических и геофизических полей океанов и морей.

Закрепление международного и государственного статуса НГО на законодательном уровне как важной составляющей обеспечения безопасности общего мореплавания

в рамках выполнения Российской Федерацией международных обязательств перед другими участниками Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74)5 определяет особую роль НГО в деятельности органов военного управления и сил (войск) Министерства обороны Российской Федерации.

Основные направления развития и совершенствования системы НГО ВМФ обусловлены не только необходимостью соответствия существующих сил и средств актуальным задачам НГО, но и требованиями по обеспечению безопасности мореплавания в рамках осуществления морской деятельности государства, которые определены Морской доктриной6. Концепцией развития гидрографической службы Военно-Морского Флота до 2030 года7 предусмотрены мероприятия,направленные на:

• разработку и принятие новых нормативных правовых актов, технических регламентов, стандартов, нормативно-технических документов, регулирующих деятельность в сфере НГО;

• наращивание объемов работ по систематическому исследованию Мирового океана и создание средств автоматизированного мониторинга состояния морской среды;

• формирование и поддержание в актуальном состоянии геоинформационных ресурсов морской деятельности и их интеграцию в единое геоинформационное пространство Вооруженных Сил и в единое информационное пространство Российской Федерации;

• производство современной сертифицированной картографической, гидрографической и навигационной продукции для всех видов морской деятельности (в том числе с учетом требований новых международных стандартов);

• совершенствование системы и средств навигационного оборудования морей;

• развитие научно-технического потенциала и инфраструктуры, внедрение инновационных инструментальных средств, методов и технологий НГО в деятельность гидрографических воинских частей ВМФ;

• продолжение международного сотрудничества в сфере НГО морской деятельности на основе международного партнерства и кооперации, обеспечение научно-технического присутствия Российской Федерации в зоне открытого моря.

Постоянное развитие форм и способов применения сил и войск ВМФ на море, появление новых видов оружия морского базирования, непрерывное совершенствование методов и средств для изучения океанов и морей, повышение потребителями требований к качеству, достоверности и полноте информации о состоянии водной среды, рельефе дна и физических полях Мирового океана, непрерывное изменение навигационной обстановки и обновление информации о ней, ужесточение требований к точности определения места кораблей и судов при плавании в различных условиях обстановки — вот основные факторы, обусловливающие необходимость непрерывного совершенствования системы НГО ВМФ в современных условиях.

Прежде всего отметим необходимость изменений в законодательной сфере. Так, например, начата разработка проекта Федерального закона «О навигационно-гидрографическом обеспечении морской деятельности Российской Федерации», с принятием которого впервые в нашей стране будут определены содержание НГО морской деятельности; задачи субъектов морской деятельности в области НГО; полномочия федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минобороны России) в области НГО. С учетом нынешних и перспективных требований необходимо заменить действующие нормативно-технические документы по организации и регламентации выполнения различных специальных работ в сфере НГО, которые были разработаны еще в 80—90-е годы прошлого века. Планируются к изданию новые руководства, правила и инструкции по организации океанографических исследований, выполнению съемки рельефа дна и морской гравиметрической съемки, использованию навигационного оборудования и эксплуатации морских средств навигации и океанографии.

Большое значение имеет создание технических средств автоматизированного мониторинга состояния морской среды и внедрение инновационных инструментальных средств, методов и технологий НГО в деятельность гидрографической службы ВМФ. Принятие новых образцов на

Для выполнения задач навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения сил и войск ВМФ в океанских районах и морских зонах в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в ходе военных действий, а также задач НГО морской деятельности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации создана и устойчиво функционирует система НГО ВМФ, которая представляет собой совокупность объединенных единым управлением и предназначением органов управления, сил и средств гидрографической службы.

снабжение повысит эффективность выполнения широкомасштабных океанографических, гидрографических и морских геофизических исследований, прежде всего постоянного сбора данных для обновления отечественной коллекции государственных морских навигационных карт и поддержания в актуальном состоянии банков цифровых картографических, геофизических и океанографических данных по различным районам Мирового океана. С этой целью планируется:

• создание в ближайшей перспективе гидрографических комплексов с многолучевыми эхолотами для площадного обследования дна на различных глубинах, линейки одно-лучевых промерных цифровых эхолотов,, встраиваемых и буксируемых акустических профилографов дна для изучения придонных отложений и поддонных структур грунта, а также расширение номенклатуры эксплуатируемых опускаемых и буксируемых гидролокаторов бокового обзора (в том числе интерферометров)8;

