Научная статья на тему 'ПОХОДЫ ГИДРОГРАФОВ-ТИХООКЕАНЦЕВ КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ТОФ НА ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ В СЕНТЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 1945 г.'

ПОХОДЫ ГИДРОГРАФОВ-ТИХООКЕАНЦЕВ КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ТОФ НА ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ В СЕНТЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 1945 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expeditions of the Pacific Hydrographers

Alexander Gruzdev in his article «Expeditions of the Pacific Hy drographers» describes complex works of the Pacific Hydrographic expedi tions to the coast of Northern Korea (SeptemberDecember, 1945). The author elucidates aerophototopographic, geodesic and hydrographic inves tigations being conducted under the leadership of Captain of the 1st rank O.A. Borshchevsky. There are given some biographic reference notes about some participants of the expedition.

Текст научной работы на тему «ПОХОДЫ ГИДРОГРАФОВ-ТИХООКЕАНЦЕВ КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ТОФ НА ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ В СЕНТЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 1945 г.»

ства он был одинаково сдержанным, никогда не поддавался эмоциям. Он был необычайно сложной личностью...

Он принял Россию с сохой, а оставил ее оснащенной атомным оружием. Нет, что бы ни говорили о нем, таких история и народ не забывают!» (Цитирую по книге Станислава Грибанова «Аз воздам!»).

А вот как отзывался о Сталине лютый враг России сам Адольф Гитлер: «Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина. По своим политическим и военным качествам Сталин намного превосходит и Черчилля, и Рузвельта. Это — единственный мировой политик, достойный уважения.

Наша задача — раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись». (Цитирую из книги доктора исторических наук, профессора Н. Шахмагонова «Павел Первый и Сталин». М., 2000. С. 96).

Summary: «The Role of Stalin in the Great Patriotic War» is the title of the article written by Candidate of Historical Sciences, Rear-admiral A. Belous-ov. The article reports about the estimations given to Stalin and his role in the war by foreign historians and politicians, among them W. Cherchill, A. Hitler, General Vlasov and others.

ПОХОДЫ ГИДРОГРАФОВ-ТИХООКЕАНЦЕВ

КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ТОФ НА ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ В СЕНТЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 1945 г.

V

Александр Иванович ГРУЗДЕВ,

профессор-консультант ДВГТУ, капитан 1 ранга в отставке

Военно-политическая обстановка

С 1910 г. до августа 1945 г. Корея являлась генерал-губернаторством Японии. Проблема восстановления Кореи как независимого государства обсуждалась на Каирской конференции представителей США, Великобритании и Китая (1943), Крымской и Берлинской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании (1945). На последней из них было принято решение, что 38-я параллель временно, до оформления демократически избранного правительства Кореи, должна стать разграничительной линией между советскими и американскими войсками.

ш

О. А. Борщевский И. П. Кучеров

В ходе советско-японской войны и проведения Маньчжурской операции 25-я армия 1-го Дальневосточного фронта (командующий генерал-полковник И.М.Чистяков) 11 августа 1945 г. пересекла китайско-корейскую границу в районе Кенхына и во взаимодействии с силами Тихоокеанского флота (командующий адмирал И.С. Юмашев) нанесла удар в направлении Сейсина (Чхонд-жина). С 11 по 22 августа морские десанты высадились в портах Юки (Унги), Расин (Начжин), Сейсин, Этетин (Одецин) и Гензан (Вонсан). 15 августа японское верховное командование объявило о капитуляции своих войск в Корее. 19 августа части и соединения японской армии начали сдаваться в плен. К 25 августа советские войска заняли территорию Северной Кореи.

На 25-ю армию была возложена задача создания временной оккупационной администрации с образованием Советской гражданской администрации (СГА). Она оказала решающее влияние на всю политическую и экономическую жизнь в Северной Корее.

Из местных политических лидеров в 1945 г. наибольшим влиянием пользовался националист Чо Ман Сик. В октябре он был поставлен во главе Административного бюро пяти северных провинций — временного органа самоуправления Северной Кореи. К 1945 г. в корейском коммунистическом движении действовали три группировки: яньаньская (Китай, г. Яньань), маньчжурская и внутренняя (г. Сеул и юг Кореи). На севере влияние коммунистов было минимальным. Во главе маньчжурской фракции стоял Ким Ир Сен, который в сентябре 1945 г. прибыл из Владивостока в Северную Корею. К этому времени стало ясно — Чо Ман Сик не разделяет директивную линию СГА. На роль лидера Северной Кореи был определен Ким Ир Сен.

