6. Основные показатели развития национальной платежной системы: официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet001.htm/ (дата обращения: 21.01.2017).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Ташматова Р.Г. Email: [email protected]
Ташматова Рано Гаибовна - старший преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идёт о теоретических аспектах формирования доходов государственного бюджета, рассмотрено понятие доходов Государственного бюджета, различные определения данного термина, предоставленные со стороны таких авторов как Г.Б. Поляк, В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская, также рассмотрена классификация доходов бюджета, в частности речь идёт о налоговых и неналоговых доходах бюджета, в отдельности приводятся структура налоговых доходов бюджета по видам прямых и косвенных налогов и источники формирования неналоговых доходов бюджета. Ключевые слова: государственный бюджет, доходы бюджета, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, денежные средства, финансовая система.
THEORETICAL ASPECTS OFINCOMES OF THE STATE BUDGET
Tashmatova R.G.
Tashmatova Rano Gaibovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF "FINANCE", TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the article we are talking about the theoretical aspects of formation of the state budget revenues, discussed the concept of the State budget revenues, different definitions of the term provided by such authors as the G.B. Polyak, V.V. Bocharov, V.E. Leontev, N.P. Radkovskaya also reviewed the classification of budget revenues, in particular, we are talking about tax and non-tax revenues of the budget, separately provided structure of tax revenues by type of direct and indirect taxes and non-tax sources of revenue.
Keywords: state budget, budget revenues, taxes, direct taxes, indirect taxes, cash, financial system.
УДК 336.14
В современных условиях финансовая сфера становится доминантой в развитии денежных отношений на макроуровне. В финансовой системе страны отдельное место занимает Государственный бюджет. Государственный бюджет, являясь централизованным фондом государства, служит основным источником финансирования государственных расходов, направленных на социально-экономическое развитие страны. С этой целью формируется доходная часть Государственного бюджета. В условиях рыночных отношений доходы Государственного бюджета формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений.
Рассмотрим сущность доходов государственного бюджета. Относительно термина «доходы бюджета» существует множество определений со стороны ряда российских учёных экономистов. Г.Б. Поляк и др. дают следующее определение данному понятию: «Доходы бюджета - это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления» [1, с. 251].
В учебнике «Финансы», созданном авторами В.В. Бочаровым, В.Е. Леонтьевым, Н.П. Радковской следующая трактовка доходов бюджета: «Доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства (за исключением тех, которые являются источниками покрытия дефицита бюджета)» [2, с. 59].
Ещё одно определение доходам бюджета в учебнике под редактированием В. П. Литовченко: «Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, потому что она используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг» [3, с. 93].
Обобщая можно привести следующий комментарий доходам бюджета, в условиях рыночных отношений доходы государственного бюджета страны выражают денежные отношения, которые возникают в ходе процесса формирования главного централизованного фонда страны, между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, мобилизуя денежные средства в распоряжение государства для выполнения им функций и задач.
Доходная часть государственного бюджета имеет свою классификацию. Основным признаком классификации доходов Государственного бюджета является их разделение по методам взимания на доходы, формирующие в виде налоговых поступлений и неналоговых доходов бюджета.
1. В зависимости от государственного устройства страны для федеративных государств различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов федерации и доходы муниципальных бюджетов, для унитарных государств это доходы центрального (республиканского) бюджета и доходы местных (региональных) бюджетов.
2. В зависимости от уровня бюджетной системы страны, за каждым из которых закрепляются доходы, они подразделяются на собственные доходы местного (муниципального) бюджета и регулирующие доходы местного (муниципального) бюджета.
3. По источникам образования доходы Государственного бюджета подразделяются на доходы бюджета, формирующиеся в виде доходов поступающих от юридических лиц и от физических лиц.
4. В зависимости от конкретных объектов обложения - доходы, взимаемые с имущества, дохода и др.
Налоговые доходы Государственного бюджета также классифицируются по определённым признакам.
Рассмотрим классификацию налогов по различным признакам.
1. Как было ранее сказано, в зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на собственность или доход, к косвенным налогам относятся налоги на обращение или потребление. Нужно отметить, что конечным плательщиком косвенного налога является потребитель товара (он оплачивает надбавку к цене товара).
2. По уровню управления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные (для федеративных государств) или общегосударственные и местные (для унитарных государств).
3. По объекту обложения выделяют налоги с дохода, с имущества (налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц и др.), за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли-продажи и др.); рентные (ресурсные), на потребление, на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).
4. По срокам уплаты налоги могут подразделяться на срочные налоги и календарно-периодичные налоги. В свою очередь календарно-периодичные налоги подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.
5. По характеру использования можно выделять общие налоги, они обезличиваются в бюджетах различных уровней и специальные целевые, которые поступают в Государственные внебюджетные целевые фонды государства.
6. По периодичности взимания налоги могут подразделяться на регулярные и нерегулярные.
7. По субъекту налогоплательщика налоги подразделяются на налоги с физических лиц, налоги с юридических лиц и смешанные налоги.
8. По уровню установления и изъятия налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные налоги закреплены за бюджетом конкретного уровня бюджетной системы
страны, а регулирующие налоги используются для регулирования доходов нижестоящих бюджетов бюджетной системы страны.
Доходы Государственного бюджета страны, поступающие в неналоговой форме, в условиях рыночных отношений формируют в основном незначительную часть доходов государственного бюджета. Когда речь идёт о структуре неналоговых доходах государственного бюджета нужно отметить, что природа неналоговых доходов государственного бюджета концептуально отличается от налоговых доходов Государственного бюджета они имеют свою специфику формирования.
К неналоговым доходам Государственного бюджета можно отнести, денежные поступления в виде доходов от имущества, которое находится в собственности государственных или местных органов власти, например, поступления от использования, сдачи в аренду, от продажи имущества, находящегося в собственности государственных или местных органов власти, поступления от приватизации и разгосударствления предприятий, организаций находящихся в государственной собственности.
Также неналоговые доходы Государственного бюджета формируются за счёт дивидендов по акциям, которые принадлежат государству, процентов, полученных от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета, доходов от оказания услуг и компенсации затрат государства, доходов от реализации конфискованного бесхозного имущества, доходов от реализации государственных запасов, а также доходов от реализации земли и нематериальных активов, поступлений капитальных трансфертов из негосударственных источников.
Существуют также и следующие источники формирования неналоговых доходов Государственного бюджета - это штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности и др.
В качестве вывода можно сказать следующее: доходы Государственного бюджета формируются в зависимости от государственного устройства, исходя из бюджетной структуры, административно-территориального разделения конкретной страны, основных направлений финансовой политики государства, также данный процесс регламентируется нормативно-правовыми актами и законодательными документами.
Список литературы / References
1. Финансы и кредит: учебник / под ред. Поляка Г.Б. М.: Волтерс Клувер, 2010.
2. БочаровВ.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы: учебник. СПб: Питер, 2009.
3. Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко. 2-е изд., перераб. и испр. М.: ИТК «Дашков и К°», 2007.