• оснащение кораблей и судов ВМФ современными автоматизированными магнитометрическими и гравиметрическими станциями (комплексами) оперативного вскрытия гидрологических, гидрометеорологических, гидрофизических и геофизических параметров, способных осуществлять сбор информации на ходу корабля (судна);

• разработка роботизированных гидрографических и океанографических систем (комплексов), в том числе комплекса быстроразвертываемых многопозиционных средств сбора данных о состоянии морской среды, оперативного вскрытия обстановки в районах применения сил (войск) флота;

• внедрение в перспективе технологий, позволяющих получить оперативные данные о параметрах морской среды для любого района Мирового океана и довести их до сил (войск)

и органов управления в режиме времени, близком к реальному.

Особое место отводится разработке отечественного специализированного программного обеспечения для автоматизации выполнения гидрографических работ, полевой и камеральной обработки результатов гидрографических исследований. Оно должно заменить в ВМФ иностранные программы PDS2000, QINSy, HYPACK и HYDRO, тем более что сейчас техническая поддержка разработчиков (поставщиков) этих продуктов прекращена.

Для выполнения систематических океанографических, гидрографических и морских геофизических исследований, а также для выполнения лоцмейстерских работ во внутреннем и территориальном море Российской Федерации и в удаленных районах Мирового океана в составе ВМФ содержатся морские гидрографические суда: океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» проекта 852 (рис. 1); гидрографические суда проектов 865, 862 и 861; малые гидрографические суда проектов 19910 (рис. 2), 872, 871, 870; большие гидрографические катера проектов 19920 (рис. 3), 23040Г (рис. 4), 22370Г, 1896, Г-1415 и другие; малые гидрографические катера проектов 21961 (рис. 5), 21960м, 16831, 1403А и 727М — всего более 120 единиц. Из них в дальней морской зоне и океанских районах способны действовать только 15, остальные предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Поэтому в настоящее время ведется работа по определению технического облика и созданию для ВМФ перспективного океанографического исследовательского судна с неограниченной мореходностью водоизмещением около 5000 т, имеющего большую автономность и дальность плавания. Планируется построить до четырех таких судов.

Рис. 1. Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» Балтийского флота

Рис. 2. Малое гидрографическое судно «Виктор Фалеев» Тихоокеанского флота

Рис. 3. Большой гидрографический катер «Евгений Гницевич» Балтийского флота

Рис. 4. Большой гидрографический катер проекта 23040Г

Рис. 5. Малый гидрографический катер проекта 21961

Совершенствование судового состава проводится по следующим основным направлениям:

• проектирование и строительство перспективных океанографических исследовательских судов, гидрографических судов и катеров новых проектов с высоким уровнем автоматизации;

• оснащение судов и катеров современными техническими средствами для выполнения океанографических, гидрографических и гидрометеорологических работ, грузоподъемными средствами для работы с плавучими предостерега-

тельными знаками и забортными устройствами;

• сокращение общего количества судов и катеров, а также номенклатуры разных проектов и создание универсальных судов (катеров), способных частично заменять друг друга.

Перечисленные направления уже учтены при проектировании малых гидрографических судов проекта 19910, больших гидрографических катеров проектов 19920, 23040Г и 22370Г, которые сейчас поступают в состав ВМФ и предназначены для плавания во внутренних морях и в ближней морской зоне (рис. 6).

Рис. 6. Автоматизированное рабочее место гидрографа на современном большом гидрографическом катере

Для совершенствования безопасности мореплавания при осуществлении морской деятельности и в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о Международной гидрографической организации от 3 мая 1967 года9 реализуются следующие мероприятия.

Развивается морская цифроввая картография на основе создания инфраструктуры морских пространственных данных, внедрения цифровых технологий на всех этапах создания картографической продукции (традиционных бумажных карт, электронных навигационных карт, цифровой картографической информации) и доведения ее до потребителей. Появляются комплексные системы формирования информационного поля, которое позволяет кораблям (судам) и береговым службам получить доступ к автоматически создан-

ной навигационной информации, а также автоматизированная система обеспечения ВМФ цифровой картографической информацией.