В декабре 1945 г. состоялось Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании по вопросам организации послевоенного мира в Европе и на Дальнем Востоке. В числе мер, касавшихся Кореи, предусматривался совместный протекторат трех великих держав. Это вызвало резкий протест со стороны Чо Ман Сика, который подал в отставку и вскоре был арестован.

Председателем Административного комитета пяти северных провинций стал Цой Ен Ген. К этому времени Ким Ир Сен был уже председателем Северокорейского бюро Компартии Кореи (ЦК партии находился в Сеуле). В фев-

рале 1946 г. Административный комитет распался и образовался Временный народный комитет Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном. К власти пришли коммунисты. После этого СГА начала передавать властные функции на всех уровнях местным партийным, административным и военным органам, оставляя за собой консультативные (фактически — контрольные) функции1.

Задачи, силы и район работ

В соответствии с приказом командующего ТОФ от 15 сентября 1945 г. на Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию (ТОГЭ) возлагалась задача: в сентябре — декабре произвести аэрофототопографические, геодезические и гидА Д Козлов рографические работы на восточном и частично западном побережье Северной Кореи. Их цель — составление военно-географического и военно-топографического описаний, корректура руководств для плавания и составление крупномасштабных планов наиболее важных портов и бухт побережья. Из состава ТОГЭ выделялись аэрофототопографический, геодезический и гидрографический отряды. Экспедиции придавались гидрографическое судно (гису) «Партизан»2 и тральщик «Т-332»3, звено самолетов, подразделение автотранспорта и др.

Общее руководство работами возглавил начальник ТОГЭ капитан 1 ранга О.А. Борщевский4.

Аэрофототопографический отряд (АФТО) возглавил инженер-капитан Д.А. Брюханов. Отряду предписывалось следующее.

1. Провести аэрофотосъемку (АФС) восточного побережья от реки Тюмень-Ула (Туманная) до 38-й параллели с захватом береговой полосы шириной 3—5 км в масштабе 1:20000, а также съемку территории портов Юки, Расин, Сейсин, Санзин, Соохозин, Гензан, Тесэнко, бухты Остолопова (Чхахо-ман) и рейда Симпо в масштабе 1:7000.

2. Выполнить полевую подготовку аэроснимков на районы бухты Юки, залива Корнилова (Начжинман), бухт Сейсин, Остолопова, залива Плаксина (Иммёнхэ), рейдов Паллада и Симпо, бухты Мономаха, порта Соохозин (Сей-касин), бухт Гензан и Тесэнко для последующего составления планов в камеральных условиях в масштабе 1:10000, 1:15000, 1:25000.

3. Провести полевую фотограмметрическую обработку материалов АФС, произведенную ВВС ТОФ на район западного побережья (залива Ялу, ныне — Западно-Корейский залив, от 38-й параллели до границы с Маньчжурией (р. Ам-мокан, заливы Ялу, Ялуцзян).

4. Выполнить полевую подготовку аэроснимков на район порта Чиннам-по на побережье залива Ялу.

Личный состав АФТО был разделен на семь групп. В него входили аэро-фотосъемочное звено в составе двух гидросамолетов «МБР-2» (морской базовый разведчик) — командир звена капитан Хазиков, летчик старший лейтенант Терещенко, штурман звена старший лейтенант Казанцев, техник старший техник-лейтенант Липчанский. Сержантов было 8, краснофлотцев — 6 чел.

Фотограмметрическая часть состояла из старшего инженера П.М. Бала-баева, фотолаборанта В.С. Заикина, техника Н.Г. Третьякова5, фотограмметри-ста Гладких.

Пять групп полевой подготовки аэроснимков: начальники партий А.Н. Мес-синг, М.С. Загорский, Козорез; сюда же входили старший гидрограф капитан-В.В. Колгушкин, лейтенант О.П. Конковский, ст. лейтенат М.Н. Славнов, топографы И.А. Рыбин и В.Ф. Антипин.

Аэрофотосъемочное звено и фотограмметрическая часть подчинялись непосредственно начальнику АФТО, а все группы полевой подготовки аэроснимков — начальнику Гидрографического отряда.

