Научная статья на тему 'Направления совершенствования классификации доходов государственного бюджета'

Направления совершенствования классификации доходов государственного бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / НАЛОГИ / СБОРЫ / ШТРАФЫ / КОНФИСКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чвалюк А.Н.

Совершенствование механизмов, направленных на формирование доходной базы бюджета, является первоочередной задачей государства. В статье предлагаются следующие классификации доходов государственного бюджета: 1) исходя из степени их прогнозируемости; 2) в зависимости от частоты поступления; 3) по территориальности; 4) в зависимости от движения денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования классификации доходов государственного бюджета»

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

А. Н. ЧБАЛЮК

Адъюнкт Донецкого юридического института Луганского государственного университета внутренних дел МВД Украины

Совершенствование механизмов, направленных на формирование доходной базы бюджета, является первоочередной задачей государства. В статье предлагаются следующие классификации доходов государственного бюджета:

1) исходя из степени их прогнозируемости;

2) в зависимости от частоты поступления;

3) по территориальности; 4) в зависимости от движения денег.

Ключевые слова: бюджет, доходы, бюджетная система, налоги, сборы, штрафы, конфискация

Improvement of mechanisms aimed at the formation of the income base of the budget is a top priority task of the state. In the article there are the following classifications of revenues of the state budget:

1) on the basis of the degree of their predictability;

2) depending on the frequency of receipt; 3) by the territoriality; 4) depending on the movement of money.

Key words: budget, revenues, the system of budget, taxes, penalty, confiscation

Правовыми доктринами стран постсоветского пространства выделяются разнообразные виды и группы бюджетных доходов, что позволяет классифицировать их по разным основаниям: социально-экономическим признакам, субъектам и объектам отношений, методам мобилизации, порядку и условиям зачисления, условиям использования. Однако разграничение доходов на приведенные группы сегодня все еще нуждается в глубоком изучении, существует необходимость согласования и совер-

и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Как правило, законодательно закреплено их деление на налоговые и неналоговые, однако специалисты в области экономики и права2 предлагают также использовать следующие классификации: по социально-экономическим признакам, по назначению, по форме использования, в зависимости от метода аккумуляции средств и по материальному со-

доходы ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА - ЭТО СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ ПОСТУПАЮТ Б БЕЗОПЛАТНОМ И БЕЗВОЗВРАТНОМ ПОРЯДКЕ

Б СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ Б РАСПОРЯЖЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

шенствования терминологического аппарата, который должен использоваться при формулировке соответствующих категорий доходов.

Согласно современным представлениям классификация доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы должна основываться на действующих законодательных актах, которые определяют источники формирования доходов этих бюджетов. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные их виды по источникам и способам получения1.

Доходы государственного бюджета - это средства, которые поступают в безоплатном

держанию. Тем не менее авторы сходятся во мнении, что гранты и подарки в стоимостном выражении и межбюджетные трансферты из местных бюджетов есть обязательная составляющая доходов государственного бюджета. Но указанное деление не оказывает существенного влияния на процесс прогнозирования доходов государственного бюджета, что сводит их роль к механической группировке по видовым признакам.

Для усовершенствования процесса формирования государственного бюджета мы предлагаем в первую очередь провести класси-

о

CQ <

О.

О

CQ

О и

< а.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

фикацию доходов государственного бюджета исходя из степени их прогнозируемости. Выделим три группы доходов: прогнозируемые; частично прогнозируемые; непрогнозируемые.

Легко подлежат прогнозированию налоги и сборы, а также некоторые неналоговые поступления, имеющие постоянный характер: подсчитав предметы и объекты налогообложения, можно вывести процент отчислений, который будет уплачен в доход государства.

дить разделение по этой классификации для упрощения вычислительной работы с ними.

Еще один вид классификации доходов государственного бюджета - в зависимости от частоты поступления. Доходы можно разделить на:

одноразовые;

систематические;

периодические.