Введена в опытную эксплуатацию автоматизированная картографическая система сбора, обработки геопространственных данных и подготовки к изданию цифровой картографической продукции в интересах автоматизированных систем (комплексов) ВМФ и обеспечения навигационной информации. Система является программно-аппаратным комплексом, функционирующим на основе объектно-ориентированной технологической платформы, и служит для структурирования, хранения и совместного использования геопространственных данных, целостности, связности и реализации технологических процессов производства картографической продукции в интересах ВМФ и гражданских

мореплавателей. Она позволяет обрабатывать и создавать картографическую и навигационную информацию в соответствии с требованиями стандартов Международной гидрографической организации (S-57, S-65, S-100), Международной ассоциации Маячных служб (S-201—S-299), Международной океанографической комиссии (S-301—S-399), международных стандартов ISO и других.

Модернизируются и создаются новые средства навигационного оборудования (СНО), оптимизируется их работа и система СНО в целом за счет повышения уровня ее автоматизации, автономности и снижения энергопотребления для решения главной задачи при эксплуатации более 4500 СНО — обеспечение их непрерывной работы с объявленными характеристиками.

Расположенные в труднодоступных районах обслуживаемые маяки переводятся на автоматический режим работы, разрабатываются новые перспективные высокоэкономичные светооптические аппараты с улучшенными характеристиками для оснащения маяков, светящих навигационных знаков, морских буев и вех. Для автономных плавучих и береговых СНО создаются перспективные средства энергообеспечения, в том числе комплексированные (с различными автономными источниками электропитания).

Основными направлениями развития радионавигационных систем (РНС) являются:

• принятие на снабжение и обеспечение флотов перспективными наземными РНС длинноволнового диапазона «Неман-М» (дальность действия до 1500 км, точность определения местоположения 5—60 м), продолжение поставки и ввод в эксплуатацию новых высокоточных РНС «Спрут-Н1» (дальность действия до 600 км, точность определения ме-

стоположения 5—10 м), а также замена высокоточных РНС ближнего действия «ГРАС» («ГРАС-2») и «Кра-бик-Б» по мере выработки их ресурса радиогеодезическими комплексами «Крабик-БМ»;

• поддержание в исправном техническом состоянии, модернизация и дальнейшее развитие средств функциональных дополнений глобальных навигационных спутниковых систем и входящих в их состав контрольно-корректирующих станций морских локальных дифференциальных подсистем;

• создание для кораблей и судов ВМФ интегрированной аппаратуры потребителей для совместной обработки сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, наземных РНС и дифференциальных подсистем.

В заключение отметим еще одно не менее важное направление совершенствования системы НГО — приведение организационно-штатной структуры гидрографической службы ВМФ в соответствие с выполняемыми задачами, ее унификацию на всех флотах и широкое оснащение современными техническими средствами10, а также повышение эффективности ее деятельности в целом, прежде всего океанографических исследований. На флотах формируются унифицированные по организационно-штатной структуре и техническому оснащению океанографические экспедиции и экспедиционные гидрографические отряды для выполнения комплексных океанографических исследований (отдельных исследований и работ) в операционных зонах флотов11. Оптимизируется количество и организационно-штатная структура районов гидрографической службы флотов и объединений, в том числе и с учетом боевого опыта, полученного в ходе ведения специальной

военной операции. Изучается возможность воссоздания в ВМФ маневренных гидрографических воинских частей и подразделений, предназначенных для непосредственного выполнения задач НГО сил и войск.

В целях наращивания объемов работ по систематическому исследованию Мирового океана на всех флотах и Каспийской флотилии ежегодно планируются и проводятся океанографические исследования в соответствии с утвержденным планом навигационно-гидрографическо-го обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и морской деятельности Российской Федерации (рис. 7). Планирование осуществляется на основе анализа ранее выполненных океанографических исследований в операционных зонах флотов с учетом потребности в обновлении государственных морских навигационных карт, руководств и пособий для мореплавателей.

Рис. 7. Постановка морского буя с борта гидрографического судна

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

2 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ.

3 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.09.2001 № 1240-р «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной гидрографической организации, Международной ассоциации морских средств навигационного оборудования и маячных служб и Международного комитета военной медицины».

5 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

6 Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 512 от 31.07.2022).

7 Осипов О.Д. Основные задачи и направления развития гидрографической службы Военно-Морского Флота // Записки по гидрографии. 2017. № 301. С. 7—11.

8 Зубченко Э.С. Новые методы и средства съемки рельефа дна в интересах мониторинга геодинамических параметров Земли // Записки по гидрографии. 2021. № 311. С. 29—66.

9 Конвенция о Международной гидрографической организации (Монако, 03.05.1967).

10 Осипов О.Д. Основные задачи и направления развития гидрографической службы Военно-Морского Флота.

11 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.