Все работы аэросъемочное звено выполнило с 22 сентября по 10 октября с двух баз: бухты Патрокл (порт Владивосток) и порта Гензан. Фотолабораторная и фотограмметрическая обработка материалов АФС производилась во Владивостоке специально организованной группой АФТО на базе стационарной фотолаборатории ТОГЭ. Отпечатанные аэроснимки через двое суток доставлялись этими же самолетами в Гензан и передавались гидрографам для использования их в поле. АФС западного побережья выполнялась самолетами 50-го гвардейского авиаполка ВВС ТОФ. Развертывание подразделений из Владивостока осуществлялось в следующем порядке: группа А.Н. Мессинга 1 сентября на гидрографических катерах в район Юки — Расин; группы М.С. Загорского и капитана В.В. Колгушкина — на гису «Партизан» 30 сентября; группа И.А. Рыбина на «Т-332» 9 октября. По окончании АФС самолеты вернулись в бухту Патрокл, а технический состав звена перешел на транспорт «Монгол».

Полевая подготовка снимков выполнялась силами топографических групп. На их основе производились гидрографические работы: промер и обследование портов, составление формуляров, заметок для лоции и прочее. Каждая группа имела в своем распоряжении катер. Перебазирование групп осуществлялось гису «Партизан» или «Т-332». Работы выполнялись с помощью инструментов и приборов: АФС — короткофокусных аэрофотоаппаратов (АФА) «МАФА» с объективом «Руссар-19» — для мелкомасшабных съемок и «АФА-13» с объективом «Индустар-13» — для съемки в масштабе 1:7000. Полевая подготовка снимков проводилась с применением 30-секундного теодолита «Геофизика», мензулы, кипрегелей «Гирлях» и марки «ШВ», 20-метровых мерных стальных лент.

Геодезический отряд возглавил капитан 3 ранга А.Д. Козлов6. С 4 ноября — инженер-капитан Г.П. Иванов.

Отряду надлежало выполнить следующие работы на восточном побережье от реки Тюмень-Ула до 40-й параллели (при резерве времени — до 38°): проложить самостоятельный ряд триангуляции 3-го класса с двумя контрольными

Гису «Партизан», затонувшее в порту Гензан

Памятник гидрографа-тихоокеанцам в г. Гензане

^ базисами; в районах бухт и портов сгустить сеть

до точек рабочего обоснования для обеспечения полевой подготовки аэроснимков; определить на побережье координаты приметных с моря ориентиров и все береговые средства навигационного оборудования; организовать сбор сведений для военно-топографического описания заданного района.

Штатный состав отряда: начальник партии инженер-капитан Г.П. Иванов, старший гидрограф инженер-капитан В.С. Смирнов и старший лейтенант С.Г. Астахов, младший гидрограф техник-лейтенант С.А. Рябов, начальники партий Ф.В. Соловейкин, П.Т. Старков, В.А. Калин7, Н.П. Сенцов, А.В. Петров8, триангулятор П.М. Воронцов, старший техник А.И. Скокленев9. Старшин и краснофлотцев — 9, рабочих— 14 чел.

Прикомандированный состав: начальник топографической службы Береговой обороны Владивостокского морского оборонительного района (БО ВМОР) майор А.В. Петров, начальник топослужбы Владивостокского сектора БО ВМОР капитан А.В. Данилов; топограф корпуса ПВО ТОФ старший лейтенант Лижейко, командиры взводов 226-й отдельной разведывательной авиационной дивизии (ОРАД) лейтенанты Акулов и Е. Несговоров, старшин и краснофлотцев — 54 чел. Из плавсредств было два открытых катера типа «Севморпуть» с мотором мощностью 20 л.с., катер типа «Кавасаки» (32 л.с.), три резиновые шлюпки, 10 автомашин «Студебеккер» с прикомандированными водителями из состава Южно-Приморской военно-морской базы (порт Сейсин).

Проложение ряда триангуляции 3-го класса и сгущение сети по участкам побережья выполнялось от р. Тюмень-Ула до мыса Энквиста (Капдан) партией Н.П. Сенцова; партиями Ф.В. Соловейкина — от мыса Энквиста до Ш=41°16', П.Т. Старкова — от Ш=41°16' до Ш=40°47', В.А. Калина — от Ш=40°47' до Ш=40°30', С.Г. Астахова — от Ш=40°30', до мыса Коробицына (Йонгодан), А.В. Петрова — от мыса Коробицына на юг. При этом использовались прецизионные теодолиты Большой Вильд и Малый Вильд, триангуляционный теодолит 5/10, теодолиты «ТА» (все с точностью 5'') и Гильдеб-рандта с точностью 10''.