К первым относятся доходы, которые поступили в государственный бюджет в результате реализации конкретных правоотношений

ПРЕДЛАГАЕМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРОВЕСТИ КЛАССИФИКАЦИЮ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ИСХОДЯ ИЗ СТЕПЕНИ ИХ ПРОГНОЗИРУЕМОСТИ

Большая же часть неналоговых поступлений плохо прогнозируется, потому что слишком много разнообразных факторов оказывает влияние на виды деятельности, с которых государство получает доход. Поэтому доходы от некоммерческой и побочной продажи, таможенные сборы и некоторые другие доходы даже при условии неизменности установленных законами тарифов и ставок можно спрогнозировать только приблизительно (частично), учитывая статистические данные за предыдущие годы и возможные экономические волнения. Но даже в таком случае ежегодно происходят большие скачки в процентном соотношении неналоговых поступлений и государственного бюджета.

Невозможно спрогнозировать доходы от правоотношений, основанных на юридических фактах, которые являются случайными,

финансового характера. Данные действия, принеся доход государственному бюджету один раз, налого-, сборообложению и т. п. больше не подлежат и не являются периодическими. Ярким примером таких доходов может служить сбор, который осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу, когда с автомобиля, выезжающего за рубеж, берется разовый сбор, который не взимается вновь при пересечении этим автомобилем границы в обратном направлении, независимо от временного периода, через который это происходит.

Ко второму виду относятся доходы, которые поступают или должны поступать в государственный бюджет систематически, как правило, через равные промежутки времени. Это большинство налогов, например плата за пользование земельным участком, которая

ВНУТРЕННИЕ ДОХОДЫ - ЭТО ВСЕ ДОХОДЫ, КОТОРЫЕ ПОСТУПАЮТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПЕРАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В ПРЕДЕЛАХ ТАМОЖЕННЫХ ГРАНИЦ УКРАИНЫ И ЕЕ эКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

не зависят от воли государства и не выступают субъектом его регуляции. Но ввиду того, что такие доходы, как гранты, подарки, наследство и клады, составляют очень малую часть в структуре государственного бюджета и не имеют систематического характера, неточность их прогноза не может серьезно повлиять на баланс основного финансового плана государства. Однако мы считаем, что разделение доходов на указанные категории обязательно для правильного составления проекта государственного бюджета, все вновь привлеченные источники доходов должны прохо-

до установленного срока должна быть перечислена на специальные счета. Несвоевременная оплата влечет финансовые санкции в виде пени к основной сумме налога. Плата за пользование земельным участком должна вноситься один раз в год независимо от того, физическое или юридическое лицо является владельцем земли и сколько собственников сменило друг друга за этот период. В любом случае в определенный срок в государственный бюджет поступит легко прогнозируемый доход.

К третьему виду доходов мы отнесли штрафы, пени и другие финансовые санкции, ко-

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

торые всегда присутствуют в доходной части государственного бюджета, но их удельный вес в общей структуре переменчив и труднопрогнозируем.

Также доходы государственного бюджета по территориальности можно разделить на две неравные группы: внутренние; внешние.

Внутренние - это все доходы, которые поступают от деятельности, операций и мероприятий, осуществляемых в пределах таможенных границ Украины и ее экономического пространства. Большая часть государственных доходов Украины являются внутренними. Внешние доходы - займы, гранты, подарки, гуманитарная помощь, доходы от консульских учреждений, доходы, полученные в результате внешнеэкономической деятельности государственных предприятий, плата за участие украинского контингента в миротворческих операциях и некоторые другие.

В зависимости от движения денег доходы государственного бюджета мы считаем необходимым разделить на:

доходы, связанные с движением денег (в любой их форме);

доходы, не связанные с движением денег.