Успешной работе способствовало гису «Партизан», который служил не только средством переброски партий, но и базой отряда. Завершились работы в районе р. Тюмень-Ула — г. Сонзин 5 ноября, в районе Канко — Гензан 5 декабря. Правда, после гибели гису «Партизан» 4 ноября они осложнились. Подразделения возвращались во Владивосток на автомашинах (26 ноября) и транспорте «Охотск» (29 декабря).

Произведенная триангуляция специального назначения служила опорной сетью на побережье в единой с территорией СССР системе координат для картосоставления и навигационно-гидрографических работ. Триангуляция, выполненная в районе от Канко до Гензана по геометрическому построению,

результатам наблюдений и вычислений, также отвечала поставленным задачам, но поскольку она являлась «висячей», т. е. не замкнутой на второй базис, то считалась незаконченной, а координаты — предварительно уравненными. Замыкание этой части триангуляции было завершено в 1948 г. Абсолютные высоты пунктов определялись путем геодезического нивелирования относительно среднего уровня Японского моря.

В процессе работ на побережье было построено 59 геодезических знаков 3-го класса и 14 — 4-го класса; произведено наблюдение 59 знаков 3-го и 34 — 4-го класса.

Камеральная обработка материалов проводилась во Владивостоке в 1945— 1946гг. В задачу вычислительных работ входило получение координат в Свободненской системе10.

Гидрографический отряд — начальник капитан 3 ранга И.П. Куче-ров11. На него возлагались работы по навигационно-гидрографическому обследованию портов и бухт на восточном побережье от р. Тюмень-Ула до 38-й параллели с целью сбора сведений для корректуры лоции и навигационных карт и планов, а также составления военно-географического описания портов и бухт. Работы выполнялись с 1 октября по 20 ноября на тральщике «Т-332» типа и четырех моторных катерах.

В составе отряда были 12 офицеров — начальник отряда, три начальника партии, один старший гидрограф, шесть гидрографов. ИТР — 3 (два начальника партии, один топограф); 20 краснофлотцев, 14 рабочих.

В отряде, разбитом на пять групп, работали: корабельная группа капитана 3 ранга И.П. Кучерова на «Т-332»; катерные группы капитан-лейтенанта Ф.А. Черного12, капитана В.В. Колгушкина13, лейтенанта С.Ф. Воеводина14, техника-лейтенанта И.П. Швидченко.

Контрольный промер проводился на катерах типа «Севморпуть» у причалов и на акваториях портов Юки, Расин, Одецин, Сейкосин, Сонзин и Гензан, в бухтах Остолопова, Мономаха, Тесэнко, Котэй, Сокусо и рейдах Паллада и Хосуй. Глубины измерялись рыболотом. Промер координировался французским способом и по переносным створам, которые выставлялись на причалах. Во всех вышеуказанных портах и бухтах производился сбор сведений для корректуры лоции и военно-географического описания. Были сделаны снимки и фотопанорамы бухт, портов, характерных мысов и маяков. Чтобы получить представления о характере приливов и вычисления срезки глубин (для приведения их к нулю глубин) производились футшточные наблюдения над колебанием уровня моря в 11 пунктах побережья. Лейтенант В.Д. Суханов выполнил наблюдения на восьми пунктах побережья с помощью магнитного теодолита «^сЬаББеЬткКоординаты магнитных пунктов снимались графически с японских карт и планов.

Гидрографические группы собрали материал, вполне пригодный для корректуры карт и лоции, а также для составления Военно-географического описания. Оплавание японских морских карт в масштабе 1:250000 и планов портов и бухт показало их пригодность для использования в навигационных целях.

Часть личного состава отряда с первых дней войны занималась поиском и изъятием японских морских и топографических карт, пособий для плавания, каталогов геодезических пунктов и другой специальной литературы. В состав

группы входили инженер-капитан К.К. Мусатов, старшие техники-лейтенанты Е.В. Тобин и А.Ф. Ивков15, лейтенант М.Н. Славнов. Эту работу позднее возглавлял начальник ТОГЭ капитан 1 ранга О.А. Борщевский. В частности, удалось найти каталоги триангуляционных пунктов трех провинций с административными центрами в городах Канко, Хейдзио и Сингисю. В них приводились географические и прямоугольные координаты пунктов и их высоты. Причем, если прямоугольные координаты давались в местной системе, то географические были вычислены на сфероиде Бесселя. Найденные каталоги позволили в значительной степени сократить объем геодезических работ и время, а также сэкономить расход средств для этих целей.

Разумеется, выполнение экспедиционных работ на чужой территории, где только что прошла война, было сопряжено с большим риском и опасностями. Воды портов и бухт оказались заминированными. Причем минная обстановка в большинстве случаев была неясной; известно, что в конце войны американская авиация выставила в портовых водах Кореи донные мины. Поэтому плавание в районе работ представляло значительную опасность. Этот вопрос стал особенно острым после подрыва на мине и гибели в порту Гензан гису «Партизан».

Незнание членами экспедиции японского и корейского языков, нравов и обычаев местного населения, быстро менявшаяся внутриполитическая обстановка в Северной Корее — все это существенно осложняло выполнение исследований. Особенно трудно добывались статистические сведения для военно-географического и военно-топографического описаний. Неоднородность состава населения побуждала соблюдать меры повышенной бдительности. Были и технические факторы, отрицательно сказавшиеся на продвижении работ. Так, АФС производилась на изношенных самолетах, они базировались в порту Ген-зан, опасном в минном отношении. Береговые группы не были оснащены радиостанциями. Наконец, осенне-зимняя погода вносила свои трудности как на берегу, так и в море и воздухе (обледенение самолетов на больших высотах). И все-таки личный состав ТОГЭ ценой максимального напряжения сил, благодаря мужеству участников, высокой организованности и накопленному опыту исследований в дальневосточных морях успешно справился с поставленными задачами.

Участники работ в Северной Корее были удостоены благодарности командования флотом, а наиболее отличившиеся получили правительственные награды. Орден Отечественной войны 1 степени вручили начальнику ТОГЭ капитану 1 ранга О.А. Борщевскому; орден Отечественной войны 2 степени — начальнику гидрографического отряда капитану 3 ранга И.П. Кучерову, начальнику АФТО инженер-майору Д.А. Брюханову и начальнику партии геодезического отряда П.Т. Старкову. Орден Красной Звезды получили начальник Геодезического отряда капитан 3 ранга А.Д. Козлов, заместитель начальника Геодезического отряда майор Г.П. Иванов, старший инженер ТОГЭ П.М. Бала-баев, начальник партии Геодезического отряда старший лейтенант С.Ф. Воеводин и начальник партии АФТО старший лейтенант М.Н. Славнов. Медалью «За боевые заслуги» были отмечены начальник партии Геодезического отряда В.А. Калин, начальник партии АФТО А.Н. Мессинг, топографы АФТО И.А. Рыбин и В.Ф. Антипин.

1 Советские войска оставались в Северной Корее до 25 декабря 1948 г.

2 «Партизан». Заложен на судостроительном заводе в Ленинграде 10.11.34 г. Спущен на воду 28.04.36 г. Вступил в строй 25.05.38 г. и в качестве гидрографического судна вошел в состав ВМФ. 27.06.38 г. вышел из Кронштадта и, перейдя через Панамский канал во Владивосток, 17.10.38г. вошел в состав Гидрографической службы ТОФ. 23.11.39г. переформирован в учебный корабль, а 28.10.41 г. вооружен и переклассифицирован в сторожевой корабль. Во время советско-японской войны 1945 г. участвовал в обеспечении высадки морских десантов в порты Северной Кореи. Водоизмещение— 1286 т, длина— 64,3 м, ширина— 10,3 м, осадка— 3,4 м, мощнсть машины— 700 л.с., скорость— 9,5 узлов, автономность плавания — 1000 миль. Вооружение: два 100-мм орудия и два 7,62 мм пулемета. Экипаж— 83 чел.

Вечером 3.11.45 г. гису «Партизан» пришло в порт Гензан и стало на якорь на внешнем рейде. Ранним утром следующего дня при выбирании якоря под днищем судна взорвалась мина, вызвавшая взрыв котлов, находившихся под парами. Судно затонуло на небольшой глубине; мачты и часть надстроек остались над водой. Погибли 23 чел., в том числе инженер-геодезист Я.В. Быков. Получили ранения 40 чел., в том числе начальник Геодезического отряда капитан 3 ранга А.Д. Козлов, командир судна капитан-лейтенант Е.П. Веревкин; старший помощник командира судна старший лейтенант В.С. Семенов был контужен. В память о погибших гидрографах в Гензане установлен памятник.