полученных доходов, когда сразу после поступления деньги могут быть направлены для покрытия расходов и таким образом снова возвращены в оборот, часто меняя свою форму из наличных в безналичные и обратно. Это удобно в экономическом плане как при межбанковских операциях, так и при списании средств на бюджетные счета. Но не все доходы государства первоначально имеют вид денег. Например, денежная стоимость конфискованного имущества, по материалам таможенных, правоохранительных и других органов перешедшего в собственность государства, теоретически уже может считаться его доходом. Однако учитываться при формировании государственного бюджета будет только чистая сумма, вырученная при реализации данного имущества. То же самое касается грантов и подарков, бесхозного имущества, кладов и имущества, перешедшего в собственность государства на правах наследования.

Подобная ситуация прослеживается при реализации с целью наполнения бюджета имущества, которое и так является собственностью государства. Это и доходы от приватизации государственного имущества, и поступление средств от реализации излишков вооружения, военной и специальной техники,

ПРИМЕРОМ ДОхОДОВ, НЕ СВЯЗАННых С ДВИЖЕНИЕМ ДЕНЕГ, МОЖЕТ СЛУЖИТь СПИСАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Примером доходов, не связанных с движением денег, может служить списание государственного долга, когда международные кредитные организации по различным причинам прощают государству-заемщику сначала проценты по долговым обязательствам, а потом и всю сумму долга.

По материальной форме доходы государственного бюджета можно разделить на монетарные (денежные) и вещные.

Монетарные доходы составляют большую часть, так как деньги давно стали универсальным товаром, который широко используют для построения современной модели рынка.

В нашей стране натуральные доходы бюджета преобладали с начала периода «военного коммунизма» (1918-1921 гг.) и до конца коллективизации3. Сейчас в законодательстве Украины закреплено, что налоги и сборы имеют денежную форму. Это способствует простоте в управлении, учете и использовании

другого имущества Вооруженных сил Украины и других воинских формирований, которое осталось в наследство от СССР; поступления от реализации разбронированных материальных ценностей мобилизационного резерва; поступления от продажи основного капитала; государственных запасов товаров; земли и материальных активов, а также другие поступления, получаемые при осуществлении операций с капиталом. Все их объединяет то, что первоначально скрытую денежную оценку в себе несет имущество - вещи материального мира, оценить которые можно только приблизительно. Такое имущество, как правило, продается с аукциона и в зависимости от спроса и других факторов может принести доход выше или ниже запланированного, что тоже необходимо учитывать при формировании государственного бюджета.

Мы считаем, что предложенная нами классификация отражает главную идею создания

О

со <

О со

О и

< о.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

классификаций, а именно группировку доходов государственного бюджета, необходимую для упрощения вычислительной работы во время планирования его доходной части. Деление всех доходов государственного бюджета на предложенные группы предоставит возможность увидеть, в каких случаях существуют гарантии, что запланированные суммы поступят в срок и в полном объеме, а когда этого не стоит ожидать.

1 Афанасьев М. П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие. М., 2004. С. 21.

2 Буглакова С. О., Василенко Л. I., Срмошенко Л. В. та т. Бюджетна система Украши: навчальний по-абник. КНТЕУ, 2003. С. 41; Бюджетний менеджмент: тдручник / В. Федосов, В. Опарш, Л. Са-

фонова та ш.; за заг. ред. В. Федосова. Ктв, 2004. С. 45; Василик О. Д., ПавлюкК. В. Бюджетна система Украши: тдручник. Кт'в, 2004. С. 64; Подат-кове право. Фшансово-правовий мехашзм форму-вання доходно! частини бюджепв. Правовi основи здшснення фшансового контролю: навчальний поабник для пiдготовки до державного комплексного екзамену. Ктв, 2005. С. 167; Фшансове право: пiдручник / А. е. Алков, Л. К. Воронова, С. Т. Кадькаленко та ш.; керiвник авт. колективу i вiдп. ред. Л. К. Воронова. Харкiв, 1998. С. 135; Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М., 1973. С. 38-42. 3 Совет Народных Комиссаров. Сборник распоряжений Совнаркома, Наркомюста и Нарком-прода об ответственности плательщиков по единому натуральному налогу на 1922-1923 гг. № 2. 1922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.