3 «Т-332», тральщик американской постройки типа «АМ». Заложен 8.04.42 г. на судоверфи в г. Тампе, спущен на воду 18.10.42г., вступил в строй 31.05.43г. под названием АМ. 137 «Adopt». 13.02.45 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР и 17.05.45 г. принят советским экипажем в счет поставок США СССР по ленд-лизу. 23.07.45 г. убыл из Колд-Бэя (Аляска) и 1.08.45 г. по прибытии в Петропавловск-Камчатский вошел в состав ТОФ. Во время советско-японской войны нес охрану коммуникаций и баз в Беринговом, Охотском и Японском морях. С 17.01.47 г. по 23.04.53 г. входил в состав 5-го ВМФ. 1.09.55 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в посыльное судно «Кинель». 27.02.56 г. переформирован в брандвахтенное судно «БРН-10». 27.03.60 г. исключен из состава ВМФ.

4 Борщевский Олег Александрович (24.01. 1904 — 1963, Ленинград). Капитан 1 ранга. В РККФ с 1921 г. Окончил Военно-морское гидрографическое училище (1926) и гидрографический факультет Военно-морской академии (ГФ ВМА) в 1937 г. Служил помощником командира гису «Максим Горький», младшим, затем старшим производителем работ, начальником гидрографической партии на Каспийском море (1926 — 1933). Затем пом. начальника, начальником отряда, пом. начальника Северной гидрографическй экспедиции (СГЭ) СФ в 1937 — 1941 гг. В 1941 — 1942 гг. организовал фотограмметрические отряды в гидрографических службах ЧФ, СФ, БФ и ТОФ. В 1943 — 1945 гг.— начальник ТОГЭ. В 1946— 1948 г.— старший офицер отдела гидрографического изучения Гидрографического управления (ГУ) ВМС. В 1948 г. назначен начальником гидрографического отдела Научно-испытательного гидрографическо-штурманского института (НИГШИ) ВМФ. В 1956 — 1957 гг. возглавил Морскую антарктическую экспедицию (МАЭ) на дизель-электроходе «Лена». В 1957 — 1958 гг. являлся заместителем начальника 3-й МАЭ. В 1959 г. после увольнения в запас работал во Всесоюзном научно-исследовательском радиотехническом институте. Его именем назван полуостров в море Космонавтов (Антарктида). Опубликовал более 10 научных работ.

5 Третьяков Николай Гаврилович. Работал в ТОГЭ с 1936 г. по 1964 г., с 1964 г. по 1970 г.— старшим инженером в 874 Картоиздательском производстве (КИП) ТОФ. С 1970 г. по 1978 г. — гравером. Являлся высококвалифицированным чертежником-оформителем отчетных планшетов и оригиналов морских навигационных карт. Обучил десятки чертежников ТОГЭ и КИП.

6 Козлов Алексей Дмитриевич (28.02.1898, СПб — 25.02.1979, Ленинград). Контр-адмирал, канд. технич. наук (1930). В 1917 г. после окончания реального училища и Политехнических курсов поступил в РККФ (БФ), окончил Училище командного состава флота (1922) и ГФ ВМА (1925). В 1920 г. участвовал в боевых действиях против войск Врангеля. Проходил службу в должностях флагштурмана штаба Учебного отряда Морских сил Балтийского моря (1925 — 1927) и пом. начальника штурманского отдела ГУ УВМС РККА (1927 — 1928). В 1928 — 1930 гг. — адъюнкт ГФ ВМА, в 1931 — 1932 гг. — преподаватель ВМА. В 1933 — 1939 гг. и в 1948 — 1960 гг. — начальник ГФ ВМА. В 1937 г. возглавлял научную группу ГФ ВМА на гису «Охотск» при переходе гидрографических судов «Океан», «Охотск» и «Камчадал» из Мурманска на Дальний Восток по СМП. В 1940 — 1945 гг. служил в ТОГЭ в должности начальника Геодезического отряда. Руководил работами в Японском море и Амурском лимане. В 1946 г. принял участие в первых океанографических исследованиях ВМФ СССР — на переходе парома «Ани-

ва» из Одессы через Суэцкий канал во Владивосток. После выхода в отставку (1960) работал в 280 ЦКП ВМФ в области составления, редактирования и подготовки к изданию руководств для плавания. Основные труды: «Практическая геодезия» (1932, в соавторстве), «Эллипсы ошибок» (1950), «Оценка точности определения места корабля» (1954).

7 Калин Валентин Акиндинович. Работал в Геодезическом отряде ТОГЭ (1936 — 1964), затем ст. инженером в 874 КИП ТОФ (1964 — 1977). Являлся ведущим специалистом по геодезии.

8 Петров Александр Васильевич. Полковник. Служил и работал в ГС ТОФ с 1941 г. После ТОГЭ служил в органах снабжения ГО ТОФ, был заместителем начальника ГО ТОФ по МТО. После выхода в отставку с 1966 по 1972 г. работал ст. инженером гидрографической группы 3 отдела УГС ТОФ.

9 Скокленев Анатолий Иванович. Работал в Отдельном гидрографическом отряде Дальнего Востока (1931 — 1934) и ТОГЭ (с 1934). Специализировался на строительстве триангуляционных знаков, в том числе сигналов. Умер в 1959 г. во Владивостоке.

10 До 1946 г. в СССР использовались две системы координат, основанные на эллипсоиде Бесселя: Пулковская система координат 1932 г. с исходным пунктом Пулково (Ш=59°46'18,71" сев. и Д=30°19' 38,55'' вост.), имевшая распространение на европейскую часть и Западную Сибирь до Д=90° вост; Cвободненская система координат 1934 — 1935 гг. с исходным пунктом Черниговский (Ш=51°25'36,55'' сев., Д=128°11'34,77" вост.), действовавшая от Д=90° вост. до дальневосточных морей.

Эллипсоид Бесселя характеризуется следующими параметрами, округленными до целых метров: большая полуось а=6377397 м, малая полуось в=6356079м, сжатие а=1:299,15

7 апреля 1946 г. постановлением Совета министров СССР была введена единая система геодезических координат и высот на территории СССР. За начало координат новой системы приняты геодезические координаты Пулковской обсерватории (сигнал А: Ш=59°46'15,359'' сев., Д=30°19' 28,318'' вост). Введенная единая система координат получила наименование «Пулковская система геодезических координат 1942 г.» Этим же постановлением была решена и другая задача — установлены размеры эллипсоида относимости (референц-эллипсоида) по самым современным данным. Эллипсоид получил название «Эллипсоид Красовского» — по фамилии астронома-геодезиста, члена-корреспондента АН СССР, лауреата Государственной премии СССР (1943, 1952, посм.) Красовского Феодосия Николаевича (1878 — 1948). Под его руководством определены размеры земного эллипсоида. Элементы эллипсоида Красовского: большая полуось а=6378245 м, малая полуось в=6356863м, сжатие а= 1:298,3. Начиная с 1946 г., все вновь издававшиеся на районы отечественных морей морские карты составлялись в Пулковской системе координат 1942 г. по данным референц-эллипсоида Красовского.

11 Кучеров Иван Петрович (19.01. 1912, г. Вышний Волочек Тверской губ.— 9.09.1993, СПб). Капитан 1 ранга, окончил гидрографический отдел ВМУ им. Фрунзе (1934) и ГФ ВМА (1943). В составе СГЭ участвовал в гидрографических работах в Белом и Баренцевом морях. С 1943 г. — в составе ТОГЭ. В 1944 — 1945 гг. в должности начальника отряда руководил промером со льда в Амурском лимане для обеспечения перевозок грузов ленд-лиза из портов США в порты Владивосток и Николаевск-на-Амуре. В конце 1947 г. возглавил сформированную в Петропав-ловске-Камчатском 2-ю ТОГЭ. Под его руководством экспедиция выполнила комплексные гидрографические работы вдоль восточного побережья Камчатки, на Командорских о-вах, у западного берега Берингова моря, в Анадырском зал. и на Шантарских о-вах. В 1954 г. назначен начальником 280 ЦКП ВМФ. Оставаясь в этой должности, возглавил в 1955 г. гидрографический отряд 1-й САЭ. Отряд успешно выполнил астрономические наблюдения, съемку побережья и промер в районе станции Мирный, АФС и рекогносцировочный морской промер с дизель-электрохода «Обь» в море Дейвиса и на восток от него до о-вов Баллени. Явился организатором ЦКП ВМФ из разрозненных самостоятельных подразделений. После увольнения в запас в 1971 г. продолжал плодотворно работать на этом же производстве. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды).

12 Черный Ф.А. Капитан 1 ранга. Окончил ГФ ВВМУ им. Фрунзе (1941). В ТОГЭ был заместителем начальника Геодезического отряда. Затем служил в частях ГС ВМФ.

13 Колгушкин В.В. Впоследствии служил и работал в 280 ЦКП ВМФ. Внес большой вклад в экспертизу и техническую приемку материалов, представлявшихся экспедициями, районами и частями ГС ВМФ, а также в сбор, анализ, систематизацию, обработку и хранение картографических, литературных, справочных и архивных источников, использовавшихся при составлении карт и руководств для плавания.

14 Воеводин С.Ф. После 1952 г. — преподаватель Высшего военно-морского гидрографического училища (г. Гатчина — г. Пушкин).

15 Ивков А.Ф. В 1943 г. возглавил Восточное картографическое производство (ВостКП) на базе Центрального картоиздательского производства (ЦКИП) в Ленинграде. ВостКП решало задачу по обеспечению морскими картами судов ДВМП и других ведомств, перевозивших грузы ленд-лиза из портов США в порты Дальнего Востока СССР, а также кораблей и судов ТОФ. В 50—60-х годах выполнял ответственную работу в отделе главного редактора Морского картографического института ВМФ, разрабатывая технические указания по составлению, редактированию, корректуре и оформлению морских карт. Принимал участие в составлении образцов карт полярных районов в поперечно-цилиндрической проекции Меркатора для обеспечения плавания в высоких широтах, в издании Наставления по корректуре морских карт в Картографическом производстве и пособия «Границы океанов и морей». Принимал участие в разработке идеи использования квазикоординат при плавании атомных подводных лодок в высоких широтах (навигационный комплекс «Сила-Н»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 —1945. Справочник. М., 1988. С. 416—417.

2. Бережной С.С. Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. СПб., 1994. С. 202.

3. Богданов К.А. Морская картография. Часть 1. Л., ГУ ВМФ, 1954. С. 107—108.

4. Бубнов В.К. На Тихом океане. Кн. Гидрографы в Великой Отечественной войне. Л., 1975. С. 374.

5. История гидрографической службы Российского Флота (К 300-летию создания Военно-Морского Флота). Т. 2. Гидрографическая служба Российского Флота (1917—1996). Отв. ред. адмирал А.А. Комарицын, гл. ред. контр-адмирал запаса В.Г. Романов. Составители: Б.Н. Болгурцев, О.Л. Грибанов, К.В. Ермоленко, В.И. Корякин, Б.Г. Попов, В.Г. Романов. СПб., 1997. С. 99, 130, 243, 244, 373, 397, 399, 405, 412, 429, 449.

6. Там же. Т. 4. Биографический справочник известных штурманов и гидрографов Российского флота. СПб., 1997. С. 51, 159—160, 187.

7. Корея. Справочник. Сеул: Корейская служба информации для зарубежных стран. 1993. С. 107.

8. Ланьков А. Северная Корея. 1945 — 1948 гг.: от освобождения до провозглашения // Проблемы Дальнего Востока. 1991. №6. С. 104—109.

9. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает. 2-е изд. М., 1986. С. 111, 163, 171, 241.

10. Микавтадзе С.Г., Звонников В.К. Подготовка гидрографов высшей квалификации. Записки по гидрографии. 1997. № 242. С. 105.

11. Отчет о работах по навигационно-гидрографическому обследованию побережья Кореи, выполненных Гидрографическим отрядом в 1945 г. Владивосток, ТОГЭ 1945. С. 32—36.

12. Попов Б.Г. Справка о выпускниках ГФ ВВМУ им. Фрунзе 1941 г. и гидросамолете «МБР-2» 1 л.

13. Сообщение ТАСС о завершении эвакуации советских войск из Северной Кореи от 31.12.48 г. Отношения Советского Союза с Народной Кореей. 1945 — 1980. Документы и материалы М., 1981. С. 57—58.

14. Суханов В.Д. История гидрографических исследований на Дальнем Востоке и в Тихом океане (XVII в. — 1973 г.). Рукопись. Владивосток, 1973. С. 28—30, 117, 120.

15. Технический отчет по аэрофототопографическим работам на районы отдельных бухт и портов восточного и западного побережья Кореи, выполненным Аэрофототопографическим отрядом ТОГЭ в 1945 г. Владивосток, 1945. С. 1—5.

16. Технический отчет о триангуляции 11 — 1V классов на восточном побережье Кореи от реки Тюмень-Ула до г. Гензана, произведенной Геодезическом отрядом в 1945 г. Владивосток, 1945. Т. 1. С. 4—6.

Summary: Alexander Gruzdev in his article «Expeditions of the Pacific Hydrographers» describes complex works of the Pacific Hydrographic expeditions to the coast of Northern Korea (September-December, 1945). The author elucidates aerophototopographic, geodesic and hydrographic investigations being conducted under the leadership of Captain of the 1st rank O.A. Borshchevsky. There are given some biographic reference notes about some participants of the expedition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.